«дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения пушкина

«дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения пушкина

Проза любви

Когда отношения с Панаевой стали натянутыми, Некрасов начал описывать не только радости любви, но и повседневные проблемы. Но и горькие минуты не огорчали поэта. Об этом он рассказывает в нескольких стихотворениях:

  • «Мы с тобой бестолковые люди»;
  • «О письма женщины, нам милой!»;
  • «Горящие письма»;
  • «Письма».

Писатель стремится и в этих ситуациях искать что-то хорошее. Если говорить кратко, любовная лирика Некрасова в 1851—1852 гг. направлена на поиски счастья среди мрака равнодушия. Печальные мгновения нужно воспринимать как неизбежное. А после них всегда наступают счастливые минуты.

Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди» доказывает, что союз Некрасова и Панаевой действительно был свободным, в нем не было рабской зависимости одного партнера от другого. Поэт согласен с тем, что подруга должна открыто выражать свои мысли и эмоции, не стесняться гнева и обид.

В произведении одни переживания переходят в другие. Печаль при этом сменяется радостью. А самым счастливым моментом и для автора, и для лирического героя является примирение. И чем острее был скандал, тем волнительнее этот миг.

В «Панаевском цикле» есть трилогия с письмами. Это целое сочинение, написанное в стихотворной форме с неравными строфами. Некрасов в первой части произведений описывает свое восприятие женских писем, распространяя его на всех мужчин. А во второй говорится о подробностях личной жизни самого лирического героя и автора.

Хотя все три стихотворения начинаются с воспоминания о прекрасных моментах, они объединены скорбным настроением. Некрасов считает, что любые любовные приключения заканчиваются поблекшими цветами и могилами, в которых покоятся радости юности. Любовь постепенно угасает, превращаясь в пепел.

Лирический герой уже предчувствует, как угаснут его чувства и появится равнодушие. Но все три письма связывают прошлое, настоящее и будущее. Определяющей мыслью в трилогии является время. Но два стихотворения остались незаконченными. Хотя в них все пропитано энергией безумия, несчастливым роком. Поэт словно предвещал свой разрыв с возлюбленной, заранее страдал от этого, отдавая дань умирающим отношениям.

Анализ «Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин

«Дар напрасный, дар случайный…» Пушкин

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Под стихотворением «Дар напрасный, дар случайный…» стоит дата 26 мая 1828 года. Это день, когда Пушкину исполнилось 29 лет. 1828 год – тяжёлый период в жизни Пушкина. В июне этого же года начинает работу комиссия, которая должна была вынести вердикт о «Гавриилиаде» (1821). Сам Пушкин давно отказался от своих юношеских взглядов и искал гармонии в отношениях с Богом. Возможно, именно стихотворение «Дар…» и последующий ответ на него митрополита Филарета стали переломными в мировоззрении Пушкина.

Литературное направление, жанр

Лирический герой стихотворения романтик. Он презирает напрасную и случайную жизнь, ничуть ею не дорожит. Он наполнен страстями и сомнениями, его существование бесцельно. Можно только предполагать, к чему приведёт романтического героя тоска и поиск ярких впечатлений.

И всё-таки это не стихотворение поэта-романтика, упивающегося тоской, томлением, страстями. Это философское рассуждение о смысле жизни, наиболее близкое по жанру к элегии. Реализм прочитывается в вопросах стихотворения. Если они риторические – это плач романтика. А если они не риторические – то это вопросы опомнившегося человека, который перешёл уже рубеж молодости и вступает в пору зрелости. Это вопросы кризисного возраста, позволяющие, найдя на них ответы, продолжить жизненный путь.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Первая и вторая – это вопросы о смысле жизни: зачем она дана, зачем она будет оборвана (на казнь осуждена), кто дал её лирическому герою и почему она так несовершенна (со страстями и сомненьями). Третья строфа – своеобразный горький вывод: жизнь лирического героя бесцельна. После двоеточия разъясняется, что это значит: пустое (без любви) сердце и праздный (бездеятельный) ум. Такое состояние лирического героя делает жизнь однообразной и унылой, тоскливой.

Тема стихотворения – рассуждения человека о смысле жизни.

Основная мысль: человек должен найти цель и смысл жизни, иначе она будет несчастной, полной уныния и разочарований.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем. Первое ударение в каждой строчке падает на ключевое слово, почти всегда односложное: дар, жизнь, кто, ум, душу, цели, сердце. Рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный, случайный. Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Ответ митрополита Филарета

Стихотворение положило начало поэтической переписке Пушкина с митрополитом Филаретом, которому была небезразлична судьба русского гения.

В стихотворении Филарета нет ни одного вопроса. Оно написано верующим человеком, не сомневающимся в своей цели и предназначении. Воспользовавшись каркасом стихотворения Пушкина, митрополит дал ответы на все вопросы.

Жизнь – не напрасный и не случайный дар, данный нам Богом, по Его тайной воле, и им же отнимаемый. Всё плохое в жизни человека исходит от него самого:

Сам я своенравной властью

Зло из тёмных бездн воззвал,

Душу сам наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Митрополит минимально меняет две последние пушкинские строки, изменив мне на сам. Последняя строфа – это не вывод, как у Пушкина, это выход, молитва: «Вспомнись мне, Забытый мною». Это просьба сотворить в молящемся «сердце чисто, правый ум». Филарет просто меняет эпитеты Пушкина, почти дословно цитируя православную молитву: «Сердце чистое сотвори во мне, Господь, и Дух правый обнови во утробе моей».

Пушкин ответил митрополиту новым стихотворением «В часы забав иль праздной скуки», из которого понятно, что он принял духовное наставничество митрополита. Уныние и тоска в его поэзии сменились светлыми мотивами.

Сочинение 2

В творчестве Лермонтова можно выделить несколько ключевых тем, как то: любовь, борьба, вольность, смерть и родина. Тем не менее, именно тему одиночества называют центральной, основополагающей

Именно ей автор уделил наибольшее внимание в своих произведениях прозы и поэзии

Истоки

Лейтмотив одиночества появился в творчестве Лермонтова, прежде всего благодаря традициям литературного романтизма. Писателя едва ли назовешь абсолютным романтиком: на страницах его книг романтическая стезя зачастую переплетается и с реализмом. Однако, многие литературоведы уверенно называют его произведения вершинами русского романтизма. Равно как и выделяют и особый «Лермонтовский» романтизм. Начиная с развития романтических традиций русских классиков (Жуковского, Пушкина), подражания Байроновскому романтизму, Лермонтов постепенно приходит к своему видению этой темы.

Творческая реализация темы одиночества

Лермонтовский герой противопоставляет себя обществу, и потому рассматривает его сквозь призму недоверия и скепсиса. Если он и приближается к людям, стремясь «с шумною быть толпою», то лишь с целью увидеть в каждом «глупого льстеца», «Иуду». Подобное общество подталкивает лирического героя к резкой критике. Потому и не вызывает удивления тот факт, что практически во всем творчестве Лермонтова, посвященном противостоянию толпы и лирического героя, звучит осознание абсолютного собственного одиночества и горькое разочарование в людях. Нигде поэт не видит равного себе, и оттого «печально» глядит на собственное поколение.

Даже такая светлая тема лирики как любовь посвящена у Лермонтова, в основном, неудачам и разочарованиям. Образ женщины в авторской любовной лирике характеризуется равнодушием, сердечной пустотой. При таком взгляде на объект любви, конечно же, и сами чувства не способны избавить от одиночества, лишь усугубляя его.

Мотив одиночества прозвучал опосредовано и во многих творческих описаниях природы. Любимые пейзажи Лермонтова – буйство морской стихии, пустыня, гроза. В более поздней лирике писателя природа изображается нежной и спокойной. Однако, за внешней гармонией природы, ясно просматривается смятенная душа одинокого героя.

Мотив одиночества наполняет творчество Лермонтова особым авторским звучанием и смыслом. Романтическое противостояние героя с окружающим миром служит основой для самых разных произведений автора, воплощенных в широком жанровом разнообразии.

История написания

История создания стихотворения берёт своё начало в 1845 году. Тогда писателю было всего 24 года, но он уже мог чётко выразить свою политическую позицию и отразить её в строках своих произведений. Стих «В дороге» описывает разговор ямщика и барина.

Когда Некрасов дописал своё произведение, то хотел узнать мнение о нём уже у состоявшихся критиков. Одним из первых стал Белинский, который расхвалил стихотворение и прозвал Николая Алексеевича «настоящим поэтом». Также своё произведение автор отдал на критику Герцену, которого тронуло оно до глубины души, и он с восхищением отозвался о творчестве поэта.

Учитесь на ваших неудачных отношениях.

Вместо того, чтобы гадать, почему Вселенная наполняет вашу жизнь неудачными отношениями с другими людьми, попытайтесь взглянуть на это немного иначе, и вместо того, чтобы клясть судьбу-злодейку, подумать о том, какие жизненные уроки вы могли бы извлечь из этих отношений.

Вполне возможно, что именно эти жизненные уроки способны помочь вам обрести эмоциональную стойкость и мудрость, нужные для того, чтобы однажды встретить свою родственную душу.

Научившись на ваших неудачных отношениях всему, чему можно, вы обретаете истинную независимость, и благодаря этому повышаете частоту вибрации вашей души. А душу, вибрирующую на более высокой частоте, куда проще почувствовать на расстоянии.

Каждый из этих жизненных уроков помогает еще немного приблизиться к вашей родственной душе.

Анализ 2

Стихотворение «Зреет рожь над жаркой нивой» написано Фетом в конце 1850х годов. Оно представляет собой зарисовку краткого момента окончания жаркого летнего дня.

Фет принадлежал к поэтическому течению чистого искусства. По его мнению слова не могут выразить всей глубины происходящих событий. Интересно, что сам он считается признанным мастером слова. В их сочетании читатель может явственно увидеть описываемую поэтом картину.

При чтении этого стихотворения, перед глазами возникают бескрайние поля, засеянные рожью. Она является исконным признаком России, наряду с березой и зимними холодами. Картина нагретой жарким летним солнцем ржи вызывает отклик в сердце каждого. Даже городской житель чувствует в этом образе что-то знакомое, до боли родное.

Примечательно, что сам пейзаж поэт описывает очень минималистично. Он говорит только о золотом цвете, да о бескрайности полей, сравнивая их с морем, у которого не видно ни конца, ни края. Но этих тонко подмеченных деталей хватает для построения красочной картины. Она ярко вспыхивает в голове каждого читателя.

Фета больше занимает описание краткого момента окончания дня. В летнюю пору световой день значительно дольше ночи. Вот уже и месяц показался на горизонте, а солнце еще не зашло. Именно этот уникальный миг стремится запечатлеть автор. Рабочий день уже подошел к концу. Крестьяне уже покинули поля, оставив только ветер клонить ржаные колосья.

Сквозь призму описания пейзажа можно почувствовать эмоциональное состояние лирического героя. Он также как все утомлен длинным летним жарким днем. И момент природной двойственности нахождения на небе двух светил вызывает в нем восторг. Но это не буйные эмоции, это спокойное и размеренное наслаждение.

Герой стремиться охватить как можно больше, чтобы навсегда оставить в памяти этот момент. Он словно осознает философскую скоротечность жизни и неповторимость каждого мгновения в ней. Однако герой не напуган, наоборот, он стремится почувствовать каждый миг проживаемой им жизни. В природе он находит всю неизмеримую красоту этого мира. Чтобы ее почувствовать необязательно ехать в далекие края на поиски природных чудес. Часто они заключены самых обыденных вещах и пейзажах, главное уметь их разглядеть.

Анализ стихотворения Зреет рожь над жаркой нивой по плану

19 января 1830 года Пушкин написал отклик на слова митрополита Филарета

Пушкин же увидев это, откликнулся на послание святителя Филарета со своим новым стихотворением «Стансы». Написано оно было 19 января 1830 года:

Пушкин понял слова Филарета и оценил его послание. В нем Александр Сергеевич увидел самого посланника Бога. В ответе святителю он обращается к Тому, против кого он взбунтовал в своем стихотворении.

Александр Пушкин не был безбожником.

Вся его поэзия и говорит о том, что он был глубоко религиозным человеком. Также и в его биографии есть свидетельства, что он родился православным и умер как христианин.

Именно поэтому можно считать, что герой Пушкинского стихотворения просто «забыл» Бога. У каждого человека бывают в жизни такие тяжелые моменты, когда его охватывает тоска безверия, когда человек не видит смысла в жизни. И тогда он понимает, что жить незачем, его посещают самые различные мысли.

Все это рассказать и выложить пытался и Александр Сергеевич, который так ярко это выражал в своих стихотворениях того времени. И только осуждение своего собственного греха, в своей собственной душе, помогут убрести ту утраченную радость бытия.

В своем отклике митрополит Филарет напомнил Пушкину, что нужно бороться с грехом отчаяния

В ответе Митрополита Филарета как бы и было то самое напоминание о Боге. Поэтому своим ответом Пушкин выражает не только благодарность за помощь и за слова, но и показывает, что он не чуждое чадо для Церкви Христовой.

Примечания[править | править код]

  1. Впервые эти три стихотворения в таковом качестве рассмотрел Павел Анненков в 1885 году в книге Материалы для биографии А. С. Пушкина.. — СПб., 1899. — С. 200—201.
  2. Здесь, как и часто у Пушкина, синоним небытия.
  3. Ранняя «Гавриилиада» пародирует не столько саму Библию, сколько её отражение в современной ему культуре.
  4. И начал Иов и сказал: погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! (Иов 3:1)
  5. Он был канонизирован в 1994 году.

Источникиправить | править код

  1. , с. 164—170.
  2. ↑ , с. 255.
  3. , с. 236.
  4. , с. 410.
  5. , с. 77—78.
  6. , с. 171—172.
  7. Северные Цветы на 1830 год. — СПб., 1829. — С. 98 отдела «Поэзия».
  8. , с. 1160.
  9. , с. 77.
  10. .
  11. Маймин Е. А. 5. Философская поэзия А. С. Пушкина и любомудры // Русская философская поэзия: Поэты-любомудры, А. С. Пушкин, Ф. И. Тютчев. — М.: Наука, 1976. — С. 113—114. — 192 с. — (Из истории мировой культуры). — 46 000 экз.
  12. Лотман Ю. М. Структура художественного текста — 6. Элементы и уровни парадигматики художественного текста — Повторяемость и смысл // Об искусстве. — СПб.: Искусство, 2005. — С. 136—137. — 753 с. — ISBN 5-210-01523-8.
  13. ↑ , с. 257.
  14. ↑ , с. 79.
  15. Благой Д. Д. Стихотворения Пушкина // Собрание сочинений А. С. Пушкина в десяти томах. — Москва: Икар, 1959. — Т. 1.
  16. ↑ , с. 256.
  17. , с. 25.
  18. Городова М. А. . Православие.Ru (6 июня 2011).
  19. , с. 172.
  20. , с. 78—79.
  21. , с. 254—257.
  22. , с. 24—25.
  23. ↑ , с. 411.
  24. , с. 410—411.
  25. , с. 172—173.
  26. , с. 111.
  27. , с. 178—179.
  28. , с. 112.
  29. Священник Иоанн Малинин. . Православие.Ru (8 июня 2006).
  30. , с. 232.
  31. , с. 232—233.
  32. ↑ , с. 233.
  33. , с. 249.
  34. , с. 176—177.
  35. .
  36. священник Константин Пархоменко. . azbyka.ru (1 июля 2011). Дата обращения: 1 ноября 2016.

Анализ стихотворения Некрасова «Несжатая полоса» №4

Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных, но и поднимал руку на домочадцев, на всю жизнь оставила глубокий след в душе поэта, который в собственном доме был таким же бесправным, как и крепостные крестьяне. Поэтому Некрасов не только сочувствовал представителям низших сословий общества, но и в своем творчестве постоянно обращался к их проблемам, пытаясь показать жизнь крестьян без прикрас.

Некрасов очень рано покинул родительский дом, однако ни на мгновение не забывал о том, что ему довелось увидеть и пережить в детские годы. Спустя четверть века, в 1854 году, поэт написал стихотворение «Несжатая полоса». в котором вновь затронул тему крепостничества. Автор этого произведения, которому суждено будет впоследствии стать хрестоматийным, искренне считал, что если крестьяне получат свободу, то смогут построить свою жизнь так, чтобы не испытывать голода и нужды. Однако поэт глубоко ошибался, так как отмена крепостного права на бумаге загнала простых людей еще в большую кабалу, так как лишила их самого ценного в жизни – земли.

«Несжатая полоса» — это стихотворение, которое раскрывает, насколько важным в то время для обычного крестьянина являлось землепашество. Это был единственный источник его благосостояния, и именно от урожая зависело, будет ли зимой крестьянская семья с хлебом, или же ей придется голодать. Но далеко не всегда хороший урожай являлся залогом благополучия, и Некрасов сумел это очень ярко передать в своем произведении.

«Поздняя осень, грачи улетели» — эти строки, известные каждому школьнику, создают умиротворенную и почти идиллическую картину. Однако на фоне безмятежного осеннего пейзажа, когда природа уже готовится к зимней спячке, автор видит несжатую полосу пшеницы и о. Действительно, трудно представить себе, что крестьянин, вложивший столько труда, чтобы получить урожай, от которого напрямую зависит его жизнь, мог бы так пренебрежительно отнестись к хлебу. Тем более, что зерно уродилось на славу, и теперь вынуждено стать добычей ветра, птиц и диких животных. Используя прием одушевления неживых предметов, автор от лица неубранной пшеницы задает вопрос: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?».

Однако вездесущий ветер приносит отяжелевшим колосьям неутешительный ответ, рассказывая печальную историю крестьянина, который не в состоянии убрать урожай из-за болезни. «Знал, для чего и пахал он, и сеял», — отмечает поэт, но при этом подчеркивает, что вряд ли рачительному хозяину, который знает цену своему труду, удастся пожать его плоды. А это означает, что крестьянина ждет неминуемая голодная смерть, и никто не придет ему на помощь, потому что у большинства семей – точно такие же проблемы, среди которых голод и болезни занимают одно из первых мест.

Передав слово пшенице и ветру, Некрасов попытался абстрагироваться от увиденной картины и оценить ее максимально беспристрастно. Ведь единственным объяснением тому, что кто-то из крестьян не убрал урожай, является тяжелая болезнь. Однако самое печальное в этой ситуации то, что подобное никого не удивляет и не вызывает сочувствия – люди, по мнению поэта, настолько привыкли к смерти, что попросту ее не замечают. И эта покорность судьбе вызывает чувство досады у Некрасова, который убежден, что по праву своего рождения человек является свободным, поэтому должен строить свою жизнь так, чтобы она не зависела от обстоятельств.

Тропы и образы

Жизнь в произведении метафорически называется даром, подарком. Но эпитеты обесценивают этот подарок в глазах лирического героя: дар напрасный, случайный. Этот образ бесполезной жизни и дальше углубляется с помощью эпитетов: отнимает жизнь тайная судьба, а даёт жизнь враждебная власть. Таинственность и враждебность – это характеристики некой высшей силы, в руках которой судьба и власть. Слово Бог не произносится лирическим героем. Да он и не уверен, что это Бог, ведь враждебная сила душу наполнила страстью, а ум взволновала сомненьем. В третьей строфе описаны последствия пороков лирического героя. Душевные страсти привели к сердечной пустоте, а сомнения ума к праздности. Герой погружается в бездну уныния, которое вызывается пустой жизнью, метафорически названной «однозвучным жизни шумом».

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ахматова Сжала руки под темной вуалью…

    Стихотворение является ярким примером творчества великой русской поэтессы. Здесь Анна Ахматова, как всегда, красочно передала внутреннее состояние главного героя всего лишь в нескольких строках, при этом наделив каждого из них неповторимым набором качеств

  • Анализ стихотворения Высоцкого Братские могилы

    Свои выступления В. Высоцкий начинал стихотворением «Братские могилы», которое было написано им в 1964 году. В. Высоцкий часто писал о войне, писал глубоко и проникновенно, хотя сам никогда в боевых действиях не участвовал

  • Анализ стихотворения Лермонтова Завещание 8, 10 класс

    В этом стихотвлоении-завещании поэт, будто погибающий от вражеской пули после боя, ведет свой монолог. Он обращается к другу с просьбой побыть с ним рядом в последние минуты. Естественно, умирающему бы передать что-то родным и друзьям

  • Анализ стихотворения Все кругом Гиппиус

    Произведение Гиппиус Все кругом написанное в самом начале XX века предстает в форме единого предложения. При помощи интонации идёт перечисление, преимущественно прилагательных несущих негативный окрас

  • Анализ стихотворения Некрасова Признание

    В этом стихотворении автор признается в любви к своей ненаглядной. Сколько прекрасных имен, эпитетов он для нее придумывает! Она и краса младая, и царица… А герой, понятно, готов стать её рабом.

Стихотворение “Зреет рожь над жаркой нивой” выполнено в характерной для Фета манере. Как приверженец “чистого искусства” он не мог не запечатлеть прекрасную картину природы. Краткий анализ “Зреет рожь над жаркой нивой” по плану поможет ученикам 10 класса лучше понять суть этого произведения и наследия Фета в целом. Его можно использовать в качестве подготовительного материала для урока литературы.

Разлука и прощание

В юности Некрасов часто влюблялся, но это было несерьезно. Он искал женщину, которая станет его музой. И такая нашлась, хотя ее образ не совсем соответствовал его ожиданиям. Но и до сих пор на просьбу «Назовите адресата любовной лирики Некрасова» можно получить только один ответ — Авдотья Панаева.

Именно она стала той самой музой, дарившей поэту вдохновение. И последние произведения также были посвящены воспоминаниям об их отношениях, а также женщинам, которые были у Николая Алексеевича после Панаевой:

  • «Прости»;
  • «Три элегии»;
  • «Зине».

Авдотья в 1849 году родила от Некрасова сына, но мальчик прожил недолго. А после смерти ее супруга она разорвала отношения с поэтом. Прощальное стихотворение «Прости» было написано только в 1856. Николай Алексеевич хотел помириться с женщиной после размолвки, пытался вызвать в ней приятные воспоминания. Только это не помогло — в 1863 их отношения окончательно прекратились. Хотя стиль поэта не изменился: «Три элегии» напоминает произведения из «Панаевского цикла».

В 1864 Некрасов жил в Париже вместе со своей сестрой и француженкой Селиной Лефрен. Актриса приезжала вместе с ним в Россию, затем возвращалась во Францию. Но поэт относился к девушке суховато, хотя и был счастлив после встреч с ней.

А в возрасте 48 лет Некрасов познакомился с простой необразованной деревенской девушкой. Ее звали Феклой Викторовной, но Николай Алексеевич придумал ей другое имя — Зина Николаевна. Они обвенчались практически перед смертью поэта, хотя он считал девушку своей законной женой уже давно. Некрасов старался приучить ее к искусству, дал образование.

Зине пришлось терпеть всю скорбь и тоску, которую поэт испытывал из-за разлуки с Панаевой. Девушка искренне любила Николая Алексеевича и проявляла к нему терпимость, доброту и понимание. Некрасов посвятил ей три лирических произведения с одинаковым названием «Зине». В рифмованных строках он описал ее поведение: девушка часто плакала украдкой, смотрела на него с любовью и тоской, трудилась, чтобы ему было комфортно жить.

Любовная лирика Некрасова достойна того, чтобы о ней написали целый доклад. Поэт не придумывал истории, он брал их из своей жизни. Все описанные им эмоции Николай Алексеевич прожил самостоятельно. Он не скрывал чувств к замужней женщине, не боялся осуждения общества и старался жить ради любви.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения стала одним из его заголовков. Это стихотворение о тленности, смертности всего сущего. В основе стихотворения библейская истина о том, что слава человеческая подобна цвету на траве, который опадает, когда засыхает трава. По сравнению с Библией, основная мысль стихотворения усечена. В Библии человеческая слава противопоставлена слову Божьему, пребывающему вовек. Это одно из доказательств незаконченности последнего произведения Державина.

С другой стороны, отсутствие логического завершения могло быть замыслом автора, символизирующим внезапный и незапланированный конец любой земной жизни.

По свидетельству племянницы жены Державина Елизаветы Львовой, за два дня до смерти дядя начал «оду о быстроте времени», написав первую строфу и две строчки второй строфы. Трудно сказать, что имела в виду племянница. Стихотворение Державина представляет собой восьмистишье. Первый катрен посвящён идее бренности всего земного: людей и царей, народов и царств, всех человеческих деяний. Второй катрен о том, что забвению подлежит даже то, что, с точки зрения человека, заслуживает вечной памяти. Это слава человеческая, добытая творчеством (лира) или сражением (труба).

Анализ стихотворения «Утес» (М.Ю. Лермонтов)

Анализ стихотворения «Утес» (М.Ю. Лермонтов) открывает читателям мир поэта, всю жизнь страдающего от одиночества. Небольшое произведение никоим образом не производит впечатление прощального стихотворения. Однако оно написано в 1841 году, в последние недели жизни Лермонтова.

Сейчас уже невозможно сказать, предчувствовал ли автор строк свою скорую смерть, но очевидцы говорят, что в последнее перед смертельной дуэлью время Лермонтов часто искал конфликтов. Некоторые говорят, что он специально выбирал того, от чьей руки поэт мог бы погибнуть. Теперь можно лишь строить предположения о последних днях поэта, но если учитывать душевные переживания Лермонтова, то свидетельства современников вполне объяснимы. Ведь «Утес», хоть и не похоже на творческое завещание, веселым и жизнеутверждающим его не назовешь.

Тема стихотворения «Утес» — одиночество. Это не первое стихотворение, раскрывающее эту тему, потому, может быть, оно не обратило на себя какое-то особого внимания. И все-таки в нем одиночество иначе представляется поэту. Идея стихотворения в том, что люди часто тратят жизнь на удовлетворение своих физических потребностей, забывая о душе, в то время как душа – первостепенна.

Лермонтов в привычной ему манере передает в пейзажно-философском жанре состояние человеческой души через образы природы. И хотя «Утес» имеет простую линейную композицию, у первой и второй строфы разное, даже противоположное, настроение.

Но вот тучка улетает, и во второй строфе настроение меняется. Утес тоскует по ней. Возможно, он и до нее был одиноким, но с тучкой у старого утеса появилась надежда, что теперь-то уж он не будет одинок. И утес испытал сильное разочарование, когда тучка улетела. Оттого ему стало еще тоскливее в пустыне. Счастье мимолетно, одиночество вечно. Это вторая тема, раскрытая в стихотворении Лермонтовым. Мы можем всю жизнь искать родственную душу, но не находить.

Зная любовь автора к образности, можно считать, что тучка воплощает в себе духовное начало человека, в то время как утес – это тело человека. Эти образы согласуются с идеей Лермонтова о том, что люди забывают о душе. Но именно душевное равновесие в гармонии с телом могут дать нам ощущение счастья. Но порой человеку сложно понять такую простую истину, поэтому он обречен на вечные скитания в поисках пристанища для души.

Лермонтов создал не только глубокое философское стихотворение, но и облачил его в удивительные по красоте средства художественной выразительности.

Так, с помощью эпитетов «золотая», «утеса-великана» и метафоры «по лазури весело играя» создается сказочный утренний пейзаж, нарисованный художником слова.

Совершенно другие по настроению тропы использует автор во второй строфе. Эпитеты «старого утеса», «задумался глубоко» и метафора «влажный след в морщине» передают грусть одного из лирических героев стихотворения, а значит, красноречиво говорят нам и о душевном состоянии автора стихотворения.

Есть в стихотворении и олицетворения: «ночевала», «умчалась», «играя», «стоит», «задумался», «плачет». С их помощью Лермонтов делает тучку и утеса одушевленными лирическими героями, способными переживать те же чувства, что и люди.

Даже пятистопный амфибрахий вместе с аллитерацией «р», «л», «м», «н» и ассонансом «о», «у» создают нужный, грустный и тоскливый настрой у читателя.

Стихотворение «Утес» впервые опубликовано только спустя два года после смерти Лермонтова в «Отечественных записках». И жаль, что при жизни поэта так никто и не смог понять, насколько одиноким он себя чувствовал. Но каждый из нас может найти в самом отдаленном уголке нашей души отражение темы одиночества стихотворения. Ведь каждому из нас хотя бы раз в жизни было грустно.

Я считаю, что стихотворением «Утес» должны были увидеть современники поэта еще при его жизни. И, может быть, мы знали бы немного больше о личности автора, одного из самых гениальных и загадочных русских поэтов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: