Краткий анализ
История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.
Мысли о будущем
В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению
Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны
Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.
Вариант 2
Андрей Белый писал множество произведений, закончившихся не самым лучшим образом. Автор рассматривал себе пару очень тщательно и многого от них требовал. Он понимал, что из-за этого у него в жизни будут белые и черные полосы. Его не интересовали пошлые отношения. Но если Андрей по-настоящему любил, и особа отвечала ему взаимностью, то ничто не могло встать у этой пары на пути.
Пыл страстей у Андрея Белого быстро угасал. Из-за этого литературные критики спорят о том, кому именно был адресован стих «Любовь». Известно, что оно было адресовано женщине, которая в определенный момент появилась в жизни автора. Он мог «приворожить» любую особу, а затем – бросить, несмотря на её чувства.
Это стихотворение о расставании. Автор заканчивает отношения с возлюбленной. Можно утверждать, что это были отношения с самыми искренними и настоящими чувствами. Андрей Белый не ругался со своей женщиной. Не было никаких порывов и ссор, был лишь «тихий час». В конце возлюбленная сказала, что их ждет встреча в будущем, однако автор знал, что такого точно не будет.
Андрей Белый понимал, что отношения могут иметь абсолютно неожиданный конец. Влюбляясь в очередную особу, он давал клятву о том, что его любовь к этой женщине будет вечна, считая клятву – обязательной вещью во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В начале своего творения Андрей описывает расставание с очередной женщиной, где оба представителя понимают, что их расставание – навсегда. Это объясняет, что поэт замечает в женщине обман. Одной из строк «Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон» Андрей показывает, что крах любви причиняет ему сильную боль. Автор отпускает женщину со всеми наилучшими пожеланиями. Его возлюбленной больше нет рядом с ним. Она оставила глубокую рану в его сердце, которая останется с ним на всю жизнь.
Однако, несмотря на всю боль, Андрей Белый понимает, что любое мучение вознаграждается в будущем, и все это – не напрасно. Не нужно отвергать негативные чувства о расставании и боли. Нужно воспринять всё, как есть и идти дальше с уверенностью о том, что любовь настигнет еще не раз.
Поэт использует в своем произведении эпитеты: «нежные волны», «щемящая грусть»; сравнения: «корабль, как лебедь белый». Он внес в свой стих множество литературных приемов для того, чтобы показать, что он полностью отпустил свою возлюбленную, и его воспоминания будут напоминать лишь о приятных моментах.
Стихотворение имеет очень странной строение и содержание. От прочтения возникает ощущение, что произведение не закончено. Скорее всего, автор хотел этим сказать, что он искренне надеется на дальнейшую встречу своей очередной любви.
Анализ стихотворения Любовь по плану
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»
Революционные события 1917 года в русской культуре были приняты по-разному. Были такие деятели искусства, которые не понимали новых идей и критиковали их. Но были и те, кто приветствовал революцию с надеждой на прекрасное будущее. Среди таких поборников нового режима был и Андрей Белый. Многие его произведения так и пышут восторгом от происходящих вокруг него событий. Одним из таких стихотворений является «Родине (Рыдай, буревая стихия…)».
Это произведение было создано в августе 1917 года. Состоит оно из шести четверостиший. Стихотворный размер – амфибрахий. Рифма перекрёстная вида abab. Впервые произведение было опубликовано в литературном альманахе «Скифы», печатавшемся в 1917-1918 годах в Петрограде.
У этого стихотворения есть две интересные особенности. Первая – это его своеобразный язык. Если попробовать прочесть строки вслух, то можно удивиться, как резко и громко они звучат. Этот эффект достигается благодаря аллитерациям. Мы постоянно встречаем в тексте произведения такие слова, как «рыдай», «громового», «рокового», «бурно», «ядро». Именно повторы согласных «р», «д», «г» создают ощущение грохота и рёва стихий. Из-за этого эффекта даже те слова, которые должны звучать мягко («согреет», «серебро»), приобретают агрессивный оттенок.
Напряжение стихотворения усиливают эмоциональные обращения-рефрены. Дважды поэт восклицает «Россия, Россия, Россия», что показывает, что это не пустые слова, а священное для него имя родной земли.
Вторая отличительная черта – это образное наполнение стихотворения. В нём поэт причудливо переплетает самые, казалось бы, разнородные вещи, получая при этом неожиданно сбалансированную и яркую картину.
Начнём с того, что поэт ассоциирует революционное движение с силами природы. Военные столкновения напоминают ему о бурях и ураганах, а взрывы снарядов – о раскатах грома во время грозы. Мы видим необыкновенные эпитеты «огневое ядро», «фосфорически бурно», «космических дней», «млечных путей», которые отсылают к научным знаниям о целой планете и даже всей Вселенной. Эту сложную систему поэт рассматривает в рамках своей теософско-антропософских взглядов, о чём свидетельствует упоминание колец Сатурна – одной из фаз развития мира согласно этому философскому течению.
И как удивительно встретить в этом произведении слова об Иисусе Христе! Но поэт примиряет оба этих мировоззрения, глядя через их призму на кипящие вокруг страсти. Думается, что хаос, принесённый революцией, А. Белый воспринимал как начальный этап на пути к новому дню, прекрасному, как христианский рай. Оттого-то автор и смешивает такие несхожие идеи, создавая из них нечто новое и необычное в своём стихотворении.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
Юность на Арбате и знакомство со «старшими» символистами
Александра Бугаева — мать Андрея Белого. 1890-е годы. Фотография: Ричард Тиле / Мемориальная квартира Андрея Белого, Москва
Борис Бугаев (Андрей Белый) в детстве. Москва, 1881–1882 годы. Фотография: Генрих Булгак и Егор Овчаренко / Мемориальная квартира Андрея Белого, Москва
Николай Бугаев — отец Андрея Белого. Москва, 1870-е годы. Фотография: Иван Дьяговченко / Мемориальная квартира Андрея Белого, Москва
Настоящее имя Андрея Белого — Борис Бугаев. Будущий писатель родился 26 октября 1880 года в Москве. Его родители тогда жили на углу Арбата и Денежного переулка. Отец, Николай Бугаев, преподавал математику в Московском университете, написал несколько учебников по арифметике и книг для учителей. Мать, Александра Бугаева, происходила из обедневшей купеческой семьи и была более чем на 20 лет младше мужа.
Каждый из родителей хотел приобщить будущего писателя к собственным интересам. Николай Бугаев надеялся, что сын пойдет по его стопам, и обучал его математике. Мать же прививала ребенку музыкальный вкус и знакомила с классической литературой. Белый вспоминал: «…отец влиял на жизнь мысли во мне; мать — на волю, оказывая давление; а чувствами я разрывался меж ними».
В 1891 году Андрей Белый поступил в частную гимназию Поливанова на Пречистенке, которая считалась одной из лучших в Москве. Основатель гимназии, педагог Лев Поливанов, привил ученику любовь к русской словесности. Кроме того, во время учебы Белый увлекся философией и буддизмом.
В том же доме, где жили родители Андрея Белого, поселился преподаватель истории и географии Михаил Соловьев — брат известного философа и религиозного мыслителя Владимира Соловьева. Андрей Белый познакомился с этим семейством, когда был гимназистом. Михаил Соловьев и его жена интересовались литературой и культурой, принимали у себя многих известных поэтов и прозаиков того времени. Именно они познакомили будущего писателя с основоположниками символизма — Дмитрием Мережковским и Зинаидой Гиппиус. А их сын Сергей Соловьев стал близким другом, а позже и литературным соратником Белого.
В 1899 году Андрей Белый, как и хотел его отец, поступил на физико-математический факультет Московского университета, а затем и окончил его с отличием. Потом будущего писателя зачислили на историко-филологический факультет, однако со временем он передумал там учиться и оставил университет. В 1903 году отец Белого скончался, а еще через три года он вместе с матерью съехал из арбатской квартиры в другую, на Никольском переулке.
Вариант 2
Андрей Белый писал множество произведений, закончившихся не самым лучшим образом. Автор рассматривал себе пару очень тщательно и многого от них требовал. Он понимал, что из-за этого у него в жизни будут белые и черные полосы. Его не интересовали пошлые отношения. Но если Андрей по-настоящему любил, и особа отвечала ему взаимностью, то ничто не могло встать у этой пары на пути.
Пыл страстей у Андрея Белого быстро угасал. Из-за этого литературные критики спорят о том, кому именно был адресован стих «Любовь». Известно, что оно было адресовано женщине, которая в определенный момент появилась в жизни автора. Он мог «приворожить» любую особу, а затем – бросить, несмотря на её чувства.
Это стихотворение о расставании. Автор заканчивает отношения с возлюбленной. Можно утверждать, что это были отношения с самыми искренними и настоящими чувствами. Андрей Белый не ругался со своей женщиной. Не было никаких порывов и ссор, был лишь «тихий час». В конце возлюбленная сказала, что их ждет встреча в будущем, однако автор знал, что такого точно не будет.
Андрей Белый понимал, что отношения могут иметь абсолютно неожиданный конец. Влюбляясь в очередную особу, он давал клятву о том, что его любовь к этой женщине будет вечна, считая клятву – обязательной вещью во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. В начале своего творения Андрей описывает расставание с очередной женщиной, где оба представителя понимают, что их расставание – навсегда. Это объясняет, что поэт замечает в женщине обман. Одной из строк «Я вдаль смотрел, щемящей грусти полон» Андрей показывает, что крах любви причиняет ему сильную боль. Автор отпускает женщину со всеми наилучшими пожеланиями. Его возлюбленной больше нет рядом с ним. Она оставила глубокую рану в его сердце, которая останется с ним на всю жизнь.
Однако, несмотря на всю боль, Андрей Белый понимает, что любое мучение вознаграждается в будущем, и все это – не напрасно. Не нужно отвергать негативные чувства о расставании и боли. Нужно воспринять всё, как есть и идти дальше с уверенностью о том, что любовь настигнет еще не раз.
Поэт использует в своем произведении эпитеты: «нежные волны», «щемящая грусть»; сравнения: «корабль, как лебедь белый». Он внес в свой стих множество литературных приемов для того, чтобы показать, что он полностью отпустил свою возлюбленную, и его воспоминания будут напоминать лишь о приятных моментах.
Стихотворение имеет очень странной строение и содержание. От прочтения возникает ощущение, что произведение не закончено. Скорее всего, автор хотел этим сказать, что он искренне надеется на дальнейшую встречу своей очередной любви.
Анализ стихотворения Любовь по плану
Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Министерство образования Московской области
- НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
- государственного образовательного учреждения
- высшего образования
- Московского государственного областного университета
- Исследовательская работа на тему:
- «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
- Выполнила: студентка 4 курса
- группы 4 «Е»
- Специальность: Преподавание в начальных классах
- Костенко Мария
- Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
- Ногинск 2018
- Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
- Задачи изучения лирики в начальной школе.
- Мир живой природы в лирике А. Белого.
- Образы-символы в стихотворениях поэта.
- Особенности языка и стиля произведений А. Белого.
Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.
В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.
В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».
В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.
В программе Р.Н. и Е.В.
Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».
Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».
Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)
Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А
Анализ стихотворения Андрея Белого «Воспоминание»
Любой, кто хотя бы раз побывал в старых районах Санкт-Петербурга, может согласиться, что в этом городе до сих пор чувствуется особая атмосфера. Глядя на великолепные старинные здания, сразу представляешь, как в них жили представители аристократических семейств, слышишь шорох длинных юбок по паркету и улавливаешь шелест вееров. Вот и Андрея Белого, когда он посещал Петербург в 1908 году, видимо, эта дивная атмосфера вдохновила на создание стихотворения «Воспоминание».
Сюжет произведения переносит нас в XIX век. Мы видим протагониста, одиноко стоящего среди высоких сугробов. Вечер. Мужчина замер, он раз за разом прокручивает в голове слова, которые произнесла дама. Автор подчёркивает, что герой не может перестать думать о произошедшем, с помощью анафоры:
Я помню вас и ваши речи;
Я помню в снежном серебре…
Чтобы прояснить, что же случилось здесь, поэт возвращается в недалёкое прошлое. Мы снова переносимся на некоторое время назад. Мы оказываемся посреди дворянской гостиной. Поэт подробно описывает богатый интерьер помещения, упоминая детали, присущие именно роскошным домам: портьеры, «низенькие софы», лакеев, разносящих «пряный чай». Вдруг взгляд лирического героя останавливается на хорошенькой даме. Она представляет собой образец нежнейшей красоты. Женщина одета в дорогие «марсельские кружева», белый цвет которых указывает на её чистоту и благородство. Она очаровательно грациозна, даже потягивается она «мягко». Поэт одаривает даму такими пышными эпитетами, как «вся воображенье, восхищенье».
Однако взгляд женщины печален. Автор упоминает, что поблизости хмурится муж героини. Можно предположить, что как и многих других дворянок, девушку выдали замуж по расчёту, и теперь она грустна, поскольку не испытывает любви к своему супругу, но мечтает о взаимном нежном чувстве.
Поэт замечает, что между ним и печальной дамой промелькнула искра. Если немного пофантазировать, то можно представить, что улучив момент, герои встретились на запорошённом балконе или в саду, чтобы объясниться. Конечно, женщина не решится вступить в любовную связь. Ей неловко даже встречаться с мужчиной наедине. Оттого поэт и приводит эпитет «стыдливо дрогнувшие плечи». Отказав влюблённому герою, дама покидает его.
Последняя строфа отделена длинной чертой, словно обозначает конец прекрасного времени. Мы снова видим протагониста одиноким и растерянным. Всё, что ему осталось – печальное воспоминание о мимолётной любви.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑
LiveInternetLiveInternet
Андрей Белый
В. П. Свенцицкому
Те же росы, откосы, туманы, Над бурьянами рдяный восход, Холодеющий шелест поляны, Голодающий, бедный народ;
И в раздолье, на воле — неволя; И суровый свинцовый наш край Нам бросает с холодного поля — Посылает нам крик: «Умирай —
Как и все умирают…» Не дышишь, Смертоносных не слышишь угроз: — Безысходные возгласы слышишь И рыданий, и жалоб, и слез.
Те же возгласы ветер доносит; Те же стаи несытых смертей Над откосами косами косят, Над откосами косят людей.
Роковая страна, ледяная, Проклятая железной судьбой — Мать Россия, о родина злая, Кто же так подшутил над тобой?
У многих русских поэтов есть стихи, посвященные родине. Однако далеко не все они могут похвастаться объективностью и тем, что отражают обратную сторону медали
Поэт Андрей Белый, по праву считающийся одним из ярчайших русских символистов, в своих произведениях огромное внимание уделял реальному отображению действительности. Видимо, по этой причине даже лирические стихи этого автора носили декадентский оттенок и были пронизаны либо мрачным юмором, либо сарказмом
В 1908 году Андрей Белый на волне русского патриотизма опубликовал стихотворение «Родина». Однако выдержано оно было совсем не в том ключе, к которому привыкла общественность. Вместо хвалебной оды поэт попытался представить свою страну если и не объективно, то хотя бы без ложного приукрашивания. Действительно, трудно обвинить автора в намеренном желании исказить реальность, если наряду с восхищением Россией он позволяет себе открыто заявить о том, что ее основными достопримечательностями являются «холодеющий шелест поляны, голодающий, бедный народ».
Отчасти подобные фразы были связаны с событиями 1905 года, когда стало ясно, что настоящая революция уже не за горами. Под впечатлением попытки государственного переворота в то время оказались многие русские поэты, и Андрей Белый в этом отношении не являлся исключением.
Александр Блок
Однако если Александр Блок кардинально изменил свои взгляды на революцию, убедившись, что кроме голода, разрухи и гибели людей она ничего не способна дать России, то Андрей Белый придерживался диаметрально противоположной точки зрения. Он был убежден, что в стране нужно кардинально все изменить. Правда, автор не задумывался о том, какой ценой это придется делать.
Пока же для Андрея Белого «и в раздолье, на воле – неволя», он видит окружающий мир в довольно пессимистичном свете и сочувствует тем, кто устал прозябать в нищете. Философия Андрея Белого такова, что лично сам он готов умереть за свободу, чем коротать свои дни в ожидании, что скоро «ненасытные стаи смертей» заберут и его жизнь.
Обращаясь к своей родине, которая уже успела стать для него чужой и непонятной, поэт о. На самом деле, он чувствует мощь русской державы, однако не может понять, почему из года в год ничего вокруг не меняется. «Мать Россия, о родина злая, кто же так подшутил над тобой?», — вопрошает поэт, не догадываясь о том, что этим же вопросом задается каждое новое поколение его соплеменников.
pishi-stihi.ru
Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек как нелюбимый ребенок, невозможно.
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.
Взгляды автора
Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым
Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу
К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика
с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.