Анализ стихотворения на стоге сена ночью южной фета

🌿 уж верба вся пушистая

Средства выразительности

В раскрытии темы важную роль играют средства выразительности. Они же позволили автору создать оригинальные образы можжевелового куста и любимой.

В каждую строфу поэт вплетает метафоры
: «аметистовых ягод услышал я звон», «я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей», «остывающий лепет изменчивых уст» . Эпитеты
дополняют образы, воспроизводят эмоции лирического «Я»: «металлический хруст», «невысокие эти стволы», «древесные ветви», «легкий лепет», «смертоносная игла», «золотые облака», «садик безжизнен и пуст» .

Сравнений в тексте нет.

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей

Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах

А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр
интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Идея

Главная мысль стихотворения — поиск своего предназначения. Одинокий парус не видит спасения в безмятежном покое и решается вступить в бой со стихией. Он не чувствует себя удовлетворённым в лазури и солнце и пытается найти себя в обратном.

Общие места поэзии романтизма, такие как одиночество, жажда приключений, образ моря, переосмысляются в «Парусе» и объединяются новым мотивом. В литературоведении его называют мотивом «лишнего человека». К таким героям относятся Онегин, Печорин, Рудин. Таким образом, роль и смысл «Паруса» трудно переоценить: с этого маленького стихотворения начала развиваться весьма значимая для русской литературы тема.

Анализ стихотворения Фета «Уж верба вся пушистая…»

Немало стихотворений Фет посвятил приходу весны. Одно из них – «Уж верба вся пушистая…». Нередко в искусстве зима связывается со сном природы. Весна же олицетворяет обновление, перерождение, пробуждение. Афанасию Афанасиевичу в рассматриваемом тексте удалось очень точно передать весенние ощущения, сладостное чувство жизни. При этом поэт ограничивается малым количеством конкретных примет наступающего нового времени года. Самая яркая из них – как раз пушистая верба, с упоминания которой и начинается стихотворение. Дерево это возникает не случайно. В христианстве есть праздник, официально называющийся Вход Господень в Иерусалим. С одной стороны он олицетворяет прообраз входа Христа в рай, с другой – признание Иисуса Спасителем. У русских православных христиан праздник этот принято именовать Вербным Воскресеньем. Отмечается он в воскресенье, предшествующее Пасхе. Согласно традициям, освещенные вербы хранятся в продолжение всего года, ими украшают домашние иконы. Благодаря православным обычаям, верба в России стала символом весны, а ее цветение воспринимается как начало воскрешения природы.

В стихотворении «Уж верба вся пушистая…» личное настроение лирического героя сливается с общим настроением других людей. Перелом происходит после второй строфы. Первые два четверостишия представляют собой картины природы. Затем Фет демонстрирует реакцию народа на то, что происходит в окружающем мире. Как тучки сбиваются в стаи, так и люди стараются держаться вместе. Весна всем приносит радость и счастье. Она способна пробудить от зимнего сна и человека, и природу:
…И над душой каждою
Проносится весна.
Применительно к весне Фет использует олицетворение «повеяла крылом». Тем самым она отождествляется со спустившимся с небес божеством. Благодаря глаголу «повеять», весна кажется доброй, нежной, заботливой. Не зря выбирает поэт чередование длинных и коротких строк внутри строф. За счет этого приема у читателей возникает ощущение полета весны, взмаха ее крыльев. Лирического героя, как и толпу, с приходом тепла и солнца переполняют различные чувства. Фет не торопится называть их напрямую. Ему гораздо ближе эффект недосказанности: народ «чему-то рад», «какой-то тайной» мечта распалена. У Афанасия Афанасиевича была уникальная способность – проникать в сокровенный мир природы, передавать в стихотворениях не только восхищение ею, но и философские раздумья, порожденные созерцанием ее прекрасного облика.

Одной из самых популярных тем в поэзии А.Фета всегда являлась тема «Природы». Произведение «Уж верба вся пушистая раскинулась кругом» также относится к этой лирике. Оно передаёт чувства природы и людей с приходом Весны. С первых строчек поэт обращается к аллегорическому образу весны – вербе, так как именно вербное воскресенье предшествует Пасхе и говорит о «воскрешение» весны после затянутой зимней спячки.

Рассматривая структуру стихотворения, можно заострить внимание на том, что первые две строфы относятся к переживаниям природы, а две оставшиеся – к настроению народа. Обращаясь к реакции людей на приход весны, можно заметить, что для них это радостное событие

Из-за приподнятого настроя люди стараются быть вместе и разделять эмоции друг друга. Поэт объясняет это так:

И над душою каждоюПроносится весна.

Также в структуре чередуются короткие строчки с более длинными. Поэт внёс эту необычную закономерность для более лёгкой читабельности. Ведь для него было действительно важным, чтобы читатель понимал нужное настроение произведения. А весна приносит свои новшества стремительно, никого не спрашивая.

На протяжении всего стихотворения А.Фет применяет к весне приём олицетворения, чтобы показать насколько она «жива» и важна для окружающего мира. Стоит волшебнице весне только «повеять крылом», как всё вокруг сразу становится более радостным и менее унылым. Глагол «повеять» даёт очертания лёгкости и беззаботности в действиях весны. Автор показывает её нежной, заботливой и всеми любимой.

Афанасий Афанасьевич Фет всегда умел красиво и точно передать те или иные события в жизни природы. Для него это всегда было любимой темой. В произведениях Фета всегда поднимались не только красивые слова: метафоры и эпитеты, но и умные, глубокие мысли, зашифрованные в тайнах природы.

Природа, общество, личность в творчестве М. Лермонтова

Природе у Лермонтова противостоит общественный человек, который выдумал свои законы. Гармоничная природа и страдающее от противоречий общество враждуют между собой. Для романтизма мир, каким он мыслился Богу, в замысле прекрасен и совершенен. Но он не совершенен в исполнении, потому что Создатель поручил его завершение человеку. Однако человек не исполнил достойно задачу, поставленную перед ним Творцом.

Эти кратко обрисованные истоки, питавшие Лермонтова, предопределили стиль его ранней лирики. На первый план в ней вышла идея личности, которая заявляла о своих неотъемлемых правах, обращалась к миру со своими вопросами, сомнениями и претензиями. Выражение идеи личности потребовало нового стиля. Все почувствовали разрушение пушкинского канона.

Юный Лермонтов внёс напряжение в нашу поэзию. Он лишает стих и поэзию гармони и равновесия, чтобы стихи звучали более страстно и остро. В дальнейшем, примером послужит анализ стихотворения Лермонтова «Парус».

У поэта всё рассчитано на внушение читателю определённого эмоционального впечатления. Всё должно работать на создание выразительности целого. С этим связаны две противоречивые тенденции. С одной стороны, поэт не избегает простых определений. С другой стороны, утонченная и изощренная книжно-поэтическая живопись, а также напряженность психологических состояний.

А теперь, ознакомившись в целом с тенденциями поэзии юного творца, мы приступим к анализу стихотворения Лермонтова «Парус».

Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Практически у каждого человека есть собственный символ любви – предмет, явление природы, растение или образ, которые неразрывно ассоциируются с самым близким и дорогим человеком. Для поэта Николая Заболоцкого таким символом стал куст можжевельника, в котором воплотились все самые светлые надежды и мечты автора. Это стихотворение было написано в 1957 году, когда автор пережил свою вторую молодость. Все дело в том, что в жизни Заболоцкого был довольно сложный период, когда его покинула супруга, отдав предпочтение другому мужчине. Однако вскоре семья воссоединилась, и Заболоцкий, пожалуй, чуть ли не впервые в жизни обратился к любовной лирике. Именно в этот период им был создан цикл стихотворений «Последняя любовь», в который вошло произведение «Можжевеловый куст».

Простое и незатейливое по композиции, но при этом очень сложное для восприятия, это стихотворение словно бы обнажает душу поэта. Заболоцкий признается, что сейчас его жизнь напоминает удивительный сон, который дарит ему предчувствие счастья. Символом его является куст можжевельника, украшенного аметистовыми ягодами. Их звон настолько понравился поэту, что стал синонимом радости бытия.

Возможно, в жизни Заболоцкого действительно был такой эпизод, который врезался ему в память благодаря прогулке с любимой женщиной по можжевеловой роще. Впрочем, не исключено, что подобное причудливое сочетание образов является всего лишь плодом воображения поэта. Так или иначе, ключевой фразой этого произведения являются строки: «Я заметил во мраке древесных ветвей чуть живое подобье улыбки твоей».

Однако не все так легко и безоблачно складывалось в личной жизни поэта. Обретя супругу вновь, Заболоцкий боится поверить собственному счастью. Для него можжевеловый куст – это не только символ любви, но и «остывающий лепет изменчивых уст»
, в каждом слове которых автор подсознательно пытается отыскать некий подвох. При этом сам поэт еще до конца не может разобраться в собственных чувствах, и ему кажется, что прошлое ушло безвозвратно. Именно по этой причине он, обращаясь к любимой женщине, просит у нее прощение в завуалированной форме, хотя и понимает, что его вины в том, что произошло, нет. Тем не менее, в финале звучит фраза: «Облетевший мой садик безжизнен и пуст… Да простит тебя бог, можжевеловый куст!». В ней он говорит о своей душевной боли, и о том, что воскресить любовь будет не так-то просто, хотя препятствие для того, чтобы двое людей вновь были вместе, на первый взгляд, не существует.

Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано Заболоцким в 1957 г., за год до смерти, и вошло в цикл «Последняя любовь». Оно было напечатано в последнем, четвёртом прижизненном сборнике стихов поэта, изданном в 1957 г.

Поэт женился в 27 лет на Екатерине Васильевне Клыковой, с которой воспитал двух детей

Жена вместе с детьми поехала вслед за мужем в ссылку, окружала его заботой и вниманием, не требуя ничего взамен. По свидетельству современников, Екатерина Заболоцкая всегда была мягкой, тихой и незаметной, не принимала участия в литературных беседах

А в 1955 г. внезапно ушла от Заболоцкого к его другу писателю Василию Гроссману, который, в отличие от мужа, проявлял к ней сочувствие и заботился о ней. Сам Заболоцкий в это время сошёлся с Натальей Роскиной, но жить с ней не смог.

Через два с половиной года, в 1958 г., измученная Екатерина Заболоцкая вернулась к мужу. Супруги были по-настоящему счастливы, но очень скоро у Заболоцкого случился второй инфаркт, после которого он прожил недолго.

Жанр
интимной лирики появился в творчестве Заболоцкого на закате его жизни. Стихотворение напоминает песню. Поэт-бард Александр Суханов сочинил музыку на стихи Заболоцкого.

Тема

В центре произведения темы любви и боли, которую причиняет нежное чувство. Автор тесно переплетает эти, традиционные для литературы, мотивы с пейзажными. Система образов стихотворения оригинальная: лирический герой, его возлюбленная и можжевеловой куст.

В первых строках лирический герой признается, что ему приснился можжевеловой куст. Мужчина издалека услышал звон его ягод, и металлический звук пришелся ему по душе. Во сне герой ощутил запах смолы. Он захотел отогнуть ветви куста и замер: стволы напоминали улыбку любимой.

Постепенно лирический герой окунается в мысли о возлюбленной. Он вспоминает ее лепет и «изменчивые » губы. Нетрудно догадаться, что отношения с женщиной принесли герою разочарование и боль. Ее лепет оказался иглой, которая поражает насмерть.

Четвертый катрен контрастный по настроению. В нем лирический герой рассказывает об облаках за окном, видимо, их он увидел после пробуждения. Небо, кажется, кричит, что нужно жить дальше, облетевший садик напоминает о былом. Образ сада в анализируемом произведении символизирует душу героя.

В последних стихах мужчина обращается к можжевеловому кусту, говоря, что его простит Бог. На самом деле, адресатом этих слов является любимая женщина.

В стихотворении реализуется идея о том, что любовь приносит не только радость. Она может тяжело ранить, но нужно уметь прощать родному человеку.

Образ главного героя

Дедушка изображен седым, очень старым, но все еще деятельным, бодрым, с целыми зубами, твердой осанкой и смиренным взглядом

Некрасов обращает особое внимание на седину, чтобы показать, как долго этот человек пробыл в Сибири, как непросто жилось ему в том суровом краю, какие страдания пришлось пережить

Дедушка рад до слез видеть родную природу, поскольку в Сибири она совсем другая — беспощадная, серая, чужая. Он мечтает о том, что народу крестьянскому, наконец, предоставят свободу, и все они — дворяне, крестьяне — заживут в согласии друг с другом, всем будут довольны.

Продолжаем анализ поэмы «Дедушка» (Некрасов — автор). Старик-декабрист говорит: «Будет вольный народ!» Он считает, что скоро все трудности прекратятся, то есть верит в либеральные реформы, которые проводил в то время Александр II, в то, что крепостному угнетению будет положен конец.

Развитие темы в дальнейшем творчестве Некрасова

Поэт и в дальнейшем трудился над отражением декабристской темы. Следующим этапом было обращение к подвигу, совершенному женами декабристов, отправившимися в далекую Сибирь на каторгу за своими мужьями. В поэме о княгинях Волконской и Трубецкой Некрасов выражает свое восхищение этими лучшими представительницами дворянского круга, осознавшими смысл дела, за которое пострадали их супруги.

На этом заканчивается анализ такого произведения, как поэма «Дедушка» (Некрасов). Сочинение не претендует на полное раскрытие темы, однако мы постарались рассмотреть все максимально подробно.

Маленький мальчик никогда не видел своего дедушку, но вот происходит долгожданная встреча. То, что дед является декабристом, приехавшим из ссылки, ему предстоит узнать только когда он вырастет.

Мальчик Саша смотрит на портрет молодого генерала — это его дедушка, которого он никогда не видел. На все расспросы о том, почему дедушка не приходит, родители отвечают, что Саша сам это поймёт, когда вырастет.

Через некоторое время отец сообщает сыну, что тот скоро увидит деда. Мальчику не терпится посмотреть на старика, но тому предстоит очень длинный путь.

Дедушка приезжает, его встречают радостные родственники. Саша спрашивает у него, где он так долго пропадал, на что дедушка отвечает, что мальчик сам это узнает, когда вырастет.

Дедушка и внук сближаются, проводят время вместе, гуляют. Дед рассказывает Саше о деревне Тарбагатай, расположенной в глуши, куда ссылали неугодных людей.

Дедушка, когда-то бывший генералом, не чурается работы. Однажды он просит перепуганного крестьянина отдохнуть, и сам берётся за плуг, с которым мастерски управляется. Этим он очень удивляет внука.

Дед переживает за простой народ, которому сейчас уже немного полегче, а будет ещё лучше — в этом дед уверен.

Бывший генерал пробуждает в мальчике интерес к учёбе. Саша начинает учится и делает первые успехи. Дедушка, который чувствует себя всё хуже, примечает, что внуку пора узнать печальную быль о его прошлом и прошлом России.

Стихотворение под названием «Дедушка», написанное Некрасовым, является одним из самых известных и популярных стихотворений в его творчестве. Оно описывает глубокие отношения между двумя поколениями: молодым и пожилым. Главным героем становится мальчик Саша, который с нетерпением ожидает встречи с родным дедушкой, который скоро посетит их дом. И вот наконец их ожидаемая встреча состоялась.

Мальчик с охотой и вниманием наблюдает за тем, с каким уважением и трепетом его родители общаются с родным дедушкой, они омывают его ноги, причесывают и нежно целуют. Сам дедушка успел дослужиться до генерала, что значит, что он является умным и опытным человеком, с благородным характером и чувством собственного достоинства и чести

Мальчик Саша на протяжении долгого времени много общается с любимым дедушкой, который рассказывает массу историй о том, что происходит в жизни.

Но при этом, дедушка не сразу дает ответы на все вопросы, он спрашивает, а дедушка говорит ему «вырастешь – поймешь». Но внук все равно старается узнать, ему не хватает терпения, поэтому он пытается узнать раньше, чем вырастет.

Вместе с дедом он неспешно прогуливается по близлежащим окрестностях, где они общаются с простыми людьми и набираются опыта. Люди в это время заняты своей постоянной работой, а дедушка, который не гнушается никакого ручного труда, с удовольствием помогает пахать землю крестьянину, чтобы тот смог отдохнуть от постоянного труда, забирающего все его силы.

Внук многому учиться у любимого дедушки, он проводит с ним много времени. Именно поэтому у каждого читателя стихотворение вызывает свои ассоциации, детские воспоминания, которые согревают душу и позволяют переживать долгие зимние вечера с кружкой горячего чая. Да и само стихотворение пронизано любовью, приятными воспоминаниями, ассоциациями Некрасова, у каждого отзывающими в душе собственные ассоциации, дорогие и теплые для души, способные перенести в детство и помочь пережить любые трудности.

Средства художественной выразительности

Одним из основных приёмов, используемых в стихотворении, является антитеза. Противопоставляется многое: покой — буря, далекая страна — родной край. А также имеются противоположные действия: ищет — кинул.

В образе паруса большое значение имеют эпитеты: одинокий, мятежный.

Встречается немало инверсий, например, во втором стихе первого катрена.

Велика роль пунктуации в этом произведении. Для раннего романтизма характерна недосказанность, умолчание некоторых мыслей, что выражалось многоточиями. Этот же приём Лермонтов использует во вторых строках каждого катрена. Взволнованный характер придают риторические вопросы и восклицания.

Не обходится и без олицетворений. Для этого тропа особенно значима роль глаголов: играют волны, свищет ветер, кинул, ищет, бежит, просит (о парусе).

Кроме того, всё стихотворение целиком можно считать аллегорией жизни человека, пытающегося найти смысл бытия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Напечатать

Размер стихотворения

Размер стихотворения Парус — три строфы. Автор четко разделяет в композиции описание морского пейзажа и размышления, а точнее, отношение лирического героя к наблюдаемой картине. Поэтому центральный образ произведения состоит из двух планов: парус и человек со своей судьбой, мироощущением и характером.

Образы в стихе глубоко аллегоричны, и связаны с проекцией происходящего перед взором героя на его личные жизненные переживания. Так, образ моря — это сама жизнь, постоянно меняющаяся и непредсказуемая, а парус — человек и его душа в этих волнах обстоятельств. Стихотворное произведение- это диалог автора с самим собой. Он наделяет белеющий в море парус своими желаниями («просит») и разочарованиями («Увы…»).

«Порог» Тургенева: анализ

Современники писателя подходили к анализу произведения только с точки зрения описания подвига женщины-революционерки. Но современное литературоведение имеет и другие взгляды на это произведение

Они обращают особое внимание на проблему выбора, перед которым стоит героиня, на конфликт между идеалистами и обывателями

При этом сам Тургенев не берется оценивать выбор героини, предоставляя выбор читателю. Не зря в конце звучат две оценки ее поступка — «святая» и «дура». Это происходит потому, что главной задачей писателя было показать сложность выбора и внутреннюю силу героини.

Таким образом, «Порог» Тургенева — это стихотворение, скорее, о внутренней борьбе человека, а не о революции и революционерах.

Иван Сергеевич Тургенев

Я вижу громадное здание.

В передней стене узкая дверь раскрыта настежь; за дверью — угрюмая мгла. Перед высоким порогом стоит девушка… Русская девушка.

Морозом дышит та непроглядная мгла; и вместе с леденящей струей выносится из глубины здания медлительный, глухой голос.

— О ты, что желаешь переступить этот порог, — знаешь ли ты, что тебя ожидает?

— Знаю, — отвечает девушка.

— Холод, голод, ненависть, насмешка, презрение, обида, тюрьма, болезнь и самая смерть?

— Знаю.

— Отчуждение полное, одиночество?

— Знаю. Я готова. Я перенесу все страдания, все удары.

— Не только от врагов — но и от родных, от друзей?

— Да… и от них.

— Хорошо. Ты готова на жертву?

— Да.

— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!

— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.

— Готова ли ты на преступление?

Девушка потупила голову…

— И на преступление готова.

— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?

— Знаю и это. И все-таки я хочу войти.

— Войди!

Девушка перешагнула порог — и тяжелая завеса упала за нею.

— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.

— Святая! — принеслось откуда-то в ответ.

Иван Сергеевич Тургенев для своего времени был достаточно интересной и всесторонне развитой личностью. Лирика в написанных им произведениях была самой разнообразной. Его произведения чаще всего открывали и рассматривали проблемы, волнующие людей и сегодня. Автор писал обо всем, будь то чувства предательства или же чувства любви. Любовь к Родине так же оказалась в строчках многих его произведений. Тургенев не признавал того факта, что человек спокойно может жить вдали от родной земли, не вспоминая о ней. Его душа в такие моменты, должна просто переполняться терзаниями и муками.

Стихотворение «Порог» Иван Сергеевич написал после одного случая. Мотивом для написания произведения стала история девушки революционерки, которая стреляла в градоначальника в знак протеста и несправедливости. Несмотря на то, что девушка была оправдана судом, ее история была вынесена на всеобщее обозрение. Под впечатлением от происходящего Тургенев создал свой шедевр. Он, как и многие другие поэты, много обсуждал тему революции, а так же ее влияние на жизнь простого народа.

Главная героиня стихотворения простая девушка, она так сильно борется за права и справедливость, что готова, бросив все, пойти на самопожертвование лишь бы наказать угнетателя и обидчика. За основу темы писатель решает взять описание жертвенной души девушки, ее страдания. Самоотверженная душа готова идти до конца, готова переносить и терпеть боль и страдания, лишь бы в итоге народ обрел покой и счастье. Автор выводит все к тому, что человек должен подумать и для себя решить, переступать порог или нет. Сам порог — это некий барьер, переступив который обратного пути не будет. Главная героиня все же решается переступить злополучный порог, в надежде на то, что кто-то вскоре обретет счастье и свободу. Девушка совсем не боится тюремного заключения и даже смерти, которые последуют за ее поступком, она верит в свою идею, хотя в душе понимает, боли и страдания не избежать.

Благодаря выразительности используемой автором в написании стихотворения, образ главной героини предстает перед нами достаточно четко. Можно тонко прочувствовать всю грусть и смятение, лежащие камнем на душе героини. Девушка словно слышит голос, он спрашивает, готова ли она пройти этот сложный путь, переступив порог? Девушка настроена решительно, ее уже ничто не может остановить. Собравшись с силами, она делает то, что предначертано ей судьбой. Порог — символ выбора, на котором со временем оказывается каждый из нас и главная героиня не исключение. Ее поступок, та жертва принесенная девушкой, по мнению автора, скорее всего, будет лишней, многие этого не оценят. Именно в такие моменты рождаются чувства благородства и чести, а это самое главное.

Время создания поэмы

Эта поэма создавалась во время нового общественного подъема, который наступил в конце 1860-х-начале 70-х годов, и был связан с деятельностью так называемых революционных народников

Некрасов своим произведением хотел напомнить людям о героическом подвиге, который совершили декабристы, открыто выступившие против власти, и тем самым акцентировать внимание на важности освободительных идей в России. Кроме того, он стремился обратить внимание современников на то, что положение русского народа мало изменилось после отмены крепостного права. Некрасов поставил вопрос о том, что необходимо продолжить бороться за права трудящихся, за социальную справедливость

Некрасов поставил вопрос о том, что необходимо продолжить бороться за права трудящихся, за социальную справедливость.

Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) Анализ стихотворения в прозе «Порог» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска. — презентация

1 Иван Сергеевич Тургенев Иван Сергеевич Тургенев () Анализ стихотворения в прозе «Порог» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

2 Тема стихотворения «Порог»: сострадание и жертвенность русской девушки, готовой идти на любые страдания и лишения ради счастья своего народа. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

3 Идея стихотворения «Порог»: заставить каждого читателя задуматься над своей жизнью, осмыслить и понять, что у человека всегда есть право выбора – переступать этот «порог» или нет. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

4 Главный герой стихотворения… честная и самоотверженная русская девушка- революционерка, которая переступает через символический порог ради счастья и свободы народа. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

5 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Контрастность, сравнение. Тургенев передает отношение к одному и тому же факту, событию со стороны двух разных людей: человека из прошлого и из будущего. Автор это использует для того, чтобы показать два взгляда на жизнь, на мир, на людей. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

6 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Само название стихотворения, как и все содержание, аллегоричное. Порог – это коренной перелом в жизни, когда главная героиня навсегда расстается с прошлым ради будущего. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

7 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… эпитеты для более четкого описания, характеристики события, явления, например: «угрюмая мгла», «леденящая струя» Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

8 И.С.Тургенев использует в своем стихотворении такие тропы, как… Пейзаж одно из главных средств характеристики, описания главного героя. (когда главная героиня еще не переступила символический порог, то мгла «непроглядная» и струя «леденящая», а когда главная героиня переступает «порог», то «тяжелая завеса упала за ней») Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

9 Вывод: И.С.Тургенев в стихотворении «Порог» выразил очень четко и подробно свое состояние души и чувства, которые испытывал при написании этого стихотворения. Он очень подробно описал главную героиню и её состояние. Синягина Ю.В. МОУ СОШ 25, г.Орска

Литературные приемы

Настоящим мастером изобразительного слова является Заболоцкий. «Можжевеловый куст: анализ стихотворения» — одна из тем школьных уроков литературы. На таких уроках дети учатся анализировать творчество поэта

Они узнают, что в данном произведении автор использовал наиболее известные литературные приемы: эпитеты (сравнения ягод с аметистом, неба — с золотом), метафоры (описание стволов куста), повторы (в стихотворении автор несколько раз обращаеся к можжевельнику, как бы акцентируя внимание читателя на этом главном образе произведения). Кроме того, он мастерки передает звуки, цвета, краски неба, природы

Своим особым языком поэт передает не только внешний вид куста, но и рисует картину утреннего пейзажа, который наблюдает из окна своего дома. Знакомство с поэтикой Заболоцкого помогает развить в юных читателях чувство прекрасного.

Настроиться на восприятие высокого, оценить тонкость и нежность чувств своим прекраным циклом любовной лирики помогает ценителям поэзии Николай Заболоцкий. «Можжевеловый куст», основная мысль которого заключается в выражении светлой печали по утраченной любви, — один из лучших образцов позднего творчества автора.

/ / / Анализ стихотворения Заболоцкого «Можжевеловый куст»

Н. Заболоцкий всю жизнь любил одну женщину, но супруга бросила его ради другого мужчины. Союз распался не навечно – жена вернулась, а вместе с ней вернулось и счастье. После этих бурных событий Н. Заболоцкий обращается к любовной лирике, которой раньше не было места в его творчестве. Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 г., период, который стал второй молодостью Николая Алексеевича.

Тема произведения – сложные грани любовных отношений. Автор показывает, что светлое чувство может дарить человеку радость, но когда оно прерывается изменой восстановить опустошенную душу очень тяжело.

В центре произведения лирический герой, которому приснился можжевеловый куст. С первых строк автор дает понять, что это растение для него особенное. Его ягоды издают аметистовый звон, который радует сердце. В следующих куплетах постепенно раскрывается причина такого отношения к можжевеловому кусту: он напоминает о возлюбленной. Почему куст в воображении автора и лирического героя приобрел такое значение можно только догадываться.

В ветвях можжевельника со смолистым ароматом лирический герой замечает «живое подобье» улыбки любимой. Его внезапное счастье быстро утихает, кода он вспоминает об измене близкого человека. В «остывающем лепете изменчивых уст» лирический герой ищет обман, боясь снова наколоться на «смертоносную иглу». В лаконичном метафорическом выражении «смертоносная игла» Н. Заболоцкий концентрирует все свои страдания, вызванные поступком супруги.

Герой понимает, что без любви супруги он не проживет, поэтому пытается забыть былое, но это дается очень трудно. Своей любимой он говорит, что его «садик безжизнен и пуст» намекая на состояние своей души. Последние душевные силы лирический герой собирает для того, чтобы простить супругу, но их хватает лишь на фразу: «Да простит тебя Бог можжевеловый куст!». Целостного портрета женщины в стихе нет, поскольку автора интересует не внешность, а ее поступок.

Главное художественное средство стихотворения – образ-символ можжевелового куста, олицетворяющий счастье и печаль автора, его любовь. Дополнительными инструментами для передачи чувств служат метафоры («металлический хруст», «остывающий лепет изменчивых уст», «лепет, едва отдающий смолой») и эпитеты («легкий лепет», «золотые небеса»).

Стихотворение Н. Заболоцкого «Можжевеловый куст» воспроизводит сложную гамму эмоций и чувств автора, но его композиция предельно проста. Стих состоит из четырех катренов с параллельной рифмой. Написан он трех- и четырехстопным анапестом, что замедляет ритм, позволяя полно отобразить смешанные чувства радости и печали. Чтобы отобразить эмоции, Н. Заболоцкий играет с интонацией: спокойные тона прерываются восклицательными предложениями, которые появляются на пике внутреннего напряжения.

Анализируемое стихотворение автобиографическое, поэтому понять его можно только, рассматривая в контексте личной жизни Н. Заболоцкого.

Верба, как символ весны

Для прорисовки яркого образа весны Фет выбрал вербу, которая своими пушистыми «котиками» у многих символизируется с приходом весенней поры.

Её аромат автор называет душистым, он, подобно опахалу, накрывает все вокруг, и никто не может пропустить весну, никто не проходит мимо цветения вербы.

️Над вербами носятся тучки, они тоже долго спали, нося в себе ледяные снежинки, и вот они растаяли, но для серьезного дождя время ещё не пришло и тучки радуются весенней «безработице» и весело прыгают по небосводу.

На этом фоне мы видим радующийся весне народ, который приветствует весну стоя и после короткой паузы возьмется за работу. Не забываем, что стих пишется в 1844 году, тогда люди знали, что колбаса не растет на деревьях, что зимняя сытость будет во многом зависеть от весеннего труда в поле, но перед ним есть короткая пауза для радостной встречи весны.

Финальный катрен переносит нас в душу лирического героя, который и есть помещик (тогда ещё нет, но скоро), поэт и переводчик Фет. В его душе, да и в душе каждого, созревает тайная жажда мечты – духовность и тело желают любить и быть любимым, для чего весна самое подходящее время года.

Основная тема стихотворение – это пробуждение весны и её влияние на мир и человеческую душу, которая хочет цвесть с мартом-апрелем параллельно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: