Тропы
Художественный прием |
Пример |
Эпитет |
Волнистые туманы |
Метафора |
Багровый костер заката |
Олицетворение |
Небо осенью дышало |
Сравнение |
Облаком волнистым пыль встает вдали |
Метонимия |
Читал Гомера |
Синекдоха |
И слышно было до рассвета, как ликовал француз |
Гипербола |
Шаровары шириною в Черное море |
Гротеск |
Градоначальник с фаршированной головой |
Литота |
Мальчик с пальчик |
Перифраз |
Люди в белых халатах |
Аллегория |
Глуп, как осел |
Ирония |
Отколе, умная, бредешь ты, голова? |
Аллюзия |
Такого отечества такой дым разве уж настолько приятен (В. В. Маяковский – отсылка к «Горю от ума» А. С. Грибоедова) |
Реминисценция |
Я вас любил. Любовь ещё (возможно, что просто боль) сверлит мои мозги» (И. А. Бродский – отсылка к стихотворению «Я вас любил: любовь еще, быть может…» А. С. Пушкина) |
Тропы связаны с использованием слов в переносном значении.
Тема
В «Медном всаднике» отображена одна из главных тем – власть и маленький человек. Автор размышляет об управлении государством, о столкновении маленького человека с огромной махиной.
Сам смысл названия – «Медный всадник» – заключает в себе основную мысль поэтического произведения. Памятник Петру выполнен из бронзы, но автор предпочёл другой эпитет, более тяжеловесный и мрачный. Так посредством выразительных художественных средств, поэт обрисовывает мощную государственную машину, для которой безразличны проблемы маленьких людей, страдающих от власти самодержавного правления.
В данной поэме, конфликт маленького человека с властью не имеет своего продолжения, человек настолько мелок для государства: «лес рубят – щепки летят».
По-разному можно судить о роли одной личности в судьбе государства. В своём вступлении к поэме автор дает характеристику Петра Первого как человека поразительного ума, дальновидного и решительного. Находясь у власти, Пётр смотрел далеко вперёд, он думал о будущем России, о её мощи и несокрушимости. О действиях Петра Великого можно судить по-разному, обвиняя его в деспотизме и тирании по отношению к простому народу. Нельзя оправдать действия правителя, строившего власть на костях людей.
Авторы-представители литературных направлений
В зарубежной литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Мольер, Вольтер, Пьер Корнель, Жан Расин, Жан де Лафонтен, Витторио Альфьери |
Сентиментализм | Джеймс Томсон, Эдуард Юнг, Томас Грей, Лоренс Стерн, Жан-Жак Руссо |
Романтизм | Фридрих Шлегель, Вильгельм и Якоб Гримм, Эрнст Гофман, Генрих Гейне, Самюэль Тэйлор Кольридж, Уильям Вордсворт, Джордж Байрон, Перси Биши Шелли, Уильям Блейк, Джон Китс, Виктор Гюго, Александр Дюма |
Реализм | Томас Манн, Стефан Цвейг, Стендаль, Оноре де Бальзак, Чарльз Диккенс, Джек Лондон, Марк Твен, Уильям Теккерей, Гюстав Флобер |
Импрессионизм | Марсель Пруст, Поль Верлен |
Символизм | Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Генрик Ибсен, Морис Метерлинк, Жорис Гюисманс |
Акмеизм | — |
Имажизм | Томас Хьюм, Эзра Паунд, Томас Элиот, Ричард Олдингтон |
Футуризм | Филиппо Маринетти, Луиджи Руссоло, Коррадо Говони, Паоло Буцци |
Экзистенциализм | Жан-Поль Сартр, Альбер Камю |
Экспрессионизм | Георг Гейм, Франц Кафка, Георг Тракль, Герман Гессе, Джеймс Джойс |
Сюрреализм | Поль Элюар, Луи Арагон, Андре Бретон, Робер Деснос, Рене Кревель |
Постмодернизм | Джек Керуак, Курт Воннегут, Джон Фаулз, Джон Эшбери, Джозеф Хеллер и др. |
В русской литературе
Литературное направление | Основные представители |
Классицизм | Михаил Ломоносов, Александр Сумароков, Денис Фонвизин, Гавриил Державин |
Сентиментализм | Василий Жуковский, Николай Карамзин, Александр Радищев |
Романтизм | Василий Жуковский, Константин Батюшков, Евгений Баратынский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Федор Тютчев, Иван Тургенев |
Реализм | Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой, Николай Некрасов, Федор Достоевский, Иван Бунин, Александр Куприн |
Импрессионизм | Константин Бальмонт (раннее творчество) |
Символизм | Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Иннокентий Анненский, Федор Сологуб |
Акмеизм | Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Сергей Городецкий, Анна Ахматова (раннее творчество), Михаил Кузмин, Михаил Зенкевич |
Имажизм | Сергей Есенин, Анатолий Мариенгоф, Рюрик Ивнев, Вадим Шершеневич, Александр Кусиков |
Футуризм | Игорь Северянин, Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Владимир Маяковский |
Экзистенциализм | Василь Быков, Юрий Бондарев, Варлам Шаламов, Фридрих Горенштейн |
Экспрессионизм | Леонид Андреев, Борис Лапин (раннее творчество) |
Сюрреализм | Черты сюрреализма проявляются в творчестве Андрея Белого, Федора Сологуба, Николая Гумилева, Владислава Ходасевича |
Постмодернизм | Венедикт Ерофеев, Виктор Пелевин, Андрей Битов, Дмитрий Пригов, Эдуард Лимонов, Владимир Сорокин |
История создания
В самом начале истории создания поэмы писатель находился в Болдинском поместье. Он много размышлял об истории российского государства, о его правителях и самодержавной власти. В то время общество разделялось на два типа людей: одни полностью поддерживали политику Петра Великого, относились к нему с обожанием, а другой тип людей находил в великом императоре сходство с нечистой силой, считали его исчадием ада и соответственно к нему относились.
Писатель прислушивался к разным мнениям о правлении Петра, итогом его размышлений и сбора различной информации стала поэма «Медный всадник», завершившая его болдинский период творчества, год написания поэмы – 1833.
Посмотрите, что еще у нас есть:
для самых рациональных —
Краткое содержание «Медный всадник»
для самых нетерпеливых —
Очень краткое содержание «Медный всадник»
для самых компанейских —
Главные герои «Медный всадник»
для самых занятых —
Читательский дневник «Медный всадник»
для самых крутых —
Читать «Медный всадник» полностью
Фигуры речи
Перечислим синтаксические литературные приемы с примерами:
Художественный прием |
Пример |
Анафора |
Жди, когда снега метут, Жди, когда жара, Жди, когда других не ждут, Позабыв вчера. |
Эпифора |
Други его — не тревожьте его! Слуги его — не тревожьте его! |
Градация |
Не жалею, не зову, не плачу. |
Многосоюзие |
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы. |
Бессоюзие |
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица… |
Эллипсис |
Татьяна – в лес. Медведь – за ней. |
Синтаксический параллелизм |
Я звал тебя, но ты не оглянулась, Я слезы лил, но ты не снизошла. |
Инверсия |
Белеет парус одинокой |
Антитеза |
Ты богат, я очень беден; Ты прозаик, я поэт; Ты румян как маков цвет, Я как смерть и тощ и бледен |
Парцелляция |
У Елены беда тут стряслась. Большая. |
Риторический вопрос |
Какой же русский не любит быстрой езды? |
Риторическое восклицание |
О времена, о нравы! |
Риторическое обращение |
Прощай, немытая Россия! |
Умолчание |
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал… |
Вопросно-ответная форма изложения |
Что плохого в насмешливом взгляде? А все плохо! |
Оксюморон |
Живой труп |
Фигуры речи не содержат дополнительной информации, а придают высказыванию различные эмоционально-экспрессивные оценки.
Что мы узнали?
К художественным приемам, которые используются в литературе, относятся тропы (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха, гипербола, гротеск, литота, перифраз, аллегория, ирония, аллюзия, реминисценция) и фигуры речи (анафора, эпифора, градация, многосоюзие, бессоюзие, эллипсис, синтаксический параллелизм, инверсия, антитеза, парцелляция, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, умолчание, вопросно-ответная форма изложения, оксюморон).
-
/5
Вопрос 1 из 5
Проведение анализа
Чтобы хорошо и грамотно написать сочинение, посвященное анализу стихотворения, важно составить план работы, это позволит излагать свои мысли последовательно и избежать повторов. Первый пункт плана — краткое введение, в котором следует раскрыть историю создания произведения, указать, в какой период жизни и творчества поэта оно было создано
Далее следует внимательно прослушать текст, это поможет понять его настроение, впечатление, которое он производит на слушателя. Читать лучше всего выразительно, с интонацией, стараясь передать голосом все оттенки и нюансы, образы и события.
Можно составить письменный конспект источников, критических статей и научных исследований, поскольку литературоведы достаточно хорошо и подробно рассмотрели особенности стихотворения, основные мысли и идеи можно выписать и использовать в дальнейшем в собственной работе. Главное правило — писать кратко, емко, не злоупотреблять цитатами, их должно быть немного, отбирать следует значимые.
При выборке образных средств на первом месте также должно оказаться качество, а не количество, не нужно выписывать все имеющиеся в строках прилагательные, принимая их за эпитеты, 2−3 наиболее интересных и иллюстрирующих идеи автора гораздо более значимы, чем простое перечисление.
Важно не просто опираться на теоретическую базу, исследования литературоведов, но и высказывать собственные мысли, размышления по поводу прочитанного текста, собственное понимание. Тогда сочинение получится отличным
Тема и идея
Тема этого стихотворения – неприятие чинарой засохшего, измученного листка. Основная идея – одиночество и никому-не-нужность присутствует и в других его произведениях:
- «Парус» (Белеет парус одинокий…)»
- «И скучно и грустно»;
- «Утес».
Лермонтов чувствовал себя одиноким и ненужным. Эта мысль разъедала его, отсюда происходила его желчность и неспособность ладить с людьми.
Лермонтов был не угоден императору своей прямолинейностью, и возможно, он рассчитывал обосноваться на Кавказе, подальше от императорской фамилии и шефа жандармов Бенкендорфа. Но здесь он также не находил духовного родства. Более того, не зная языков, он не мог общаться с местным разнородным населением – грузинами, осетинами, кавказскими татарами (азербайджанцами).
Сюжет
Сюжетная линия стихотворения связана с основными персонажами.
Вначале читатель знакомится с дубовым листком, который не может противостоять жестокой буре. Он скитается по свету, ищет приюта, терпит лишения.
Оказавшись на берегу Черного моря, листок надеется, что, наконец, отдохнет и согреется «меж листьев…изумрудных» красавицы чинары.
Однако его мечтам не суждено было сбыться. Молодая чинара не желает видеть рядом собой убогий засохший листок. «Иди себе дальше, о странник! Тебя я не знаю!», — отвечает она на мольбы о помощи и сострадании.
Открытый финал повествования передает чувство обреченности дубового листка. Последние слова произносит чинара, которая не желает нарушать свой уютный мир. Дубовый листок остается одиноким как прежде.
2 вариант
Пьеса «Гроза» написана Александром Николаевичем Островским в 1859 году. Несмотря на то, что действие произведения разворачивается в вымышленном городе, пьеса неразрывно связана с личной драмой писателя. Именно так и определяется автором жанровая направленность «Грозы».
Островский мастерски отражает в тексте жизнь провинциального городка того времени. В пьесе автор раскрывает суть «темного царства» людей и «светлого царства». Александр Николаевич смог составить словесную картину бытовой драмы, при этом, автор создал такую героиню, которая смогла оттенить всех остальных персонажей своим исключительно «светлым» характером.
В пьесе разворачиваются простые и понятные события. Читатель сразу понимает мировоззрение и характер каждого из героев. Но все же ключевой линией остается описание личной жизни героев. Даже название произведение определяет не только природное явление, но и отображает душевное состояние и переживания главной героини Катерины. Автор строит произведение таким образом, что сложно четко определить его жанр. Островский легко сочетает в одной пьесе драму и трагедию, при этом вся композиция построена на реализме.
Сделать произведение трагичным – не являлось первоначальной задумкой автора, изначально Островский хотел написать комедийную пьесу. Но по мере того, как разворачивалась сюжетная линия, текст все больше наполнялся неразрешимыми жизненными противоречиями, конфликтами и переживаниями главных персонажей. Опять же, даже название пьесы заявляет о трагичности ее содержания. Для кого-то гроза является началом новой жизни, а для кого-то неспокойное природное явление становится вестником негативных перемен.
Но сам автор больше позиционирует свое произведение, как бытовая драма с социально-психологической проблематикой. Ведь именно этот жанр предполагает наличие в пьесе недосказанности и неразрешенности финального конфликта. Определяющим фактором драмы стало самоубийство Катерины. Но смерть девушки не привела к глобальным положительным изменениям, городской уклад остался прежним – в Калинине правили люди из «темного царства». Еще большие нотки драматизма тексту добавляют отношения Катерины и Бориса.
Александр Николаевич смог передать на страницах произведения весь реализм быта и нравы людей того времени. Автор «нарисовал» понятный читателю сюжет и сам определил свою пьесу, как драматическую.
10 класс
Средства художественной выразительности
Небольшое по объему стихотворение имеет глубокий смысл. Понять мысли и чувства автора помогают многочисленные тропы.
Необычные эпитеты позволяют разобраться в характерах персонажей. «Бедный листочек дубовый» «с тоскою глубокой» просит чинару о помощи. Он, пытаясь вызвать сочувствие, рассказывает ей о «суровой отчизне», «жестокой буре».
В описании мира чинары эпитеты меняют окраску и настроение. Ее ветки покрыты «изумрудными» листьями, переливающимися в лучах яркого солнца.
Такую же роль играют метафоры. Дубовый листок вянет «без сна и покоя», а корни чинары «умывает холодное море».
Текст стихотворения насыщен олицетворениями. Персонажи становятся живыми одухотворенными существами. Ветер «шепчется» с чинарой «зеленые ветви лаская». Она, любимая солнцем, наслаждается пением райских птиц. Дубовый листок прижимается у корня чинары, молит о приюте, мучается от холода и зноя.
Стихотворение представляет собой аллегорию. Под образами листка и чинары скрываются человеческие судьбы.
Композиция
Гениальная идея Пушкина в особенностях композиции поэмы служит доказательством творческого мастерства поэта. Большое вступление, посвященное Петру Первому и возведённому им городу, может читаться как самостоятельное произведение.
Язык поэмы вобрал в себя всё жанровое своеобразие, подчёркивая отношение автора к описываемым им событиям. В описании Петра и Петербурга язык пафосный, величавый, полностью гармонирующий с обликом императора, великого и могущественного.
Совершенно другим языком идёт повествование о простом Евгении. Повествовательная речь о герое идёт простым языком, отражает суть «маленького человека».
Величайший гений Пушкина отчетливо виден в этой поэме, она вся написана одним стихотворным размером, но в разных местах произведение звучит совершенно по-разному. Две части поэмы, следующие за вступлением, также могут считаться отдельным произведением. В этих частях рассказывается об обычном человеке, потерявшем любимую девушку в результате наводнения.
Евгений винит в этом Петра (памятник), подразумевая в нём самого императора – самодержца. Человек, мечтающий о простом человеческом счастье, потерял смысл жизни, лишившись самого дорогого – потерял любимую девушку, своё будущее. Евгению кажется, что Медный всадник гонится за ним. Евгений понимает, что самодержец жесток и безжалостен. Раздавленный горем, молодой человек сходит с ума, а потом и умирает, оставшись без смысла жизни.
Можно прийти к выводу, что таким образом автор продолжает тему «маленького человека», развитую им в русской литературе. Этим он доказывает, насколько деспотично правление по отношению к простому народу.
Жанровая специфика, особенности
Идея стихотворения «Листок» раскрывается не только системой образов, но и размером, жанром и используемыми автором тропами. Текст относится к элегии, мелодичному и во многом трагичному жанру, который поэты XIX века использовали для передачи своих сокровенных мыслей. На это указывают следующие ключевые признаки:
- Размер стихотворения «Листок» Лермонтова — пятистопный амфибрахий. Он помогает придать звучанию напевность, плавность.
- Само слово «элегия» в переводе с греческого означает «грусть», «тоска». И тематика поэтического текста как нельзя лучше подходит под это определение, стихотворение очень грустное, пронизано отчаянием автора, герой его обречен на гибель, несмотря на то, что Михаил Юрьевич оставляет финал открытым и напрямую не говорит о том, что произошло с листом после диалога с отвергшей его чинарой.
- Рождает печальное настроение, вызывает у читателя мысли о бренности и бессмысленности существования.
Однако если прочитать текст внимательно или же прослушать его, можно найти и уникальные особенности, которые отличают его от классических элегий. Тематика не имеет никакого отношения к безответной любви или разлуке влюбленных, она гораздо шире и касается одиночества каждого в мире.
Сама композиция стихотворного текста построена таким образом, что сначала поэт рисует перед читателем образ странника, листка, который оторвался от родимой ветки и пустился в путь. Для его создания используется особая изобразительно-выразительная лексика:
- Эпитет (жестокая буря).
- Метафоры (засох и увял).
И после этого Лермонтов рисует образ роскошной чинары, сама часть текста, посвященная этому дереву, велика по объему и богата:
- эпитетами (молодая чинара, зеленые ветки, изумрудные листья);
- олицетворениями (шепчется ветер).
У нее есть все для счастья, и она попросту неспособна в полной мере понять того, кто вынужден скитаться по миру. Привыкшая к красоте и роскоши, она утратила способность к сопереживанию и жалости.
https://www.youtube.com/watch?v=QKqedE_tIag