«человек, который смеется» в. гюго — краткое содержание

Революция в театре[править | править код]

Скандал во время первой постановки «Эрнани» ()

Гюго перерабатывает свои «Оды и баллады» (), стремясь их приблизить к требованиям романтической поэтики. С установкой на них пишет «Les Orientales» (Восточные поэмы, ), издаёт «Le dernier jour d’un condamné» (Последний день осуждённого к смерти, ), который является этапом его социально-политической эволюции и началом его деятельности радикала, прямолинейного, метафизического гуманиста.

Гюго заканчивает драму «Марион де Лорм» (), знаменующую собой начало его отхода от роялизма, которому он однако ещё вплоть до неоднократно отдавал дань.

За отрицательный портрет Людовика XIII цензура запретила драму, и она появилась на сцене лишь после Июльской революции . «Последний день осуждённого к смерти», «Марион де Лорм» были оформлением социально-политического сознания Гюго — радикального демократа, как его романтическая поэтика была требованием социального бытия радикальной мелкой буржуазии.

Вслед за этими произведениями Гюго пишет драму «Эрнани» () — яркое и законченное выражение принципов драмы, провозглашённых в предисловии к «Кромвелю». Единства уничтожены. Центральная фигура — не купец и не античный герой, а разбойник. Но «Эрнани» — не правда истории, а правда поэта. Сцена полна людьми великих подвигов, жертвенной любви, высокого благородства, великодушия и бурных страстей. Этими страстями взволнован театральный зал. Торжество романтизма над классицизмом в результате этой постановки становится общепризнанным фактом.

Театральные бои сезона — предвещали близкие бои на улице. Июльская революция раскрыла социальный смысл литературных боёв. 19/VIII Гюго публикует в либеральной «Le Globe» гимн революции — оду «Молодой Франции». Поставленные в следующие сезоны «Марион де Лорм» () и «Король забавляется» () были утверждением тех же принципов, что и «Эрнани», но их успех был уже не литературный, а явно политический, точно так же как и следующих постановок «Лукреция Борджиа», Мария Тюдор|«Мария Тюдор», и «Рюи Блаз», ); Гюго был уже тогда чрезвычайно популярен, но театральными и литературными событиями они не стали, несмотря на то, что «Рюи Блаз» — неслыханное поругание норм классиков: он построен на романе лакея и королевы. Вопросы литературных приёмов особых общественных страстей тогда уже не будили.

После , когда явственно выступила наружу социально-политическая основа романтизма, — консервативные романтики стали отходить от Гюго, сам же он начал с большей определённостью защищать свои социально-политические идеи. Его статьи и речи сейчас посвящены не столько
защите романтической поэтики, сколько пропаганде его социально-политических идей.

Создание гротеска

В противопоставление классицизму, который стремился ко всему возвышенному, писатель создал новое направление — гротеск. Это специальное, чрезмерное усиление всего ужасного, некрасивого с одной стороны, а с другой — комического. Новое направление было многообразным, как сама жизнь, и его главной задачей было усиление прекрасного.

Все тенденции, которые были заложены Гюго, стали основными принципами для французских романистов в конце 20-30-х гг. в 19 веке. В драмах, написанных им, закладываются все основные позиции романтизма, которые будут считаться эталоном для французской драматургии.

Личная жизнь

В начале 1820-х годов в сердце писателя поселилась любовь – он до беспамятства влюбился в Адель Фуше. Однако мать Виктора была против их связи, и на некоторое время юноше пришлось забыть о девушке. В 1823 году Виктор лишился матери, а немного позднее вновь возобновил общение с отцом, написав в этом же году произведение «Ода моему отцу». К слову, отец был совершенно не против избранницы сына. В браке с Адель родилось пятеро детей: Леопольд, Леопольдина, Шарль, Франсуа-Виктор и Адель.

Чета Гюго отличалась дружелюбием и гостеприимством – в их доме часто проводились литературные вечера и чаепития, а неизменными гостями были, конечно же, коллеги мужа. Среди них был и Шарль Огюстен де Сент-Бёв, который в один прекрасный момент просто не смог скрывать свои чувства к супруге Гюго. При этом сам Виктор всерьез увлекся актрисой Жюльетт Друэ, с которой прожил до самой старости. Жюльет не стало в 1883 году, причиной смерти стал рак. Виктор сложно переживал эту утрату. Так и не сумев до конца смириться, он ушел из жизни двумя годами позднее — 22 мая 1885 года.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Детство и юность

Писатель Виктор Гюго появился родился 26 февраля 1802 года в городе Безансон, который расположен на востоке Франции. Мальчик был третьим ребенком в семье. До него у четы родились сыновья Абель и Эжен.


Виктор Гюго в юности

На свет будущий литератор появился очень хилым и болезненным. Акушерка была уверена, что отпрыск семьи не проживет и половины дня. У него была огромная голова, слабое тельце и вместо крика он издавал едва слышный писк.

Однако Гюго и не думал умирать. Мальчик выкарабкался и начал быстро приходить в форму. Так известному писателю повезло в первый раз, в самом начале жизни.

Родители молодого человека были простого происхождения. Отца будущего литератора звали Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго. Он был выходцем из крестьянства. Однако мужчина отличился в годы революции, был видным активистом и участником важных социальных событий.

Он быстро набрал политический вес, стал военным офицером. А когда к власти пришел Наполеон, большой ценитель талантливых людей любого происхождения, Леопольд дослужился до генерала армии.


Портрет Виктора Гюго в молодости

Мать будущего писателя звали Софи Требюше. О ней известно немногое. Точно можно сказать лишь то, что она была дочерью судовладельца из Нанта, с запада Франции.

Нельзя сказать, что семейная жизнь пары была безоблачной. Родители то и дело ссорились. Атмосфера в доме была ужасной. Во многом именно это стало причиной формирования сложного характера, который отмечали современники Гюго.

Революционные события набирали обороты, обстановка в стране оставалась нестабильной. Политика прокралась практически в каждый дом. Семья писателя в стороне не осталась.

Конфликты родителей часто возникали на почве разных взглядов и предпочтений. Леопольд был преданным сторонником Наполеона. Мать же мальчика поддерживала законную монархическую власть. Считала, что необходимо вернуть династию Бурбонов на трон.


Виктор Гюго в юности

Однако причиной окончательного разлада стали отнюдь не политические споры. В начале 10-х годов Софи Требюше, мать Гюго завела роман на стороне. Ее любовником стал генерал Лагори, к которому она и ушла.

В 1813 брак распался. В последующие годы женщина неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом. Но Леопольд был непреклонен.

Виктор Гюго жил на два дома. То у отца, то у матери. Большую часть времени он проводил у родительницы, которая оказала сильное влияние на его политические взгляды и предпочтения. Убедила, что Франции нужна монархическая власть, которая будет бороться за равенство и справедливость.

Детские годы Гюго прошли на территории Парижа. В таких условиях рос и формировался будущий классик с мировым именем.

Ранние произведения[править | править код]

Виктор Гюго в молодости

Гюго ведёт свою родословную от трудовой мелкобуржуазной семьи, высоко поднявшейся по социальной лестнице в эпоху Первой империи. Его отец стал генералом наполеоновской армии, его мать — дочь судовладельца, была роялистка-католичка.

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (—), в Италии (), в Мадриде (), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

С по учится в лицее «Людовика Великого». 14 лет () начинает творить

Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, 15 лет () уже получает почётный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des études», в  — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Vierges de Verdun» и «Rétablissement de la statue de Henri III», положившие начало его «Легенде веков», затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей.

В — издаёт «Conservateur littéraire», литературное приложение к роялистическому католическому журналу «Le conservateur». Заполняя сам под различными псевдонимами своё издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста. Там же публикует ряд критических статей, где превозносит классиков Корнеля и Расина над Шекспиром и Шиллером и призывает отстаивать традицию классиков.

В дебютировал как прозаик: «Bug Jargal» (первый вариант). За оду «Moïse sur le Nil» получил высшую премию конкурса — звание «Maître Floraux». Когда через два года выходит его первый том «Odes et ballades», — это уже не проба начинающего, а книга признанного поэта, несмотря на то, что её автору только двадцать лет.

«Отверженные»

Роман «Отверженные» Гюго представил читателям в 1862 году, и это произведение стало вершиной творчества писателя. Позднее по сюжету романа был снят фильм. На первый план в романе выходят такие общественные явления современной Гюго жизни, как нищета, голод, падение женщин до продажной любви ради куска хлеба и произвол властей в лице знати.

Козетта — героиня романа «Отверженные». Иллюстрация Эмиля Баяра

Главный герой романа – Жан Вальжан – в молодости решился на кражу хлеба из булочной, чтобы спасти умирающую от голода семью. Его поймали и, несмотря на незначительность правонарушения, судили по всей строгости закона. Он отсидел 19 лет в тюрьме. Но даже выйдя на свободу не смог дожить свои дни спокойно – от него отвернулись все, мужчина стал настоящим изгоем. Однако герой не зациклен на своих несчастьях. Его силы жить поддерживает светлая мечта наполнить судьбу бездомной девчушки Козетты радостью.

Иллюстрация Гюстава Бриона к роману «Отверженные», 1864 год

Большинство биографов склоняются ко мнению, что роман основан на реальных событиях. В 1846 году Гюго стал свидетелем того, как некоего человека заключили под стражу из-за кражи буханки хлеба. Ну, а размышления и жизненный опыт писателя помогли ему развить этот сюжет дальше.

Еще одна известная история, описанная мэтром Гюго в этом же романе – история веселого паренька Гавроша, который погиб во время восстания 1831 года.

Образ Джозианы

Девушка мечтает отдать свою девственность самому низшему человеку в мире, поднявшись тем самым над презираемым ею высшим светом и покончив с пресыщенностью и скукой.

От морального падения Гуинплена защищает всё то же высшее провидение, пятнадцать лет носившее по морю бутылку с запечатанным в неё признанием компрачикосов. Возвеличивание героя становится переломным и финальным этапом его жизни.

Став лордом, Гуинплен за один день сталкивается со всеми возможными искушениями – гордостью, тщеславием, похотью, забвением (прошлой жизни), предательством своих близких (мимолётным, но от этого не менее острым).

Получив возможность донести до властьимущих правду о страдающем народе, он не может в полной мере реализовать свой статус пэра из-за физического уродства, заставляющего окружающих смеяться, и некоторого косноязычия, обусловленного отсутствием речевой практики общения с высшими слоями общества.

После дебатов в Палате лордов на сторону Гуинплена становится только его сводный брат – Дэвид, отлично знающий народную среду, в которой он крутится под видом матроса Том-Джим-Джека. При этом, поддерживая выдвинутые фигляром идеи, он, в порыве отстоять своё доброе имя и имя своей семьи, вызывает на дуэль не только молодых лордов, но и недавно обретённого брата.

Поражённый низостью высшего общества Гуинплен (в буквальном смысле слова) бежит вниз и, не найдя на прежнем месте «Зелёного ящика», сразу же понимает, что он потерял. Его настоящее имя и жизнь оказались ложью; его уродливая улыбка и игра фигляра – правдой.

Как и предсказывал Урсус, истинным счастьем для Гуинплена всегда была одна только Дея, видящая его доброе сердце и любящая его за него самого. Смерть Гуинплена и Деи ставит точку в их отношениях – не имеющих телесного развития на земле, но бесконечно устремлённых в божественный космос.

О чем роман Гюго – сюжет

Действия романа Виктора Гюго «Человек, который смеется» происходят в Англии. В центре событий стоит трагедия. Жизнь Гуинплена начиналась хорошо. Он родился в семье лорда Линнея Кленчарли, но после смерти отца, король Иаков II приказал отдать его в руки компрачикосов, предварительно лишив титула.

Компрачикосами называли людей, которые забирали бродячих детей и уродовали из, с целью продажи в цирки и другие подобные заведения. Но трагизм ситуации усилился, когда бандиты были вынуждены оставить мальчика из-за начавшегося преследования.

Считается, что «Человек, который смеется» написан в жанре реализма. Следуя законам данного направления, Гуинплен должен был погибнуть, но тогда бы история не имела бы никакого смысла для читателя. Тогда здесь появляются нотки романтизма.

2 стр., 989 слов

«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

… смеялись люди. До сих пор чувствую прикосновение его щеки. Когда он брал меня на руки, крепко прижимая к себе, говорил: «Мой! Мой!» Потом сажал на … любимого, близкого человека, но мы … всю жизнь, отзываясь … сказал! Самый радостный … моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем …

Дальнейшие события описаны очень пафосно и возвышенно. Что-то природное помогает Гуинплену справиться с болью, страхом, холодом и голодом. Он даже спасает новорожденную девочку. Далее мальчик находит приют у философа Урсуса, который дал им кров, обеспечил пищей и заработком.

Вскоре Гуинплен узнает о своем происхождении.

Дея, слепая девушка, в которую был влюблен Гуинплен, противопоставляется Джозианне. Первую Гуинплен любил платонически. Она была добрая, светлая, хрупкая. В это время Джозианна вызывала лишь плотское желание из-за своей красоты.

Гуинплен, став лордом, хотел исправить положение простых людей, помочь им. Однако, ему мешало его физическое уродство. Никто серьезно не мог принять бывшего циркача.

Гуинплен оказался в новом для себя свете, в который не только сам не хотел попадать, но и в котором его никто не ждал. Это действовало угнетающе. Старый дом его не принял. Гуинплен понял, что его жизнь с цирком и была настоящей для него. Урсус и Дея были его семьей.

В высших кругах поддержку ему оказывал только брат. Это напрягало Гуинплена, душило.

Когда Гуинплен все-таки решил бросить новую, дворянскую жизнь и пришел на старое место, то там не было ни Урсуса, ни Деи, ни передвижного цирка. Гуинплен понял, что потерял в своей жизни самое главное — свою семью и любовь, поэтому не смог сделать ничего больше кроме того, как утопиться.

История жизни Гуинплена

После восхождения на престол Вильгельма III, начавшего преследование торговцев детьми, мальчик оказывается брошенным в бухте Портленда.

12 стр., 5835 слов

Образ Клода Фролло в романе В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»

… ангел с обрубленными крылами, страдающая, жалкая душа. Ни в чем не повинный ребенок. Она умерла. ОНА УМЕРЛА!!! Как ему искупить свою … песнопения, то, что дает человеку способность чувствовать душа покоилось глубоко. Фролло умнел не мудрел, не видел жизни, не мог ее познать. … Воля держит душу в клетке. Клод держит душу в клетке — суть одно и то же. Даже фраза Клод держит в клетке самого себя …

реалистического жанра

На пути к жизни ребёнка сопровождают сплошные опасности – холод (действие происходит в одну из самых холодных европейских зим), страх (встреча с трупом контрабандиста), смерть (переход через тонкий Портлендский перешеек и постоянная угроза оказаться либо в море, либо в океане), голод, усталость, человеческое равнодушие.

Гуинплен преодолевает всё, приобретая в итоге – дом (не слишком большой, но тёплый и уютный), семью (чужую по крови, но родственную по духу), славу (на ярмарочном уровне), деньги (достаточные для того, чтобы не голодать самому и кормить Дею и Урсуса с Гомо), любовь.

Тема любви

Детские годы писателя

Родителями будущего писателя были Жозеф Гюго, который стал генералом наполеоновской армии, и Софи Требюше — дочь богатого судовладельца и роялистка. У Виктора Мари Гюго было двое старших братьев. Родился он в 1802 году в Безансоне, а все его детские годы прошли в переездах вместе с родителями. Они старались воспитывать детей в атмосфере любви, но родители придерживались разных политических взглядов. Именно благодаря взглядам матери Гюго в юности придерживался монархических идей.

Семейство Гюго побывало в Марселе, Кортике, на Эльбе, в Италии, Мадриде — такие частые переезды были связаны с работой отца писателя. После каждого переезда они возвращались в Париж. Именно эти путешествия произвели на маленького Виктора впечатление и подготовили основу для его романтических взглядов. В 1813 году его родители разошлись, и Виктор Мари Гюго остался жить с матерью в Париже.

Интересные факты из жизни Виктора Гюго

Вспоминая литературу эпохи романтизма, нельзя не упомянуть Виктора Гюго, знаменитого французского писателя и драматурга, являющегося, наверное, одним из самых известных уроженцев этой страны. Будучи невероятно одарённым человеком, всю жизнь Виктор Гюго посвятил писательскому ремеслу, создав в том числе и ряд настоящих шедевров, которые по праву считаются достоянием мировой литературы. Его творчество оставило неизгладимый след в истории, и книги его переведены на десятки различных языков.

Факты из биографии Виктора Гюго

  • Полное имя писателя – Виктор Мари Гюго.
  • Родился будущий писатель на парижской улице, где проживали местные стеклодувы. До наших дней дом, где появился на свет Гюго, увы, не сохранился.
  • Отец Виктора Гюго был генералом наполеоновской армии.
  • Писательский талант у него проявился очень рано. Так, когда ему исполнилось всего четырнадцать лет, он уже написал две трагедии, которые, к сожалению, затем были утеряны.
  • Помимо драм, трагедий и другой художественной литературы, Виктор Гюго также сочинял и стихи.
  • На протяжении всей жизни Гюго старался не отставать от новомодных веяний, посещая различные молодёжные мероприятия тех лет, даже будучи уже в весьма преклонном возрасте.
  • Первый успех к нему пришёл именно на ниве поэзии, когда он в 16 лет выиграл несколько поэтических конкурсов. Французский король Людовик XVIII высоко оценил творчество юного поэта, и пожаловал Гюго солидную денежную награду.
  • Малоизвестный факт: Виктор Гюго был ещё и весьма талантливым художником, хоть и не развивал это своё умение. Однако, впервые он начал рисовать, когда ему было всего восемь лет.
  • Писатель был младшим из троих детей своих родителей, у него было двое старших братьев.
  • Когда Виктора Гюго охватывал очередной кризис, он запирался в пустой комнате с пером и бумагой, и творил полностью обнажённым, чтобы даже одежда его не отвлекала.
  • Первые отзывы об «Отверженных», самом знаменитом романе Виктора Гюго, были негативными. Сейчас же существует 16 его адаптаций, а также несколько экранизаций.
  • Работа над «Отверженными» заняла у него около 20 лет.
  • Женой Виктора Гюго была его подруга детства.
  • На протяжении 16 лет писатель проживал в одном из парижских отелей. Позднее он приобрёл себе дом.
  • В юности кумиром Виктора Гюго был знаменитый французский писатель Шатобриан. Он заявлял даже, что он будет «Шатобрианом или никем».
  • В браке у него родилось пятеро детей, но один из них скончался ещё в младенческом возрасте.
  • Знаменитый «Собор Парижской Богоматери» Виктор Гюго написал, когда ему было 29 лет.
  • На протяжении 50 лет писателя связывали любовные отношения с другой женщиной, Жюльеттой Друэ, которую он называл своей «истинной женой».
  • Роман Гюго о судьбе горбуна Квазимодо и прекрасной цыганки Эсмеральды помог сохранить знаменитый собор Парижской Богоматери. Это сейчас готическое здание, строительство которого началось аж в XII веке, — один из самых известных символов французской столицы, а во времена Гюго он находился в крайне плачевном состоянии, и его могли снести.
  • Несмотря на то, что у Гюго было все, о чем только можно мечтать: талант, деньги, влиятельные друзья, он так и не смог обеспечить счастливую жизнь своим детям. Старшая из оставшихся в живых дочерей, Леопольдина, погибла в девятнадцать лет, катаясь на яхте со своим мужем. Младшая, Адель, глубоко потрясенная смертью сестры, пережившая несчастную любовь и бегство из Франции, тронулась умом и закончила свои дни в психиатрической лечебнице. Не прожили долго и сыновья известного писателя: и Шарль, и Франсуа-Виктор скончались в возрасте 45 лет.
  • Скромностью Виктор Гюго не отличался, заявляя о себе, как о «единственном классике своего столетия» и утверждая, что он знает французский язык лучше всех.
  • После смерти Виктора Гюго гроб с его телом на 10 дней поместили под Триумфальной аркой в Париже. Проститься с ним пришло около миллиона человек.
  • В честь великого писателя была названа одна из станций парижского метрополитена.
  • Причиной смерти Виктора Гюго стала пневмония. Будучи уже стариком, в возрасте 84 лет, он принял участие в параде в свою честь, на котором простудился, и эта болезнь позднее и развилась в пневмонию.
  • Один из кратеров на планете Меркурий был назван «Гюго».

Биография В. Гюго

Виктора Гюго называют вождем французского романтизма. Гюго является теоретиком французского романтизма, его роль в формировании романтического романа сложно переоценить. Кроме того, большую роль Гюго сыграл в реформе французской поэзии и в развитии романтического театра.

Виктор Мари Гюго родился в конце февраля 1802 года в Безансоне. Отец писателя был выходцем из семьи рабочего, офицером французской армии. Мать писателя, напротив, была сторонницей династии Бурбонов и ненавидела Наполеона. Брак Леопольда Гюго и Софии Греет сложно назвать счастливым. Спустя несколько лет родители писателя разошлись. Маленький Гюго жил вместе с матерью и братьями в Париже. Женщина воспитывала сына как сторонника монархии.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Писать Виктор Гюго начал в 13 лет. Уже в его первых стихах были ощутимы его политические взгляды. Гюго полностью разделял взгляды своей матери. Он прославлял Бурбонов и проклинал Наполеона

В 17 лет Гюго привлек внимание властей своей одой «На восстановление статуи Генриха IV» и удостоился пенсии от короля

В 1821 году умерла мать поэта, дети остались одни без средств к существованию. Молодой писатель грезил о браке с любимой девушкой, которая была из состоятельной семьи. Отец девушки требовал согласия на брак от отца Гюго. С этого момента началось восстановление отношений между сыном и отцом. А рассказы старого офицера заставили Виктора Гюго по-другому взглянуть на Империю и эпоху революции.

В 1822 году Гюго женился на Адель Фуше. Она стала первой и единственной законной супругой писателя.

В 1825 году Виктор Гюго принимал участие в коронации Карла X. Он написал в его честь оду, был награжден новым королем орденом «Почетного легиона». Однако политические взгляды писателя уже значительно трансформировались. В 1828 году состоялся официальный разрыв Гюго с роялистами.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Виктор Гюго — вождь французского романтизма 460 ₽ Реферат Виктор Гюго — вождь французского романтизма 280 ₽ Контрольная работа Виктор Гюго — вождь французского романтизма 190 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

С 1830 года Гюго стал серьезно заниматься писательством. Он активно внедрял романтическое направление во французскую литературу. В этот период он написал следующие произведения:

  • «Собор Парижской Богоматери»
  • «Эрнани»
  • «Рюи Блаз»
  • «Мария Тюдор»
  • «Кромвель» и т.д.

К писателю пришли известность и признание.

Революция 1830 года была принята писателем с восторгом. В 1841 году Гюго стал членом Французской академии искусств. Он поддержал короля Луи-Филиппа, который сделал Гюго пэром Франции. Но личное благополучие не могло утаить от писателя тяжело положение народа.

В 1848 году Гюго стал членом парламента. Он произнес несколько речей, в которых выступал в защиту революции и народа. Гюго считали национальным героем. Из-за отказа поддерживать кандидатуру короля, Гюго был вынужден перейти в нелегальное положение.

Замечание 1

В январе 1852 года писатель был официально провозглашен политическим изгнанником. Выдающемуся писателю пришлось покинуть родину. Во Францию Виктор Гюго вернулся лишь спустя 20 лет.

Последние годы своей жизни он провел, окруженный славой. Благодаря многочисленному переизданию книг Гюго был очень состоятельным.

В 1878 году у Гюго произошло кровоизлияние в мозг. После этого писатель не создал ни одного нового произведения.

В мае 1885 года Гюго перенес инфаркт, затем заболел воспалением легких. 22 мая 1885 года писатель скончался.

Период изгнания

Виктор Гюго решил покинуть Францию после того, как в 1848 году произошла Февральская революция, вслед за которой Луи Бонапарт стал диктатором. Гюго отправился в изгнание. Виктор поселился на острове, находящемся в проливе Ла-Манш. Для того чтобы перед всем миром обличить политического авантюриста Луи Бонапарта и его преступный режим, уже в первый год изгнания он создал книгу «Наполеон Малый». В 1877-78 годах появилось произведение «История одного преступления», которое является обличительной хроникой государственного переворота, состоявшегося в 1851 году.

Мировоззрение Виктора Гюго окончательно сформировалось именно в годы изгнания. Здесь, на острове Джерси, он создал в 1853 году сборник «Карты», считающийся лучшим в политической поэзии Гюго. На первый взгляд, это некий калейдоскоп карикатурных портретов и сцен из жизни. Однако в сборнике есть своя смысловая линия, а также высокий уровень эмоционального напряжения. Они объединяют разнородный материал в завершенное и упорядоченное произведение.

Виктор Гюго активно выступал и в прозаических жанрах во время пребывания на острове Джерси. Он создал три романа. В 1862 году появились «Отверженные», в 1866 — «Труженики моря», а в 1869 — «Человек, который смеется». Главной темой всех этих произведений является тема народа.

Виктор Гюго — литература в его жизни

Гюго-старший предвкушал, что Виктор приобщится к точным наукам, потому как у мальчика рано проявились математические наклонности: он отлично считал и легко решал сложные уравнения. Возможно, мир узнал бы Виктора Гюго как выдающегося математика, но у юноши были свои планы – он наотрез отказался поступать в Политехнический университет.

Картина руки Гюго

Настоящей страстью молодого Виктора была литература! Он запоем читал стихи и прозу, как на французском, так и на латинском языках. Сам он еще с юности стал сочинять оды и стихотворения. Первые стихотворные опыты относятся ко времени учебы в лицее Людвига Великого, куда он поступил в 1812 году. Во время школьных театральных постановок Гюго часто выступал в качестве автора пьес, и эти импровизации и творчество невероятно вдохновляли его!

В 14 лет Виктор обзавелся первым литературным кумиром. Им стал поэт Франсуа Шатобриан. Гюго мечтал походить на великого мэтра и даже говорил: «Я буду Шатобрианом или никем!». Позднее, когда будущий автор «Нотр-Дама де Пари» вынужден был отлеживаться несколько недель после полученного ранения в ногу, он исписал 10 тетрадей переводами творений Вергилия – еще одного своего кумира. Такова была сила его литературной страсти!

Чуть позже юноша, который отличался самокритичностью и был невероятно требователен к себе, найдет у матери свои ранние записи и безжалостно сожжет их, считая, что способен на большее. На последней тетради Виктор сделал надпись: «Вздор» и нарисовал яйцо, внутри которого сидит птенец.

Манифест романтизма[править | править код]

В Гюго пишет драму «Кромвель» и в предисловии к ней излагает принципы романтизма. Это предисловие, впоследствии охарактеризованное историком и соратником романтиков Теофилем Готье «скрижалями романтизма», было по существу, литературным манифестом романтиков.

Пять принципов сформулировал Гюго Первый — «долой традиционные книжные правила. Не надо подражать авторитетам, а надо слушаться лишь голоса природы, правды и своего вдохновения».

Второй принцип — не «персонажи» — воплощение величественного, трагического или безобразного, а живые люди с их контрастами величественного и смешного, трагического и комического, прекрасного и безобразного. «В драме все действия так же увязываются и так же выводятся друг из друга, как в действительности». Надо «рядом с Кромвелем, военным и государственным человеком, нарисовать богослова, педанта, скверного поэта, мечтателя, гаера, отца, мужа, человека, вечно меняющегося, как мифический Протей; одним словом, дать двойного Кромвеля: человека и мужа» (homo et vir).

Третий принцип — долой единство классиков. Не надо гонцов, которые в один день сбегаются в одно место и рассказывают о различных событиях. Надо показать сами события.

Отсюда четвёртое требование — не абстрактная, а конкретная обстановка. «Точность места — один из первых элементов реальности». «Нельзя уделять одинакового количества времени всем событиям». Создавая драму, необходимо следовать «не предписаниям Аристотеля, а предписаниям истории».

Эти четыре лозунга венчаются пятым, устанавливающим новую литературную традицию: долой классиков, долой Буало, да здравствует Шекспир: «Шекспир — бог театра».

Гюго творит по методу, за который борются романтики. Однако требование правды, истины в его устах имело иное значение, чем впоследствии у реалистов.

«Действительность в искусстве, — разъясняет Гюго, — не есть действительность в жизни. Правда искусства никогда не будет абсолютной реальностью». Высказывая эту мысль, Гюго не борется против натурализма за синтетический реализм. В ней, выражаясь термином русских субъективистов, — противопоставление правды-истины — правде-справедливости. Художник должен внимать «природе, правде и своему вдохновению».

Но голос правды должен быть голосом правды-справедливости. Познать её художник может через своё воображение. Основным для поэта является его воображение. «Воображение восстанавливает оборванные ниточки, которыми провидение связывает человеческие марионетки».

Причём воображение поэта не должно быть направлено на повседневное, обыденное. Тривиальное и пошлое — не область поэта. Яркое и выдающееся, гротескное — таков предмет изучения поэта. Индивидуальное и величественное, — вот его действительность.

«Каждая фигура должна быть приведена к своей наиболее выдающейся черте, наиболее индивидуальной, наиболее точной. Даже вульгарное и тривиальное должно быть дано подчёркнуто.

Истинный поэт должен как бы везде присутствовать в своём произведении». Поэт оправдывает своё «присутствие» в вульгарном и тривиальном тем, что оно возводит его в гротеск, иначе вульгарное и тривиальное (commun) недостойно поэта. Отсюда особое значение гротеска в поэтике Гюго, и, вслед за ним, в поэтике романтиков. Гюго издевается над принципами Ла-Гарпа: «изображать — это вспоминать».

Художнику не нужна натура, за которой он верно следил бы. Источник искусства — воображение и пламенное вдохновение, а не воспоминание. Воображение и вдохновение дают возможность художнику дополнить «правду великим и великое — правдой» (предисловие к «Марии Стюарт»). В этом задача поэта. Он даёт действительность не такой, какой она есть, а какой она должна быть. Поэт занят не правдой-истиной, а правдой-справедливостью.

Гюго с презрением артиста и пафосом трибуна заявлял: писать эту посредственность — убить искусство. Тема посредственности — «грех поэтов недальнозорких и с одышкой». — Великий вдохновенный поэт пишет о ярком, о прекрасном или чудовищном (тогда он создаёт гротеск), но не о посредственности.

Реальная действительность — посредственность; отвернёмся от неё и противопоставим ей действительность поэта, романтическую. Будем «правду дополнять великим и великое правдой».

«Искусство — почти божественно», «поэт — бог, поэт — творец». Его удел вскрыть путь от правды-истины к правде-справедливости, показать путь человека, истории, самой природы от чудовищного к прекрасному, «от тьмы к свету, от гидры к ангелу», от зверя к человеку.

Предисловие к «Кромвелю» формулировало задачи романтики. Сама драма лишь в слабой степени была выражением принципов романтизма.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: