Анализ стихотворения «тени сизые смесились» тютчева

Анализ стиха 2

Мир пейзажной лирики А. А. Фета – это удивительное сочетание пейзажных зарисовок и личных переживаний лирического героя.

В стихотворении «На стоге сена ночью южной» автор подчеркивает мысль о том, что без слияния природы с человеком он не может существовать. Взаимоотношения окружающего мира и героя начинаются с обычного прикосновения друг с другом. Любование поэтом красот родного края происходит в одиночестве. На фоне ночной завесы писатель погружается в безграничное мерцающее пространство, поддерживая еле ощутимую грань между реальным и таинственным мирами. Среди ночной мглы со стога сухой травы автор наслаждается видом небес, усыпанных бесконечным потоком звездной сыпи. Лирический герой делится с читателем мыслями о смысле бытия, которые не дают ему покоя. Он остается один на один с природой, чувствует себя частицей темной бесконечной бездны.

А. А. Фет наделяет природу признаками, характерными для человека, используя для этого олицетворения: «хор дрожал», «земля уносилась». Любовь и понимание законов природы привели к тому, что лирический герой достиг абсолютной душевной гармонии, раскрыл свой внутренний мир, будто увидел что-то новое в привычном, но загадочном своде звезд ночного неба.

Сравнения «хор светил», «земля как сон», «как первый житель рая» также придают развитие тексту, оживляя образы, которые становятся вспомогательными в определении темы и основной мысли стихотворения. Состояние героя близко многим, так как каждому человеку доступен и стог сена, и ночное время суток. Тем более, если человек не равнодушен к природе, к любым ее проявлениям, наверняка может испытать подобное эмоциональное состояние и глубину размышлений. Эпитеты «земля немая», «смутный сон» позволяют говорить о том, что поэт не ощущает в этот момент реальности, только пространство вверху, наполненное иным смыслом, имеющим высокое значение.

Стихотворение настраивает на оптимистичный лад. Чувствуется жизнелюбие и неравнодушие его ко всему живому вокруг. Авторская позиция понятна. Через обращение к явлениям природы, то есть при обыкновенном приближении к небу, уединении с природой человек способен вступить в диалог с окружающим миром, погружаясь в философию жизни, раскрывая свои сокровенные мысли о вечном. В подобные моменты приходит понимание того, что за привычными вещами скрывается тайна, которая связана с такими понятиями, как вечность и мимолетность, жизнь и смерть. Ничто не вечно, но каждый такой миг бесценен.

Поэт растворяется в безмолвии, в кромешной мгле, которая не имеет границ. Он признается, что настолько велико влияние глубины небес, что он испытывает настоящую радость о соприкосновении с этой гранью, и колебания («И с замираньем и смятеньем»). При этом осознает, что это неизбежно, в душе будто благодаря Бога за момент просветления.

На первый план во время прочтения стихотворения выходит восхищение роскошным пейзажем, доступны каждому читателю, но способному по-разному воспринять новизну переживаний в ночной период времени на лоне природы.

Анализ стихотворения На стоге сена ночью южной по плану

Особенности лирики Тютчева


Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни. Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.

Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

Анализ стихотворения Тютчева «Тени сизые смесились…»

Дипломатическая карьера Федора Тютчева складывалась весьма успешно, однако первые успехи на международном поприще были омрачены тяжелой болезнью супруги Элеоноры, урожденной графини Ботмер. Все дело в том, что в 1835 году вся семья Тютчевых попала в кораблекрушение, в котором лишь чудом и взрослые, и дети остались живы. Однако это происшествие весьма негативно отразилось на здоровье Элеоноры Тютчевой, которая месяцами не вставала с постели и не хотела ни с кем разговаривать.

Днем, когда жизнь была наполнена суетой и всевозможными заботами, поэт не так сильно ощущал душевную боль, хотя и понимал, что вернуть к полноценной жизни красавицу-жену ему не под силу. Однако с наступлением вечера, когда дети укладывались спать, и в доме воцарялась мертвая тишина, Тютчев особенно остро ощущал свое одиночество. В один из таких вечеров и было написано стихотворение «Тени сизые смесились…», наполненное страхом перед грядущей ночью, тоской и безысходностью.

Многие поэты воспринимали ночь, как дар небес, так как именно это время суток давало им возможность осмыслить дневные переживания и воплотить их в стихах. Однако Тютчеву ночь готовила лишь новые жизненные испытания, поэтому он характеризует это время суток как «час тоски невыносимой», когда его душа буквально растворяется в безмолвной тишине, сливаясь с серыми тенями, наполняющими дом
. Понимая, что противиться подобному явлению бессмысленно, поэт пытается найти в ночном сумраке утешение и призывает его заполнить всю душу без остатка. «Тихий, темный, благовонный, все залей и утиши», — просит автор. Он хочет забыться и избавиться от тяжелых мыслей. Ведь именно ему принадлежала идея морского путешествия в Турин, которое стало роковым для всей семьи. В такие вечера Тютчев понимает, что его жизнь могла сложиться совсем иначе, если бы он проявил благоразумие. Поэтому, обращаясь к ночному сумраку, поэт восклицает: «Дай вкусить уничтоженья, с миром дремлющим смешай!». Он готов поменяться местами со своей супругой и отдать собственную жизнь взамен на то, чтобы помочь возлюбленной. Однако судьба готовит ему новое испытание – в 1838 году Элеонора Тютчева умирает, оставив поэту трех дочерей и завещание, согласно которому он непременно должен жениться снова. Ее просьба была выполнена, и уже через год в доме Тютчевых появилась новая хозяйка, которая смогла вернуть поэту любовь к жизни и фактически спасла его от самоубийства.

Начать анализ знаменитого стихотворения «Тени сизые смесились…», автором которого является Тютчев Федор Иванович нужно начинать с того, как именно у поэта зародилась мысль создать данное стихотворение.

И так, дело было в то время, когда Федор Иванович находился в самом рассвете своей карьеры, но тем не менее жизнь его была омрачена болезнью его любимой жены. Дело в том, что его жена попала в кораблекрушение, и эта ситуация очень негативно отразилась на ней, она месяцами не поднималась со своей постели, не с кем не разговаривала, и практически ни чего не ела.

Конечно Федор Иванович очень переживал за свою жену и испытывал душевные страдания. И если днем, в ежедневной суете он не так остро чувствовал это, то в ночное время, которое издавна считалось любимым временем поэтов, так как именно ночью многих посещала муза, то для Федора Ивановича это время стало временем острого ощущения печали, грусти и душевной боли.

Именно ночь стала для него не переносимым испытанием, которое он сравнивает с темнотой ночи, но верит, что как день сменяет ночь, так и его переживания будут когда-то закончены и они смогут вернуться к полноценной жизни. Многим было не понятно, почему же автор так сильно винил именно себя, а дело все в том, что именно он был инициатором этой поездки, поэтому он и винил исключительно себя, не зная, что же сделать, чтобы помочь своей жене. Он готов был на многое, чтобы поменяться с ней местами, но понимал, что это просто не возможно.

Именно все вышеперечисленные эмоции и страдания, автор вложил в данное стихотворение, наполнив его всеми своими эмоциями, переживаниями и мыслями. И надо сказать, ему удалось создать произведение, которое пришлось по душе многим, ведь у каждого в жизни бывают такие моменты, когда просто не знаешь как же быть дальше, и как правило ночью все чувства ощущаются острее и сильнее.

Однако нельзя не сказать, что на этом черная полоса в жизни поэта не закончилась, его жена умирает и оставляет завещание, согласно которому поэт обязан вновь жениться. Однако думать об этом автор пока не может. Но, время идет и уже через год в его доме появляется новая женщина, которая смогла помочь Федору Ивановичу пережить все и вернуть его к жизни, а так же в прямом смысле спасти его от самоубийства и безумия.

Анализ стихотворения Тени сизые смесились… по плану

«Мы теперь уходим понемногу…» С.Есенин

«Мы теперь уходим понемногу…» Сергей Есенин

Мы теперь уходим понемногу В ту страну, где тишь и благодать. Может быть, и скоро мне в дорогу Бренные пожитки собирать.

Милые березовые чащи! Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящим Я не в силах скрыть своей тоски.

Слишком я любил на этом свете Все, что душу облекает в плоть. Мир осинам, что, раскинув ветви, Загляделись в розовую водь.

Много дум я в тишине продумал, Много песен про себя сложил, И на этой на земле угрюмой Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин, Мял цветы, валялся на траве, И зверье, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове.

Знаю я, что не цветут там чащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Оттого пред сонмом уходящим Я всегда испытываю дрожь.

Знаю я, что в той стране не будет Этих нив, златящихся во мгле. Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.

Анализ стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу…»

Сергей Есенин предчувствовал собственную гибель за несколько лет до трагических событий в ленинградской гостинице «Англетер». Об этом свидетельствуют стихи поэта, наполненные грустью и ощущением неизбежности всего происходящего. Рефрен о скорой смерти присутствует в них с завидным постоянством, начиная с середины 1923 года, когда поэт вдруг осознал, что молодость осталась в прошлом, а будущее не сулит ему ничего нового и увлекательного.

В 1924 году Есенин публикует стихотворение «Мы теперь уходим понемногу…», пронизанное духом упадничества и пессимизма. Чувствуется, что автор внутренне готовится к смерти, хотя напрямую и не говорит об этом. Однако мысленно он прощается с дорогими ему местами, о. Следует отметить, что само стихотворение было написано под впечатлением от смерти поэта Александра Ширяевца, который внезапно скончался от менингита в возрасте 37 лет. Он был одним из закадычных друзей Есенина, поэтому его смерть поэт воспринял, как личную трагедию, сделав из нее соответствующие выводы: «Может быть, и скоро мне в дорогу».

В этом произведении автор признается, что очень много думал о собственной жизни, которую считает вполне удачной. Однако Есенин не относит себя к разряду людей, которые цепляются за каждое мгновение существования в этом бренном мире. Даже о самом себе он говорит уже в прошедшем времени, о. Представляя себе жизнь после смерти, поэт с внутренним трепетом о. Поэтому перспектива кануть в небытие кажется ему удручающей. Александр Ширяевец уже переступил эту грань, перед которой Есенин испытывает настоящую панику. Тем не менее, автор понимает всю неизбежность смерти и чувствует, что очень скоро станет ее очередной добычей. Поэтому каждый момент земной жизни приобретает для него особый смысл. Ведь за чертой, к которой уже подошел Есенин, его ждет неизвестность, хотя сам автор убежден, что там – мрак, холод и пустота. Поэт не верит в бессмертие души и не стремится к вечности. понимая, что она бессмысленна без любимых полей и рек, без осин и березок, пурпурных гроздьев рябины и соловьиных трелей. Но больше всего Есенин боится того, что никогда уже не встретит тех, кто был с ним рядом все эти годы. «Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле», — отмечает поэт, прощаясь не только с другом, но и с самой жизнью.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, — это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным

(эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая

орда (эпитет) гуннов вливается в него «волноюпылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья

) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле

и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге их ожидало серьёзное испытание – кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днём жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и было написано лирическое стихотворение, которое поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Вариант 2

Несмотря на все старания Некрасова во время жизни, его творчество не воспринималось серьезно ни критиками, ни читателями. Они были уверены в том, что оно слишком прозаично и не достойно внимания со стороны. Да и почитатели поэзии буквально разделились на два лагеря, которые постоянно спорили между собой. Некоторые принимали ее такой какая она была, несмотря на недостатки формы, считая, что главным в произведениях было глубокое содержание. Другие же призывали его изменить форму повествования. Но при этом у обоих лагерей было общее – они считали, что поэзия Некрасова достаточно сильно резала слух, оскорбляла общественность, ведь главным становится творчество Пушкина и Лермонтова, которое принято считать золотым веком поэзии.

Белинский даже в одной из критических статей к дебютному сборнику стихов под названием «Мечты и звуки» советует ему продолжать писать в прозе. Но при этом всем было известно, что Некрасов отлично обладал талантом слагать стихи, одним из доказательств является стихотворение «Пускай мечтатели осмеяны давно…», которое датируется автором 1845 годом. В произведении автор явно оглядывается на пушкинское наследие и показывает основу владения александрийским стихом.

На написанное в стихотворении сказались его отношения с Авдотьей Панаевой. Он встретил ее в 1842 году и его чувства были достаточно сильными, поэтому на протяжении долгого времени он добивается ее руки и сердца. Но все его попытки заканчиваются провалом. Это приводит молодого человека в замешательство, в тоже время сама Панаева не собиралась уходить от законного супруга и продолжала жить с ним в браке. Потом они жили втроем, потому что Авдотья не хотела уходить от мужа, она разделяла дом с супругом и Некрасовым.

В начале стихотворения герой утверждает, что мечтатели давно осмеяны. Более того, что многое в них на самом деле достаточно смешно. Но они не собираются отказываться от собственных мечтаний, они для них оплот существования.

Когда им приходиться проводить время в жестоких раздумьях, душевных муках, они всегда вспоминают о времени, когда можно было просто находиться с возлюбленными и наслаждаться их компанией.  Они весело проводят время, наслаждаются тем, что происходит в обществе друг друга.

У него возникают картины того, как они вместе с любимой девушкой гуляли по небольшим улочкам и аллеям, наслаждаясь происходящим. Они не смотрят на то, что происходит вокруг, они полностью поглощены своими чувствами, заглядывая друг другу в глаза они открывают новый мир.  Это способно спасти его от горечи, которая пришла в его жизнь, после того, как им пришлось расстаться. И теперь только его мечты способны спасти его из плена одиночества.

Через некоторое время к этому стихотворению была написана музыкальная композиция. Она полностью передает безысходность, которая возникает в голове автора, он предан мечтам, но при этом не может изменить сложившуюся ситуацию, его возлюбленная уже не вернется, как и былые чувства, которые были между ними.

Анализ стихотворения Пускай мечтатели осмеяны давно по плану

Особенности философии Тютчева

В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька. Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый — это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время

Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа — это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания. Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь — это «час тоски невыразимой», а с другой — лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Особенности философии Тютчева

Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый — это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа — это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания. Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь — это «час тоски невыразимой», а с другой — лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь — разрушительница дневной суеты и определенности, она же — целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь — это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились…». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Краткий анализ

История создания
– Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения
– Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция
– Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй — наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр
– Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер
– Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры — «мгла самозабвенья
».

Эпитеты
– «незримый», «невыразимой», «сонный
».

Олицетворения
– «звук уснул
».

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Несжатая полоса Некрасова Николай Алексеевич Некрасов вырос в родовой усадьбе, в окружении природы. Поэт любил природу, восхищался её красотой. Там же, в усадьбе, будущий поэт ежедневно наблюдал за суровой жизнью крепостных.
  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царь Василий Андреевич Жуковский — один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,
  • Анализ стихотворения Фета Это утро, радость это Данное стихотворение автор написал в 1881 году. Фет старается описывать окружающий нас мир как что-то неповторимое и красивое явление. В сознании поэта красота мира присутствует везде, только нужно её разглядеть, чем он и занимается,
  • Анализ стихотворения Тютчева Природа сфинкс Мастер коротких стихотворений, Федор Иванович Тютчев, мог выразить в них философскую мысль. Служба дипломатом наложила отпечаток на четкую формулировку своих мыслей. Кроме того, отличное образование и умение наблюдать
  • Анализ стихотворения Фета Вольный сокол Фет был всегда восхитительным поэтом и писателем. Его стихотворения были напечатаны во многих издательствах. По сегодняшний день он не забыт людьми. Многие его вещи пошли в музей и теперь сберегаются как экспонаты показывая

Произведение относится к литературному направлению в виде гражданской лирики, написанное в стиле символизма, одним из основателей которого является поэт.

Основной мыслью стихотворения является изображение образа русского народа, готового к свершению революционных изменений в обществе, представленного в произведении в виде символического описания нашествия кочевой народности – гуннов.

Стихотворным размером произведения поэт выбирает трехударный дольник, который в сочетании с многочисленными средствами художественной выразительности в виде метафор, эпитетов, сравнений, аллитерации, оксюморона иллюстрирует ключевую тематику стихотворения, выраженную в негативном изображении людей, опьяненных жаждой власти.

Сюжетная линия стихотворения выстраивается вокруг описания в образах кочевников варварских черт людей, несущих беспощадную жестокость, разрушения и разорения. Авторский замысел демонстрирует утверждение революции как любого проявления злой силы, которой необходимо иметь противостояние, в противном случае общество превратиться в страну вандалов.

Понимая, что современный общественный строй нуждается в революционных переменах, лирический герой стихотворения выражает свою точку зрения на развитие страны, категорически не принимая возможность развязывания войн и катаклизмов, поскольку считает их катастрофами для человечества. Однако при этом герой не отрицает закономерность революционных событий. Для сохранения культурного наследия в период начала военных действий лирический герой, приравнивая себя к мудрецам, являющимся творческими людьми, придерживается позиции возможном спасении в горных пещерах и катакомбах с целью дальнейшего восстановления разрушенного мира, который поэт представляет в абстрактной форме.

Образ гуннов ассоциируется лирическим героем с нравами правящей власти того периода времени, которой поэт содержанием стихотворения бросает своеобразный вызов, ощущая приближение неминуемых политических изменений. В повествование включается саркастические высказывания лирического героя в форме принятия вражеского нашествия неприкрытым смехом и приглашения совместного празднования победы врага.

Финал стихотворения наполняется незримой нитью надежды, которая остается в душе лирического героя и символизируется со смирением, покоем и тишиной.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: