Стая
Пришли красные волки откуда-то. Вот будут они лежать на лисьих норах и ждать лису. Или один залезет и её из норы выгонит. Я уж потом иду по следу. И ведь снегу по колено, будет он бежать без устали за лисой, пока не догонит. Потом только в экскрементах лисьи когти – всё съедают.
Стою на краю поля, тюки из проса накатали и Нива у меня жёлто-оранжевая, под их цвет. Лиса с полей по оврагу возвращается. Увижу и крадусь. Подстрелил одну, а на боку треугольником шкура порвана. Вспомнил, как осенью: «Лиса, лиса!» – галдели бабы на краю села. Взял внучку на руки, показать, как та лежит колобком под клёном. Не выдержал, принёс ружьё, бахнул, не пошевелилась. Одел резиновые перчатки, стал снимать шкуру, а у неё вся шея изжёвана под шкурой.
Так вот, снег выпал, стою я снова на краю оврага, жду лису. Тюки на санях мужик возил на коне. Гляжу, по оставленному машиной следу бегут. Думаю: «Развёл мужик каких-то рыжих собак!». Отвернулся и снова в овраг смотрю. Светло стало. Поехал назад, а мужика-то нет. Объехал по кругу, а они в старом саду ночь рыскали, выходного следа-то нет…
Промолчал, не стал охотников звать. Они же в красной книге, пусть живут!
Основные персонажи поэмы
Поэма Генрика Ибсена пестрит разнообразием всевозможных героев. Вот основные и второстепенные персонажи «Пер Гюнт»:
- овдовевшая крестьянка Озе (мать Пера);
- Пер Гюнт — главный герой;
- кузнец Аслак;
- старейшина свадебного пира, его гости и музыканты;
- семья переселенцев;
- дочки переселенцев — Хельга и Сольвейг (вторая является возлюбленной Пера);
- господин на хуторке — Хэгстад;
- его дочка Ингрид;
- пастушки;
- Доврский мудрец;
- главные и второстепенные тролли, их дети;
- ведьмы;
- свора гномов, леших, кобольдов;
- уродливое создание (якобы сын Пера);
- крики птиц;
- общество путешественников;
- воришка;
- дочка вождя бедуинов Анитра;
- группы танцовщиц, рабынь, арабов;
- заведующий сумасшедшего дома в Каире;
- министр Хуссейн;
- пациенты и сторожа сумасшедшего дома и др.
Где только не происходит действие драмы! Сначала это норвежские горы, затем пещера Доврского старца. После этого главный герой попадает в египетские пески. Следующее место его пребывания — сумасшедший дом. В конце он попадает в кораблекрушение и выбирается из бушующего моря.
Мать Пера Озе очень любит своего сына и беспокоится о том, что он слишком популярен у девушек. Она предлагает юноше взять в жёны дочку хуторянина Ингрид. Но тот влюбляется в дочь крестьянина-сектанта — Сольвейг. Свадьба всё-таки состоялась, но Пер вскоре бросил Ингрид, так как очарован необычностью Сольвейг. Юноше пришлось прятаться.
Дальше сюжет «Пера Гюнта» переносится в лес. На пути героя встречается Женщина в Зелёном Плаще, отец которой был Доврским королём. Перу захотелось жениться на ней и стать принцем. Доврский старец ставит перед юношей невыполнимое условие — стать троллем. Обитатели леса избивают парня, но на помощь приходят Озе и Сольвейг, которая безмерно его любит.
Казалось бы, всё идет к счастью, но вдруг дочка Доврского старца приносит Перу маленького урода и говорит, что это его сынок, который готов убить отца топором. Она требует от Пера бросить Сольвейг. Тот бросается в бега. Перед отъездом он успевает посетить свою больную мать.
Так прошло 50 лет. Пер Гюнт стал преуспевающим мужчиной и торговцем оружием. Однажды он попадает в компанию обезьян, к которой тоже смог приспособиться. Дальше судьба заводит его в пустыню Сахару, он встречается с арабами.
После этого читателей краткое содержание «Пера Гюнта» переносит в Египет, где герой воображает себя историком и археологом. Будучи совершенно седым, он решает вернуться в родные места. После многих перипетий у порога его радостно встречает состарившаяся Сольвейг. Ей помогало все эти годы ждать своего любимого то, что она видела в нём самого себя. Таково краткое содержание «Пера Гюнта» — пьесы, где герой — фантазёр, человек, не способный к действию, не находящий в жизни своего места.
Мы изучаем — Характеристика героев по произведению Ибсен ПЕР ГЮНТ. Подсказки школьнику
ПЕР ГЮНТ
Пер Гюнт образ, заимствованный Ибсеном из народной сказки об искусном затейнике и плуте Пере Гюнте. Но из фольклора взяты лишь главный герой и некоторые сюжетные коллизии. В драме Гюнт воплощает все черты современного автору норвежца, иначе говоря, типического человека буржуазного общества.
Пер лишен всякой цельности, всякой устойчивости в жизни. Смелый и дерзкий парень, любящий свою мать, способный бросить вызов богачу, вдруг превращается в приспособленца, который сознательно меняет местами девизы быть самим собой и быть довольным собой. С такой же легкостью он меняет свое обличье: с троллями он готов быть троллем, с американскими рабовладельцами рабовладельцем, с обезьянами обезьяной и т. д. Пер нередко демонстрирует свою внутреннюю слабость и бесхарактерность.
Его ничтожество выступает в грандиозном обличье. Его бессодержательность и пустота создают особую, гюнтовскую философию. Мелкий человек дан в символическом образе большого масштаба.
Пер стремится к успеху, мечтает о славе, о власти, хочет быть царем. Вся пьеса Ибсена посвящена разоблачению этой программы. Пер Гюнт безжалостный эгоист, занятый только своей особой. Семена зла, посеянные в его душе троллями, дают свои всходы: Пер упрямо идет вперед и не гнушается никакими средствами ради того, чтобы добиться поставленной цели.
Однако эгоизм главного героя получает некое философское обоснование. Гюнт совершает свои преступления, чтобы полнее проявить свою индивидуальность, свое, гюнтовское я. В сцене, изображающей дом для умалишенных в Каире, философия гюнтовского я беспощадно осмеивается. Герой Ибсена оказывается менее доблестным, чем его сказочный прототип.
Так, хотя бы в эпизоде с Великой Кривой сказочный Гюнт оказывается победителем, между тем как в пьесе он спасается только благодаря заступничеству своей матери и любящей его девушки Сольвейг. В образе Сольвейг, многие годы дожидавшейся любимого, автор создает особый мир возвышенных чувств, некую священную заповедную область, в которой и будет спасен герой драмы. Лишь иногда в Гюнте просыпается человек при встрече с Сольвейг, в час смерти матери. Но всякий раз ему недостает решимости сделать правильный выбор.
В четвертом акте пьесы Пер становится крупным спекулянтом, обогатившись с помощью самых беззастенчивых средств капиталистического стяжательства. Он наживает себе состояние, ведя торговлю рабами, продавая идолов китайцам, а Библию и хлеб миссионерам, вознамерившимся обратить китайцев в христианскую веру. У Пера четверо спутников, среди которых особенно выделяется мистер Коттон, который воплощает в себе английский утилитаризм и практицизм.
Весь мир для него лишь объект для спекуляции, для выколачивания прибыли. Недвусмыслен и образ фон Эберкопфа. Эберкопф носитель духа прусской агрессии.
Несмотря на то, что Эберкопф щеголяет абстрактной философской терминологией, он всегда готов к любому насильственному действию для своей выгоды. Именно Эберкопф решает ограбить спящего Гюнта и, подкупив его команду, захватить его яхту. Таковы спутники Гюнта, но он вряд ли заслуживает лучшего окружения.
Ибсен, повествуя о моральной деградации главного героя, уподобляет его пустой дикой луковице: Внутри ни кусочка. Что же осталось? Одна оболочка. И все же автор не отказывает Гюнту в возможности нравственного очищения.
Сольвейг кротко и терпеливо дожидается своего возлюбленного. Она спасение для Пера Образ Сольвейг сливается в пьесе с образом родины Гюнта
Глоссарий:
пер гюнт анализ
Ибсен Пер Гюнт анализ
анализ пер гюнт
мое отношение к герою драмы пер гюнт
пер гюнт анализ произведения
Экранизации
Несмотря на то, что поэма Ибсена прославилась как музыкальное произведение, в 1919 году режиссер Виктор Барновски снял киноленту, посвященную приключениям норвежского юноши. Роль Пера Гюнта сыграл актер Хайнц Зальфнер.
Кадр из фильма «Пер Гюнт» (1934)
В 1934 году вышла еще одна немецкая экранизация пьесы. На этот раз главного героя воплотил в жизнь Ганс Альберс.
В 1941 году перенести на экран норвежский фольклор попытался американский режиссер Дэвид Брэдли. Кинокартина не отходит от оригинала, поэтому в фильме присутствуют все действующие лица пьесы. Роль Пера исполнил Чарлтон Хестон.
Чарлтон Хестон в роли Пера Гюнта
В 2006 году состоялась премьера киноленты «Пер Гюнт», где главную роль исполнил актер Роберт Штадлобер. События перенесены в современную, но сюрреалистичную действительность. Большинство сцен сняты на пустом побережье, где герой предается размышлениям о жизни и собственном предназначении.
Ротозей
Есть в горах лог Арбанак. Вокруг горы и лес, а по верху – поля. Кукурузу и овёс на силос скоту сеют. Снег выпал, присыпал пахоту. Иду по краю поля. Кочки ноги выворачивают. Увидел под краем поля лису, крадусь. Сошёл с поля на траву косогора, отошёл метров на десять вниз. «Где же там она» – думаю: «Далёко внизу была».
Тут раздались какие-то звуки, будто птицы большие в небе. Задрал голову вверх, смотрю, и краем глаза замечаю сзади какое-то движение. Резко оборачиваюсь – с поля на мою полянку вьются, как-то точно переплетаясь между собой на ходу, четыре волка. Срываю с плеча карабин – от моего резкого движения они сразу заворачивают назад и скрываются за бровкой поля. В растерянности стою: будто какое-то видение было и мне всё это показалось…
Через ещё какое-то время вылетает с поля здоровенный волк, а по бокам от него два поменьше и как бы играют на ходу. Вскидываю и стреляю, почти не целясь. Зверь крутится на месте, летят брызги мочи. Молодые скрываются за бровкой поля, а этот несётся на меня! Поднимаю ствол и от пояса стреляю ему в бок с двух метров…
Снова стою в шоке от всего, что не успел пережить. Вижу как волк, буквально гусиным шагом, поднимается с другой стороны ложка. Метров триста. Мысль стрельнуть, метясь через оптику. Потом думаю: «Он вылезет вверх, а там тернач – заросли акации – там и останется умирать». Иду дальше по намеченному маршруту, надеясь вернуться и не рисковать. А когда вернулся, оказалось, что волк вылез из ложка, поднялся к пахоте и ушёл по следу собратьев.
Сюжет и композиция
Драматическая поэма состоит из 5 действий. В первом перед читателем предстаёт 20-летний Пер в собственном норвежском селенье. Это человек, оторванный от реальности, живущий только мечтами и сказками. Он определяет девиз собственной жизни, который сбывается, подобно пророчеству: «Знать заранее нельзя, Что и с кем случится в жизни». Пер проявляет себя как драчун и забияка. Он дважды дерётся с кузнецом. К тому же юноша бродяга, ушёл от матери на целый месяц якобы охотиться на оленя. За этот месяц влюблённую в него Ингрид просватали, но Пер крадёт её и уносит в горы. Пер порывист и непоследователен, на свадьбе он знакомится с юной Сольвейг, которая не похожа на любую из знакомых девушек.
Во второй части Пер Гюнт показан через отношения с разными девушками: «Чёрт бы взял воспоминанья, Чёрт побрал бы всех вас, баб, Кроме лишь одной-единой…» Первая – влюблённая в него Ингрид, дочь богача из Хэгстада. Пер Гюнт бросает её, как слишком доступную, отказавшись от почёта и богатства. За это за Пером гонится чуть ли не вся деревня, а его мать и переселенцы идут искать Пера, чтобы вызволить его из болота или из пещеры троллей с помощью колокольного звона.
Потом Пер встречает трёх пастушек, оставшихся без мужчин и ищущих любви троллей. Всё второе действие наполнено фантастическими событиями, так что впоследствии, в четвёртом действии, Пер Гюнт считает, что у него был жар и все события второго действия ему привиделись.
Проведя ночь с пастушками, на следующую Пер знакомится с женщиной в зелёном, дочерью Доврского деда из Рондских скал, и представляется ей королевичем. Пер Гюнт не возражает против внешних изменений, потому что, по мнению троллей, он уже почти тролль: лишиться солнечного света, снять одежду, подвязать хвост, свинью и корову назвать девушками. Но он не соглашается повредить глаза, чтобы видеть всё, как тролли, и убегает, в чем помогает ему колокольный звон. Это ищущая его мать велела звонить в колокола.
В третьем действии перед читателем предстаёт как будто переживший перерождение Пер. Он отвержен, изгнан в лес, он покончил с фантазиями. Его мать лишили всего имущества, которое отошло старику из Хэгстада, отцу Ингрид. К Перу прибегает на лыжах Сольвейг, ушедшая от родителей ради возлюбленного. Но Пер вынужден уйти от Сольвейг, потому что дочь тролля грозит ему, что не оставит их в покое. Побывав у умирающей матери, Пер отправляется за море.
В четвёртой части добившийся положения и богатства Пер обманут товарищами на юго-западном берегу Марокко. Лицемеры захватили его корабль, бросив его одного в пустыне. Но возмездие настигло их: корабль сгорел. Пер Гюнт находит брошенные вором украденные одежды царя, царского коня и играет роль пророка. Он вторично обманут прекрасной Анитрой и приходит к выводу, что невозможно вернуть молодость, повторяя её ошибки. В этой части Пер Гюнт испытывает и бросает карьеру дельца и увлечения любви. Последнее испытание этой части – сумасшедший дом в Каире, куда Пер Гюнт попадает во время путешествия. По словам директора, все в сумасшедшем доме являются самими собой, «полны сами собой, – и только», при этом они вне себя. Поэтому Пер назначается их царём.
Последняя часть – итог жизни Пера. Уже стариком он возвращается домой, потерпев кораблекрушение (это и символ его жизненного крушения). Спасаясь сам, он наблюдает смерть матросов и даже способствует этой смерти, борясь за свою жизнь. Герой подводит жизненный итог, наблюдая жизни других. Чему стоит посвятить себя? Что является истинной ценностью? Последняя драма Пера – спор с Пуговичником, собирающимся переплавить никчемного героя, не достойного ни ада, ни рая. От небытии спасает героя верная Сольвейг, которая ждала его все эти годы, чтобы он уснул (читай – умер) у неё на руках.
Музыка Грига
Пятидесятилетний Ибсен просит молодого тридцатилетнего музыканта Эдварда Грига сочинить фоновую музыку к пьесе. Спектакль, который особенно сложно поставить классическим способом, скорее читается, распевается, поется в серии анимированных сценографий. Сочинение этой сопровождающей музыки, написанной для спектакля, было завершено в 1875 году, и первое исполнение состоялось в24 февраля 1876 г.Кристиане. Восемь из двадцати трех частей будут позже переупорядочены, собраны и переданы Григу. Таким образом, родятся две сюиты : одна упоминается как opus 46, опубликованная в 1888 году, а другая — как opus 55 в 1891 году . Они получают значительный успех в качестве музыки на концерт .
В сюиты интегрировано только одно из спетых произведений сценической музыки : тему Песни о Сольвейг, четвертой и последней части второй сюиты, играют первые скрипки симфонического оркестра .
Morgenstemning ( утром атмосфера ), то открытие песни Люкс п уплотнительное 1 (Опус 46), вероятноодин из самых известных и возобновлялось Грига. Удивительно, что в западном воображении эти два люкса ассоциируются с роскошными норвежскими пейзажами Вестланда, а для его создателей, поэта и писателя Ибсена и музыканта Грига, по их замыслу, они олицетворяют экзотику огромного мира, пустынь и т. Д. далекие острова, земли, неизвестные взору изумленного путешественника …
Этап музыка делится на 23 номеров:
- Акт I
1. Свадьба на ферме
2. Свадебное шествие
3. Зал и спрингарданс (бальный танец и прыжок или весенний танец)
- Акт II
4. Прелюдия, Похищение невесты, Жалоба Ингрид
5. Пер Гюнт и пастушки
6. Пер Гюнт и женщина в зеленом
7. В логове горного короля
8. Танец королевской дочери горы
9. Пер Гюнт преследуемый троллями
- Акт III
10. Прелюдия
11. Песня Сольвейг
12. Смерть Осе
- Акт IV
13. Утро
14. Вор и получатель
15. Арабский танец
16. Танец Анитры
17. Серенада Пер Гюнта
18. Песня Сольвейг.
- Акт V
19. Прелюдия
20. Песня в хижине
21. Ночная сцена на болоте — Возвращение Пер Гюнта
22. Песня верующих (хор)
23. Колыбельная Сольвейг
Примерная продолжительность: 60 минут.
4 действие
Юго-западный берег Марокко. В пальмовой роще Пер Гюнт, господин пятидесяти лет, в дорогом костюме, принимает гостей: Трумпетерстроле, фон Эберкопф, мастер Коттон и мосье Баллон.
Пер рассказывает, как ловко и изворотливо торговал рабами, идолами, возил миссионеров. Он желает отправиться в Грецию на яхте и предлагает друзьям совместный бизнес. Но желания друзей расходятся с желаниями Пера. Они недовольны и угоняют яхту Гюнта. На яхте происходит взрыв, она тонет.
Гюнт в ущелье находит одежду, драгоценности и коня. Переодевается, уезжает.
Арабы принимают его за пророка. Он увлекается Анитрой, обещает дать ей душу. Девушку больше интересуют драгоценные камни и перстни. Она забирает кошелёк Пера и уезжает на коне.
Пер в Египте, в мыслях он — египтянин. Его новый друг — Бегриффенфельдт, утверждает, что Пер – царь. Они вместе идут в Каир.
Высокое здание с решетками на окнах. Это дом для сумасшедших. Бегриффенфельдт, управляющий этим домом, под большим секретом говорит Перу, что сегодня, скончался абсолютный разум. Затем знакомит Пера с сумасшедшими, один из которых, Гуссейн перерезает себе горло. Пер теряет сознание.
Волчара
«Убей у Захарова собаку! Здоровенная овчарка задрала овец, покусала ребёнка!» – просили меня люди…
Собрался я на охоту, как обычно в каждый день, одел рубашку, олимпийку и халат. Под халатом повесил на шею ружьё. Надел свои болотные сапоги-скороходы. Перешёл дорогу, речку по льду, обогнул по малонаезженной дороге гору Мыс мимо живущего у горы хозяина овчарки. Прошёл мимо кирпичного завода и остановился с краю у полыни – ружьё достать. Уже светало. Думаю: «Вдруг лиса где недалёко будет». Картечь вставил в стволы и дробь четыре нуля. Пока копался, рассвело, да и ноги стали подмерзать.
Вдруг из-за поворота впереди выбежала здоровенная собака, как мне показалось, лохматый кавказец. И бежала эта громадина прямиком ко мне по дороге. Лихорадочно заработала мысль: «Просили люди… стрельну… хозяин услышит… обидится на меня… частенько здоровались по утрам… он гараж открывал и я мимо…». Не добежав до меня считанные метры, громадина рванула назад. До поворота было метров тридцать. Я стоял, не смея поднять ружьё. Лишь когда, развернувшись всем корпусом перед поворотом дороги, зверь оглянулся, скрываясь за бугром, у меня закралось сомнение, вдруг это волк… Я и раньше, обычно после ночного снегопада, замечал его след, идущий с Мыса через дорогу на выкопанные бугры глины кирпичного завода. Я не сожалел, что не выстрелил – вдруг это захаровская собака. Шёл по дороге и думал: «Кончится дорога, идущая к сену, которое возили, и собака побежит назад…».
Вот и стога, вот и конец дороги… Мне было всё равно, куда идти, а ему – бежать. У нас у каждого был свой обход охотничьей территории. Теперь я на него охотился – где-то он же заляжет на днёвку… прямой след ведёт к лёжке. Так я и шёл целый день по следам до бывшей деревни Надеждинки. Зимой темнеет рано, а мне хотелось по свежему снегу убить лису.
История создания пьесы «Пер Гюнт»
Будучи уже известным и получая писательскую стипендию, Генрик Ибсен переезжает с семьёй в Италию. Там он два года усердно работает над созданием двух шедевров — пьес «Бранд» и «Пер Гюнт». Многие театроведы рассматривают эти пьесы в комплексе, потому что у них схожие идеи — самоопределение и становление личности человека.
Целый год (1867-й) драматург трудился над пьесой. Своим друзьям он писал, что мечтает выпустить её к Рождеству. Название поэмы «Пер Гюнт» тождественно имени главного героя произведения. Очень много полезного материала для пьесы Ибсен взял, изучая творчество Асбьерсона. Из его сказок писатель заимствовал имя Пер Гюнт.
Создавая своего героя, драматург решил обратиться к норвежскому фольклору. Наряду с народным творчеством, зазвучали злободневные проблемы с отчётливым социальным звучанием. Писатель старался показать сатирические зарисовки того общества, изобразить реакционные круги Норвегии. Многие читатели смогли увидеть в героях поэмы шаржи на государственных деятелей.
Первоначально пьеса состояла из пяти актов и не делилась на картины. Действие переносилось из одного места в другое. Премьера пьесы на сцене, уже с написанной к ней музыкой Грига, состоялась в 1876 году. В первом сезоне было 36 представлений.
2 действие
Пер проводит с Ингрид ночь в лесу, а утром уходит. Ингрид бежит вслед, взывая к его совести, но он глух.
Бродя по горам, Пер встречает дочь короля троллей. Убеждает её, что они пара друг другу. Называя себя принцем, Пер требует у Короля троллей его дочь в жёны и царство в приданое, хотя видит, что дворец и его обитатели безобразны. Тролль говорит, что с человеческим взглядом на жизнь нельзя жить в его царстве, поэтому: правый глаз Пера нужно удалить, левый искривить. Тогда Пер будет видеть светлое вместо тёмного, красивое вместо страшного. Пер отказывается и хочет уйти, но тролли набрасываются на него. Понимая, что спасения нет, он зовёт на помощь мать. Раздаётся звон церковных колоколов, стены дворца рушатся, тролли разбегаются.
Значение образа Пера Гюнта
Главный персонаж поэмы известного драматурга — олицетворение норвежской народной идеологии. Выше уже упоминалось, что он имел исторический прообраз. Ибсен окутал его легендами и вымыслом, придал черты современного ему типичного представителя своей страны. Поначалу Пер выступает смелым и обаятельным героем, не имеющим цели, как и многие другие скандинавские персонажи. Юноше всё равно, куда отправиться, он легко идёт по неведомому пути. Главный его страх состоит в том, чтобы иметь возможность в трудных случаях вернуться обратно. Пер не выбирает себе окружение, — он общается с троллями, работорговцами, обезьянами… Главное, чтобы всё было обратимо.
В кино и на телевидении
В кино и на телевидении было много адаптации:
- : Пер Гюнт, американский фильм Оскара Апфеля
- : Пер Гюнт (нет), немецкий фильм Ричарда Освальда
- : Пер Гюнт (де), немецкий фильм Фрица Вендхаузена
- : Пер Гюнт, американский фильм Дэвида Брэдли, известный как первый фильм с актером Чарлтоном Хестоном в роли Пира.
- 1971 г., Питер Штайн, партнер: Бруно Ганц (Германия)
- : Британский телефильм Колина Блейкли
- 1976 Джон Селвин Гилберт (Великобритания)
- : французский телефильм Бернара Собеля
- : Норвежский телефильм Эдит Роджер
- : Пер Гюнт (нет), венгерский телефильм Иштвана Гала
- 1993 — Бентейн Баардсон (Норвегия)
- : Пер Гюнт (де), немецкий телефильм Уве Янсона с Робертом Штадлобером в роли Пира
- 2012 г. из AVG-Wesel (Германия)
- : Пер Гюнт, художественный фильм по Шарлотте Лоу и Дэвид Лоу