Анализ стихотворения Мережковского «Родное»
У каждого человека есть такое место на планете, которое он считает своей родиной. Для Дмитрия Мережковского таким местом является Елагин остров недалеко от Санкт-Петербурга, где у большой и дружной семьи будущего поэта была собственная дача. Здесь Дмитрий Мережковский появился на свет, и именно сюда он любил сбегать от городской суеты, чтобы предаться философским размышлениям и честолюбивым творческим мечтам.
В один из приездов на дачу весной 1896 года Мережковский написал стихотворение «Родное», в котором отчетливо проскальзывают грустные нотки. К тому моменту Мережкоский считался уже довольно известным питерским поэтом, который публиковался в лучших журналах. Многие критики пророчили автору блестящее будущее, не подозревая о том, что очень скоро Мережковский настолько увлечется прозой и философией, что сложение стихов станет для него занятием совершенно неинтересным. Однако грусть поэта связана отнюдь не с поворотом в литературной карьере – поэт очень глубоко переживает смерть матери, с которой был особенно близок в последние годы. На старой даче под Петербургом каждая мелочь напоминает о ней и хранит тепло рук этой удивительной женщины. Именно поэтому Мережковский старается как можно реже бывать в фамильном особняке и очень много гуляет по окрестностям, отмечая: «Родимые, печальные места!».
Его успокаивает «протяжный гул однообразных сосен», который созвучен внутренним мироощущениям поэта. Даже яркие краски мая меркнут в его глазах, и автору кажется, что уже наступила осень. «В полях затишье, полное тоски», — отмечает он, внутренне удивляясь тому, что лишь «крепкий запах молодой березы» напоминает о наступлении весны. Теплый майский дождь он сравнивает с «беспомощными слезами», которые становятся его частыми спутницами. Однако поэт признается, что в родном доме боль несколько утихает и притупляется. «Здесь – тише радость и спокойней горе», — отмечает Мережковский, а сама загородная жизнь напоминает «безгрешный сон», который тянется бесконечно. Именно здесь поэт осознает, что его внутренние переживания подобны капле в море, которая «теряется в бесстрастной тишине». Это открытие одновременно и радует, и огорчает Мережковского, который постепенно начинает свыкаться с мыслью о том, что самые близкие люди рано или поздно уходят. Но остаются воспоминания о них, которые являются бесценным даром и могут причинят в равной степени и боль, и радость.
Родное (Далеких стад унылое мычанье…)
РОДНОЕ
Далеких стад унылое мычанье, И близкий шорох свежего листа… Потом опять — глубокое молчанье… Родимые, печальные места!
Протяжный гул однообразных сосен, И белые сыпучие пески… О бледный май, задумчивый, как осень!.. В полях — затишье, полное тоски…
И крепкий запах молодой березы, Травы и хвойных игл, когда порой, Как робкие, беспомощные слезы, Струится теплый дождь во тьме ночной.
Здесь — тише радость и спокойней горе. Живешь, как в милом и безгрешном сне. И каждый миг, подобно капле в море, Теряется в бесстрастной тишине.
Май 1893
Примечания:
ЛПН. 1896. № 5 — ПСС-II, т. 22. Перепеч.: Ежов и Шамурин. Автограф (ИРЛИ), без загл., без строфического деления, с зачеркнутой пометой «Нива» и с вар. в ст. 11 («тихие» вм. «робкие»); датируется по положению в тетради среди ст-ний 1893 г. и по содержанию: упоминается «бледный май». Написано, по всей видимости, на даче под Лугой (см. помету под предыдущим текстом —
Пробы пера
В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.
Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.
Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.
Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.
Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.
«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.
Тема
Стихотворение относится к пейзажной лирике. Центральная тема произведения – любовь к малой родине, которая имеет большое значение для каждого человека. Для кого-то это шумная городская улица и знакомая дорога в школу, для кого-то – бескрайние степные просторы, раскинувшиеся сразу за родительским домом.
Для лирического героя это сосновый лес и небольшая извилистая речушка. Это родная деревенька, где знаком каждый двор, каждый куст. Автор с большой любовью описывает дорогие сердцу пейзажи. В его словах остро чувствуется ностальгия по давно ушедшим дням, когда он был беззаботным мальчиком, который бегал по лесным тропинкам, собирал спелые орехи и весело гонял гусей во дворе.
Старшее поколение автор ненавязчиво призывает вспомнить о своей малой родине, а молодому – дает понять, что нужно с большой бережностью относиться к своим родным местам, ценить и любить их. Куда бы ни закинула судьба, даже в самых дальних краях в воспоминаниях будет храниться тот маленький островок родной земли, где прошли лучшие детские и юношеские годы.
LiveInternetLiveInternet
Дмитрий Сергеевич Мережковский
Устремляя наши очи На бледнеющий восток, Дети скорби, дети ночи, Ждем, придет ли наш пророк. Мы неведомое чуем, И, с надеждою в сердцах, Умирая, мы тоскуем О несозданных мирах. Дерзновенны наши речи, Но на смерть осуждены Слишком ранние предтечи Слишком медленной весны. Погребенных воскресенье И среди глубокой тьмы Петуха ночное пенье, Холод утра — это мы. Мы — над бездною ступени, Дети мрака, солнце ждем: Свет увидим — и, как тени, Мы в лучах его умрем.
Дмитрий Мережковский является одним из ярких представителей русского символизма, у которого было много последователей. Этот поэт умел остро чувствовать время и предвосхищать события, став, по сути, пророком для своего поколения. И примером этому служит стихотворение «Дети ночи», написанное в 1895 году и посвященное революции, о которой в то время никто и не догадывался.
Впрочем, называть Мережковского пророком было бы ошибочно, потому что он не знал, что же именно произойдет через 22 года. Он сумел уловить лишь общее настроение толпы, понять, что люди утратили в своей душе все то светлое и чистое, благодаря чему они были надежно защищены от мирской грязи и суеты. Именно поэтому свое поколение автор именует детьми ночи, которые блуждают в потемках и ждут «придет ли наш пророк».
Передавая свои ощущения, Мережковский не подозревал, что вместо пророка его соотечественники очень скоро попадут во власть мессии, коварного и безжалостного. Революция унесет жизни десятков тысяч людей, которые будут убивать друг друга за убеждения. Однако поэт оказался прав в одном: общество на пороге 20 века нуждалось в серьезной встряске, так как увязло в грехах. Поэтому, характеризуя своих соотечественников, поэт о. Таким образом, Мережковский исключает божественную суть современного человечества, намекая на то, что пришла пора его очищения. Каким оно будет, автор умалчивает, однако предполагает, что солнечный свет для детей ночи может оказаться губительным. «Свет увидим – и, как тени, мы в лучах его умрем», — убежден Мережковский.
Примечательно, что себя автор также отождествляет с детьми ночи, считая, что избежать участи тех, кто находится рядом, ему не удастся. Поэт считает, что очень скоро каждому человеку придется взойти на собственную Голгофу, чтобы погибнуть окончательно или же очиститься ради новой жизни. Такой Голгофой для поэта очень скоро станет эмиграция – в 1919 году он навсегда покинет Петербург, который считает «царством Зверя» и последние годы жизни проведет в Париже, считая, что в полной мере заслужил подобное наказание. До конца жизни Мережковский будет упрекать себя в том, что слишком мало сделал для России и не смог вырвать ее из революционной пучины, хотя и предвидел столь кардинальные перемены в обществе и даже предсказывал, что его родина станет ареной битвы темных и светлых сил.
Текст: pishi-stihi.ru
«Дети ночи», Мережковский: анализ стихотворения
Дмитрий Сергеевич Мережковский является ярким представителем символизма в русской культуре. У этого течения в будущем появилось очень много талантливых последователей. Многие поклонники творчества Мережковского называют его пророком своего времени и предписывают ему умение угадывать дальнейшие события. На самом деле, поэт был умным, образованным человеком, умеющим чувствовать окружающую атмосферу и предугадывать, откуда подует ветер перемен.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, насколько точно автор прочувствовал будущие изменения в обществе. В произведении Дмитрий Сергеевич описал события, которые произойдут через два десятилетия, ведь стих был написан в 1895 году, а революция произошла в 1917. На момент написания стихотворения никто и не догадывался о скором перевороте, а вот поэт уже тогда понимал, что народу нужна встряска. Он уловил общее настроение толпы, понял, что люди потеряли все чистые и светлые чувства, которые могли защитить их от мирской суеты и грязи.
Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского указывает на то, что автор не знал абсолютно точно о будущем своего народа. Он понимал, что людям надоело ползать на коленях, не видя дальнейших перспектив на лучшую жизнь. Свое поколение Дмитрий Сергеевич называет «детьми ночи», потому что они блуждают в потемках в поиске выхода и ждут «пророка». Только вот даже поэт не догадывался, что к власти придет безжалостный и коварный мессия. Дмитрий Мережковский стихи писал с пониманием того, что общество находится на пороге ХХ века, и оно настолько погрязло в грязи и грехах, что нуждается в сильной встряске.
Писатель не догадывается, что пройдет совсем немного времени, и люди будут убивать друг друга за убеждения, а революция унесет десятки тысяч жизней. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского позволяет понять, что автор исключает божественное происхождение человека и намекает на необходимость очищения. При этом поэт предполагает, что свет может оказаться губительным для людей. Дмитрий Сергеевич себя тоже причисляет к «детям ночи» и понимает, что ему не удастся избежать их участи. Как именно народ будет очищаться от грехов, автор не знает.
Когда писал Дмитрий Мережковский «Дети ночи», он не знал, что пройдет совсем немного времени, и он сам пострадает от долгожданной встряски. Поэт твердо убежден в том, что каждому человеку необходимо взойти на собственную Голгофу, чтобы очиститься от грязи и начать новую жизнь или погибнуть. Анализ стихотворения «Дети ночи» Мережковского показывает, что автор желал революции, потому что мечтал о лучшей жизни для своего народа.
На деле все оказалось гораздо прозаичнее. В 1919 году Дмитрию Сергеевичу пришлось навсегда покинуть Санкт-Петербург, в котором поселился «Зверь». До самой смерти поэт жил в Париже и считал, что в полной мере заслуживает такой участи. До конца своих дней Мережковский корил себя за нерешительность и за то, что в нужный момент не попробовал вырвать свою страну из революционной пучины, хотя и предугадывал будущие битвы светлых и темных сил.
Анализ стиха Д. Серг. Мережковского «Кроткий вечер тихо угасает…»
Стихотворение написано в 1887 году в жанре философской лирики. Основные поэтические образы произведения – символы: земля, небеса, даль. Они позволяют талантливому поэту прирастить смыслы: отталкиваясь от созерцания тихого безмятежного вечера, автор переходит к важным мировоззренческим обобщениям и констатирует не только непреодолимые сущностные противоречия, но и отсутствие личной духовной перспективы.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- олицетворения – «кроткий вечер угасает, примиряет», «измученная земля», «дыханье мертвой пустоты», очеловечивание природных явлений позволяет поэту точнее выразить мысль;
- инверсию – «ласкою немой», «мечты мои», «веет дыханье», она дает возможность поэту гармонично выстроить стихотворный размер и придает речи соответствующую теме торжественность;
- эпитеты – «немая ласка», «трогательная даль», «безжизненное молчанье», которые выступают яркими определениями понятий;
- лексику высокого стиля – «небеса», также придающую нотки патетики;
- антонимы – «небеса – земля», в том числе контекстуальные «печаль – любовь» – помогают создать нужные акценты на контрастах бытия, выделить значимые явления;
- сравнения – «неясна, как мечты», «как из гроба, веет», придающие речи образность;
- синтаксический параллелизм – «не печаль, а только след печали», «не любовь, а только след любви», призванный четко обозначить антитезы и подчеркнуть эмоциональную нищету, нравственную опустошенность героя;
- ряды однородных членов предложения – «угасает, примиряет», «просветленная, трогательная», «безграничная, мертвая».
В стихотворении превалирует тема тотального одиночества, безысходности и угасания и соответствующая теме лексика – «смерть», «безжизненное», «гроб», «мертвая». Лирический герой, ассоциированный, безусловно, с автором, представляется разочарованным человеком. Размышляя о будущем (заглядывая в ту самую трогательную даль), он осознает, что оно не сулит ни определенности, ни ярких чувств, а возможно, нет и самого будущего, поэтому испытывает безотчетное беспокойство.
Только удивительная красота природы может натолкнуть на мысли о Божьем промысле – но лишь «на одно мгновенье». В целом же для лирического героя, как и для богоборца Мережковского, небеса пусты, именно поэтому ему не на что надеяться.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Возможно вам будет интересно
Стихотворение А. К. Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала» – это выражение искренних чувств автора в отношении собственного видения природы после дождя. Читатель становится свидетелем того
С первой строки стихотворения Ахматова отделяет себя от «тех». Автор принципиально не с ними. А кто же они? Это те, кто не просто оставил Родину, но оставил её врагам на растерзание.
Поскольку Бальмонт является поэтом серебряного века. Именно ему как никому другому удавалось писать произведения на тему мироздания. Каждый писатель по-своему понимал и понятие «Дьявол» и «Бог»
Произведение, написанное после революции 1917 года, выражает видение автором России, произошедших в ней изменений и его мысли о будущем страны.
Источник
Жанр и композиция
«Не надо звуков» Мережковского при анализе стихотворения становится более понятным, его смысл раскрывается полнее. Жанр нельзя определить очень точно, произведение предстает их смешением. Так, можно выделить послание (в данном случае к читателю) и элегию (стихотворение философского и грустного содержания).
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые в смысловом значении предстают единым полотном:
1) начинается всё с зарисовки пейзажа в вечернее время, окутанного безмолвием, спокойствием и статичностью – здесь раскрыта необходимость человека учиться у окружающего мира, природного пространства умиротворению;
2) второе четверостишие развивает эту же мысль, подводится итог; автор прямо просит не вмешиваться в тишину, а, напротив, помочь её сохранению. Чуть ранее раскрытое пожелание повторяется, безмолвие можно получить и от облаков. Они, небо (как что-то божественное) и вечность становятся высокими ценностями, которые преобладают над земными делами.
Детские годы
Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.
В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.
Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.
Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.
Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.
Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.
Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.
«Двойная бездна»Мережковский по плану
1. Написание данного произведение длилось на протяжении 4 лет: с 1895 по 1899 года. А свет увидело стихотворение лишь в 1901 году
2. Поэзия у Мережковского была не лучшей частью всего его творчества . Довольно часто встречаются произведения очень слабые, сюда же относится стихотворение «Двойная бездна»
3. Идея о «двух безднах» — одна из основополагающих в работах Мережковского. Полагается, что источники образа — знаменитое описание сна в произведении Л. Н. Толстого «Исповедь» и размышления о двух безднах русской души в «Братьях Карамазовых» Достоевского.
4. Основная тема – сопоставление жизни и смерти друг с другом.
5. Смысл названия «Двойная бездна» заключен в сравнении двух бездн –смерти и жизни.
6. Лирический сюжет: автор рассуждает над равнозначностью жизни и смерти. Та и другая равны и подобны друг другу, при этом непонятно где есть что.
7. Композиция стихотворения «Двойная бездна»
1) сравнение двух бездн
2)функции человека в едином целом двух бездн
3)метод достижения цели
4)призыв человека к тому чтобы быть творцом своей жизни
8. Звучит мотив грусти, глубоких философских рассуждений, задумчивости
9. Ведущая тема: рассуждение о жизни и смерти, сравнение этих двух миров: «ужас тот же, та же тайна», «родные бездны…подобны и равны».
10 Выраженного лирический героя в произведении нет, автор ведет рассуждения от своего имени
11. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Лирических персонажей в стихотворении нет.
12. В данном стихотворении Дм. Мережковский превращается в человека, соединяющего несоединимые вещи, что говорит о его двойственности в сознании.
13 Позиция автора – полемика
15 Размер данного произведения — Четырехстопный ямб
16 В стихотворении мужская перекрестная рифма
17,18 Поэтический синтаксис: антитеза (смерть и жизнь, в цепях свобода), инверсия предложений («Есть в мире здешнем — мир иной.»)
19 Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи является звуковая инструментовка. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных.
20 Главная идея данного стихотворения- донести до читателя равнозначность жизни и смерти и то, что, они обе ведут к одной цели, и неважно, по какому пути. 21 Отклик С А
Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли
21 Отклик С А. Волынского о стихотворении был довольно издевательским:мужчина назвал стих (не без иронии) «философским» и «декадентски дерзновенным»; о последней строфе мужчина пишет: «Можно было бы сказать, что поэт — плохой «творец» и плохой «ближний себе», если рекомендует себе «стать бездной нижней» и притом рифмует эти слова». В. В. Гофман, однако, наоборот, отметил о том, что в стихотворении удачно сформулированы мысли.
Полезный материал по теме:
- Дмитрий Мережковский Родное. Анализ. Литература 9 класс.
- «Поэт» по плану
Анализ стихотворения Д. С. Мережковского «Часы»
Стихотворение «Часы» написано в конце лета 1895 года. В этот период Дмитрий Сергеевич пишет работы, посвященные философским течениям в русской поэзии. Произведение относится к жанру философской лирики.
Основным образом стихотворения являются часы как символ механицизма – метафизического метода мышления и миропонимания, который заключается в одностороннем сведении всего многообразия мира к механическому движению, а сложных закономерностей развития – к простейшим механическим законам.
Думается, таким образом тридцатилетний поэт старался подчеркнуть свое умение (возможно – воображаемое) быть «над схваткой» – то есть способность к трезвому расчету, холодному анализу действительности. Произведение становится символом веры сверхчеловека, каким Дмитрий Сергеевич, безусловно, не являлся. Оно отражает прочтение автором действительности, и прочтение это довольно мрачное и противоречивое: поэт отказывает людям в их праве быть живыми – испытывать чувства, иметь привязанности. Часы как предмет являются перифразом времени как философской категории.
Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:
- ряды однородных членов предложения – «наслаждение, мука, вдохновение», «не ропщу, не страдаю» – отражают многообразие чувств, которых якобы не существует;
- метафоры – «вдохновение страстей», «бремя дней» – позволяют сократить объем текста без потери смысла;
- олицетворение – «язык (как средство бессловесного общения) часов»;
- лексику высокого стиля – «удел», «ропщу», которая придает торжественность, определяет значимость темы;
- эпитеты – «тупая скука», «лишние дни», «пустое бремя (бесполезное обременение)», «утомительный язык», «мертвое (в значении нечеловеческое, механическое) сердце» – ярко характеризуют явления и отражают авторское отношение;
- лексические повторы – «я не ропщу …, я … привык» – создает акцент на лирическом герое, «часы, часы» – одновременно выступают обращением, выделяя ключевое слово, «нет друзей и нет врагов» – создают акцент на одиночестве;
- инверсию – «смотрю я», «хладнокровно бьется сердце», «сердце мертвое часов», формирующую рифму;
- антонимы – «друзья – враги»;
- сравнения – «бьется, как сердце часов».
Дмитрий Сергеевич не страдал от одиночества уже потому, что был кабинетным ученым, трудолюбивым, скрупулезным человеком не от мира сего. Поэтому тезис о тупой скуке является лукавством. Нельзя не отметить и тот факт, что Мережковский, называвший дни пустым бременем, скончался от кровоизлияния в мозг в преклонном возрасте.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
История создания
Стихотворение «Признание» имеет интересную историю создания, и является весьма интимным произведением поэта. Когда Александр Сергеевич Пушкин находился в Михайловском, то очень много времени проводил в разговорах со своей соседкой. Позже автор влюбился в её падчерицу Александру, но стихотворение, которое он посвятил именно ей, так девушке в руки на тот момент и не попало. Александр Сергеевич уехал из Михайловского, забрав с собой текст произведения. Более того, в печать он его так же не отдал, потому что на тот момент оно могло опорочить честь девушки.
Александр Сергеевич на то время был уже опытным мужчиной, который прошел через многое и познал различные чувства. Ему знакомо и чувство любви, преданности, разочарований. Это не первая его влюбленность, которая была не взаимна. К сожалению, автору уже приходилось переживать подобное. Но его тонкая и влюбчивая натура шла на это снова и снова.
Хоть поэт и написал его в 1826 году, но при жизни автора оно издано не было. Впервые в печать оно попало лишь в 1837 году. И как гласит легенда, что в печать его отнесла сама Александра Осипова.
Композиция
Произведение состоит из четырёх строф разного размера (первая – 12 стихов, вторая и третья – 16 стихов, четвёртая – 8 стихов) и по содержанию может быть разделено соответственно на четыре смысловые части:
- в первой строфе лирический герой вспоминает свою возлюбленную, которую как будто «с детства судьба невзлюбила», и историю её жизни до момента встречи с рассказчиком;
- вторая строфа повествует об их нелёгкой совместной жизни, полной лишений, и смерти сына;
- в третьей строфе герой рассказывает о том, как его любимая добывает «гробик ребёнку и ужин отцу», появляется мотив «падшей женщины»;
- заключительная четвёртая строфа посвящена размышлениям лирического героя о том, где и как теперь живёт когда-то любимая им женщина.
Основной конфликт произведения состоит в противостоянии «маленького человека», простой русской женщины, с безразличным обществом. Социальная проблематика – одна из ключевых в творчестве Некрасова, и в стихотворении «Еду ли ночью по улице тёмной…» читатель также может увидеть то, как нечеловеческие условия существования, социальная несправедливость вынуждают человека совершать поступки, на которые он идёт вопреки своим ценностям, чтобы выжить.
Тема стихотворения
Главная тема – вечность. Это широкое понятие, размышлять о котором можно долго. Автор в своих рассуждениях приходит к тому, что человеческая жизнь не так длинна, поэтому нужно ценить её, уметь оставлять обыденные заботы и предаваться спокойствию и душевному умиротворению. Это то, что необходимо для отдыха и перезагрузки.
А покой и принятие помогут справляться со сложными ситуациями. От огромного количества волнений, бесконечных переживаний не будет ничего хорошего, в конечном итоге всё человечество приходит к одному завершению. Жизнь лучше потратить на что-то более стоящее. Между ней и смертью стоит очень тонкая черта, что сам Мережковский осознает и пытается передать в своих строках. Бег времени – та вещь, что ускорять не нужно
Иногда лучше остановиться и подумать о важном, взять и сделать важные вещи, оставив рутину.