Сочинение анализ рассказа счастье чехова

«счастье» а.п. чехов. этот рассказ а.п. чехова по жанровой стилистике принято относить к бытовым притчам. такая форма передачи главного часто используется. - презентация

Проблема счастья в произведениях Чехова сочинение

Антон Павлович Чехов неоднократно поднимал в своих произведениях проблему счастья. Отчего же? А всё потому, что она актуальна и по сей день. Множество людей посвящают себя поисками неизведанного, того, что принесет радость. К сожалению, некоторые слепы, не замечают данного судьбой подарка, игнорируя того или иного человека. Чехова всегда волновал вопрос: где же настоящее счастье? В чем оно состоит?

Те, кто знакомы с творчеством писателя, осознают, что у каждого Чеховского героя в финале нет счастья в жизни. Есть только предпосылки, некая приближенность, но в полной мере такое необычного явления не происходит. Взять тот же рассказ «Скрипка Ротшильда», где главный герой, что работал гробовщиком, под невзгодами и трудностями не ломался, а погружался целиком в работу. Однако у него была жена, к которой теплых чувств не испытывал. Бывало, что он её бил, калечил. И избавлением от несчастной жизни героини послужила её смерть, вместо того, чтобы переживать, скорбеть, сострадать о возлюбленной, Ротшильда лишь заботит качество гроба, что он создал для покойной. Не это ли проблема равнодушия и отсутствия счастья там, где оно возможно? К концу рассказа герой осознает, что могло бы все сложиться иначе, но теперь поздно что-либо менять. Один неверный шаг, конец… Чехов показывает, что безразличность не может привести к счастью в личной жизни.

Для примера стоит обратиться и к рассказу «Крыжовник», где Чехов показывает нам персонажа, который не представляет, что такое истинное счастье. Главный герой по имени Николай Иванович – это человек, который не требует каких-либо возвышенных желаний, ибо его волнует лишь крыжовник. Персонаж знакомился с множеством статей и газет, чтобы найти удобную усадьбу, которая послужит чудным местом для посадки крыжовника. Женился ради средств, а не по зову сердца, потому что деньги, которые герой получил за бракосочетание, позволили осуществить намерения о чудесной усадьбе. И тогда персонаж делал то, что приносило ему счастье. Он потратил всю свою жизнь на то, чтобы вырастить крыжовник.

Безусловно, замечательно, что человек с неподдельным увлечением отдается любимому занятию, уходит в него с головой. Однако печально то, что зарываясь в собственном мире, человек отдаляется от окружающих людей. И происходит деградация личности. Тем самым, счастье не может быть возможным у героя, так как посвятил он свое ценное время на бесполезное занятие. Да, оно приносило плоды и результаты, но это низкие потребности. Желания и стремления обязаны быть возвышенными! Такими, чтобы после прожитых годов ни за что не было жаль.

Антон Павлович Чехов часто затрагивал проблему счастья. Никто из героев его не постигал. Но это далеко не значит, что оно не возможно. Просто люди не прилагают к этому должных усилий…

Анализ 2

Проанализировав данный рассказ Антона Павловича Чехова, можно с уверенностью сказать, что он издал шедевр на мировом уровне, который из года в год не потеряет своей актуальности. В этом не он один был уверен, но и его современники тоже. Ему удалось гармонично описать всю динамику своего творения, в одно целое.

Чехов своим шедевром сумел описать мысли и мечты людей. Уже с первых строк поэт знакомит читателей с главными героями своего произведения. Перед ними предстают две совершенно непохожие друг на друга личности, один был престарелым дедушкой лет восьмидесяти у которого вся жизнь прошла, а второй совсем юный и молодой, у которого все только начинается.

Главные герои совершенно по-разному смотрят на жизнь, единственное что их объединяет, так это их профессия — пастуха.

Автору в своем удивительном творении получается со всей точность описать всю красоту окружающей природы, как прекрасно выглядят равнины и степи, и даже животных, он описывает в образе человека, которые тоже умеют думать, переживать и мечтать.

Главные герои сидят и рассуждают под сказочно красивым звездным небом, в чем же заключается человеческое счастье, и для кого оно что означает. Одни люди предполагают, что счастье заключается в богатстве и достатке, а другие совершенно на оборот утверждают, что счастье – это человеческая жизнь.

На протяжении всего рассказа мысли главных героев переплетаются с мыслями животных.

Рассказ известного всеми литературного поэта «Счастье», написан с частичкой души самого Чехова, на зависть всем своим современникам того времени, у него получилась раскрыть тему и дать правильный ответ в чем же заключается человеческое счастье

Данный рассказ завораживает читателя с первых строк и акцентирует его внимание, на заданном вопросе. Со строк произведения становится понятно лишь то, что каждый человек проживающий на планете, должен для себя решить в чем же заключается счастливая и благополучная жизнь для него

В богатстве либо просто в том что он может жить и радоваться завтрашнему дню.

Вариант 1

Рассказ “Счастье” Антона Чехова – это история о том, как человек может потерять свое счастье, не замечая этого. Главный герой, Иван Дмитриевич, был счастливым человеком, но его жизнь изменилась после того, как он получил наследство. Он начал жить более роскошной жизнью, но вместе с этим потерял свою прежнюю жизнерадостность и наивность.

Чехов описывает Ивана Дмитриевича как человека, который не может наслаждаться жизнью, потому что он постоянно думает о деньгах. Он стал жить в роскоши, но это не принесло ему счастья. Он стал замкнутым и недовольным, и его жена и дети стали ему чужими.

Рассказ “Счастье” является критикой общества, которое считает, что деньги могут купить счастье. Чехов показывает, что это не так, и что настоящее счастье не может быть куплено. Он также показывает, что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег.

В конце рассказа Иван Дмитриевич понимает, что он потерял свое счастье, и что деньги не могут его вернуть. Он понимает, что он должен вернуться к своей прежней жизни, чтобы найти свое счастье. Рассказ заканчивается тем, что Иван Дмитриевич возвращается к своей прежней жизни, и его семья снова становится ему близкой.

В целом, рассказ “Счастье” Антона Чехова – это история о том, что настоящее счастье не может быть куплено, и что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег

Это важное напоминание о том, что мы должны ценить то, что у нас есть, и не забывать о том, что настоящее счастье находится внутри нас

О сказке

Произведение Ганса Христиана Андерсена «Русалочка» – это волшебная история, наполненная глубоким философским смыслом и дающая пищу для размышлений.

Главная идея сказки «Русалочка» – это самопожертвование во имя любви. Особый колорит произведению придают его главные герои, ведь без них сказка не получилась бы и вовсе.

  1. Русалочка (Ариэль) — главная героиня, юная морская принцесса, которая желает обрести человеческую душу и выйти замуж за принца.
  2. Принц — молодой и красивый человек, владелец корабля, который спас Русалочку от утопления. Он становится объектом ее влюбленности и целью ее желания.
  3. Король — отец принца, который желает найти ему достойную невесту и узаконить его брак.
  4. Бабушка — мудрая старушка, которая помогает Русалочке осуществить ее желание и получить человеческую душу.
  5. Водяной-князь — отец Русалочки, который не одобряет решение своей дочери и предупреждает ее о том, что люди опасны для морских обитателей.
  6. Сестры Русалочки — другие морские принцессы, которые любят и заботятся о Русалочке, но не понимают ее желания.
  7. Рыба-царевна — верная подруга Русалочки, которая помогает ей исполнить желание и получить человеческую душу.

Каждый из этих персонажей играет важную роль в сюжете произведения и помогает создать незабываемую атмосферу сказки Андерсена.

Характеристика героев

«Русалочка» Г.Х. Андерсена — грустная история о неразделенной любви.

Русалка. Главная героиня – дочь подводного царя, самая младшая из сестёр. Она прекрасно танцует и обладает чудесным голосом — поёт лучше всех русалок.  Доброй и милой девочке тесно жить в подводном царстве.  Русалочка с нетерпением ждёт, когда ей исполнится пятнадцать лет, и она сможет подняться из морской глубины, познакомиться с надводным миром.    Наконец, наступает долгожданный день. Русалочка с восторгом наблюдает за жизнью на земле, за пассажирами на корабле. Героиня сожалеет, что она  не человек. В это время судно терпит крушение. Русалочка пытается спасти молодого капитана, который ей очень понравился.  Ей это удаётся. Принцесса оставляет юношу на берегу. Русалочку расстраивает, что молодой человек не знает, кто его настоящий спаситель.

После возвращения   домой, главная героиня не может забыть принца. Она переживает, что никогда не сможет быть женой человека. Русалочка  идёт на отчаянный поступок — решает избавиться от рыбьего хвоста. Она преодолевает страх и идёт к ведьме, которая предупреждает принцессу, что ей придётся терпеть невыносимую боль в ногах и умереть, если принц не женится на ней. Русалочка на всё соглашается. Ведьма исполняет  желание принцессы, но в обмен забирает её чарующий голос. Мечта Русалочки сбывается. Она живет в одном замке с принцем. Он заботится о ней, проводит с ней всё своё время. Принц  рассказывает Русалочке о своей любви, но к другой девушке.  Главная героиня  испытывает невыносимую физическую и душевную  боль, но не может свои чувства выразить словами. В итоге принц женится на девушке, о которой мечтал. Русалочка в полном отчаянии, теперь ей придётся уйти из его жизни и умереть. Сёстры предлагают ей спасти свою жизнь, но для этого надо убить принца. Благородная героиня выбирает смерть.   Воздушные феи забирают  её с собой на небо.

Принц – молодой симпатичный юноша. Он добрый человек, заботится о Русалочке, но относится к ней, как к другу. Он не знает, что обязан главной героине жизнью. Принц не понимает девушку,  не замечает её страданий. Его сердце принадлежит другой. Он не смог оценить жертвенную любовь Русалочки.

Бабушка Русалочки – старая обитательница морского царства. Она помогает сыну вдовцу воспитывать своих внучат, в которых души не чает. Мудрая бабушка объясняет Русалочке, что можно променять привычный образ жизни на любимого человека только в том случае, если он полюбит тебя больше всего на свете со всеми твоими недостатками.

Отец Русалочки – морской царь, вдовец. На его попечении шесть дочерей и старая мать.

Ведьма – старая страшная женщина, которую все боятся. Она честно предупреждает Русалочку  обо  всех лишениях, которые её ждут ради жизни на земле.

Сёстры главной героини переживают за  неё, во всём ей помогают. Они любят Русалочку,  жертвуют своими волосами, чтобы спасти ей жизнь.

Сказка заканчивается трагически. Все  мечты Русалочки разбиваются. Она умирает ради принца.  Главный итог сказки — не стоит ради любви приносить себя в жертву.

Вариант 3

Школа моей мечты – это место, где каждый ученик находит себя и может развиваться в соответствии со своими интересами и способностями. Это школа, где учителя не только обучают, но и вдохновляют, помогая ученикам раскрыть свой потенциал.

Одной из основных особенностей такой школы является индивидуальный подход к каждому ученику. Учителя знают о его интересах, способностях и потребностях и работают над тем, чтобы помочь ему максимально эффективно развиваться и достигать своих целей.

Кроме того, в такой школе должны быть доступны все необходимые ресурсы и материалы для обучения и саморазвития учеников. Это могут быть современные компьютеры и программное обеспечение, библиотека с большим выбором книг, лаборатории для проведения экспериментов и многое другое.

Важным элементом школы моей мечты является также практическая направленность обучения. Ученики должны иметь возможность применять полученные знания и навыки на практике, в рамках проектов и задач, которые им интересны и актуальны.

Кроме того, школа моей мечты должна быть местом, где ученики развивают свои социальные навыки и умения. Для этого может быть создана различная общественная деятельность: клубы по интересам, спортивные секции, театральные кружки и т.д

Это поможет ученикам лучше понимать друг друга и работать в команде, что невероятно важно для их будущей жизни

В целом, школа моей мечты — это место, где каждый ребенок может реализовать свои мечты и достигнуть успеха в жизни. Это образовательное учреждение, где учителя и ученики работают вместе, чтобы создать динамичное и разнообразное образовательное пространство, которое будет вдохновлять их на новые свершения.

Вариант 2

Рассказ “Счастье” Антона Чехова – это история о том, как человек может потерять свое счастье, не замечая этого. Главный герой, Иван Дмитриевич, был счастливым человеком, но его жизнь изменилась после того, как он получил наследство. Он начал жить более роскошной жизнью, но вместе с этим потерял свою прежнюю жизнерадостность и наивность.

Чехов описывает Ивана Дмитриевича как человека, который не может наслаждаться жизнью, потому что он постоянно думает о деньгах. Он стал жить в роскоши, но это не принесло ему счастья. Он стал замкнутым и недовольным, и его жена и дети стали ему чужими. Чехов показывает, что деньги не могут купить счастье, и что настоящее счастье находится внутри нас.

Рассказ “Счастье” является критикой общества, которое считает, что деньги могут купить счастье. Чехов показывает, что это не так, и что настоящее счастье не может быть куплено. Он также показывает, что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег. Чехов критикует общество, которое ставит деньги выше всего, и показывает, что это может привести к потере смысла жизни.

В рассказе “Счастье” Чехов использует символизм, чтобы показать, как Иван Дмитриевич потерял свое счастье. Он описывает, как Иван Дмитриевич начал заменять свои простые вещи на более дорогие, и как это привело к тому, что он потерял свою прежнюю жизнерадостность. Символизм в рассказе помогает Чехову показать, как деньги могут изменить человека, и как это может привести к потере счастья.

В конце рассказа Иван Дмитриевич понимает, что он потерял свое счастье, и что деньги не могут его вернуть. Он понимает, что он должен вернуться к своей прежней жизни, чтобы найти свое счастье. Рассказ заканчивается тем, что Иван Дмитриевич возвращается к своей прежней жизни, и его семья снова становится ему близкой. Это показывает, что настоящее счастье находится в том, что мы имеем, и что мы должны ценить то, что у нас есть.

Рассказ “Счастье” Антона Чехова – это важное напоминание о том, что мы должны ценить то, что у нас есть, и не забывать о том, что настоящее счастье находится внутри нас. Чехов критикует общество, которое ставит деньги выше всего, и показывает, что это может привести к потере смысла жизни

Он также показывает, что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег.

Рассказ “Счастье” Антона Чехова – это история о том, что настоящее счастье не может быть куплено, и что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег

Это важное напоминание о том, что мы должны ценить то, что у нас есть, и не забывать о том, что настоящее счастье находится внутри нас. Рассказ “Счастье” является критикой общества, которое считает, что деньги могут купить счастье

Чехов показывает, что настоящее счастье находится в простых вещах, таких как любовь, семья и друзья. Он также показывает, что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег. Рассказ “Счастье” является важным напоминанием о том, что мы должны ценить то, что у нас есть, и не забывать о том, что настоящее счастье находится внутри нас.

В целом, рассказ “Счастье” Антона Чехова – это история о том, что настоящее счастье не может быть куплено, и что люди могут потерять свое счастье, если они начинают жить только ради денег. Чехов критикует общество, которое ставит деньги выше всего, и показывает, что это может привести к потере смысла жизни. Рассказ “Счастье” является важным напоминанием о том, что мы должны ценить то, что у нас есть, и не забывать о том, что настоящее счастье находится внутри нас.

Смерть героя

Большую роль в произведении играют образы природной стихии в виде грозы, животного, вступившего в схватку с героем, горного потока. Они прибавляют новые детали к портрету Мцыри. Наблюдая за бурным ручьем, герой видит, как поток бессмысленно спорит с руслом. Это он применяет и к своей судьбе: лишившись всех сил, возвращается в монастырь. Тут он с досадой утверждает: хоть и относил себя к настоящему дитя природы, затворничество изменило его, отрезало связь с внешним миром.

Юноша умирает, а пейзаж над ним опять становится спокойным: расцветает акация, солнце резвится в саду, день сияет голубым небом. С одной стороны, такое состояние природы оттеняет бурю, возникшую в душе Мцыри, а с другой, приводит поэму к логическому завершению. Герой уходит из жизни, оставшись в ладах с этим миром, и последний его взгляд задерживается на Кавказе, таком далеком и недосягаемом.

Природная стихия

Однако Кавказ обладает не только красотой, это дикое и уникальное место. Происходит смена пейзажа: бушует гроза. Она, конечно, напугает послушных монахов, которые боятся гнева Божьего, но Мцыри хочет быть родственной душой для ветра и сверкающих молний: «…О, я как брат / Обняться с бурей был бы рад!». Здесь Лермонтов пытается соотнести героя с дитём природы, у которого нет страха перед ночными горами, ползучими тварями, дикими животными.

Да, все это является не безопасным для юноши, однако только в людской среде Мцыри чувствует, что он изгой. И в этой части видно, какова роль природы в поэме. Она имеет особое значение, потому что способствует передаче романтического конфликта произведения. Через воссоединение героя с окружающей обстановкой становится видно, насколько ему чужда жизнь среди людей.

Сочинение Что значит быть счастливым по произведениям Бунина, Чехова, Куприна

Счастье — это состояние души, когда все вокруг кажется ярким и прекрасным. В рассказах Бунина, Чехова и Куприна мы можем увидеть разные подходы к тому, что значит быть счастливым.

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунина главный герой Григорий Петрович очень богат, но этот богатство не приносит ему счастья. Напротив, он чувствует себя одиноким и несчастным. Единственное, что может его порадовать — это встреча с некой Ниной, которую он знакомит на своей даче. Именно она приносит ему истинное счастье. Таким образом, Бунин показывает, что для человека счастье — это не материальные богатства, а любовь и душевное спокойствие.

В рассказе А.П. Чехова «Каштанка» мы видим как маленькая собака Каштанка меняет жизнь своего нового хозяина — улицей и загонами. Ранее её хозяйка была брошена мужем, а новый хозяин — уличный парнишка — даже не знает, что такое настоящая семья и любовь. Однако благодаря Каштанке он понимает, что жизнь может быть яркой и прекрасной, если есть хотя бы один преданный друг. Таким образом, Чехов показывает, что счастье — это не только любовь и душевное спокойствие, но и дружба и верность.

Таким образом, по рассказам Бунина, Чехова и Куприна мы можем сделать вывод, что счастье — это не богатство и не материальные блага, а любовь, душевное спокойствие, верность, дружба и простые вещи. Каждый человек находит свой путь к счастью и его нельзя измерить деньгами или вещами.

Вариант 2

Каждый ребенок учиться в школе. Школа – это именно то учебное заведение, которое формирует ребенка, как личность. Школы есть сельские, есть городские. Существую школы специализированные, а также средние школы. Многие школы имеет привлекательный внешний вид, во многих школах сделан ремонт. Но, в тоже время есть старые школы, которые совсем не ремонтируют.

Я мечтаю о том, чтобы школа, в которой я обучаюсь имеет привлекательный внешний вид. В ней сделан современный ремонт, и она оборудована современной техникой и мебелью. Эта школа известна во всей стране, так как в ней работают самые опытные и грамотные педагоги.

Я мечтаю, чтобы в моей школе не было обязательных предметов, и какой предмет учить выбирает сам ученик по своему усмотрению. Например, изучать можно историю второй мировой войны затрагивая историю, географию, биологию и математику. Такой подход позволит учить то, что тебе нравиться и то, что по твоему мнению тебе необходимо.

В школе моей мечты можно учиться в любое время по усмотрению ученика. В ней нет четкого графика обучения. Каждый ученик выбирает его самостоятельно.

Выпускные экзамены также сдаются по теме, которую выбирает сам ученик, что будет гарантировать полные знания и отличную подготовку.

Вот так выглядит идеальная школа, о которой я мечтаю.

Анализ 2

Проанализировав данный рассказ Антона Павловича Чехова, можно с уверенностью сказать, что он издал шедевр на мировом уровне, который из года в год не потеряет своей актуальности. В этом не он один был уверен, но и его современники тоже. Ему удалось гармонично описать всю динамику своего творения, в одно целое.

Чехов своим шедевром сумел описать мысли и мечты людей. Уже с первых строк поэт знакомит читателей с главными героями своего произведения. Перед ними предстают две совершенно непохожие друг на друга личности, один был престарелым дедушкой лет восьмидесяти у которого вся жизнь прошла, а второй совсем юный и молодой, у которого все только начинается.

Главные герои совершенно по-разному смотрят на жизнь, единственное что их объединяет, так это их профессия — пастуха.

Автору в своем удивительном творении получается со всей точность описать всю красоту окружающей природы, как прекрасно выглядят равнины и степи, и даже животных, он описывает в образе человека, которые тоже умеют думать, переживать и мечтать.

Главные герои сидят и рассуждают под сказочно красивым звездным небом, в чем же заключается человеческое счастье, и для кого оно что означает. Одни люди предполагают, что счастье заключается в богатстве и достатке, а другие совершенно на оборот утверждают, что счастье – это человеческая жизнь.

На протяжении всего рассказа мысли главных героев переплетаются с мыслями животных.

Рассказ известного всеми литературного поэта «Счастье», написан с частичкой души самого Чехова, на зависть всем своим современникам того времени, у него получилась раскрыть тему и дать правильный ответ в чем же заключается человеческое счастье

Данный рассказ завораживает читателя с первых строк и акцентирует его внимание, на заданном вопросе. Со строк произведения становится понятно лишь то, что каждый человек проживающий на планете, должен для себя решить в чем же заключается счастливая и благополучная жизнь для него

В богатстве либо просто в том что он может жить и радоваться завтрашнему дню.

Презентация на тему: » «Счастье» А.П. Чехов. Этот рассказ А.П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется.» — Транскрипт:

1

«Счастье» А.П. Чехов

2

Этот рассказ А.П. Чехова по жанровой стилистике принято относить к бытовым притчам. Такая форма передачи главного часто используется в библейских писаниях. А символы сакрального проходят красной нитью через весь рассказ. Например, профессия главных героев – пастух, а образ пастуха тесно связан с религией, это исконный библейский персонаж. Или тот факт, что якобы Ефим Жменя приходится дядей кузнеца, а кузнец по русским поверьям – общается с потусторонним миром.А.П. Чехова Анализ

3

Знакомство с героями рассказа начинается с первого же абзаца. Ясно, что персонажи во многом противопоставлены друг другу, а роднит их только то, что оба они пастухи. Разрозненность выражается и в описании их внешности, и в приятой ими позе. Персонажи

4

Один из героев – восьмидесятилетний беззубый старик, лицо которого хранило следы тяжелых жизненных испытаний. Старик лежал животом на листьях подорожника и угрюмо думал о своей жизни, которая не задалась. Его душа очерствела, и мечты о чем-то высоком казались ему пустыми и никчемными. Старик

5

Уже в экспозиции становятся понятны жизненные приоритеты старика – это тщеславие и деньги. Именно в деньгах, по его мнению, заключается счастье, и все его рассуждения приводят только к этому выводу. Много времени он потратил на думы о том, как можно найти заколдованные клады, а на вопрос молодого пастуха, что он собирается делать в случае удачи, ответить не смог. Стариком просто владела мысль обладания несметными сокровищами, которая не давала ему покоя всю жизнь. Казалось бы, общение с Пантелеем радушное, но тот факт, что объездчик получает «полтораста в год» выводит на чистую воду завистливое начало старика.

6

Негодование, которым он внутренне переполнен, выливается через большую старую и лохматую овчарку – она набрасывается на объездчика. Собака сопоставлена со стариком и выступает в роли его двойника, которая может сделать то, что воспрещает человеческая мораль.

7

Другой герой – молодой парень, для которого жизненная стезя лишь начинается. Он открыт миру, впечатлениям, его внутренний мир радостно откликается всему великому и таинственному, похожему на завораживающую картину Млечного пути, что у него над головой. Он мечтатель и по «младенчески» любопытен. Молодой парень

8

Третий герой стоит в стороне, как по сюжету произведения, так и по социальной принадлежности. Речь идет о господском объездчике Пантелее, что из Макаровской экономии. Это образованный и умудренный жизненным опытом служащий. Его фигура, манера поведения и обращение к пастухам выдавало в нем серьезного, рассудительного и знающего себе цену человека. Немаловажен тот факт, что в рассказе Пантелей курит трубку. Это действие во многих религиях наполнено сакральным смыслом, и попутно может означать мудрость, опыт персонажа. Пантель

9

Проблематика произведения стара, как мир: в чем же счастье — в деньгах или в самой возможности жить и наслаждаться жизнью. У каждого будет своя аргументированная правда, и прийти к единому знаменателю в этом вопросе, возможно, никогда не удастся. Проблема

Анализ рассказа Чехова «Белолобый»

1. История создания произведения.

Первая публикация рассказа «Белолобый» состоялась в 1895 году в детском журнале «Детское чтение». Чехов замыслил написать этот рассказ именно для детей. Прообразом главного героя был один из его дворовых псов в Мелехове. Его звали Белолобый.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

«Белолобый» — рассказ, что подтверждается небольшим объёмом произведения, повествованием об одном важном событии, одним или двумя главными героями, неизвестностью для читателя их прошлого и будущего. Характер рассказа — для детей, о животных

3. Название произведения и его смысл.

Название рассказа — «Белолобый», потому что на щенке Белолобом строится весь рассказ, развивается действие.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в рассказе ведётся от третьего лица, но автор использует несобственно-прямую речь, повествует о происходящем с точки зрения героя (волчихи).

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Тема: Мир глазами волчицы.

Проблематика: Каково это быть волком? Его принято считать злым хищником, но с чем связана его злоба?

Идея: Жизнь волка полна трудностей и опасностей. Суровая правда жизни в том, что волк рождён хищником, но он не лишён разума и чувств.

Голодная волчица в заботе о своих волчатах ищет пропитание, и, конечно, ей не до этических вопросов. Так устроен животный мир на этом свете.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

Волчиха по высокому сугробу забралась на крышу хлева и раскопала солому. Впопыхах она схватила Белолобого, думая, что это ягнёнок. Пахнущий псиной щенок был ей противен, и она не стала есть его. Белолобый весь день весело играл с волчатами. С наступлением ночи волчиха вновь отправилась в хлев за добычей, но одновременно с ней шёл домой Белолобый. Волчиха постаралась обогнать щенка, чтобы он ей не помешал. Дыра в крыше была закрыта, и волчихе пришлось разрывать солому снова. В это время подоспел Белолобый, провалился в эту дыру и радостно залаял. Почувствовав себя дома. Поднялся переполох, волчихе пришлось убегать от ружья сторожа Игната.

Игнат посчитал виновным во всём Белолобого и наказал его хворостиной.

7. Система образов произведения.

Волчиха. Уже немолода, слаба здоровьем, мнительна, многого боится. У неё трое волчат, она очень голодна сама, и ещё беспокоится о том, чтобы прокормить своих детёнышей. Крупная добыча ей уже не даётся, питается, в основном, падалью, свежее мясо ей удаётся поесть, если встретится по весне зайчиха с зайчатами или утащит ягнёнка из хлева. Голод мучает её, от этого она щёлкает зубами и глаза её в темноте горят зелёными огоньками.

Белолобый. Щенок дворняги с выпуклым лбом, украшенным белым пятном, весёлый, добрый, неопытный, бестолковый, ещё не знает жизни, с волчихой готов играть и целоваться. Похож на ребёнка.

Волчата. Игривые, маленькие, и поэтому ещё неагрессивные.

Игнат. Старик семидесяти лет, сторож на зимовье, в прошлом, вероятно, был механиком. Часто бывает навеселе. Возможно, поэтому не смог сообразить, что это волк раскопал в крыше дыру.

8. Композиция произведения.

Экспозиция: Волчиха отправилась на охоту.

Завязка: Волчиха утащила Белолобого, вместо ягнёнка.

Развитие действия: пребывание Белолобого в волчьем логове; обратная дорога ночью.

Кульминация: Белолобый вновь появляется «не вовремя» и мешает волчихе.

Развязка: Волчиха спасается бегством.

Эпилог: Невиновного Белолобого Игнат наказывает за дыру в крыше хлева.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Чехов очеловечивает (приём аллегории) волчиху в её восприятии событий, окружающего мира. Он пишет о ней «думала», «соображала», «помнила». Иногда это создаёт комический эффект. Не зная обо всех реалиях человеческой жизни, волчиха полагает, что старик Игнат нередко падает от ветра. Читателю же понятно, что падения Игната, сопровождаемые пением, вызваны совсем иной причиной.

Выразительные детали: выпуклый лоб Белолобого; запах навоза и овечьего молока, манящий волчиху; тощий живот волчихи, лошадиная кость, которой волчиха заглушает голод.

10. Отзыв о произведении.

Рассказ А.П. Чехова «Белолобый» полон сочувствия к животным, он написан для детей и ненавязчиво учит их быть внимательнее к окружающему миру, к бессловесным животным, жизнь которых полна проблем, забот, лишений.

Рассказ вызывает чувство грусти, оттого что весь наш мир устроен так, что одни едят других. Когда-то произошла вселенская катастрофа — падение человека, и с тех пор все животные, как и люди, ведут страдальческую жизнь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: