Анализ стихотворения заболоцкого не позволяй душе лениться

Полный анализ не позволяй душе лениться. анализ стихотворения николая заболоцкого «не позволяй душе лениться

Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»

Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».

Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.

В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:

★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила.

★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.

★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.

★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».

★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.

Ассонанс: повторяются звуки о и э. Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.

Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»


Иван Крамской. Портрет Николая Некрасова. 1877. Государственная Третьяковская галерея


Николай Некрасов и Иван Панаев. Карикатура Николая Степанова, «Иллюстрированный альманах». 1848. Фотография: vm.ru


Алексей Наумов. Николай Некрасов и Иван Панаев у больного Виссариона Белинского. 1881

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова. Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин. Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры. Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями. Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления. Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и все былое» Тютчева

В силу своей творческой натуры Тютчев был очень влюбчивым человеком. Он два раза состоял в браке, имел нескольких детей. Во время второго брака у поэта был страстный продолжительный роман с молодой любовницей. Возможно, поэтому судьба наказала поэта: его первая жена и любовница погибли в раннем возрасте. Уже в старости Тютчев встретил свою первую юношескую любовь – баронессу Амалию Крюденер (в девичестве – Лерхенфельд). Когда-то давно молодой поэт был страстно влюблен в девушку и был готов связать с нею свою судьбу. Но браку решительно воспрепятствовали родители Амалии и выдали дочь замуж за другого человека. Встреча с девушкой, которой Тютчев посвящал свои первые литературные опыты, произвела на него большое впечатление. Под влиянием нахлынувших чувств он написал стихотворение «Я встретил вас…» (1870 г.).

Сердце престарелого поэта, испытавшее горечь утрат и разочарований, казалось бы, уже утратило способность к сильным чувствам. Но нахлынувшие воспоминания произвели чудо. Тютчев сравнивает свое состояние с редкими днями золотой осени, когда в природе ненадолго возникает ощущение весны.

Поэт признается, что былое чувство любви никогда не умирало в нем. Оно было забыто под влиянием новых сильных впечатлений, но продолжало жить глубоко в душе. «Милые черты» пробудили дремлющую страсть. Воспоминания о «золотом времени» доставили поэту огромную радость. Он словно бы заново родился и освободился от груза прожитых лет.

Автор уже не испытывает сожаления по поводу неудачного юношеского романа. На закате дней он вновь почувствовал себя все тем же молодым человеком, испытывающим огромную страсть. Он бесконечно благодарен Амалии за встречу, которую он считает бесценным даром судьбы, отблагодарившей его за все перенесенные беды и неудачи.

Поэт не дает конкретного описания своей бывшей возлюбленной. Безусловно, годы взяли свою дань. Жизненный опыт научил поэта ценить не физическую, а душевную и нравственную красоту.

Стихотворение является образцом чистой любовной лирики. Выразительные средства подчеркивают ощущение светлой радости. Автор использует эпитеты («золотое», «душевной», «милые»), олицетворения («былое… ожило», «жизнь заговорила»). Удачно применяется поэтическое сравнение старости с осенью и пробудившегося чувства с весною.

Произведение «Я встретил вас…» стало очень популярным романсом, который широко известен и в наше время.

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» так же известно, как «К.Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…».

Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая свойственна элегии.

Лирический отрывок Ф.И. Тютчева состоит из двух частей. С одной стороны, поэт описывает любовь, чувства, красоту женщины, но с другой его волнуют ушедшие годы и проблема старости.

Для Ф.И. Тютчева молодость – это золотое время. В стихотворение присутствует тема ностальгии по прошлому, по самому себе

Тютчев обращает внимание, что он вспомнил, и сердцу стало тепло. Именно на воспоминание делает акцент автор

Важно, что поэт вспоминает не только любовные страдания, но и всю свою прежнюю жизнь. Он испытывает эмоциональное волнение, которое передается читателю: «Тут не одно воспоминанье, //Тут жизнь заговорила вновь…»

Для усиления автор использует повторение слова «тут», делает акцент на настоящее время, не смотря на то, что все это было пережито ранее.

Автор не говорит о новом романе, не ждет взаимных чувств. Это стихотворение посвящено любви, которая помогает взглянуть на себя молодого новыми глазами. Вспомнить яркие моменты жизни, вспомнить чувства, которые испытывал к разным женщинам. В образе К.Б. соединились черты многих женщин, которых любил поэт.

Уже на закате своей жизни в 1870 году Ф.И. Тютчев написал еще одно посвящение баронессе, которое было пронизано любовью и нежностью. Автор стихотворения вспоминает свои молодые годы, сравнивает их с весной. Он чувствует новый душевный порыв: «и что-то встрепенется в нас». Неожиданная встреча заставляет почувствовать жизнь, прочувствовать вкусы, которые уже были забыты, звуки, которые уже затихли, начали играть с прежней силой. Поэт сравнивает свою жизнь со временами года и природными явлениями, что делает произведение воздушным, как ветер.

Анализ стихотворения Я встретил вас и все былое… по плану

Композиция и жанр стихотворения

Произведение Тютчева состоит из 5 строф, каждая из которых несет читателю определенный посыл. После целостного прочтения стихотворения становится ясна главная мысль, которую хотел донести автор.

Первая строфа повествует о встрече с бывшей возлюбленной. С Тютчевым они давно не виделись и встретились случайно спустя года. Время, которое они провели вместе, он называет «золотым». Те чувства, которые он испытал при этом, именовал «теплыми для своего сердца».

Вторая строфа упоминает времена года. Осень — это теперешняя жизнь поэта, он находится на заре своих лет и карьеры. Неожиданное вспыхнувшие чувства — весна.

Последующие строфы описывают наплыв чувств и ощущений Тютчева. Цитата из стихотворения: «Слышнее стали звуки, не умолкавшие во мне».

В конце повествования автор называет это настоящей любовью. Жанр произведения называют как элегию, оду или мелодичным романсом, если наложить на фон музыку.

Размер стиха — пять строф по четыре строки, автор написал произведение ямбом, использовав чередование рифм:

  • 1 и 3-я строка — женская (золотое, весною);
  • 2 и 4-я — мужская (час, тепло).

Темы и настроение

Безусловно, единственная и очевидная тема, поднимаемая Тютчевым в стихотворении «Я встретил Вас…», это тема любви. Автор пишет о том, как встретил свою возлюбленную после разлуки длиною в жизнь, о чувствах, которые вновь ожили в нем, «…и сердцу стало так тепло».

Несмотря на то, что стихотворение «Я встретил Вас…» достаточно короткое, автору прекрасно удалось передать то настроение, в котором пребывает человек, попавший в подобную ситуацию. С абсолютной точностью он смог описать то смятение, тот трепет и восторг, ту светлую печаль и ностальгию, которую испытывает мужчина, внезапно встретивший женщину, которую он когда-то сильно любил.

Анализ тютчевского стихотворения

Основная тема стихотворного тютчевского произведения – это воскрешение в человеческой душе желания жить и быть счастливым, а также самые прекрасные воспоминания о счастливых днях, которые, к сожалению, уже прошли. Главное действующее лицо – это мужчина, который уже находится в зрелом возрасте, но его жизнь, словно осень, длится так долго, что он даже уже устал. От этой усталости и все чувства в нем притупились и ослабли, в них уже давно нет того огня, который был раньше. В жизни он больше не испытывает никаких радостей, а лишь только спокойствие. Этому герою лирического произведения кажется, что все уже прекрасное в жизни у него было, теперь оно осталось где-то в прошлом, а настоящее не принесет никаких перемен.

И вот здесь совсем неожиданно для самого главного героя происходит невероятная встреча с девушкой, в которую когда-то был пылко и нежно влюблен. Эта встреча подобна встречи с его юностью, когда он был молод и когда он мог испытывать весь спектр чувств и эмоций. Эта встреча изменила его жизнь настолько, что он даже стал волноваться, а кровь его, которая, как казалось самому поэту, застыла, стала метаться по венам, придавая еще большее ему волнение. Автору, который является тонким психологом, удается прекрасно охарактеризовать взволнованное состояние своего героя. Так, уже во второй стихотворной строке поэт использует оксюморон, чтобы читатель мог представить, что происходит в сердце тютчевского героя, которое уже отжило, и вот теперь снова ожило.

Но стоит обратить внимание и на метафоры, которые помогают нарисовать определенные, задуманные лириком, образы. Например, время года в тютчевском стихотворение напоминает возраст человека

Так, осень поэт-философ сравнивает со старостью главного героя, а весна – это молодая жизнь лирического персонажа. Эти же стихотворные образы помогают понять и то, насколько неожиданна эта встреча и насколько невероятные преобразования, которые происходят в его душе. Воспоминания, словно волны, настолько сильно нахлынули на человека, что пробудили в нем желание к жизни. Он теперь снова может ощущать радость, чувствовать все оттенки жизни. У лирического тютчевского героя появляется надежда на будущее, которая вдохновляет его.

Теперь обратимся к четвертой стихотворной тютчевской строфе, где автор использует мотив сна:

«Гляжу на вас, как бы во сне».

Он не только интересен, но и необходим для того, чтобы указать на важность того, что происходит, подчеркнуть элемент некой неожиданности. Становится понятно, что герой еще настолько полон сил, что он открыт для любых эмоций, особенно для любви

Он не изменился, он остался прежним, его сердце по-прежнему может и любить, и страдать.

Николай Некрасов — Гадающей невесте: Стих

У него прекрасные манеры, Он не глуп, не беден и хорош, Что гадать? ты влюблена без меры, И судьбы своей ты не уйдешь.

Я могу сказать и без гаданья: Если сердце есть в его груди — Ждут тебя, быть может, испытанья, Но и счастье будет впереди…

Не из тех ли только он бездушных, Что в столице много встретишь ты, Одному лишь голосу послушных — Голосу тщеславной суеты?

Что гордятся ровностью пробора, Щегольски обутою ногой, Потеряв сознание позора Жизни дикой, праздной и пустой?

Если так — плоха порука счастью! Как бы чудно ты ни расцвела, Ни умом, ни красотой, ни страстью Не поправишь рокового зла.

Он твои пленительные взоры, Нежность сердца, музыку речей — Всё отдаст за плоские рессоры И за пару кровных лошадей!

Анализ стихотворения Тютчева «К. Б. (Я встретил вас — и все былое…)»

Федор Тютчев был дважды женат и при этом имел продолжительный роман с Еленой Денисьевой, с которой более 15 лет состоял в гражданском браке

Однако история умалчивает о многочисленных любовных увлечениях поэта, который обладал страстной натурой и обращал внимание на каждую хорошенькую женщину, которая попадала в поле его зрения

Будучи уже человеком весьма преклонного возраста, в 1870 году Тютчев знакомится с юной баронессой Амалией Крюденер, которая производит на него неизгладимое впечатление. Эта встреча произошла на знаменитом курорте в Карсбаде, где 65-летний поэт поправлял свое пошатнувшееся здоровье. После трагической смерти Елены Денисьевой Тютчев уже не рассчитывал на то, что его сердца когда-нибудь коснется столь возвышенное чувство, как любовь. И был обескуражен, когда это все же произошло. Именно поэтому, обращаясь к юной баронессе, поэт отмечает: «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило». Тютчев отмечает, что в его сердце поселилась удивительная теплота, и сравнивает свое чувство с теплым солнечным днем, который неожиданно радует своей красотой человека в разгар холодной и унылой осени
.

Поэт не скрывает, что Амалия Крюденер сочетает в себе черты сразу нескольких женщин, которых он боготворил. Он видит в ней душевные качества первой супруги, которая слишком рано ушла из жизни, красоту своей любовницы Елены Денисьевой, кротость и благочестие второй жены. Поэтому неудивительно, что в его душе рождаются столь возвышенные строки: «С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты». Для него прекрасная баронесса является олицетворением не только молодости и красоты, но и напоминает о том, что когда-то поэт был по-настоящему счастлив, испытав в полной мере, какой упоительной, яркой и всепоглощающей может быть настоящая любовь.Теперь же, когда жизнь Тютчева клонится к закату, он благодарит судьбу за эту удивительную встречу
, которая позволила ему вновь испытать давно утраченные и забытые чувства.

Поэтому неудивительно, что автор не только выражает огромную признательность своей новой знакомой, но и отмечает, что «тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь»

Он не рассчитывает на взаимность и не питает иллюзий по поводу того, что сможет обратить на себя внимание столь блистательной особы. Достаточно лишь того, что одно ее присутствие позволило поэту вернуться в прошлое и вновь почувствовать себя счастливым

Стихотворение Ф.И. Тютчева «Я встретил вас – и все былое…» так же известно, как «К.Б.». Две таинственные буквы обращены к Амалии Крюденер, которой посвящал стихи ранее, например в 1833 «Я помню время золотое…».

Поэт соединил в маленьком стихотворении несколько стилей. В произведении используется высокая лексика, присущая оде, которая сочетается с мелодичностью стихотворения, которая свойственна элегии.

Лирический отрывок Ф.И. Тютчева состоит из двух частей. С одной стороны, поэт описывает любовь, чувства, красоту женщины, но с другой его волнуют ушедшие годы и проблема старости.

Для Ф.И. Тютчева молодость – это золотое время. В стихотворение присутствует тема ностальгии по прошлому, по самому себе

Тютчев обращает внимание, что он вспомнил, и сердцу стало тепло. Именно на воспоминание делает акцент автор

Важно, что поэт вспоминает не только любовные страдания, но и всю свою прежнюю жизнь. Он испытывает эмоциональное волнение, которое передается читателю: «Тут не одно воспоминанье, //Тут жизнь заговорила вновь…»

Для усиления автор использует повторение слова «тут», делает акцент на настоящее время, не смотря на то, что все это было пережито ранее.

Автор не говорит о новом романе, не ждет взаимных чувств. Это стихотворение посвящено любви, которая помогает взглянуть на себя молодого новыми глазами. Вспомнить яркие моменты жизни, вспомнить чувства, которые испытывал к разным женщинам. В образе К.Б. соединились черты многих женщин, которых любил поэт.

Уже на закате своей жизни в 1870 году Ф.И. Тютчев написал еще одно посвящение баронессе, которое было пронизано любовью и нежностью. Автор стихотворения вспоминает свои молодые годы, сравнивает их с весной. Он чувствует новый душевный порыв: «и что-то встрепенется в нас». Неожиданная встреча заставляет почувствовать жизнь, прочувствовать вкусы, которые уже были забыты, звуки, которые уже затихли, начали играть с прежней силой. Поэт сравнивает свою жизнь со временами года и природными явлениями, что делает произведение воздушным, как ветер.

Анализ стихотворения Я встретил вас и все былое… по плану

Художественно – выразительные средства «Я встретил Вас — и все былое…»

Интересен и лексический строй тютчевского стихотворения «Я встретил Вас – и все былое…».

Так, сам стихотворный тютчевский шедевр читать очень легко, настроение создается легкое и светлое. Изменения в душе героя передают такие слова, как весна веет, время золотое, нежное упоение, теплое очарование, а грусть у лирика тоже особенная. Она и вековая, и поздняя. Использует поэт-философ и возвышенную лексику. Особенное место занимают глаголы, которые передает легкое и быстрое движение души: заговорила, встрепенулась, ожила. Использование глаголов позволяет нарисовать образ ветерка, легкого и воздушного, дуновение которого пробуждает силы для движения и преображения.

В тексте преобладает большое количество художественно-выразительных средств, которые как раз и позволяют передать всю глубину чувств основного персонажа. Используется следующие виды троп:

★ Метафоры и олицетворения: сердце у лирика ожившее, но такое, что ему от воспоминаний становить тепло, а жизнь у поэта — философа заговорила. ★ Сравнения: встреча у лирика произошла так, как будто разлука у них была вековая.

★ Эпитеты: поэт называет время золотым, разлука у него становится вековой, а к женским чертам, которые он узнает и которые ему так дороги, подбирает эпитет милые.

★ Инверсия: поэт меняет местами подлежащее «звуки» и сказуемое «слышнее стали». «Дни», а на первое место выносит сказуемое «бывают».

★ Анафора: в последней стихотворной строке повторяются первые слова, что позволяет выделить те части, где больше эмоций.

Интересен и звуковой строй стихотворного произведения. Используются следующие средства выразительности, как:

• Ассонанс: повторяются звуки о и э. • Аллитерация: использует повтор мягких звуков н и в, а также р.

Это придает всему стихотворению легкость и напевность, которую можно сравнить со свежестью легкого ветерка. Душа человека начинает возрождаться и эти этапы оживления читатель может видеть. В композиции пять строк, которые отражают пять этапов переживаний героя, от первого впечатления после встречи и до полного пробуждения чувств.

Рифма в тютчевском стихотворении точная, перекрестная. Так, интересна первая и третья строки, которые относятся к женской рифме, а вот вторую и, соответственно, четвертую можно отнести к мужской. Среди разных конструкций предложений встречается одно восклицательное, и в нем же употребляется многоточие. Самое стихотворение написано двусложным размером – ямбом.

Изображение К.Б.

Образ же вдохновившей поэта музы размыт. Мы не видим описания возлюбленной — автор лишь отмечает «милые черты» и свойственное ей «очарованье». Наверное, поэтому стихотворение не оставляет читателя равнодушным: каждый видит в нем облик женщины, созданный собственным воображением

Анализ «Я встретил вас — и все былое…», тема которого — духовное возрождение героя после встречи с любимой женщиной, показывает, что для поэта очень важно передать наполняющие его чувства

Ф

Тютчев же таким образом акцентирует внимание именно на раскрытии наполненного неисчерпаемой любовью, нежностью, надеждами лирического героя

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора, так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться», «гони ее от дома к дому», «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды». Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты: «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи». Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы: «она рабыня и царица, она работница и дочь».

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию

Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: