Герои произведения после бала (главные и второстепенные)

Сочинение: анализ сказки салтыкова-щедрина «дурак»

Дурак — краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина

Еще при царе Горохе случилась история. У умных родителей глупый сын. Отец сказал, что ребенок ушел к матери, а мать утверждала, что это отец. В общем, решили, что у обоих сын удался. И ладно бы он был обычным дураком. Как соседский сын Левка, который босиком бежал по улице, кричал и был избит мальчишками.

Этот был странным дураком. То сидел и читал книжки, то вдруг уходил из дома и всегда делал то, что хотел. Ничто не могло убедить его. Друг Левки заболел, попросил булку — так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Родители ругали несчастного сына, но он не понимал, что значит воровать, потому что не понимал понятия собственности.

Булочник пожаловался на четверть, и шута пришлось выпороть. Но он ничего не понял, а только удивился — зачем это отцу?

Если он видел какую-либо несправедливость, он бежал исправлять ее по своему разумению. Мальчики дразнят козла — он хочет заступиться за козла, загородить спину. Малыши ударили его спереди, коза сзади, но ничего, он не выдерживает. Понесет повар петуха рубить в суп — поспешит и унесет, ведь жизнь петуха принадлежит только петуху.

Он дал три рубля нищему, который под окнами просил милостыню, — денег на столе больше не было. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду и увидел, как мальчик тонет. Сам он плавать не умел, как и мать, бросившаяся в реку вслед за сыном. Ну хоть копы подбежали и всех троих спасли.

С тех пор родители решили обучать сына в учебном заведении. Может, дурак поймет, как правильно жить. Поначалу ему легко давались науки, у мальчика была хорошая память. Родители не могли быть счастливее. Но как только в учебную программу ввели историю, юриспруденцию и экономику, дурак перестал понимать, потому что не верил, что такое может быть. Благодаря влиянию родителей, они переводили его из класса в класс, пока он не окончил учебное заведение.

Дурак вернулся домой и стал жить по-прежнему. Он одевал и кормил Левку, он первый бежал к огню и хорошо помогал спасать, до конца ухаживал за неизлечимыми больными.

Родители сына решили пожениться. Женился на вдове. Дурак стал ее навещать, но намеков на любовь не понял, заявив, что любит всех людей одинаково.

Только прохожий понял дурака и сказал отцу, что в его сыне нет дурных мыслей, потому он и родился таким. Но наступит момент, когда ему придется выбирать между глупостью и злом. И тогда он становится самым несчастным человеком.

Однажды дурак исчез. А когда вернулся, то был худ и слаб и все время молчал.

Ибо тот, кто видел и познал зло, не может быть полностью удовлетворен.

Притча про бабочку

   Как-то раз куколка бабочки попала в руки к человеку. Он взял её и рассматривал в течение нескольких часов, видя, как она изо всех сил старается вытиснуть своё тело из маленькой дырочки в коконе. Время шло, она всё пыталась вылезти из кокона, но прогресса никакого не было. Казалось, что она совсем выбилась из сил и больше не может… Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножницы и разрезал кокон до конца. Бабочка легко вышла из него, но её тело было несколько атрофированным, маленьким, а крылья сложенными и сдавленными. Человек продолжал наблюдать за ней, он ожидал, что в любой момент она раскроет крылья и полетит. Но этого не произошло. До конца своих дней бабочка осталась с деформированным телом и склеенными крыльями. Она никогда не смогла расправить крылья и полететь. Человек не знал, что жёсткий кокон и невероятные усилия, прикладываемые бабочкой для выхода из небольшого отверстия, были необходимы, чтобы тело приняло правильную форму и чтобы через крепкое тело в крылья вошли силы и она была готова лететь сразу, как освободится от кокона. Мораль: Не помогай, если не умеешь или не уверен, что твоя помощь действительно принесет пользу. Не вмешивайся в природу вещей, которые ты не создавал. Иначе ты можешь просто навредить.

Дурак

Давным-давно, при царе Горохе, родился у умных людей сын — дурак Иванушка. Больше всего родителей огорчало, что их сын не простой дурак, а «мудрёный», за которого «перед начальством ответить придётся».

Повезло соседке, её сын Лёвка — обыкновенный дурачок, целый день по улице босиком скачет. Его даже губернатору показывали, и тот одобрил: «Берегите его, нам дураки нужны». А Иванушка сидит спокойно дома, книжки читает, и вдруг «сердце в нём загорится», и начинает он глупости творить.

Продолжение после рекламы: Захочется Лёвке калачика, Иванушка возьмёт и украдёт его с прилавка, не понимая, что накормить голодного — тоже воровство. Уговоры родителей не могли Иванушку образумить. Булочник долго терпел, но, наконец, пожаловался городовому, и тот велел дурака высечь.

Папочка высек Иванушку, но тот так и не понял, для чего его били, только удивился. Вскоре Иванушка совсем распоясался: то козла от соседских мальчишек спасёт, то петуха у повара отберёт, то нищему большую сумму денег отдаст. Высекла Иванушку и мамочка, но он не себя, а её пожалел.

Однажды Иванушка и мамочку чуть не погубил. Гуляли они всей семьёй в парке, вдруг увидел Иванушка, что в реке мальчик тонет, кинулся его спасать, мамочка — за ним, а папочка на берегу остался волноваться. Когда городовые всех троих из реки вытащили, дурак у папочки даже прощения за доставленные волнения не попросил.

Тогда папочка составил табличку «отступлений от правил субординации», в которой значилось, сколько ударов розгой будет отвешено дураку за то или иное «отступление». Мамочка, однако, сечь сына за спасение ребёнка не захотела и папочку пристыдила.

Брифли существует благодаря рекламе:

Всё-таки папочка настоял, чтобы отдать Иванушку в школу. Обстановка в школе была «регулярно-спокойная», все были равны, спасать было некого. Память у Иванушки была хорошая, и он чуть из дурака не превратился в умницу.

Всё шло хорошо, пока в школе не стали науки проходить. Выяснилось, что Иванушка не понимает ни истории, ни юриспруденции, ни «науки о накоплении и распределении богатств». Тогда все поняли, что Иванушке доступны только чистые знания.

Мамочка пыталась Иванушке помочь, но то, что написано в учебниках, понимал только папочка. Дурак уроки наизусть вызубривал, но, отвечая у доски, непременно вставлял нечто настолько непотребное, что учителя прощали его только ради уважаемых родителей и переводили из класса в класс. Из школы Иванушка вышел с таким дипломом, что мамочка слезами залилась.

Стал Иванушка жить дома и возиться с вечно голодным Лёвкой, от которого отказалась мать, одевал его, кормил и защищал от жестоких мальчишек. Всё, что нужно было для Лёвки, дурак брал без спроса и вёл себя так, будто ни в чём не был виноват. Если в городе пожар случался, Иванушка первым в огонь шёл, если появлялся тяжелобольной, дурак сутками за ним ухаживал. Мамочку он жалел, но нечто «непреодолимо влекло его к самопожерт­вованию».

Устроить Иванушку на службу не удалось. Попробовала мамочка женить его на молодой и богатой вдове, но все инстинкты у дурака так крепко спали, что он перед красавицей-вдовой даже не дрогнул.

Однажды заехал к папочке старинный приятель, посмотрел на Иванушку и сказал, что не дурак он, просто «подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может». Некоторые от подлых мыслей освобождаются сами ценой больших усилий, Иванушка же таким родился — нет в его организме пор, через которые подлые мысли заползают. Когда-нибудь жизнь «заставит его выбирать между дурачеством и подлостью». Станет тогда Иванушка самым несчастным человеком на свете и, скорее всего, предпочтёт остаться дураком.

Продолжение после рекламы:

Папочка задумался, вспомнил всю свою жизнь — никогда у него подлых мыслей не было, и освобождаться от них не тянуло, но и дураком он не родился. Решил папочка, что у приятеля «ум за разум зашёл», и стал ждать, что Иванушка наконец-то исправится и заживёт как все, но вместо этого дурак ушёл из дому.

Прошли годы, а родители всё ждали сына-дурака. Вернулся Иванушка так же внезапно, как и исчез. Стал он бледным, худым, измученным, где скитался — не рассказал, стал жить молча, но так дураком и остался.

Краткий анализ

Год написания

– 1869 г.

История создания

– Не имея возможности открыто высмеивать пороки самодержавия, Салтыков-Щедрин прибегнул к иносказательной литературной форме — сказке.

Тема

– В произведении Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик» наиболее полно раскрыта тема положения крепостных крестьян в условиях царской России, абсурдность существования класса помещиков, не умеющих и не желающих работать самостоятельно.

Композиция

– В основе сюжета сказки — гротескная ситуация, за которой скрыты реальные отношения между классами помещиков и крепостных. Несмотря на небольшой размер произведения, композиция создана по стандартному плану: завязка, кульминация и развязка.

Жанр

– Сатирическая сказка.

Направление

– Эпос.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Главные герои и их характеристика

Главные герои сказки «Дурак» представлены в списке:

  1. В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин использует образ Ивана-дурака. Герой отличается от своего окружения тем, что он слишком добродушный, всегда старается всем помочь, несмотря на запреты отца и матери, излишне доверчив и не готов приспосабливаться к ритму «нормальной» жизни. За то, что своим мышлением и поступками Иван отличался от других, его и прозвали дураком-мудрёным, так как он читал книги, бескорыстно заботился о людях, мать свою любил и уважал. Иван не был ленивым парнем, это доказывает то, как он быстро выучился грамоте и письму, базовым знаниям, которые были ему необходимы. В образе Ивана Салтыков-Щедрин выразил идеального персонажа, который присутствовал во многих произведениях писателей того периода: добрый, светлый, чистый, не испорченный жестокостью и подлостью мирской жизни. Это подметил и проезжающий мимо молодой человек из Санкт-Петербурга. Тот говорил, что родителям Ивана не стоит стыдиться своего сына, так как он поступает по совести, а все его действия без корысти и злобы, от всего сердца.
  2. Отец Ивана. Это человек с ложными понятиями о добре и зле. Например, он считает, что справедливость — это когда за каждую провинность ребенка секут розгами. Герой всячески пытается исправить сына. И даже мнение со стороны не помогло ему осознать, что Иван — хороший человек, а не «дурак». У отца стереотипное мышление, он слишком испорчен предрассудками своей эпохи.
  3. Мать Ивана более добра к сыну. Она жалеет его, но все так же не понимает. Мама даже склонна к импульсивным добрым поступкам: однажды она бросилась в реку за сыном, который спасал незнакомца. А отец в этот момент стоял и звал на помощь — боялся.
  4. Проезжий человек из столицы олицетворяет ту немногочисленную прослойку общества, которая понимает порывы Ивана и сочувствует им.
  5. Красавица Подвохина имеет говорящую фамилию. Поскольку женщина сама вела две лавки и богатела, автор подозревает ее в хитрости и моральной нечистоплотности.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Дурак»

Стихотворения в прозе – потрясающее новаторство Ивана Тургенева в жанрах литературы. Эти маленькие миниатюры имеют композицию, сюжет, но также полны лиричности. В них ясна авторская позиция, есть четкая мораль, а слова имеют эмоциональную окраску. Тургенев доказал, что лирику не обязательно закрепощать в оковы строгой рифмы

Важно просто правильно подобрать слова, выражающие мысли и чувства автора. Все стихотворения в прозе имеют философский подтекст и назидательность

Кроме этого они очень трогательны, часто драматичны.

Произведение «Дурак» интересно и поучительно. Весь текст пронизан колкой иронией. Тургенев разоблачает самонадеянных глупцов, которые притворяются знатоками. Но острие сатиры так же направлено против тех людей, которые легко попадают под влияние дураков.

Главный герой стихотворения – самый настоящий дурак, живущий просто и беззаботно. Но однажды его покой нарушают слухи о том, что его считают безмозглым пошлецом. Он не может смириться с этим и придумывает выход из положения.

Когда при нем кто-то хвалил благородного знакомого или произведение искусства, дурак оспаривал такое мнение. Никаких настоящих аргументов он не приводил, а только лишь безапелляционно заявлял, что вещь или человек не заслуживают похвалы. А если собеседник продолжал настаивать на своем, то дурак называл его отсталым человеком.

Таким образом главный герой очернил живописца, книгу и некого господина N. N. И как ни странно, мнение народа о нем изменилось. Его ругали, называли желчным и злобным, но все признали, что он умен. Как же так вышло, что дурак прослыл умником? Изменился ли дурак? Конечно же нет, изменилось лишь мнение о нем. С тех пор, как дурак начал критиковать все и вся, люди стали его бояться. Никто не хотел выглядеть отсталым человеком. И потому соглашались с его точкой зрения, хотя она и была абсурдной.

Спустя время дурака назначают заведующим критическим отделом. И теперь он наделен властью ругать все, что ему вздумается, называя это авторитетным мнением. Окружающие его боятся, ведь он может уничтожить их репутацию прогрессивных личностей.

Идея произведения заключается в том, что люди сами позволяют дуракам превознестись. Самонадеянные дураки начинают управлять даже неглупыми личностями, используя их трусость. Последняя фраза звучит подобно морали из басни: «Житье дуракам между трусами».

Стихотворение в прозе «Дурак» призывает к нравственности. Тургенев хотел, чтобы люди всегда осмысливали сказанное или сделанное другими через призму своего мнения, а не навязанного им со стороны. Ведь искоренять пороки общества – вот чего хотел наш автор.

Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Близнецы» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Два богача» Анализ стихотворения в прозе Тургенева «Собака»

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Идея, тема, смысл

Популярные сегодня пересказы

  • Шварц Евгений Львович Шварц, известный советский драматург, родился 21 октября 1896 г. в Казани. Родители Шварца были медиками.
  • Главные реки — краткое содержание рассказа Драгунского Вечером Дениска был настолько увлечен воздушным змеем, что забыл выучить уроки. Конечно же, его могли бы и не вызвать в этот день к доске – но мальчик умудрился еще и опоздать и на бегу чуть не сбил учительницу Раису Ивановну.
  • Кирджали — краткое содержание повести Пушкина Замечательнейшее произведение «Кирджали» принадлежит маститому русскому писателю и поэту Александру Сергеевичу Пушкину.
  • Уроки музыки — краткое содержание рассказа Петрушевской Главный герой по фамилии Иванов сидел в тюрьме, отсидел этот срок и вышел на свободу. Сейчас у него в планах прийти к Гавриловым. Он желает установить размеренную, равномерную жизнь.

Анализ произведения

Контраст — прием в литературе, позволяющий усилить эмоциональное воздействие образа на читателя. Петр Владиславович радикально меняется в общении со своими подчиненными. Не остается и тени образа благовоспитанного дворянина, танцующего со взрослой дочерью. Он превращается в тирана.

Если обратиться к этимологии слова «контраст», то становится понятно, для чего автор рассказа использует этот прием. Контраст — это заметная, потрясающая разница между сравниваемыми объектами или личностями.

Все увиденное и прочувствованное Иваном Васильевичем на улице изменило его судьбу. После бала главные герои продолжают жить соответственно своим идеалам. Седой старик, которым стал Иван Васильевич, рассказывает о дальнейшей участи персонажей:

Характеристика Скалозуба, образ, описание, внешность, характер, карьера

  1. Варенька вышла замуж за достойного человека из своего круга.
  2. Отец Вареньки все так же муштрует солдат.
  3. Иван Васильевич больше не хочет учиться в военной школе — бросает училище. Любовь к девушке в нем тоже померкла.

Действующие лица рассказа имеют противоположные точки зрения на общество. Полковник Б. подходит на роль военного диктатора. Он не разбирает, кто прав и кто виноват, а просто наказывает, диктует, не понимает своей ответственности перед обществом за свои поступки.

Молодой герой, напротив, хорошо понимает эту ответственность

Иван знает, что наказывать надо, но и прощать тоже важно. Прощение — часть воспитания народа

Поэтому он не может жениться на Вареньке. Он не хочет двуличной жизни. В душе героя живет духовность, а не стремление к почестям. Всякий раз, как герой видит девушку, в его сердце возникает не образ прекрасного, а образ отвратительного — поругание христианских добродетелей.

Пастух

– Эй, ты, – говорит, – поди сюда!

Пастух на него смотрит, удивляется. «Откуда, – думает, – среди чистого поля голый человек взялся?» Пошел к нему потихоньку; в одной руке кнут длинный, в другой – труба берестовая; сам в лаптях и в зипунишке худом; через плечо мешок для хлеба повешен. Аггей на него закричал:

– Ты чего не идешь, когда зовут?

– А ты кто такой? – спрашивает пастух. – Чего тебе надобно?

– Не видел ли, кто мое платье взял и коня увел?

– Да ты кто такой сам-то? – опять спрашивает пастух.

– Как, ты меня не знаешь? Я правитель ваш, Аггей.

Посмотрел на него пастух и засмеялся.

– Что ты, дурак, городишь! Правитель наш сейчас мимо меня в город с охоты проехал. Долго его тут охотники искали и нашли: вместе поехали.

– Как ты смеешь, раб, негодяй! – закричал Аггей.

– Пошел, пошел, – говорит пастух, – а то кнута отведаешь.

Не вспомнил себя правитель от гнева. Забыл он, что наг и безоружен, и бросился на пастуха. Схватил за плечо, хотел ударить, но пастух был сильнее: повалил он Аггея на землю и начал бить берестовою трубою. Бил-бил, пока береста вся не расплелась, и отошло тогда у него сердце.

– Вот, – говорит, – тебе за такие слова. Ступай!

Поднялся Аггей, весь избитый, побрел потихоньку. А пастух подумал, и жаль ему стало. «Напрасно, – думает, – я человека изобидел: может, он шальной какой или сумасшедший».

Отошел Аггей немного от пастуха, слышит, тот зовет его.

– Эй ты, воротись!

Аггей обернулся, смотрит, а пастух в одной руке что-то держит, а другою рукою к себе его манит.

– Воротись! – кричит. – Куда ты голый пойдешь?.. На тебе хоть мешок.

Стоит Аггей, не шевелится. Горько и стыдно стало душе его. Пастух достал нож из-за пояса, прорезал в мешке три дыры: одну для головы, а две для рук, и подошел к Аггею.

– Мешок-то у меня пустой, хлеб весь съел. Нехорошо человеку голому ходить; надень вместо рубахи.

Надел он на него мешок. Пошел Аггей, ни слова не сказавши, в город. Идет, а сам думу думает о своей напасти и не знает, откуда она на него пришла. Обманщик, видно, какой-нибудь, на него похожий, его платье взял и коня увел. И чем дальше идет Аггей, тем больше сердце у него разгорается. «Уж покажу я ему, что я Аггей – настоящий, грозный правитель. Прикажу на площадь отвести и голову отрубить. А пастуха тоже так не оставлю», – подумал Аггей, да вдруг вспомнил про мешок и застыдился.

Шел он до вечера, а до города еще далеко. Пришлось ему в поле ночевать; зарылся в копну и проспал всю ночь. Поднялся с зарею и опять пошел; недалеко от города вышел на большую дорогу. По дороге много народу в город на базар идет и едет. Догоняет его обоз; стали его извозчики спрашивать, что он за человек и отчего это он в мешок одет.

Вспомнил Аггей про пастуховы побои и побоялся сказать правду.

– Я, – говорит, – не здешний житель; ехал я через ваш город по делам, да дорогой напали на меня разбойники, всего избили и ограбили, и коня, и платье, и деньги отняли. Надели на меня мешок, да и пустили.

Пожалели его добрые люди: собрали кто рубаху, кто штаны; один дал ему опорки старые, другой – кафтан, а третий – шапку. Поблагодарил их Аггей, спросил, как зовут и где их найти, и пошел в город уже повеселее.

«Скоро, – думает, – моему мучению конец. Злодея накажу, а тех, кто мне помог, награжу».

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Очень краткий пересказ произведения «Дикий помещик».

Действие сказки происходит во второй половине XIX в. в одной из деревень, в имении, принадлежащем князю Урус-Кучум-Кильдибаеву. Владелец поместья жил, не зная горя, обслуживаемый крестьянами, только не нравился ему «мужицкий дух», а потому он решил от мужиков своих избавиться: запретил им буквально все, за малейшее нарушение запретов карая штрафами.

Мужикам стало совсем невыносимо жить так, и они взмолились Богу: «Забери нас отсюда вместе с малыми детьми, все равно пропадать!». В один прекрасный день молитва мужиков была услышана, и не осталось в имении Урус-Кучум-Кильдибаева ни одного представителя крестьянского сословия. Вначале глупый помещик обрадовался, воздух-де очистился, и стал звать к себе в гости приятелей.

Приезжали актер со своим театром, генералы в отставке, но все надолго не задерживались. Ругая помещика, у которого даже перекусить теперь нечем стало, гости быстро убирались восвояси.

Между тем Урус-Кучум-Кильдибаев понемногу дичал. Он оброс шерстью, почти забыл речь, питался сырым мясом, ловя зайцев, и подружился с медведем. При этом продолжал стоять на своем: «Не должно быть мужика!». Тем временем на рынке пропали продукты, а в казну перестали поступать налоги.

Обеспокоенное начальство велело мужика найти и вернуть, а помещику мягко внушить, что, дескать, он неправильно поступает. Мужики появились, вновь в уезде закипела жизнь, «запахло мякиной и овчинами», потекли деньги в казну.

Помещика изловили, помыли, причесали, только к нему так и не вернулся человеческий облик. С тех пор он, порученный надзору дворового Сеньки, раскладывал гранпасьянс да мычал.

Главные герои «После бала» – характеристика персонажей рассказа Толстого кратко

Спецификой творчества русского классика Л. Н. Толстого являются неизменные поиски нравственности. Он задавался вопросом предназначения человека. В рассказах Толстого красной нитью проходит тема взаимоотношений между людьми. Философская ориентация его произведений затрагивает эти вопросы и обнажает их суть. Наиболее остро это чувствуется в работах созданных после духовного кризиса. Рассказ «После бала» заслуживает особого внимания. План будущего рассказа был создан как черновик дневниковой записи. Конечный же вариант был утвержден писателем в конце августа 1903 года.

Иван Васильевич

В рассказе “После бала” герой Иван Васильевич обладает способностью сопереживать, умеет представить себя на месте иного человека. Несчастья человека для него не явились обыденной картиной дня. Совесть Ивана Васильевича не безмолвствует. От увиденного герой утрачивает все то светлое и трепетное, что живо в нем это время. Пренебрегает важным для себя. Принимает трагедию и физическую боль чужого для него человека, как свою собственную. В его уста и мысли вложен посыл и взгляд на вещи самого автора.

Полковник Пётр Владиславович

Образ заботливого родителя и прекрасного семьянина. Позиционирует себя как истинный христианин, который всячески угождает Богу, но также служит державе и государю. Наиболее точно его характеризует абсолютное безразличие к нравственному постулату христианства, по которому должно относиться к другим так, как бы им хотелось, чтобы относились к ним. Примером духовной слепоты вояки является его безмерная любовь к дочери и звериная ненависть к простым солдатам.

Варенька

Образ девушки в рассказе играет скорее второстепенную роль. Варенька — молодая девушка, в которую влюблен Иван Васильевич. Она единственный ребенок в семье. Варенька имеет хорошее образование, увлекается чтением, в совершенстве владеет французским языком. На балу зарождается любовь девушки и главного героя. Но после бала у него пропала любовь к этой особе. Варенька выходит замуж за другого, и сохраняет свою привлекательность до преклонных лет.

Беглый татарин

Солдата наказывают за побег. Его наказание заключается в 1500 ударах шпицрутенами. Процесс наказания сопровождается барабанной дробью и звуками флейты. Татарин мучается от жуткой боли и просит сжалиться над ним. Но полковник как и солдаты глух к его мольбам. Кожа на спине провинившегося сильно повреждена. Человек идет босыми ногами по растаявшему снегу, и взгляд его просит пощады.

Портреты героев в совокупности отражают взгляд на вещи самого автора. Иллюстрируют его непримиримую позицию относительно человеческого ожесточения. Экзекуцию контролирует полковник и зорко следит за исполнением наказания. Весь его вид демонстрирует жестокость в отношении с подчиненными. Он вымещает свою злость не только на провинившемся, но и на солдатах, которые стоят в строю и приводят наказание в исполнение.Описание событий автор ведет от имени главного героя, который рассказывает два случая из собственной жизни, что произошли с его участием в период студенчества. Основной идеей здесь выступает то, что решающим моментом в судьбе любого человека выступает не окружение, а обстоятельства.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных – Краткое содержание «После бала»
  • для самых нетерпеливых – Очень краткое содержание «После бала»
  • для самых занятых – Читательский дневник «После бала»
  • для самых любопытных – Анализ «После бала» Толстой
  • для самых крутых – Читать «После бала» полностью
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: