«февраль. достать чернил и плакать!»

Анализ стихотворения толстого слеза дрожит в твоем ревнивом взоре

Содержание

Начать рассуждения о небольшом произведении следует с изложения его сюжета, который строится на приеме сопоставления:

  • В первых строках автор описывает благодеяния миллионера Ротшильда, который действительно пытался помогать нуждающимся, выделяя солидные суммы из своего кармана на благотворительность.
  • Далее писатель самыми простыми словами описывает случай из жизни крестьянина, очень бедного мужика, который готов взять на воспитание девочку-сироту, отдавая себе отчет в том, что его собственная жизнь станет еще более тяжелой.
  • Наконец, краткий, но емкий и выразительный вывод – «Далеко Ротшильду до этого мужика».

При анализе «Двух богачей» Тургенева следует обязательно подчеркнуть идею сопоставления: миллионер, конечно, щедр и благороден, но он дает от излишков. А несчастный крестьянин, сам крайне бедный, готов терпеть еще большую нужду, чтобы помочь обездоленной девочке, более бедной, чем он.

Простые способы вызвать слезы

Как быстро заплакать сильно, не прибегая к сложным способам? Азы данного мастерства заложены в обычном нарезании репчатого лука. Но минус его в том, что не всегда возможно носить лук с собой, да и запах от него довольно-таки сильный исходит. По крайней мере, для видимости плача этого должно быть достаточно, и вы сможете сказать себе, что «я могу заплакать в любое время».

Также, раздражение глаза может заставить его слезиться. Хорошим способом считается зевота – ее вызвать можно при помощи напряжения мышц, находящихся на задней поверхности внутри горла. Однако внешне будет выглядеть довольно-таки неестественно, если будет происходить на глазах у людей.

Также, одним из доступных способов является концентрация взгляда на одной точке, избегая моргания. Ведь суть слез заключается в увлажнении глаза, слезы сами должны проявиться при чувстве сухости глазного яблока. Очень эффективным из простых способов можно считать выщипывание бровей или щепок кончика носа.

Речевое своеобразие

Следующий этап анализа стихотворения Тургенева «Два богача» — изучение его речевых особенностей. Писатель известен тем, что в своих прозаических текстах нередко использует диалектную лексику, чтобы придать повествованию достоверности. Поэтому и в небольшом произведении в репликах крестьян можно встретить такие слова и выражения, которые образованному Тургеневу явно нехарактерны:

Гроши, соли добыть, похлебка, обращение Катька – эти слова и словосочетания помогают автору создать образ простой деревенской женщины, настоящей бабы, которая экономна, практична. Ее аргументы против принятия в семью сироты вполне логичны, ведь супруги так и бедствуют

При анализе «Двух богачей» Тургенева важно подчеркнуть, что жена – не отрицательный персонаж, скорее это обычная женщина, которую крайняя бедность вынуждает быть несколько скупой.
А мы ее… и не соленую – это единственная фраза, которую произнес мужик за все повествование, но очень значимая. Он сам не сомневается в том, что принимает верное решение

Этот человек сумел сохранить свое доброе щедрое сердце, несмотря на жизнь в очень непростых условиях.

Слова автора при этом во вводной части и завершении текста – это грамотная литературная речь, отчего беседа героев звучит еще более правдоподобно.

Завершая анализ стиха Тургенева «Два богача», следует отметить, что автор, конечно, радуется тому, что в мире есть меценаты типа Ротшильда, которые помогают беднякам. Но их достижения теряют свое значение при сравнении с поступками обычных крестьян, которые отказывают себе даже в еде, чтобы помочь еще более бедным людям. И писатель искреннее восхищается такими «мужиками и бабами», которых так много на его родине.

«А. Толстой «Колокольчики». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Наталья Пильщикова «А. Толстой «Колокольчики». Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе

Тема: А. Толстой «Колокольчики».

Цель: чтение стихотворения наизусть

Задачи: учить осмысленно, запоминать стихотворный текст, выразительно читать, передавая интонационно: выделяя логические паузы, ударение; чувствовать настроение, ритмичность стихотворения

Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать умение оценивать свою работу

Словарная работа: некошеная, степные.

Материал: лейка, венок, накидка для Феи, цветок – схема стихотворения, карта цветочного города, флажок, колокольчик, портрет А. Толстого

Ход занятия:

– Я, Фея цветов и для того, чтобы попасть в цветочный город превращаю вас в цветы с помощью волшебной лейки: (фото №1)

Ты волшебная водица,

Надо нам тобой облиться.

Превратишь детишек ты

В настоящие цветы.

– Каким цветком стал ты? (ответы детей)

– А теперь я вас приглашаю вас в цветочный город. (фото №2)

(Рассматривают карту цветочного города). Угадайте название улицы. Я буду открывать окошечки, а вы называть цветы. (Василек, ромашка, мак, ландыш, одуванчик) (Последнее окошечко не открывать.) Какие это цветы? (степные) Почему? (растут в степи) Как называется наша улица? (Степная)

2. Ди «Цветочный переулок» – словарная работа.

-Как можно ласково назвать цветы? (цветики) Тонкие, негрубые цветы как сказать по – другому? (нежные) Если светит ярко солнце, то день, какой? (веселый) (Позвенеть колокольчиком) Что делал колокольчик? (звенел) Что значит звенеть? (издавать звук) Среди чего растут цветы? (среди травы). Когда трава вырастает высокая, что с ней делают? (косят) А если траву еще не косили, значит, она какая? (некошеная)

3. Чтение стихотворения воспитателем

– Какой цветок живет в закрытом окошечке? Я прочту стихотворение, а вы его внимательно послушаете и назовете цветок, о котором говорится. Закройте глаза (читаю)

Колокольчики мои,

Что глядите на меня,

И о чем звените вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Как называется стихотворение? (Колокольчики) Его написал Алексей Толстой. (показываю портрет)

4. Беседа по содержанию

5. Физминутка (дети вместе с воспитателем произносят слова стихотворения и одновременно показывают движения: медленно, тихо, быстро)

– Быстрее запомнить стихотворение нам поможет волшебный цветок (фото№3)

(читаю стихотворение и одновременно выставляю схему). Какие знаки есть на двух схемах? (вопросительные) О чем они говорят? (надо спросить)

А) «Я начну, а вы продолжите»

Б) Девочки начинают, а мальчики заканчивают.

В) В паре (сильный – слабый ребенок)

7. Индивидуальное чтение наизусть (те, у кого эмблемы)

8. Рефлексия «Оцени свое настроение»

Перед вами лежат цветочки, изобразите на них свое настроение. (фото №4)

Какое у тебя настроение? Почему? (ответы детей: выучили стихотворение, путешествовали в цветочный город, помогла Сереже рассказать стихотворение) Как называется стихотворение? Кто автор?

Воспитатель: – У меня два настроения: грустное и веселое. Почему грустное? (ответы детей) Почему веселое? (ответы детей)

Перспективный план по художественной литературе «Социум» (старшая группа) 1. Тема: Пересказ рассказа Льва Толстого «Лгун». Цель: Учить пересказывать близко к тексту. Понимать смысл прочитанного, правильно отвечать.

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Одиночество»

М.Ю. Лермонтов в раннем детстве остался без матери, его воспитала бабушка. Она позаботилась о том, чтобы у внука было отменное образование, поэтому у него были няня и гувернер. Они были не русскими, и благодаря им Лермонтов с самого детства знал несколько языков.

Читая произведения Михаила Юрьевича, складывается ощущение, что он очень рано повзрослел. Когда он был еще подростком, то писал стихотворения полные грусти и отчаяния, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом. Так и в «Одиночестве, написанном в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет.

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы. Окружение готово разделить с ним радость, а вот грусть никому не интересна. В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Не понятно, откуда у столь юного человека такие мрачные мысли.

Лермонтов пишет, что года уходят, но о каких годах идет речь, если жизнь только начинается? Мне кажется, что он чувствовал себя намного старше, чем был на самом деле. Он предчувствовал, что ему, как и Пушкину предначертана короткая жизнь. Возможно, именно поэтому он стремился жить.

Основная тема – это одиночество человека. Стихотворение относится к лирическому размышлению. Оно состоит из четырех строф, в каждой из которых по четыре строки. «Одиночество» Лермонтова написано четырехстопным ямбом. Автор использует при написании перекрестную рифмовку.

Мотивы одиночества в любовной лирике

Возможно, он найдет прибежище в прекраснейшем из человеческих чувств – любви? Но нет, мотивы одиночества и любви, как это ни парадоксально звучит, тесно переплетены между собой, у автора мы встречаем немало любовной лирики, но в основном она посвящена разочарованиям и неудачам. Любопытно, что и в повседневной жизни Лермонтов прославился как скептик и, в частности, любил развлекать себя тем, что расстраивал чужие браки: объяснялся будущей невесте в любви и уговаривал расторгнуть помолвку ради него, после чего хладнокровно ее оставлял. «Пускай она поплачет… / Ей ничего не значит!» («Завещание») – это представление женщины равнодушной, с «пустым сердцем», характерно для его лирики, и, разумеется, такая любовь не может спасти от одиночества, она лишь усугубляет его. Поэт и в любви остается непонятым, и это ярко видно на примере стихотворения «Благодарю», где он с горькой иронией благодарит любимую женщину за все обиды, причиненные ему:

Итак, испытание любовью, столь популярное в русской литературе, подводит нас к новым аспектам мотива одиночества в творчестве писателя. Лирический герой, как видим, привык «не открывать свои желанья» («В альбом»), винит судьбу в том, что любимая «скоро изменила» («Не ты, но судьба виновата была») и приходит к закономерному грустному выводу:

Средства выразительности

В произведении средств художественной выразительности не так уж много, однако поэт употребил их с таким мастерством, что они в полной мере отражают всю глубину и силу его эмоционального состояния.

В стихотворении встречаются олицетворения
(« тайна покрывала »), сравнения
(« дивно звучал, как звон отдаленной свирели »), инверсия
(« часы одинокие», «стан тонкий »), но больше всего в произведении эпитетов
(« шумный», «мирской», «звонкий »).

В произведении «Бедные люди» Лев Николаевич Толстой показывает, что человек даже в самой трудной жизненной ситуации остается добрым и имеет сострадание к другим людям. Читатель после прочтения рассказа, должен подумать, какие ценности важнее в жизни для человека.

В произведении описывается рыбацкая хижина, обстановка бедна, но очень уютная. В ней живут Жанна с мужем и пятеро детей. Муж ловит рыбу и с самого утра отправляется на своей лодке в море, в любую погоду, он знает, что ему необходимо кормить семью.

Жанна выполняет заказы на пошив, наводит в доме чистоту и создает уют. Она понимает денег не хватает на хорошее питание, а у детей нет обуви, и они бегают босиком.

Женщина сидит у окна и ждет мужа, она тревожиться за него. На улице бушует ветер, идет сильный дождь, что даже не видно полосу моря. Пока дети спят, она пошла навестить соседку, которая сильно больна. Войдя в холодную и бедную лачугу, Жанна понимает, что женщина умерла еще вчера, а возле нее прижавшись, друг к другу спят ее маленькие дети.

Жанне стало жалко малышей, ведь они могут умереть от голода и холода. Она не стала долго думать и унесла спящих деток к себе в дом. Положила их рядом со своими детьми, она задернула полог. После чего у нее началось сомнение, а что скажет муж, вернувшись с рыбалки. Она боялась, что он может не одобрить ее решение, ведь кормить придется своих пятерых детей и двух приемышей.

Не могла бедная женщина поступить по-другому, как она будет жить спокойно дальше, зная, что рядом в доме умирают два малыша. Сострадание к другим людям победило у Жанны боязнь бедности и нищеты.

Когда стихла буря, муж вернулся домой, и Жанна рассказала ему о случившейся беде с соседкой. Не смотря на усталость и то, что он только что не погиб в море от шторма, он отправляет жену забрать детей к себе. Он так же понимает, что малыши умрут без матери в холоде и голоде. Он берет на себя обязательство прокормить еще двоих детей.

Жанна, отдернув полог у кровати, показала мужу, что забрала соседских ребятишек, со словами «Вот они».

Главная тема стихотворения

Строки стихотворения наполнены покаянием за все грехи, и глубочайшей тоской. Автор погружается в переживания, связанные с прошлым. В произведении есть упоминание об отречении «от дела злого», что свидетельствует о покаянии поэта за недавний грех, и ему действительно есть о чем жалеть.

Упоминание греха, скорее всего, относится к периоду, когда автор решил завязать отношения с замужней женщиной, что в те времена довольно сильно осуждалось. Тогда весь Петербург был полон слухов об этой греховной связи, и сплетни разносились повсеместно, что не могло отразиться на психологическом состоянии автора.

В последних строчках поэт рассуждает о том, как благостный звон воздействует на дущевное состояние человека. В данном случае описание звона тесно связано с образом не только храмов, но и кладбища, которое автор воспринимает, как некую связь с другими мирами.

Анализ стихотворения Толстого Колокольчики мои (цветики степные)

Стихотворение А. К. Толстого «Колокольчики мои» представляет собой смешение тем природы и человека, их тесного взаимодействия друг с другом.

С первых же строк стихотворения со стороны лирического героя звучит доверительный искренний монолог. Его чувства смешанные – это и сожаление, и нежность, и любовь к природе. Образами, к которым он обращается, являются темно-голубые колокольчики, которых герой встречает в степи. Автор ласково обращается к ним, участливо выясняя «что глядите на меня?». Сам того не желая, его конь безжалостно топчет голубые цветки, так как они занимают проезд. Через местоимение «мои», уменьшительно-ласкательное слово «цветики» проявляется отношение к колокольчикам, так как все, что окружает его, принимает участие в судьбе страны. Не случайно авторское обращение к всемирно известным колокольчикам, которые по форме обращают мысли читателя к церковным колоколам. При этом символизируют легкость, самоотверженность, отсутствие гордыни жителей страны.

Во второй строфе автор вводит образ коня «славянского» с его характеристикой как целенаправленного животного, который лихо перемещается в пространстве. Автор будто находит оправдание за «неукротимый бег» лошади, которая топчет по пути невинные растения.

В последующих строфах произведения автор мысленно создает пространство, в котором видит эпизод из прошлого эпохи средневековья. Он вводит читателя на новый этап, вспоминая важнейший исторический момент – то, как стремительно происходило увеличение территорий Руси. Это одна из его версий, по которой происходит столкновение народа и самого хозяина при въезде «в светлый град». Ожидание гостей сопровождается колокольным звоном. Тема православия, таким образом, неотделима от существования людей разных сословий.

Рассматривая образы в совокупности, можно говорить об использованной автором метафоре. Благодаря ей просматривается исторический факт – объединение народов и тревожные мысли, связанные с этими событиями. Конь, колокольчики – символы, которые сопутствуют бегу коня. Это животное выступает в роли сознания народа, имеющего цель, подчинение единому хозяину – государю в «шапке Мономаха».

Кольцевая композиция стихотворения возвращает к начальному настрою автора, который порой не в силах сдержать свою радость за величие своей родины, с гордостью заявляя о том, что будущее впереди.

Автор передает восторг, подчеркивает преданность народа, желание и радость от возможности служить царю. Размах его мыслей необъятен. Таким образом, на фоне природы родного края автор философствует о жизни, о происходящих событиях много лет назад. Некоторые фразы звучат будто гимн, признание своей стране («наша кровь едина»), сопровождаясь восклицаниями и вопросами. Большинство слов обозначают динамику («лечу стрелой», «неукротимый», «промчаться», «во весь опор»).

Анализ стихотворения Колокольчики мои по плану

Возможно вам будет интересно

Короткое стихотворение посвящено абсолютно незначительному событию, но символы, введенные поэтом должны, по его мнению, создать определенное настроение и выразить глубокий смысл.

Данное произведение было создано в 1833г. Оно считается одним из непростых в изложении в числе огромного количества стихотворении А. С.Пушкина. Это был пик его творчества, поскольку была уже вторая Болдинская осенняя пора

Стихотворение Одиночество было написано И.А.Бродским в 1959 году. У поэта на это были свои обоснованные причины. Бродский был изгоем для общества даже в возрасте 19 лет.

Произведение иллюстрирует восприятие автором мира. Отдельные элементы, каждый из которых значит мало, складываются в единую картину.

В данном произведении автор выражает свои чувства по поводу любви, давшей трещину Он, обратившись к одному из эпизодов, который, видимо, тронул его сердце, как бы обращается к любимой женщине.

Полный анализ

Стихотворение относят к жанру пейзажно-философской лирики, однако в нем присутствуют элементы символизма и футуризма. Автором описано творческое вдохновение, возникшее на фоне капризной февральской погоды. Оно отличается от упоения, с которым восхищаются приходом весны другие поэты. Вместо радости от происходящих перемен Борис Леонидович испытывает желание «достать чернил…», а после — стать частью бушующей стихии. Его плач не вызван случайно, а слезы так же обильны, как весенний ливень. Они рождают удивительные строки, которыми делится поэт.

Выполняя анализ произведения, следует выделить его идею — пробуждение души человека вслед за природой во время наступления весны. Композиция состоит из четырех катренов и трех частей. Первоначально автор описывает перемены в природе. В основной части раскрывает общую мысль, говорит, что февраль еще не весна, но в воздухе уже витают ее признаки. Лейтмотивом являются слезы — это выражение чувств автора, поток дождя, чернил и стихов.

Внутренний план стихотворения раскрывает момент пробуждения природы, которая так влияет на автора, что он не сдерживает «стихов навзрыд». Ритмичная организация слога при этом напоминает колокольный звон (благовест), в котором чередуются быстрые и медленные ритмы.

В первой строфе темп медленный, с краткими фразами и перерывами. Во второй и третьей строфах все ускоряется, глаголы из безличных становятся личными, присутствует анафора («чрез благовест», «чрез крик колес»). В четвертом катрене темп снова замедляется.

Школа гвардейских подпрапорщиков

Перемены, и весьма существенные, все же свершились. В Санкт-Петербурге Лермонтов пытался поступить в университет, однако там ему отказали засчитать два года, которые он провел в московском учебном заведении. И юный поэт, наперекор собственным же планам, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков.

Многие исследователи полагают, что за два года обучения здесь Лермонтов не создал ни одного существенного произведения. Но стоит сказать, что именно в этот период юнкер начал работу над произведением в другом литературном жанре – он начал писать исторический роман о пугачевщине. Но вернемся к мотиву одиночества в лирике Лермонтова. Кратко изложить эту тему не удастся. А потому снова придется обратиться к биографии поэта.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Одна ночь Быкова

    Наверное, всегда, когда слышишь слово «война», то сразу же в мысли приходит большое количество горя и несчастья, ведь огромное количество молодых парней и девушек, а также и взрослые погибли на этой войне и не вернулись домой.

  • Образ и характеристика Андрея Болконского в романе Война и мир Толстого

    Творчество Льва Николаевича является величайшей ценностью в мировой литературе. Его редкий писательский дар позволяет провести читателя через радость и горе, через любовь и предательство, через войну и мир и в мельчайших деталях показать

На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

Каждый из нас знает, что существует не только красота внешняя, но и внутренняя, которая подчас затмевает правильные и изящные черты лица, шелковистые волосы и тонкий стан.

Образ и характеристика Рассказчика Игнатича в рассказе Матренин двор Солженицына сочинение

В рассказе история Игнатича во многом напоминает судьбу самого Солженицына. Отчество героя похоже на авторское Исаевич. Главный герой перенес тяготы войны, заключение и ссылку

Образы и символы

Лирическим героем является поэт, вдохновлённый природной сменой сезона, вдохновленный тем, чем вдохновляются очень немногие: слякотью, ливнем, «сухой грустью», «почерневшими проталинами», «кричащим ветром». Лирическим героем является сам Борис Леонидович, каждое стихотворение которого имеет оттенки пейзажной лирики.

Стихотворение «Февраль» наполнено множеством интересных образов. Объемлющий образ февраля является главным в произведении. Остальные образы – составляющие этого ключевого образа, раскрывающие его в более полной мере.

В данных строках представлены два необычных, метафоричных образа. Многие произведения Бориса Леонидовича наполнены звуками, и данное стихотворение не исключение: «грохочущая слякоть», «благовест», «клик колёс», «шумней чернил и слёз», «ветер криками изрыт».

Вторая строфа интересна тем, что в ней нет конкретного образа, но присутствует ощущение движения, причём поэт описывает не «проплывающие» пейзажи, а «едет» лирический герой сквозь звуки колокола, стук колёс, едет туда, «где ливень еще шумней чернил и слез», то есть тоже в «звук».

Третья строфа изобилует образами: «обугленные груши», «сухая грусть», «дно очей». Данные метафоры кратко и точно описывают восприятие поэтом окружающего.

Черные грачи для автора схожи с плодами груши, хоть и не являются золотыми, они обугленные, то есть обгорелые от «черной весны», упомянутой в первой строфе («Весною черною горит.»).

Грачи являются весенними птицами, являются символом марта, признаком весны! Также они символизируют проницательность, мудрость. В стихотворении они «срываются» с деревьев и «обрушивают» «сухую грусть на дно очей». Почему же грусть сухая? Возможно, потому, что она без слёз, она приятная для поэта, вдохновляющая.

В стихотворении «Февраль» поэт часто упоминает черный цвет. Но с традиционным символическим значением пастернаковский черный никак не связан. У автора черный – это противоположность белому, то есть зиме, а это значит, что черный – это тепло, это перемены, это символ возрождения природы.

Чернила, как ещё одно проявление «черноты» в стихотворении, тоже заслуживают особого внимания. Они являются символом вдохновения, символом потенциальных возможностей. Плач, который упоминает автор в начале стихотворения и в конце – это сам процесс создания стихотворения, соответственно, «достать чернил и плакать» можно перевести так: вдохновиться и создать произведение.

Для Бориса Леонидовича особенной является стихия воды. В «Феврале» слово «вода» не употреблено ни разу, но поэт пишет о «слякоти», о «ливне», о «слезах», о «лужах».

Вода – это символ чистоты, источник жизни, а дождь – символ очищения, плодородия. Объединив данные значения и перенеся их на стихотворение Пастернака, можно предположить, что поэт «замаскировал» в произведении освобождение от оков зимы, прозрение. Слёзы можно рассмотреть как «внутричеловеческий» дождь, то есть освобождающий от душевных оков, позволяющий обрести гармонию.

В данных строках автор как бы сопоставляет ливень и слёзы, что является доказательством вышенаписанного.

«Стихи слагаются навзрыд», то есть поэт изливает душу на лист бумаги, делится своими мыслями, переживаниями с читателем, от чего ему становиться легче, лучше, свободней.

Образы и символы

Образы и символы в стихотворении «Одиночество» представлены в ниже следующем списке:

  1. 1.Обречённый на одиночество, лирический герой чувствует себя несчастным пленником, которого жизнь заключила в свои «оковы». Жизнь без возможности искреннего понимания со стороны другого человека представляется ему суровым наказанием – тюремным заключением.
  2. 2.«Царь воздушный» – образ мечтателя, правящего в собственном воздушном замке, отгородившегося с помощью фантазий от равнодушия окружающего мира. Данный образ также отражает ту эгоцентрическую позицию, которую принимает лирический герой, его чувство собственной исключительности, избранничества.
  3. 3.«Года уходят, будто сны» – образ быстротечности времени, эфемерности жизни.
  4. 4.«Гроб уединённый» – образ, символизирующий одинокую смерть, которую герой предпочитает жизни среди безучастных людей.

Анализ стихотворения Пастернака «Музыка»

Тема его не случайна для Пастернака: он вырос в музыкальной семье, учился музыке и мог бы стать пианистом. Но и став поэтом, он никогда не расставался с музыкой – ни в жизни, ни в поэзии. «Музыка» – одно из тех стихотворений, которые вполне раскрываются только вдумчивому и знающему читателю. Конечно, просто взять словарь и посмотреть, что значат слова «хорал» (музыкальная пьеса в форме религиозного многоголосного песнопения) , «месса» ( хоровое произведение на текст католического богослужения, обычно с сопровождением органа) , «импровизация» (создание музыки в момент исполнения, без предварительной подготовки).

Подробнее…

Особенности композиции

В анализе стихотворения «Средь шумного бала случайно…» нужно рассмотреть и его композицию. Оно состоит из 5 строф, его можно условно поделить на две части. Первые две строфы — это вступление, описание встречи, первое впечатление, которое произвела на героя с первых минут Софья.

Третья строфа — это переход от событий бала к размышлениям героя. Поэт плавно подводит читателя к тому, что он чувствовал после бала.

Последние две строфы описывают внутреннее состояние героя. Его воспоминания о звуках ее голоса, ее печальном выражении глаз. Первая встреча вызвала сильные эмоции и переживания у Толстого. После бала он мог думать только о незнакомке.

В анализе стихотворения Толстого «Средь шумного бала случайно…» можно отметить, что для Алексея Константиновича большим препятствием стало то, что Софья была замужней дамой, поэтому он не мог прямо написать о своей любви к ней. Он смягчает свое признание, добавляя слово «кажется». И это делает его признание целомудренным и трогательным.

Парус (Белеет парус одинокий)

Лермонтов написал в 1832 году во временном интервале: первая половина августа — 2 сентября, и было включено в письмо к М. А. Лопухиной. Михаил Юрьевич находился в душевном смятении, узнав, что ему предстоит снова сдавать экзамены, чтобы поступить в Петербургский университет. Он долго бродил по городу, раздумывая, что делать дальше. Перспектива оказаться в роли вечного студента юношу не прельщала. Существует мнение, что стихотворение «Парус» было написано на берегу Невской губы, получившей народное название маркизовой лужи. Как парус жаждет бури, так и восемнадцатилетний поэт жаждет приложения своих сил, знаний, стремится найти свое место в жизни.

«Колокольчики мои» А. Толстой

Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем звените вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Конь несет меня стрелой На поле открытом; Он вас топчет под собой, Бьет своим копытом. Колокольчики мои, Цветики степные! Не кляните вы меня, Темно-голубые!

Я бы рад вас не топтать, Рад промчаться мимо, Но уздой не удержать Бег неукротимый! Я лечу, лечу стрелой, Только пыль взметаю; Конь несет меня лихой, — А куда? не знаю!

Он ученым ездоком Не воспитан в холе, Он с буранами знаком, Вырос в чистом поле; И не блещет как огонь Твой чепрак узорный, Конь мой, конь, славянский конь, Дикий, непокорный!

Есть нам, конь, с тобой простор! Мир забывши тесный, Мы летим во весь опор К цели неизвестной. Чем окончится наш бег? Радостью ль? кручиной? Знать не может человек — Знает бог единый!

Упаду ль на солончак Умирать от зною? Или злой киргиз-кайсак, С бритой головою, Молча свой натянет лук, Лежа под травою, И меня догонит вдруг Медною стрелою?

Иль влетим мы в светлый град Со кремлем престольным? Чудно улицы гудят Гулом колокольным, И на площади народ, В шумном ожиданье, Видит: с запада идет Светлое посланье.

В кунтушах и в чекменях, С чубами, с усами, Гости едут на конях, Машут булавами, Подбочась, за строем строй Чинно выступает, Рукава их за спиной Ветер раздувает.

И хозяин на крыльцо Вышел величавый; Его светлое лицо Блещет новой славой; Всех его исполнил вид И любви и страха, На челе его горит Шапка Мономаха.

«Хлеб да соль! И в добрый час! — Говорит державный, — Долго, дети, ждал я вас В город православный!» И они ему в ответ: «Наша кровь едина, И в тебе мы с давних лет Чаем господина!»

Громче звон колоколов, Гусли раздаются, Гости сели вкруг столов, Мед и брага льются, Шум летит на дальний юг К турке и к венгерцу — И ковшей славянских звук Немцам не по сердцу!

Гой вы, цветики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Темно-голубые? И о чем грустите вы В день веселый мая, Средь некошеной травы Головой качая?

Анализ стихотворения Толстого «Колокольчики мои»

Первая редакция произведения появилась в 40-е гг. XIX в. Она существенно отличалась от последующего варианта, впервые опубликованного в 1854 г. и ставшего хрестоматийным. Два текста объединяет лишь общий зачин-обращение, выдержанный в традициях русской лирической песни. Ранняя версия «Колокольчиков» характеризуется элегическими интонациями, а основной образ символизирует воспоминания «о делах былого». Последние восходят ко временам Киевской Руси и Новгородской республики, которые представляются лирическому герою образцом идеального государства, населенного свободными, талантливыми, сильными духом и преданными Отечеству людьми.

В более поздней вариации, принятой за каноническую, поэт расширяет пейзажную зарисовку зачина. Переставив глагол «звените» в третье предложение, автор вводит лексему «глядите», олицетворяя образ степных цветов. Трепетно-бережное отношение лирического субъекта обусловливает возникновение мотива раскаяния, в современном прочтении приобретающего экологическое значение. Герой просит прощения за неосторожные действия своего питомца.

Во второй строфе появляется новый персонаж — «славянский конь». Воспитанный на воле, он молод и силен, отличается «диким» и «непокорным» нравом. С образом коня связывается мотив стремительного движения, «бега неукротимого», причем лирическому «я» не ясна конечная цель пути. Подобно волшебному помощнику из народных сказок, конь может переместить героя не только в пространстве, но и во времени.

При помощи риторических вопросов лирический субъект моделирует несколько вариантов окончания путешествия, подробно останавливаясь на последнем. Им становится сцена из средневековой жизни — встреча царем гостей из славянских земель. Поэтом моделируется идеальное художественное пространство «светлого града», наделенного еще одним значимым определением — «православный». Жители приветствуют чинный строй гостей, а величественный вид «хозяина» внушает гражданам «любовь и страх». Образ мудрого и харизматичного монарха полностью соответствует представлениям об идеальном правителе. Гости признают себя верными вассалами царя.

Ретроспективная зарисовка завершается пиром, в изображении которого лидируют акустические образы колокольного звона, игры на гуслях и разговоров участников застолья. Интересна заключительная метафора «ковшей славянских звук», символизирующая объединение родственных народов, расстроившее планы коварных иноземцев.

Рефрен, размещенный в финальной строфе, не полностью соответствует зачину. В нем появляются устоявшиеся формулы, отсылающие читателя к образцам древнерусской литературы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: