Образ времени в романе людмилы улицкой «зеленый шатер»

Награды

  • Литературная премия Приз Медичи (1998, Франция)
  • Литературная премия Приз им. Джузеппе Асерби (1998, Италия)
  • Букеровская премия (2001)
  • Кавалер Ордена Академических пальм (Франция, 2003)
  • Премия Книга года за роман «Искренне ваш, Шурик» (2004)
  • Кавалер Ордена искусств и литературы (Франция, 2004)
  • Премия Пенне (2006, Италия) — за роман «Казус Кукоцкого»
  • Премия Большая книга (2007) — за роман «Даниэль Штайн, переводчик»
  • Литературная премия Гринцане Кавур (2008, Италия) — за роман «Искренне Ваш, Шурик»
  • Номинация на Международную Букеровскую премию (2009, Англия)
  • Литературная премия журнала «Знамя» в номинации «Глобус» (2010) за «Диалоги» Михаила Ходорковского с Людмилой Улицкой, опубликованные в десятом (октябрьском) номере «Знамени» за 2009 год.

Детство и семья Людмилы Улицкой

21 февраля в 1943 году на Урале в селе Давлеканово недалеко от Уфы в семье эвакуированных москвичей Улицких родилась девочка, которую назвали Людмилой. Никто и подумать не мог, что пройдет много лет, и она станет известной писательницей. После окончания войны семья Улицких возвратилась в Москву. Здесь Людмила окончила школу и поступила в МГУ на биологический факультет. Годы учебы в университете наложили глубокий отпечаток на ее дальнейшую деятельность.


Людмила Улицкая в молодости — редкое фото

Генетики научили Людмилу думать, смотреть и наблюдать, а университетский учитель Улицкой выдающийся генетик Владимир Павлович Эфраимсон был для юной студентки примером безупречной нравственности. После окончания вуза в 1968 году Людмила Улицкая стала работать в Институте общей генетики АН СССР. Через два года в 1970 году Людмила Евгеньевна уходит с работы.

Причиной увольнения стала перепечатка самиздата. Как вспоминает сама Улицкая, в те годы многих наказывали за чтение и перепечатку самиздата. Некоторое время Улицкая не работала, а когда попыталась вернуться к научной работе, то поняла, что профессия от нее ушла.

После вуза

Первым местом работы будущей писательницы стал институт генетики при академии наук СССР. Оттуда она уволилась в 1970 году. С тех пор, как признается сама Людмила Улицкая, биография ее никогда больше не была связана с государственной службой. Хотя она сменила немало специальностей.

Была заведующей литературной частью Камерного еврейского музыкального театра, сочиняла пьесы для малышей, постановки для радио и кукольного театра, писала очерки и рецензии на спектакли. В то время даже переводила стихи с монгольского языка.

Собственные рассказы начала публиковать в журналах в начале 80-х годов. Популярность к ней пришла примерно через 10 лет. После того как она взялась писать сценарии для фильмов.

Изданные книги

  • Сборник пьес «Русское варенье и другое» (2008)
  • Роман «Даниэль Штайн, переводчик» (2006)
  • Сборник рассказов «Люди нашего царя» (2005)
  • Сказка «История про кота Игнасия, трубочиста Федю и одинокую Мышь» (2004)
  • Сказка «История о старике Кулебякине, плаксивой кобыле Миле и жеребёнке Равкине» (2004)
  • Роман «Искренне ваш Шурик» (2003)
  • Сборник рассказов «Девочки» (2002)
  • Роман «Казус Кукоцкого» (2001)
  • Повесть «Весёлые похороны» (1997)
  • Семейная хроника «Медея и её дети» (1996)
  • Повесть «Сонечка» (1995)
  • Сборник рассказов «Бедные родственники»
  • Повесть «Сквозная Линия»
  • Сборник рассказов «Второе Лицо»

Сюжет

В книге прослеживается судьба трёх школьных друзей — Ильи, Сани и Михи — в период от похорон Сталина до смерти Бродского в 1996 году. Все трое родились в Москве за год до войны и выросли без отцов. Их предки принадлежали к разным социальным группам — от пролетариата до аристократии. Отвращение к насилию, неспособность к драке гарантировали им невысокое место в школьной иерархии. К счастью, ребята попали под крыло талантливого педагога — Виктора Юльевича Шенгели, который организовал кружок любителей русской словесности. Люрсы (как они стали себя называть) оставались лучшими друзьями до самого окончания школы, после чего выбрали для себя разные профессии и пути в жизни.

На фестивале молодёжи и студентов Илья встретился и подружился с иностранцем, Пьером Зандом. Он стал отправлять Занду самиздатовские тексты и фотографии для публикации за рубежом, что постепенно превратилось в источник заработка. Желая обеспечить сыну-аутисту лучшее будущее, жена Ильи уехала в Америку. В конце концов Илья тоже выбрал путь эмиграции, так как его деятельность в самиздате становилась всё более опасной. Его вторая жена Ольга, оставшись в одиночестве, погрузилась в депрессию. Умерли супруги почти одновременно, хотя и по разные стороны «железного занавеса».

Рыжий еврейский юноша Миха, увлёкшись филологией и дефектологией, устроился учителем в подмосковный интернат для глухонемых детей. Потеряв работу как антисоветчик, он был вынужден искать подработки у Ильи и заниматься самиздатом. После ареста за антисоветскую деятельность личная жизнь Михи и его положение в обществе разлетелись вдребезги. Миха, будучи честен до нелепости, не смог пережить этой катастрофы и покончил с собой.

Саню от активного диссидентства избавило увлечение музыкой. Когда Миха попал в тюрьму, замкнутый Саня стал заботиться о его жене и ребёнке. После смерти любимой бабушки Саня отдалился от друзей и начал тоже подумывать об эмиграции. Пьер вызвался устроить ему фиктивный брак с американкой. После переезда в США Саня стал преподавать в консерватории. Книга заканчивается его посещением Иосифа Бродского накануне смерти поэта.

Личная жизнь

В поисках семейного счастья Улицкая трижды выходила замуж. Первый раз – еще в университете за Юрия Тайца, который также в ту пору был студентом. Как это часто случается с ранними браками, союз их, даже не обремененный никакими серьезными проблемами, просуществовал недолго и был наполнен спорами о том, кто главнее в молодой семье.

Второй брак с доктором биологических наук, генетиком Михаилом Борисовичем Евгеньевым, оказался продолжительнее – с ним Людмила прожила немногим меньше 10 лет и родила от него двух детей – Алексея и Петра. Старший сын стал бизнесменом, а младший увлекся джазовым музицированием, но впоследствии поменял профессию и сейчас работает синхронным переводчиком.

Вопреки счастливому материнству, личная жизнь Людмилы не сложилась и в этом союзе. Развод с Михаилом Улицкая считает одним из самых сложных решений в жизни, но при этом необходимым: за годы совместной жизни отношения супругов серьезно изменились, и в конце этого пути Людмила ощущала, что они стали чужими. Кроме того, Михаил придерживался традиционной семейной модели, в которой Людмиле отводилась роль домохозяйки, а ей, ощущавшей свое призвание в чем-то более значительном, это не нравилось.

После бурного и непростого романа писательница в третий раз сочеталась браком. На этот раз мужем Улицкой стал скульптор Андрей Красулин.


Людмила Улицкая и ее муж Андрей Красулин

Людмила Улицкая относится к тем людям, которые победили рак. В семье писательницы онкология оказалась распространенной болезнью, и Людмила была внутренне готова к этому диагнозу. Ежегодная диспансеризация не помогла выявить рак молочной железы на ранней стадии. Когда его обнаружили, Улицкая болела уже в течение трех лет. Свои переживания по этому поводу автор выразила в произведении «Священный мусор», которое увидело свет в 2012 году.

Операцию Людмила делала в Израиле. Ее поразило отношение к онкологическим больным в этой стране, налаженная система психологической помощи. Хирургическое вмешательство прошло благополучно, болезнь отступила. Позднее на родине Людмила Улицкая вошла в попечительский совет московского благотворительного фонда помощи хосписам «Вера».

Выдержка из текста

Цель данной работы — проанализировать образ времени в романе Л. Улицкая реализует категорию времени в своих более ранних романах и циклах рассказов, предшествующих роману «Зелёный шатёр»;

  • проанализировать образ времени в романе «Зелёный шатёр» с различных точек зрения:
  • время историческое (когда происходит действие романа, приметы времени и реалии действительности в романе);
  • время художественное (расположение композиционных частей романа, авторский замысел при создании мозаичной картины).

В качестве конкретного предмета исследования мы выбрали текст романа Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр», в котором обыгрывание категории времени (временная дискретность, прерывистость) является одним из важнейших средств художественного воздействия на читателя.

Абдуллаева, достаточно долгое время литература для детей создавалась «взрослыми» писателями, однако с 1990-х годов ситуация изменилась. Количество популярных «взрослых» писателей, создающих «детские» тексты, резко пошло на убыль, их даже сложно представить в роли «детских» авторов: «Когда-то даже “взрослые” писатели — Толстой, Олеша, Хармс, Сапгир — писали для детей.

Работы В.Н. Топорова, Н.П. Анциферова, В. Абашева, Н.Е. Меднис, Ю.М. Лотмана, Д. Годровой и др. существенно помогли в анализе романа при исследовании «городского, петербургского и пражского» текстов, а также при исследовании семиотического пространства.

Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при чтении лекций по истории зарубежной литературы и при проведении практических занятий. Кроме того, с лингвистической точки зрения нам представляется интересным выявить, как порой противоречивые взгляды и факты могут реализовываться в тексте одного произведения.

Пушкина в стихах, не оставляет равнодушных.Центральный образ романа, не смотря на его название, конечно женский, ведь именно женщины умеют по-настоящему любить, умеют сводить с ума, за женщин дрались и погибали на дуэлях.Центральный женский образ романа – Татьяна Ларина.

То, что все время о себе говорит на разных языках» .

Так или иначе, города возникают, меняются, исчезают и все это время остаются объектом изучения для многих исследователей. Кроме того, актуальность работы определяется тем возрастающим интересом, который наблюдается в современном литературоведении к урбанистической теме и выявлению художественных функций образа города в литературном произведении.

Маркированная сотворенность художественного мира, его подчеркнутая фиктивность, его зависимость от конвенций осознаются ныне как необходимый признак современности — «постмодернистичности» — литературного произведения. Под пером современных авторов тексты о художнике проибретают ярко выраженный теоретизирующий, рефлектирующий характер.

Образ Медеи в античной литературе и в романе Людмилы Улицкой «Медея и её дети»// Научные труды кафедры русской литературы. Концепт «семья» в романе Улицкой «Медея и её дети»// О. Пространство и время в повести Л.

Христианская мораль рассказа

Рассказ «Народ избранный» (1993, сборник «Бедные родственники») — это рассказ о нищих и инвалидах. Сюжет этого рассказа достаточно прост. Уже с первых строк звучит христианский мотив: действие происходит возле церкви в канун христианского праздника Сергия Радонежского, когда Зина впервые пришла просить милостыню.

О счастье, о смысле жизни в рассматриваемом нами рассказе рассуждают не обыватели и прожигатели жизни, а нищие, просящие милостыню. И именно эти люди, юродивые, названы Улицкой избранными. Избранными Господом, потому что им ведомо, что такое истинное счастье. Они знают, что счастье не в красоте, не в материальных благах, а в том, чтобы быть благодарными Богу за самый великий дар — жизнь — какой бы она ни была. Одна из героинь рассказа — Катя — говорит: «Господь поставил, там и стой!».

Безусловно, не каждый согласится с мнением о счастье «народа избранного». Л. Улицкая имеет в виду христианское представление о счастье, которое отличается от светского и включает следующие особенности:

  1. «избранным» дана безусловная вера, не отягощенная интеллектуальными и нравственными поисками доказательств бытия Божьего;
  2. они обладают бесконечным смирением, не требующим от них никакого напряжения воли;
  3. они не предаются греху гордыни;
  4. они умеют быть благодарными за каждый прожитый миг;
  5. они могут довольствоваться малым — тем, что имеют;
  6. им не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства.

Катя характеризует нищих следующим образом: «Настоящий нищий… Божий человек. Господу служит! Он избранный народ, нищий-то» . Но стоит сказать о том, что в рассказе дан не один «тип» нищих, они условно поделены автором на группы: попрошайки и нищие. И об этом в своих рассуждениях говорит Катя: «Ты на попрошаек не смотри, Зина, у них одна забота — денег набрать. А настоящий нищий, Зиночка, Божий человек, Господу служит! Он избранный народ, нищий-то!».

Высшая мудрость, по мнению Улицкой, состоит в том, чтобы научиться верить в лучшее, уметь смиряться с неизбежными обстоятельствами, не завидовать чужому счастью, а быть счастливым самому, несмотря ни на какие невзгоды. Именно библейский контекст позволяет выделить в этом рассказе два основных мотива — заступничества и избранничества.

Список источников информации

1.Басинский П. Позабывшие добро?: Заметки на полях «новой женской прозы» // Литературная газета. 20 фев. 1991. № 7

2.Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Литературно-критические статьи. М., 1986. С. 121 – 291

3.Богданова О. В. Современный литературный процесс. СПб.: Издательство СПБГУ, 2001. 256 с.

4.Вовк С. «Зелёный шатёр» может стать последним романом Улицкой // Риа-новости 09.02.2011 http://ria.ru/culture/20110209/332134299.html

5.Габриэлян Н. М. Ева это значит «жизнь» // Вопросы литературы, 1996, № 4

6.Егорова Н. Проза Улицкой 1980 – 2000-х годов: проблематика и поэтика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Астрахань, 2007

7.Жидков В.С., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. – СПб.: Алетейя, 2003. – 464 с.

8.Золотоносов М. Мужчина ее мечты // Московские новости. 2004. 13 февраля

9.Картина мира // Философский словарь. М., 1991

10.Колесникова Е. И. Улицкая // Русская литература XX века. Словарь. Т. 3. М.: Олма-Пресс Инвест, 2005. С. 541 – 544

11.Кумбашева Ю. А. Романы Л. Улицкой: традиции и новации. К проблеме преподавания современной литературы // Материалы международной конференции «Международное сотрудничество в образовании и науке». (Санкт-Петербург, 21 –

2. июня 2006 г.) СПб:, 2006 С. 365-369

12.Кучерская, Н. Роман меня напишет (встреча с Л. Улицкой) / Н. Куческая // Российская газета. -2005. — 6 апреля (№ 69).

С. 1, 13.

13.Лейдерман Н. Л., Липовецкий М. Н. Русская литература XX века. Т. 2., М.: Издательский центр «Академия», 2008. 685 с.

14.Лихачёв Д. С. Внутренний мир художественного произведения // / Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87

15.Мущенко Е. Г. Улицкая Л. // Русская литература XX века. Воронеж, 1999

16.Нефагина Г. Л. Русская проза конца XX века. М.: Флинта-Наука, 2003. 320 с.

17.Роднянская И. Б. Художественное время и художественное пространство // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: НПК «Интелвак», 2001. С. 1174

18.Рыбакова Е. Путешествие в сторону света. Коммунальный мир Л. Улицкой // Столичные новости. 9 –

2. июня 2002, № 25

19.Рыжова О. Коитус Кукоцкого, или самая интеллигентная домохозяйка // Литературная газета. — 2004. — № 37

20.Сатклифф Б. Критика о современной женской прозе // Филологические науки. 2000. № 3. С. 117-132

21.Светова З. Не было победителей у времени // The New Times http://newtimes.ru/articles/detail/32107

22.Скворцов В.Я., Скворцова Л.И. Самобытие человека в повести Людмилы Улицкой «Весёлые похороны» // Вестник ВолГУ. Серия

2. Филология. Журналистика. Волгоград, 2000. № 5. С. 105-112

23.Скокова Т. А. Проза Людмилы Улицкой в контексте русского постмодернизма. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2010

24.Сунь Чао. Средства создания характера в рассказах Л. Улицкой. Диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук. М., 2006

25.Тимина С. Медея XX века: полемика, традиция, миф // Санкт-Петербургский университет.

2. июн. 1998. № 16-1

26.Улицкая Л. Е. Зелёный шатёр. М.: Эксмо, 2011. 591 с.

27.Хализев В. Е. Теория литературы. М.: Высшая школа. 2002. 438с.

28.Чалмаев В. А. русская проза 1980 – 2000. На перекрёстке мнений и споров // Литература в школе. 2002, № 4. С. 18 – 23

29.Шигарёва Ю. Принцип Улицкой: без трупов и уныния // Аргументы и факты. 2003, № 10.

30.Щеглова Е. О спокойном достоинстве и не только о нём: Людмила Улицкая и её мир // Нева. 2003. № 7. С. 183-188

31.Goscilo Helena. Dehexing Sex: Russian Womanhood During and after Glasnost. – Ann Arbor, 1996.

32.Lyotard J. – F. Answering the question ‘What is postmodernism?’ // Postmodernism. Critical Concepts / ed. By Victor E. Taylor and Charles E. Winquist. – Foundational Essays. L.; N. Y., 1998.- Vol. 1.

33.Redfield R. The Little Community. Viewpoints for the Study of a Human Whole. Uppsala and Stockholm: Almovist and Wiksells, 1955

список литературы

Три брака

В личной жизни Людмилы Улицкой было три замужества. Первый брак с однокурсником Юрием Тайцем был недолгим, семейная пара постоянно оспаривала главенство в семье.

Вторым ее мужем стал Михаил Евгеньев, доктор биологических наук. Вместе они прожили около 10 лет, у них родились два сына – Петр и Алексей. Развод с супругом тяжело дался нашей героине, но он был необходим: по ее мнению, отношения изжили себя. Муж считал, что место жены дома, у семейного очага, – Улицкая же не могла смириться с ролью домохозяйки, ей хотелось развиваться.

Третий раз Людмила вышла замуж за скульптора Андрея Красулина, с которым счастливо живет по сей день.

Смерть Сталина

Хронологические рамки романа определяются ключевыми точками изображаемого исторического времени: смертью Иосифа Сталина в 1953 г. и смертью Иосифа Бродского в 1996 г. Писательница тщательно рисует «образ эпохи»:

  • похороны Сталина и давки с тысячами погибших;
  • неоднородность диссидентского движения;
  • причины, по которым уезжали за границу и оставались.

Из череды разрозненных фактов она выстраивает свой образ хорошо знакомого ей времени, акцентируя отдельные детали, объединяя их своим видением, создавая собственный миф о прошлом.  Роман «Зеленый шатер» — это способ осмысления писательницей прошлого и настоящего, создание обобщенного образа российского бытия на протяжении сорокалетия.

Сама Л. Улицкая так определила центральную проблему произведения: «В 1953 году мне было десять лет. Было не много устоявших в противоборстве с режимом, который растлевал человека изнутри. Эта книга про великое растление, которое власть произвела. И до сих пор люди не вполне обрели достоинство и самоуважение».

Название романа отсылает нас к вопросам покаяния и всеобщей вины, жизни и смерти, к проблемам взросления, нравственного выбора. С помощью прецедентного евангельского феномена писательница раскрывает эти вопросы на примере жизни своих героев. Их нравственный выбор связан с участием в диссидентском движении. Тем самым в романе оказывается заявленной одна из ведущих проблем романа — проблема взаимоотношения индивидуума и власти.

В начале произведения параллельно представлены четыре сцены разного восприятия вести о смерти советского вождя, одинаково контрастных искреннему отчаянию, которое проявили толпы москвичей, хоронивших Сталина. Л. Улицкая показывает страх, презрение и скептицизм героини романа Тамары, ее матери и бабушки, отчаяние, грубый цинизм Гали и ее родных, равнодушие Оли и ее матери, чувство облегчения, испытанное учителем литературы Виктором Юльевичем Шенгели.

Ранние годы

Биография Людмилы Улицкой началась в 1943 году, в Давлеканово. В этот небольшой башкирский город родители будущей писательницы были эвакуированы из Москвы. В столицу семья вернулась в 1945 году. Отец Людмилы Улицкой был доктором технических наук, автором ряда работ, посвященных сельскому хозяйству и механике. Мать писательницы много лет трудилась в НИИ педиатрии АМН СССР.

Биография Людмилы Улицкой, конечно же, наложила отпечаток на ее творчество. Важную роль сыграли детские впечатления. В 2013 году в свет вышел сборник рассказов «Детство 45-53. А завтра будет счастье». Эту книгу писательница посвятила детям войны, тем, кто застал сороковые годы – удивительный период в истории страны, характеризующийся странным сочетанием нищеты и нерушимой веры в завтрашний день.

Герои рассказов «А завтра будет счастье» – оптимисты, идеалисты, которых уже давно, по мнению автора, не существует. И при создании этих произведений, как признается сама Улицкая, она предавалась ностальгии по давно минувшим дням, по детству и отрочеству, которое почти для каждого человека через годы представляется чем-то сказочным.

Работа сценаристом

В 1990 на экраны вышла мелодрама «Сестрички Либерти», сценарий для которой написала Улицкая Людмила Евгеньевна. Краткая биография писательницы ярко демонстрирует, что вскоре она быстро пошла к успеху.

Картину снял режиссер Владимир Грамматиков. Это была незамысловатая история про двух сестер-близняшек, которых очаровал модный художник-модернист. Он их использует в качестве натурщиц, сводит со своими друзьями.

Романтические отношения и откровенные признания делают их жизнь непредсказуемой, а самих сестер ставят на грань жизни и смерти.

В 1991 году написала сценарий для мелодрамы Анатолия Матешко «Женщина для всех» Улицкая Людмила Евгеньевна. Биография главной героини, как отмечали некоторые критики, в чем-то похожа на судьбу самой писательницы.

Картина рассказывает об одинокой библиотекарше Анне, которую играет Лариса Удовиченко. Самый близкий для нее человек — соседка Мария

Она тоже одинока, но вниманием мужчин не обделена. Есть и друзья-моряки, которые регулярно возвращаются из рейсов, и Николай, который никак не может оставить свою старую семью из-за больной дочери

Внезапно Мария умирает, у нее остаются дети, которых не стремится забрать никто из родственников. В итоге им удается остаться в родном доме, а главная героиня за ними присматривает. Вскоре она решает взять их под опеку, в этом ее поддерживает Николай, которого уже ничего не держит дома. Между ними появляется связь.

В 1992 году Улицкая заявила о себе уже как о писательнице. В толстом литературном журнале вышла ее повесть «Сонечка», которая вскоре была признана лучшей переводной книгой во Франции и получила премию Медичи, которой с 1958 года отмечают авангардных писателей.

Литература

Помимо основной занятости, Улицкая переводила стихи с монгольского, что было редкостью. Работа, требующая творческой отдачи, умения видеть окружающий мир в мельчайших деталях и огромного терпения, подтолкнула Людмилу к мысли о собственной литературной деятельности, и с конца 80-х годов повести и рассказы Улицкой начали появляться в различных сборниках.


Писательница Людмила Улицкая

Еще до того, как мир заговорил о явлении «Улицкая-писатель», Людмила уже прославилась в качестве сценариста. Фильмы «Сестрички Либерти» и «Женщина для всех», для которых она писала сценарии, принесли первое дуновение известности, отчасти проложив дорогу будущим прозаическим произведениям. Помимо этих двух фильмов, Улицкая также писала сценарии для картин «Умирать легко», «Эта пиковая дама», «Сквозная линия».


Людмила Улицкая и ее книга «Бедные родственники»

Первой большой книгой Улицкой стал сборник рассказов «Бедные родственники», изданный в 1993 году на французском языке. Год спустя во Франции была признана лучшей переводной книгой года ее повесть «Сонечка», написанная в 1992 году. За это произведение писательница была награждена премией Медичи, а в Италии получила литературную премию имени Джузеппе Ачерби. В России повесть вышла в сборнике, получившим название «Сонечка и другие рассказы».

С того момента Улицкая выпустила более десятка книг, включающих романы, повести и сборники рассказов, которые были переведены на 30 языков. В 1996 году был издан семейный роман «Медея и ее дети», где рассказывалось о разбросанной по всему миру таврической семье, родовое гнездо которой находилось в Крыму.


Людмила Улицкая и ее книга «Медея и ее дети»

Через год появилась повесть «Веселые похороны», которая была экранизирована спустя 10 лет. В фильме «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» режиссера Владимира Фокина главную роль исполнил Александр Абдулов. Для актера эта работа стала пророческой, ведь его герой Алик – свободный художник из Нью-Йорка – на протяжении повествования умирал от онкологии.


Людмила Улицкая и ее книга «Казус Кукоцкого»

Людмила Улицкая – первая женщина, удостоенная награды «Русский Букер» (за роман «Казус Кукоцкого», также экранизированный в качестве сериала). Вслед за этим романом последовали «Искренне ваш Шурик» и «Даниэль Штайн, переводчик». За написание первого произведения Улицкая удостоилась награды «Книга года». Вторая работа, посвященная биографии еврея католического вероисповедания Освальда Руфайзена, принесла Улицкой премию «Большая книга».

В 2011 году появился роман «Зеленый шатер», а спустя четыре года – роман-притча «Лестница Якова», который также принес Людмиле премию «Большая книга». В 2020 году из-под пера Улицкой вышли сборники «Дар нерукотворный» и «Человек со связями».


Людмила Улицкая на презентации книги «Лестница Якова»

В 2007 году Людмила Евгеньевна основала фонд собственного имени, нацеленный на поддержку гуманитарных инициатив. При содействии Фонда существует проект «Хорошие Книги», суть которого заключается в том, что Улицкая отбирает изданные в России книги и отправляет их в различные библиотеки.


Людмила Улицкая и ее книга «Человек со связями»

С этого же года и по 2010 писательница активно поддерживала издание определенных книг для детей, направленных на объяснение культурных, этнических и социальных различий разных людей. Этот проект осуществлялся при поддержке Института толерантности и двух крупнейших российских издательств.

В 2011 году писательница выступала с лекцией о личной и политической свободе в России на съезде в Лондонском центре внешней политики. В 2014 году Людмила принимала участие в конгрессе «Украина – Россия: диалог», прошедшем в Киеве.

Начало творчества писательницы Людмилы Улицкой

В поисках работы Людмиле Евгеньевне помогла подруга, которая работала художником Еврейского театра. Она познакомила Улицкую с Шерлингом, известным деятелем искусства, который предложил Людмиле Евгеньевне работу в Еврейском театре. Работа заключалась в написании инсценировок, очерков, детских пьес, рецензий. Кроме того, Улицкая занималась переводом стихов с монгольского языка. Проработав в театре три года, Улицкая всерьез занялась литературным творчеством. Первая ее книга увидела свет в 1993, когда Людмиле Евгеньевне было уже за 50. Тяга к творчеству была заложена в Улицкой генетически. Ее репрессированный дед в свое время опубликовал книги по демографии и по теории музыки. Отец Людмилы Евгеньевны написал книгу об автомобиле и его эксплуатации, а ее прабабушка по материнской линии сочиняла на идише стихи. Людмила Евгеньевна и сама довольно успешно писала стихи, но отдельным сборником их не публиковала. Свои лучшие поэтические строки она предоставила главной героине своего романа «Медея и ее дети». Этот роман принес Улицкой в 1997 году Букеровскую премию и широкую известность.

Литературные источники:

  • Анализ эпизода рассказа Л. Улицкой «Народ избранный». Васильев Андрей // г. Черняховск. 2009 г. Интернет ресурс — https://refdb.ru/look/1625115.html
  • Бедные родственники. Улицкая Л.Е. // М.: Аст, 2015. – 221 с.
  • Бедные, злые, любимые: Повести. Рассказы / Л. Улицкая. — М. : Эксмо, 2003. — С. 60.
  • Настоящая женская проза или Феномен Людмилы Улицкой. Молчанов А. // Людмила Улицкая. Сквозная линия; Авторский сборник. — М: Эксмо, 2002. — С. 3–10. 3.        
  • Русская проза конца XX века: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Под ред. Т. М. Колядич. — М.: Академия, 2005. — С. 369–391. 2.        
  • Типы характеров в сборнике рассказов Л.Улицкой «Бедные родственники». Глазинская Е. Т. // АлтГПУ. г. Барнаул
  • Христианские мотивы в рассказе Л. Улицкой «Народ избранный» Агаева К.Ш. // журнал: Новое в современной филологии. №14, 2014г.
  • Художественная деталь, пейзаж и портрет в прозе Л. Улицкой (на примере цикла «Бедные родственники»). Мотамедния М.Н. // Гуманитарные исследования. 2019. № 4 (72)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: