Анализ стихотворения есенина неуютная жидкая лунность

На поле куликовом 1 часть анализ. анализ стихотворения «опять над полем куликовым…

Содержание

Тема стихотворения

Страницы стихотворения «Река раскинулась…» (А. Блок) раскрывают еще одну тему, актуальную для смыслового мира поэта. Главной темой поэмы является описание внутреннего состояния героя и его внутренних переживаний.

Мотивы и символы

Мотивы песенности, трагизма, изнеможения жизнью, колебания, страх, надежда, музыкальность, метафизика – являются характерными приемами для Александра Блока. В стихотворении «Река раскинулась…» (А. Блок) наряду с этими мотивами проносятся и другие символы.

  • Река — символ одиночества, бесконечности и непостижимости жизненных путей. Она обрамляет всю поэму и присутствует повсюду в ней.
  • Солнце — символ жизни, дарующий тепло и свет, но может быть источником боли и страха.
  • Тень — символ тайны, загадки, неопределенности судьбы героя.
  • Мост — символ между существованием, прошлым и будущим, между миром живых и мертвых.

Анализ стихотворения

В первой части стихотворения Блок создает образ окружающего мира героя, который показывает его одиночество и отчужденность от реальной жизни. Все вокруг него размыто и пусто, он описывает это с помощью сравнения «рассыпавшись зеркальцами» и описывает солнце как «живое пламя голубых слез». Герой вынужден искать свое место в жизни, остановившись и созерцая мир, пытаясь найти в нем смысл.

Вторая часть стихотворения «Река-обидчица в груди» начинается с самого заголовка, чтобы усилить предчувствие героя и заставить его открыться. Здесь Блок углубляется в внутренний монолог героя, который переживает конфликт с самим собой. В этот момент поэт философствует о зарождении в герое силы и мужества, что достигается благодаря преодолению смерти и одиночества.

Популярные темы анализов

«В Царском Селе» — это цикл, состоящий из трех стихотворений, объединенных одной темой. Темой воспоминаний Анны Ахматовой о дорогом её сердцу городе. В Царском Селе (ныне г. Пушкин) прошло детство и отрочество автора,

Абсолютно все, без исключения, поэты были уверены, что дети должны читать стихотворения о природе. Они мотивировали это тем, что через данные произведения дети учатся любить свою родину, её природу, беречь и охранять её.

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет

Элегии М. Цветаевой, посвящены А. Блоку. Они стали неотделимой частью русской литературы. Весь сборник переполнен восторгов, упоением, восхищением и безмерной неопределимой печалью и тоской. Все строчки пропитаны этими чувствами.

Стихотворение было написано Н. А. Некрасовым 29 июля 1856 года, а посвящалось оно его женщине, Авдотье Панаевой, которая была не только одной из самых красивых дам, она также славилась своей мудростью и писательским талантом.

Источник

Краткий анализ стиха «На поле Куликовом» Блок А. А.

Вариант 1

Сюжет цикла «На поле Куликовом» имеет историческую основу — вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию и великая Куликовская битва на одноименном поле. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли — и цепь пережи­ваний лирического героя, способного осмыслить весь многове­ковой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году.

Это время реакции после поражения революции 1905 года. Цен­тральной темой в цикле становится тема родины, мысли о ее сложной исторической судьбе. Первое стихотворение цикла от­крывается элегической пейзажной зарисовкой, которая сразу же настраивает на размышления и воспоминания. Начиная со вто­рой строфы сюжет становится более динамичным, оживляется обращениями и восклицаниями, рублеными синтаксическими конструкциями. Данному сюжету гармонично соответствует размер стиха — разностопный ямб. Родина сравнивается у

А.А. Блока с женой. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А.А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновре­менно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор вы­брал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же пер­вого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова «степь», «степной» подчеркивают просторы родной земли.

Особую роль в развитии патриотической темы приобрета­ет древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, иоле Куликово. К традициям древнерусской литературы (краткое содержание «Слово о полку Игореве», «Задонщине») восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий кле­кот). В цикле большую роль играет контраст (покоя и движе­ния, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси — свя­тость («святое знамя», «лик нерукотворный»),

В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о гря­дущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исто­рических событий («Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла»). А поэтичная блоковская фраза «Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней» обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Таким образом, блоков­ский цикл «На поде Куликовом» можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории.

Вариант 2

Поэт Александр Блок, практически во всем своем творчестве показывает беспокойство о судьбе своей родины. Александр знал, что после революции Россия изменится в худшую сторону, но Блок остается на родине. В 1908 году Александр пишет стих «На поле Куликовом». Это произведение состоит из 5‑ти стихов, в которых можно встретить красоту Руси, историю прошлых лет, а также ужас грядущих перемен. Сюжет стихотворения состоит из событий, которые происходили в реальности.

Поет в данном стихотворении, не изменяет своим убеждениям и старается, словно намекнуть с помощью произошедших событий на Куликовом поле, что людям Руси снова нужно защищаться. Только враг теперь не татары, а революция, которая развалит страну.

Позиция Блока по поводу перемен, родилась в нем не просто так. Совсем недавно поет, верил и поддерживал свержение руководителей страны.  Но в 1905 году произошла революция, и автор своими глазами увидел, какой это ужас. Сколько смертей и разрушенных жизней она несет, поэтому вскоре поменял своё мнение по поводу перемены власти таким образом.

Красиво вписываются строки Александра о родине. Ему удается сравнивать Русь с кобылой степи, которая бежит без оглядки и только к закату. Остановить её никак нельзя, никто не сможет это сделать

Впереди только цель и не важно, что прольется много крови и будет множество человеческих страданий

Очень интересно то, что поет, предвидел практически все события, которые разворачивались в течение этих страшных лет. Совсем скоро, а именно через 9 лет, все что Блок написал в стихотворении, произошло. Автор все равно остается на Руси с надеждой, что страна возродится и снова будет великой, и сильной, но этого не произошло. Политика социализма гораздо страшней отражается на судьбе страны, чем война с татарами и монголами.

Анализ стихотворения «Река раскинулась…» (А. Блок)

«Река раскинулась…» — известное стихотворение А. Блока, в котором поэт описывает ночное раскрытие тревожных чувств перед лицом бесконечности мира и загадок судьбы. Текст наполнен символами и метафорами, которые создают особую атмосферу трагизма и неизбежности.

В начале стихотворения поэт подает образ реки, которая щедро и бесконечно распространяется по пространству. Слово «река» наравне с многими другими символами литературы относится к переходности, к изменениям и непостоянству. Это создает аллюзию на смену времен года, солнца и ночи, затмения и восходы звезд — все то, что формирует судьбу и жизнь человека.

Далее, мы видим образ мельницы, который является крепостью и свидетельством того, что всего преходящего и изменчивого всегда найдется что-то, что останется неизменным. Отсюда можно сделать вывод о двойственности природы — она полна противоречий и таит в себе возможность как смерти, так и жизни.

Изображение травы, которая умирает под ногами героя, дает возможность рассуждать о близости смерти, о том, что мира и жизни человека — это лишь ничто перед бесконечностью бытия. Таким образом, стихотворение Блока превращается в философскую поэзию, подкрепленную метафорами и символами, которые задают остроту мысли и вызывают живую реакцию у читателя.

Основная идея

Блок поднимает тему Куликовской битвы не для того, чтобы показать читателю исторические события России, а чтобы провести аналогию между прошлым и настоящим страны. Поэт старается донести своё предчувствие больших перемен, отрицает кровопролития, которые могут предшествовать изменениям. Он выступал против человеческой жестокости и считал, что такой способ не является решением проблем.

Автор признаёт возможность сражения только в том случае, если это оборона. Он понимает, что война стала неотъемлемой частью страны и порой ведёт к великим переменам. Она отражает стихию, которую не могут остановить несколько человек.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Восприятие произведения в современной литературе

В современном мире литература становится все более доступной и разнообразной. Она предлагает читателям не только развлечение, но и возможность культурного и эмоционального развития. Хотя многие классические произведения остаются актуальными и до сих пор прочно занимают свое место в литературе, новые авторы и стили постоянно появляются на сцене.

Каждый читатель воспринимает произведение по-разному в зависимости от своего мировосприятия, жизненного опыта, культурных и социальных ценностей. Некоторые слова, фразы и образы могут вызвать у одного читателя сильные эмоции, тогда как у другого — полное непонимание. В этом смысле, литература есть не только само произведение, но и процесс восприятия и интерпретации.

Некоторые современные авторы используют сложные техники и методы, чтобы вызвать у читателя определенную реакцию или передать свою идею. Успех такого произведения зависит не только от слов, но и от владения автором своим ремеслом, такие приемы как перегрузка информацией, метафоры, аллюзии и т.д. С другой стороны, многие авторы пишут просто и доступно, чтобы раскрыть важную идею, а произведение затрагивает сердце читателя.

В итоге, восприятие произведения литературы — это процесс взаимодействия автора с читателем, при котором обе стороны могут быть либо в выигрыше, либо в проигрыше. Но наверное главное — это когда произведение настолько сильно затрагивает читателя, что говорим: «Эта книга изменила мою жизнь».

Основная идея

Александр Блок рассуждает над судьбой России, её прошлым и настоящим. Стихотворение проникнуто трагическим настроением и ощущением неизбежности. Проблема будущего России особенно остро стоит перед лирическим героем. Он питает надежду, что его родину ждёт счастливый конец, но видит, какой тяжёлый и кровавый путь придётся пройти, если он останется. Его раздирают противоречия, поэтому в стихотворении также можно увидеть тему верности себе и родине. Лирический герой чувствует связь с Россией, его судьба навсегда связана с ней, поэтому он выбирает остаться. Таков смысл стихотворения «Река раскинулась».

Стихотворение на «Река раскинулась…» учит читателя преданности и умению ценить родину вопреки всему. Судьба героя тесно переплетается с судьбой Александра Блока, ведь поэт, после того как как разочаровался в идеалах революции, не покинул страну и остался в России. И это решение в известном смысле стоило ему жизни, ведь он умер в цвете лет от болезни, потому что лечиться за границу его не пустили.

Таким образом, главная мысль стихотворения «Река раскинулась» заключается в неотвратимости трагической судьбы России, вечного боя за самобытность и свободу, а также в надежде на то, что свет костров развеет тьму напастей и спасет Русь.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.История создания – цикл стихотворений написан А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный её идеям, осознал, какие бедствия она с собой несёт.

Тема – Россия, начиная с её древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – произведение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический цикл: произведение сочетает в себе некоторые признаки лирики и эпоса, оно имеет сюжетную линию и содержит чувства и переживания лирического героя.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стихотворения разделены на строфы, каждая из которых состоит из четырёх строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская; способ рифмовки перекрестный, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», , «Под игом ущербной луны».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…сердцем вещим», «…Доном тёмным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней», «Вольные тучи».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука ). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие ,,, которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука . Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков , в словах кровь, пыль, ковыль.

Фонетическая близость данных существительных словукобылица говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

«Осенний день», анализ стихотворения Блока

Произведение А. А. Блока «Осенний день» написано 1 января 1909 года. Анализ данного стихотворения показывает, что оно продолжает важную для писателя тему быта простого человека и волнения за судьбу России.

В «Осеннем дне», как и в одном из наиболее известных стихотворений Блока «Россия», появляется образ бедной, угнетенной страны. Лирический герой делится с товарищем своим восприятием российской деревни. В нем преобладают серые, депрессивные настроения, печаль.

Два раза за столь небольшое стихотворение автор использует прилагательное «нищий» и дважды он обращается к глаголу «плачешь». Плачут в стихотворении птицы и «жена» лирического героя, образ которой возникает в последних двух строках. Они как бы сочувствуют родной земле и чувствуют всю ее горечь. Кстати, вполне возможно, что в образе жены есть черты самой России – в своих произведениях Блок часто одухотворяет страну и признается ей в любви.

Автор использует характерную для него перекрестную рифму. Размер ямбический, четырехстопный. Во всех четных строках четвертая стопа является неполной – автор использует женское окончание (строка оканчивается на безударный слог).

Образы природы и России в данном произведении раскрываются через печальные олицетворения. Вожак журавлиной стаи плачет, ворон глухо зовет своих товарищей. Эпитеты тоже носят преимущественно грустный оттенок. Блок называет друга скромным, церковь темной, день потемневшим, жену бедной.

Концовка стихотворения – характерные для Блока риторические восклицания. Лирический герой вопрошает: что значит для него страна, отчего ее народ страдает? Последний вопрос остается открытым для каждого читателя, но мы не ищем ответ на него, потому что чувствуем всю безысходность поиска…

Кроме анализа «Осеннего дня» обратите внимание на другие сочинения:

Источник

Средства художественной выразительности

Цикл «На поле Куликовом» просто пестрит интересными метафорами, и все они служат созданию атмосферы беспокойства: «наш путь пронзил нам грудь», «закат в крови», «вековою тоскою» и так далее. Многочисленные олицетворения («грустят стога») и эпитеты («грустит лениво») служат той же цели.

Используется также интересное сравнение, которое выделяется на фоне остальных средств художественной выразительности и еще раз отсылает нас к образу соловьевской дамы: «Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

16 056 0

Каждый поэт в своем творчестве избирает ключевую тему, которая проходить через все его произведения. Кто-то отдает предпочтение пейзажной лирике, других привлекает тема любовных взаимоотношений. Что касается Александра Блока

, то его можно отнести к многочисленной группе поэтов-патриотов, которых беспокоит будущее России. Именно по этой причине он отказался покидать свою страну после революции, хотя понимал, что она катится в пропасть. Однако Блок предпочел разделить с Россией ее участь, и подобное решение не стало ни для кого неожиданным. Ведь еще в 1908 году поэт написал стихотворение , в котором не только предсказал грядущие перемены в стране, но и выразил к ним свое отношение.

Позиция поэта оказалась однозначной и недвусмысленной – уже тогда он принял решение остаться со своей страной и со своим народом, хотя и предвидел, что их судьба будет достаточно трагической. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться. Но уже не от кровожадных татар, а от идеологов грядущей революции, которые ради великой и безумной идеи готовы полностью разорить и уничтожить страну, которая так дорога поэту.

Подобное сравнение и предчувствие неотвратимой беды появились у неслучайно. Еще несколько лет назад он активно поддерживал свержение царской власти. Считая, что лишь таким образом Россия сможет стать по-настоящему свободной и прогрессивной страной. Однако после революции 1905 года Блок кардинально изменил свое отношение к насильственному изменению общественно-политического строя, осознав, что в революционном пожаре погибнут десятки тысяч ни в чем неповинных людей. А это, по мнению поэта, является слишком дорогой платой за сомнительное будущее.

Поэтому в своем стихотворении «На поле Куликовом»

, обращаясь к прошлому, но подразумевая будущее, Блок сравнивает Россию со степной кобылицей, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому.

Осознавая, что Россию ждут неизбежные перемены, поэт подчеркивает, что «долго будет родина больна», и просит помянуть всех тех, кому еще предстоит погибнуть в кровавой бойне, именуемой революцией. Себе же поэт в этих исторических событиях отводит достаточно скромное место, о. При этом Блок уповает на чудо, понимая, что предстоящая битва окажется куда более жестокой, чем сражение на Куликовом поле. Хотя бы потому, что происходить оно будет не с татарами, а со своими же братьями-славянами, одержимыми бунтарскими идеями. «Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар», — предрекает автор. Однако при этом он не знает, как его остановить, и это чувство бессилия порождает в душе поэта тоску. Он уповает на то, что, как и во время Куликовской битвы, его родину спасут высшие силы. Поэтому призывает всех тех, кто хочет защитить страну от гражданской войны, уповать лишь на волю Бога. «Доспех тяжел, как перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!», — отмечает поэт.

Примечательно, что мрачная картина разрухи, нарисованная Блоком

, уже через 9 лет стала реальностью. Но поэт предпочел остаться в России, чтобы превратиться в одного из многочисленных воинов, которые попытаются сделать все возможное, чтобы их страна смогла восстать из руин и вновь превратиться в одну из самых сильных держав мира. Правда, мечтам поэта так и не суждено было сбыться, так как он и не предполагал, что социализм окажется для России куда более губительным, чем монголо-татарское иго, и поработит страну изнутри на долгие годы.

Тонкая грань

Этой патриотичностью Блок учит из своего «далека» любить, быть терпимым к родине и довольствоваться тем, что есть. Продолжая анализ стихотворений Блока «На поле Куликовом», нельзя не отметить связи цикла со статьей «Россия и интеллигенция», в которой автор пишет, что есть две реальности, не понимающие друг друга – народ и интеллигенция.

Непрестанная смена настроений и боевых знамен происходит среди сотен тысяч. Над городом стоит гул, в котором и опытному слуху не разобраться, такой гул стоял и над станом татар в ночь перед битвой. Скрипят телеги за Непрядвой, вопль людской стоит, а на туманной реке плещутся и кричат гуси.

А среди десятка миллионов — тишина и сон. Стояла тишина и над лагерем Дмитрия Донского, однако заплакал воевода и услышал, как неутешно плачет вдова, как мать бьется о стремена сына. Есть меж двумя станами, народом и интеллигенцией, черта, на которой сходятся те и другие.

Как странно схождение на ней — сходятся здесь и босяк, и рабочий, и крестьянин, и сектант – с чиновником и общественным деятелем, с писателем и революционером. И хоть и тонка черта, два стана по-прежнему не желают знать друг друга и относятся как к перебежчикам и изменникам к тем, кто желает покоя. Не так ли тонка эта черта, как речка Непрядва? Вилась она меж двух станов, семь ночей текла, краснея от крови, в ночь после битвы.

История создания

1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом».

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Анализ стихотворения Державина «Река времён в своём стремленьи…»

Стихотворение было написана Гавриилом Романовичем Державиным (1743–1816) 6 июля 1816 года, то есть, буквально перед самой смертью поэта. Это стихотворение – ребус, первые буквы строк образуют выражение «Руина чти». Этот приём называется акростих. Возможно, фраза была бы продолжена, так как известно, что две строфы, составившие это произведение, были началом стихотворения «На тленность». Однако читателю никогда не удастся узнать, что на самом деле задумывалось автором.

В журнале «Сын отечества» в номере № 10 за 1816 год «Река времён в своём стремленьи…» вышла под заголовком «Последние стихи Державина». Заметка, сопровождавшая текст стихотворения, включала в себя упоминание о том, как были найдены эти строк. Автор статьи сообщал, что по своей привычке записывать черновой вариант мелом на грифельной доске Державин и с этим произведением поступил так же. Поэтому, к сожалению, не удастся найти каких-либо дневников, блокнотов, где бы содержались наброски поэта.

Тема плавного, но неумолимого течения времени, часто встречается в творчестве Гавриила Романовича. Читатель может проследить развитие этой мысли в оде « », «Памятник», « » и в других произведениях. Связана с ней и идея неизбежности смерти. Эти мысли были уже раскрыты поэтом в стихотворениях «Облако», «Время» и т. д. Но в «Реке времён…» этот мотив звучит особенно грозно.

Обратим внимание на образы, которые использует поэт в восьмистишии. Сравнивая время с текущей водой, автор подчёркивает его силу и необратимость

«Река не течёт вспять», «вода камень точит» — такие поговорки о мощи водного потока сразу приходят на ум. Стихия воды у Державина – не созидающая добрая энергия, а отнимающая, безразличная:
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.

То, как ведёт себя вода в стихотворении, напоминает о Лете, реке забвения, которая течёт, согласно древнегреческим мифам, в царстве смерти.

Есть и другие образы, которые говорят о разрушении. «Пропасть», унылая пустая «вечность» — всё это будет уничтожено. Недаром первое слово «руина», образуемое строками, тоже указывает на гибель.

В предчувствии кончины Гавриил Романович подвергает сомнению даже надежду на бессмертие в своих творениях, которую он воспел в « »:
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Это наполненное мрачным фатализмом произведение производит тягостное впечатление. В отличие от других стихов, оно не содержит урока, наставления или утешения. Трудно представить, в какой ситуации можно обратиться к этим строкам, но они помогают понять состояние и чувства поэта в его роковой час.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: