Характеристика школьников
Герои произведения — шестиклассники, у каждого из которых есть свой уникальный характер. Их описание и характеристика:
Дима Сомов — симпатичный мальчик из обеспеченной семьи. С самого первого дня он симпатизирует Лене. В одном эпизоде он отдаёт ей свои сапоги, потому что она промочила ноги, в другой раз — вместе с ней пытается спасти от живодёра собаку. Димка для всех хочет казаться настоящим героем. Но это у него не всегда получается. Из-за трусости он не может честно сознаться, что предал одноклассников. Очень скоро он идёт на поводу у толпы и присоединяется к травле Лены. Он двуличен и готов на всё, только бы не потерять собственный авторитет в классе и не стать жертвой издевательств.
Миронова, Железная Кнопка — лидер класса, волевая, принципиальная, излишне жёсткая и строгая. Она уважает Лену за её смелость и честность, но при этом считает, что предательство, каким бы оно ни было, должно быть наказано. Отличается от других девочек тем, что не видит смысла в моде и «тряпках». В её семье есть конфликт, который отражается на её характере: её мать старается скрыть всё неприятное, вместо того чтобы решить проблему, а дочь не поддерживает этого.
Шмакова — первая красавица в классе, модница, хитренькая и подлая, как лиса, но за её внешностью скрывается неуверенность в себе
Ей нравится Димка, она любит внимание мальчиков. Использует других в своих целях, умеет манипулировать людьми.
Попов — влюблённый в Шмакову мальчик, всюду таскается за ней, а она называет его «Попик» и считает его своим «рабом»
Он является подпевалой других ребят.
Валька — жестокий, грубый, завистливый, в числе первых травит Лену. Деньги и выгода для него находятся на первом месте. Чтобы заработать, ловит бездомных собак и сдаёт их живодёрам за деньги. Его старший брат Петька защищает его интересы.
Лохматый — мальчишка, считающий, что самое главное — это грубая сила.
Толик, Рыжий — мальчик, присоединившийся к травле только затем, чтобы его самого не дразнили из-за того, что он рыжий. «Я всегда был как все. Все били — я бил», — признаётся он. Именно он в конце произведения пишет на доске: «Чучело, прости нас!». Его мама, тётя Клава, работает в парикмахерской, а отец живёт в Москве, и он очень хочет к нему поехать. В фильме-экранизации этот герой заменён на девочку Марину.
Васильев — тихоня-изгой, который пытается вступиться за Лену, но ему не хватает смелости.
Несколько интересных сочинений
-
Шолохов огромное количество своих произведений написал про Гражданскую войну. Главным героем является Яков, который воюет на стороне Красной армии
-
Родился на Украине в семье военного. Рано проявляет наклонности к рисованию. Обучается азам рисунка и живописи. В 1863 году приезжает в Петербург, где заканчивает Академию художеств. Ученик Крамского.
-
Даже не верится, что Новый год скоро. Раньше, когда я был маленьким (в первом классе), я очень ждал Новый год. Я дни в календаре зачеркивал. Я плохо спал даже. Мне хотелось, чтобы быстрей наступил праздник, каникулы
-
Из начала произведения Гоголя «Мертвые души», мы узнаем из спора мужиков, что город находится где-то между Москвой и Казанью, однако он не указывает точное его расположение и дает ему название NN
-
Одной из главных героинь в пьесе Островского «Бедность не порок» представлена красавица Любовь Гордеевна. Любовь богатая девушка, которую пора выдавать замуж.
Анализ рассказа Чехова Белолобый сочинение
Это, по-моему, очень трогательный рассказ – о человечности у зверей. Все герои очень трогательные. Не милые, а именно трогательные. Например, волчица… Как же её можно назвать милой? Она суровая мать-одиночка, которая вынуждена воспитывать детей, то есть волчат. Она уже в преклонном возрасте, автор подчеркивает это. Ей тяжело и физически, и морально с волчатами. Кроме того, голодно. У неё не хватает времени и сил на ловлю добычи. Но ей приходится идти и что-то искать, а то у неё не станет молока. А ещё зима – снег, холод, совсем нелегко семье волков! И вот из-за такого состояния она однажды ворует щенка, которого, конечно, нельзя есть. Хотя он такой теплый и даже местами упитанный. А волчица так голодна и зла, что даже собиралась, но не смогла. Щенок воняет… собаками! Логично, это не ягненок. Кроме того, щенок очень добродушен и глуп. То есть, если бы он рычал и гавкал на волчицу, то она бы его тут же загрызла, а он лизнул её в нос, хвостом повилял… Такой балбес! И тогда было уже поздно возвращать его обратно к дому людей, но и оставить его на полдороги она не решилась. Раз уж так, то волчица потащила его в нору, как игрушку для волчат. Пусть учатся борьбе!
Но и тут всё получилось не совсем так, как она решила. Бедная волчица! Этот щенок стал весело играть с волчатами. Он таким веселым оказался, что они все подружились. В итоге, голодный Белолобый ушел домой – сам. И дорогу нашел, всё-таки у него нюх хороший. И не такой уж он бестолковый. Его хозяин (забавный дед Игнат) поругался на него, понятно, даже за уши оттрепал. Но вряд ли наказал бестолкового щенка сильней. Дед ведь подумал, что это щенок устроил весь беспорядок, всех переполошил. Получается, что благодаря щеночку волчица осталась цела, её даже не стали искать. Кто бы мог подумать, что волк унесёт щенка? Зачем?! Вот как бывает.
К слову, зовут этого щенка Белолобый, так как у него пятно на лбу. И автор пишет, что этого щенка выпуклый лоб.
В рассказе герои – животные, которые размышляют, беспокоятся… Главный «думающий» герой – волчица. Есть, конечно, ещё человек – то самый Игнат. Однако он совсем старый и, кажется, не очень размышляет. Показана одна его особенность, что он, обычно выпив, сам себе командует при ходьбе «полный вперёд» или «стоп машина». Это привычка у него от работы осталась. Чехов обозначил историю этого героя вот такими деталями. Известно, что Антон Павлович предпочитал краткость, сжатость слишком объемным описаниям.
Можно даже сказать, что этот рассказ похож на басню. Вот только морали тут специально не выводится, никто не высмеивается. Бывают, конечно, такие несчастные матери, которые думают лишь о том, как прокормить детей. Наверное, могут что-то и напутать в суете и беспокойстве. Главное, чтобы всё благополучно заканчивалось! Как в этом рассказе.
Мне эта история очень понравилась. Надеюсь, что у волчицы всё хорошо – она смогла вырастить детей. Белолобый ведь не мог бы ей сказать, как в мультике, чтобы она, если что, заходила. Впрочем, он и так её уже выручил.
Сочинение 4 класс
Несколько интересных сочинений
Произведение под названием «Счастье» было написано в далёком 1887 году. Писатель посветил своё творение Якову Полонскому. Все современники А. П. Чехова видели в этом рассказе лишь прекрасное описание природы.
Имя Санкт-Петербурга запечатлено в истории России. Появление и зарождение города, ставшего окном в Европу, несет в себе не только положительные стороны человеческой жизни.
Одежда – наш постоянный спутник, который неразрывно связан с такими понятиями как мода и стиль. Как известно, они настолько быстро меняются, что за ними почти невозможно уследить.
Жизнью каждого из нас управляют эмоции. В детстве у нас еще нет осознания того, что ими следует управлять, контролировать во благо себя и своих близких. Но бывают моменты
Когда эту сказку пересказывают, снимают по ней мультфильм, то часто помнят только о сюжете. Все знают, как Снежная Королева украла Кая, как его нашла и спасла сестра Герда, но забывают самое начало сказки
Популярные сочинения
Сочинение Характеристика Бирюка Главный герой произведения, являющегося составной частью цикла «Записки охотника», представляется в образе крепкого плечистого русского мужика, являющегося примером для окружающих.
Сочинение Счастливая семья Для каждого из нас семья является фундаментальным понятием, которое само самой, разумеется
Семья – это наиболее важное понятие в жизни человека, ведь семья выполняет множество различных функций в жизни человека.
Сочинение Поход в лес (5 класс) Шли последние дни мая. Вместе с этим прекрасным месяцем подходила к концу и заключительная четверть учебного года: оставалось всего пара недель до долгожданных каникул
Все мои одноклассники
Сочинение по художественному фильму режиссёра Р. Быкова «Чучело»
Сочинение по художественному фильму режиссёра Р. Быкова «Чучело»
Девочка Лена Бессольцева приезжает к дедушке Николаю Николаевичу, бывшему военному офицеру. В городе его прозвали «Заплаточником», так как он настолько увлечён сбором картин, что уже долгое время ходит в одном пальто, а на все деньги, что у него есть, покупает гравюры.
Лена очень наивная и доверчивая с большим сердцем и чистыми мыслями, милосердная не подозревает, что одноклассники смеются над ней и сразу дают ей прозвище «Чучело». В новом классе для Лены все меняется, она начинает стыдиться своего дедушки, смеется над тем, что должно ее огорчать и расстраивать.
Мальчишки и девчонки постоянно подшучивают над Леной, и только Дима Сомов оказывает девочке поддержку.
Трагедия Лены началась со срыва урока по физике одноклассниками. Вину она берет на себя, чтобы выгородить друга Димку. Жизнь девочки в классе превращается в ад. Лена говорит, что до начала этой истории был последний момент, когда ей было весело, и ее ужасает, то что ей больше никогда в жизни не будет весело.
Хотелось бы дать оценку классу, наверное, во всех слоях общества есть иерархия и подразделение людей на такие типы как: Миронова по прозвищу «Железная Кнопка» (девочка, фактически лидер класса, с железными убеждениями, всегда стойко идущая к своей цели), «Лохматый» (силач класса, считающий, что самое главное в человеке — сила), Шмакова (первая красавица в классе, никогда не делающая того, что для неё невыгодно), Попов (подкаблучник Шмаковой, смотрящий ей в рот), Марина (мечтающая вырваться из-под опеки матери и уехать к отцу в Москву), Валька (мальчик из бедной семьи, а потому убеждённый в том, что счастье — это много денег), Васильев (самый тихий мальчик в классе и единственный, кто с уважением относиться к Лене) и Сомов (мальчик из богатой семьи, пользующийся большим авторитетом в классе).
«Стадное чувство» в этом классе руководит поведением всех ребят, они как будто, находятся в сходном негативном эмоциональном состоянии, которое подчиняется суровым законом жестокости по отношению к «виновному», да еще подогреваемо сложившимся обстоятельством: наказанием со стороны классного руководителя: «В Москву вы не едите!».
И только Васильев, самый слабый физически, может противостоять одноклассникам, его внутренняя сила заставляет уважать его, с каким он рвением встает на защиту бедной девочки.
Анализируя поведение Лены, можно разделить его на два периода: первый, девочка чудаковатая, веселая, несуразная, радуется каждому моменту своей жизни. И второй период, повзрослевшая, делающая умозаключения взрослого человека. Кажется, что она, после нанесенной ей психологической травмы, становиться сильной, и не отрекается от своих мыслей и поступков, идет до конца, при этом критикует свои поступки, называя себя «Трусом». Только большой души человек способен, будучи в отчаянном положении, сопереживать другому, а именно Димке. Постепенно ее переживания превращаются в ненависть по отношению к Димке, но только Сомов называет себя «трусом», чувство девочки меняются, она готова ему сопереживать и готова его поддерживать. Лена все еще надеется, что Сомов признается ребятам…
Ситуация накаляется, когда одноклассники делают «чучело» из Лениного платья. Сомову дается приказ, который не выполнить он из-за собственной трусости не может, он поджигает «чучело».
Переживаниям Лены нет предела, в не себя от ярости она срывает чучело, не боясь огня, бросаясь с горящим платьем на ребят. Я, думаю, в этот момент она поняла, что такое предательство человека, которому ты доверяешь, как себе и которого, ты пусть по-детски любил.
И только дедушка дает высокую оценку своей внучки, говоря Васильеву, что она большая личность.
Однако Лена вынуждена покинуть город, поскольку не хочет больше учиться в этой школе. Требуется много времени, чтобы данные события принять, понять и простить всех. Возможно, Лени потребуется много времени для прощения…
Дедушка Лены оставляет свою коллекцию картин в дар городу и уезжает с внучкой на теплоходе. Их провожает военный оркестр суворовцев, игра которых сопровождает события в течение всего фильма. Этот военный марш, как-бы настраивает зрителей, на то, что дух борца не сломлен.
Данная картина очень трагическая, и дает нам возможность рассуждать над своим поведением и поступками, «Чучело» учит нас всех быть сильными и стойкими в любых обстоятельствах. Одноклассники, просят прощение у Лены, но она об этом не узнает.
А, как вы считаете в наше время – это актуально…
Тема и проблематика
В рассказе Виктора Астафьева повествуется о жизни в маленькой сибирской деревне. Писатель поднимает множество тем, которые коснулись его самого. Например, такие, как:
- Дружба.
- Взаимопонимание.
- Верность.
- Любовь.
В начале произведения повествуется о приезде городского фотографа.
Действия происходя в довоенные годы, поэтому такое событие было редким и очень важным для каждого жителя.
В рассказе присутствуют такие ключевые герои, как:
- Витя.
- Санька.
- Бабушка.
- Учитель.
История начинается с того, как Витька вместе со своим другом Саней балуется в снегу, намокает, а на следующее утро заболевает и не идёт в школу. Бабушка пытается всеми возможными способами вылечить внука, чтобы тот смог сфотографироваться вместе со своими одноклассниками. Однако мальчик настолько сильно простудился, что никакие лекарства и отвары не смогли помочь ему за такой кратковременный срок.
К герою приходит в гости его друг Саня и видит, что тот сильно заболел. Мальчик недолго думая принял решение, что тоже не будет фотографироваться. Таким образом, показывается настоящая дружба между двумя ребятами. Санька проявил настоящую силу воли и великодушие, так как наотрез отказался от того события, которое может никогда в жизни больше не произойти.
Пример Сани раскрывает основную тему рассказа — настоящая дружба, ради которой можно отказаться от самого ценного в своей жизни. Саня, увидев больного друга, решил пойти на такой поступок не только ради товарища, но и ради себя.
Проблемы
Проблематика повести «Чучело» до сих пор актуальна во многих школах:
- В повести вырисовывается главной проблемой детская жестокость, способность детей быть беспощадной силой, способной растоптать и уничтожить. При этом проблемой другой стороны становится стремление выжить в коллективе, не перестать при этом быть добрым и честным, необходимость бороться и отстаивать своё право быть личностью.
- Также присутствует в произведении проблема взаимоотношений – между Леной и Димой Сомовым, проблема малодушия и храбрости, верности и предательства, благородства и низости. Девочка быстро привязывается и ошибается в своих чувствах, а мальчик теряет ее из-за трусости.
- У Димы проявляется его личная проблема благородства – желание быть благородным, при этом ничем не жертвовать и не терпеть никаких неудобств. Он видит решение проблемы в бегстве от действительности, вместо изменения самого себя.
- Существует в классе Лены и проблема неправильного понимания верных принципов – радикальность и жестокая непримиримость к оступившемуся, чего неотступно добивается Железная Кнопка, искренне считающая себя борцом за правду.
- Проблема непонимания между близкими присутствует в отношениях дедушки и внучки, на первых порах их общения. Поглощённый поиском и устроением в доме картин, дедушка не сразу замечает и понимает происходящее с Леной, из-за чего ему приходится приложить немало усилий, чтобы вызвать её на откровенность.
Неоценимая помощь
Когда Наташа Ростова страдала из-за отсроченной свадьбы с Андреем Болконским, графиня Безухова позаботилась о том, чтобы свести своего брата Анатоля с девушкой. План сработал, и Наташа влюбилась в Анатоля до безрассудства (точнее, это была дикая, «тёмная» страсть). Соня узнала об этом и была в ужасе: как так, подруга вздумала променять порядочного человека, молодого князя Болконского, на дурака Анатоля Курагина? Что это за план с побегом из дома, и тайным венчанием?
Соня связалась с Марией Ахросимовой и рассказала всё, что узнала. Вскоре план Долохова (он жаждал отомстить Наташе — девушка недолюбливала бретёра и не скрывала это) провалился, и дуэлянт вместе с Анатолем Курагиным был вынужден ретироваться.
Сочинение рассуждение на тему Судьба человека
В этом мире есть люди, которые склонны к фатализму. Они считают весь мир полностью предопределенным, в частности, собственную судьбу. Такое мировоззрение также есть у некоторых религиозных людей, которые считают любое событие данным, так сказать, свыше.
Если придерживаться таких взглядов, то кажется и делать ничего не нужно, ведь любые события происходят сами собой. Чему быть – того не миновать – так говорят фаталисты и для этих людей судьба человека представляется просто написанной книгой, которую сам человек просто, так сказать, читает и в этом и заключается опыт проживания.
Есть и другие люди, которые, если следовать приведенному сравнению, считают каждого человека автором своей собственной книги. Те, кто не придерживается фатализма, полагаются только на собственные усилия и полагают себя владельцами судьбы. Этот взгляд в какой-то степени может считаться более творческим и активным.
Однако, если посмотреть детально, то воззрения фаталистов и не фаталистов особенно не различаются в практическом уровне. Кому-то фаталисты могут казаться такими обреченными людьми, которые ничего не хотят делать, ведь каждое событие предначертано. При этом ситуация выглядит совсем не таким образом, так как кому-то предначертано быть простым человеком и ничего особенного не совершать, а кому-то – быть героем и совершать великие подвиги.
Подобным образом и люди, которые не считают судьбу предначертанной, могут проявлять личную инициативу и усилия или не проявлять. Соответственно, от этого будет зависеть, скажем так, насыщенность судьбы.
Поэтому, на мой взгляд, не существует значительного отличия какой именно концепции придерживаться. В любом варианте есть нечто ценное, а судьба всегда наполнена различными событиями и внутренним содержанием. Этот личный опыт, дорожка судьбы является действительно чем-то подобным книге, которая доступна только самому человеку, обладателю этой книги.
Наверное, нужно уметь быть и талантливым читателем и талантливым писателем. Ведь иногда люди не полностью понимают знаки, написанные для них судьбою, а иногда не хватает таланта, для того чтобы написать нечто действительно достойное человека.
Взаимовыручка
На войне очень важно поддерживать друг друга, ведь через испытания проще проходить сообща и рука об руку. Это подтверждает пример из рассказа «Судьба человека»
Андрей Соколов был вызван к коменданту лагеря за резкие высказывания против действий администрации. Но там русский солдат не стал унижаться, а продемонстрировал достоинство и смелость. За проявленную храбрость отпустил комендант Соколова и дал ему со стола небольшую буханку хлеба и кусок сала. Еле-еле пленник добрался до своих, свалился в беспамятстве, а, когда очнулся, все рассказал товарищам, и поделили они эту краюху хлеба и сало – ниткой. Каждому досталось по небольшой крошке, но даже такая мелочь поддержала бойцов и придала им решимости достойно сносить испытания, чтобы дожить до освобождения и поесть сала вдоволь. Только взаимовыручка спасала их от отчаяния.
В тяжелые времена крайне важно сплотиться с согражданами и выстоять под градом ударов судьбы. Это доказывает пример из рассказа «Судьба человека», где главный герой принимает решение взять на себя заботу о сироте. Разговаривая с ребенком и узнав его печальную историю, герой наклонился к нему и спросил, знает ли Ваня, кто он? В ответ на отрицательный жест Соколов выдал себя за отца мальчика. Услышав это, малыш кинулся на шею Андрея с криком: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!». Этот крик радости положил начало новой жизни солдата и ребенка. Они теперь были не одиноки и шли плечом к плечу, чтобы радоваться мирному небу. Они выручили друг друга, став одной семьей: мальчик спасся от голода и беспризорности, а Андрей — от тоски по погибшим родственникам и одиночества.
Вариант 3
Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.
Главной героиней повести является девочка по имени Лена, которая сталкивается с травлей со стороны своих одноклассников, приехав жить к своему дедушке.
Лена приходит в класс. Сначала она думает, что все веселиться и смеются вместе с ней, но потом узнает страшную правду, что все это время с нее издевались. К тому же ее предает единственный человек, которого она считала другом – мальчик Димка.
Ленка обладает доброй, чистой детской, и потому наивной душой. Поэтому ее ранимая натура не может мириться с этим.
По-всякому Лена пытается наладить свои отношения с одноклассниками. Одноклассники в произведении представлены типичными агрессорами. Они жестоки, несмотря на свой юный возраст. Они обзывают девочку и насмехаются над ней из-за ее дедушки, который ведет аскетический образ жизни и собирает картины какого-то своего родственника. Глупые дети не могут понять, что девочка не имеет никакой вины, что ее дед такой. Железняков делает акцент, что в жестоком отношении виноваты не сами дети, в родители и учителя, которые не совершают никаких действий, чтобы защитить девочку или наказать обидчиков.
Учительница, озабоченная скорой свадьбой и отъездом в другой город, абсолютно не обращает внимания ни на какие проблемы в школе, в своем классе. Страшно, что в некоторых ситуациях, взрослые поддерживали издевательства над Леной Бессольцевой.
В этом произведении Владимира поднимается глобальный вопрос социальной ответственности за поведение своих детей, а также того, как издевательства в школе сказываются на неокрепшей психике. Взрослые не должны быть безразличны к тому, как ведут себя их дети и как кто-то относится к ним. Автор хочет донести до читателя мысль, что дети – это еще далеко не сознательные личности и потому ответственность за их поведение и действия лежит на их родителях, взрослых, которые их окружают, воспитателях. Только они имеют власть предотвратить жестокость и травлю с их стороны.
2 вариант
Повесть «Чучело» советского писателя Владимира Железнякова наталкивает читателя на противоречивые мысли. Точная передача детского поведения и чувств создает ощущение полного погружения в сюжет.
Показывая жестокость детей, которая порой превосходит по силе даже взрослую жестокость, автор открывает глаза социума на реальность происходящего рядом со взрослыми людьми. Порой, общество лишь поверхностно смотрит на окружающие события, даже не пытаясь углубиться и проникнуться проблемами, казалось бы, маленького детского мира.
Жестокость, подростков зачастую переходит грань морально дозволенного. Дети, самоутверждаются за счет своих более слабых, мягких, не способных ответить тем же ровесников и обитателей их, еще детского мира.
Еще не понимая толком, дети путем оскорблений и последующими аморальными методами по отношению к более слабым индивидам, устанавливают социальный статус в своем круге, не понимая и не пытаясь понять, что происходит с предметом их насмешек и постоянного давления. Этот человек становится для них неодушевленным предметом.
Неоднозначность произведения выражена в презрительном отношении Железнякова к общественному строю взрослого мира. В угнетении мягкого и доброго человечка, Лены Бессольцевой, виновны, конечно, не ее одноклассники. Виноваты взрослые–родители и учителя, на глазах которых разворачивались и велись боевые действия по отношению к девочке. Именно взрослые молчали, видя постоянное давление на одного ребенка.
Можно сделать выводы, что общественный строй взрослого мира считает нормой поедание более слабых особей. Иначе и сказать нельзя. Потому, что звериное поведение людей находит отклик только в сравнении их со стаей голодных гиен. С поведением хищных животных.
Закрывая глаза на происходящее, учителя и родители порождали и выращивали для современного социума новых, более бездушных и жестоких гиен. Строился новый мир, где каждый сам за себя, где бездушное скотское отношение к человеку, выбивающемуся из общепринятых понятий в этом обществе, не только нет места, а уготована жизнь раба без роду, собственного мнения и возможности решать самому свою судьбу. В этом обществе все уже решено за таких людей. Им уготована жизнь пушечного мяса, еды для хищников. Или же постоянные гонения доведут их в итоге, в лучшем случае, до переезда в другой город, как сделали Лена и ее дедушка.
Надежда
Почему Соня Ростова надеялась всё-таки стать женой кузена Николая? У этой надежды была веская причина: два брата не могли жениться на двух сёстрах (да-да, такой закон был в реальности). Получалось, что если Андрей Болконский женится на Наташе, Николай Ростов не сможет жениться на Марии Болконской.
Однако сама судьба (или же, быть может, воля писателя?) решила иначе. Болконский умер, и Николай Ростов смог всерьёз задуматься о женитьбе на богатой княжне Марье, которую полюбил. Кроме того, это был единственный способ решить главную проблему — избежать потери имения из-за больших долгов.
Соня понимала, что теперь её надежда напрасна, и в глубине души смирилась с этим. Она заботилась о хозяйстве, помогала воспитывать детей (в то же время графиня Марья Ростова, в девичестве Болконская, каждый раз сердилась, сталкиваясь с недавней соперницей). В эпилоге получилась редкая, удивительная для того времени картина: девушке скоро исполнится тридцать лет, а она до сих пор не замужем. А всё потому, что Соня не сможет никого полюбить так, как кузена Николая.
Картонный идеал
Лев Николаевич изображает Соню чуть ли не святой. Она никогда не оступается, в отличие от Наташи, все делает по правилам, хозяйничает в доме, платит добром за добро. Но все это как-то неискренне, словно Соня не живая молодая девушка, а кукла. Ее идеальность не является результатом сознательного выбора. Поступки продиктованы страхом огорчить своих благодетелей. Это, конечно, не исключает того, что девушка и правда умеет испытывать привязанность, благодарность.
Соня воспринимает все в жизни либо как черное, либо как белое. Для нее не существует других вариантов. Она не в состоянии проявлять гибкость, подстраиваться под обстоятельства. Например, не может отказаться от юношеского увлечения троюродным братом, который даже ее не любит. Жертвенность Сонечки — результат неумения выйти за рамки, проявить собственную волю.
Хотя в девушке много хорошего, этот образ малоинтересен. Судьба приживалки является результатом ее собственного выбора. Да, она вызывает сочувствие, подает пример самопожертвования. Но для этого ли дана человеку жизнь, чтобы бросать ее к ногам человека, недостойного такого подарка? Ведь Николай никогда не оценит жертву своей кузины, лишь пользуется ее добротой. Поэтому Соня у многих вызывает неоднозначные чувства. Хотя, конечно, девушка в целом положительная, но судьба ее могла быть более значительной и наполненной.
Темы
Тематика повести «Чучело» отражает во всей сложности и динамике мир подростков с его недостатками и достоинствами.
- Основная тема произведения – конфликт в детском коллективе. Жестокость и бессердечие подростков к «белой вороне», девочке, непохожей на них. При этом автор оценивает мотивы каждого из них и приходит к выводу, что дети оказались заложниками взрослых противоречий. Так, Рыжий хотел поехать в Москву, чтобы увидеть отца, но не смог, поэтому с особым пылом преследует Лену. Он не злой, просто одинокий мальчик, нуждающийся в отце, которого почему-то нет рядом.
- Еще одна тема книги — справедливость. В процессе действия всплывает конфликт Мироновой, Железной Кнопки, с одноклассниками и близкими, возмущение тем, что «каждый может жить как хочет… и ни с кого ничего не спросится». Дети воспринимают справедливость утрировано и ищут ее в мести, но лишь запутываются и порождают произвол. Благие цели приводят к плачевным последствиям. Интересно, что автор отмечает в лексиконе детей советскую риторику пропаганды («предатель», «суд», «шпион» и т.д.). Этим он намекает, что детей окружает враждебная атмосфера с заведомо ложными установками: ловить, наказывать, мстить.
- Тема учителя тоже важна для понимания текста. В классе происходит конфликт с учителем из-за того, что сорвалась поездка в Москву, именно так появились презрение и обида со стороны подростков. Но учительница создала негативную атмосферу и уехала, решая личные проблемы и забывая о служебном долге. Мысли о свадьбе мешают ей понять Лену, которая приходила за помощью, но ничего не получила.
- Тема семьи преподнесена очень интересно. В отношениях Лены с дедушкой временами присутствует атмосфера конфликтности, из-за непонимания и незнания со стороны дедушки обстоятельств Лены. Он думает лишь о картинах и давно умерших людях и не замечает того, что происходит вокруг. В финале он расстается с ними из-за раскаяния: в попытках удержать прошлое он забыл о настоящем. У Лены, кроме всего прочего, происходит внутренний конфликт с самой собой – она винит и не может простить себя, за то, что невольно, из простоты поддерживала насмешки класса над её дедушкой. Также за то, что сама стыдилась перед одноклассниками его странного вида.
- Тема искусства не менее значима. Дедушка собирает и хранит картины, специально для них топит весь дом, изводит дрова и деньги. Класс Лены выказывает Николаю Николаевичу пренебрежение и бросает насмешки, из-за того, что тот плохо одет и занимается непонятными детям вещами. Однако герой стойко терпит лишения, чтобы собрать и сохранить творческое наследие предка, которое он подарил городу.
Суть: о чём повесть?
В маленький городок приезжает двенадцатилетняя Лена Бессольцева, к своему дедушке, одинокому, мягкому и доброму человеку. Николай Николаевич Бессольцев занимается поиском и собиранием картин, когда-то написанных его дедом, крепостным и неизвестным художником. Бессольцев видит в этом занятии единственную цель и радость в жизни. Однако приехавшая к нему внучка быстро становится для него новым утешением и смыслом.
В новой школе, куда поступает учиться Лена, одноклассники принимают её с насмешками и относятся к ней свысока, но девочка всё равно рада общению и дружбе. У неё завязывается дружба с Димой Сомовым, самым популярным мальчиком в классе, что вызывает новые насмешки и скрытое недоброжелательство. На улице у Димы случаются конфликты с одноклассником Валькой, который ловит и сдаёт на живодёрню бродячих собак. Дима подвергается угрозам и запугиванию со стороны старшего брата Вальки. Лена во всём поддерживает Диму и восхищается его храбростью.
Незадолго до осенних каникул классу объявляют новость – на каникулах детей ожидает поездка в Москву. Дима предлагает ребятам заработать самим на поездку – помогать жителям и предприятиям, трудиться во дворах и огородах. Большинство поддерживает предложение, и работа начинается, проходит весело и дружно. Нужная на поездку сумма набирается быстро, и ребята находятся в предвкушении желанной поездки.
В последний день школьных занятий класс решает сбежать с урока в кино. Случается так, что Дима признаётся в этой шалости учительнице, Маргарите Ивановне, при этом мальчик не решается сообщить о своём поступке классу. Класс в наказание за прогул занятий лишают поездки в Москву, что вызывает у детей возмущение. Они ищут виноватого в своей среде, и Лена, видя замешательство Димы, берёт на себя его вину. Миронова, заправляющая в классе девочка по прозвищу Железная Кнопка, предлагает объявить Лене бойкот, что все поддерживают. Возражает только Васильев, изгой и затравленный в классе мальчик, тогда как Дима пытается держать нейтралитет.
С Леной перестают общаться, всячески унижают и оскорбляют, обстреливают горохом и бьют. Лена надеется, что Дима рано или поздно скажет ребятам правду. Дима несколько раз обещает девочке поступить честно, но так и не решается на это.
Валька крадёт на дворе платье Лены, после чего класс устраивает жестокое представление – изготавливает из платья чучело и поджигает его. Диму вынуждают участвовать в этой затее. Он сгибается под давлением и ничем не помогает Лене.
Дедушка Лены начинает замечать случавшиеся у девочки неприятности. Он пытается помочь и просит девочку всё ему рассказать. Постепенно, раз за разом, Лена передаёт дедушке свою трагедию, также объявляет ему своё желание уехать из города.
Однажды к Бессольцевым приходит Васильев, мальчик-изгой, который сочувствует положению Лены и не участвует в травле. Он призывает Лену не бояться одноклассников и не уезжать из города. Тогда Лена решает бросить вызов классу – она стрижётся наголо и является к Диме Сомову, в момент, когда весь класс празднует его день рождения. Лена каждому говорит правду в лица, затем оставляет шокированных одноклассников.
Позже дедушка Лены также принимает решение – отдать городу в общественное пользование свой дом и картины, а самому уехать вместе с Леной. К этому времени классу становится известна правда: и от Лены, и от двух ребят, которые слышали признание Димы учительнице. Травля класса со всей яростью переключается на Диму. Лена с дедушкой перед отъездом приходят в школу, и учительница объявляет детям о пожертвовании городу, сделанном Николаем Николаевичем. Класс поражает поступок пожилого человека, а также заявление Лены, что та отказывается участвовать в травле Димы. Всё это заставляет детей заново узнать Лену, полюбить её и раскаяться в своём поведении. Подробнее об этом Вы узнаете в кратком содержании для читательского дневника.
Вывод
Образ Сони Ростовой помогает читателям лучше понять других героев романа: графиню-мать, Николая, княжну Марью, Наташу и др.
Толстой несколько раз подчёркивает настойчивое желание Сони доказать свою благодарность приютившей и воспитавшей её семье. Это обстоятельство говорит само за себя: девушке никогда не давали забыть о её положении бедной родственницы, из милости принятой в семью. Материнскую любовь Толстой считал святой. Но он всё же разделяет любовь матери, воспитывающей Человека, от слепой любви к своему детёнышу, свойственной и животным.
Соню растят как родную дочь, но почему-то она никак не может забыть, что она «облагодетельствована», а это значит, что она, в сущности, чужая.
Характеристика образа Сони Ростовой может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.