Символизм: в. брюсов, д. мережковский, з. гиппиус, к. бальмонт, а. белый, в. иванов

Стихотворение заболоцкого о красоте человеческих лиц. заболоцкий николай - о красоте человеческих лиц

Анализ стихотворения Брюсова «Звезды закрыли ресницы…»

Нежное лирическое стихотворение В. Я. Брюсова было написано 2 апреля 1893 года и впервые опубликовано в сборнике «Русские символисты» в 1894 году. Оно вошло в цикл «Новые грёзы» в сборнике «Juvenilia» («Юношеское»). В рукописи поэта имелся эпиграф «Мои надгробные цветы должны быть розовой окраски. Фофанов». Также там имелась пометка «Леле».

Речь идёт о Елене Андреевне Масловой. Эта девушка была одним из первых увлечений молодого поэта. Сам Валерий Яковлевич говорил о ней так: «У нее были странные, несколько безумные глаза. Она была лунатик». Возможно, эта загадочность и привлекала юношу, наводя его на мысли о мраке ночи, который часто фигурирует в стихотворениях периода 1892-1893 гг.

Именно такой пейзаж мы встречаем и в этом произведении. С первых строк таинственная, наполненная звуками и движением, тьма окутывает читателя. Все скрытые в ней предметы словно оживают. Аллитерация (повторяются звонкие согласные «з», «ц» в словах «звёзды», «грёзы», «сердце», «вереницы») напоминает о позвякивании волшебных колокольчиков. Мы слышим плач и всхлипывания кого-то неведомого, взгляд выхватывает из густой тени неясные образы чьих-то снов. Даже звёзды кажутся какими-то фантасмагоричными созданиями с сияющими золотом ресницами. Ночь под пером стихотворца превращается в тёмную королеву, примеряющую новую полупрозрачную мантию. Таким образом, мы видим применение олицетворения для создания загадочной атмосферы.

Такой пейзаж как нельзя лучше соответствует состоянию лирического героя. Это его сумрачные сновидения мы замечали. Может статься, это его рыдания эхом носятся в тумане. Автор сообщает, что в сердце героя – любовь и обман. Неизвестно, что послужило причиной страданий персонажа, что сокрыто в его прошлом, но по словам «память былое рисует» мы хорошо понимаем, что когда-то он был счастлив. Но теперь воспоминания об ушедших светлых днях больно ранят его душу. Недаром вторая строфа завершается почти так же, как и первая – «В сердце – насмешка и яд».

Безжалостная память придаёт теням облик кого-то знакомого, кто осуждал героя. На эти образы накладываются недавние впечатления. Всё это погружает лирического героя в глубокие тягостные размышления. С помощью символа «звёзды немые далёки» автор указывает на страшное одиночество персонажа в этой туманной ночи.

Это произведение короткое: в нём всего три четверостишия с перекрёстной рифмой. Размер, предположительно, – дактиль. Стихотворение завершается эпифорой, оставляя лирического героя тонуть в мрачных и сладких воспоминаниях о прошедшей любви.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑

Жанр, направление, размер

Стихотворение Маяковского написано в 1912 году, в это время поэт ещё не был поглощен проблемой революции, поэтому в произведении звучит тема одиночества, городской суеты, непонимания. Автор открыто выступает против норм русского языка, против классических эпитетов, метафор. Всё это позволяет определить направление стихотворения – футуризм. Необычные образы, игра слов, лингвистические эксперименты демонстрируют стремление поэта выразить протест прежним законам стихосложения. Однако произведение относится к ранней лирике, поэтому здесь есть деление на строфы, присутствует рифма.

Стихотворение написано дактилем, состоит из трёх катренов, рифма перекрестная.

Композиция, жанр, рифма и размер

Стихотворение отображает возрастающую эмоциональность, заканчивающеюся торжеством лирического субъекта: «Поистине мир и велик и чудесен!». Композиционно текст состоит из двух частей: первая состоит из описания неприятных лиц, вторая – портреты одухотворенные и светлые.

«О красоте человеческих лиц» – глубокомысленное произведение, которое относится к жанру философской лирики.

Написано оно четырехстопным амфибрахием и содержит 4 катрена. Рифмовка смежная: женские рифмы чередуются с мужскими.

Автор в своем стихотворении перечисляет типы лиц человека с помощью сравнений, олицетворений и метафор. Стихотворение состоит из 16 строк, в нем 7 предложений. Оно говорит о способности автора размышлять философски, его наблюдательности, способности видеть то, чего не замечают окружающие. Всего автором представлено 6 типов лиц человека, 6 характеров людей.

Первый тип лиц рассматривается автором как те, что обещают в себе некое величие. Повествователь сравнивает их с «пышными порталами», видит их загадочными и непонятными, даже великими. Но когда узнаешь таких людей ближе, то видишь, что в нем нет ничего необычного и великого, поэтому автор употребляет слово «чудится». Это говорит об обмане, который заключен в подобных типах лиц.

Второй тип лица сравнивается с «жалкими лачугами». Такие лица выглядят печальными. Люди, обладающие такими лицами, страдают от неисполненных желаний, они недовольны своей жизнью, а потому автор говорит, что в таких «лачугах» варят печень и сычуг. Под глазами таких людей темные круги, кожа их лиц желтая и вялая. Эти люди больны. Вылечить их от болезни тоски и печали очень сложно и все это отражается на лице.

Третий тип лиц принадлежит людям с жестким и суровым характером. Эти люди скрытны, они переживают все в себе, не подпуская никого близко к своему сердцу. Автор называет лица таких людей холодными и мертвыми, а их глаза — окнами, которые закрыты решетками. Души таких людей автор сравнивает с темницами.

Четвертый тип лиц автор называет недоступными, как башни. Люди с такими лицами очень высокомерны, они не видят в окружающих достойных себе, считая себя превосходящими во всем. Такие люди очень тщеславны, но когда кому-то все-таки удается узнать сущность этих людей, становится ясно, — они пусты, в них нет ничего примечательного и дорогого.

Пятый тип лица автор любит и вспоминает с теплом. Ему он посвящает больше строк, чем первым. Он сравнивает это лицо с небогатой, непримечательной хижиной. У таких людей лица могут быть не очень красивыми, на них могут быть морщинки, но их удивительные глаза блестят весенним днем. Их добрый, теплый взгляд заставляет людей чувствовать себя хорошо. Обычно у таких людей богатый внутренний мир и хорошие качества характера. За счет этих достоинств они становятся очень привлекательными.

Шестым типом лиц автор восхищается, но уже не говорит, что встречал таких людей или общался с ними. Подобные люди, — большая редкость. Их лица автор сравнивает с ликующими песнями, солнцем и музыкой, стремящейся к небесам. Эти люди обычно очень чисты и безгрешны, они живут возвышенной жизнью и вдохновляют других задумываться о чем-то возвышенном и прекрасном. Именно таких людей каждому хочется иметь в друзьях, кому-то хочется на них ровняться. Они прекрасны во всех отношениях.

Анализ стихотворения О красоте человеческих лиц по плану

Жанр, направление и размер

Как уже было сказано ранее, для Маяковского характерным направлением творчества является футуризм. Так и в стихотворении «Ночь» видны черты этого стиля: презрение к консерватизму, урбанистичность темы и эпатаж. Футуристическая неординарность превосходно просматривается в этом произведении. Образ ночи в ранней лирике Маяковского — это, прежде всего, жуткое одиночество, время для страстей и человеческих пороков.

Стихотворный размер «Ночи» — четырехстопный амфибрахий. Несмотря на то, что Маяковский раскрепостил русскую поэзию своими экспериментами, для этого произведения поэт выбрал классическую перекрёстную рифмовку, то есть созвучие четных и нечетных строк.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Тоска по родине!»

Марина Цветаева по словам Сергея Эфрона «человек страстей», она отдавалась с головой своему урагану и это стало для нее необходимостью, воздухом её жизни. Но без этого она не смогла бы выжить в тяжелый период эмиграции, когда только она могла зарабатывать на жизнь написанием стихов (муж болел, на руках маленький Георгий, дочь помогала как могла вязанием шапочек).

И, наверное, только искренняя преданная любовь к родине помогла Марине выжить, перенести горести и страдания. В начале мая 1934 года она создает яркие проникновенные строки о России: «Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока!»

Стихотворение читается на одном дыхании, предстает кадрами старой кинохроники. Сразу понимаешь, что поэтесса использует контраст для построения стихотворения, здесь окружающий злобный мир противопоставлен внутреннему миру лирической героини, одинокой и тоскующей по родным краям.

Героиня существует среди «газетных тонн глотателей» и «доильцев сплетен» двадцатого столетья, тогда как о себе она гордо заявляет: «А я — до всякого столетья!» Внутреннее состояние героини, ее желание вырваться улететь из столь ненавистной обстановки в родные края подчеркивается использованием контекстуальных синонимов: родина — «госпиталь или казарма», родной язык — «безразлично — на каком непонимаемой быть встречным!», «роднее бывшее — всего» — «всего равнее».

Человек не может не сравнивать, сопоставляя что-то с чем-то, кого-то с кем-то, он будто бы самоутверждается, подчеркивает свою, чужую безысходность. Поэтому в стихотворении так много сравнений: «дом…как госпиталь или казарма», «камчатским медведем без льдины», «остолбеневши, как бревно, оставшееся от аллеи». Еще больше тоску и желание скрыть свои истинные чувства поэтесса показывает с помощью выражений: «всего равнее», «совершенно одинокой быть», «из какой людской среды быть вытесненной — непременно», «где не ужиться», «где унижаться». Это яркая и вместе с тем ужасная картина одиночества и безысходности.

Если представить лирическую героиню идущей по улице, то начав свой путь с тихих мерных шагов, она постепенно ускоряет шаг, говорит словами стихотворения все громче, в конце переходя на крик и быстрый шаг, она кричит: Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей — поперек!

Родимого пятна не сыщет! Говоря о рифме и ритме стихотворения, стоит отметить, что оно написано четырехстопным ямбом, который ярко виден на фоне особого ритма, созданного поэтессой. Рифма не везде точная, тем самым подчеркивается искренность, истинность чувств Марины Цветаевой. Концовка стихотворения грустная, заставляющая задуматься о происходящем: Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все — равно, и все — едино.

Но если по дороге — куст

Встает, особенно — рябина… Здесь поэтесса дает нам понять, что в душе каждого человека, как и в душе лирической героини, навсегда есть и будет частичка России, места, где ты родился и к которому тебя будет тянуть всю жизнь. В этих четырех строках собралась вся любовь, вся нежность Марины Цветаевой к Отчизне.

Анализ стихотворения «Ночь» Маяковского

В. Маяковский вошел в историю в качестве яркого представителя и одного из основателей футуризма. Это литературное течение провозглашало полный отказ от поэтических канонов и классических образцов. Главной ценностью произведения объявлялась его насыщенность необычными и яркими образами. Даже смысловое содержание отодвигалось на задний план. Ярким примером такого подхода к поэзии является стихотворение «Ночь» (1912 г.).

В произведении на первое место выходит игра слов. Неискушенному читателю оно представляется абсолютно бессмысленным. Да и попытка проникнуть через нагромождение образов становится нелегкой задачей. Маяковский не стремился к тому, чтобы у читателя сложилось какое-то определенное мнение. Каждый может дать волю своему воображению и по-своему понять автора. С уверенностью можно выделить лишь образы ночного города и человеческой толпы.

Сам Маяковский не раскрывал смысла своего стихотворения. На сегодняшний день наиболее распространенным является мнение, что поэт описал ночной игорный дом. Он испытывал к буржуазному обществу огромную ненависть и презрение и не скрывал своих чувств. Ночная жизнь в то время, да и всегда, была связана с порочными увеселениями богатых слоев, проматывающих целые состояния. Это возмущало Маяковского до глубины души.

В произведении чувствуется негативная оценка автора. Эпитеты «багровый» и «белый» могут относиться к закату и дню. Наступившая ночь «отбросила и скомкала» их. «Зеленый» — традиционный цвет сукна на игорном столе. Далее следует более или менее ясный образ ночного дома с освещенными в темноте окнами («желтые карты»).

Во второй строфе стиха, возможно, Маяковский изображает погрузившийся в сон город. Здания оделись в «синие тоги». Но в это время просыпается другая жизнь. «Бегущие» — собирающиеся вокруг игорного дома люди. «Браслеты» — тяга к азартной игре, которая приковывает людей к себе.

Толпа, напоминающая «пестрошерстную быструю кошку», стремится урвать свою долю из предстоящего развлечения («смеха отлитого кома»). Поэт случайно попадает в это людское сборище и пытается из него вырваться («улыбку протиснул»). «Удары в жесть» могут символизировать ночной музыкальный ансамбль в ресторане, а «арапы» — музыкантов, исполняющих экзотические мелодии.

Стихотворение «Ночь» не может быть истолковано однозначно. Чистый футуризм так и не получил широкого распространения. Сам Маяковский уже в скором времени стал уделять больше внимания смыслу своих произведений.

Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления. Футуризм, по убеждению Маяковского, чересчур «экстравагантный» и «телеграфный» стиль. Но яркость, выразительность футуристов нравится литератору

Особенность футуризма – игра слов, содержание не так важно, как форма стихосложения

Пример футуризма «Ночь» 1912 года — отклик итальянским футуристам, принявшим стихотворный декрет. Однако у Владимира было свое мнение: «телеграфный стиль» смел и свеж, но невозможен в лирике. В произведении «Ночь» применяется одно положение футуристов, изустные опыты – будущее поэзии, однако классика закоренела и негибка.

С первых слов дается описание ночного города. Город — образ игрального заведения там идет игра, притворство, обман. Вся подача идет через намек, как – будто словесная загадка, каждый найдет свои ответ. Город ночью – одиночество поэта.

Своих почитателей сочинитель сравнивает с массой людей, она же «пестрошерстая быстрая кошка», которая проводит свой досуг легко, непринужденно. Публика развлекается, для потехи ради, а поэт изливает душу, но все напрасно. Герой не чувствует отдачи от своего собеседника – толпы. Он – чужой, изгой здесь и сейчас, отсюда комплекс, не дающий идти на контакт. И при желании с ним заговорить он отстраняется «в глаза им протиснув улыбку пугая», оставаясь в своих мыслях. Он не такой, как все, вокруг, ведь его не понимают. Это тяготит его, он может пропасть в пестроте ночного народа, не раскрыв свои чувства, планы на жизнь.

Произведение не имеет живой ритмики, увлекающего созвучия, зато динамика произведения цепляет читателя, полностью вовлекая в действие.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Анализ стихотворения Маяковского «Ночь»: композиция

  • Рифмовка: перекрестная (АВАВ), когда в пары объединены четные и нечетные строки.
  • Стихотворный размер — дактиль. Рифмовка «Ночи» представляет трёхсложную стопу, где ударение падает на первый слог.
  • Особенности построения стихотворения. В произведении автор использует:
    • эпитеты (багровы и белый);
    • метафоры (черным ладоням сбежавшихся окон);
    • сравнения (как желтые раны, огни).

Так выглядит один из вариантов анализа стихотворения «Ночь». Эта трактовка произведения поможет на семинаре по литературе, в написании сочинения или расширит границы понимания творчества Владимира Маяковского.

Анализ стихотворения – Ночь

Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” – – отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира . В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Посмотрим на самые первые стихи о городе – “Ночь” и “Утро”. День, “багровый и белый, отброшен и скомкан”, вечера зеленый сумрак собрал причитающуюся ему “горсть дукатов”, “а черным ладоням сбежавшихся окон раздали горящие желтые карты”, “синие тоги” набросилась ночь на городские площади и бульвары, на здания в браслетах огней. По ночным улицам “толпа – пестрошерстая быстрая кошка – плыла, изгибаясь, дверями влекома” в поисках развлечений и удовольствий. Это описание города в стихотворении “Ночь” не может вызвать у нас ассоциаций: наши города уже вечером пустынны, страшны, угрюмы, но ведь Маяковский описывает город 1912 года, не тронутый ни войной, ни революцией. Но позади ночь развлечений, “угрюмый дождь скосил глаза”, гибнут фонари, “цари в короне газа”, и то, что было красиво ночью, – почти безобразно при утреннем свете, который “для глаза сделал больней враждующий букет бульварных проституток”. И вот восток бросает в одну пылающую чашу все, что осталось от ночного пира (стихотворение “Утро”). Часто современность в стихах Маяковского предстает в мрачных, окрашенных трагическим колоритом картинах (“Из улицы в улицу”, “Адище города”, “Послушайте!”).

Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления. Футуризм, по убеждению Маяковского, чересчур «экстравагантный» и «телеграфный» стиль. Но яркость, выразительность футуристов нравится литератору

Особенность футуризма – игра слов, содержание не так важно, как форма стихосложения

Пример футуризма «Ночь» 1912 года — отклик итальянским футуристам, принявшим стихотворный декрет. Однако у Владимира было свое мнение: «телеграфный стиль» смел и свеж, но невозможен в лирике. В произведении «Ночь» применяется одно положение футуристов, изустные опыты – будущее поэзии, однако классика закоренела и негибка.

С первых слов дается описание ночного города. Город — образ игрального заведения там идет игра, притворство, обман. Вся подача идет через намек, как – будто словесная загадка, каждый найдет свои ответ. Город ночью – одиночество поэта.

Своих почитателей сочинитель сравнивает с массой людей, она же «пестрошерстая быстрая кошка», которая проводит свой досуг легко, непринужденно. Публика развлекается, для потехи ради, а поэт изливает душу, но все напрасно. Герой не чувствует отдачи от своего собеседника – толпы. Он – чужой, изгой здесь и сейчас, отсюда комплекс, не дающий идти на контакт. И при желании с ним заговорить он отстраняется «в глаза им протиснув улыбку пугая», оставаясь в своих мыслях. Он не такой, как все, вокруг, ведь его не понимают. Это тяготит его, он может пропасть в пестроте ночного народа, не раскрыв свои чувства, планы на жизнь.

Произведение не имеет живой ритмики, увлекающего созвучия, зато динамика произведения цепляет читателя, полностью вовлекая в действие.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Темы и настроение

Стихотворение проникнуто отчаянием, чувством безысходности, тоской. Герой осознает, что нельзя исправить этих «зверей», которые его окружают, что он всегда будет чужим среди обывателей. Он с презрением наблюдает за их пошлой, разгульной жизнью.

В произведении поэт рассуждает над темами, которые не раз отражались в творчестве Маяковского.

  1. Поэт затрагивает тему общества. Его лирический герой видит испорченную толпу, которая стремится не к развитию, а только к развлечению. Ночь утратила свой романтический облик, у Маяковского она символизирует похоть и разврат.
  2. Также Маяковский рассуждает над темой одиночества. Лирический герой чувствует себя лишним в этом обществе обывателей и никогда не сможет найти себе в нём место. Ему некуда уйти – всюду будут одни и те же «маски».
  3. Тема природы неотъемлемая часть творчества Маяковского. Во многих шедеврах футуриста присутствуют образы окружающей среды. В данном произведении он неоднократно обращается к природе: «пестрошерстая быстрая кошка», «крыло попугая», «зовущие лапы». Лирический герой сопоставляет зверей с толпой, показывая её дикость. Также название самого произведения обозначает природное явление. В этом мире все неразрывно связано друг с другом, человек неотделим от окружающей среды.

«Я люблю…» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение, опубликованное в третьем по счету сборнике Валерия Брюсова «Me eum esse» под заголовком «Я люблю…», датируется июнем 1897 года. В это время двадцатитрехлетний скандально известный поэт-декадент — все еще студент и все еще проживает в доме своих родителей, в большой семье, где с недавнего времени появилась выпускница французской католической школы в Москве, чешка по национальности, Иоанна Матвеевна Рунт: она служит гувернанткой младших детей Александра, Лидии и Евгении, и ей двадцать один год. Валерий к тому времени уже пережил две бурные любовные драмы и в скромной гувернантке сумел распознать надежную подругу, с которой он затем счастливо прожил до конца своей жизни .

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращенном к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф

И. Тютчева — любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф. И.

Тютчева «Лебедь»: в нем «лебедь чистый» показан между двойною бездной — Небом и Морем.

Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа — и тоже между двумя символическими безднами: Небо остается «на своем месте», а место Моря занимает бездонная и еще неведомая бездна-стихия — Женщина.

Тема, основная мысль и композиция

Истинная любовь — вот тема этого стихотворения: любовь, которая не опускает человека до уровня инстинктивной, животной жизни, но, напротив, влечет его к небу. Это весьма ответственное поэтическое послание Валерия Брюсова не только возлюбленной, но и самому себе, и своим друзьям, а более врагам — той «антидекадентской» критике, которая именно в нем, Брюсове, усматривала едва ли не главного провозвестника «декадентских» устремлений его поколения. В данном стихотворении уже можно видеть начало того «страстного рационализма», который вообще среди всех русских поэтов отличает Брюсова, сочетавшего, казалось бы, несочетаемое — «романтическую» страсть со строгим «классицистическим» рационализмом поэтического мышления и художественного построения.

Так, вызывающе проста, предельно рациональна композиция стихотворения, выражающая его главную мысль и построенная на одном параллелизме, заявленном в первой строке и настойчиво повторенном в последней: любовь к единственной и главной женщине — любовь к небу.

Тропы и образы

Этот главный параллелизм раскрывается в столь же рационально построенной системе образов-символов, которые играют и переливаются, как «двойные» картинки: например, явные гиперболы тут же могут быть прочитаны и как «простое» поэтическое описание неба, «просто» отраженного в глазах любимой — в чем и состоит символизм данных образов. Точно так же дышать нам дано воздухом, «атмосферой», которая и есть небо, — но в символическом плане «жизнью я дышу, любя» — и только любя, так как истинное постижение всего символического наполнения «небесных» образов-символов дается лишь любовью. Прямая отсылка к Тютчеву дана не только в эпиграфе, но и в символическом образе лебедя, но и этот образ есть троп — сравнение с лебедем самого лирического героя, который, «как лебедь на волнах», гордо реет между «бездной» неба и «бездной» взора любимой.

Наконец, очень важен финальный образ-символ «заброшенности» : «Так, заброшены на землю…» Преодолеть заброшенность, вернуть утраченный рай и вернуться на свою метафизическую родину — на небо — человеку возможно опять-таки не иначе как при помощи любви: «…к небу всходим мы, любя…».

Возможно вам будет интересно

Одно из прекрасных стихотворений А.С.Пушкина «Цветы последние милей» вышло в свет в 1838 году. Произведение было издано в журнале «Современник» уже после смерти автора. Эту красивую миниатюру поэт посвятил своей закадычной

После того, как Николай Некрасов пережил долгий и бурный роман, соединив себя узами с замужней Авдотьей Панаевой, он решает вступить в законные отношения, когда ему исполнилось 50 лет

Произведение в форме ярких образов отражает мысли и чувства крестьянского поэта, явно видящего наступление нового времени, с господством промышленности и городов.

Стихотворение в целом невероятно ироничное, глубокое и пророческое. Автор со здоровым цинизмом описывает и страну, которая утратит культурные богатства копившиеся веками и похожа теперь на оксюморон

Источник

Анализ стихотворения Цветаевой «Тоска по родине!»

Марина Цветаева по праву считается одной из выдающихся русских поэтесс 20 века. Ее произведения по своей глубине, точности образов и удивительной правдивости передачи мироощущений нередко сравнивают со стихами Пушкина и Лермонтова. Примечательно, что многие темы, затрагиваемые в творчестве русских классиков, были не чужды и Цветаевой. Одной из них является осмысление своего места в жизни и отношения к родине.

С Россией, а, точнее, с советской властью, у Цветаевой сложились весьма непростые взаимоотношения. Поэтесса никогда не подвергалась политическим гонениям и не являлась врагом народа, чего не скажешь о многих литераторах первой половины 20 века. Все обстояло намного хуже – идеологи социализма попросту ее игнорировали, считая, что творчество Цветаевой насквозь пропитано буржуазными пороками и не может представлять какой-либо ценности для советского общества. Именно по этой причине после революции Цветаева, оставшаяся верной прежнему укладу жизни и монархическим взглядам, практически нигде не публиковалась, хотя и предпринимала множество попыток донести до читателей свое творчество. И именно по этой причине в 1922 году поэтесса приняла решение покинуть Россию и воссоединиться с мужем, белогвардейским офицером Сергеем Эфронтом, который после разгрома деникинцев обосновался в Праге. Здесь в 1934 году было написано философское и полное горечи стихотворение «Тоска по родине!», в котором поэтесса, пытаясь осознать свое жизненное предназначение, приходит к выводу, что ее творчество больше никому не нужно.

Годы, проведенные в эмиграции, были не самыми лучшими в жизни Цветаевой. Однако поэтесса понимала, что тем из ее друзей, кто остался в России, приходится намного сложнее. Отголоски надвигающегося кошмара, именуемого построением нового общества и связанные с гибелью тысяч людей, постоянно доходили до поэтессы. Да и сама она в полной мере успела хлебнуть горя в послереволюционный период, когда осталась без средств к существованию и вынуждена была отдать в приют свою старшую дочь Ирину, которая в 3-летнем возрасте скончалась там от голода. Поэтому в стихотворении «Тоска по родине!» поэтесса отмечает, что ей, в сущности, безразлично, «по каким камням домой брести с кошелкою базарной», и что именно считать своим домом
, зная, что уют семейного очага и то счастье, которое он дарит, остались в далеком прошлом. Цветаева подчеркивает, что на чужбине, равно как и в России, ей приходится не жить, а выживать, и эта бесконечная борьба за существование делает ее жестокой, безликой и, что самое ужасно, ко всему равнодушной.

Поэтесса признается, что фактически вынуждена жить прошлыми воспоминаниями, которые для нее являются роднее всего
. Но при этом она понимает, что возврата к старой жизни нет, и не будет. Более того, мрачная действительность постепенно стирает грани между прошлым и настоящим, поэтому Цветаева отмечает, что «все признаки с меня, все меты, все даты — как рукой сняло». Такие мироощущения очень часто свойственны космополитам, однако поэтесса никогда не причисляла себя к таковым. Родина всегда была для нее чем-то святым и непоколебимым

Однако оказалось, что и родная страна может стать предательницей, убийцей души и всего того, что так важно и близко для каждого человека

Становление новой власти в России начала 20-го века разрушило привычный уклад жизни большинства людей. Особенно тяжко приходилось представителям дворянства – многим из них подверглись гонениям и ссылкам. Интеллигенция, как класс, была почти полностью уничтожена.

Литераторы, поэты, художники были объявлены бесполезными элементами общества, которое нередко оставляло их в полной нищете и забвении. Не стала исключением и Марина Цветаева – выдающаяся поэтесса Серебряного века.

Цветаевой повезло чуть больше чем другим – ее не репрессировали и не объявили врагом народа. Однако все ее творчество было объявлено насквозь пропитанным буржуазным укладом, бесполезным и нездоровым для современников.

В 1922 году поэтесса вынуждена покинуть любимую страну и уехать вместе с супругом в Прагу. Здесь, в 1934 году, она и создает стихотворение «Тоска по родине!», в котором поэтесса печально утверждает, что ни она, ни ее творчество больше никому не нужны.

Время, проведенное в эмиграции, оказалось непростым для Цветаева. Она остро ощущала свое одиночество и страдала от нищеты. Однако она понимала, что в России ее положение было бы ничуть не лучше. Поэтому поэтесса и говорит о том, что для нее не имеет значения «по каким камням домой брести»
, поскольку и за рубежом, и в родной стране она была чужая, покинутая всеми знакомыми и бывшими поклонниками.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: