Чарльз джон хаффем диккенс

Интересные факты

  • На заре карьеры никто всерьез не воспринимал Диккенса. Ему говорили, что писательство — не его стезя и тут он ничего не добьется.
  • Мужчина был человеком суеверным и мистически настроенным.
    У литератора были странные увлечения. Например, он любил ходить в морг и мог часами любоваться останками.
  • Диккенс часто впадал в состояние транса, его донимали герои собственных произведений, являясь мужчине наяву. По всей видимости, он страдал неврологическим или психическим расстройством.
  • Книги Диккенса были пропитаны юмором. За это писателя стали считать классиком английской шутки. Однако то были попытки отгородиться от суровой реальности. В жизни литератор был человеком мрачным и меланхоличным.
  • Диккенс не получил систематического образования и окончил школу на полпути.

Ранние годы

Будущий писатель Чарльз Диккенс появился на свет 7 февраля 1812 г. Место его рождения — Лэндпорт, Великобритания. Он находился недалеко от островного городка Портсмут, который не мог похвастаться большим населением и серьезными творческими возможностями для желающих развиваться.

Родители молодого человека не занимались ни литературой, ни искусством вообще. Отец будущего писателя — Джон Диккенс, трудился мелким чиновником при военных силах. Работал на военно-морской базе, которая располагалась в городе. Жалование в Королевском флоте было мизерным.

Мать писателя звали Элизабет Барроу. Она занималась домашним хозяйством.

Кроме Диккенса в семье было еще 7 детей. Чарльз появился на свет вторым. Через несколько лет после его рождения отца перевели в Лондон, а из столицы — в Чатем.

Здесь молодой человек получал начальное образование, осваивал азы наук. Переводы не принесли семье материального благополучия. Напротив, ситуация становилась все хуже. Дикая нищета и беспросветность были постоянными спутниками Диккенсов.


Маленький Чарльз Диккенс

В конце концов, отец был вынужден влезть в долги, чтобы хоть как-то прокормить семью. Логично, что отдавать ему было нечего. Работа приносила жалкие гроши. Когда терпение кредиторов закончилось, главу семейства отправили в долговую тюрьму.

Практика заключения и принудительного труда для должников сохранялась еще довольно длительное время. Дети и супруга Диккенса-старшего были вынуждены по графику являться в тюрьму и отрабатывать долги, в которые влез отец семейства. Так происходило каждое воскресенье.

После заключения мужчины материальное положение Чарльза и его семьи значительно ухудшилось, хотя казалось, что дальше некуда.

Чтобы обеспечить минимальные потребности, Диккенс как второй по старшинству отправился работать. Он трудился на заводе, где делали ваксу, средство для чистки обуви. Жалование было грошовым, меньше 10 шиллингов.


Юный Ч. Диккенс

Разумеется, зарплаты Диккенса не хватало, чтобы покрыть солидные долги отца. Старшая в семье, сестре Чарльза, в то время не трудилась, она училась в музыкальной академии. А значит, все тяготы долгов нес на себе будущий писатель.

Черная полоса в жизни Диккенсов продолжалась до 1827 года. В какой-то момент скончалась бабушка по отцовской линии. Женщина оказалась довольно состоятельной, богатой особой. Единственным наследником, который мог претендовать на ее деньги и имущество, был Джон Диккенс, отец семейства.

По счастливой случайности он смог расплатиться с долгами и выйти из тюрьмы. После освобождения мужчина вышел на пенсию, начал получать содержание от адмиралтейства. А затем устроился вольным журналистом в местное издание, работал в качестве репортера.

Несмотря на благоприятное разрешение ситуации, по настоянию матери Чарльз продолжил работать на фабрике за гроши. Его незавидное положение вместе с необходимостью тянуть на себе всю семью, пока отец был в долговой тюрьме, а затем и жесткое требование оставаться на низкооплачиваемой работе привело к резкому охлаждению его взглядов на мать.


Ч. Диккенс в молодости

Более того, в будущие годы писатель перестал верить женщинам и скептически к ним относился. Свою позицию мужчина раз за разом отстаивал на страницах произведений, создавая ярких, живых, но вместе с тем часто неприятных персонажей.

Параллельно работа Ч. Диккенс продолжал свое образование. После окончания обучения молодой человек в 1828 устроился клерком в одну из адвокатских контор.

Жалование здесь было чуть больше, целых 13 шиллингов, а сама работа куда более легкая, чем на фабрике.

Вскоре молодой человек освоил стенографию и начал совмещать труд в юридическом бюро и работу вольного репортера. Вскоре, однако, он ушел из адвокатской конторы, и все свое время отдавал журналистике.

История Дэвида Копперфилда

Один из самых популярных романов «История Дэвида Копперфилда» в значительной степени автобиографический. Созвучен с детством Чарльза Диккенса. В произведении рассказывается о жизни Копперфилда, начиная от рождения. В его детстве было мало радостей, зато много трудностей. Но при поддержке близких на радость читателям он обрел свое счастье.

Повествование начинается с рождения Дэвида. Его отец умер еще до его появления на свет, а мать вышла замуж за мистера Мэрдстона. Отношения у него с мальчиком всегда были натянутыми. После смерти матери отчим отправляет Дэвида работать в свою мануфактуру, и однажды его попечитель попадает в тюрьму. Дэвид решает бежать и разыскать свою бабушку в Дувре. У него это получается, и бабушка берет юношу под свою защиту.

Краткая биография

Чарльз Диккенс

(полное имя Чарльз Джон Хаффам Диккенс) – знаменитый английский писатель-реалист, классик мировой литературы, крупнейший прозаик XIX в. — прожил насыщенную и непростую жизнь. Родиной его был расположенный недалеко от Портсмута городок Лендпорт, где он 7 февраля 1812 г. появился на свет в небогатой семье мелкого чиновника. Родители как могли пестовали Чарльза, который был не по годам развит и одарен, однако их материальное положение не позволяло развивать способности, дать ему качественное образование.

В 1822 г. семью Диккенса перевели в Лондон, где им довелось жить в крайней нужде, периодически продавая нехитрый домашний скарб. 12-летнему Чарльзу пришлось идти подрабатывать на фабрику ваксы, и, хотя его трудовой стаж на ней исчислялся всего четырьмя месяцами, это время, когда он, себялюбивый, не привыкший к физическому труду и не блещущий крепким здоровьем, вынужден был тяжело работать за сущие гроши, было для него серьезным нравственным потрясением, наложило огромный отпечаток на его мировоззрение, определило одну из жизненных целей — больше никогда не нуждаться и не оказываться в столь унизительном положении.

Бедственное положение семьи, в которой росло шестеро детей, еще больше усугубилось, когда в 1824 г. на несколько месяцев отец оказался под арестом из-за долгов. Чарльз ушел из школы и устроился в адвокатскую контору переписчиком бумаг. Следующим пунктом его трудового пути был парламент, где он работал стенографом, а потом ему удалось найти себя на поприще газетного репортера. В ноябре 1828 г. юный Диккенс занял место независимого репортера, работавшего в суде Докторс-Коммонз. Не получивший систематического образования в детстве и отрочестве, 18-летний Чарльз усердно занимался самообразованием, превратившись в завсегдатая британского музея. В 20 он работал репортером в «Парламентском зеркале» и «Тру сан» и выгодно отличался на фоне большинства собратьев по перу.

В 24 года Диккенс выпустил дебютный сборник очерков под названием «Записки Боза» (это был его газетный псевдоним): амбиционный молодой человек понял, что именно занятия литературой помогут ему войти в высшее общество, а заодно совершать благое дело ради таких же обиженных судьбой и угнетенных, каким он был сам. В 1837 г. он дебютировал как романист, выпустив «Посмертные записки Пиквикского клуба». Литературная слава Диккенса по мере написания им очередных произведений росла, укреплялось материальное положение, повышался социальный статус. Когда женившийся еще в 1836 г. Диккенс вместе с женой отплыл в Бостон, его встречали в американских городах как очень известного человека.

С июля 1844 г по 1845 г

Диккенс с семьей жил в Генуе, по возвращении на родину все свое внимание уделял основанию газеты «Дейли ньюс». 50-е гг

стали его личным триумфом: Диккенс добился славы, влияния, богатства, с лихвой компенсировав все предыдущие удары судьбы. С 1858 г. он постоянно устраивал публичные чтения своих книг: так он не столько преумножал состояние, сколько реализовывал оставшиеся невостребованными незаурядные актерские способности. В личной жизни прославленного писателя было не все гладко; семью с ее запросами, ссорами с женой, восемью болезненными детьми он воспринимал, скорее, как источник постоянной головной боли, нежели тихую гавань. В 1857 г. в его жизни появилась любовная связь с молодой актрисой, продлившаяся до самой его смерти, в 1858 г. он развелся.

Бурная личная жизнь сочеталась с интенсивным писательским трудом: в этот период биографии также появились романы, внесшие значительный вклад в его литературную славу, — «Крошка Доррит» (1855-1857), «Повесть о двух городах» (1859), «Большие надежды» (1861), «Наш общий друг» (1864). Непростая жизнь не лучшим образом отразилась на состоянии здоровья, но Диккенс работал, не обращая внимания на многочисленные «звоночки». Продолжительное турне по американским городам усугубило проблемы, но он, немного передохнув, отправился в новое. В апреле 1869 г. дело дошло до того, что у писателя отнимались левая нога и рука, когда он заканчивал очередное выступление. 8 июня 1870 г. вечером у Чарльза Диккенса, находившегося в своем поместье Гэйдсхилл, случился инсульт, а на следующий день он скончался; похоронили одного из популярнейших английских писателей в Вестминстерском аббатстве.

Дела любовные и первые лучи известности

В 1836 году Диккенс обзавелся семьей, женившись на Кэтрин Хогарт, дочери своего друга – журналиста. Жена подарила Чарльзу семерых сыновей и трёх дочерей. В 26 лет Чарльз уже вошел в число сорока самых знаменитых писателей Великобритании. Его стремление стать известным и успешным было более чем сильно. Очерки под псевдонимом Боз вышли отдельной книгой под названием «Очерки Боза», настолько восторженно они были восприняты читающей публикой. Семейная жизнь поначалу была счастливой для обоих супругов. Муж говорил жене:

Дэниел Маклиз «Портрет Кэтрин Диккенс», около 1847 года

Идиллия в семье была нарушена после рождения пятого ребенка. Кэтрин, родившая стольких детей, была уже не той юной девушкой, в которую влюбился писатель. Естественно, многодетная мать чувствовала усталость, постоянное раздражение, периодические приступы постродовой депрессии преследовали её. Какая уж тут романтика, а творческому Диккенсу хотелось видеть рядом жизнерадостную и цветущую жену.

Начались разногласия, непонимание. Тем не менее, в семье появилось ещё пятеро детей. Сложно представить, как выглядела и чувствовала себя женщина, у которой было 10 детей, но, вероятно, справляться со всеми ей было нелегко. В 1857 году Чарльз, вращаясь в культурных кругах и общаясь со многими творческими людьми, познакомился с молодой актрисой Эллен Тернан. Она играла в театре спектакли, поставленные по произведениям Диккенса.

Поначалу общение двух творческих людей было сугубо деловое, затем оно переросло в романтическое чувство. Диккенс снял для актрисы квартиру, где навещал её, дарил ей украшения и впоследствии даже включил Эллен в свое завещание.

С женой писатель развелся в 1858 году, когда она узнала о тайных похождениях неверного мужа, хотя они 23 года прожили вместе. В те времена развод был делом скандальным, об этом написали в газетах, а дети остались с отцом. Дочери Кэтрин вспоминали о своей матери с большим теплом, говоря, что она всегда была добродушным человеком, хоть после развода они не так часто виделись с ней. Роман с актрисой Тернан у Диккенса продлился до самой его смерти, но он так и не женился на ней.

Эллен Тернан – последняя и наиболее известная любовница Чарльза Диккенса

Интересные факты

Чарльз Диккенс был блестящим чтецом, он зарабатывал не только на публикациях своих книг, но и чтением романов перед публикой. Подобная работа приносила автору не только деньги, но и удовлетворение. Писатель читал свои произведения в родной Англии и в далекой Америке. Правда, чтение отрывков из романов доводило Диккенса до изнеможения.

В 1868 он совершил тур по Британии и 87 раз выходил на сцену, чтобы прочитать аудитории свои произведения. Иногда ему приходилось проводить чтения дважды в день. В последние годы жизни Чарльза даже подкосил инсульт из-за слишком плотного графика публичной деятельности. От еще одного приступа, вызванного изнурительной литературной деятельностью, величайший писатель умер, так и не дожив до своего шестидесятилетия.

Произведения Диккенса мало подходили для постановки на сцене театра, ведь он почти не писал пьесы. Но Чарльз был заядлым театралом, он еще в 50-х годах 19 века устраивал у себя дома любительские театральные постановки. В 1857, вместе с Вилки Коллинсом, написал пьесу «Замороженная глубина». Для ее постановки нанял нескольких актеров, в том числе и Эллен Тернан. Спустя год после знакомства с актрисой писатель ушел от жены, а через 10 лет официально оформил развод.

Апогей творчества

Диккенс быстро становился знаменитым: его признавали и либералы, поскольку считали, что он борется за права народа, и консерваторы, поскольку его романы обличали жестокость общественных отношений. Его с одинаковым интересом читали и в богато убранных гостиных, и в бедных домиках, и дети, и взрослые – все зачитывали романами, которые давали надежду на  счастье в будущем и торжество справедливости.

В начале сороковых годов Чарльз посетил Америку, где пользовался не меньшим уважением, чем в Англии. Слава опережала писателя и шествовала по миру. После этого путешествия он написал роман «Жизнь Мартина Челзвита», где изобразил американцев в довольно комичном виде, что, конечно, вызвало взрыв негодования со стороны заокеанских братьев.

В 1843 году вышел сборник рождественских повестей, которые и сегодня пользуются огромных успехом в мире. По повестям «Сверчок на печи» и «Рожественская сказка» сняты несколько фильмов, которые с успехом транслируются во всем мире.

Два лучших, по мнению критиков, романа Диккенса «Торговый дом: Домби и сын» (1848) и «Жизнь и удивительные приключения Давида Копперфильда, написанные им самим» (1850), имеют некоторые автобиографические  моменты.

И время проведенное в долговой тюрьме с отцом и матерью, и работа на фабрике с другими маленькими мальчиками, и служба в адвокатской конторе и работа репортера, и встречи с разными людьми – все это нашло свое отражение на страницах книг, не теряющих своей актуальности и в наши дни.

Роман «Давид Копперфильд» получил признание у таких  мастеров пера, как Ф. Достоевский, Л.Толстой, Шарлота и Эмилия Бронте, Генри Джеймс и другие. Читатели от всей души сочувствуют невзгодам маленького Дэви, брошенного на произвол судьбы в юном возрасте, и осуждают жестокую мораль власть имущих людей.

«Посмертные записки Пиквикского клуба»

Роман начал выходить в свет в 1836 году. По мере появления новых глав читательская аудитория писателя только росла.

В этой книге Чарльз Диккенс показывает старую Англию с различных сторон. В центре внимания — добродушный чудак мистер Пиквик, имя которого стало в итоге нарицательным.

Члены клуба путешествуют по Англии и наблюдают за темпераментами разных людей, сами зачастую попадая в смешные и нелепые ситуации.

Создание романа — это отдельная преинтереснейшая глава. Диккенсу поступило предложение раз в месяц сочинять небольшой рассказ, соответствующий одной из гравюр художника Роберта Сеймура. Писателя все отговаривали от этой затеи, но он будто чувствовал, что создает что-то великое.

Скорое самоубийство Сеймура изменило все. Редакторам пришлось найти нового художника. Им стал Физ, который впоследствии был иллюстратором многих произведений Диккенса. Теперь не писатель, а художник оказался на втором плане, рисуя картинки, соответствующие тексту.

Роман произвел невероятный фурор. Именами героев тут же стали называть собак, давать прозвища, носить такие шляпы и зонты, как у Пиквика.

Дом с привидениями

Дома бывают разные: пустые, с людьми, выставленные на продажу… А еще нередко они заполнены призраками, и это служит интересной тематикой для создания фильмов и книг. Произведение «Дом с привидениями» не столько страшное, сколько смешное и легкое. Поэтому, если вы трусишка – не нужно бояться!

Молодой англичанин по воле случая узнает о мрачном особняке, где живут призраки. Там происходит что-то страшное! Последние жильцы убежали, оставив там все, что у них было. Призраки разделились на зоны: в одной из спален появляется Женщина с капюшоном, а в другой спальне обитает Призрак болотной лихорадки. Мрачности картине добавляет происходящее на чердаке: там звонят колокольчики! Любой придет в ужас… Молодой англичанин слишком образован, чтобы верить во всякую чепуху. Он решает убедиться в своей правоте и поселяется в Доме с привидениями, и наутро вместо своего отражения в зеркале он видит чье-то другое…

Интересные факты из жизни Чарльза Диккенса

7 февраля 1812 года родился Чарльз Диккенс — английский писатель, романист и очеркист, классик мировой литературы и один из крупнейших прозаиков XIX века. Самый популярный англоязычный писатель при жизни. Творчество Диккенса относят к вершинам реализма, но в его романах отразились и сентиментальное, и сказочное начало.

Редакция Diletant.media представляет вашему вниманию интересные факты из жизни одного из самых известных английских писателей.

1) Критики его времени часто говорили, что Диккенсу никогда не войти в число лучших писателей английской литературы. Даже сам Оскар Уайльд не воспринимал всерьез сочинения Диккенса.

2) Диккенс был очень суеверным человеком: он ко всему прикасался три раза — на удачу, считал пятницу своим счастливым днем, а в день выхода последней части очередного романа непременно уезжал из Лондона.

Жена Диккенса родила ему 10 детей

3) Диккенс самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. Диккенс однажды рассказал главному редактору журнала «Фортнайтли ревью» Джорджу Генри Льюису о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала отчетливо им слышится, а его персонажи постоянно находятся рядом и общаются с ним.

4) Диккенс каждые 50 строк написанного запивал глотком горячей воды.

5) С самого начала отношений Чарльз Диккенс заявил Кэтрин Хогарт, своей будущей жене, что ее основное назначение — рожать детей и делать то, что он ей скажет. За годы их совместной жизни она родила десять детей, и все это время беспрекословно выполняла любое указание мужа. Однако с годами он начал ее попросту презирать.

6) В 1857 году к Диккенсу приехал в гости Ханс Кристиан Андерсен (автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: «Гадкий утёнок», «Новое платье короля», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Принцесса на горошине», «Оле Лукойе», «Снежная королева» и др.

). Товарищи познакомились еще в 1847 году, пришли в полный восторг друг от друга, и 10 лет спустя Ханс решил воспользоваться приглашением Диккенса. Но дело было в том, что за эти годы в жизни Диккенса очень все изменилось и усложнилось — он был не готов принять Андерсена. «Он не владеет никакими языками, кроме своего датского, хотя есть подозрения, что и его он тоже не знает » — в таком ключе рассказывал друзьям о своем госте Диккенс. Спустя пять недель — именно столько гостевал Андерсен в доме Диккенса — хозяин дома написал на стене комнаты: «Ганс Андерсен ночевал в этой комнате пять не­дель, которые показались нашей семье годами ».

7) Одним из любимейших развлечений Чарльза Диккенса были походы в парижский морг, где он мог проводить целые дни напролет, захваченный видом неопознанных останков.

Диккенс ходил в парижский морг любоваться видом неопознанных останков

9) Чарльз Диккенс всегда спал головой на север. Также, когда писал свои произведения, садился лицом в эту сторону.

10) Он назвал злостного негодяя из романа «Оливер Твист» Фэйгин — точно так, как звали его лучшего друга, Боба Фэйгина.

Диккенс ненавидел памятники и запретил, чтобы ему их воздвигали

11) Писатель ненавидел памятники, и в своем завещании запретил, чтобы ему возводили какие-либо статуи. Но кто-то из почитателей его таланта ослушался. Семья Диккенса отвергла скульптуру, и та, в итоге, нашла пристанище в филадельфийском Кларк-парке.

12) После смерти Диккенс был превращен в настоящего идола английской литературы.

Личная жизнь

Трудное детство, отношения с матерью сделали Диккенса человеком сложным. До официального брака он пытался наладить личные отношения с женщинами выше него по статусу. Но нищий начинающий писатель особо никого не интересовал, родители его избранниц были категорически против.

Свою первую супругу мужчина встретил в середине 30-х. Ей стала Кэтрин Хогарт. К жене он относился строго, постоянно указывая на то, что предназначение женщины — рожать детей и слушать мужа. Она не противилась патриархальным устоям в семье, была довольно покладистой.


Чарльз Диккенс и Кэтрин Хогарт

Вскоре Диккенс начал презирать свою супругу. За годы совместной жизни у пары появилось 10 детей, в том числе Чарльз Диккенс младший, первенец четы, который в будущие годы занялся словесностью, филологией.

В поздний период между супругами то и дело вспыхивали ссоры. Семья для литератора стала тяжким бременем и источником дополнительных хлопот.

На закате своей жизни Диккенс заинтересовался Эллен Тернан, молодой актрисой. Девушке было всего 18 лет. Но колоссальная разница в возрасте не помешала их отношениям. Роман продолжался за спиной супруги до самой смерти литератора.


Чарльз Диккенс и Эллен Тернан

Жизнь, которая стала возможна благодаря творчеству

После оглушительного успеха первых романов, в 1937 году у Диккенса появилась возможность поселиться в четырехэтажном доме в Лондоне. Через год он уже арендовал другой дом. Его приглашали стать членом многих лондонских клубов, слава писателя росла, к нему в гости ходили многие известные люди викторианской Англии. После выхода в свет «Лавки древностей» люди на американском континенте ждали корабля с новыми главами романа. Раньше многие произведения выходили не целой книгой сразу, а по главам в журнале.

Произведения Диккенса настолько любили, что уже с причала люди кричали тем, кто на корабле: «Как там маленькая Нелл, умерла?», оттуда отвечали: «Умерла». С печальными вздохами толпа тут же разбирала весь тираж журнала и принималась с упоением читать про то, как же погибла Нелл – героиня «Лавки древностей». Неудивительно, что в 1842 году чету Диккенс с большим восторгом встретили в Америке. Не особо тепло писателя встретили на юге страны, так как южане выступали за сохранение рабства, а Диккенс резко негативно отзывался о нем.

Многие говорили: «Диккенс создал Рождество», это было связано с выходом его потрясающей «Рождественской песни в прозе», где он показал, какую злую шутку могут сыграть с человеком алчность и эгоизм, к какому печальному концу привести. Затем выйдут «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд», «Холодный дом», так понравившийся Набокову, «Тяжёлые времена», «Большие надежды» и «Тайна Эдвина Друда». Эти романы стали основными в творчестве писателя и возвели Диккенса на высочайший пьедестал славы, уважения и любви.

Иллюстрация Артура Майкла к повести-сказке Чарльза Диккенса «Рождественская песнь в прозе», 1911 год

Диккенс, с детства приученный к работе, был очень трудолюбив. Он работал до изнеможения, помогая всей своей семье. Чарльз даже выписал своим родителям нечто вроде пенсии из своего кармана. Правда, дело здесь не в большой сыновьей любви. Диккенс так и не простил родителей за своё рабочее детство. Отец Чарльза ходил по издательствам и знакомым писателя, прося денег, ему их давали, так как имя сына было у всех на слуху. Чтобы пресечь эти действия, литератор и выделил часть доходов на родителей.

8 июня 1870 года писатель целый день работал, а за ужином у него случился инсульт. Он умер на следующий день, 9 июня. На похоронах известного и любимого писателя собралось много именитых гостей, но не было среди них тех двух женщин, которых он любил. Ни бывшая жена, ни последняя любовь не пришли проститься с Чарльзом Диккенсом.

Роберт Уильям Басс «Сон Диккенса», 1875 годМестонахождение: Музей Диккенса, Лондон, Великобритания

Диккенс умел придумывать потрясающие метафоры, его произведения наполнены остроумным юмором и глубокими рассуждениями главных героев. Персонажи, придуманные писателем, колоритны, интересны, многогранны. Литературный мир Диккенса – это увлекательное путешествие в прозу, оставляющую неповторимые впечатления.

Чарльз Диккенс не был лучшим писателем своей эпохи, но он был одним из лучших и самых запоминающихся литераторов. Вкусив в детском возрасте многие превратности жизни, писатель всегда старался сделать конец своих произведений наиболее счастливым для героев. Он надеялся, что его романы принесут людям частичку добра и света, заставив поверить в лучшее.

На обложке: Фрагмент картины Уильяма Пауэлла Фрита «Чарльз Диккенс в своем кабинете», 1859 год. Местонахождение: Музей Виктории и Альберта, Лондон, Великобритания

Экранизации

  • Скрудж, или Призрак Марли / Scrooge; or Marley’s Ghost. Фильм. Реж. Уолтер Буф. Студия Paul’s Animatograph Works. Великобритания, 1901.
  • Рождественская песнь / A Christmas Carol. Фильм. Реж. Сирл Доули. Студия Edison Manufacturing. США, 1910.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Роберт Виньола. Студия Famous Players Film Company. США, 1917.
  • Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим / The Personal History, Adventures, Experience, & Observation of David Copperfield the Younger. Реж. Джордж Кьюкор. Студия MGM. США, 1935.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Дэвид Лин. Студия Cineguild. Великобритания, 1946.
  • Оливер Твист / Oliver Twist. Фильм. Реж. Дэвид Лин. Студия Cineguild. Великобритания, 1948.
  • Скрудж / Scrooge. Фильм. Реж. Брайан Десмонд Херст. Студия United Artists. Великобритания, 1951.
  • Оливер! / Oliver! Музыкальный фильм. Реж. Кэрол Рид. Студия Warwick Film Productions. Великобритания, 1968.
  • Скрудж / Scrooge. Фильм. Реж. Рональд Ним. Студия Cinema Center Films. Великобритания, 1970.
  • Записки Пиквикского клуба. Реж. А. Прошкин. Телевизионный спектакль. Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ. СССР, 1972.
  • Тайна Эдвина Друда. Фильм. Реж. А. Орлов. Главная редакция литературно-драматических программ ЦТ СССР. СССР, 1980.
  • Рождественская история. Мультфильм. Реж. Жан Тич. Студия Burbank Films Australia. Австралия, 1982.
  • Рождественская история Микки / Mickey’s Christmas Carol. Мультфильм. Реж. Барни Мэттинсон. Студия The Walt Disney Company. США, 1983.
  • Оливер и компания / Oliver & Company. Мультфильм. Реж. Джордж Скрибнер. Студия Walt Disney Pictures. США, 1988.
  • Мартин Чезлвит. Фильм. Реж. Педр Джеймс. Великобритания, 1994.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Альфонсо Куарон. Студия Twentieth Century-Fox Film Corporation. США, 1998.
  • Все псы празднуют Рождество / An All Dogs Christmas Carol. Мультфильм. Реж. Пол Сабелла. Студия Metro-Goldwyn-Mayer. США, 1998.
  • Дэвид Копперфилд / David Copperfield. Фильм. Реж. Саймон Кёртис. Студия BBC. США, Великобритания, 1999.
  • Рождественская сказка / Christmas Carol: The Movie. Реж. Джимми Мураками. Студия Pathé Pictures. Великобритания, 2001.
  • Оливер Твист / Oliver Twist. Фильм. Реж. Роман Полански. Франция, Великобритания, Италия, Чехия, 2005.
  • Оливер Твист. Фильм. Реж. Коки Гедройц. Студия BBC. США, Великобритания, 2007.
  • Крошка Доррит / Little Dorrit. Телевизионный сериал. Реж. Адам Смит, Дэрбла Уолш и др. Великобритания, 2008.
  • Рождественская история / A Christmas Carol. Фильм. Реж. Роберт Земекис. Студия Walt Disney Pictures. США, 2009.
  • Большие надежды / Great Expectations. Телевизионный сериал. Реж. Брайан Кирк. Студия BBC Television Centre Masterpiece Theatre. Великобритания, 2011.
  • Большие надежды / Great Expectations. Фильм. Реж. Майк Ньюэлл. Студия BBC Films. США, Великобритания, 2012.
  • Диккенсиана / Dickensian. Телевизионный сериал. Реж. Гарри Брэдбир, Марк Брозел и др. Студия Red Planet Pictures. Великобритания, 2015.
  • История Дэвида Копперфилда / The Personal History of David Copperfield. Фильм.Реж. Армандо Ианнуччи. Студия FilmNation Entertainment. США, Великобритания, 2019.

ПОСЛЕ БАЛА

Со стен учреждений культуры на нас нередко смотрит пожилой человек с измученным и нервным лицом. В профиль он выглядит, по крайней мере, умудрённым жизнью и почти величественным. Взгляд анфас лишает нас и этого утешения: вьющиеся волосы, большие залысины и неухоженная борода создают то впечатление поношенности и потёртости, которое присуще после пятидесяти лет очень многим мужчинам.

Глупо, однако, представлять себе выдающихся людей исключительно по их старческим портретам. Сварливый Томас Карлейль, встретивший молодого Диккенса на светском приёме, увидел лицо девичьи свежее, но при этом как будто отлитое из стали: «Синие умные ясные глаза, брови, которые взлетают удивительно высоко, рот большой, не слишком плотно сжатый, с выдающимися вперёд губами, физиономия, необычайная по своей подвижности, — когда он говорит, его брови, глаза, рот — всё вместе взятое так и ходит ходуном. .. .Увенчайте всё это танцующими кольцами волос ничем не примечательного оттенка, посадите на ладную фигурку, очень миниатюрную, разодетую скорее а Lа д’Орсэ, чем просто хорошо… Это немногословный человек, на вид очень смышлёный и, по-видимому, прекрасно знающий цену и себе и другим».

Очень высокому Карлейлю Диккенс показался «миниатюрным». Сам писатель утверждал, что в нём пять футов девять дюймов, то есть около 173 см. «Ничем не примечательный» оттенок волнистых волос менее придирчивые наблюдатели признавали тёмно-каштановым. Что касается «ясных синих глаз», то другая современница Диккенса утверждала, что глаза были яркие, но определённо карие. И как тут верить очевидцам?

Чарльз появился на свет в приморском Портсмуте в ночь с 7 на 8 февраля 1812 года, когда вся Европа трепетала перед Наполеоном. Двадцатидвухлетняя Элизабет Диккенс родила своего второго ребёнка, вернувшись домой с бала: она так любила танцевать, что не могла удержаться даже на последней стадии беременности. Не бросила она танцы и тогда, когда Чарльзу стукнуло тридцать. В остальном это была женщина трезвая и рассудительная. Она рожала детей (восьмерых, из которых двое умерли в младенчестве), аккуратно вела небогатое хозяйство, успевала учить своих детей и даже пыталась открыть частную школу.

Но Чарльзу был ближе отец, человек добрый и безалаберный. В отличие от матери, он не требовал от сына многого, зато по-детски гордился первыми плодами его творчества. Мелкий портовый чиновник, Джон Диккенс, по его собственному выражению, был похож на пробку: загонят под воду в одном месте, он как ни в чём не бывало выскакивает в другом. Деньги не шли ему в руки, и семья жила впроголодь. В начале 1824 года мистер Диккенс попал в долговую тюрьму. На некоторое время Элизабет с младшими детьми переселилась к нему в камеру, — тогда это было в обычае.

Как ни странно, морское ведомство продолжало выплачивать узнику жалованье, так что старшая дочь Фанни (Френсис) имела возможность учиться в Королевской музыкальной академии. Чарльза же устроили на фабрику ваксы, принадлежавшую некоему Уоррену. Эта работа всю жизнь вспоминалась ему как кошмарное видение. Недаром его произведения полны несчастных мальчиков и девочек: Оливер Твист, Николас Никльби, Пип в «Больших надеждах», Дэвид Копперфильд, Крошка Доррит, маленькая Нелл из «Лавки древностей»…

Вскоре Джон Диккенс расплатился с долгами благодаря небольшому наследству, оставленному его умершей матерью. Выйдя из тюрьмы, он получил пенсию в Адмиралтействе и почти сразу же — место парламентского репортёра в какой-то газете. Дела пошли на лад.

Если бы образование Чарльза зависело только от любящего отца, он, вероятно, остался бы неграмотным. Но строгая мать научила его читать и писать по-английски и по-латыни. В пятнадцать лет он окончил школу, а в мае 1827 года был принят клерком в адвокатскую контору «Эллис и Блэкмор» на 13 шиллингов в неделю.

Большие надежды

Такие книги, как «Большие надежды» полезно читать время от времени каждому. Роман, написанный в XIX веке, не утратил своей актуальности и в наше современное время благодаря тем проблемам, которые поднимает Диккенс в своем произведении.

На страницах произведения встречаются два героя: он – мальчишка из бедной семьи, получивший шанс «выбиться в люди» и она – красавица, выросшая с мыслью разбивать мужские сердца. История классическая, с одной лишь разницей –  действиями для нее служат викторианские локации и фантастические пейзажи. «Большие надежды» своего рода послание от Диккенса, который мысленно похлопывает читателя по плечу, успокаивая его: «Не все мечты сбываются… Но, может быть, это нормально?»

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: