Анализ стихотворения фета ты говоришь мне прости

«поэт всесилен, как стихия…» (лингвопоэтический анализ стихотворения а.фета «как беден наш язык!- хочу и не могу…») методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Где взять анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное. «

только мне надо что б там было: почему написано это схотворение, какие чувства это стихотворение вызывает у читатаеля, какие выразительные средства использует автор в стихотворении и все такое.

**

Просветленный (24913) 9 лет назад

Тютчев «Как хорошо ты, о море ночное… »

«Он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе», — так написал о Федоре Ивановиче Тютчеве его зять Иван Сергеевич Аксаков, известный славянофильский публицист, ставший первым биографом поэта. Эти строчки заставляли меня задуматься: почему его душа всегда была неспокойна? Многие стихи поэта частично дают ответ на этот вопрос, и также частично мы можем найти ответ, обратившись к стихотворению «Как хорошо ты, о море ночное… » Эта элегия начинается с обращения к ночному морю, и следующие три строфы посвящены его описанию. Поэт представляет море живым: «ходит, и дышит» оно величаво и абсолютно свободно «на вольном просторе». оно мощно в «грохоте и громе». Оно не знает грусти, печали, им любуются «чужие звезды». Эти метафоры и эпитеты рисуют картину прекрасного, не знающего человеческого горя и страдания моря. Это стихотворение написано дактелем, который помогает создать образ набегающих волн, этому же способствуют перекрестные рифмы, женские и мужские рифмы. Это все передает волнообразное движение. Цвет моря подчеркивают звуки . . . которые передают сине-зеленые краски. А в третьей строфе, где поэт пишет о празднике морском, свист ветра и грохот волн передаются звуками . . и . Море так свободно, так прекрасно и беспечально, что любуются звезды и любуется им поэт. Поскольку Тютчев является поэтом ночи, то именно ночное море он рисует в этом стихотворении. Последняя строфа создает совсем другое настроение. Здесь мы чувствуем какую-то боль, отчаяние, владеющие поэтом. Может быть это оттого, что прошло лишь пять месяцев со дня смерти Елены Алексеевны Денисьевой. К ней Тютчев испытывал сильное и глубокое чувство любви, которое приносило и радость и мучило их обоих, но благодаря этой любви, были написаны стихи, названные “денисьевским циклом” – шедевр русской любовной лирики: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей. Может быть в одну из бессонных ночей, когда душа поэта была испепелена страданиями, он обратился к морю, завидуя его бесстрастности и желая растворить в нем свою душу, не знающую покоя. Воспоминания о Денисьевой столь поучительны, что в последней строфе мы слышим стон, вопль души, и это подчеркивается звуками . . . Поэт тоскует о любимой и не может простить себе, что явился косвенной причиной ее ранней смерти. Вон там, в волнах, душа поэта может найти успокоение и может даже слиться с душой потеренной любимой. Грешная, земная любовь Тютчева к Денисьевой до сих пор заставляет его страдать. Он молит Господа о благословении его души (“когда на то нет божьего согласья… ”) И современники поэта, и последующие поколения очень высоко ценили его творчество. И меня его стихи тоже привлекают, особенно любовная лирика. Мне кажется поэт рассказывает в своих произведениях не только историю своей души, но и многих любящих сердец. Он настолько мастерски описывает чувства, что часто сжимается сердце, когда читаешь его строки, например: ”всю потопил бы я душу свою… ” В одной этой строчке передается масштаб горя, которое ничем не заглушить. А вот влиянии с природой можно найти успокоение. Я думаю, что стихотворение “Как хорошо ты, о море ночное… ”еще долго будет волновать души людей и каждый прочтет в нем что-то свое, потому что, как сказал поэт: ”Есть целый мир в душе твоей…! ”

я

Ученик (122) Спасибо огромное

Композиция

Композиционно это произведение подразделяется на три части.

В первой автор, еще юный и наивный, ждет любви и славы, но постепенно “утренний туман” его жизни рассеивается. Во второй части он уже избавился от иллюзий юности, но это не значит, что он смирился – он ждет и надеется на лучшее будущее. Наконец, третья часть – это взгляд в будущее, где “Россия вспрянет ото сна“.

Мотив пробуждения присутствует и в первой части – таким образом композиция закольцовывается.

Эмоциональный настрой стихотворения также изменяется – если в начале лирический герой печален, он огорчен тем, что надежды его юности не оправдались, то в конце он бодр, несмотря на то, что реальная жизнь пока печальна. Но он настойчиво призывает всех членов общества к тому, чтобы постараться изменить ситуацию.

Лирический герой воплощает собой идеи самого Пушкина, так что его образ можно считать автобиографическим. Поэт считает, что государство может развиваться и преуспевать, но для этого необходимо изменить существующий жизненный уклад.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я покинул родимый дом.История создания – стихотворение создано в 1918 году, когда поэт покинул село, в котором родился и вырос, в нем отразились последствия переезда: грусть по прошлому, переживания поэта.

Тема – стих отражает тему, сквозную для лирики Есенина – любовь к малой Родине, тоска по ней.

Композиция – линейная, можно выделить четыре последовательные части: воспоминания о матери, отце, печаль о том, что расставание не скоро закончится и сопоставление самого поэта с кленом, который “стережет голубую Русь”, так любимую Есениным.

Жанр – произведение относится к жанру лирического стихотворения.

Стихотворный размер – произведение состоит из четырех строф, представляющих собой четверостишия, написанные анапестом (трехсложный размер с ударением на последний слог), используется точная и неточная, мужская рифма, способ рифмовки – перекрестный АВАВ.

Метафоры – “березняк над прудом теплит… грусть”, “Золотою лягушкой луна распласталась…”, “седина у отца пролилась в бороде”.

Олицетворения – “долго петь и звенеть пурге”, “Стережет голубую Русь старый клен на одной ноге”.

Эпитеты – “голубую Русь”, “Золотою лягушкой”, “на тихой воде”.

Сравнение – “Словно яблонный цвет, седина”.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К Чаадаеву.

История создания – написано стихотворение в ранний период творчества поэта, в 1818 году. Оно адресовано другу молодого Пушкина, Петру Чаадаеву. Опубликовано альманахе “Северная звезда” в 1829 году, с искажениями и без согласия автора.

Тема стихотворения – свобода и борьба с самодержавным правлением, надежда на то, что Россия “пробудится ото сна”.

Композиция – произведение построено по принципу “теза – антитеза”, основанном на контрасте. Первая часть говорит о прошлом, которое автор считает наивной юностью. Вторая посвящена настоящему, а третья – будущему. Мотив пробуждения ото сна открывает и закрывает произведение, закольцовывая композицию.

Жанр – послание другу, которое становится посланием всему обществу, жанровое новаторство Пушкина.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с кольцевой и перекрестной рифмовкой.

Метафоры – “горит еще желанье“.

Эпитеты – “юные забавы“, “утренний туман“, власти роковой“.

Оксюморон – “тихой славы“.

Сравнение – “как сон, как утренний туман“, “как ждет любовник молодой минуты первого свиданья“.

Обращение – “мой друг”.

Инверсия – “власти роковой“.

Сравнительная характеристика Пугачёва в романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачёв» (таблица)

Параметры сравнения В романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» В поэме С. А. Есенина «Пугачёв»
Черты характера Ум, находчивость, сметливость, наблюдательность, отсутствие рабского унижения, смелость, решительность, самоуверенность, свободолюбие.
Дерзость, жестокость, но в то же время милосердие, великодушие; глубокая связь с народом. Мечтательность; неприятие жестокой стихийности бунта; желание вести войну справедливо; умение прощать.
Отношение автора к герою Пушкин представил Пугачёва как человека с противоречивым характером, но своего отношения к нему не обозначил, считая, что читатели сами оценят этого героя. Есенин сочувствует своему романтическому герою-мечтателю, жалеет, что он был предан своими сподвижниками.
Вывод Образ Пугачёва для Пушкина — это повод для размышления о соотношении жизни исторической и частной жизни человека, а для Есенина — раскрытие трагедии личности, поднявшейся на протест и обречённой на гибель.

Жанры произведений о Пугачеве Пушкина и Есенина

Два великих поэта, Пушкин и Есенин, каждый в свое время взялись за задачу освящения пугачевского восстания. Казалось бы, взгляд на одни и те же события должен быть одинаков, однако у них получилось немало различий. Среди прочего — использование для этой цели разных инструментов.

Пушкин использовал образ Пугачева в произведении «Капитанская дочка». Оно является историческим романом, т.е. в книге описывается конкретная историческая эпоха. Автор со стороны наблюдает за развитием действий.

Есенин выбрал для своего повествования жанр драматической поэмы. Он глубоко чувствовал дух того восстания и личность Пугачева, восхищался им.

Можно сказать, что образ Пугачева в произведениях Пушкина и Есенина обретает разницу уже с жанров их сочинений, что удивительно, ведь оба изучали практически одни исторические свидетельства.

«Прости! во мгле воспоминанья…» А.Фет

«Прости! во мгле воспоминанья…» Афанасий Фет

Прости! во мгле воспоминанья Всё вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?

Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.

Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»

Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении «Тополь », где присутствует лаконичная формула «сады молчат». Она призвана передать тоску и апатию, мучащие героя-наблюдателя в «тлетворный» период поздней осени.

Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического «я», заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции «волшебный круг»: ей можно обозначить и теплоту преданной любви, и комфорт надежного жилища, и «избыток сил», свойственный юности. Неоднозначное толкование позволяет расширить художественное пространство, вывести его за рамки воспоминаний об «одном вечере». Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.

Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как «безумство». В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина. Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику «дебри и метели».

Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, «ошеломленный», измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути. Яркий троп «стучусь у сердца твоего» продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.

Каким увидел Пугачёва Есенин

Мы не сомневаемся, что Сергею Есенину довелось изучить те же самые исторические свидетельства, но вот что интересно — образ его Пугачёва вышел намного привлекательнее, и вызывает даже некоторое восхищение.

У главного героя в произведении Есенина есть такие черты, как стремление у воле и мечтательность. По сути, это романтический герой, у него душа романтика, хоть он и выступил лидером жестокого восстания. Образ Пугачёва у Есенина наполнен добротой и прощением, ведь даже якобы друзья его, которые оказались предателями и выдали его, получили прощение главаря. Хотя скажем, что из-за самоуверенности его личность несколько омрачена, ведь убежденность Пугачёва, что его везде ждут и радуются, не приводит ни к чему хорошему.

Поэма Есенина разъясняет, что людям нравится жестокий нрав этого человека, но его убийства, скорее всего, продиктованы чувством справедливости, в противном случае, он навевал бы на людей только страх.

Пугачев в поэме Есенина

Есенин подошел к описанию Пугачева с несколько другой стороны. В его произведении образ революционера гораздо более привлекателен, чем в произведении Пушкина. Читателю автоматически становится интересен и приятен этот образ, он в какой-то мере даже вызывает восхищение. Несмотря на то, что Пугачев – главный лидер жестокого восстания, в произведении Есенина читатель видит его романтическим героем. Он мечтателен и устремлен к цели, он верит в свою идею и готов отдать жизнь за то, чтобы сделать мир лучше. Есенин дает читателю понять, что убийства, совершенные Пугачевы совершены из чувства справедливости. Он – великодушный и честный человек, готовый к прощению и добру. Недаром Пугачев прощает даже тех предателей, которых он считал друзьями. Отрицательной чертой Пугачева у Есенина является излишняя самоуверенность, ведь Емельян уверен, что его везде ждут, везде рады ему. Но эта черта героя не приводит к хорошим последствиям.

Анализ сражений (Война и мир) – сочинение на тему по роману

Композиция

Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:

  1. Первая наполнена грустным настроением и рассуждениями и прошлом. Поэт вспоминает безумные годы веселья — юность. Воспоминания с каждым годом становятся все тяжелее, как вино, «чем старе, тем сильней». Жизненный путь Пушкин называет унылым. Лирический герой пытается заглянуть в будущее. Но оно приносит лишь тоску. Герой чувствует отчаяние из-за приближающегося горя. Он видит смерть, и эта мысль тяготит его.
  2. Вторая часть построена на контрасте с первой. Антитеза: умирать- жить. Лирический герой не хочет умирать, он выбирает жизнь: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Под страданиями герой понимает тяжелый труд поэта, самоотверженность и критику общества. Но мир многообразен, поэтому на смену страданиям приходит наслаждение. Счастье для поэта — порыв гармонии, который спасает от отчаяния. В последних строках настроение лирического героя улучшается. Он надеется на взаимную любовь и счастье.

Анализ троп и рифмы

Для рифмовки строк Бродский использует сложную комбинированную рифму, где есть место смежной и перекрестной рифме (позабудь – не обессудь, мост… – …прост).

Из средств художественной выразительности отметим:

  1. Сравнение (сожги, как мост).
  2. Эпитеты (звездная мишура, бешенный рев, гремящий бой).
  3. Анафора (Да будет…).
  4. Олицетворение (будет надежда греть).

Также рекомендуем ознакомиться с более зрелым взглядом Бродского на любовные флюиды в стихотворении «Любовь», которое написано спустя 14 лет после «Прощай», в 1971 году. Это уже была та любовь, которую нельзя вырвать из сердца, которая срастается с сердечной мышцей, образую внутри влюбленного симбиоз с предметом своего обожания (привет Марине Басмановой).

Композиция

Произведение условно можно разделить на три части, по числу строф, каждая из которых заключает в себе законченную мысль.

Так, в первой строфе показаны размышления лирического героя о любви в зрелом возрасте. Любовь он сравнивает с «зарей вечерней», освещающей жизненный путь.

Во второй строфе чувствуется отрешённость героя, стоящего на пороге неизбежной старости. Он просит у времени небольшую отсрочку, чтобы успеть насладиться очарованием чувства.

В заключительной третьей строфе отображена главная мысль произведения – несмотря на все преграды, которые ставит время, человек способен искренне и беззаветно любить в любом возрасте.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с использованием перекрёстной рифмы.

Биография Есенина

Сергей Александрович Есенин

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец служил в лавке приказчиком, в деревне бывал наездами. Жил Есенин у деда и бабки с материнской стороны. Детство поэта прошло беззаботно, не отягощенное крестьянским трудом. В доме у деда, старообрядца, часто собирались странники, калики перехожие, слепцы и другой люд, певший духовные песни «о прекрасном Рае, о Лазаре, о Миколе и о женихе, светлом госте из града неведомого». Дед пересказывал мальчику Библию и Священную историю, бабка — сказки, и они, вспоминал Есенин, служили «толчками» к его собственному сочинительству. Стихотворчеству способствовала и деревенская обстановка, в частности исполнение частушек. Писать стихи он начал рано, но одним сведениям, в 8 лет, а по другим — в 13 лет.

Учился Есенин сначала в земском четырехклассном училище, которое закончил через пять лет, в 1909 году, с отличием. Родные хотели, вспоминал поэт, чтобы из него «вышел сельский учитель», и, очевидно по их настоянию, он поступил в учительскую школу в селе Спас-Клепики, которую закончил (1912) со званием «учитель школы грамоты». В это время он написал несколько стихотворений («все на тему любви»). Каждое лето его тянет в Константиново «к своей семье, к домашнему очагу, к теплу родного дома». Он бывает у окрестных знакомых — священника Ивана Попова, помещицы Л. И. Кашиной (прототип Анны Снегиной из одноименной поэмы).

Примером раннего поэтического творчества может служить незатейливое ученическое стихотворение «Вот уж вечер. Роса…», в котором еще не угадывается ничего есенинского — нет ни интонации, ни характерных словечек вроде синь, просинь, голубень, ни областной и «местной» лексики, ни других примет есенинского стиля. Вполне «литературный» пейзаж с традиционными «луной» и «соловьем» заметно «снижен»: поэтическая речь сближена с «прозаической», но в ней появляются подробности («Сонный сторож стучит/Мертвой колотушкой

») и сравнения, взятые из деревенского быта («Хорошо и тепло,/Как зимой у печки ./И березы стоят, /Как большие свечки »). В этих подробностях и сравнениях уже проблескивает искра поэзии.

В Москве, куда Есенин вскоре приехал, он сблизился с участниками Суриковского литературно-музыкального кружка, посещал собрания и стал впоследствии действительным членом. Суриковский кружок (по имени поэта И. В. Сурикова) поддерживал поэтов-самоучек, выходцев из народа, подобных Сурикову, Кольцову, Никитину, Дрожжину. Участники его не были чужды и книжных веяний: им нравился Надсои, они уже слышали о Блоке. Близкие им мотивы всех названных поэтов проникли в их стихи.

В Москве Есенин сначала служил в той же мясной лавке, где и отец. Их разные духовные запросы привели к разрыву. Есенин поступил в контору издательства «Культура», затем перешел в типографию И. Д. Сытина.

Атмосфера Суриковского кружка и радикальные настроения среди рабочих повлияли на Есенина и пробудили в нем интерес к общественным вопросам. Поэт оказался иод негласным полицейским надзором. Несколько позднее он сблизился с социал-демократами, распространял нелегальную литературу, помогал организовывать собрания и пр. Тогда же он иступил в гражданский брак с А. Р. Изрядновой, которая родила ему сына Юрия.

Несмотря на участие в радикальных организациях, миронастроеиие Есенина той поры нельзя назвать вполне сложившимся и устойчивым. На самом деле оно было крайне противоречивым.

Несомненна гражданская устремленность Есенина к поэтической и общественной деятельности. Он хочет быть поэтом-пророком в духе героя знаменитых пушкинского и лермонтовского стихотворений: его идеалом становится народный поэт, поэт-пророк, который говорит правду, клеймит позором «слепую, увязшую в пороках толпу».

Топ вопросов за вчера в категории Литература

Литература 16.05.2023 22:42 580 Фахурдинова Дарина.

Главное и краткое содержание книги Виктории Ледерман «Календарь ма(й)я» срочно

Ответов: 3

Литература 29.04.2023 12:25 1045 Грицук Митя.

Читательский дневник Александр Сергеевич Пушкин у Лукоморья дуб зелёный. Срочно!

Ответов: 2

Литература 15.06.2023 03:12 186 Смирнов Евгений.

Чему учит повесть всем выйти из кадра Лилия Волкова.Дам 50 баллов.Пожалуйсто ответьте!!

Ответов: 1

Литература 05.07.2023 03:09 130 Ерофеев Максим.

Б.И.ЖИТКОВ морские истории и что я видел можно кратчайшее содержание 1-3 предложений и главные герои

Ответов: 2

Литература 21.06.2023 15:03 52 Жданко Максим.

Проблема произведения М.М. Зощенко «Не надо иметь родственников» ?​10 баллов

Ответов: 1

Литература 28.07.2023 19:53 37 Балтабаева Анель.

Какие основные события в «Мой первый друг мой друг бесценный» Юрий Нагибин.СРОЧНО ДАЮ 25 БАЛЛОВ

Ответов: 2

Литература 19.07.2023 01:31 141 Бойчук Аріадна.

Главная мысль стихотворения про девочку которая нашла своего мишку​

Ответов: 2

Литература 13.07.2019 18:47 191 Анисимова Елизавета.

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Благинина «бабушка-забота»

Ответов: 1

Литература 23.06.2023 07:40 195 Самадов Максим.

С. Алексеев рассказы о Великой Отечественной войне отзыв для читательского дневника.

Ответов: 1

Литература 29.07.2023 01:51 18 Shtokolova Lera.

Пожскажите пожалуйста, Карамзин Н.М. „Бедная Лиза” Толкование непонятных слов Подскажите какие там

Ответов: 2

История создания

Стихотворение «Сожжённое письмо» было написано в 1825 году в Михайловском по впечатлениям недавно разыгравшейся в жизни Пушкина личной драмы. В 1823 году, находясь в южной ссылке, поэт познакомился с одной из самых обаятельных и умных женщин своей эпохи – графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой, супругой одесского генерал-губернатора, под наблюдением которого находился опальный поэт.

Последовавший за этим роман Пушкина и Воронцовой вскоре перестал быть тайной для окружающих, и по ходатайству Воронцова Пушкин был выслан в Михайловское.

По просьбе графини поэт сжигал редкие, полученные от неё письма. Свои послания к возлюбленной он запечатывал перстнем, копия которого хранилась у Воронцовой. Этот перстень Пушкин называл своим талисманом.

Возможно вам будет интересно

Анализ стихотворения Пушкина Поэту 9, 10 класс
Данное стихотворение затрагивает тему значения поэзии и поэта. Эту проблему мы можем проследить также в других стихотворениях Пушкина.

Анализ стихотворения Прости! во мгле воспоминанья Фета
Произведение относится к периоду позднего творчества поэта и по жанровой направленности является любовной лирикой. Основной тематикой стихотворения автор выбирает поэтическое размышление об ошибках

Анализ стихотворения Бушует полая вода Бунина
Тематика природы, воспевание родного края является довольно яркой в творчестве Бунина. Частично его лирика посвящена именно природе

Как собственно и подобает поэту, он восхищается величием и удивительностью этих метаморфоз.

Анализ стихотворения Андрея Белого Русь
Как и многие русские литераторы, поэт огромное внимание уделяет теме родины в своем творчестве, но, являясь одним из ярких представителей литературного направления в виде сентиментализма

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматова
Ахматова написала «Я научилась просто, мудро жить» довольно рано, на заре собственной творческой карьеры, когда до ее творческого акме оставалось существенное количество времени.

Я вас любил: любовь еще, быть может,
в душе моей угасла не совсем;
но пусть она вас больше не тревожит;

Тот, кто влюблён, всегда чуть-чуть блажен
и поведением с безумцем схожи:
вы были мне в той жизни разом всем –
я вас любил, любовь еще быть может.

Рабу владельца укорять негоже,
а я ваш раб, — нет смысла и зачем:
любовь к вам – для меня подарок Божий –
в душе моей угасла не совсем.

Я всё ещё любовью вдохновен,
и чувство к вам мне душу с сердцем гложет:
я жизнь готов отдать любви взамен,
но пусть она вас больше не тревожит.

Роман окончен, как мгновенье прожит,
сегодня расстаёмся насовсем:
вы стали мне значительно дороже –
я не хочу печалить вас ничем.

Я перед вами гол стою и нем,
в своих страстях, запутавшись, ничтожен;
и без меня у вас полно проблем,

Я вас любил… Любовь еще быть может?

В мотто – строфа стихотворения А.С.Пушкина

Рецензии

» …. и без меня у вас полно проблем,
но всё ж ответ на мой вопрос возможен? –
Я вас любил… Любовь еще быть может?»

Я Вам отвечу — нет проблем:

но мысли Ваши с тихим сном
туманным утром за окном
словами стали вдруг являться.

Мне предлагалось наслаждаться.
Сомненья крылись лишь в одном:
я не хотела в Вас влюбляться,

Но мысли Ваши с тихим сном
велели не сопротивляться,
душа летела в Ваш полон,

Переставала удивляться.
Признания лились стихом —
я не хотела в Вас влюбляться,

Но мысли Ваши с тихим сном
внушили: ты должна влюбляться!

Виктор, дорогой мой поэт, я так долго ходила(года два — не меньше)
вокруг этого стихотворения и его темы, но не хотела повторяться, а не повториться было сложно, поскольку в Вашем стихе уложен и предложен читателю весь смысл этой пушкинской строки да так красиво, глубоко и содержательно, что прочитав стих, кроме как о прочитанном не возможно ни о чём думать.
И вот сегодня после того, как я его опять увидела в многочисленном прочтении, решила не читать… И тут родилась первая фраза, а потом и желание написать рондель с прибавкой к нему ещё одной рифмованной строки на первый рефрен. Надеюсь Вы меня простите и поймёте: почему без этой добавки стих будет не законченным…
С теплом в ладони и пожеланиями любви, добра и счастья — к Вам,
Вера

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру — порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

/ .

«Прости! во мгле воспоминанья…» А.Фет

«Прости! во мгле воспоминанья…» Афанасий Фет

Прости! во мгле воспоминанья Всё вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?

Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.

Анализ стихотворения Фета «Прости! во мгле воспоминанья…»

Произведение 1888 г. ретроспективно: на обращенность к воспоминаниям указывает зачин. Какие призраки прошлого не дают покоя душе лирического «я»? В памяти встают обстоятельства далекого вечера, в центре которого возникают фигура лирической героини и образ «пылающего камина». К визуальным доминантам добавляется существенный акустический признак — молчание, и контекстуальное сопровождение указывает на категории пустоты, диссонанса, душевного разлада. Подобный мотивный компонент встречается в стихотворении «Тополь », где присутствует лаконичная формула «сады молчат». Она призвана передать тоску и апатию, мучащие героя-наблюдателя в «тлетворный» период поздней осени.

Во втором четверостишии художественного текста главной точкой притяжения становится пылающий огонь камина. Молодой человек, двойник постаревшего лирического «я», заворожен магией природной стихии, явленной в уменьшенном, уютном домашнем варианте. Поэт намеренно не уточняет значение метафорической конструкции «волшебный круг»: ей можно обозначить и теплоту преданной любви, и комфорт надежного жилища, и «избыток сил», свойственный юности. Неоднозначное толкование позволяет расширить художественное пространство, вывести его за рамки воспоминаний об «одном вечере». Герой из прошлого не ценит искренние отношения и, движимый жаждой честолюбия, тяготится своим положением.

Череда горьких риторических вопросов, составивших содержание предпоследнего катрена, выражает точку зрения героя из настоящего. Он оценивает поведение молодого двойника как «безумство». В жертву сомнительным идеалам было принесено высокое чувство, метафорически уподобленное теплу камина. Искания, скитания и сомнения получают иносказательную характеристику «дебри и метели».

Финальный эпизод предъявляет горький итог дня сегодняшнего. Потеряв возлюбленную, «ошеломленный», измученный жизненными испытаниями, постаревший странник, подобно блудному сыну, внезапно прозревает и осознает глубину ошибок молодости. Изображая лирического субъекта в настоящем, автор вновь обращается к образу метели, позже унаследованному блоковской поэтикой: вьюга выбелила волосы раскаивающегося грешника, она же дезориентировала его в пути. Яркий троп «стучусь у сердца твоего» продолжает игру с категориями пространства, трактуя сердце, область человеческих чувств, как микрокосм.

Литературные особенности

Все свои чувства Федор Тютчев выразил в жанре элегии. Так называют в литературе произведения с содержанием, пронизанным грустью и тоской. Стихотворение легко читается и запоминается, несмотря на использованный автором четырехстопный ямб с перекрестной рифмой. Такой прием применяется, чтобы сделать акцент на исповедальном характере написанных строк, подчеркнуть доверительную интонацию.

В каждой строчке читаются слова с возвышенным произношением благодаря частичке «О!». Не лишена элегия и многочисленных эпитетов, придающих тексту образность, яркость, выразительность. Для удивительной музыкальности и легкости автор использует лексические повторы. Этот стиль написания, по мнению Тютчева, претворяет литературное произведение в искреннее любовное послание.

«Последняя любовь» включена в школьную программу уроков литературы. Стихотворение считают уникальным, ярким примером любовной лирики, так как оно не посвящено ни юношеским страданиям, ни пылкой страсти, ни разлуке, а является откровением взрослого и мудрого влюбленного мужчины.

Нужен анализ стихотворения А.А.Фета » Прости! во мгле воспоминанья. «

Jenny
Знаток (433), закрыт 6 лет назад

Прости! во мгле воспоминанья Все вечер помню я один, — Тебя одну среди молчанья И твой пылающий камин.

Глядя в огонь, я забывался, Волшебный круг меня томил, И чем-то горьким отзывался Избыток счастия и сил.

Что за раздумие у цели? Куда безумство завлекло? В какие дебри и метели Я уносил твое тепло?

Где ты? Ужель, ошеломленный, Кругом не видя ничего, Застывший, вьюгой убеленный, Стучусь у сердца твоего.

Помогите с анализом стихотворения, несколько предложений. Буду очень благодарна.

АМИ
Мудрец (14516) 6 лет назад

Как и многие стихотворения А. А. это во многом напоминает эскиз, набросок с некоторой незаконченностью, или точнее, недосказанностью. Сотканный сплетением полутонов трудноуловимых переходов от чувства к чувству, от мелодии к мелодии, от цвета к цвету, от звука к звуку, от ощущения к ощущению двух линий, сливающихся в, если так можно выразиться, гротесковом, в изначальном значении этого слова, изображении конфликта — что тоже привычно нам в его творчестве. Две стихии огня и стужи распространяются им на самые разные, но родственные друг другу сферы единого мира человека и природы, души и тела, настоящего и минувшего. Жаркие и тёплые шипящие Ч, Ш, потрескивающие и плавящиеся сочетания согласных вроде ГРК и ПЛ, огненные и чёрные гласные О и А сталкиваются с холодным и острым ознобом З, С, сливаются друг с другом протяжными Ы, Э.

Ну, и предметно-изобразительный ряд добавь. В подобном ключе — ритмику.

Да, кстати, о хронотопе (в пространственно-временном плане) зашибись сказать: начало — бытовая ситуэйшн («телА»)), затем «внезапное» (дежурно-поэтическое) расширение до необорзимых беспределов («стихии»), в конце — сужение/сворачивание/схлопывание в точку («сердцА»).

И главное, в конце — идею (см. выше).

Локки
Знаток (348) 1 месяц назад

Еще более яркий пример «скольжения» между прямыми и переносными значениями и смелого, наперекор «прозаической» логике, развития и реализации переносного значения находим в стихотворении 1888 г. «Прости! во мгле воспоминанья…».Если в стихотворении 1856 г. «У камина» Фет сперва дает картину тускнеющих углей, а затем стремится передать то настроение, которое возбуждает эта картина, то в стихотворении «Прости! во мгле воспоминанья…» тепло камина нераздельно с душевным теплом воспоминания о вечере у этого камина. Душевное тепло вызывает контрастные образы «метелей» и «вьюги». Но хотя вьюга в душе, она студит и заносит снегом.Здесь Фет предвосхищает Блока. Подобные стихотворения ясно показывают, насколько поэзия Блока связана с фетовской. Целый ряд символов, характерных для поэзии Блока («метель», «вьюга», «ночь», «сумрак», «заря», «мгла», «весна», «лазурь»), уже приближается к блоковским значениям в лирике Фета.Как у Тютчева есть основной любовный цикл — стихи, посвященные Денисьевой, у Некрасова — стихи, посвященные Панаевой, так и у Фета можно говорить об основном цикле любовных стихотворений, посвященном Марии Лазич. Но в отличие от стихов Тютчева и Некрасова стихи Фета глубоко ретроспективны, посвящены умершей, вызваны не непосредственным переживанием любви, а воспоминаниями о ней. И это вообще можно сказать о любовной лирике Фета ее питают больше воспоминания и мечты, чем непосредственное чувство. В большинстве любовных стихотворений Фета глаголы употреблены в прошедшем времени.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: