Картинка к сочинению анализ стихотворения Умру я скоро
«Умру я скоро»
анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.
История создания
Стихотворение «Умру я скоро » было написано в 1867 г. и вошло в сборник стихотворений 1969 г. В 1866 г. Некрасов получил стихотворение-письмо «Не может быть», подписанное «Неизвестный друг». Письмо было откликом на клевету о Некрасове и обвинения в том, что он неискренен: смеётся над толпою, призывает в стихах к любви, а сам суров и жесток. Автором стихотворения считается Маркова-Павлова, поэт и переводчик. Только через год Некрасов создал «Умру я скоро», и поводом к этому стали обвинения в отходе от демократических идей. Один из упрёков общества был связан с хвалебной одой, посвящённой Некрасовым в 1866 г. усмирителю польского восстания Муравьёву. Некрасов пошёл на этот шаг, пытаясь спасти «Современник», но безуспешно. Сделка с совестью была напрасной: «Современник» закрыли.
Литературное направление и жанр
Поэт-демократ, народный певец, представитель реалистического направления в литературе, Некрасов в стихотворении «Умру я скоро» проповедует реалистические принципы в искусстве и раскаивается в том, что иногда отступал от них, «прикованный привычкой и средой». Это рассуждения о «наследстве», которое оставляет умирающий на земле, то есть элегия. Но, с другой стороны, для Некрасова творческое наследие неразрывно связано с гражданской позицией, со служением народу и любовью к родине. Так что жанр стихотворения — элегия, наполненная гражданским пафосом. Его также относят к покаянной (исповедальной) лирике Некрасова.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение состоит из трёх частей, каждая из которых включает четыре строфы. Части объединены общей темой с рефреном в конце. В первой части лирический герой рассуждает о причинах, по которым он оставит родине после смерти «жалкое наследство»: тяжёлые годы детства и молодости, которые не укрепили поэта, а сломили его.
Во второй строфе лирический герой объясняет, почему его муза иногда была фальшива, хотя он и не был продажным поэтом. Причина неискренности поэта в одиночестве: его друзья ушли, или умерли, или поэт их сам оставил. Поэта окружают только враги — трудно не сфальшивить.
В третьей строфе лирический герой кается в том, что его поэзия не повлияла на народ так, как он задумывал. Герой находит то драгоценное, ради чего он писал свою песню: любовь к родине, которую он сохранил в черствеющей душе.
Тема стихотворения — покаяние перед родиной за то, что не был достаточно целеустремлён, воспевая её страдания, не жертвовал собой ради родины. Перед кающимся проносится вся его жизнь: истоки творчества и его тематика, друзья, кровная связь с народом.
Главную мысль Некрасов трижды повторяет рефреном: он просит родину зачесть его малые заслуги и простить его ради капли крови, общей с народом. Уничижая своё творчество и умаляя достоинства своей поэзии, поэт пытается найти ценность в своём творчестве, которая состоит в любви к родине и народу и проявляется в кровной общности с народом.
Тропы и образы
Для лирического героя мерило успешной жизни — заслуга перед родиной. К ней и обращено стихотворение, в основе которого лежит олицетворение. Первая строфа полна уничижения, которое Некрасов передаёт с помощью эпитетов. Жалкое
наследство, малый
труд, привычки робкой
тишины, явившиеся следствием гнёта рокового
в детстве, мучительной
борьбы в молодости, гнетущих
впечатлений в зрелости, приводят к тому, что поэт становится печальным
, муза его угрюмой
. Упоминаемая в этой части долгая буря
, сломившая героя, — метафора затянувшегося противостояния между носителями передовых и реакционных идей.
Во второй части художественный образ создаётся с помощью метафор. Лирический герой не торговал лирой,
но иногда фальшивил
. Он ни в ком не имел опоры
, друзья постигнуты жестоким жребием
, одни прешли земной предел
, перед другими дверь запер
сам лирический герой, на пути
он встречает врагов и теряет друзей.
Третья строфа тоже насыщена эпитетами (минутны
е блага жизни, колеблющийся
шаг, родная
сторона) и метафорами (бросить единый луч сознанья на путь народа, прикованный привычкой и средой к благам жизни, шёл к цели колеблющимся шагом, не жертвовал собой, черствел с каждым годом, песнь бесследно пролетела и не дошла до народа).
Образ общей с народом капли крови становится символом связи поэзии Некрасова с народом — главным, как он считал, его достоянием.
Стихотворение написано высоким стилем, для чего Некрасов использует старославянизмы.
Размер и рифмовка
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Н.Некрасов
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» Николай Некрасов
Посвящается неизвестному другу, приславшему мне сти- отворение «Не может быть»
Умру я скоро. Жалкое наследство, О родина! оставлю я тебе. Под гнетом роковым провел я детство И молодость — в мучительной борьбе. Недолгая нас буря укрепляет, Хоть ею мы мгновенно смущены, Но долгая — навеки поселяет В душе привычки робкой тишины. На мне года гнетущих впечатлений Оставили неизгладимый след. Как мало знал свободных вдохновений, О родина! печальный твой поэт! Каких преград не встретил мимоходом С своей угрюмой музой на пути. И малый труд в заслугу мне сочти!
Когда грозил неумолимый рок, Моя рука. Давно я одинок; Вначале шел я с дружною семьею, Но где они, друзья мои, теперь? Одни давно рассталися со мною, Перед другими сам я запер дверь; Те жребием постигнуты жестоким, А те прешли уже земной предел… За то, что я остался одиноким, Что я ни в ком опоры не имел, Что я, друзей теряя с каждым годом, Встречал врагов всё больше на пути — За каплю крови, общую с народом, Прости меня, о родина! прости!
Терпеньем изумляющий народ! На путь, которым бог тебя ведет, Но, жизнь любя, к ее минутным благам Прикованный привычкой и средой, Я к цели шел колеблющимся шагом, Я для нее не жертвовал собой, И песнь моя бесследно пролетела, И до народа не дошла она, К тебе, моя родная сторона! Ее умел в душе моей спасти, За каплю крови, общую с народом, Мои вины, о родина! прости.
Анализ стихотворения Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
Произведение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» написано в 1867 году. Некрасов посвятил его «неизвестному другу», приславшему поэту стихотворение собственного сочинения под названием «Не может быть». В нем аноним выражал протест против слухов, призванных опорочить Николая Алексеевича. Кто же решился поддержать Некрасова, но при этом предпочел оставить в тайне имя? По мнению литературоведов, автор «Не может быть» — Ольга Петровна Мартынова, писательница 50-90-х годов XIX столетия. Женщина творила под несколькими псевдонимами — Ольга П. Павлова Ольга, Павлова О. П-а Ольга. О том, что посвящение Николаю Алексеевичу принадлежит именно ее перу, исследователи узнали из дневника матери писательницы — Ольги Васильевны Мартыновой. Там же указана дата создания «Не может быть» — шестое февраля 1866 года. Ольга Петровна была увлечена творчеством Некрасова. Кроме того, из дневника ее матери становится понятно, что женщина лично знала знаменитого литератора.
«Умру я скоро. Жалкое наследство…» — подведение жизненных итогов. Стихотворение принято относить к так называемой покаянной лирике Некрасова. Среди ее наиболее известных образцов — «Рыцарь на час «, «Памяти Добролюбова «, «Я за то глубоко презираю себя…». Главная тема стихотворений — попытка преодоления внутреннего разлада. Николаю Алексеевичу нередко казалось, что он не в полной мере соответствует высокому идеалу человека и поэта. «Умру я скоро. Жалкое наследство…» — стихотворение-исповедь, преисполненное душевной болью, раскаянием, душевными терзаниями. В нем поэт рассуждает о родине, народе, друзьях, творчестве.
Первая часть произведения — рассказ о детстве и молодости лирического героя. Некрасов повествует о революционных настроениях, царивших в просвещенном обществе. Поэт сравнивает их с бурей. По мнению Николая Алексеевича, если она длится недолго, то способна укрепить бойцов. Вот только в России противостояние с властью затянулось. Люди привыкли молчать. Такая ситуация породила гнетущие впечатления у лирического героя, которые оставили в душе его неизгладимый след. Вторая часть содержит рассуждения на тему не всегда правильного использования лиры. По словам лирического героя, порой она издавала неверные звуки. Скорей всего, Некрасов имеет в виду те стихотворения, которые он написал не столько по велению Музы, сколько для того, чтобы журнал «Современник», издаваемый им, смог удержаться на плаву. Также во второй части лирический герой рассказывает о своем тотальном одиночестве. Многие друзья безвозвратно потеряны. Все больше становится врагов. В заключении лирический герой сокрушается, что недостаточно посредством творчества сделал для русского народа.
В каждой части Некрасов повторяет строку: «За каплю крови, общую с народом…». С ее помощью он подчеркивает свое малое, но все-таки родство с простыми людьми — рабочими, крестьянами. Кроме того, на протяжении всего стихотворения лирический герой обращается к родине и просит у нее прощения.
Анализ некрасовской элегии «Умру я скоро»
Некрасовская элегия с таким пророческим названием «Умру я скоро» была написана в зрелом возрасте поэта. Это своеобразный анализ проделанной работы. Отсюда и такая глубокая исповедь, некий крик души, в котором содержится и горечь, и печаль, и даже раскаяние. В этой некрасовской исповеди много самоиронии, которая вызывает приятные чувства.
Чтобы передать свое настроение, уныния и одиночества, автор использует метафоры и эпитеты, которые оказываются у него жесткими и довольно колкими. Он возвращается своими мыслями в прошлое, анализирует его. Вспоминает поэт и то, что его так согревало, что отдается тепло в груди. Но к сожалению, таких воспоминаний у Николая Некрасова немного. В свои зрелые годы жизненного пути поэт понимает, что он никому уже не нужен: кто-то его не принял с самого начала пути, а кто-то просто со временем бросил его. Страдая, Николай Некрасов говорит о том, что в жизни он успел совсем немного, а ведь мечталось сделать намного больше. И вот теперь ему горько и печально.
Поэт утверждает, что уникальность его поэтического наследия состоит в том, что он отступает от общепринятого слога, и это его отличие от других поэтов отталкивает и читателей, и друзей. Поэтому сожалеет и сокрушается, что перед своей родной землей, да и перед народом, он не выполнил свой долг и свое назначение на земле.
Признается поэт и в любви к своей Родине, и даже просит прощения за те поступки, которые совершил или мог совершить. При этом он преуменьшает свою роль в русской литературе.
И современники и все последующие поколения высоко оценят его творчество, в котором звучат идеалы патриотизма и преданности своей Отчизне.
Художественный анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Умру я скоро. Жалкое наследство…»
С детства знакомы нам проникновенные стихи Николая Алексеевича Некрасова. Гражданский пафос и высокая художественность его произведений, глубокое проникновение в жизнь человека поставили Некрасова в ряд крупнейших русских писателей девятнадцатого века. Судьба родины, её победы и поражения, успехи и жизненные трудности всегда волновали творческую интеллигенцию России. Великий поэт Некрасов не исключение из числа таких людей. И неудивительно, что тема любви к родной земле проходит через всё творчество этого поэта. Некрасову очень тяжело было видеть страдания других людей, особенно, если дело касалось женщин и детей. На мой взгляд, этот поэт — один из ярых защитников обездоленных и обиженных жизнью, он считает своим долгом рассказать миру об этом. Стихотворение «Умру я скоро. Жалкое наследство…» являет собой размышление автора над тем, в чём же смысл жизни и что им уже достигнуто. Тема поэта и поэзии также очень ярко прослеживается в этом произведении. Думая над тем, что останется после смерти, автор приходит к выводу, как мало сделано им. Но в одном он убеждён: ему никогда не приходилось делать того, что от него ждут другие, однако были моменты, когда поэт вынужден был говорить совсем не то, да и не так: Не торговал я лирой, но, бывало, Когда грозил неумолимый рок, У лиры звук неверный исторгала Моя рука… Своим достоинством лирический герой, прежде всего, считает своё единство с народом. Размышляя о собственной жизни, он приходит к мысли, что много было страданий и боли. Сначала его окружали близкие и родные люди, но судьба распорядилась так, что одни давно расстались с героем, перед другими он сам вынужден был закрыть дверь: «те жребием постигнуты жестоким, а те прешли уже земной предел…» Лирический герой одинок и, может быть, хотел бы всё исправить, но теперь это невозможно. Кроме того, данное стихотворение представляет собой обращение к родине, любовь к которой безгранична. Только эта чувство и заставило поэта говорить о страданиях русского народа: Я призван был воспеть твои страданья, Терпеньем изумляющий народ! И бросить хоть единый луч сознанья На путь, которым бог тебя ведёт… Но излишнее малодушие и стремление к минутным благам сделали невозможным искренность и желание помочь родной земле. «И песнь моя бесследно пролетела, и до народа не дошла она…» — говорит поэт. Он чувствует свою вину перед Родиной, перед бесследно ушедшими годами. Молодость прошла и силы для борьбы кончаются. Много этих сил было потрачено на битвы, не принёсшие побед. Поэт чувствует, что с каждым уходящим годом его чувства становятся всё беднее и беднее. Он с тоской говорит о равнодушии, которое зарождается в его душе. и только любовь к Родине делает героя настоящим: За то, что я, черствея с каждым годом, Её умел в душе моей спасти, За каплю крови, общую с народом, Мои вины, о родина! прости. В художественном плане стихотворение замечательно тем, что в тексте автор очень часто использует яркие эпитеты: «гнев роковой, мучительная борьба, робкая тишина, печальный поэт, угрюмая Муза, колеблющийся шаг, жестокий жребий…» Мы видим, что данное выразительное средство придает тексту большую образность. Кроме того, автор использует олицетворение и обращение к родине как к живому существу, что ещё раз указывает на отношение автора к ней: Одна любовь сказаться в ней успела К тебе, моя родная сторона! Синтаксической особенностью данного произведения является большое количество восклицательных предложений. В данном случае они свидетельствуют об эмоциональном подъёме и указывают на настроение лирического героя. На мой взгляд, на автобиографичность стихотворения указывают размышления о собственной жизни и неудачах, которые постигли поэта. Некрасов не только выразитель чаяний крестьян, но ещё и тонкий проникновенный лирик. Для него тема поэта и поэзии, тема родины, тема русского народа, тема смысла жизни тесно переплетаются. Стихотворение поэта проникнуто светлым чувством, несмотря на чувство тоски, которое испытывает лирический герой, ибо он безгранично любит родину, становится частью её. И его жизнь уже немыслима вне этой удивительной красоты. По моему мнению, лирика этого великого русского поэта никогда не будет забыта, ибо в своих стихотворениях он отражал те чувства и переживания, которые свойственны и близки для каждого человека.
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Выразительные средства
Некрасовская элегия состоит из трех частей, в которых проходит один и тот же лирический герой – автор. Каждая часть повествует о каком-то этапе жизни поэта. Первая о его молодых годах и о том, что настроение было революционное. И это настроение автор сравнивает с бурей, которая длится хоть и недолго, но способна укрепить дух воинов.
Вторая часть – это рассуждения автора о том, что поэзию могут использовать неверно, если она издает неверные звуки и немного фальшивит. Может быть, он даже имел в виду те произведения, которые сам написал, преследуя определённые цели. И здесь же он говорит о том, что очень одинок.
Все три части объединяет не только одна идея и тема, но и то, что повторяется одна и та же строчка:
«За каплю крови, общую с народом».
Поэт намекает, что несмотря на своё дворянское происхождение, он имеет общую с народом кровь.
Также на протяжении всего сюжета, в каждой из частей, поэт обращается и к своей Отчизне, перед которой просит прощение. Успешность жизни человека для автора заключается в его заслуги перед Родиной.
В своем стихотворении поэт использует много выразительных средств, которые придают художественность всей элегии:
Олицетворения. Эпитеты: жалкое, малый, робкое, роковое, мучительное, гнетущее. Метафора: буря, которая так сильно могла сломить поэта, долгая.
большое количествонекрасовского стихотворения
Несколько интересных сочинений
- Анализ рассказа Куст сирени Куприна сочинение
Среди главных вопросов, волнующих писателей русской литературы во все времена, тема любви занимает одно из первых мест. Этим чувством в разных своих проявлениях пронизаны рассказы А.И. Куприна.
- Характеристика и образ князя Мышкина в романе Идиот Достоевского сочинение
Основным персонажем произведения является князь Лев Николаевич Мышкин, которого писатель представляет в образе двадцатишестилетнего высокого молодого человека, имеющего белокурые густые волосы, голубоватые глаза, впалые щеки и востренькую бородку.
- Образ и характеристика Руслана в поэме Руслан и Людмила Пушкина сочинение
Образ доблестного витязя, состоявшего на службе у Великого князя Владимира, хорошо описан самим автором. А.С. Пушкин постоянно даёт Руслану собственные характеристики.
- Анализ рассказа Бунина Муза
Рассказ ведётся от первого лица немолодого помещика, который хотел учиться живописи. Он так был увлечен этой идеей, что провел весь зимний период, в Москве, забросивши свое имение. Помещик брал уроки живописи у весьма посредственного
- Сочинение Как я однажды опоздала в школу 5 класс
Я хорошо учусь в школе, я отличница. У меня нет ни одной тройки, только пятерки и четверки. Еще, я никогда не опаздывала в школу, и вообще у меня примерное поведение. Учителя, даже ставят меня в пример, другим ученикам.
Пытаясь спасти «Современник» от угрожающего ему закрытия, Некрасов прочел в Английском клубе стихотворное послание Муравьеву-Вешателю, от которого зависела судьба журнала. Глубочайшие переживания поэта, связанные с этим поступком, отразились и в настоящих стихах.
«Умру я скоро…» — одно из произведений так называемой «покаянной» лирики Некрасова: поэт казнит себя за то, что для защиты от полицейских и цензурных гонений он иногда льстил представителям власти. Страстное самообличение свидетельствовало о глубине передовых убеждений поэта. Цитируя их, В.И. Ленин писал: «Некрасов по той же личной слабости грешил нотками либерального угодничества, но сам же горько оплакивая свои «грехи» и публично каялся в них»
. Некрасов в своем стихотворении просил, чтобы родина за все его простила. Но мы не слышим ни плача, ни всхлипываний. В нем звучит мужественный голос поэта. Он исполнен решимостью к внутренней борьбе и не снимает с себя обвинений, но и показывает причину, которая заставила его пойти на такой унизительной безнравственный шаг: общество.
Для того, чтобы увеличить эстетическое воздействие на читателя, подчеркнуть великолепие языка, автор употребляет изобразительные средства тропы. Понять чувства раскаяния, душевного состояния помогают эпитеты «робкая тишина», «гнетущие впечатления», «неизгладимый след», «неутомимый рок», «звук неверный».
Многосоюзие, присутствующее в стихотворении, передает душевное состояние автора, придает плавность происходящему. С их помощью мы видим, как тяжело, горько, тоскливо на душе Николая Алексеевича.
Стихотворению придает наибольшую выразительность, мелодичность перекрестная рифма.
Передать душевное состояние героя, подчеркнуть великолепие языка помогают многочисленные междометия.
Стихотворение «Умру я скоро…» посвящается неизвестному другу, приславшему стихотворение «Не может быть». Этим другом была поэтесса О.В. Мартынова (Павлова). В своем стихотворении она отклоняла клеветнические упреки в неискренности, которым ни раз подвергался Некрасов со стороны литературных врагов. Оценивая творческий путь Некрасова, могу от себя заметить, что я не заметила за ним жажды личной выгоды. По-моему, он стремился только к одному: спасти «Современник».
Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!
Размер и рифмовка
- «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
- «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
Николай Алексеевич Некрасов
Посвящается неизвестному
другу, приславшему мне сти-
хотворение «Не может быть»
Умру я скоро. Жалкое наследство,
О родина! оставлю я тебе.
Под гнетом роковым провел я детство
И молодость — в мучительной борьбе.
Недолгая нас буря укрепляет,
Хоть ею мы мгновенно смущены,
Но долгая — навеки поселяет
В душе привычки робкой тишины.
На мне года гнетущих впечатлений
Оставили неизгладимый след.
Как мало знал свободных вдохновений,
О родина! печальный твой поэт!
Каких преград не встретил мимоходом
С своей угрюмой музой на пути?..
И малый труд в заслугу мне сочти!
Не торговал я лирой, но, бывало,
Когда грозил неумолимый рок,
У лиры звук неверный исторгала
Моя рука.. Давно я одинок;
Вначале шел я с дружною семьею,
Но где они, друзья мои, теперь?
Одни давно рассталися со мною,
Перед другими сам я запер дверь;
Те жребием постигнуты жестоким,
А те прешли уже земной предел…
За то, что я остался одиноким,
Что я ни в ком опоры не имел,
Что я, друзей теряя с каждым годом,
Встречал врагов всё больше на пути —
За каплю крови, общую с народом,
Прости меня, о родина! прости!
Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым бог тебя ведет,
Но, жизнь любя, к ее минутным благам
Прикованный привычкой и средой,
Я к цели шел колеблющимся шагом,
Я для нее не жертвовал собой,
И песнь моя бесследно пролетела,
И до народа не дошла она,
Одна любовь сказаться в ней успела
К тебе, моя родная сторона!
За то, что я, черствея с каждым годом,
Ее умел в душе моей спасти,
За каплю крови, общую с народом,
Мои вины, о родина! прости!..