Анализ стихотворения фета ивы и березы

Презентация по литературе «своеобразие пейзажной лирики а.а. фета»

Интересные факты

  • Кроме сочинения стихотворений Фет до самой старости занимался переводами. Ему принадлежат переводы обеих частей «Фауста» Гёте. Он даже планировал перевести книгу Иммануила Канта «Критика чистого разума», но оставил эту идею и взялся за перевод произведений Артура Шопенгауэра.
  • Поэт пережил трагическую любовь к Марии Лазич – поклоннице его творчества. Эта девушка была образованной и очень талантливой. Их чувства были взаимны, но паре не удалось связать свои судьбы. Мария погибла, а поэт всю жизнь помнил свою несчастную любовь, которая повлияла на его творчество. Именно ей он посвятил поэму «Талисман», стихотворения «Старые письма», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…» и другие стихотворения.
  • Некоторые исследователи жизни Фета полагают, что смерти поэта от сердечного приступа предшествовала попытка суицида.
  • Именно Фет автор известной фразы, которая вошла в «Приключения Буратино» А. Н. Толстого — «А роза упала на лапу Азора».

Анализ стихотворений А. А. Фета и Ф. И. Тютчева

В русской поэзии было множество поэтов, писавших чувственно и проникновенно о любви, природе, родине. Но наиболее глубоко и трогательно это получалось у Афанасия Фета и Федора Тютчева, которые хоть и были похожи в разнообразии спектра раскрываемых чувств, но имели колоссальные отличия в подаче своих произведений и мировоззрении, понимании своего внутреннего мира и места человека в мире.

Ярким примером различий между лирикой Тютчева и Фета является описание осени в стихотворениях “Осенний вечер” и “Осень”. Несмотря на общую тему стихов авторы по-разному раскрывают суть осени, представляют ее в разном свете, говорят о разных, порой противоположных, эмоциях.

Федор Тютчев в поэзии “Осенний вечер” одухотворяет это время года, наделяет божественностью и величием. Его осень предстает перед читателем в невообразимой красоте и трепетности. Поэт открыто восхищается осенним вечером, воодушевляется его красотой и наслаждается негой, в которую окунает его окружающее великолепие.

В то же время Тютчев испытывает чувство грусти, ведь красота осени быстротечна и вслед за ней наступит более прозаичное зимнее время, нагоняющее печаль и отчаянье. В то же время Федор Тютчев показывает, через образ осени, период человеческой жизни, близкий к увяданию, но еще полный сил и возможностей, когда перед ощущением скорой старости открывается вторая молодость.

Осень в стихотворении Афанасия Фета раскрывается с иной стороны. Автор одухотворяет ее, но показывает в неразрывной связи с человеческим существом, нагоняя печаль и смуту. Фетовская осень непоколебима в своей грусти, она не воодушевляет на написание стихов, лишь угнетает, невообразимой тяжестью ложиться на душевное состояние. Но, не смотря на холодность осени поэт говорит о существовании горячей любви, которая неподвластна грозному времени года.

Таким образом, в стихах классиков по-разному раскрывается осенняя пора. Если Тютчев представляет осень одухотворенным божеством, то Фет говорит лишь о ее угнетающей холодности, наполняющей существо апатией и невеселыми мыслями.

Это интересно: Умом Россию не понять Тютчев стихотворение полностью с анализом.

Художественные приёмы стихотворений

Все четыре части цикла написаны в определённом стиле. От простого быстрого повествовательного, до протяжно-напевного, характерного для среднерусского говора. Сам размер строфы настраивает на определённое восприятие. То ли это тихие сетования о тяжести житья и боязни упокоится вдали от родины, то ли это распев народной песни о прощании молодой женщины с родителями выходя замуж. И только последняя часть стихотворения написана кратким языком ребёнка разговаривающего с мамой, неумелым стихом начинающего поэта-мальчика. И эти строки кажутся выразительнее всего.

МБОУ СОШ с.Рощинский

Урок литературы

в 11 классе

Образ матери в творчестве

А.Т. Твардовского

Разработала и провела

учитель русского языка

и литературы

МБОУ СОШ

с. Рощинский

Голякова С.А.

2009 год

Образование в пансионе

Первоначальное образование юноша получил дома. А в 15 лет его отдали на обучение в пансион Крюммера в далеком лифляндском городке Верро (на территории нынешней Эстонии). Почему выбор родителей пал на столь удаленный от Орловской губернии край, не известно. Юноша в течение трех лет – с 35-го по 37-й включительно – не был дома и не видел никого из родных; был единственным русским учеником. Фет испытал много унижений из-за смены фамилии и смутного происхождения.

И хотя этот период традиционно преподносится биографами как тяжелый, в целом, несмотря на ряд сложностей, у Фета сохранились теплые воспоминания об этом периоде жизни. Согласно записям педагогов, Афанасий Фет выделялся среди учеников «своим духом и энергией». Многие поражались его успехи в технических науках. Он действительно умел чинить часы, вполне сносно разбирался в токарном ремесле (мог затачивать ножи и коньки и даже вытачивать шахматные фигуры), а также владел другими ремеслами.

Конечно же, любил юноша и поэзию. Творчество Александра Пушкина было одним из первых его поэтических наслаждений. Хотя надо сказать, что в своей лирике позднее он не продолжит пушкинских традиций. Другое дело — антологические стихи, тут он выступит как лучший ученик гения.

Афанасий Фет. 1860-е

Там же, в пансионе, Фет превосходно выучил немецкий и латынь, что позволило ему в будущем стать прекрасным переводчиком. И в целом, атмосфера в учебном заведении была дружной, учителя относились к воспитанникам по-отечески. Добрую память о пребывании в Лифляндском крае Фет сохранил на всю жизнь. Но в то же время он, конечно же, скучал по дому, семье и русскому языку, которого за эти три года он почти не слышал.

В своей книге «Ранние годы моей жизни» Фет писал, что, возвратившись домой, совершая первую после приезда верховую прогулку, он в какой-то момент не смог совладать со своими эмоциями и, кинувшись на родную землю, стал целовать ее.

Смерть Афанасия Фета

Скончался Афанасий Афанасиевич в возрасте 71 года. Удивительно, но также как и с рождением, со смертью Фета связано много тайн и невыясненных обстоятельств. Согласно воспоминаниям его секретаря Екатерины Кудрявцевой, поэт пытался покончить с собой, воткнув нож себе в грудь. Она помешала ему, и он выбежал в другую комнату. Там он пытался найти другой нож, но в этот момент у него случился сердечный приступ и поэт умер. Происходило ли так на самом деле или нет, никто точно не знает. Знавшие его близко люди подтверждали, что в старости, когда у Фета ухудшилось здоровье, он тяготился жизнью. И держало его на земле именно творчество, которое он ценил выше жизни.

Поэт с другом, поэтом Яковом Полонским. Конец 1880-х

Анализ 2

Лирика Афанасия Афанасьевича Фета всегда изобилует темой трепетной и пламенной любви. Стихотворение «Ива» не есть тому исключение. По задумке автора, парень со своей возлюбленной присели на берегу речушки, под ветвистой ивой

Параллельно автор акцентирует внимание на ошеломляющих пейзажах, во многих случаях заметны человеку только в моменты небывалого душевного подъёма. В случае данного стихотворения – это любовь

Сердце с трепетом дожидается той особенной, ради которой лишения и трудности не страшны, когда оба организма живут жизнью друг друга. Гармоничные описания шумящей природы прерывает якобы спорящие между собой листья ивы, которые бороздят по воде. Всё вокруг как будто способствует интимной атмосфере влюблённых, задаёт нужный ритм и такт, наполняя общую картину необходимым содержанием.

Любуясь отражением своей пассии, он лаконично обрывает повествование, желая уединиться в своём романтическом мире. Поражает так же удивительная способность Афанасия Фета с подобной точностью и красноречивостью описывать синхронно две, казалось бы, абсолютно разные по сущности темы. Мало того, он умудряется как нельзя лучше их соединять, постепенно меняя акценты то с описаний природы на динамику отношений и наоборот. Две подтемы в синтезе приобретают яркую окраску.

Не было бы лишним обратить внимание на то, что образ плакучей ивы в русском фольклоре символизировал девичью красоту, хрупкость, изысканность. Наверняка такой подход к расстановке в стихотворении «Ива» был навеян Афанасию Фету обращением к источнику русской изобразительной мысли

Фольклор для многих именитых поэтов и писателей стал фундаментом, базисом, костяком их творчества. Извлекая из шкатулки фольклора крупицы, они тщательно облекали их в элегантные формы стихотворений, конкретизируя особенности и давая почву для следующих поколений, подгоняя их к реальности. Как мне кажется, Афанасий Фет был истинным ценителем русского культурного достояния. Это каждый может прочувствовать и оценить, прикоснувшись сердцем и душой к его творчеству. Его лирика рассчитана на любую возрастную категорию. В своих стихотворениях он поднимает очень важные и животрепещущие темы, подход к которым требует определённых навыков. Навык этот заключается в поэтическом таланте, присущим Афанасию Афанасьевичу Фету – великому русскому поэту.

Анализ стихотворения Ива по плану

Наследие

Помимо поэзии и публицистики, еще при жизни Фет получил широкое признание как выдающийся переводчик. Он переводил произведения с латыни, с французского, польского, немецкого языков. Вот лишь несколько поэтов, чьи опусы стали доступны российскому читателю благодаря Афанасию Фету:

  • Андре Шенье
  • Иоганн Гете
  • Генрих Гейне
  • Адама Мицкевич
  • Гораций

В 1884 году именно за переводы Горация он был удостоен престижнейшей Пушкинской премию, которую присуждала Академии наук. Причём Фет получил всю премию один, так сказать, полную премию. Ранее лауреаты разделяли эту высокую награду с кем-то из коллег по литературному цеху.

А спустя два года Фет становится и членом-корреспондентом Академии Наук.

Афанасий Фет

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) прожил большую, непростую, интересную жизнь. Он преодолел множество трудностей, многого добился, реализовал множество своих целей и задумок. Но бессмертие его имени принесла именно поэзия: легкая, словно воздушная, сотканная из тончайших кружевных рифм, воспевающая красоту и любовь! Его стихотворный стиль был совершенно уникальным, непохожим ни на одного другого поэта ни до, ни после него.

Пейзажная лирика Фета

Русская природа в лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды… Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я… Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает внутренний мир лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

«Ты говоришь мне: прости!..»

Сюжет стихотворения Фета о любви разворачивается вокруг диалога пары, происходившего накануне. Лирический герой предается воспоминаниям, воскрешая реплики собеседницы и собственные. Из первых же строк ясно, что они вели не слишком приятную беседу: героиня за что-то просит прощения и убеждает мужчину не грустить. Возможно, речь шла о расставании.

Диалог Фет передает, используя художественный прием параллелизма «Я говорю… Ты говоришь…» В третьей строфе  мы видим несколько риторических вопросов, подчеркивающих неопределенность состояния лирического героя. Он переживает, что, возможно, слишком молод, чтобы пережить разрыв с «язвительной» холодностью.

В последних двух строках стихотворения используется кольцевая композиция – повтор начала в конце. Рассказанная история завершается на том же месте, словно герой не отпускает возлюбленную и не хочет прощаться – он говорит «до свидания». В произведении используется стихотворный размер дактиль.

Анализ стихотворения Фета «Ива»

В поэтическом тексте 1854 г. классическая тема любовного свидания служит отправной точкой для развития лирического сюжета. Его основная часть посвящена описанию дерева, под которым присела гуляющая пара.

Внимательный созерцатель увлечен разглядыванием двух деталей пейзажа – ивы и водной глади, к которой наклонились ее ветви. Интересно, что к изображению дерева относится только оценочный эпитет «чудные», характеризующий затейливый узор его коры. Основная часть зарисовки сфокусирована на сочетании двух природных объектов, отмеченном метафорической формулой «зеркало под ивой».

Наблюдение за комплексом образов обусловливает применение художественных средств со свежим, ярким значением. В центральном эпизоде появляются два оригинальных сравнения: побеги дерева похожи на «зеленый водопад», а остроконечная листва – на иглы. Динамизм в картину пейзажа вносят тропы с антропоморфными компонентами, самый выразительный из которых моделирует воображаемый спор между листьями.

Мотив дрожания, заданный начальной строфой, развивается в финале. Если сначала он относится к образу спокойной воды, то в завершающих строках этот мотив используется для оценки отношений влюбленных. «Ревнивый» герой замечает, что водное зеркало изменило облик милой: ее «горделивый» взгляд стал нежнее, мягче. Изменения во взоре поддерживает мотив дрожания, связанный с игрой воды на уровне реального плана стихотворения. Если усмотреть конфликт между парой, возникший на этапе предтекста, гармоничное звучание финала его снимает. На это указывают и общие черты портретов персонажей, явленные в отражении, и лексема «счастливый», задействованная при самооценке лирического субъекта.

Неуловимые «переливы» воды и тонкие изменения настроения героев – импрессионистическая манера фетовской лирики с блеском осваивает обе темы, плавно и непринужденно переводя фокус повествования из одной категории в другую. Праздничная комбинация цветовых доминант – золото и зелень – поддерживает радостные, солнечные интонации, господствующие в стихотворении.

Образ воды как изменчивых потоков «дрожащего стекла» появляется в лирике Бунина. Стремясь уловить ускользающие впечатления и переменчивое состояние природных объектов, поэт обращается к эпитету «стекловидный» и сравнению влаги с жидким или расплавленным стеклом («Восход луны»).

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Средства выразительности

Нарисовать живую и образную картину светлого весеннего дня А. И. Фету помогает использование средств выразительности.

  1. В тексте всего несколько эпитетов, но каждый из них создает яркий образ, добавляет выразительный акцент к общему пейзажу: «золотая пыль», «душистый мед», «свежие листья». Эти образы помогают не только увидеть, но и почувствовать запахи и ощущения, разлитые в воздухе перед наступлением дождя.
  2. Для описания самого дождя поэт выбирает олицетворение: «Что-то к саду подошло, по свежим листьям барабанит». Автор одновременно заявляет дождь центральным героем всего действия и демонстрирует, что каждая сила в природе – живая. Дождь как долгожданный гость стучится в дверь встречающей его весенней природы, обещая свежесть и обновление.
  3. Задать всему описанию умиротворенный и светлый настрой А. И. Фету удается с помощью выбранного размера и мастерского создания звукового рисунка текста, в том числе использования ассонансов «о» и «е».

В стихотворении «Весенний дождь» у А. И. Фета получилось создать легкую и живую зарисовку начала весеннего дождя. Способность чувствовать гармонию окружающего мира и замечать происходящие в природе изменения позволили поэту в своем лирическом тексте не только точно изобразить сам пейзаж, но и дать читателю почувствовать атмосферу предстоящего обновления, сконцентрированную в пробивающихся из-за туч лучах света, трепете животного мира и разлитых в воздухе запахах.

5 стр., 2328 слов

Анализ стихотворения «Весна, весна! Как воздух чист» Баратынского

… прожил сравнительно sitemap Анализ стихотворения Фета Буря Стихотворение Фета «Буря» — это пример … стихотворения с одинаковым названием Анализ стихотворения Есенина Заметался пожар голубой Посвятил это стихотворение … раза — вот ручеёк журчит с переливами; 3-я строфа — – 4 … который поднимает неудержимая вода, наблюдает за летящими … ученика). II. Анализ стихотворения. 10 знаков восклицания По всему …

Краткая биография А.А. Фета

Афанасий Фет знаменитый русский поэт, переводчик и член Российской Академии Наук родился в 1820 году в деревне Новоселки в Орловской губернии. Его отец был потомственным дворянином Афанасий Шеншин, но привилегии Фету не достались по причине того, что родители поженились после его рождения. Кроме того, в возрасте 14 лет он был лишен фамилии отца и вынужден был взять фамилию первого мужа матери Иоганна Фета.

Афанасий Афанасьевич Фет получал образование дома. Его обучали гувернантки, няньки, повара, камердинеры и семинаристы. Большое влияние на воспитание Фета оказала природа, деревня и общение с простым людом. В возрасте 14 лет юный Афанасий Фет был отправлен в немецкий пансионат Крюммера. Позднее он перебрался в Москву, чтобы обучаться в пансионе профессора всеобщей истории Михаила Погодина. После окончания пансиона в 1838 г. продолжил обучение в Московском университете на юридическом. Позднее он перевелся на философский факультет.

С первого года обучения в Москве Афанасий Фет начал писать стихи. Они были тепло восприняты критиками. Сам Белинский высоко оценил поэзию А.А. Фета. Первый сборник стихов юного поэта вышел в 1840 году под названием «Лирический пантеон».

Афанасий Фет всю жизнь стремился вернуть себе дворянский титул. Именно для этого он сразу после окончания обучения в институте пошел на военную службу. Свою военную карьеру поэт начал в южных провинциях России в кирасирском полку, а затем был переведен в кавалерийский полк, возле Петербурга. Военная служба не мешала поэту творить великолепные стихи. В 1850 году Афанасий Фет выпустил второй сборник стихотворений, который очень хорошо приняли читатели.

Уже в 1855 году Фет вошел в число авторов, которые печатались в знаменитом «Современнике». Его взял под свое крыло Иван Тургенев, который переработал его стихи и помог в 1856 году повторно издать его первый сборник, переименовав его в «Стихотворения А.А. Фета». Поэт был недоволен редактурой Тургенева. От стихов Афанасий Фет перешел к написанию поэм.

В 1857 году поэт женится на Марии Боткиной. Прожив недолго в Москве, семья переезжает в имение Степановка на родине Фета. Потеряв надежду вернуть титул, поэт уходит с военной службы и посвящает себя имению.

В 1863 году Афанасий Фет выпускает двухтомник своих стихов. Не все восприняли новые стихи поэта хорошо, заподозрив его в «помещичьих замашках».

Следующий сборник стихов поэт выпустил лишь спустя 20 лет в 1883 году. К этому времени Фет смирился с тем, что его произведения «для немногих». В 1873 г. Фету императорским указом Александра II было возвращено дворянство и фамилия Шеншин, но он продолжает подписывать свои произведения фамилией Фет. В 1877 г. продает Степановку, чтобы приобрести дом в Москве и большое старинное имение Воробьевка в Курской губернии, которое тоже преобразит в «земной рай» и проведет там оставшиеся годы жизни.

Афанасий Фет умер 21 ноября 1892 года от сердечного приступа после неудачной попытки убить себя ножом. Поэт был похоронен в родовом имении Клейменово Орловской губернии.

Афанасий Фет — Березы севера мне милы ( Ивы и березы )

Ivy i berezy

Berezy severa mne mily, —Ikh grustny, opushchenny vid,Kak rech bezmolvnaya mogily,Goryachku serdtsa kholodit.

No iva, dlinnymi listamiUpav na lono yasnykh vod,Druzhney s muchitelnymi snamiI dolshe v pamyati zhivet.

Lia tainstvennye slezyPo roshcham i lugam rodnym,Pro gore shepchutsya berezyLish s vetrom severa odnim.

Vsyu zemlyu, grustno-sirotliva,Schitaya rodinoy skorbey,Plakuchaya sklonyayet ivaVezde kontsy svoikh vetvey.

Bds b ,thtps

thtps ctdthf vyt vbks, —B[ uhecnysq, jgeotyysq dbl,Rfr htxm ,tpvjkdyfz vjubks,Ujhzxre cthlwf [jkjlbn/

Yj bdf, lkbyysvb kbcnfvbEgfd yf kjyj zcys[ djl,Lhe;ytq c vexbntkmysvb cyfvbB ljkmit d gfvznb ;bdtn/

Kbz nfbycndtyyst cktpsGj hjofv b keufv hjlysv,Ghj ujht itgxencz ,thtpsKbim c dtnhjv ctdthf jlybv/

Dc/ ptvk/, uhecnyj-cbhjnkbdf,Cxbnfz hjlbyjq crjh,tq,Gkfrexfz crkjyztn bdfDtplt rjyws cdjb[ dtndtq/

ИВЫ И БЕРЕЗЫ1856

Березы севера мне милы, — Их грустный, опущенный вид, Как речь безмолвная могилы, Горячку сердца холодит.

Но ива, длинными листами Упав на лоно ясных вод, Дружней с мучительными снами И дольше в памяти живет.

Лия таинственные слезы По рощам и лугам родным, Про горе шепчутся березы Лишь с ветром севера одним.

Всю землю, грустно-сиротлива, Считая родиной скорбей, Плакучая склоняет ива Везде концы своих ветвей.

у стихотворения ИВЫ И БЕРЕЗЫ аудио записей пока нет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: