Краткий пересказ
На дворе май. События разворачиваются в двадцатом веке в городе Москва. Патриаршие пруды манят своей красотой, по ним спокойно прогуливаются двое прохожих. Один из них – Иван Бездомный, второй – это Михаил Берлиоз, вместе они воодушевленно беседуют на тему Бога. В это время нежданно-негаданно появляется незнакомец Воланд, который представляет себя в глазах героев иностранцем, однако на самом деле его сущность – дьявол.
Втроем они ведут разговор на тему существования всевышних сил. Так или иначе, Воланд решает поведать путникам историю о Понтии Пилате.
История гласит, что жил в древнем Ершалаиме один знатный прокуратор, за плечами которого было столько казненных и осужденных людей. В один прекрасный день прокуратору Понтию Пилату приводят на суд Иешуа, который, по мнению народа, был причастен к сговору насчёт великого храма. Га-Ноцри обвиняют в том, что он сподвиг народ на действия против господствующей силы. Прокуратор осознает, что невинный действительно не несёт в себе злых умыслов. Однако ради спасения собственного положения и сохранения статуса господствующего правителя, Понтий Пилат приговаривает несчастного к смерти.
Этим заканчивает сатана своё повествования двум героям, при этом утверждая, что сам являлся участником сих событий. Несмотря на изумленные взгляды Бездомного и Берлиоза, Воланд затрагивает тему о Боге, дьяволе и других силах, существование которых он считает действительным.
Берлиоз считает прохожего иностранца сумасшедшим, посему желает немедленно вызвать полицию. Однако на пути он погибает из-за попадания под трамвайные пути, не прислушавшись к Воланду о значении собственной судьбы в этот день.
В результате тело покойного отправили в морг, а Иван Бездомный желает отыскать виновника, потому и отправляется на поиски Воланда.
По пути Бездомный посещает дом Грибоедова, в котором разгорается скандал из-за дебошей Ивана и его непристойного внешнего вида. По причине сумасшествия, как посчитало общество, Бездомного поэта отправляют в психиатрическую больницу. Там ему устанавливают диагноз – шизофрения.
Бездомный всеми силами старается доказать собственную правоту, объяснить, что в действительности видел сатану. Но никто ему не верит.
Тем временем Воланд со своей свитой: помощником Коровиным и котом Бегемотом начинают исполнять собственное предназначение.
Они устраивают шоу, на котором собирают огромное количество людей. Во время представления открывают бесплатные магазины, объясняя это чудо магией. Многие дамы отправились себе за нарядами. Однако вышли из заведения они весьма недовольными из-за того, что магия остается магией. Одежда мигом улетучилась с каждой посетительницы магазина.
Толпа требовала назад свои деньги за билеты, но свита Воланда как будто испарилась…
Во время пребывания в психушке Бездомный знакомится с Мастером, который ведает поэту собственную историю любви. Звали её Маргарита…
Далее происходит знакомство с героиней. Она – верная и любящая Мастера женщина. Она была рядом с ним, когда тот писал роман о Понтии Пилате. История о прокураторе закончилась довольно-таки не на позитивных нотках. Иешуа отправили на казнь. Понтий Пилат после этого действия долго себя корил, ему снились страшные сны.
В один незначительный день Маргарита прогуливалась по парку, как вдруг перед ней появляется незнакомец – Азазелло. Послан он Воландом, чтобы пригласить героиню на бал в честь Королевы Марго – это её собственная роль.
Маргарита ради спасения Мастера и встречи с ним соглашается. Ей приходится пройти через жуткую боль от короны и оков, которые были на неё в тот вечер одеты. Причем стоять пришлось достаточное количество времени, чтобы кровь лилась потоками с бедной героини.
Однако она выдержала испытания. И вот она долгожданная встреча. Воланд обещает дать героям покой. Но вместо гармонии свита сатаны пересылает возлюбленных в царство тьмы…
Иван Бездомный выходит на свободу, ему дают возможность издавать собственное творчество.
Прокуратор прощен Иешуа, ему дарован покой.
Читательский дневник.
Пешеходный маршрут на осень: булгаковская Москва
Начав преследование свиты подозрительного иностранца, Иван не удержался от того, чтобы искупаться в Москве-реке: на свою беду, он оставил вещи на Пречистенской набережной
, где позже их не нашел. Свое название набережная получила в XIII веке — по улице Пречистенка, которая располагается недалеко. В 1924 году набережная была переименована в Кропоткинскую, однако в 1992 году ей было возвращено историческое название.
Адрес: Пречистенская набережная, после домов 19 и 15
Перед тем как броситься в реку, Иван забежал в случайную квартиру
, адрес которой, как и большинства других мест, автор не указывает. Историки и булгаковеды, однако, пришли к выводу, что эта квартира была в доме №10 на Пожарском (бывшем Савельевском) переулке.
Адрес: Пожарский переулок, 10
Пора заглянуть в особняк Маргариты
, верхний этаж которого она занимала со своим мужем до судьбоносной встречи с Азазелло (а до этого, конечно, с Мастером). Автор обещает показать каждому особняк Маргариты, стоит лишь обратиться к нему. Однако описание расположения дома и его внешнего вида настолько туманно и призрачно, что единственное, что известно, это: «Все пять комнат в верхнем этаже особняка, вся эта квартира, которой в Москве позавидовали бы десятки тысяч людей, была в полном ее распоряжении». На роль красивого особняка претендуют сразу несколько мест в столице, которыми мог вдохновляться Михаил Булгаков, но мы остановимся на двух адресах.
Описывая внутренне убранство комнат, автор использовал дом Калужских, который раньше находился на Малом Власьевском переулке, между домами №7 и №9. Второе использованное здание — готический особняк Кекушевой: красивое здание в стиле модерн, из которого Маргарита вылетела на щетке, обратившись в ведьму в одну из лунных ночей. Сейчас в этом здании находится Оборонное ведомство Посольства Арабской Республики Египет. Особняк сохранился и до наших дней.
Адрес: ул. Остоженка, 21
Влюбленные проводили часы в подвальчике Мастера
у камина, где всегда потрескивал огонь: Мастер писал, а Маргарита вышивала ему черную шапочку с золотой буквой М. Наиболее правдоподобной считается версия о том, что фактическим адресом проживания Мастера является Мансуровский переулок, дом 9. Как раз в этом доме был уютный подвал, где жил друг М. Булгакова, художник Топленников, и где сам писатель был частым гостем в 1926 году.
Адрес: Мансуровский пер., 9
Встреча. Мастер и Маргарита
Встреча. Михаил Булгаков. Мастер и Маргарита
М. А. Булгаков МАСТЕР И МАРГАРИТА
Отрывок из главы 13: Явление героя
«… Она несла в руках отвратительные, тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет. Она повернула с Тверской в переулок и тут обернулась. Ну, Тверскую вы знаете? По Тверской шли тысячи людей, но я вам ручаюсь, что увидела она меня одного и поглядела не то что тревожно, а даже как будто болезненно. И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам. Мы шли по кривому, скучному переулку безмолвно, я по одной стороне, а она по другой. И не было, вообразите, в переулке ни души. Я мучился, потому что мне показалось, что с нею необходимо говорить, и тревожился, что я не вымолвлю ни одного слова, а она уйдет, и я никогда ее более не увижу…
И, вообразите, внезапно заговорила она:
— Нравятся ли вам мои цветы?
Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:
— Нет.
Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?
— Ничего я не говорю, — воскликнул Иван и добавил: — Умоляю, дальше!
И гость продолжал:
— Да, она поглядела на меня удивленно, а затем, поглядев, спросила так:
— Вы вообще не любите цветов?
В голосе ее была, как мне показалось, враждебность. Я шел с нею рядом, стараясь идти в ногу, и, к удивлению моему, совершенно не чувствовал себя стесненным.
— Нет, я люблю цветы, только не такие, — сказал я.
— А какие?
— Я розы люблю.
Тут я пожалел о том, что это сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках.
Так шли молча некоторое время, пока она не вынула у меня из рук цветы, не бросила их на мостовую, затем продела свою руку в черной перчатке с раструбом в мою, и мы пошли рядом.
— Дальше, — сказал Иван, — и не пропускайте, пожалуйста, ничего.
— Дальше? — переспросил гость, — что же, дальше вы могли бы и сами
угадать. — Он вдруг вытер неожиданную слезу правым рукавом и продолжал: — Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!
Так поражает молния, так поражает финский нож!
Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя, и что она жила с другим человеком, и я там тогда… с этой, как ее…
— С кем? — спросил Бездомный.
— С этой… ну… этой, ну… — ответил гость и защелкал пальцами.
— Вы были женаты?
— Ну да, вот же я и щелкаю… на этой… Вареньке, Манечке… нет, Вареньке… еще платье полосатое… музей… впрочем, я не помню.
Так вот она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста.
Да, любовь поразила нас мгновенно. Я это знал в тот же день уже, через час, когда мы оказались, не замечая города, у кремлевской стены на набережной…»
Встреча. Мастер и Маргарита (фрагмент)