Краткое содержание: Теплый хлеб (Паустовский)
Вороной конь был ранен в ногу снарядом, когда кавалерия проходила через деревню Бережки. Командир оставил раненого коня в деревне, и коня взял к себе мельник Панкрат — «скорый на работу, сердитый старик», которого дети считали колдуном. Его мельница давно не работала.
Панкрат вылечил коня, конь остался при мельнице и помогал мельнику чинить плотину. Но Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Он стучал мордой в калитку, и ему что-то да выносили — свекольной ботвы, или черствого хлеба, или сладкую морковку. В деревне коня считали общим, и каждый старался его накормить.
В Бережках жил со своей бабкой Филька — мальчик молчаливый, недоверчивый, по прозвищу Ну Тебя. Любимым выражением Фильки было: «Да ну тебя!»
Однажды раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Дома был только Филька, который жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью. Филька нехотя вышел за калитку, а конь потянулся к хлебу. Филька наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, а Филька закинул хлеб в снег и закричал коню, чтобы тот копал его мордой из-под снега.
После этого случая в Бережках стали твориться удивительные дела.
«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза». Началась настоящая снежная буря, и Филька едва нашел дверь в избу.
Метель стихла только к вечеру, а к ночи ударил сильный мороз.
Бабка Фильки плакала, сказала, что, наверное, замерзли колодцы и теперь людей ждет гибель — воды нет, муки тоже, а мельница работать теперь не сможет, потому что река замерзла. Филька тоже заплакал от страха. Бабка сказала, что такой мороз был лет сто назад, он «заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады.
Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни». И мороз этот случился от «злобы людской». Бабка рассказала Фильке историю: через деревню шел старый солдат, который в одной избе попросил хлеба.
Солдат вышел на улицу, свистнул, началась метель, а потом ударил жестокий мороз. Мужик тот помер от «охлаждения сердца». Бабка добавила, что, видимо, такой жестокий человек и теперь завелся в Бережках, поэтому и мороз. Филька стал спрашивать, что же делать теперь.
Бабка ответила, что нужно надеется на то, что исправит этот злой человек то, что сотворил. Всхлипывая, Филька спросил, что нужно сделать для того, чтобы все исправить. Бабка сказал, что об этом знает «хитрый, ученый» Панкрат, но в такой холод до мельницы не дойти. Ночью Филька слез с печи, одел тулупчик и побежал к мельнице.
Он постучал в окошко Панкратовой избы, в сарае за избой заржал и забил копытом конь. Филька испугался, а Панкрат открыл дверь и втащил его в избу. Мельник посадил мальчика к печке и велел рассказывать. Плача, Филька рассказал Панкрату обо всем и спросил, что теперь делать. Панкрат ответил: «Изобрести спасение от стужи.
В сенях избы Панкрата жила сорока, которая подслушивала весь разговор Панкрата с мальчиком. Она вылетела наружу и полетела на Юг. Ее никто не видел, кроме лисицы.
Филька наконец придумал средство: как только рассветет, он решил собрать ребят со всей деревни и прорубить лед у лотка около мельницы до воды. И как только вода потечет на колесо, Панкрат должен будет запустить мельницу. «Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение».
Чтобы не замерзнуть, они будут жечь костры. Панкрат поинтересовался, а что будет, если ребята не захотят расплачиваться за глупость Фильки. Мальчик на это уверенно ответил, что в деревне его обязательно поддержат, поскольку люди там хорошие.
Мельник пообещал со своей стороны поговорить со стариками — может, и они помогут.
К вечеру, когда у мельницы показалась первая полынья, прилетела старая сорока. Она сидела на ветке, смотрела на кричащих ура людей и что-то рассказывала, но ее никто не понял.
Экзамен — краткое содержание рассказа Шукшина
Данный рассказ был написан в 1962 году и опубликован в журнале под названием «Октябрь». Предположительно, произведение описывает события, которые произошли лет десять назад.
Главным героем произведения является студент, который проходит обучение на заочной форме. Пришло время экзамена, студент опаздывает. Он заходит в аудиторию и сообщает, что у него очень много дел и он всего не успевает. Профессор позволяет ему взять билет. Парню выпадает вопрос на тему по книге «Слово о полку Игореве». Студент изо всех сил пытается сделать вид, что всё знает. Однако, вместо вразумительно ответа говорит что-то непонятное. Юноша так и не добрался до произведения, разве что просмотрел предисловие. Профессор сразу же это заметил. Студент испытывает стыд, его лицо становится красным. Молодой человек начинает всячески оправдываться, но профессор начинает раздражаться. Он не сторонник такой формы обучения. Потому что данная картина подчеркивает все слабые стороны этого метода.
Профессор сочувствует молодому человеку, но от этого не перестает сердиться. Эмоции захлестывают его все сильнее.
Теперь они пытаются обсудить сюжет произведения. Речь заходит о плене, в котором оказался Игорь. В процессе беседы становится ясно, что студент служил в вооруженных силах и многое повидал. Попал сначала в окружение, а потом и в плен. Профессор начал проявлять интерес к этим моментам и стал задавать дополнительные вопросы. Студент нехотя сообщает, что три месяца был в плену и бежал.
Профессор рассказывает о тех эмоциях, которые ему довелось ощутить, когда он был в таких городах, как Подол и Киев. Временами профессор чувствовал себя, как будто он стал воином, которые были в те времена. Ведь он идет по тем же путям. Когда была война, он также близко к сердцу переживал все народные вопросы. После профессор решил высказать свое мнение, которые нисколько не сходится с реальностью о том, как стоит снимать часовых. Студент спрятался под парту и рассмеялся. Он не хотел огорчить профессора.
После профессор решает вернуться к произведению. Он говорит о том, что это замечательная песня. Далее он цитирует фразы из произведения с невероятным наслаждением и восторгом. Ему очень нравится старинный язык, на котором излагаются все мысли. После профессор что-то пишет в зачетке и уходит.
Студент испытывает двойственные чувства, беседа прошла как-то странно. Он боится, что тот сказал «хорошо», но на самом деле написал «незачет». Студент стер пот с лица и засмеялся. После достает книгу, которую ему подарил профессор. На ней было написано: «Учись, боец. Это тоже непросто» и поставил подпись профессор Григорьев.
Суть этого произведения заключается в разнице мнений. Практики знают, что и как обстоит на самом деле, а теоретики только предполагают. Профессор много знал о войнах, как они проходили, о ее участниках. Студент же лично столкнулся с боевыми действиями и знает такие тонкости, которые неизвестны никому. В жизни нужны все категории людей, однако, им сложно найти общий язык.
Краткое содержание рассказа Экзамен Шукшина
Студент заочного отделения опаздывает на экзамен. Он оправдывается, говоря о значительной своей занятости. Учитель дает право студенту взять билет. Ему выпадет вопрос по произведению «Слово о полку Игореве». Студент стремился дать ответ на поставленный вопрос, но вместо вразумительного ответа, профессор слышит общие фразы. В итоге преподаватель замечает, что студент абсолютно не понимает суть вопроса. Студенту стало стыдно, что он был занят срочной работой, слушая подобные разговоры профессор начинает кричать на парня. По этой причине профессор выступает против заочного метода обучения, так как он наблюдает слабость данного метода.
Учитель сочувствует бедному студенту, поэтому приходит в ярость от его плохого ответа на поставленный вопрос.
Они начинают разговаривать о сути произведения, как князь Игорь оказался в плену. В разговоре с профессором студент говорит, что участвовал в военном конфликте, а потом оказался в плену. Профессор обрадовался, пытаясь расспросить его о деталях истории. Студент отмечает, что пробыл в заточении несколько месяцев, а потом смог выбраться из сложного положения.
Профессор пытается озвучить свои мысли, приходящие ему на ум, когда он был на Подоле, в Киеве. Порой он чувствовал себя воином в войске Игоря, когда проходил по тем дорогам. В военные времена он не участвовал в сражениях, а думал о проблемах, которые волновали народ. Потом учитель отмечает свое мнение об уничтожении часовых. Слова профессора вызывают смех у студента, но он не желает вызвать гнев профессора, поэтому нагнулся над партой.
Потом он обращается к «Слову», напевая веселую песню. Когда он говорит фразы из произведения, он восторгается стилем, которым изложено произведение. Потом ставит отметку в зачетной книжке студента, а парень прощается с преподавателем и уходит из аудитории.
Студенту становится плохо от данной беседы, он боится, что преподаватель поставил ему хорошую оценку, но тот написал «плохо». Студент смеется над ситуацией. Он берет, преподнесенный преподавателем книгу «Слово о полку Игореве».
Шукшин создал рассказ, обозначающий конфликт двух непримиримых сторон. К теоретикам автор отнес профессора, который не знает о тонкостях предмета, но он обсуждает военные конфликты. К практикам автор относил студента, не знающий о философии войны, а выводы делают, исходя из собственного опыта.
О произведении:
В 1962 году Василий Шукшин придумал произведение «Экзамен», который опубликован в журнале «Октябрь». Речь в рассказе идет о событиях, которые недавно произошли в наших краях.
Читательский дневник.
Другие произведения автора:
Зверь – краткое содержание рассказа Лескова
Случай, который Лесков описывает в рассказе «Зверь», он наблюдал сам, будучи 5-летним мальчиком.
Стояла суровая студеная зима. На Рождество Христово маленького Лескова отправили к тетке. Ее муж ,богатый помещик имел славу злобного, жестокосердного человека, который кичился своей неумолимостью и считал эту черту характера твердостью духа.
В доме, в котором проживала семья дяди, не было заведено прощать вину ни людям, ни животным. Милосердие у этого помещика считалось слабостью. Тот же порядок распространялся и на крепостных, проживающих в многочисленных деревнях, принадлежащих дяде.
Одним из увлечений хозяина была псовая охота. Он держал особенных собак, «пьявок», которые были обучены брать медведя. Эти псы стаей бросались на зверя и намертво впивались в него зубами. Случалось на охоте напасть на целое медвежье гнездо. Тогда медвежат забирали из берлоги и помещали в каменный сарай.
К медведям был приставлен Ферапонт, молодой крепостной. По-простонародному звали его Храпоном. Он не только кормил зверей и заботился о них, но даже спал с медвежатами в их сарае, а те доверчиво укладывались вокруг своего друга.
Ферапонту же поручалось из числа пленных зверенышей выбрать самого смышленого и благонравного. Этому медвежонку дозволялось жить вольно, бродить во дворе и парке. В будущем избранному зверю предстояло держать пост у ворот дома. Медвежья жизнь на воле продолжалась до тех пор, пока Мишка не проявлял звериных наклонностей: не хватал домашний скот и птицу, не трогал людей. Но рано или поздно это случалось с каждым медведем, и тогда его ждала неизбежная смерть.
Во время описываемых событий таким медведем был пятилетний зверь, названный по-испански Сганарелем. Он был мощным, необыкновенно сильным и красивым. Кроме того, отличался разными талантами: ходил на задних лапах, играл на барабане, таскал на себе мешки и очень смешно нахлобучивал на свою голову шляпу с пером.
Но пришел роковой срок – Сганарель проявил свою звериную сущность. Сначала он изувечил гуся, потом ударом лапы сломал жеребенку спину и даже набросился на людей. Тем самым медведь обрек себя на смерть.
Храпон вынужден был поместить своего друга в яму, в которой тот находился бы до момента казни. Парень не стал продергивать в губу зверя кольцо, Сгаранель пошел к месту заключения в обнимку со своим тюремщиком.
Когда на Рождество съехались гости, дядя после обеда планировал развлечь их травлей медведя. В яму было опущено бревно, по которому зверь должен выйти из ямы. Но Сганарель долго не соглашался покинуть свое логово: его кололи пиками, бросали в яму горящую солому – бесполезно! Тогда к нему был послан Ферапонт, и со своим другом медведь вылез из ямы. На него спустили собак, он отшвырнул первую от себя с распоротым брюхом. Случайно веревка, к которой было привязано бревно, затянулась на лапе зверя, и он начал крутить ею. Бревно же, вращаясь, размозжило целую свору собак.
Зрители, опасаясь, что веревка лопнет и опасное орудие настигнет их, стали в панике уезжать. Медведь же, крутя бревно, отступал к лесу. На его пути в засаде сидели стрелки, один из них Храпон. Вдруг зверь увидел Храпошку , хотел лизнуть его, но с другой стороны прозвучал выстрел, и медведь убежал в лес, а друг его упал без сознания.
Все понимали, что это Храпон дал медведю возможность уйти, вместо того, чтобы убить его, и ждали сурового наказания от помещика. Но, неожиданно, дядя расплакался и сказал, что прощает Храпона за его любовь и доброту к зверю. Он наградил крепостного деньгами и дал вольную. Храпон же отказался от вольной и прожил с помещиком до конца его дней.
Популярные сегодня пересказы
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду небольшой повести, состоящей из двух частей, ключевая тематика которой заключается в необходимости оказания помощи и поддержки близким людям.
Действие происходит в восемнадцатом веке. Главный герой произведения простой фермер, которого зовут Рип ван Винкль. В понимании Вашингтона Ирвинга, герой является еще тем лентяем и любящим отдыхать человеком
Произведение является рассказом, повествующим о непростых отношениях между мужчиной и женщиной. Главным героем рассказа представляется юноша по имени Митя, изображенный в образе высокого
Автор произведения «Желтый свет» описывает свои незабываемые впечатления, проснувшись поздней ночью недалеко от реки Ока. Однажды его привлек странный оттенок, который исходил снизу
Краткое содержание
Лирический герой рассуждает о том, кто же такие дураки. Некоторые люди считают, что глупый человек сразу покажет себя. Но герой уверен, что первый признак дурака — непоколебимая уверенность в своей правоте. Он не совершает ничего безрассудно, всегда рассуждает.
Например, обычный человек скажет, что погода плохая, но гулять он пойдет. Глупый примется пространно описывать свои действия: все равно выйду на улицу, дома сидеть вредно, болеть начинаешь. Интересно и то, что дурак всегда прав. У него нет нерешенных проблем. Человечество еще многого не знает, а глупый уже все решил! В жизни дурак руководствуется тремя аксиомами:
- Превыше всего здоровье.
- Деньги решают все.
- С какой стати?
Удивительно, но именно глупцы лучше всего устраиваются в жизни. У них часто задумчивое лицо, они любят усердно трудиться, а после начинают поучать других. Так, герой вспоминает своего знакомого. Тот очень любит учить семейной жизни. По его мнению, жениться надо каждому и обязательно на немках. Почему именно на них? Так надо.
История создания
Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.
Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.
Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.
Рассказ «Дураки» Тэффи создала в 1912 году и включила его в сборник «И стало так».
Бескорыстие
Автор рассуждает на тему прекрасных пейзажах Мещёрского края, однако его красота обнаруживается понемногу, со временем. Чем больше узнаёшь данную местность, тем сильнее начинаешь наслаждаться и любить эту простую землю, не по какой-то одной определённой причине, а просто так, не за её богатства.
Константин Георгиевич Паустовский в своём произведении отразил всю свою любовь и трепет к окружающему миру, и в частности к данному необычайно прекрасному краю. Данная повесть учит и призывает читателя радоваться каждому прожитому дню, любить и ценить природу, наслаждаться её невероятной красотой, видеть прекрасное в самых обычных вещах, которые нас всегда окружают, а также никогда не давать пропасть способности удивляться этому миру.
Вариант 2
Человечество за время своего существования совершило огромный скачок в своём развитии. От древнего человека до человека современного нас отделяет по сути 2 вещи – мысль и речь. Без них не существовало бы духовной культуры. Ведь духовная культура представляет собой совокупность ценностей, моральных устоев, традиций, религий, способов общения поколений, всего того, что можно отнести к достоянию прежде всего разума. Лишь человек думающий способен понимать и следовать основам духовности.
Духовность берет свое начало в далёких веках. Прежде всего она основана на религиозных ценностях каждого народа. На стремлении человека к прекрасному. Человек, богатый духовно, всегда чист помыслами, благороден и от природы наделён чувством справедливости, он сострадателен и умеет любить. Мы не рождаемся духовно цельными, лишь среда, в которой мы растем и развиваемся, оказывает влияние на неокрепшие в силу возраста умы. А она, в свою очередь, формируется сознанием и менталитетом народа.
Говоря о духовной культуре, можно подразумевать конкретного человека, народ или даже целую эпоху.
Духовность питает собой всё нематериальное, что создал человек. Живопись, музыка, литература, философия- всё это наполнено духовным смыслом и олицетворяет внутренний мир своего создателя. Мысли, чувства, отношение к миру и порядку вещей отражаются в этих произведениях. По картинам, книгам и всевозможным музыкальным произведениям можно проследить не только историю, но и эмоциональные, духовные ценности, относящиеся к тому или иному временному отрезку.
Духовная культура проявляется и в материальных вещах. Например архитектуре. Наглядный пример-соборы, мечети, храмы. Они отражали и отражают то почтение и уважение, которое народы питают к религии.
Музыкальные инструменты помогают воплотить чувства в музыке. Таких примеров можно привести множество.
Большинство обычаев, традиций и обрядов тоже наглядно показывают суть духовности. В социальной жизни её определяют взаимоотношения между людьми. Нельзя считать себя высоко духовным человеком и при этом лгать, красть, поступать нечестно с окружающими, быть подлым и жестоким.
Духовная культура была, есть и будет тем маяком, который не даст человечеству пропасть, исчезнуть и раствориться во времени. Она жива и делает живыми нас. Всё лучшее, что есть в нас и в этом мире есть духовная культура.
Читательский дневник.
ЕЩЕ ПО ТЕМЕ: Убийство священного оленя — смысл, обсуждение и объяснение концовки
Мэри Дебенхам (Дэйзи Ридли) — гувернантка Армстронга.
Доктор Арбутнот (Лесли Одом-младший) — военный товарищ и близкий друг Армстронга, который помог ему попасть в медицинскую школу.
Графиня Елена Андрень (Люси Бойтон) — настоящее имя Хелена Голденберг. Она была сестрой Сони Армстронг и тети Дейзи.
Граф Рудольф Андреев (Сергей Полунин) — муж Елены.
Биньямино Маркес (Мануэль Гарсия-Рульфо) — шофер Армстронга.
Пьер Мишель (Марван Кензари) — брат ошибочно обвиненной медсестры, проводник «Восточного Экспресса».
По мере того, как Пуаро расследует убийство, он обнаруживает эти связи и, столкнувшись с противоречивыми показаниями пассажиров, приходит к двум возможным решениям: либо один из врагов Рэтчетта пробрался в поезд и убил его, либо виноваты все. Пуаро постепенно понимает, что последняя версия правильна и предъявляет ее пассажирам.
5 действие
На палубе корабля очень старый, но бодрый Пер Гюнт.
Буря усиливается, корабль гибнет у норвежских берегов, Гюнту удаётся спастись.
На перекрёстке Пер встречается с Пуговичником, который сообщает, что его душа должна быть переплавлена. Пуговичник объясняет, что Гюнт не был большим грешником, но и добродетельным тоже не был. Пер – нечто среднее и подлежит переплавке. Гюнту страшно. Он обещает Пуговичнику, что найти свидетелей и предоставить доказательства, что он был самим собой всю жизнь. Пуговичник переносит их встречу до первого перекрестка.
Пер встречает знакомого тролля, но тот отказывается свидетельствовать в пользу Гюнта.
Осознавая скорую гибель Пер бредёт по лесу и видит, свою избушку. Дверь отворилась, на порог вышла старая, слепая женщина – это Сольвейг. Она рада возвращению Пера. Сольвейг говорит, что самим собою он был в её любви, надежде, вере. Пер понимает, что спасён.
Пуговичник прощается с ним до встречи на последнем перекрёстке.
Пьеса учит самопознанию. Человек приходит в этот мир с определённой целью. Его задача: понять в чём суть его существования и жить соответственно.
Читательский дневник.
Читать онлайн «Льгов»
Иван Сергеевич Тургенев
ЛЬГОВ
— Поедемте-ка в Льгов, — сказал мне однажды уже известный читателям Ермолай, — мы там уток настреляем вдоволь.
Хотя для настоящего охотника дикая утка не представляет ничего особенно пленительного, но за неименьем пока другой дичи (дело было в начале сентября: вальдшнепы еще не прилетали, а бегать по полям за куропатками мне надоело), я послушался моего охотника и отправился в Льгов.
Льгов — большое степное село с весьма древней каменной одноглавой церковью и двумя мельницами на болотистой речке Росоте. Эта речка верст за пять от Льгова превращается в широкий пруд, по краям и кое-где посередине заросший густым тростником, по-орловскому — майером. На этом-то пруде, в заводях или затишьях между тростниками, выводилось и держалось бесчисленное множество уток всех возможных пород: кряковых, полукряковых, шилохвостых, чирков, нырков и пр. Небольшие стаи то и дело перелетывали и носились над водою, а от выстрела поднимались такие тучи, что охотник невольно хватался одной рукой за шапку и протяжно говорил: «фу-у!» Мы пошли было с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь отсталый и неопытный чирок и подвергался нашим выстрелам и лишался жизни, то достать его из сплошного майера наши собаки не были в состоянии: несмотря на самое благородное самоотвержение, они не могли ни плавать, ни ступать по дну и только даром резали свои драгоценные носы об острые края тростников.
— Нет, — промолвил наконец Ермолай, — дело неладно: надо достать лодку… Пойдемте назад в Льгов.
Мы пошли. Не успели мы ступить несколько шагов, как нам навстречу из-за густой ракиты выбежала довольно дрянная легавая собака, и вслед за ней появился человек среднего роста, в синем сильно потертом сюртуке, желтоватом жилете, панталонах цвета гри-де-лень или бле-д-амур наскоро засунутых в дырявые сапоги, с красным платком на шее и одноствольным ружьем за плечами. Пока наши собаки, с обычным, их породе свойственным, китайским церемониалом, снюхивались с новой для них личностью, которая, видимо, трусила, поджимала хвост, закидывала уши и быстро перевертывалась всем телом, не сгибая коленей и скаля зубы, незнакомец подошел к нам и чрезвычайно вежливо поклонился. Ему на вид было лет двадцать пять; его длинные русые волосы, сильно пропитанные квасом, торчали неподвижными косицами, — небольшие карие глазки приветливо моргали, — все лицо, повязанное черным платком, словно от зубной боли, сладостно улыбалось.
— Позвольте себя рекомендовать, — начал он мягким и вкрадчивым голосом, — я здешний охотник Владимир… Услышав о вашем прибытии и узнав, что вы изволили отправиться на берега нашего пруда, решился, если вам не будет противно, предложить вам свои услуги.
Охотник Владимир говорил, ни дать ни взять, как провинциальный молодой актер, занимающий роли первых любовников. Я согласился на его предложение и, не дойдя еще до Льгова, уже успел узнать его историю. Он был вольноотпущенный дворовый человек; в нежной юности обучался музыке, потом служил камердинером, знал грамоте, почитывал, сколько я мог заметить, кое-какие книжонки и, живя теперь, как многие живут на Руси, без гроша наличного, без постоянного занятия, питался только что не манной небесной. Выражался он необыкновенно изящно и, видимо, щеголял своими манерами; волокита тоже, должно быть, был страшный и, по всем вероятиям, успевал: русские девушки любят красноречие. Между прочим, он мне дал заметить, что посещает иногда соседних помещиков, и в город ездит в гости, и в преферанс играет и с столичными людьми знается. Улыбался он мастерски и чрезвычайно разнообразно: особенно шла к нему скромная, сдержанная улыбка, которая играла на его губах, когда он внимал чужим речам. Он вас выслушивал, он соглашался с вами совершенно, но все-таки не терял чувства собственного достоинства и как будто хотел вам дать знать, что и он может, при случае, изъявить свое мнение. Ермолай, как человек не слишком образованный и уже вовсе не «субтильный», начал было его «тыкать». Надо было видеть, с какой усмешкой Владимир говорил ему: «Вы-с…»
Смысл названия
Под словом «срезать» главный герой подразумевал умение опустить в глазах окружающих якобы зазнавшегося успешного человека, который приехал из города, чтобы похвастаться своими достижениями и карьерой
Каждый раз Глеба Капустина приглашали односельчане на вечер к какому-то важному лицу, чтобы он, как человек умный и начитанный, объяснил, что эти граждане ни в чем толком не разбираются
Деревенский правдоруб пускал пыль в глаза, высказывал псевдо умные сентенции, как, например, «проблема шаманизма на северных территориях». Все это он вычитывал из газет, запоминал, но не понимал, о чем говорится в статьях. Эрудит усваивал только внешнее проявление учености. Свое увлечение окунуть гостя в грязь лицом он объяснял так: «Люблю по носу щёлкнуть — не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи…». То есть, сам он своего нахальства не видел, зато охотно примечал его в каждом приезжем горожанине. Значение слова «срезал» применительно к содержанию рассказа раскрывается в обыденном смысле глагола. В селе срезали созревшие колосья. Поэтому поведение Капустина соседи так и прозвали, ссылаясь на свой повседневный опыт работы в поле.
Старики
В землянках и шалашах, располагающихся на лугах, живут болтливые старики разных профессий, которые предпочитают разглагольствовать о различных необычайных вещах. В большинстве случаев автор разговаривал «с ворчливым дедом — корзинщиком», который жил в шалаше. Звали его Степанов, а также у него было весьма странное прозвище – «Борода на жердях», так его прозвали из-за чрезвычайной худобы. Старик утверждал о том, какая трудная жизнь была при царе, а в данное время она куда лучше. Больше всего тяжко пришлось женской части населения. При советской власти стало лучше, ибо у каждой представился шанс проявить себя. В подтверждении своих слов старик рассказал о громкоголосой Маньке Малавине, которая сейчас поет в московском театре.