«дед мазай и зайцы»: краткое содержание. чему учит стихотворение

Анализ для читательского дневника сказки «дед мазай и зайцы» некрасова

Краткое содержание «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника

Если ты читаешь этот пункт, то тест, рекомендованный тебе чуть выше, ты прошёл с ошибками. Но это не страшно. Прочитав краткое содержание «Дед Мазай и зайцы» в форме пересказа, ты вспомнишь, где допустил ошибки при выполнении теста и при повторном его прохождении на все вопросы теста ответишь правильно.

Произведение Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» призвано научать подрастающее поколение проявлять доброту и заботу об окружающем мире, о живых существах.

Справочная информация

ФИО автора: Некрасов Николай Алексеевич Название: «Дедушка Мазай и зайцы». Число страниц: 16. Издательство: «Детская литература», 2013 год. Жанр: Стихотворение (по некоторым источникам, сказка в стихах). Год написания: 1870 год.

Главные герои

Дедушка Мазай — пожилой овдовевший человек, занимавшийся охотой; по характеру добрый и шутливый.

Автор — охотник, поэт, человек любящий поговорить, очень порядочный и доброжелательный.

Сюжет

Однажды Мазай приглашает на совместную охоту автора.

Внезапно начинается сильный дождь и заставляет мужчин укрыться в сарае.

Мазай был любителем рассказывать разные истории, поэтому тут же решил развлечь поэта очередным рассказом о своих краях, местных охотниках.

Не забыл поделиться историями, которые с ним лично приключались.

Как-то раз довелось Мазаю плыть по реке. До этого прошли сильные дожди, и вода затопила низкие места.

По середине воды оставались видны лишь одиночные кочки.

На одном из таких торчащих из воды бугорков Мазай разглядел много зайцев. Вода прибывала, и животные пытались как-то спастись.

Мазай на лодке приблизился к зайцам и стал одного за одним усаживать их к себе.

Когда он пересадил в лодку всех зайцев, то поплыл дальше, собирая по пути напуганных животных.

Несколько зайцев он спас на проплывающем по реке бревна.

Так как лодка была уже полностью наполнена зайцами, места больше не было, то Мазай просто привязал бревно к лодке и так их транспортировал.

Когда Мазай подплыл к деревне, то это было какое-то невероятное зрелище. Но завидев сухой берег, зайцы повыскакивали из лодки и разбежались врассыпную.

Мазай на прощанье лишь успел крикнуть им, чтобы держались от него подальше, когда наступит зима — время охоты.

План пересказа «Дед Мазай и зайцы»

  1. Летний дождь.
  2. Рассказы Мазая.
  3. Половодье.
  4. Спасение зайцев.
  5. Берег спасения.
  6. Напутствие зайцам от охотника Мазая.

Главная мысль

Животные могут оказаться в опасности. Они беззащитны. Человек может помочь маленьким существам. В стихотворении Некрасов показал, что природа будет краше, богатства ее будут приумножаться, если бережно и заботливо к ней относиться. Бездумное же уничтожение живого лишь уничтожит природные богатства.

Чему учит сказка «Дед Мазай и зайцы»

Сказка в стихах помогает понять, что человек может быть добрым по отношению к животным и в состоянии помочь им в трудную минуту жизни.

Средства выразительности

Стихотворение не перегружено художественными средствами, но выбранные поэтом тропы создают яркие образы и представляют читателю все ужасающие картины окружающей действительности. Среди них есть метафоры: “рой подавленных и трепетных рабов”, “…тревог огонь томительный до срока сердце жег”, “Ты жребий свой несла в молчании рабы”.

Также Некрасов использует много разнообразных эпитетов: “Разврата грязного”, “покой благословенный”, “Огонь томительный”, “Воспоминания дней юности… роскошных и чудесных”, “лик… болезненно-печальный”, “душа… была горда, упорна и прекрасна”, “печальную судьбу”, “холодною и строгою улыбкой”, “Ее бессмысленной и вредной доброты”, “юности моей, мятежной и суровой”.

Часть вторая – зайцы

Однажды в половодье Мазай поплыл на лодке собирать дрова, нагнанные вешними водами и вполне годные для печки после просушки. По пути ему попался островок, полный зайцев, которые на этом маленьком клочке суши (меньше аршина на сажень) спасались от воды.

«Эх, косые», – сказал старый охотник, взял одного зайца в лодку, а остальные едва попрыгали сами, как вода скрыла островок.

Поплыл дед «таксовать» дальше уже с зайцами и по дороге много увеличилось количество его пассажиров – где-то снимает косого с пня, где-то с кочки, а на бугорке у куста спас и толстую зайчиху.

В деревню лодка приплыла полная зайцев, а как только косые увидели землю, то почти все шустро попрыгали на неё и дали дера во всю свою заячью прыть. Остались только две пары зайцев, насквозь промокшие и от дрожи не имеющие сил бежать в лес.

Мазай отнес их домой, где зайчики за ночь просохли, отогрелись и отъелись, после чего утром вынес их на лужок и отпустил с Богом, крикнув вслед:

Хотя и признается, что не бьет зайцев ни летом, ни осенью, так как плохая шкурка – линяет. Конечно, плохое качество шкурки только отмазка – не стреляет дед по косым, потому что любит их.

Жанр

Жанр стиха определяется темой, которой он посвящен – это гражданская лирика. Подтверждение этому – отражение реальной действительности, ни в чем не приукрашенной. Поэт переживает за русский народ, людей, вынужденных работать в немыслимо тяжелых условиях, осуждает руководство, стремящееся добиваться своих целей любой ценой.

Стихотворение написано трехсложным размером – дактилем. Используются различные виды рифмы: точная (постели – успели, ночи – кочи), неточная (простор – ковер, одному – ему), мужская (людей – ткачей), женская (громаден – беспощаден), способ рифмовки – перекрестный.

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни
. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские
. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона
неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Ниже вы найдете 2 варианта анализа

Н. Некрасов – один из основателей по гражданскому направлению в русском творчестве. В его работах нет каких-либо преувеличений, и пишутся достаточно реалистично. Где – то может вызвать улыбку, но в основном – отличный повод для того, чтобы задуматься, что нас окружает вокруг.

И данное произведение, оно было создано в 1864г, незадолго до того, как отменили крепостное право. Поэт стремиться показать другую обстановку при создании путепровода между городами Москвы и Санкт-Петербурга, ведь для многих мастеров это стало концом его жизни, его личной могилой.

Произведение изложено в четырех частях. Первая – с ноткой романтизма, с неким умиротворением. Здесь поэт говорит о своем странствии по железной дороге, не забывая отметить красоты России, и восхищается пейзажами, которые видны за окном его поезда. Находясь в восторге, Н. Некрасов случайно услышал диалог между отцом — генералом и его сыном – подростком. Ребенку интересно, кто же смастерил данную дорогу. Нужно подметить, что подобная тема очень актуальна для девятнадцатого века и животрепещуща, поскольку благодаря новой железной дороге появились новые возможности для странствий. Если на карете можно было добираться за неделю от Москвы до Санкт – Петербурга, то здесь время сократилось аж до одной сутки.

Но редко кто думал о том, какая стоимость выдвинута за то, чтобы так быстро можно было добираться. И Россия, смогла стать развитой европейской державой. Главный символ – железная дорогая, которая смогла приобрести новый статус для России. Выдвигали ее бывшие крепостные, приобретя наконец-то свою свободу, они не знали, что с этим делать. И на эту работу их влекло не столько интерес, сколько голод и нищета. В результате, на строительстве пострадало масса народу, больше тысячи человек.

Анализ стихотворения Родина Некрасова для 9, 10 класса

О Некрасове говорят, что он один из самых правдивых поэтов, который в произведениях изображал настоящую жизнь, без окраски. Многие произведения открывают на всеобщее обозрение пороки, показывают разницу бытия крестьян и помещиков. В 1847 году создал стихотворение «Родина» в котором очень ярко описано контраст между слоями населения. Писал это произведение в зрелые годы и во время своей славы. Некрасов обращается к воспоминаниям из своего горького детства.

Детство проходило под давление отца, который был поручиком в отставке. В его семье было много детей и из-за полной тирании отца, царила атмосфера жесткой казармы. Мама автора Александра Закревская была родом из Польши, вышла замуж без согласия ее родителей. Но вскоре разочаровалась в своем избраннике, которого любила, он проявил себя как жестокий и неуравновешенный человек. В такой нездоровой атмосфере воспитывался Николай, на его глазах отец проявлял всю свою жестокость по отношению к крестьянам и домочадцам. Именно по этой причине в стихотворении, родина для автора ассоциируется с мрачным домом, угрюмым садом и вечной несправедливостью. Но автор отмечает, что научился терпению, а когда примерял облик помещика, сильно стыдился этого статуса.

Свою мать автор помнит как гордую и очень умную женщину, которой пришло терпеть на себе унижения от супруга. При этом Александра никогда не становилась против мужа-тирана, а с терпением выносила его отвратительное поведение по отношению ко всему семейству.

Из стихотворения становиться, очевидно, что своим отношением отец, свел в могилу свою супругу. Это же, происходило со многими его любовницами. Именно по этой причине, единственная отрада у маленького Некрасова была няня, к которой он сбегал в невыносимые моменты жизни. Но в такой обстановке она была спасением лишь на миг и потому ее доброту он характеризует как бессмысленной. Воспоминания о прожитых годах в отцовском доме вызывают чувство злости и ненависти. Николай уверен, что этот период его жизни был для него как проклятие. И когда он описывает картину разрушенного родового поместья, который он посетил спустя много лет, вызвало у него чувство радости и облегчения. Складывается впечатление, что он хоронит свое ненавистное прошлое, боль, горечь вместе с разрушенным домом, вырубленной рощей и заросшими полями.

Все эти описания оправданы, поскольку Некрасов, будучи юным, сбежал из родительского дома в Санкт-Петербург. И был проклят своим отцом и лишен всего наследства за это. Из всех наследников никто так и не захотел жить в этом доме. В нем был счастлив только их отец.

9, 10 класс

Анализ стихотворения Родина по плану

Средства выразительности

Чтобы
передать
чувства, выразить эмоциональный настрой, Фет выбирает максимально насыщенные тропы:

  • Эпитеты
    – “горячий свет”, весенняя жажда” .
  • Метафоры
    – “лес полон весенней жаждой”, “душа служить готова”, “весельем веет”, “песня зреет” .
  • Олицетворения
    – “солнце встало”, “солнце затрепетало”, “лес проснулся” .
  • Сравнение
    – “с той же страстью, как вчера” .

(Иллюстрация: Геннадий Целищев
)

Анализ стихотворения «Я пришел к тебе с приветом»

Песнь рассвета

Творчество А. А. Фета удивительным образом проникнуто яркими чувствами и внутренней глубиной единения с природой. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом», передает чистоту и искренность чувств, изложенных в необычной и живой форме. Это стихотворение наполнено свежестью и легкостью, оно изливается песнью души автора. Этой легкостью проникнута каждая строчка стиха:

Я пришел к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало

Непринужденность и какая-то детская наивность чувствуется в его строках. Фет рассказывает в этом стихотворении о пробуждении природы. Он особенным образом выделяет утреннее солнце, которое «горячим светом по местам затрепетало» и наделяет его энергией и живительной силой. Эта энергия солнца тут же отразилась на всем вокруг:

…лес проснулся

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой.

В этих строках описано не столько реальное явление природы, сколько внутренне состояние и чувства, которые переполняют самого автора. Это внутренние переживания лирического героя, который неимоверно счастлив, что пришло утро. Утро дает ему силу, потому, что он снова сможет увидеть свою возлюбленную. Он мчится к ней на крыльях любви, чтобы подарить это утро, тепло яркого солнышка и свежесть проснувшегося леса.

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова.

Поэт влюблен и безмерно счастлив: все вокруг, его безудержно радует, во всем он видит только самое прекрасное. Эти чувства настолько переполняют лирического героя, что в душе уже зарождается песня вечной любви:

Что не знаю сам, что буду

Петь — но только песня зреет.

Эти строки наиболее ярко отражают состояние влюбленности его души, которая излучает радость и веселье — душа поэта поет.

Фет сумел в этом стихотворении соединить состояние утренней природы и своих переживаний. Он очень тонко выразил словами все оттенки настроения и отчетливо передал внутреннее состояние и те чувства, которое переполнили его существо.

Это одно из самых красивых стихотворений А.А.Фета о любви, оно было опубликовано в 1843 году и вызвало большой резонанс среди поэтов-современников. Интерес к произведением Фета был его вызван манерой написания, поскольку он нарушал пушкинскую манеру стихосложения, которая была признана эталонной. В его стихах нет предельной точности в сочетаниях слов, они приближены к живой речи, и оттого их образы более яркие и выразительные. Примером этого является первая строчка стихотворения.

Стихотворение наполнено светом и радостью. Лирический герой делится своими чувствами, рассказывая о чудесном утре и о своих чувствах. Этот рассказ гармоничен

Для Фета самой важной в стихотворении была концовка. Именно поэтому рассказ лирического героя заканчивается песней – квинтэссенцией радости

Среди поэтических приемов, использованных в стихотворении, можно отметить олицетворение «лес проснулся… встрепенулся» , эпитеты «горячим светом», «весенней жаждой». Интересна использованная Фетом метафора «веет весельем», лирический герой ощущает вмето дуновения весеннего ветерка чувство радости, которое окружает и наполняет его со всех сторон. В стихотворении использован лирически параллелизм, т.к. первая половина стихотворения описывает состояние природы, последние две — состояние души героя.

Стройность композиции достигается повторами, три строфы из четырех начинаются со слова «рассказать», это усиливает художественное воздействие на читателя. Повторы звучат рефреном и придают произведению напевность, этому способствуют и женские рифмы. Безударные окончания строк придают ему еще большую музыкальность.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы Некрасова (дед Мазай)

    Николай Алексеевич Некрасов — поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение

  • Анализ стихотворения Две строчки Твардовского

    Как известно, после того как Финляндия отказала Сталину в намерении присоединить территорию и вернуть целостность, которая существовала между странами при Российской империи

  • Анализ стихотворения Бабочка Фета

    По жанровой направленности произведение представляет собой пейзажную лирику в сочетании с философским элементами, основной тематикой которой являются авторские размышления о краткости человеческой жизни и проявлениях счастливых мгновений.

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Три пальмы Лермонтова 6 класс

    Лермонтов представляет свое стихотворение Три пальмы как восточное сказание. Соответственно, тут читатель ожидает увидеть некую восточную мудрость, которая могла бы позволить понять нечто о мироздании.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь текла отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть,
Но, ненависть в душе постыдно притая,
Где иногда бывал помещиком и я;
Где от души моей, довременно растленной,
Так рано отлетел покой благословленный,
И неребяческих желаний и тревог
Огонь томительный до срока сердце жег…
Воспоминания дней юности — известных
Под громким именем роскошных и чудесных, —
Наполнив грудь мою и злобой и хандрой,
Во всей своей красе проходят предо мной…

Вот темный, темный сад… Чей лик в аллее дальной
Мелькает меж ветвей, болезненно-печальный?
Я знаю, отчего ты плачешь, мать моя!
Кто жизнь твою сгубил… о! знаю, знаю я!..
Навеки отдана угрюмому невежде,
Не предавалась ты несбыточной надежде —
Тебя пугала мысль восстать против судьбы,
Ты жребий свой несла в молчании рабы…
Но знаю: не была душа твоя бесстрастна;
Она была горда, упорна и прекрасна,
И всё, что вынести в тебе достало сил,
Предсмертный шепот твой губителю простил!..

И ты, делившая с страдалицей безгласной
И горе и позор судьбы ее ужасной,
Тебя уж также нет, сестра души моей!
Из дома крепостных любовниц и царей
Гонимая стыдом, ты жребий свой вручила
Тому, которого не знала, не любила…
Но, матери своей печальную судьбу
На свете повторив, лежала ты в гробу
С такой холодною и строгою улыбкой,
Что дрогнул сам палач, заплакавший ошибкой.

Вот серый, старый дом… Теперь он пуст и глух:
Ни женщин, ни собак, ни гаеров, ни слуг, —
А встарь?.. Но помню я: здесь что-то всех давило,
Здесь в малом и большом тоскливо сердце ныло.
Я к няне убегал… Ах, няня! сколько раз
Я слезы лил о ней в тяжелый сердцу час;
При имени ее впадая в умиленье,
Давно ли чувствовал я к ней благоговенье?..

Ее бессмысленной и вредной доброты
На память мне пришли немногие черты,
И грудь моя полна враждой и злостью новой…
Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет;
Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,
Проклятьем на меня легло неотразимым, —
Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор —
В томящий летний зной защита и прохлада, —
И нива выжжена, и праздно дремлет стадо,
Понурив голову над высохшим ручьем,
И набок валится пустой и мрачный дом,
Где вторил звону чаш и гласу ликованья
Глухой и вечный гул подавленных страданий,
И только тот один, кто всех собой давил,
Свободно и дышал, и действовал, и жил…

Тропы и образы

Первая часть написана в лучших традициях пейзажной лирики. Природу характеризуют эпитеты славная осень, здоровый, ядрёный воздух, лёд неокрепший, речка студёная, ясные, тихие дни
. Некрасов пользуется яркими сравнениями: лёд похож на тающий сахар, в листьях можно выспаться, как в постели.

Для описания голода как первопричины народных несчастий Некрасов использует олицетворение. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами контрастируют со страшной картиной смерти: дороженька, столбики, Ванечка – и косточки русские
. Истинное мастерство проявил Некрасов, описывая портреты несчастных. Невозможно забыть высокорослого, больного белоруса. Особенно трогательна такая деталь: даже после смерти привидение белоруса механически долбит мёрзлую землю лопатою. Привычка к труду доведена у народа до автоматизма. Вторая часть заканчивается символическим образом широкой ясной дороги и прекрасной поры.

В третьей части, монологе генерала, почти нет тропов. Речь генерала ясна, однозначна и лишена образов, в ней преобладает логика. Только эпитет светлая сторона
неконкретен, чем спешит воспользоваться рассказчик.

В четвёртой части, сохраняя краткий и логичный стиль генерала, лирический герой описывает «светлое будущее» рабочих.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Ниже вы найдете 2 варианта анализа

Н. Некрасов – один из основателей по гражданскому направлению в русском творчестве. В его работах нет каких-либо преувеличений, и пишутся достаточно реалистично. Где – то может вызвать улыбку, но в основном – отличный повод для того, чтобы задуматься, что нас окружает вокруг.

И данное произведение, оно было создано в 1864г, незадолго до того, как отменили крепостное право. Поэт стремиться показать другую обстановку при создании путепровода между городами Москвы и Санкт-Петербурга, ведь для многих мастеров это стало концом его жизни, его личной могилой.

Произведение изложено в четырех частях. Первая – с ноткой романтизма, с неким умиротворением. Здесь поэт говорит о своем странствии по железной дороге, не забывая отметить красоты России, и восхищается пейзажами, которые видны за окном его поезда. Находясь в восторге, Н. Некрасов случайно услышал диалог между отцом — генералом и его сыном – подростком. Ребенку интересно, кто же смастерил данную дорогу. Нужно подметить, что подобная тема очень актуальна для девятнадцатого века и животрепещуща, поскольку благодаря новой железной дороге появились новые возможности для странствий. Если на карете можно было добираться за неделю от Москвы до Санкт – Петербурга, то здесь время сократилось аж до одной сутки.

Но редко кто думал о том, какая стоимость выдвинута за то, чтобы так быстро можно было добираться. И Россия, смогла стать развитой европейской державой. Главный символ – железная дорогая, которая смогла приобрести новый статус для России. Выдвигали ее бывшие крепостные, приобретя наконец-то свою свободу, они не знали, что с этим делать. И на эту работу их влекло не столько интерес, сколько голод и нищета. В результате, на строительстве пострадало масса народу, больше тысячи человек.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: