Конструктивные особенности стихотворения Лермонтова Листок
Конструктивные особенности произведения следующие: пять строф, четыре из которых — четверостишия, а последняя строфа представлена в форме восьмистишия. Трехсложный размер, примененный Лермонтовым, встречается весьма нечасто, и представляет собой пятистопный амфибрахий. При этом, в стихотворении использованы два вида рифмовки – смежный и перекрестный.
Произведение является автобиографичным. Это становится очевидным еще по последним строкам первой строфы стихотворения. Через образ листка показана судьба самого автора, который в свое время оказался изгнанником Родины, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где находится Черное море. Здесь, возле Черного моря, растет молодая и красивая чинара, у корней которой он надеется найти приют.
Противопоставление внешних и внутренних качеств (антитеза) дубового листка и зеленой чинары являются основой стихотворения. Молодая чинара привыкла жить в радости и спокойствии, не зная бед и невзгод. Она имеет хорошие взаимоотношения с окружающими ее морем, солнцем и ветром, в то время как к листку они настроены враждебно: палящее солнце его иссушило, ветер, превратившийся в бурю, гнал его до самого Черного моря, а само море не оставило шансов на спасение.
Такая же ситуация произошла и с самим Лермонтовым: на родине творчество Михаила Юрьевича было востребовано, автор был любим и почитаем, у него имелись поклонники и сподвижники. На Кавказе его произведения не пользуются спросом в силу различий в менталитете. Лермонтов остается непонятым и чужим для местного народа, и чувствует тоску, одиночество и растерянность.
Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова
Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.
Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.
Главные герои
Главные герои стихотворения противопоставлены друг другу. Лирический герой – дубовый листок, он представлен слабым, немощным. Его образ может вызвать сочувствие у читателя, но не у жестокой и безжалостной чинары. Она мнит себя королевой, её окружает всё самое прекрасное, о чём может только мечтать этот бедный пришелец. Листок напоминает нищего, просящего приюта, словно милостыни, но чинара холодна, как и омывающее её море. Скиталец «бледен и жёлт», сам себя он называет «бедным», у чинары же «зелёные ветви», она «солнцем любима», для него цветёт её красота, а у листочка нет цели. Гордая красавица пренебрежительно относится к замученному скитальцу, капризно игнорирует все его мольбы и просьбы.
Анализ стихотворения «Соловьи» Некрасова
В основу стихотворения «Соловьи» (1870) положена опять-таки легендарная история, рассказываемая матерью своим детям. Снова поэт использует прием разговора старшего с младшими. Сыновья крестьянки еще малы, но она заботится о том, чтобы они учились наслаждаться красотой («Пойдем соловушек послушать»). Некрасов всегда утверждал, что у крестьян сильно развито чувство прекрасного, пусть даже они не умеют рассказать о своих переживаниях. Повествование матери о соловьиной роще скупо, но полно любви к родным местам, теплого чувства. Мать передает детям наказ: «Сетей, силков вовек не ставить», чтобы соловьи могли радовать своим пением многие поколения людей. Кажется, проблема ясна. Однако Некрасов заканчивает стихотворение социальными мотивами: крепостное право отменено, но народ по-прежнему обездолен.
А если б были для людей
Такие рощи и полянки,
Все на руках своих детей
Туда бы отнесли крестьянки.
Декабристы
Благодаря исторической основе поэмы Некрасова «Дедушка», которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.
Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.
Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.
Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.
Сжатый пересказ
Саша видит в отцовском кабинете портрет молодого генерала. Он интересуется у отца личностью этого человека. Тот отвечает, что это дедушка мальчика, потом отворачивается и поникает головой. Ребёнку тревожно, он донимает отца расспросами, желая узнать, жив дедушка или умер, но всё бесполезно.
Саша идёт с тем же вопросом к матери. Он берёт её за руку и тащит к портрету. Женщина говорит, что дедушка «добрый и смелый», только несчастный. Потом мать закрывает голову, вздыхает и плачет.
Знакомство генерала и внука
Через некоторое время все оживляются, прибирают дом, у слуг и домочадцев радостные и светлые лица. Родители Саши о чём-то весело шепчутся, а потом говорят мальчику, что скоро он увидит деда. И вот наступает долгожданный час: приезжает «этот таинственный дед».
Всё семейство и слуги радостно встречают генерала, а он рыдает и благословляет их. Потом старик снимает с шеи распятье и крестится. Саша спрашивает у деда, где он был столько времени, но тот отвечает туманно. После этого жизнь идёт своим чередом.
Генерал рассказывает внуку, что довелось пережить ему и другим людям в глухой деревне, куда представители власти отравляли неугодных. Несмотря на возраст, генерал хорош собой. Вот как описывает его Некрасов:
- «древен годами, но ещё бодр и красив»;
- «зубы… целы»;
- «осанка тверда»;
- «строен, высокого роста»;
- «кудри пушисты и белы»;
- «как серебро борода»;
- «ровно всегда говорит».
Во время прогулки старик гладит крестьянских детей и обещает мужикам, что скоро всё будет хорошо. Однажды он видит угрюмого пахаря с «тёмным, убитым лицом». Человек одет в лохмотья, у его лошади рваная сбруя, а сама она еле передвигает ноги. Генерал предлагает крестьянину отдохнуть, а сам берётся за плуг.
Взросление Саши
Саша наблюдает, как спорится у дедушки домашняя работа. Он всё время что-то чинит, плетёт, копает грядки. Внук слышит, как генерал поёт грустную песню, а во сне называет незнакомые имена. Время от времени он спрашивает, что всё это значит, но старик отвечает, что мальчику нужно подрасти и выучить историю и географию. Тогда он сможет понять многое, а пока следует набраться терпения.
Со временем дед начал чувствовать себя хуже. Перенесённые трудности давали о себе знать. Отставной генерал понимал, что приближается время, когда он всё поведает внуку. Вскоре Саша идёт в школу. Он учится с большой охотой, отлично знает историю и географию и желает лучшей жизни для бедняков, а злых и глупых ненавидит.
Анализ поэмы Некрасова Дедушка
Произведение Некрасова «Дедушка» вышло в свет в 1870 году. На его страницах автор повествует о приезде к сыну престарелого Декабриста. Действие поэмы датируется 1856 годом. Именно в этот год был выпущен манифест, согласно которому декабристы возвращались из ссылок.
Поэма «Дедушка» образует невидимые связующие нити между поколениями. Дед и внук — старый и молодой находят полное понимание. Совсем маленький мальчик по имени Саша уже заочно испытывает тягу к знакомству с героем. Он постоянно ждет возвращения своего дедушки, чей образ изображенный на портрете он наблюдает каждый день. Во время встречи внук с восхищением наблюдает, какое неподдельное чувство уважения испытывают к деду родители. Саша стремится проводить с дедом как можно больше времени. Мальчугану не терпится узнать все подробности, которые знает дедушка.
Образ дедушки во многом стал собирательным. Некоторые склонны полагать, что прототипом является Сергей Волконский, возвратившийся статным стариком в 68 лет. Дети крестьян постоянно звали Волконского дедушкой. Еще одним прототипом считают Михаила Бестужева, с которым Некрасов, в свое время, беседовал лично.
Поэма написана в направлении реализма. Следуя принципам цензуры Некрасов не называет дедушку — декабристом. У героя есть желание осуществить мечту, чтобы народ обрёл свободу и богатство.
Дедушка предстает перед читателем таким, каким видит его внук. Вначале Саша видит портрет юного генерала. Далее родители ему рассказывают, что вокруг дедушки существует некая тайна.
Свои самые заветные думы поэт доверяет дедушке, который полагает, что успешной страну делает народная сила, единодушие и разумное начало.
Главной мыслью становится утверждение, что дело декабристов не погибло окончательно. Его продолжение последует в правильно воспитанном поколении, представителем которого является Саша.
Композиционная структура произведения состоит из двадцати двух глав. Большая часть из них оканчивается рефреном, который усиливает эмоциональную составляющую. А оставшиеся риторическим вопросом, который способен направить мысли читателей к стремлению понять поступки героя.
Анализ стихотворения Дедушка по плану
Мы напишем — Дедушка анализ поэмы Некрасова. Подсказки школьнику
История создания
Поэма Дедушка написана Некрасовым в 1870 г. Она описывает приезд старого декабриста в усадьбу сына. Начало действия поэмы относится к 1856 году, когда был издан манифест, возвращавший декабристов из ссылки.
Образ дедушки собирательный. Прототипом считают Сергея Волконского, вернувшегося 68-летним стариком, все еще красивым и статным. Разжалованный генерал Волконский любил беседовать с мужиками, а крестьянские дети звали его дедушкой. Прототипом считается также темпераментный Михаил Бестужев, с которым Некрасов общался в 1869 г.
Поэма посвящена З-н-ч-е (Зиночке), то есть Зинаиде Николаевне Некрасовой, гражданской жене Некрасова.
Литературное направление, жанр
Дедушка реалистическая поэма. По цензурным соображениям Некрасов не говорит прямо, что дедушка декабрист. Герой мечтает о свободе и богатстве народа, обещая крестьянам, солдатам, что скоро им будет жить легче (намек на реформы Александра ІІ).
Образ главного героя
Читатель видит дедушку глазами внука. Сначала Саша замечает портрет молодого генерала (очевидно, войны 1812 года). Затем узнает от родителей, что дедушка окружен какой-то печальной тайной. Потом мамаша открывает Саше, что дедушка добрый, смелый и несчастный.
Приехав издалека, дедушка объявляет, что со всем примирился. Но дальнейшие события позволяют предположить, что это не так. Дедушка живет мыслью о мести, призывает Сашу дорожить честью и отомстить за обиды.
Он подобен библейскому герою, пострадавшему за народ: сын падает ему в ноги, мать Саши расчесывает седые кудри, Саша спрашивает о ранах на руке и ноге.
Портрет описан с помощью эпитетов: Древен годами, но еще бодр и красив. У дедушки целые зубы, твердые поступь и осанка, белые кудри, серебряная борода, святая улыбка.
Библейскую природу образа дедушки подчеркивают перепевы героем библейских фраз: Имеющий уши да слышит, имеющий глаза да видит.
На родине дедушка гуляет с внуком, восхищается природой, сравнивая ее с глухой, унылой, безлюдной природой места ссылки, гладит крестьянских ребят, толкует с мужиками. Он не может сидеть без работы: пашет, копает гряды, переплетает, тачает.
Дедушку приближает к народу песня. Он поет о декабристах, об их ссылке. Некрасов тоже пел о Трубецкой и Волконской: его поэма Дедушка открывала цикл поэм о декабристах.
Сокровенные мысли Некрасов доверил дедушке: успешна та страна, в которой населению присуща не тупая покорность, а сила, единодушье и разум. Некрасов словами дедушки взывает к читателю: Горе стране разоренной, горе стране отсталой.
Отрицательные образы поэмы
Чиновники и господа давят из народа сок (метафора), подьячие подлые (эпитет), выходят в поход против войска, казны и народа (метафора), алчная стая хищников (метафора и эпитет) готовит гибель отчизне, стоны рабов заглушая лестью да свистом бичей (метафора). Военный начальник зверствует, душу вколачивает в пятки, так что зубы сыплются градом, даже дышать в строю не позволяет (гиперболы).
Тема, основная мысль и композиция
Тема поэмы передача новым поколениям истинных, с точки зрения автора, ценностей (свобода и счастье народа, процветание страны).
Основная мысль: дело декабристов не погибло. Его продолжат следующие, правильно воспитанные, поколения.
Поэма состоит из 22 главок, многие заканчиваются рефреном: Вырастешь, Саша, узнаешь…. Другие риторическими вопросами: Кто же имеющий душу мог это вынести? Кто?
Действие поэмы занимает несколько лет. Оно начинается с вопроса маленького Саши о портрете дедушки. Дедушка рассказывает внуку о произволе помещиков былых времен (очевидно, до восстания декабристов), обобщая его: Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг.
Заканчивается поэма готовностью Саши узнать печальную быль. Ему хватает и знаний, и сердечного расположения: Глупых и злых ненавидит, бедным желает добра. У поэмы открытый финал.
Во вставных эпизодах дедушка рассказывает Саше историю об утопическом поселении, которое он встретил в Сибири, в Тарбагатае. Раскольников сослали в пустынное место, и уже через год там стояла деревня, а через полвека вырос целый посад: Воля и труд человека дивные дивы творят.
Размер и рифмовка
Поэма написана трехстопным дактилем. Рифмовка перекрестная, женская рифма чередуется с мужской.
Вариант 2
Произведение посвящено теме борьбы образованных людей, принадлежащих к более высоким слоям, чем крестьяне за счастье простого народа. Дедушка – декабрист, вернувшийся из сибирской ссылки, своими ответами на его вопросы и личным примером демонстрирует идеал борца за народное счастье.
Дедушка, изображенный на портрете, оказывается генералом. Однако, несмотря на свой высокий социальный статус, он обладает всеми качествами, которые должны быть присущи человеку не из народа, но поставившего себя на службу простым людям. Неоднократно подчеркивается, что генерал занимается крестьянским физическим трудом. Следовательно, он имеет определенный опыт, позволивший выработать навыки. Участие в крестьянских работах – это уподобление мужикам, позволяющее, по мнению автора и других (например, Льва Толстого) почувствовать долю народа и понять его образ мыслей.
Некрасов подчеркивает и другие черты, делающие образ дедушки привлекательным. Освоение земли в суровом сибирском климате, несомненно, требует смелости и настойчивости. Генерал (как и реальные декабристы) был достаточно обеспеченным человеком и, даже в ссылке, Мог себе позволить достаточно скромную, но праздную жизнь. Более того, приобретенные в ходе труда в тяжелых природных условиях качества, он сохранил и вернувшись домой.
Дедушка – генерал изображен патриотом, любящим свою землю и тосковавшим по родным местам. Однако он любит свою Родину не как абстрактное понятие, а проникнут глубокой симпатией к мужикам. Именно желание помочь им избавиться от крепостного права и прочих притеснений императорской России, привело его к участию в восстании декабристов.
Совершенно естественно, что одновременно дедушка ненавидит чиновников, притесняющих народ, имея возможность обирать его практически безнаказанно. В силу цензурных ограничений поэту пришлось смягчить остроту своей критики существующего строя, поэтому генерал-декабрист надеется на то, что правительство теперь само пойдет на реформы.
Используя постоянную недосказанность, когда маленькому Саше на вопросы о дедушке отвечают, что он узнает, когда вырастет, автор подогревает интерес к повествованию и к идеям борьбы за свободу, которые он желает донести. Причем использование этого приема продолжается на протяжении всего произведения, сам дедушка-генерал постоянно говорит то же самое. При этом сам Некрасов косвенно говорит о своем методе, о том, что тот должен дать пользу. По ходу повествования Саша, пытаясь самостоятельно отыскать ответы на занимавшие его вопросы, начинает интересоваться историей, географией и подобными учебными дисциплинами. Кроме того, подобная постановка диалогов держит читателя в некотором напряжении, не давая ему бросить произведение недочитанным.
Произведение написано с целью побудить читателей примкнуть к борьбе за счастье простого народа. Использование постоянной недоговоренности делает его более интересным, чем обычная агитация.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Нищий Лермонтова 9 класс
Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий»
- Анализ стихотворения Звезда полей Рубцов 6 класс
Знаменитое, даже, пожалуй, одно из самых известных стихотворений Николая Рубцова «Звезда полей» было написано им в 1964 году. В этом году поэт начинает свое взросление в литературе
- Анализ стихотворения Уж верба вся пушистая Фета
Произведение было сочинено в 1844 году и не имеет отдельного названия. Названием считается главная строка рукописи. Главной мыслью творения считается канун весны.
- Анализ стихотворения Привет Россия Рубцова краткий
Стихотворение было написано Николаем Рубцовым в 1969 году. Как и многие стихотворения автора, это проникнуто любовью к Родине. Открыто, искренне поэт заявляет о чувствах к родной земле
- Анализ стихотворения Баратынского Признание
«Признание» было написано в 1824 году. Стихотворение в основе, которого, лежит лирическое произведение. Здесь прослеживается и поэзия и элегия. Главный герой выражает своё отношение к любимой женщине и раскрывает свою душу.
Дедушка — главный герой поэмы Николая Некрасова «Дедушка», дедушка Саши, старый декабрист. Современники угадывали в нем образ Волконского. Это статный, мудрый мужчина, передающий «заповедное слово» как наследство подрастающему поколению. Саша впервые увидел дедушку на портрете в мундире генерала. Однако ни отец, ни мать не захотели рассказывать ему печальную историю жизни деда. Вскоре таинственный дедушка приехал к ним в гости, и они с Сашей быстро подружились.
Дедушка часто рассказывал ему о своей жизни в какой-то глуши за Байкалом, о том, что раньше тяжело было народу жить, но в подробности не вдавался, а лишь говорил: «Вырастешь, Саша, узнаешь». Это был высокий и стройный человек с мудрыми глазами и седой бородой. По натуре дедушка был прост и непритязателен. Он ни дня не сидел без работы, а все время был чем-нибудь занят. Он часто пел песни, смысл которых был пока неясен Саше, но он надеялся вырасти и все узнать.
В поэме Некрасова дедушка окружен ореолом святости. Он словно мученик, выбравшийся из сибирского села Тарбагатай. Описывая это село, он берет за основу реальные факты. Он рассказывает о жизни крестьян, о вольных землях, рисует утопическую страну изобилия, где раньше все жили в мире и согласии. После общения с дедушкой у Саши появился интерес к учебе. Когда ему было десять, он уже мог кое-что рассказать об истории и быте русского народа. Дедушка к тому времени все чаще хворал и понимал, что Саша вскоре узнает о восстании декабристов и его трагическом прошлом.
Анализ произведения «Дедушка». Вопросы: Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? Как развиваются события после приезда деда? Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н.А.Некрасова. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки?» Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу». 1 группа – 5-8 ч., 2 группа – 9-12 ч., 3 группа – 13-17 ч., 4 группа – 18-22 ч. Часть. События. Характеристика героя.
Картинка 19 из презентации «Некрасов Дедушка»
Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg.
Чтобы бесплатно скачать картинку для урока литературы,
щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…».
Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Некрасов Дедушка.ppt»
целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 863 КБ.
Основная мысль
Дубовый листок – одинокий отшельник, не говорится, почему именно он покинул родной дом, по своей ли воле, или же это злая сила ветра. Очевидно, среди своих собратьев он уже чувствовал себя чужим, непохожим на других: «До срока созрел я и вырос…». Он называет свою отчизну «суровой», возможно, поэтому он отправился всё-таки намеренно в теплые страны в поисках счастья. Главная мысль стихотворения заключается в том, что райские земли принесли скитальцу только беды, истощение и разочарование. Гордая красавица чинара пренебрегла таким пыльным и пожухлым гостем, а беспощадный ветер готов гнать его по свету всё дальше и дальше от родного дома. Было бы лучше остаться на родине? Неизвестно, но никакой радости листок не получил от своего путешествия.
Так этой аллегорией Лермонтов намечает переход от позднего романтизма к реализму.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поздний этап литературного творчества великого русского поэта Михаила Лермонтова, предшествовавший его смерти на дуэли, характеризуется полным переосмыслением его жизненных ценностей, размышлениями над мотивами своих поступков, и общему подведению итогов земного существования. Именно к этому периоду и относится созданное Лермонтовым в 1841 году стихотворение «Листок», которое он написал при возращении на Кавказе под впечатлением двухмесячного пребывания в Петербурге во время отпуска. Оно было напечатано уже после смерти поэта в литературном журнале «Отечественные записки» в 1843 году.
Костромская основа произведения
Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: «Дедушка» (написана в 1870 г.), а также «Русские женщины», которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена «Княгиня Трубецкая», а в 1872-м — «Княгиня Волконская».
Прообраз дедушки
Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.
Кому посвящена поэма «Дедушка» Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни — 1788-1865) — князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.
Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери. К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда. Таким образом, поэма «Дедушка» (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).
История создания поэмы «Дедушка»
Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля — князя М. С. Волконского (годы жизни — 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.
Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга «Сибирь и каторга» С. В. Максимова, опубликованная в журнале «Отечественные записки» (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.
Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги — «Государственные преступники». Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.
Влияние цензуры на произведение
План поэмы «Дедушка» (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку. То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки. Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма «Дедушка») Некрасов.
Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются СЕМЕЙСКИМИ.
Семейские — очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.
В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.
Во второй половине
XVIII
века, по указу Екатерины
II
состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии, Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев, поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.
Произведения Некрасова
«Некрасов 10 класс» — Тема любви решена в лирике Некрасова весьма своеобразно. Произведения Некрасова о любви отличаются искренностью и воодушевлением. Раскрыть тему любви в произведениях Н. А. Некрасова. Каждая строка стихотворения проникнута тоской. Тема любви в лирике Н.А. Некрасова. И всё же почему нам нравится любовная лирика Некрасова?
«Творчество Некрасова урок» — Николай Алексеевич Некрасов (1821 – 1877). «Я лиру посвятил народу своему…». «Пророк»,1841г. 8.). 3. Учитель! Н. Некрасов. Бурлаки на Волге. 7. 1. И.Е.Репин. «Пророк»,1826г.
«Творчество Некрасова» — Малые Вежи в Мисковской волости. Стихи Некрасова удивительно музыкальны и понятны по содержанию всякому человеку. Н. А. Некрасов и Костромской край. Поэма «Коробейники». Дедушка Мазай жил в дер. Некрасов любил охотиться в лесах и на лугах по берегам р. Костромы. Исследовать влияние Костромской земли на творчество великого русского поэта Н.А.Некрасова.
«Стихотворения Некрасова» — Писательница. 2. Стихотворение – поэтический манифест демократического поэта. Бурлаки на Волге. Главная тема творчества. Особенности стиля Н. А. Некрасова. Поэт и гражданин. 1821 — 1877. Учебник, стр. 53 — 55. А. В. Дружинин. Новаторство Н. А. Некрасова. 1846 год. Такой образ Л.г. повлиял и на художественную форму стихов поэта.
«Николай Некрасов» — Грешнево находилось на равнине, среди бесконечных лугов и полей. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Дом-усадьба в Грешнёво. Тернистый жизненный путь Николая Алексеевича Некрасова (до 1847г.). Грешнёво. Дом-музей в Карабихе. Встреча с В.Г.Белинским. Встреча с Белинским.
«Железная дорога Некрасов» — Дмитрий Струйский 1806-1856 г. Славная осень… Наблюдения и Обобщения. 2 этап Выполнение практических заданий. Но небо да свободно будет… Лягте, горы! . С. Шевырев, Д. Струйский, Я.Полонский, А. Фет, Н. Некрасов – современники, поэты 19 века. Пейзаж Антитеза Сон Эпиграф Символ. Каков поэтический почерк мастеров слова?
Всего в теме
24 презентации
Маленький мальчик никогда не видел своего дедушку, но вот происходит долгожданная встреча. То, что дед является декабристом, приехавшим из ссылки, ему предстоит узнать только когда он вырастет.
Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала — это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймёт, когда вырастет.
Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень длинный путь.
Дедушка приезжает, его встречают радостные родственники. Саша спрашивает у него, где он так долго пропадал, на что дедушка отвечает, что мальчик сам это узнает, когда вырастет.
Дедушка и внук сближаются, проводят время вместе, гуляют. Дед рассказывает Саше о деревне Тарбагатай, расположенной в глуши, куда ссылали неугодных людей.
Дедушка, когда-то бывший генералом, не чурается работы. Однажды он просит перепуганного крестьянина отдохнуть, и сам берётся за плуг, с которым мастерски управляется. Этим он очень удивляет внука.
Дед переживает за простой народ, которому сейчас уже немного полегче, а будет ещё лучше — в этом дед уверен.
Бывший генерал пробуждает в мальчике интерес к учёбе. Саша начинает учится и делает первые успехи. Дедушка, который чувствует себя всё хуже, примечает, что внуку пора узнать печальную быль о его прошлом и прошлом России.