Проблема добра и зла в романе м. булгакова «мастер и маргарита»

Сочинение: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» (М.А. Булгаков)

(418 слов) Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.

Идейно-художественный образ сил зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это многослойное, многомерное произведение. В нем, тесно переплетаясь, соединены сатира и мистика, реализм и фантастика, напряженная философия и легкая ирония. Одна из главных философских проблем этого произведения – проблема взаимоотношения добра и зла.

Принято говорить о трех планах произведения:

  • Ершалаимском;
  • Потустороннем;
  • Современном московском.

Эти миры оказываются удивительным образом связаны между собой. В качестве такой связки выступает мир нечистой силы, который возглавляет царственный и величественный Воланд.

Воланд – это сатана, дьявол, дух зла, повелитель теней, князь тьмы. Все перечисленные определения встречаются в тексте произведения.

Замечание 1

Во многом Воланд ориентирован на Мефистофеля, а само имя персонажа взято из поэмы Гёте.

Воланд – это сатана, но образ сатаны в романе Булгакова не традиционен. Эта нетрадиционность заключается в том, что Воланд, будучи дьяволом, обладает некоторыми атрибутами Бога. Воланд мыслит себя с Богом в «космической иерархии» на равных.

Образ черта в литературе традиционно рисовался комично. Образ Воланда в редакции произведения 1929-1930 гг. тоже обладал рядом снижающих черт. Воланд хихикал, употреблял просторечные выражения, говорил с «плутовской улыбкой». Но в окончательной редакции Воланд стал совершенно другим, царственным, мрачным и величественным.

Воланд многолик. Он, как и подобает сатане, в разговорах с разными людьми надевает разные маски. У Воланда при этом сохраняется всевидение дьявола. Люди Воланда прекрасно осведомлены и о прошлой, и о будущей жизни людей, знают текст романа Мастера, который буквально совпадает с «евангелием Воланда». Булгаковскую Москву Воланд наблюдает как исследователь, который ставит научный опыт.

В Москве нечистая сила учиняет множество безобразий. Недаром к Воланду приставлена совершенно буйная свита. Уже то, что Воланд в Москву является не один, а со свитой, является нетрадиционным для воплощения образа черта в литературе. Как правило, сатана предстает без сообщников. У Булгакова же черт имеет свиту, в которой царит строжайшая иерархия. Каждый из свиты Воланда выполняет свою функцию:

  • Кот Бегемот – мастер розыгрышей и озорных проделок;
  • Коровьев — владеет всеми жаргонами и наречиями;
  • Азазелло, главная функция которого – исполнение актов насилия;
  • Вампирша Гелла – служанка Воланда.

Члены свиты Воланда, то выступая вместе, то чередуясь, создают различные ситуации, от жутковатых до комических.

Анализ стихотворения Фета «Добро и зло»

Автор, верный концепции романтического двоемирия, декларирует устремленность к вневременным категориям как достойную цель поэзии. Творчество вдохновляет, позволяет воспарить «в мир стремлений», противопоставленный «раздраженной волне» людской суеты. Владеющий даром художественного слова — небесный посланник, пришедший «с вестью из рая».

В философском произведении 1884 г. стихотворец, умудренный жизнью и стяжавший славу, напутствует молодое поколение, полное дерзости и «юной отваги». Поэт моделирует два традиционных, независимых и «равноправных» полюса художественного пространства — земное бытие и идеальную сферу божественного. Лишь в «заветной глубине» души возможно слияние противоположностей. Отвлеченную мысль иллюстрирует сравнение: отблеск солнечных лучей, заметный в едва различимой капле росы, трактуется как отражение великого в малом, вечного во внутреннем мире смертного.

Какие рекомендации дает лирический герой начинающим коллегам? Сосредоточенный честный труд увенчается достойным результатом. Он будет вознагражден земными благами. Интересно, что сложности поэтического творчества изображаются посредством лексики, обычно описывающей тяжелую физическую работу: «согнись», «потное чело».

Если начинающий поэт занят «земными» темами, он вправе оперировать привычными человеческому уху понятиями добра и зла. Здесь уместны и горечь, и злая ирония. Талантливым смельчакам, кто дерзнул сделать предметом своих произведений «мир святыни», нужно отказаться от этических категорий, имеющих хождение в людском обществе. Несовершенная шкала антропоморфического подхода не способна изобразить полюс идеального. По этой причине основополагающие нравственные ценности уподобляются «праху могильному», служащему суждениям и нуждам толпы, а не горней выси.

Маститый герой-наставник благожелательно относится к молодым авторам. Он не отказывает коллегам в причастности к божественным сферам: творческий дар окрыляет истинные таланты — и юные, и опытные. Отринув «невольничьи тревоги», «всезрящий и всесильный» поэт способен воспарить и достичь небесных сфер.

Фетовский стихотворный текст, и в особенности его эмоциональный финал, произвел большое впечатление на молодого Блока. Мысль о сверхморальной природе полюса «незапятнанных высот» легла в основании мировоззренческой доктрины «Стихов о Прекрасной Даме».

Два мира властвуют от века,Два равноправных бытия:Один объемлет человека,№4

Другой — душа и мысль моя.

И как в росинке чуть заметнойВесь солнца лик ты узнаешь,Так слитно в глубине заветной№8

Все мирозданье ты найдешь.

Не лжива юная отвага:Согнись над роковым трудом,И мир свои раскроет блага,№12

Но быть не мысли божеством.

И даже в час отдохновенья,Подъемля потное чело,Не бойся горького сравненья№16

И различай добро и зло.

Но если на крылах гордыниПознать дерзаешь ты, как бог,Не заноси же в мир святыни№20

Своих невольничьих тревог.

Пари, всезрящий и всесильный,И с незапятнанных высотДобро и зло, как прах могильный,№24

В толпы людские отпадет.

Dva mira vlastvuyut ot veka,Dva ravnopravnykh bytia:Odin obyemlet cheloveka,Drugoy — dusha i mysl moya.

I kak v rosinke chut zametnoyVes solntsa lik ty uznayesh,Tak slitno v glubine zavetnoyVse mirozdanye ty naydesh.

Ne lzhiva yunaya otvaga:Sognis nad rokovym trudom,I mir svoi raskroyet blaga,No byt ne mysli bozhestvom.

I dazhe v chas otdokhnovenya,Podyemlya potnoye chelo,Ne boysya gorkogo sravnenyaI razlichay dobro i zlo.

No yesli na krylakh gordyniPoznat derzayesh ty, kak bog,Ne zanosi zhe v mir svyatyniSvoikh nevolnichyikh trevog.

Pari, vsezryashchy i vsesilny,I s nezapyatnannykh vysotDobro i zlo, kak prakh mogilny,V tolpy lyudskiye otpadet.

Ldf vbhf dkfcnde/n jn dtrf,Ldf hfdyjghfdystvktn xtkjdtrf,Lheujq — leif b vsckm vjz/

B rfr d hjcbyrt xenm pfvtnyjqDtcm cjkywf kbr ns epyftim,Nfr ckbnyj d uke,byt pfdtnyjqDct vbhjplfymt ns yfqltim/

Yt k;bdf /yfz jndfuf:Cjuybcm yfl hjrjdsv nheljv,B vbh cdjb hfcrhjtn ,kfuf,Yj ,snm yt vsckb ,j;tcndjv/

B lf;t d xfc jnljtvkz gjnyjt xtkj,Yt ,jqcz ujhmrjuj chfdytymzB hfpkbxfq lj,hj b pkj/

Yj tckb yf rhskf[ ujhlsybGjpyfnm lthpftim ns, rfr ,ju,Yt pfyjcb ;t d vbh cdznsybCdjb[ ytdjkmybxmb[ nhtdju/

Gfhb, dctphzobq b dctcbkmysq,B c ytpfgznyfyys[ dscjnLj,hj b pkj, rfr ghf[ vjubkmysq,D njkgs k/lcrbt jngfltn/

Различение добра и зла


Способность различения добра и зла – поистине великое чудо, явленное в нас от Бога. Возможно, вы скажите: что тут чудесного, всякий способен отличить плохое от хорошего, свет от тьмы, добро от зла. Но, как ни странно это может прозвучать, такой способностью наделён далеко не всякий человек. Добро, абсолютное, безотносительное добро всегда и везде – есть Христос, Сын Божий, Свет и Благодать, Спаситель мiра, победивший, поправший смерть раз и навсегда. Думаете, каждый в состоянии видеть Христову истину, в чём бы она не проявлялась? К сожалению, нет, совсем не каждый. Безошибочное видение добра под силу разве что святым угодникам Божиим, подвижникам и молитвенникам великим и представляет собой чудо Господне. Как не просто разглядеть в мiре истину Христову, точно также нелегко научиться различать и зло, укрывающееся под самыми разными обличиями и всегда маскирующееся под добро, благо и истину. Зло – многолико и многоцветно, у добра – Христов лик, и ничей больше. Святой апостол Христов Иоанн Богослов говорит в своём послании: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духовъ, отъ Бога ли они… Духа Божiя узнавайте такъ: всякий духъ, который исповедуетъ Iисуса Христа, пришедшего во плоти, есть отъ Бога. А всякий духъ, который не исповедуетъ Iисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть отъ Бога, но это духъ антихриста…» (1Ин. 1-3).

Точно также можно сказать: всё, что не запечатлено духом Христовым, не есть добро и не заключает в себе благодати Божией, но есть зло. Как научиться различать дух Христов, как узнать его в той или иной вещи или явлении? Для этого всего-то и надо стремиться ко Христу искренне, всей душой и помышлением, тогда и научимся видеть дух Христов где бы то ни было, ощущать присутствие Спасителя. Но есть ли у нас такое стремление? А раз нет, то как же мы сможем отличить добро от зла, как узнаем, где Христов дух, а где – антихристов? Если сердце наше во власти греха и порока, если заповедей Христовых не исполняем и не хотим исполнять, если Христа не ищем, то как распознаем присутствие духа Его? Вот и выходит, что различение добра и зла – дело совсем непростое и чаще всего для нас просто непосильное. Слишком далеко мы отошли от Христа, слишком глубоко погрязли, укоренились во зле и грехе, и как следствие, — очи души нашей ничего не видят, мы духовно слепы. В результате живём мы, лишившись всяких духовных и нравственных ориентиров (какие уж тут ориентиры, когда понять не можем, что для нас хорошо, а что плохо), и жизнь наша превращается в сущий ад. Стремимся к благополучию, успеху и думаем, что высшее благо это деньги, а вот Христос заповедовал нам не собирать сокровища на земле, но только на небе, т.е. стяжать не деньги, а добродетели, и говорил, что богатому труднее войти в Царство Небесное, чем верблюду пройти сквозь игольные уши. Но что нам нынче до Христовых заповедей, нам виднее, что для нас лучше. А между тем, гибнет не только Россия, но и вся земля буквально задыхается во зле, но мы его не видим, не замечаем. Христов дух остаётся для нас непостижимым и недостижимым, нравственный закон добра начертан в людских сердцах словно не для нас, и признавать мы его не хотим. Далеко ли уйдём мы, упорствуя во зле? Где и как закончим свой скорбный путь богоотступничества?

Доброта – проявление силы или слабости?

В течение долгого времени люди не перестают рассуждать о том, что же такое доброта, как относиться к проявлению доброты. Многие люди считают, что проявление доброты часто указывает на слабохарактерность человека, стремление угодить окружающим…

Но стоит ли расценивать доброту как проявление слабости? Разве доброта не может быть проявлением силы характера человека, переступившего через свою гордыню? На мой взгляд, проявление доброты требует определенных усилий, любви к ближнему, готовности пожертвовать чем-либо ради другого, и отнюдь не является признаком слабости характера.

Существует множество примеров, когда человек проявляет милосердие даже несмотря на суровые обстоятельства. «Уроки Французского» В. Распутина заставляют читателя понять, что доброта требует готовности человека к самопожертвованию, преодолению трудностей и помощи ближнему. Автор показывает, что учительница играет с мальчиком в азартные игры на деньги, чтобы не задеть его гордость, помогает ему справиться с трудностями военного времени.

Даже когда героиню увольняют с работы, и в жизни появляются новые трудности, она продолжает отправлять любимому ученику посылки и подарки. Бесспорно, поступки Лидии Михайловны были вызваны не слабостью характера, а внутренней духовной стойкостью, способностью проявлять милосердие даже в таких обстоятельствах.

Еще один пример проявления доброты, несмотря на все препятствия и трудности, мы можем найти в произведении М. Шолохова «Судьба человека» краткое содержание читать. Главный герой Андрей Соколов пережил ужасы войны, остался без семьи и друзей, разбитый и отчаявшийся.

И вопреки всем обстоятельствам, находит возможность призреть беспризорного мальчика, такого же одинокого и несчастного, как он сам.  К сожалению, не каждый человек, оказавшись в бедственное положение, находит силы и средства для помощи ближнему.

Таким образом, проявление доброты следует считать признаком силы, а не слабости характера человека. Ведь для свершения добрых поступков необходимо обладать способностью и желанием помочь другому несмотря на мнение окружающих, жизненные трудности, собственную гордыню и страх.

Доброта делает этот мир лучше, и поэтому нельзя относится к милосердию как к недостатку и проявлению слабохарактерности.

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла. Данная тема сыграла немалую роль в развитии мышления человечества, становлении его на ноги. Ведь сложно представить себе современное общество, где нет вежливости, где отношения построены на чистой выгоде и желании обмануть друг друга.

Сочинение 2

С момента сотворения мира, рассуждения на тему добра и зла интересовали людей. До сих пор мыслители и философы рассуждают на данную тему. Сейчас же, существуя в мире компьютеров и невероятных технологий, человек все реже задумывается над этими понятиями.

В детстве всем читали книги о двух противоположных силах, которые соперничают между собой. И всегда, какое бы зло не было коварное, всегда побеждает добро. Понятия «добра и зла» в первую очередь, нравственного характера. Добро — это что-то светлое, хорошее, прекрасное. Добро — это любовь, сострадание, уважение, честность, порядочность, нежность, правда, справедливость. Читая книги, каждый хочет обладать этими качествами. Зло — это ложь, жестокость, безразличие, боль, война, голод, болезнь. Перечислять можно долго, все, что причиняет боль и дискомфорт человеку, можно назвать злом.

В настоящее время вокруг очень много зла и агрессии, зависти и ненависти. Люди перестали улыбаться, делать поступки, удивлять, радовать, быть добрыми. Иногда так хочется улыбнуться не знакомому человеку, просто так, ничего не прося взамен, а сталкиваешься с безразличием, в лучшем случае, а иногда с откровенной злобой и ненавистью. Но в большинстве случаев, люди добром отвечают на добро.

Очень приятно делать что-то хорошее, понимая, что этим ты помогаешь людям. Например, сейчас очень часто помогают больным детям, собирая огромные деньги на операцию, деньги, которые бы семья ребенка не смогла бы найти никогда. А потом, как приятно видеть, победившего болезнь ребенка, вспоминая, что ты принял участие в сборе денег, хоть и сто рублей, но ты был вместе со всеми. Ты помог. Добро всегда возвратится к тому, кто его достоин. Кто не требует ничего взамен, кто знает, что ему никогда не скажут «спасибо».

Совершая добрые поступки человек может изменить мир к лучшему. Улыбнувшись прохожему, подав руку беременной, уступив место пенсионеру, донеся тяжелые сумки соседской бабушке, сняв котенка с дерева или защитив «первоклашку» наполнит человека особым чувством и положительными эмоциями, зарядив на целый день.

И всегда нужно помнить о том, что после черной полосы будет светлая. Во всем нужно видеть положительное, относится к людям так, как хотели бы, чтобы относились к вам. А пересмотрев свое отношение к жизни, мир станет намного лучше и добрее.

`

Вариант 2

Афанасий Фет привык придерживаться концепции, которая получила название романтического двоемирия, он привык декларировать устремленность к категориям, которые выходят за понятия времени и пространства. Поэзия для него возможность выйти за пределы раздраженного мира, при этом он считает, что тот, кто владеет даром словесности и поэзии, может стать вестником, который пришел из рая.

Философское произведение, которое получило название «Добро и зло», было написано в 1884 году. Автор пишет его как умудренный жизнью человек, старающийся дать наставление молодому поколению. Автор создает модель двух полюсов, которые располагаются фактически противоположны друг другу. Здесь никогда не пересекаются божественное с земным.

Но при этом отражение солнечного луча в небольшой капле россы говорит о том, что божественное может находить отражение в земном. Автор пытается показать, что в любом человеке на земле может отражаться часть божественной сущности, если человек сам хочет отражать состояние божественного существа, желающего одаривать талантами и способностями.

Опытный лирический герой старается дать назидание молодым и начинающим коллегам по цеху, он рассказывает о том, что сосредоточенный и честный труд всегда будет удостоен хорошего результата. Его наградят также и земными благами, которые порой не доступны людям обычным. При этом написание стихов он сравнивает с достаточно тяжелым трудом.

При этом даже для простого читателя понятно разграничение, установленное автором для понятий добра и зла. Он употребляет такие слова, как горечь и злая ирония. Автор при этом всегда готов помочь молодым коллегам, оказаться причастным к их творчеству.

Опытный и умудренный лирический герой оказывает положительное влияние на коллег, старается показать им, как на самом деле выглядит приближенность к высшему божеству.

Афанасий Фет готов дать действенный совет, он умудренный опытом, способен подсказать окружающим, какой выбрать путь. Он уже совершил ошибки в своей жизни, поэтому старается уберечь от них своих молодых коллег по творчеству, предупреждает их, что необходимо делать правильный выбор или же нести ответственность за неправильные решения, которые в будущем могут стать трагичными и привести к неожиданному результату.

Сочинение 5

Каждый из нас с детства знает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители давно говорили : Не делай плохо! Добро и зло что это? Кто дал определение этим словам? Кто решил, что делать так- это хорошо, а делать по-другому — это плохо.

Унижать и обидеть людей — это зло. Быть добрым и ласковым — это добро. Пятерки в школе — это добро. Двойки — это уже зло. Болеть — это плохо, а быть здоровым и заниматься спортом — это добро. Баловаться спичками — это плохо. Помогать маме и папе — это добро. Переводить старушек через дорогу — это добро, а вот кататься на велосипеде по проезжей части — это зло.

Что касается меня, то я думаю, что все эти понятия относительны. Любые критерии всегда сравниваются с чем-то. Так и с этими определениями.

За основу этих определений взяли стандартное повеление человека, «ровно» и безэмоционально проживающего свою жизнь. Далее относительно этого поведения за длительное время выстроилось понятие добра и зла. Отход от стандарта в одну сторону — это добро, в другую сторону — зло.

Баловаться спичками — это плохо, так как относительно стандартного поведения, этот поступок может привезти к пожару. Пожар в свою очередь может привезти к потере имущества или даже к смерти. А это уже точно плохой исход.

Учиться в школе на оценки выше среднего — это нормально. Когда оценки у тебя в дневнике — это пятерки, значит что знания по этому предмету у тебя максимально высокие — это хорошо. А вот оценки 2 и 3 свидетельствуют о том , что понятия о данном предмете у тебя почти нулевые — это плохо, это зло.

Болеть — это плохо! Во время болезни организм максимально ослаблен, вы уязвимы и чувствуете себя плохо — разве это может быть хорошо? Болеть — это зло!

Обижать животных — это зло. Собаки и кошки, такие же живые существа, как и мы с вами, разница в том, что они не могут дать сдачи. Обижать того, кто не может дать сдачи и постоять за себя — это плохо. А вот помочь брату меньшему — это хорошо.

Поступок добрый если после него на душе так тепло, что хочется петь. Злой поступок не вызовет таких чувств. Зло вызывает грусть и раздумье на душе. После злого понятия, чувствуется, что совершил, что-то неправильно.

Вообще понятия зло и добро довольно обширные и относительные. Что для одного хорошо, не обязательно для другого будет добром. Что для одного зло, не обязательно  для другого будет плохим. В жизни необходимо поступать всегда по совести и не приносить вред другим людям и обществу! Тогда у вас не будет сомнений, что поступили ли вы плохо.

Каждый человек должен решить, на чьей он стороне. Эта фраза говорит о состоянии человека и о том, что мы все рождаемся с выбором, который нужно сделать. Решение быть добрым или злым, правильным или неправильным. Решение, которое навсегда изменит нашу жизнь. Это решение определит наше наследие и то, за что нас будут помнить, когда мы покинем этот мир для следующего.

klassreferat.ru

Вопрос греха и добродетели — один из так называемых вечных вопросов, мучивших человечество на протяжении веков. Многие пытались дать окончательное, последнее решение этого вопроса. В русской классической литературе немало сил было положено на то, чтобы выяснить, как соотнесены грех и добродетель, какова граница, после которой добродетель становится грехом. Лучшие образцы такого анализа можно найти в творчестве Федора Михайловича Достоевского. Роман «Преступление и наказание» — одно из самых известных произведений писателя, снискавшее мировую славу. В центре романа — образ Родиона Раскольникова, решившего перейти за грань греха и добродетели и приобрести тем самым качества сверхчеловека. Для Раскольникова добродетель и грех остаются абстрактными категориями, смысл которых лишь в сдерживании глубинных порывов свободной человеческой индивидуальности. Но убийство из идейных соображений, совершаемое им, выглядит нелепо и некрасиво. Причина этого, вероятно, в том, что герой «Преступления и наказания» поставил себе слишком расплывчатую цель. Однако грех убийства, будучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой переживает страшнейшее душевное мучение. Решение Раскольникова настолько же нелепо, как нелепо само его преступление: герой сдается властям. И спасти заблудшую душу Родиона выпадает на долю воплощению добродетели — Соне Мармеладовой. Из романа «Преступление и наказание» следует, что совершенный смертельный грех, безусловно, тяжело травмирует психику убийцы и делает последнего отщепенцем рода человеческого. А вот добродетель, наоборот, излечивает душу и делает человека частью Божьего мира. Категории греха и добродетели укоренены прежде всего в среде религиозного сознания. Но при этом под действие данных категорий подпадают как верующие, так и абсолютно неверующие люди, то есть грех и добродетель можно считать универсальными понятиями. Согласно Евангелию добродетель вовсе не является противоположностью греха, ведь только верой можно искупить любой грех. Вера же, в свою очередь, предполагает добродетельное поведение человека в жизни. Как понимают грех и добродетель наши современники? Остается ли место для этих понятий в обыденной жизни современного человека? Скорее всего, да. Ведь хорошим и правильным считается как раз то, что одобряется, в том числе религиозной моралью, а плохим и неправильным — то, что осуждается этой моралью. Выходит каждый человек — верующий? Нет, просто за тысячелетия своей истории человечество выработало правила поведения, исполнение которых позволят обществу гармонично и свободно развиваться, идти по пути прогресса. Лично для меня грех и добродетель — очень важные понятия. Я считаю грехом то, что приносит вред окружающим, делает их несчастными. Добродетель же для меня — это доброжелательное и честное отношение к другим людям, основанное на взаимопомощи и взаимопонимании

В сложном и изменчивом современном мире очень важно иметь собственное понимание категорий греха и добродетели. Именно это дает человеку возможность правильно найти свое место в жизни и быть достойным членом общества

Рекомендуем посмотреть:

  • Сочинение на тему: МОЯ БЕРЕЗКА 3 класс
  • Сочинение на тему: РАССВЕТ 3 класс
  • МОЯ ЛЮБИМАЯ ПОРА ГОДА сочинение о природе 3 класс
  • Конспект урока по развитию речи
  • Конспект урока русского языка 3 класс обучение написанию сочинения-миниатюры
  • Конспект и презентация к уроку русского языка по развитию речи «Сочинение по картине И.Левитана «Золотая осень»
  • Конспект урока развития речи в 3 классе
  • План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме: Урок развития речи 3 класс «Составление текста описания»
  • Урок развития связной речи в 3 классе. Устное сочинение на тему «Приход весны».
  • Конспект урока развития речи. Сочинение-описание. Лисичка.

Анализ стихотворения «Мир держится на добрых людях» Дементьева

Произведение «Мир держится на добрых людях» Андрея Дмитриевича Дементьева – обращение к совести, уму и сердцу современного человека.

Стихотворение относится к поздней лирике поэта. Его автору за восемьдесят лет, он давно уже признанный классик советской поэзии, песни, автор десятков книг, лауреат множества премий, обладатель государственных наград. За долгую жизнь были в его жизни и потери, и расставания, и трагедии. Однако поэт не теряет жизнеутверждающего пафоса и хочет заразить им своих читателей. В жанровом отношении – философская лирика, размышление о времени, о людях, о себе. Рифмовка перекрестная, 6 строф. Лирический герой – сам встревоженный автор. В первом же четверостишии звучит утверждение, ставшее названием стихотворения. Стих построен на противопоставлении, контрастах. Мир стоит, покуда есть в нем доброта, милосердие. С высоты прожитых лет поэт учит читателя вечным нестареющим истинам. Ведь жизнь так коротка, а смерть неизбежна. Все устремления человека превратятся в прах, останутся лишь его добрые дела. И плохо придется тому, у кого их нет. «Спеши творить добро»: видоизмененная библейская цитата и почти дословная любимое выражение знаменитого тюремного доктора Ф. Гааза. Чеканный лексический повтор, анафора открывает большинство четверостиший. В середине стихотворения поэт готов согласиться, что слова его звучат наивно, старомодно. Однако опыт жизни подсказывает ему, что «агрессия, выгода, ложь» — явления хоть и трудноискоренимые, однако наносные, преходящие. Как землю умывают ливни, унося «скопившуюся грязь», так и человек должен поступать со своей потемневшей, потускневшей душой. В предпоследнем четверостишии он обозначает время прописной буквой, рассматривая его как целую эпоху, с которой поэту часто было не по пути. Он переходит на грубую, энергичную лексику: дерьма, смрада. Автор уверен, что чаша терпения давно переполнена, и так долго продолжаться не может. Мир становится безумным – таков вердикт поэта. В новой реальности только мудрые понимают, что жизненно необходимо для всех быть на стороне добра. Финал завершается сравнением. В стихотворении нет восклицаний, вопросов, лишь единственное многоточие. Россыпь лексических повторов, эффектных перечислительных градаций, отрицаний, метафор (свет потемкам, правда сорвется вниз).

«Мир держится на добрых людях» А. Дементьева не только философский взгляд на современность, но и энергичный призыв к действию.

Способность отличать добро от зла

Фото: С. Власов / Патриархия.ru

14 апреля 2013 года, в неделю 4-ю Великого поста, преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в Москве. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестная матушка Викторина! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую и поздравляю с четвертым воскресеньем Великого поста, посвященным памяти святого преподобного Иоанна Лествичника. Радуюсь, что в этот день мы совершили Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном монастыре города Москвы, и во время этой Литургии две хиротонии — во епископа и во иерея.

Евангельское чтение, которое надлежит прочитывать за Литургией в четвертое воскресенье Великого поста, содержит в себе повествование об исцелении бесноватого (Мк. 9:17-31). С одной стороны, повествование радостное, потому что все заканчивается исцелением. Но, с другой стороны, повествование драматическое — о том, как отец, несчастный отец, убитый горем, ибо его сын страдал страшной болезнью — одержимостью злым духом, — пришел к Спасителю с просьбой об исцелении.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: