М. ю. лермонтов «парус» анализ стихотворения

М. ю. лермонтов «парус» анализ стихотворения

Тропы

Художественный прием

Пример

Эпитет

Волнистые туманы

Метафора

Багровый костер заката

Олицетворение

Небо осенью дышало

Сравнение

Облаком волнистым пыль встает вдали

Метонимия

Читал Гомера

Синекдоха

И слышно было до рассвета, как ликовал француз

Гипербола

Шаровары шириною в Черное море

Гротеск

Градоначальник с фаршированной головой

Литота

Мальчик с пальчик

Перифраз

Люди в белых халатах

Аллегория

Глуп, как осел

Ирония

Отколе, умная, бредешь ты, голова?

Аллюзия

Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова)

Реминисценция

Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина)

Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.

Тема

В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.

Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.

В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».

По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.

Авторы-представители литературных направлений

В зарубежной литературе

Литературное направление Основные представители
Классицизм Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери
Сентиментализм Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо
Романтизм Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма
Реализм Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер
Импрессионизм Марсель Пруст, Поль Верлен
Символизм Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс
Акмеизм
Имажизм Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон
Футуризм Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци
Экзистенциализм Жан-Поль Сартр, Альбер Камю
Экспрессионизм Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс
Сюрреализм Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель
Постмодернизм Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др.

В русской литературе

Литературное направление Основные представители
Классицизм Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин
Сентиментализм Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев
Романтизм Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев
Реализм Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн
Импрессионизм Константин Бальмонт (раннее творчество)
Символизм Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб
Акмеизм Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич 
Имажизм Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков
Футуризм Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский
Экзистенциализм Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн
Экспрессионизм Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество)
Сюрреализм Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича
Постмодернизм Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин

История создания

В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.

Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Медный всадник»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Медный всадник»

для самых компанейских —

Главные герои «Медный всадник»

для самых занятых —

Читательский дневник «Медный всадник»

для самых крутых —

Читать «Медный всадник» полностью

Фигуры речи

Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:

Художественный прием

Пример

Анафора

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Эпифора

Други его — не тревожьте его!

Слуги его — не тревожьте его!

Градация

Не жалею, не зову, не плачу.

Многосоюзие

И пращ, и стрела, и лукавый кинжал

Щадят победителя годы.

Бессоюзие

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Эллипсис

Татьяна – в лес.

Медведь – за ней.

Синтаксический параллелизм

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Инверсия

Белеет парус одинокой

Антитеза

Ты богат, я очень беден;

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян как маков цвет,

Я как смерть и тощ и бледен

Парцелляция

У Елены беда тут стряслась. Большая.

Риторический вопрос

Какой же русский не любит быстрой езды?

Риторическое восклицание

О времена, о нравы!

Риторическое обращение

Прощай, немытая Россия!

Умолчание

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал…

Вопросно-ответная форма изложения

Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо!

Оксюморон

Живой труп

Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.

Что мы узнали?

К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Проведение анализа

Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано

Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.

Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.

При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.

Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным

Тема и идея

Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:

  • «Парус» (Белеет парус одинокий…)»
  • «И скучно и грустно»;
  • «Утес».

Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.

Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).

Сюжет

Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.

Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.

Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.

Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.

Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.

2 вариант

Пьеса «Гроза» написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается в вымышленном городе, пьеса неразрывно связана с личной драмой писателя. Именно так и определяется автором жанровая направленность «Грозы».

Островский мастерски отражает в тексте жизнь провинциального городка того времени. В пьесе автор раскрывает суть «темного царства» людей и «светлого царства». Александр Николаевич смог составить словесную картину бытовой драмы, при этом, автор создал такую героиню, которая смогла оттенить всех остальных персонажей своим исключительно «светлым» характером.

В пьесе разворачиваются простые и понятные события. Читатель сразу понимает мировоззрение и характер каждого из героев. Но все же ключевой линией остается описание личной жизни героев. Даже название произведение определяет не только природное явление, но и отображает душевное состояние и переживания главной героини Катерины. Автор строит произведение таким образом, что сложно четко определить его жанр. Островский легко сочетает в одной пьесе драму и трагедию, при этом вся композиция построена на реализме.

Сделать произведение трагичным – не являлось первоначальной задумкой автора, изначально Островский хотел написать комедийную пьесу. Но по мере того, как разворачивалась сюжетная линия, текст все больше наполнялся неразрешимыми жизненными противоречиями, конфликтами и переживаниями главных персонажей. Опять же, даже название пьесы заявляет о трагичности ее содержания. Для кого-то гроза является началом новой жизни, а для кого-то неспокойное природное явление становится вестником негативных перемен.

Но сам автор больше позиционирует свое произведение, как бытовая драма с социально-психологической проблематикой. Ведь именно этот жанр предполагает наличие в пьесе недосказанности и неразрешенности финального конфликта. Определяющим фактором драмы стало самоубийство Катерины. Но смерть девушки не привела к глобальным положительным изменениям, городской уклад остался прежним – в Калинине правили люди из «темного царства». Еще большие нотки драматизма тексту добавляют отношения Катерины и Бориса.

Александр Николаевич смог передать на страницах произведения весь реализм быта и нравы людей того времени. Автор «нарисовал» понятный читателю сюжет и сам определил свою пьесу, как драматическую.

10 класс

Средства художественной выразительности

Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.

Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».

В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.

Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».

Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.

Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.

Композиция

Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.

Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.

Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».

Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.

Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.

Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.

Жанровая специфика, особенности

Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:

  1. Размер стихотворения «Листок» Лермонтова — пятистопный амфибрахий. Он помогает придать звучанию напевность, плавность.
  2. Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «грусть», «тоска». И тематика поэтического текста как нельзя лучше подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизано отчаянием автора, герой его обречен на гибель, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и напрямую не говорит о том, что произошло с листом после диалога с отвергшей его чинарой.
  3. Рождает печальное настроение, вызывает у читателя мысли о бренности и бессмысленности существования.

Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.

Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:

  1. Эпитет (жестокая буря).
  2. Метафоры (засох и увял).

И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:

  • эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
  • олицетворениями (шепчется ветер).

У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.

https://www.youtube.com/watch?v=QKqedE_tIag

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: