Гунны брюсов. анализ стихотворения брюсова грядущие гунны. тема, основная мысль и композиция

Брюсов в. я. «юному поэту» анализ стихотворения

Средства выразительности

При помощи метафор и эпитетов Осипу Мандельштаму удается передать эмоции лирического героя. В тексте встречаются следующие эпитеты:

  1. Декабрьский денек.
  2. Черная лестница.
  3. Припухлые железы.
  4. Зловещий деготь.

Стихотворение не отличается большим количеством прилагательных, но автор использует их с умом. Чувства поэт изливает и с помощью метафор:

  1. Рыбий жир ленинградских ночных фонарей.
  2. «Где к зловещему дегтю подмешан желток».
  3. Кандалы цепочек дверных.

В тексте мы натыкаемся на олицетворения, ведь поэт обращается к Ленинграду, как к человеку: «Петербург, у меня еще есть адреса». Здесь же встречаются и фразеологизмы «знакомый до слез», «вырванный с мясом».

По языковой наполненности стихотворение отвечает модернистскому канону.

Все стихотворение пронизано ощущением грядущей катастрофы в жизни Мандельштама. Он упоминает кандалы, как будто уже знает, как закончится его судьба. Ощущение тоски не покидает на протяжении прочтения стихотворения, усиливается к концу, оставляя после себя грустный осадок.

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Кто же такая Лиличка? История создания стихотворения

Загадочная Лиличка — это жена друга поэта Осипа Брика — Лиля Брик. С ней поэт познакомился благодаря ее сестре Эльзе, за которой ухаживал. Однажды ею он был приглашен в гости. Там он читал свои стихи семейной чете Брик. Стихотворения запали в душу им, а сам Маяковский безнадежно влюбился в Лиличку…

Стихотворение написано в 1916 году, через год после знакомства со своей музой. Без краткой предыстории отношений не будет полным литературный анализ. Лиличка (Маяковский безумно и безнадежно любил ее) была классической разбивающей сердца. Сердце поэта и так было слишком измотанным и израненным. Лиля держала его рядом, не позволяя приближаться и одновременно не отпуская. Именно об этих сложных взаимоотношениях было написано поэтом стихотворение.

Художественно-выразительные средства тютчевского произведения

Многие исследователи тютчевского творчества отмечали, что в своем поэтическом творении «Я вспомнил время золотое…» автор использует немецкий синтаксический оборот. В русском языке так не говорят и не пишут. Использует автор и местоимения, но только во множественном числе, показывая, что его история любви может произойти с любым человеком.

Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он так показывает силу любви к женщине, о которой говорит. Заставляет понять, что это реальность, которую он все еще пытается принять за сон. Стихотворный размер тютчевского произведения – четырехстопный ямб. Многие литературоведы того времени, поэты и писатели отмечали и напевность стихотворения «Я помню время золотое…», которая достигается тем, что автор использует самые различные средства выразительности литературной речи.

Много выразительных средств речи использует автор, чтобы показать красоту любимой женщины и той поры, когда он был счастлив:

⇒ Эпитеты: если ветер, то он теплый, если гром, то, по мнению автора, он дальний, а вот земля у лирика смятенная. ⇒ Метафоры: прекрасный пламень у поэта окаймил, а все та же смятенная земля у лирика потонула в сиянии. ⇒ Сравнение: пыль у лирика летит, да еще и вихрем.

Образы и символы

Как уже было сказано, образ, выходящий на первый план в произведении Державина, – памятник. Он несет за собой определенный метафорический ряд и является символом нерушимой памяти о поэте, внесшем в отечественную литературу вклад, который невозможно переоценить.

Далее следует образ Музы. Лирический герой призывает ее «возгордиться» и отвечать на презрение толпы, фактически провозглашая ее хранителем своей памяти в веках. Стоит вспомнить и про Фелицу, о восхвалении добродетелей которой вспоминает поэт. На самом деле, в своей лирике Державин обозначал данным именем Екатерину II. Среди наследия Гавриила Романовича действительно можно найти множество стихотворений, посвященных императрице и выдержанных в одическом стиле.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Ветер принёс издалёка.

История создания – стихотворение относится к раннему периоду творчества Блока, оно написано в 1901 году, когда он уже ухаживал за своей будущей супругой Любовью Менделеевой.

Тема стихотворения – предчувствие весны, которая несёт надежду на встречу с любимой женщиной.

Композиция – кольцевая, замыкающей фразой служит “ветер принес издалёка“.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трёхстопный дактиль.

Эпитеты – “весенняя песня”, “бездонная лазурь”, “близкая весна”, “зимние бури”, “звёздные сны”, “звучные песни”.

Метафоры – “ветер принес”, “открылся клочок неба”, “реяли сны”.

Тропы и образы

Образ, который вынесен в заголовок, — это метафорический эпитет. Брюсов употребляет устаревшее причастие грядущие, то есть идущие, приходящие, ожидаемые в будущем. Аллитерация из звуков гр – гу передаёт гром и гул надвигающихся толп вандалов.

Лирический герой не боится этой толпы, он призывает грядущих гуннов, метафорически сопоставляя их с нависшей над миром тучей, а топот их называя чугунным

(эпитет). Памир, который не был ещё открыт европейцами во времена гуннов, становится собирательным символом областей жизни, из которых внезапно появляются новаторы-разрушители. Они уничтожают то, о чём не имеют понятия.

Во второй строфе всё человечество представляется единым организмом. Тело старой цивилизации одряхлело (метафора), а опьянелая

орда (эпитет) гуннов вливается в него «волноюпылающей крови» (эпитет, метафора), оживляя старую цивилизацию (метафора).

Эту строфу можно понять и по-другому. Тёмные, непросвещённые души (метафорический эпитет тёмные становья

) способны побудить старое встрепенуться, ожить, только причинив ему боль, пустив кровь, заставив сражаться.

Оксюморон третьей строфы «невольники воли» раскрывает внутреннее противоречие всех бунтующих, всех завоевателей. Что они будут делать, завоевав и разрушив? Они не способны к созиданию, самая их гениальная постройка – шалаш на месте разрушенного дворца. Это символ того примитивного, что сменяет развитое во всех цивилизациях. Эпитет весёлое поле

и метафора «всколосите весёлое поле» – не о выращивании хлеба, а о диком поле – месте обитания кочевников.

В этой строфе Брюсов предвидел проявление дикарских наклонностей рабочих и крестьян, которые в 1917 использовали вазы Зимнего дворца в качестве ночных горшков («на месте тронного зала»).

Четвёртая строфа содержит анахронизм. Гунны не жгли книги (папирусы) античности, не понимая ни их ценности, ни их опасности для определённых идей. Да и идей, кроме идеи воли, у гуннов не было. Книги жгли первые христиане, они же разрушали античные статуи и языческие храмы. Причина вандализма была в несовпадении идей.

Брюсов предвидит поступки большевиков, уничтожающих тиражи неугодных книг. Так поступали и фашисты, о возникновении которых Брюсов догадаться не мог. Но он предвидел логику истории, как и то, что безбожие 20 в. приведёт к осквернению храмов.

Последняя строчка четвёртой строфы оправдывает гуннов. Лирический герой сравнивает их с невинными детьми.

Следующие три строфы проясняют такое снисходительное отношение лирического героя к варварам. Мудрецы и поэты, с которыми лирический герой ассоциирует себя, уходят от проблемы, самоустраняются. Эти символизирующие мудрость веков люди просто прячутся, унося то, чем они обладают и чего нет у гуннов: тайну и светы (знания), веру.

Когда идут орды кочевников, «буря летучая, гроза разрушений» (метафоры), можно только спрятаться, сохранив ценности цивилизации, «заветные творения». Вопрос лирического героя состоит в том, какая часть этих ценностей сохранится. Вопрос не праздный: большинство произведений античной культуры бесследно исчезло, было уничтожено или разрушено. От других древних цивилизаций осталось ещё меньше.

Играющий Случай (с большой буквы, он очень важен), а не логика или разум решают судьбу, будущее человечества.

В последней строфе лирический герой смиряется с возможной гибелью полностью, без остатка, всех ценностей его культуры. Но он радуется приходу грозных грядущих гуннов. Почему? Потому что, как мудрец и поэт, лирический герой понимает логику истории и не противостоит ей.

Темы, настроение и проблемы

Тематика «Памятника» интересна даже сегодняшнему читателю:

  1. Поэт и поэзия . Основной темой стихотворения «Памятник» становится осмысление роли поэта и поэзии в мире и обществе. Пушкин показывает значение поэтического творчества: это то, что пробуждает в читателе добрые чувства, заставляет вспомнить о главных человеческих ценностях и гуманнее относиться друг к другу.
  2. Свобода . Пушкин подчеркивает, что неотъемлемая черта настоящего поэтического дара – свободолюбие, отсюда «непокорная глава» его памятника и способность даже в «жестокий век» не писать под диктовку власти или общественного мнения, но прославлять свободу и гуманизм.
  3. Бессмертие и историческая память . Еще одной центральной темой стихотворения становится важная для Пушкина тема смерти и ее преодоления через творчество. «Душа в заветной лире мой прах переживет», — говорит поэт, выражая уверенность, что его поэтическое наследие будет жить в веках.
  4. Настроение стихотворения — торжественное и серьезное.

Художественно-выразительные средства тютчевского произведения

Многие исследователи тютчевского творчества отмечали, что в своем поэтическом творении «Я вспомнил время золотое…» автор использует немецкий синтаксический оборот. В русском языке так не говорят и не пишут. Использует автор и местоимения, но только во множественном числе, показывая, что его история любви может произойти с любым человеком.

Поэт использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Он так показывает силу любви к женщине, о которой говорит. Заставляет понять, что это реальность, которую он все еще пытается принять за сон. Стихотворный размер тютчевского произведения – четырехстопный ямб. Многие литературоведы того времени, поэты и писатели отмечали и напевность стихотворения «Я помню время золотое…», которая достигается тем, что автор использует самые различные средства выразительности литературной речи.

Много выразительных средств речи использует автор, чтобы показать красоту любимой женщины и той поры, когда он был счастлив:

⇒ Эпитеты: если ветер, то он теплый, если гром, то, по мнению автора, он дальний, а вот земля у лирика смятенная. ⇒ Метафоры: прекрасный пламень у поэта окаймил, а все та же смятенная земля у лирика потонула в сиянии. ⇒ Сравнение: пыль у лирика летит, да еще и вихрем.

История создания

Стихотворение «Памятник» относится к зрелому периоду творчества Державина, оно было написано им в 1795 году и первоначально называлось «К музе». В те времена 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге и одновременно продолжал создавать лирические произведения.

В попытке подвести итоги своему творчеству в стихотворных строках Державин обратился к опыту зарубежных авторов. Он нашел то, что искал, в оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Фактически «Памятник» является вольным переводом этого стихотворения.

К сожалению, критики не поняли главный посыл произведения. Вместо того чтобы заметить стремление Державина возвысить отечественную литературу, они увидели в его стихотворении проявление хвастовства и высокомерия. В ответ на эти обвинения поэт посоветовал критикам не обращать внимания на торжественный стиль «Памятника», а заглянуть глубже, на уровень подтекста.

Стихотворения разных лет

«Среди лесов, унылых и заброшенных…» 260
«Тянется лесом дороженька пыльная…» 261
«В непринужденности творящего обмена…» 262

631

«О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала…» 262
«Мой тихий сон, мой сон ежеминутный…» 262
«Из полутемной залы, вдруг… 263
«Довольно лукавить: я знаю…» 263
«Здесь отвратительные жабы…» 263
«Сквозь восковую занавесь…» 264
Пилигрим 264
«В морозном воздухе растаял легкий дым…» 265
«В безветрии моих садов…» 265
«Истончается тонкий тлен…» 265
«Ты улыбаешься кому…» 266
«В просторах сумеречной залы…» 266
«В холодных переливах лир…» 267
«Озарены луной ночевья…» 267
«Твоя веселая нежность…» 268
«Не говорите мне о вечности…» 268
«На влажный камень возведенный…» 269
«Бесшумное веретено…» 269
«Если утро зимнее темно…» 269
«Пустует место. Вечер длится…» 270
«В смиренномудрых высотах…» 270
«Дыханье вещее в стихах моих…» 271
«Нету иного пути…» 271
«Что музыка нежных…» 272
«На темном небе, как узор…» 272
«Где вырывается из плена…» 272
«Когда мозаик никнут травы…» 273
«Под грозовыми облаками…» 273
«Единственной отрадой…» 274
«Над алтарем дымящихся зыбей…» 274
«Когда укор колоколов…» 275
«Мне стало страшно жизнь отжить…» 275
«Я вижу каменное небо…» 276
«Вечер нежный. Сумрак важный 276
«Листьев сочувственный шорох…» 277
«Убиты медью вечерней…» 277
«Как облаком сердце одето…» 278
«…Я помню берег вековой…» 278
«Неумолимые слова…» 279
«В самом себе, как змей, таясь…» 279
Змей 280
«В изголовьи Черное Распятье…» 281
«Темных уз земного заточенья… 281
«Медленно урна пустая…» 282
«Когда подымаю…» 282
«Душу от внешних условий…» 283
«Я знаю, что обман в видении немыслим…» 283
«Ты прошла сквозь облако тумана…» 284

632

«Не спрашивай: ты знаешь…» 284
Кузнец….. 285
«Стрекозы быстрыми кругами…» 286
«Тысячеструйный поток…» 286
«Когда показывают восемь…» 286
Шарманка 287
«Как Черный ангел на снегу…» 288
«Черты лица искажены…» 288
«От легкой жизни мы сошли с ума…» 288
Мадригал («Нет, не поднять волшебного фрегата…») 289
«Веселая скороговорка…» 289
Песенка 290
Летние стансы 290
Американ бар 291
Египтянин (Надпись на камне 18 — 19 династии) («…Я избежал суровой пени…») 292
Египтянин («Я выстроил себе благополучья дом…») 293
«Пусть в душной комнате, где клочья серой ваты…» 293
Спорт 294
Футбол 294 429
Второй футбол 295 429
Автопортрет 295
«Как овцы жалкою толпой…» 296
«Развеселился наконец…» 296
«Когда держался Рим в союзе с естеством…» 296
Перед войной 297
«Немецкая каска — священный трофей…» 297
Polaci! 298
Реймс и Кельн 298 429
«В белом раю лежит богатырь…» 298
Аббат 299
«У моря ропот старческой кифары…». 300
«Вот дароносица, как солнце золотое…» 300
« — Я потеряла нежную камею…» 301
Мадригал («Дочь Андроника Комнена…») 301
«О, этот воздух, смутой пьяный…» 302 430
«Когда октябрьский нам готовил временщик…» 302
«Кто знает? Может быть, не хватит мне свечи…» 303
«Все чуждо нам в столице непотребной…» 303
Телефон 303
«Где ночь бросает якоря…» 304
Актер и рабочий 305
А небо будущим беременно 306 431
Христиан Клейст 307
«Мне кажется, мы говорить должны 308
«Мир начинался страшен и велик…» 308
«Да, я лежу в земле, губами шевеля…» 308 433
Железо 309

633

«Ты должен мной повелевать…» 309
«Тянули жилы, жили-были…» 309
«Мир должно в черном теле брать…» 310
«Я в сердце века — путь неясен…» 310
«А мастер пушечного цеха…» 310
«Как женственное серебро горит…» 310
<�Ода> 311 433
Чарли Чаплин 313
«С примесью ворона — голуби…» 314
«Пароходик с петухами…» 315
Стансы («Необходимо сердцу биться…») 316
«На откосы, Волга, хлынь, Волга, хлынь…» 318

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…»

В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил в себя стихотворение «Я вздрагиваю от холода…», впервые опубликованное четырьмя годами ранее. Главная его тема — творчество. Художник в тексте предстает в качестве своеобразной марионетки, игрушки высших сил, о которых ничего неизвестно, — танцующее в небе золото приказывает ему петь. Творческий акт

фактически совершается против воли поэта. Более того — он вызывает тоску, боль, желание онеметь, едва ли не равное желанию и вовсе не существовать. Несомненно, художник — избранник, но ноша его не легка. Ему просто необходимо следовать собственному предназначению. Кажется, выбора высшие силы, управляющие им, не предоставляют. Поэт избран к служению, хотя и не желает этого. В современной популярной культуре (в фильмах, книгах) в подобной ситуации нередко оказываются медиумы или экстрасенсы. Нечто схожее, согласно поверьям некоторых народов, свойственно и шаманам. Интересно, что в стихотворении «Я вздрагиваю от

холода…» явно присутствует идея воздействия на поэта внешних ритмов, имеющих разное происхождение, — подбрасывание легкого мяча, танец золота, дрожание небесных светил. Все это вызывает ассоциации со стуком шаманского бубна.

Творческий человек в рассматриваемом тексте — преобразователь своих переживаний в музыку

Стоит особое внимание обратить на строку из второй строфы: «…Люби, вспоминай и плачь…». Скорей всего, она носит автобиографический характер

В ней нашла отражение недолгая любовь, захватившая юного Мандельштама летом 1911 года. Жизненная неудача превращается в факт искусства. Согласно философии Осипа Эмильевича, ничего хорошего в этом нет — лишь упомянутые выше тоска да боль. «Я вздрагиваю от холода…» — своего рода спор с немецким философом Фридрихом Ницше, в мировоззрении которого понятие танца занимает важнейшее место. Для него танец — выражение дионисийского, то есть стихийного начала. Заратустра, называемый плясуном, говорит, что «нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». Творческий акт у Ницше — акт творения, творец — теург. Соответственно, видится в этом благо. Мандельштам же, как говорилось выше, дар, которым наделен поэт, воспринимает, скорее, в качестве наказания.

Эпическая (нарративная) поэзия

Эпическая поэзия предлагает объективное описание действительности. В эпосе события изображаются в последовательном развитии, а герои – в действии. Этот род поэзии повествует о явлениях, лицах (людях и не только), их характерах и поступках.

Былина

Былина – песня-сказание о героических деяниях прошлого. Как правило, в былинах описываются подвиги богатырей, исторические события и народный быт Древней Руси IX–XIII веков. Поскольку былины – это фольклорный жанр, в них нередко происходят чудеса или встречаются фантастические элементы.

Из художественных средств в былинах часто используются гипербола, эпитеты, сравнения, повторы. Рифма отсутствует, а напевность достигается за счет созвучий и особой расстановки ударений. Обычно первое ударение падает на третий с начала слог, а последнее – на третий с конца.

Басня

Басня – короткий, с комическим оттенком, рассказ в стихах. Главная особенность басен – наличие прямого морального вывода (урока), который придает басне характер . В баснях действующими лицами выступают не люди, а животные, растения, вещи.

Самым известным баснописцем в русской литературе по праву считается Крылов, написавший за всю жизнь более 200 басен.

Притча

Притча – небольшое произведение назидательного характера. Из-за иносказательности близка к басне, но отличается большей обобщенностью и значимостью идеи. Цель притчи – сообщить о событиях и этическом выборе человека, а не изобразить характеры или явления в их развитии. Притчи часто основаны на библейских сюжетах.

Сюжет тютчевского произведения

Это произведение лириком было написано через 13 лет после их расставания. И при встрече Фёдор многое вспоминал: прогулки по старинным предместьям, берега прекрасного и широкого Дуная.

К сожалению, сведений о том, что происходило с поэтом-философом и молодой девушкой практически не осталось, но зато эту картину прекрасно воссоздаёт сам Тютчев в своем произведении, говоря о том, что помнит прекрасно то время «золотое». Лирик утверждает, что навсегда в его памяти остался тот край, где он был так счастливы. День быстро катился к закату, но это было не главное, так как они были вдвоем. Они уединялись от всего мира туда, где шумел Дунай, а на холме, словно белое пятно, стоял старинный разрушенный замок. Амалия, как фея, стояла там, опираясь на прибрежный гранит. Ее молодые и прекрасные ноги слегка касались обломков. А солнце, словно жизнь человека, быстро исчезало прощаясь со всеми этими приятными воспоминаниями.

Но ветерок продолжал играть, дотрагиваясь до одежды прекрасной девушки, ее прекрасных плеч. Взгляд лирической героини беззаботно смотрит вдаль. Тютчевское описание природы прекрасно! День подходил к завершению и медленного угасали его последние лучи. Но это лишь только веселило и забавляло прекрасную героиню. И как этот день, славный и сладкий, также пробежала и вся жизнь самой героини, и автора этих восхитительных строк.

Несмотря на чувства, более чем дружеские, Тютчеву было отказано в женитьбе. Он был не самой хорошей партией для Амалии. Поэтому вскоре она выходит замуж за барона Крюденера. Потрясение и горе испытал тогда тончайший лирик, он даже дрался с кем-то на дуэли. Но эта история имела хороший финал. Амалия всю жизнь помогала поэту, оказывая ему и его семье какие-то услуги. Поэту порой неловко было, но отказаться он не мог. Ему всегда казалась, что эта прекрасная и добрая женщина очень несчастна в браке.

Вскоре Тютчев, благодаря усилиям Амалии, ищет для себя новый предмет вдохновения, а она сама, выйдя второй раз замуж, покидает его. Но жизнь подарила им еще две незабываемые встречи.

Краткая характеристика творчества

В юности получив блестящее историческое образование, он не мыслил себя без сочинения стихов. Позиционировал себя не более и не менее как гений. Он действительно немало сделал для того, чтобы взрыхлить окостеневшее после Некрасова поле искусства, создавал новые формы стихосложения.

У него было немало последователей и учеников, значительно обогнавших его в творчестве. К ним относятся такие поэты, достигшие действительно высочайших вершин, как Александр Блок и Андрей Белый. То есть ученики обошли своего учителя. Как литератор он интересен в историческом плане, от которого осталось огромное наследие, которым занимаются литературоведы. Для простого читателя есть только несколько произведений, например, «Грядущие гунны» (Брюсов), анализ стихотворения, который предстоит сделать ниже. Брюсов — символист, который временами сознательно затемнял смысл произведения, усложняя его многоплановостью.

Образы и символы

  • Ключевой образ стихотворения «Памятник» – сам «нерукотворный памятник». Это то поэтическое наследие, которое лирический герой оставит после себя. Пушкин делает образ памятника гордым и величественным, пророчески рисует его центром культурного притяжения, к которому «не зарастет народная тропа», слух о котором распространяется по всем уголкам России.
  • Лирический герой здесь – поэтическая проекция самого А. С. Пушкина. Перед нами сформировавшийся одаренный поэт, познавший главный смысл своего дара: воспевать гуманизм и свободу и следовать своему пути, не озираясь на мнение критиков и недоброжелателей.
  • Помощником и проводником поэта становится его муза. Именно она демонстрирует творцу образец поведения: не стремится к славе и всеобщему одобрению, не боится быть непонятой и осмеянной, но остается послушной лишь «веленью божию» и избранному пути.

Анализ стихотворения Мандельштама «Я вздрагиваю от холода…»

В 1913 году на собственные средства Мандельштам напечатал дебютный сборник под названием «Камень». Впоследствии книга несколько раз переиздавалась, причем содержание ее менялось. В 1916-м свет увидел второй выпуск, который включил в себя стихотворение «Я вздрагиваю от холода…», впервые опубликованное четырьмя годами ранее. Главная его тема – творчество. Художник в тексте предстает в качестве своеобразной марионетки, игрушки высших сил, о которых ничего неизвестно, — танцующее в небе золото приказывает ему петь. Творческий акт фактически совершается против воли поэта. Более того – он вызывает тоску, боль, желание онеметь, едва ли не равное желанию и вовсе не существовать. Несомненно, художник – избранник, но ноша его не легка. Ему просто необходимо следовать собственному предназначению. Кажется, выбора высшие силы, управляющие им, не предоставляют. Поэт избран к служению, хотя и не желает этого. В современной популярной культуре (в фильмах, книгах) в подобной ситуации нередко оказываются медиумы или экстрасенсы. Нечто схожее, согласно поверьям некоторых народов, свойственно и шаманам. Интересно, что в стихотворении «Я вздрагиваю от холода…» явно присутствует идея воздействия на поэта внешних ритмов, имеющих разное происхождение, — подбрасывание легкого мяча, танец золота, дрожание небесных светил. Все это вызывает ассоциации со стуком шаманского бубна.

Творческий человек в рассматриваемом тексте – преобразователь своих переживаний в музыку

Стоит особое внимание обратить на строку из второй строфы: «…Люби, вспоминай и плачь…». Скорей всего, она носит автобиографический характер

В ней нашла отражение недолгая любовь, захватившая юного Мандельштама летом 1911 года. Жизненная неудача превращается в факт искусства. Согласно философии Осипа Эмильевича, ничего хорошего в этом нет – лишь упомянутые выше тоска да боль. «Я вздрагиваю от холода…» — своего рода спор с немецким философом Фридрихом Ницше, в мировоззрении которого понятие танца занимает важнейшее место. Для него танец – выражение дионисийского, то есть стихийного начала. Заратустра, называемый плясуном, говорит, что «нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». Творческий акт у Ницше – акт творения, творец – теург. Соответственно, видится в этом благо. Мандельштам же, как говорилось выше, дар, которым наделен поэт, воспринимает, скорее, в качестве наказания.

Критика

Критическому анализу поэзия Мандельштама подверглась в годы правления Советской власти. Тогда некоторые произведения поэта были признаны «антисоветскими», а сам автор попал в список запрещенных к печати и любому виду издания литераторов. В работах Осипа Мандельштама советские критики видели излишнюю чувственность и совершенно ненужную советскому человеку мечтательность, отвлекающую пролетариат от трудовых будней и светлого будущего.

В советское время «Камень» Мандельштама практически не издавался, и особую популярность среди широких читательских масс работы поэта получили лишь в конце восьмидесятых годов, когда наряду с известными произведениями других запрещенных авторов были переизданы и работы Осипа Мандельштама.

«Смерти» А.Фет

Пусть головы моей рука твоя коснется

И ты сотрешь меня со списка бытия, Но пред моим судом, покуда сердце бьется, Мы силы равные, и торжествую я.

Еще ты каждый миг моей покорна воле, Ты тень у ног моих, безличный призрак ты; Покуда я дышу — ты мысль моя, не боле, Игрушка шаткая тоскующей мечты.

Анализ стихотворения Фета «Смерти»

Исследователи творчества Фета нередко называют его лирику жизнеутверждающей. В том или ином виде мысль эта встречается в высказываниях Бальмонта, Благого, Брюсова. Близкий друг поэта Страхов считал, что чтение его стихотворений «укрепляет и освежает душу». При этом многие литературоведы подчеркивают противоречивость натуры Афанасия Афанасиевича. По их мнению, посредством поэзии ему удавалось преодолевать трагизм жизни. Мир физический он считал бессмысленным, скучным и низменным. Свое пребывание в нем характеризовал как тоскливое. В лирике Фета тема жизни и смерти рассматривается через призму идей христианских, платоновских, шопенгауэровских. Стоит отметить, что философия пессимизма великого немецкого мыслителя оказала сильнейшее влияние на Афанасия Афанасиевича. В одно время он даже занимался переводами трудов Шопенгауэра на русский язык.

Стихотворение «Смерти» создано в 1884 году. Оно включено во второй выпуск сборника «Вечерние огни» (1885). По названию видно, что Фет напрямую обращается к старухе с косой, пишет ей посвящение. Лирический герой встречает неминуемый конец бесстрашно. Ощущение приближающейся смерти ему знакомо не понаслышке. Ее он считает окончанием всех жизненных мук. В первой строфе уход в иной мир сравнивается с «вечной постелью» и «ночью безрассветной». Далее перед читателями предстает своеобразный поединок. Кажется, смерть готова коснуться головы лирического героя, навсегда стерев его из списка бытия. Вот только он не собирается так просто сдаваться на милость безжалостной победительницы. Более того – бой завершается торжеством человека. В третьей строфе герой называет смерть безличным призраком, тенью у своих ног, «игрушкой шаткой тоскующей мечты».

Во втором выпуске книги «Вечерние огни» под двадцатым номером расположилось стихотворение «Солнце садится, и ветер утихнул летучий…» (1883). К рассматриваемому нами тексту оно имеет непосредственное отношение. Смерть в нем принимается как нечто неизбежное, непобедимое: …О, если б небо судило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть! Лирический герой мечтает о спокойной кончине, которую соотносит с закатом: Только закат будет долго чуть зримо гореть; О, если б небо сулило без тяжких томлений Так же и мне, оглянувшись на жизнь, умереть!

В «Смерти» читателям предлагается совершенно другая картина. Лирический герой отвергает смерть, считая ее ничтожным явлением по сравнению с мыслящим «я» человека. Столь явное несовпадение носит неслучайный характер. В «Вечерних огнях» Фет группирует стихотворения так, чтобы показать читателями одни и те же вещи с разных сторон, продемонстрировать порой кардинально противоположные точки зрения. По мнению поэта, многогранность бытия можно было передать исключительно при помощи противоречий

Также нужно обратить внимание на стихотворение «Смерть» (1878), включенное в раздел «Элегии и думы» первого выпуска «Вечерних огней». Отношение к старухе с косой вновь меняется

Неизбежный конец земного человеческого пути Афанасий Афанасиевич преподносит как ценность: …Но если жизнь — базар крикливый бога, То только смерть — его бессмертный храм.

Смею предположить, восприятие Фетом смерти тесно связано с главной трагедией его жизни – гибелью Марии Лазич, единственной возлюбленной. Девушка скончалась в 1850 году от сильнейших ожогов, полученных при пожаре. При этом историю отношений поэта с Лазич нельзя назвать счастливой. Они не могли пожениться из-за тогдашней бедности Афанасия Афанасиевича, но и расстаться навсегда сил у них не находилось. Смерть Марии Козьминичны оказалась одновременно огромным несчастьем и разрешением труднейшей ситуации.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: