Тест по теме «Лексика»
1. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»?
а) совесть б) долг в) стыд г) благородство
2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»?
а) порядочный б) гуманный в) преданный г) добрый3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно?
а) дискуссия — спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседеб) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражаниев) аналогия — противоположность чему-либог) привилегия — преимущественные права, льготы4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?
а) черное платьеб) черная душав) черный вторникг) черные мысли5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.
а) площадь б) вокзал в) собралась г) густая6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы.
а) летний б) дремлют в) бледно-красен г) блестят7. Какое из приведенных слов имеет омонимы?
а) идиллия б) брак в) линейка г) давление8. В каком варианте пары слов не являются синонимами?
а) деликатный — тактичныйб) вульгарный — корыстныйв) чуткий — отзывчивыйг) гуманный — человечный9. Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»?
а) печаль в) смятение б) праздник г) блаженство10. В каком предложении нет антонимов?
а) Книга учит различать добро и зло.б) Корень учения горек, да плод его сладок.в) Недруг поддакивает, а друг спорит.г) Ученье способно и украшать, и утешать.11. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?
а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время12. Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике?
а) клевый б) классный в) крутой г) отличный13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.
а) считать ворон — бездельничатьб) в час по чайной ложке — медленнов) тертый калач — опытный (о человеке)г) седьмая вода на киселе — близкие родственники14. Какой фразеологизм не соответствует значению «много»?
а) куры не клюютб) семь пятниц на неделев) тьма тьмущаяг) хоть пруд пруди15. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.16. Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных?
а) раскрыть картыб) попасть впросакв) смотреть сквозь пальцыг) камень преткновения
Тест по русскому языку. 10 класс. Лексика. Фразеология. Ответы.
1. Что изучает лексика?А) историю слова;Б) части речи и их формы;В) правила написания слов;Г) звуковую сторону слова;Д) слова и их значения.
2. В каких вариантах все прилагательные употреблены в прямом значении?А) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;Б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;В) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;Г) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия;Д) каменный дом, медвежья услуга, серебряные брызги, стеклянная ваза.
3. Укажите ряд многозначных слов:А) съедобный, утомление;Б) хохот, шезлонг;В) съемка, ручка;Г) компьютер, ландыш;Д) самолет, дискуссия.
4. В каком ряду все слова – синонимы?А) время, период, эпоха, эра;Б) лингвист, историк, литературовед;В) фрукты, овощи, вишня;Г) сосна, тополь, ясень;Д) тарелка, вилка, ложка.
5. Укажите группу слов, которые являются омонимами:А) метель, пурга; Б) письменный стол, обеденный стол;В) капитанская рубка, рубка леса;Г) ручка чемодана, ручка малыша;Д) шить иглой, игла ежа.
6. Назовите антоним фразеологизма «спустя рукава»:А) бить баклуши,Б) положа руку на сердце,В) сложа руки,Г) не покладая рук,Д) море по колено.
7. Укажите слова, не являющиеся паронимами:А) эффектный, эффективный;Б) представить, предоставить;В) фарш, фарс;Г) командировочные, командированные;Д) подпись, роспись.
8. Определите, в каком варианте профессиональные слова:А) учитель, наставник, педагог; Б) отечество, родина, отчизна;В) метель, пурга, буран;Г) аккорд, вокализ, мольберт; Д) овощи, ягоды, фрукты.
9. Какому словосочетанию синонимичен фразеологизм «хранить молчание»? А) как в воду глядел;Б) набрать в рот воды; В) выйти сухим из воды;Г) как рыба в воде;Д) не разлить водой.
10. Определите, в каком варианте даны неологизмы:А) бартер, кастинг, конфессия;Б) псалтырь, светлица, кафтан;В) курень, полуночник, шелоник;Г) опосля, прислухаться, не серчай;Д) кардиолог, инфаркт, универсам.
11. Определите, в каком варианте даны слова общеупотребительные:А) десница, работа, слеза;Б) акварель, гуашь, палитра;В) нечто, выкаблучиваться, ступай;Г) нижеподписавшийся, горенка, изрядно;Д) кирпич, свекла, идти.
12. Определите, в каком варианте даны заимствованные слова:А) место, история, тетрадь;Б) берег, город, молоко;В) аббат, атака, жюри;Г) ладонь, корова, дочь,Д) поле, береза, сосед.
13. Укажите стилистически нейтральный фразеологизм:А) закадычный друг;Б) во веки веков;В) вступить в брак;Г) сдержать слово;Д) втирать очки.
14. Выберите вариант, в котором определение является эпитетом:А) бродяга-ветер;Б) звездная ночь;В) розовая шляпка;Г) серебряное кольцо;Д) старик-мудрец.
15. В каком предложении слово употреблено в переносном значении?А) На стенах висели два пейзажа хорошей кисти.Б) Желтые листья медленно падали на землю.В) Утром бухта наполнилась плавучим льдом.Г) Громады утесов на берегу создавали величественную картину.Д) Яркое солнце быстро съело тонкий ледок.
Ответы 1 Д 2 Г 3 В 4 А 5 В 6 Г 7 В 8 Г 9 Б 10 А 11 Д 12 В 13 Г 14 А 15 Д