Анализ 3
Стихотворение восхваляет красоту и кротость простых русских девушек. Они ничуть не хуже иностранок, не хуже принцесс или тех дев, которых воспевали поэты древности. Это приятное стихотворение состоит из одной большой строфы.
В первой же строке автор обращается к некоему певцу, под которым подразумевает, оказывается, древнегреческого поэта. (Это обращение эмоционально – даже с восклицательным знаком, а дальше следует вопрос сам.) Анакреонт тот воспевал девушек своей эпохи, вот Державин и спрашивает давно ушедшего гения, а видел ли тот русских красавиц. Так как тому их явно не посчастливилось их увидеть, Гаврила Романович рисует их портрет в своем стихотворении.
Эти девушки весной особенно радуются, пляшут в полях (тоже прекрасных) под звуки пастушьей свирели. Героини движутся в танце, склонив головы, стучат башмачками ритмично. (То есть у них даже не мягкие деревенские лапти, а именно башмаки с каблуком!) Красавицы тихо ведут взглядом, руками… А плечами – говорят! То есть это метафорично выражено, что они двигают плечами в ритм музыки, будто рассказывают историю. И это всё описание опять заключено в вопрос. Конечно, и этого не видел древний поэт, а то бы воспел такую красоту.
Теперь читатель уже приблизился к девушкам, видит, как блестят их золотые ленты, как чиста и нежна их кожа, как прекрасен жемчуг на них… (Опять золото и жемчуг показывают, что это совсем не крестьянки, а девушки богатые.)
Поэт добавляет цвета: по голубым жилкам бежит кровь розовая! Но это такое авторское допущение, так как всем известно, что кровь или алая, или бардовая. На румяных щеках героинь читатель уже видит ямочки, которые создала, будто бы, сама любовь. Опять красивое описание: соболиные брови, соколиный взгляд, полный искр. И теперь переход, что их улыбка может сразить хоть орла, хоть льва. Одном взглядом и улыбкой русская девушка может влюбить в себя самого смелого и богатого мужчину!
И вот делается вывод, что древнегреческий творец, увидь он русских красавец, забыл бы своих гречанок. Он бы просто влюбился в них, мечтал бы о них и воспевал их. Героини почти идеальны.
Написано стихотворенье устаревшим языком, тут много уже не используемых и слов (златые, ланиты, зреть, то есть видеть), и грамматических форм (российски, драгими, главами). И всё-таки читается произведение довольно легко, мысль в нём легка тоже и очень приятна (для русских).
Зрел ли ты, певец Тииский! Как в лугу весной бычка Пляшут девушки российски Под свирелью пастушка? Как, склонясь главами, ходят, Башмаками в лад стучат, Тихо руки, взор поводят И плечами говорят? Как их лентами златыми Челы белые блестят, Под жемчугами драгими Груди нежные дышат? Как сквозь жилки голубые Льется розовая кровь, На ланитах огневые Ямки врезала любовь? Как их брови соболины, Полный искр соколий взгляд, Их усмешка — души львины И орлов сердца разят? Коль бы видел дев сих красных, Ты б гречанок позабыл И на крыльях сладострастных Твой Эрот прикован был.
Анализ 2
В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.
Жители села не знали как поступить в такой ситуации, но какой-то пришлый человек советует установить вехи для того чтобы пчелы могли отдыхать. Благодаря этому совету люди действительно устанавливают вехи и спасают пасеку. В стихотворении герои благодарят этого советчика, который фактически даровал спасение пчелам и мед пасеке.
Конечно, данное стихотворение может рассматриваться сугубо как детская история, особенно если учитывать изначальное предназначение стиха именно для детского цикла. Некрасов написал ряд таких стихов и в этом прослеживаются характерные детали именно для детского творчества. Тут дается довольно простой сюжет, поучительная история и используется понятная лексика.
Тем не менее, вдумчивый читатель может поразмыслить над дополнительными смыслами, которые вкладывал автор в собственное произведение. Ведь на самом деле символ пчел является довольно понятным.
Лирика Некрасова нередко посвящалась простому трудовому народу, он писал о тяготах простых людей, о напрасной гибели и подобном. Пчела является более чем характерным символом простого рабочего человека, бескорыстная и трудолюбивая, она выполняет собственную работу в интересах улья. Подобным образом действуют и крепостные, о которых так часто волновался Некрасов.
Трудно сказать, какое именно событие или пласт событий описывает автор, но мы можем предположить некое отсутствие чуткого руководства над пчелами, которые от этого начинают гибнуть и страдать. Если вмешивается какой-то внешний фактор, в частности наводнение, то пчелы не могут нормально действовать. Только совет стороннего человека позволяет справиться с этими невзгодами.
Возможно, Некрасов, тут указывает на потребность более гуманного отношения к рабочим людям, потребность в разуме или чем-то подобном. Также тут возможна и религиозная символика, ведь Некрасов указывает на человека, который пришел на Благовещенье – праздник, который отмечает извещение Девы Марии и непорочном зачатии Христа.
Далее этот образ развивается и пчелки сравниваются в «богомолками у церкви», то есть эти вехи мы можем сопоставить с церквями как таковыми или религиозным уставом (к примеру, каждая веха – отдельная заповедь) который помогает не потонуть в грехе материального мира и перебраться на сушу, на другой берег мира вечного.
Как известно, мед является одним из самых ценных продуктов сельского хозяйства. Собственно и все пчеловодство приносит немалый доход и пользу.
Только вот за пчелами нужно тщательно следить, создавать оптимальные условия для развития улья и содержать улей в порядке. Ведь колония пчел может погибнуть или перебраться в какое-то другое жилище, есть много вариантов. Пчелы маленькие, но представляют собой довольно внушительный организм, который действует сообща.
Анализ стихотворения Пчелы по плану
Вариант 2
Стихотворение «Колыбельная песня» Николай Алексеевич Некрасов написал в 1845 году, и автор не скрывает, что оно является подражанием на произведение Лермонтова «Казачья колыбельная песня» написанное в 1838 году. В обоих произведениях условный герой обращается к младенцу, предрекая его будущее. Однако, если в стихотворение Лермонтова ребенку пророчат тяжелый путь воина, защищающего свое отечество, Некрасов говорит о чиновнике, разрушающем страну изнутри.
Несмотря на своё название, произведение на самом деле не является колыбельной и предназначено для взрослой аудитории. Автор обругивает русских чиновников, обманом заполучивших свой пост и наживающихся на бедном народе. Напоминает о том, что каждый гадкий и злой человек был когда-то маленьким младенцем, которым умилялись окружающие, которого любила и ласкала мать.
Николай Алексеевич Некрасов всегда был истинным патриотом, любил свою страну и беспокоился о ней. Несмотря на высокое положение в свете, его искренне до глубины души возмущали чиновники, заботящиеся не о благе страны, а лишь о своём собственном. Он всегда радел за простой народ, ущемляемый знатью, вынужденный влачить своё существование под гнётом податей и рекрутчины и не имеющий право на мнение, не имеющий права подать голос.
Произведение действительно поражает своей жестокостью и прямолинейностью, такой нетипичной для автора. Строки пропитаны сарказмом, насмешкой над материнской любовью и нежностью.
Стихотворение в котором поэт выражает своё несколько протестантское мнение, неприкрытую злобу и даже жестокость, в открытую называя чиновников змеями вызвало волну возмущения среди знати, и много противоречивых мнений. Ведь автор покушается буквально на святое, на чистое воплощение невинности – на младенца, заранее пророча ему будущее обманщика и подлеца
Оно сильно отличается от остального творчества автора, в котором Некрасов хоть и обращает внимание на несправедливость и тяжёлую ношу простого народа, но делает это иначе, красиво и нежно, никого не оскорбляя и не обвиняя
Но нельзя отрицать зёрна истины, актуальной и по сей день. Недаром это произведение – одно из самых популярных среди всех остальных произведений Некрасова. Проблема, описываемая автором в позапрошлом веке, не утратила актуальности в наши дни, хоть и стала менее заметной.
Анализ стихотворения Колыбельная песня по плану
2 вариант
Написано это философское стихотворение Пушкиным в канун своего тридцатилетия.
Стихотворение русского классика показывает его философское отношение к жизни
Важно, что оно осознаётся самим поэтом в молодости. То есть когда другие молодые только веселятся, ни о чём не думая, он уже размышляет о жизни
О жизни и смерти, о смене поколений, о бренности бытия… Конечно, это не может не выражаться в его отношении к окружающему. Как показано в стихотворении, при виде младенца Пушкин думает, что тот вполне может прийти поэту на смену. Когда видит шумную толпу сверстников, Александр Сергеевич представляет, что над кем-то уже занесён меч. А они ещё ни о чём не задумались: ни о семье (о родителях и детях), ни о своём предназначении, ни о понимании этого мира.
В стихотворении много перечислений. Например, поэт размышляет и в храме, и на улицах. Каждый день, каждый год провожает поэт размышлениями. Философские мысли приходят и при взгляде на старый дуб, ведь он жил и при отце поэта, и раньше… и он вполне переживёт поэта и его детей. Не зря в стихотворении это дерево называется «патриарх лесов». Кстати, природу, переживающую и людей, и насекомых, и цивилизации, Пушкин называет равнодушно прекрасной.
Ближе к концу стихотворения Пушкин задаётся вопросами, на которые его потомки знают ответы. Он вопрошает, как и где погибнет. Не, как предполагал, в пылу боя, но и не в хладе старости. Единственное желание патриота – не умереть на чужбине. Он хотел бы, чтоб у его могилы играла молодая жизнь, говоря о детях, о животных и растениях, о весне… О радости новой жизни, в целом.
Известно, что поэта общество считало легкомысленным повесой. Однако это стихотворение доказывает, что даже в юношеской горячности, в радости молодой жизни Пушкин, действительно, оставался поэтом и мыслителем.
Анализ стихотворения Державина «Возвращение весны»
Гавриил Державин является не только выдающимся общественным и политическим деятелем 18 века, но и известным литератором, который внес огромный вклад в развитие русской поэзии. Будучи приверженцем классицизма, он постарался упростить и приукрасить русский язык, сделав его доступным для понимания людей различных сословий. В этом была своя необходимость, так как приближенным императора мог стать вчерашний крестьянин или же купец, для которого «высокий штиль» был недоступен. Впрочем, и сам Державин родился в семье мелкопоместных дворян,
не предполагая, что дослужится до министра юстиции России.
Успешная карьера, тем не менее, не мешала Державину слагать прекрасные оды, посвящая их божьим помазанникам. В 1797 году по случаю посещения императрицей Марией Федоровной Смольного монастыря поэт написал стихотворение «Возвращение весны», в названии которого скрыт двойной смысл. Это произведение одновременно посвящено и природе, и титулованной особе, которая сумела по достоинству оценить столь изысканное сравнение и щедро отблагодарила поэта. Тем не менее, в наши дни «Возвращение весны» воспринимается как образец классической русской поэзии,
образной и возвышенной. В нем автор изображает торжество природы, которая «празднует весны приход» и радостно отзывается на теплое прикосновение солнечных лучей, легки ветерок и удивительно чистый воздух, который «дышит ароматом».
Весне рад весь окружающий мир, и это неудивительно, потому что он буквально преображается. Поэт отмечает, что вокруг все зеленеет и «цветки стелют по земле коврами». В небе порхают птицы. Наполняя мир своим счастливым щебетанием, «рыбы мечутся из вод». Яркое весеннее солнце встречают и лесные звери, и одинокий пахарь, который «дождь на нивы сеет вкруг себя златой».
Обращаясь к мифологии, Державин отмечает, что предвестницами весны являются очаровательные нимфы, которым под силу превратить снежное покрывало, укутывающее землю, в тончайшие белые наряды. В таком виде они встречают весну и простирают к ней «нежные длани», призывая к себе в помощники Эроса — бога любви. Именно с этим ярким и волнующим чувством у Державина ассоциируется весна, которая способная вскружить голову любому человеку и вселить в душу надежду на то, что с собой она принесет подлинное счастье, избавление от печалей и страданий, а также возможность начать жизнь заново, оставив в прошлом все невзгоды.
Чужая среди чужих
Здесь унижают тем, что ещё чужой, там, что уже чужой и как найти выход — вопрос. Вместе с тем, на фоне этой меланхолии, близкой к апатии, Цветаева реально оценивает себя, понимая, что она уже достигла того, чтобы её уважали.
В Европе Цветаеву не ждали с распростёртыми объятьями — она приехала к мужу по своей инициативе и сама должна была бороться, даже не за место под солнцем, а за глоток воздуха и кусок хлеба. Помогали эмигранты, спасали переводы, но нет той востребованности, о которой мечтает поэт. Да и в личной жизни не всё на лад, больше на ладан — отношения с Эфроном более дружеские, с другими далеко не зашло…
Вариант 2
На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.
Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.
На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр
Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.
Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.
Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.
Анализ стихотворения Брожу ли я вдоль улиц шумных (Пушкин)
В возрасте тридцати лет поэт уже стал достаточно популярным и известным, чьи работы считались явлением многих споров и суждений. Но светская публика воспринимала работы А. С. Пушкина достаточно скептично, поскольку автор был на слуху как повеса и дебошира, ловелас и человек, который лишний раз не промолчит. Но все-таки, поэта можно было считать вполне сложившимся человеком.
Сам автор, считал, что свободная жизнь требует больших средств, которых у поэта и не было вовсе. Данный факт причиняет много дискомфорта и вынуждает регулярно быть на службе, которая так надоела А. С. Пушкину. Задумавшись над тем, что известность в творчестве не считается залогом благополучия, автор ищет выходы для того, чтобы укрепиться и часто думает над тем, что его судьба состоялась вовсе не так, как бы этого мечталось. К тридцати годам Александр Сергеевич Пушкин пишет данное произведение, где еще раз пытается найти ответ, для чего же он здесь, на этом свете?
Но поэт не стал внедряться в философские вопросы и размышлять, а взял то, что было подарено ему судьбой, как само собой полагающееся. Так же автор отмечает, что, чем бы он ни занимался, его мысли далеки от реальной жизни. В своих грезах, А. С. Пушкин видит себя успешным человеком, ловеласом. Но судьба его постоянно возвращает обратно в реальность, где он просто обычный человек
Понимая это, поэт отмечает, что все мы уйдем из жизни, и не важно, богатый ты или бедный. Он вовсе не страшится смерти
Помимо этого, он осознает, что это неизбежно и надеется, что там будет куда спокойнее, чем здесь. Так думая, автор словно дает дорогу молодому поколению, без какой либо зависти или грусти.
А. С. Пушкин не знает, где его смерть и не хочет даже думать, как это может случиться. Но он желает, чтобы его похоронили на родине.
Анализ стихотворения Брожу ли я вдоль улиц шумных по плану
Тема, идея
Производя анализ стихотворения Державина «Признание» по ключевым словам, мы выявляем идейно-смысловой его . Именно «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее. Это подтверждают и другие примеры текста: герой не любит притворяться и «философа брать вид», в поэзии он прославляет не себя, а высшие силы, наградившие его талантом. Всячески подчёркивая именно человеческую природу своего дара, Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. «Признание», анализ которого мы сделали, позволяет утверждать это в полной мере. Тем и ценен для нас дар Гавриила Романовича, его уникальное стихотворное наследие. Замыкая эпоху классицизма русской литературы, он сумел придать ему живой человеческий облик. Потому и Пушкин искренне считал Державина своим гениальным учителем.
Причины тоски
В отличие от написанного 2 года назад стихотворения «Родина» , тут нет порыва страстной любви к Отчизне, нет ненависти к чужбине. Такое впечатление, что за эти 2 года Марина устала бороться за возвращение, и сейчас её всё равно где встречать свой скорбный час — на чужбине или в родных местах.
Цветаева понимает, что на Родине её практически никто не ждёт, она не пошла в ногу со строительством социализма и сейчас вне игры на поле битвы. Эта «ненужность» чувствуется чуть ли не в каждой строке произведения. Свой дом за границей она сравнивает с казармой и госпиталем, вместе с тем понимая, что в СССР не осталось и этого, поэтому и там при возвращении не пройти мимо унижения:
Анализ стихотворения «Русские девушки» Державина
Гавриил Романович Державин в своей поэзии охотно воспевал женскую красоту. Его восторг был посвящен исключительно русским красавицам.
Стихотворение написано в 1799 году. Его автору исполнилось 56 лет, он сделал головокружительную карьеру, управлял Тамбовской губернией, успел побыть кабинет-секретарем самой императрицы, а в данный период председательствовал в Коммерц-коллегии. По жанру – ода красоте русских девушек, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, деления на строфы нет. Лирический герой – сам автор. Начинает он почти насмешливо: зрел ли ты. Обращается при этом он к давно умершему античному поэту Анакреону, известному своей любовной лирикой. «Бычка пляшут»: народный танец с притоптываньем. Все стихотворение – сплошное любование, град перечислений, долженствующих убедить Анакреона, что он зря воспевал гречанок, присмотрелся бы к российским девам красным. Уменьшительные суффиксы, подчеркивающие удовольствие автора: пастушка, башмачками, бычка. Анафора: как. Поэт дает привлекательный портрет русской красавицы. Надо отметить, что похвалы его достались девушкам простого сословия. Характер танца, незамысловатость музыкального сопровождения (свирель) свидетельствуют об этом. Автор рисует с натуры: чела белые, груди нежные, жилки голубые, розовая кровь, ямочки на щеках (ланитах), брови соболины, соколий взгляд. Он пытается передать движения танца: склонясь главами, стучат, руки, взор поводят, плечами говорят. Есть и описание деталей костюма: лентами златыми, жемчугами драгими. Лексика и возвышенная, и нейтральная, местами устаревшая. Интонация пылкая, с обилием риторических вопросов, с явным фольклорным звучанием. Инверсия – один из основных приемов этого произведения: зрел ты, льется кровь, врезала любовь. Множество эпитетов словно из народной сказки: соколий, огневые, соболины. Улыбку он передает ярким словом «усмешка», тем самым, которое украсит впоследствии ранние сочинения Н. Гоголя. Метафоры: души львины, полный искр, сердца орлов. Тут подразумеваются храбрецы, воины, чьи бастионы устояли перед натиском врагов, но пали под огненным женским взором. «Тииский»: Анакреон – уроженец греческого города Теос. «Эрот прикован»: имеется в виду божество страсти.
Стихотворение «Русские девушки» Г. Державина впервые было опубликовано спустя 9 лет после создания.
Перу Г. Р. Державина принадлежат оды – хвалебные лирические произведения. Но в его стихотворении «Русские девушки» восхваляющий характер граничит с простотой быта. Он воспевает в нем русских молодиц. Для этого описывает он их во время традиционного танца, получившего в народе название «бычок».
Действия, описываемые в стихотворении происходят весной на лугу. Не зря выбрано это время года: все расцветает и приходит в движение. Этот период отлично дополняет картину, изображающую группу молодых и красивых девушек, в которых так и пылает юность и любовь. Происходит все это под звучание пастушьей свирели.
В первых строках произведения он обращается к греческому поэту с вопросом. А дальше он расписывает этот танец молодиц. Сначала говорится о их движениях. Они плавны и красивы. Использованное им при описании танца большое количество глаголов передает его ритм. Сами строки живы и динамичны. А движения девушек – красноречивы.
Затем Державин переходит к описанию внешних достоинств девиц. Они прекрасны. За их улыбками скрываются смелые и сильные души – «львины». Эти юные красавицы способны сразить любого мужчину.
Такими описывает поэт русских девушек. Он подчеркивает их достоинства и превосходство над другими. В конце произведения Державин вновь обращается к иностранному певцу со словами о том, что если бы он видел собственными глазами картину, которая представлена в этих строках, то навек забыл бы гречанок. Ведь русские девушки не только красивы, но и полны жизни.
За доказательствами превосходства русских женщин над другими, скрывается и другая мысль: превосходство русской культуры и духовности народа. Именно это и старается, так живописно расписав, доказать Державин в этом лирическом произведении.