Подробный анализ и проблематика произведения «белые ночи»

Примеры и тематика произведений

Новое литературное течение предопределило новое отношение к природе: она становится не просто местом действия, на фоне которого развиваются события, а приобретает очень важную функцию – оттенять чувства, эмоции и внутренние переживания персонажей.

Основная тематика произведений заключалась в изображении прекрасного и гармоничного существования личности в мире природы и противоестественности испорченного поведения аристократического слоя.

Примеры произведений сентименталистов в России:

  • «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина,
  • «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина,
  • «Наталья, боярская дочь» Н.М. Карамзина,
  • «Марьина роща» В. А. Жуковского,
  • «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева,
  • «Путешествие по Крыму и Бессарабии» П. Сумарокова,
  • «Генриетта» И. Свечинского.

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищев

История создания

Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель вынашивал эту идею, и лишь потом всего за несколько дней перенес её на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.

Рассказ «Судьба человека», был посвящён писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Судьба человека»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Судьба человека»

для самых компанейских —

Главные герои «Судьба человека»

для самых занятых —

Читательский дневник «Судьба человека»

Жанр

«Преступление и наказание» вбирает в себя признаки разных видов романа. Его можно назвать социальным, так как проблематика произведения связана с ролью человека в обществе. От детективного романа произведение берет линию расследования одного преступления. По этой же причине возможно дать характеристику «Преступлению и наказанию» как роману криминальному. В произведении затрагивается множество важных проблем, актуальных во все времена – это позволяет найти признаки философского романа. Особенностью произведения является то, что он имеет главенствующую роль признаков психологического романа, так как основная часть произведения посвящена думам и размышлениям главного героя.

Композиционные особенности «Белых ночей»

Повесть привлекает необычным построением сюжета. В первых 4 частях говорится о петербургских ночах, а последняя имеет название «Утро». Это позволяет точно определить динамическое развитие сюжета — словно наступает переход от сна к пробуждению. Благодаря повести «Белые ночи» астрономическая эстетика в литературе стала прекрасной, ведь автор описывает природу, состояние города.

Построение шедевра символическое. В период прекрасных белых ночей читатель видит всю любовь главного героя в Настеньку, его желания. Но все равно приходит «утро» — период прозрения, которое будет для Мечтателя драмой. У него уже есть любовь хоть и не взаимная, но сладостная. И теперь ему нужно забыть о ней — утром устраняются фантазии, но появляется надежда на прекрасное будущее.

Кроме главных героев, в повести можно встретить третьего персонажа, который создает особую атмосферу. Им является Петербург — собеседник и старый приятель рассказчика. Город способен отзываться на все переживания Мечтателя, обеспечивая замечательный антураж к его романтическому настрою и подтверждая смысл названия повести «Белые ночи».

Основная идея романа Пушкина «Дубровский»

Основная идея анализируемого нами сегодня произведения заключается в необходимости человека всегда сохранять человеческое лицо, поступать благородно даже в тех ситуациях, когда жизнь обошлась с ним жестоко и несправедливо. Насилие не является путем для решения проблем, месть ведет в никуда. Любовь и милосердие – вот те силы, которые могут сделать лучше и чище как конкретную личность, так и общество в целом.

Главные темы, затронутые Пушкиным в «Дубровском», и поднятые в этом произведении проблемы остаются актуальными в наши дни. Поэтому чтение этого разбойничьего романа не только доставит удовольствие, но и даст пищу для ума, поможет найти в жизни правильный путь. Советую вам, если вы это еще не сделали, прочитать этот небольшой роман, иногда называемый повестью, чтобы составить о нем свое собственное представление.

В качестве иллюстраций к тексту использованы кадры из фильма 1988 года «Благородный разбойник Владимир Дубровский».

История создания

Рассказ «Судьба человека» основан на реальных событиях: М.А. Шолохов встретил мужчину, рассказавшего ему свою трагическую биографию. Эта история была практически готовым сюжетом, но не сразу превратилась в литературное произведение. Писатель вынашивал свою идею 10 лет, но изложил ее на бумаге всего за несколько дней. И посвятил Е. Левицкой, которая помогла ему напечатать главный роман его жизни «Тихий Дон».

Рассказ вышел в газете «Правда» накануне нового, 1957 года. А вскоре был прочитан на Всесоюзном радио, услышан всей страной. Слушатели и читатели были потрясены силой и правдивостью этого произведения, оно завоевало заслуженную популярность. В литературном отношении эта книга открыла для писателей новый способ раскрывать тему войны – через судьбу маленького человека.

Тематика и проблематика романа Пушкина «Дубровский»

В интересующем нас художественном произведении можно выделить несколько тем.

Помещичий быт. Троекуров держит в страхе всю округу и развлекается тем, что устраивает злые шутки над гостями и соседями. Дубровский-старший завидует на троекуровскую псарню. Князь Верейский откровенно скучает и визиты соседям наносит из желания развеять скуку.  Все в окрестностях боятся богатого и влиятельного Троекурова.
Дружба. Троекуров и Дубровский-старший дружат, но ссорятся из-за пустяка. В итоге один из них отнимает у другого имение, а того разбивает паралич, когда он видит бывшего приятеля в окошко.
Любовь. Характеризует взаимоотношение Маши и Дубровского. Оказывается силой, способной смягчить ожесточенное сердце, заставить простить врага.
Бунт. Сначала крепостные Дубровских бунтуют, не желая переходить в собственность Троекурова. Затем сам Владимир Дубровский сжигает свой дом, чтобы он не достался никому другому, и становится разбойником.
Отношение к крестьянам. Дубровский разговаривает со своими людьми мягко и уважительно, они уходят с ним в лес добровольно. Троекуров обращается с крепостными жестоко, хоть те и гордятся принадлежностью ему как самому влиятельному барину в окрестности. Дубровского крестьяне любят, Троекурова боятся.
Семья. Владимир питает теплые чувства к отцу, несмотря на то, что не видел его 12 лет. Тот, хоть и беден, отправляет сыну на содержание достаточно большие суммы, чтобы тот не бедствовал. Троекуров нанимает для своих детей учителей, но сам их воспитанием не занимается

Заставляя дочь выйти за старого князя, руководствуется расчетом, не принимая во внимание чувства Маши.
Разбойничество. Дубровский становится разбойником, но грабит не всех и отнимает не все

Он щадит Троекурова, так как влюблен в его дочь, помещицу-вдову, которая отправляет сыну на содержание с трудом набранные деньги. Его можно назвать благородным разбойником.
Крепостное право. Крепостных Дубровских передают Троекурову против их воли. Они являются такой же собственностью, как имение или земля.

Проблем в романе Пушкина «Дубровский» тоже поднимается несколько.

Беззаконность, несправедливость. Имения Дубровских Троекуров лишает в обход закона. Сила и деньги позволяют обходить закон. Торжествует несправедливость.
Пагубность мести. Жажда мести, которая заставляет Дубровского сжечь дом и создать из крепостных банду разбойников, приводит героя в тупик. В результате он вынужден отказаться от мести, но это не возвращает ему прежнего положения в обществе, не дает возможности просить руки возлюбленной. В результате Маша обвенчана с другим и не может оставить своего мужа, уйти с любимым.
Сила любви. Желание отомстить в Дубровском так сильно, что он добровольно делает себя изгоем, подаваясь в разбойники. Однако встреча с Машей заставляет его отступиться от своих злых намерений, в том числе и по отношении к отцу девушки.
Хрупкость дружбы. Поссорившись из-за пустяка, бывшие приятели становятся ярыми врагами.
Протест против крепостничества. Крепостные Дубровских первыми поднимают бунт, потому что не хотят принадлежать Троекурову. Они не хотят быть вещью, передаваемой из рук в руки

Нельзя относиться к людям как к бездушным созданиям, распоряжаться их судьбами.
Важность образования. Троекуров – необразованный и невежественный человек

В этом автор видит порочность его натуры, предпосылки к возникновению вредных привычек, жестоких шуток над людьми, неспособность считаться с чувствами других людей, в том числе и собственной дочери.
Благородство и честь. Благородство Дубровского состоит не только в том, что он не грабит бедных. Он честно признается Маше в любви и не скрывает от него своего имени. Он носит с собой пистолеты на случай, если его попытается обидеть человек более знатный, чтобы защитить свое достоинство. Он не склоняет Машу к нечестным или пагубным поступкам, защищает ее бескорыстно, думая не о своем, а о ее благополучии. Сама Маша тоже действует честно и благородно. А вот князя Верейского, который насильно берет замуж девушку, которая его не любит, благородным человеком назвать нельзя. Не относится к числу благородных поступков и лишение своего бывшего друга имения, как это сделал помещик Троекуров.

Можно говорить о том, что затронутые Пушкиным в «Дубровском» проблемы носят как личностный, так и общественный характер.

Краткий анализ

Год написания – 1956 г.История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.

Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.

Композиция – Композиция этого произведения состоит из двух рассказов, сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания «Дубровского», жанр произведения

«Дубровский» Пушкина – один из наиболее известных в русской литературе разбойничьих романов. Во время его написания Александр Сергеевич все еще находился под влиянием романтизма. Не исключено, что он был вдохновлен на создание своего маленького шедевра шиллеровскими «Разбойниками». Однако в это время писателя все больше начинают волновать социальные проблемы, его произведения приобретают все более явственные черты реализма. В итоге «Дубровский» становится произведением с романтическим героем и реалистическим описанием действительности, характеров второстепенных персонажей.

Главный герой романа – благородный разбойник Дубровский – имел прототипа. От своего приятеля Павла Воиновича Нащокина писатель услышал историю о белорусском помещике Островском, который, проиграв соседу процесс о принадлежности земли, был выгнан из имения и, собрав крестьян, стал промышлять грабежами. Этот рассказ его впечатлил.

Надо сказать, что ситуация, когда богатые помещики отсуживали имения у своих менее влиятельных соседей, в те времена не была редкостью.  Например, такая история произошла в Козловском уезде Тамбовской губернии, когда полковник Крюков выиграл дело о принадлежности поместья у поручика Мартынова. В черновиках Пушкина даже имеется пометка, которая говорит от том, что он планировал местом действия романа «Дубровский» сделать именно Козловский уезд Тамбовской губернии. Однако в самом романе есть описание вида на Волгу из помещичьего дома жениха Маши князя Верейского. Значит, Пушкин решил переместить место действия в другую губернию.

Однако произведение не было закончено. Оно имеет два тома, но должен был быть еще и третий. Наброски его скудны, но по ним можно догадаться о возможном развитии событий: муж Маши умирает, Дубровский возвращается под видом англичанина, кто-то его узнает и делает донос, героя арестовывают.

Разбойничий роман писался Пушкиным быстро: три с половиной месяца – очень небольшой срок для подобной работы. Напомню также, что произведение не было завершено. Возможно, этим объясняются некоторые нестыковки. Например, мы узнаем, что Владимир был отправлен на учебу в 8 лет и не был дома 12 лет, но во время его пребывания в качестве учителя в доме Троекуровых ему оказывается уже 23 года. При описании детства Владимира говорится, что Маша была младше его на 2 года, позже мы узнаем, что девушка моложе его уже на 5 лет.

Разбойничай роман А.С. Пушкина увидел свет в 1841 году, уже после гибели писателя. Название «Дубровский» произведению дали издатели – в рукописи Пушкина вместо заголовка стоит дата начала работы над ней.

Подарок судьбы — сирота Ванюшка

Андрей Соколов встречает маленького мальчика Ванечку, который потерял на войне всех своих близких. Ребенок инстинктивно тянется к солдату. Каждому человеку нужна забота и ласка. Но здесь автор как будто подчеркивает родственность их душ. Каждый из этих персонажей испытал в своей жизни огромную боль потери близкого человека и ужасы войны. И судьба не зря подарила им эту встречу. Мальчик Ваня и Андрей Соколов находят утешение друг в друге.

Теперь мужчине есть ради кого жить, у него появляется новый смысл жизни. Необходимо заботиться об этом маленьком человечке. Воспитывать в нем все те качества, которые в будущем помогут стать ему настоящим мужчиной, достойным гражданином общества. И Андрей Соколов продолжает жить. Преодолев внутреннюю боль, он снова показывает себя как человека мужественного и целеустремленного, уверенного в собственных силах.

Виды романов

Этот литературный жанр имеет в своем роде множество разновидностей, каждая из которых имеет определенную разницу или отличия. Классификация может быть представлена в следующем виде:

исторический. Описание крупных исторических событий, которые имели «переломный» характер в развитии тех или иных временных периодов. Также имеет место характеристика судьбы человека в разные исторические эпохи в соответствии с их особенностями;
фантастический. Представляет собой особый литературный жанр, который означает повествование о тех событиях, которые выходят за рамки привычного материального мира;
психологический. Специфика этого вида литературных произведений заключается в повествовании особенностей, а также мотивов поведения человека в определенных обстоятельствах. В таких произведениях подробно раскрываются как внутренние свойства, качества, так и этапы становления человеческой натуры, которые индивидуальны у каждого человека. Также имеет место рассмотрение различных психологических типов людей, имеющих различный темперамент.

философский. Такие литературные произведения разъясняют читателю систему и принципы философских представлений автора о существующей окружающей действительности и обществе;
социальный. Здесь имеют место описания законов организации общества, а также изучение влияния законов на закономерности общественного развития

В произведениях авторы уделяют внимание характеристике отдельных социальных групп, особенностям их функционирования;
описание быта. Специфика вида заключается в повествовании о бытовой или повседневной жизни человека с учетом имеющихся у него привычек

Также раскрываются этнографические подробности и моральные нормы, присутствующие в обществе;
авантюрный. В таких произведениях центральное место занимают приключения главного героя. При этом второстепенными считаются происхождение и особенности темперамента персонажей, а также исторические события, которые неинтересны автору;

утопия. Такие литературные произведения, по мнению автора, представляют читателю как идеальное государственное устройство, так и прекрасное будущее человека. Утопия характеризуется верой автора в непоколебимость и безупречность его идей и взглядов. Жанр относится, скорее, к научной фантастике;
антиутопия является противоположностью утопическому жанру. В антиутопии автор рисует общество и окружающую действительность, какими они не должны быть, но могут стать по вине общества;

эпопея. Отличительной чертой эпопеи является создание широкого полотна человеческого бытия. В эпопее обычно описывается жизнь не одного человека, а целых семей или даже династий. При этом действия разворачиваются на широком историческом фоне в течение длительного временного аспекта.

Все эти жанры прижились в русской литературе и широко представлены на протяжении всего девятнадцатого и двадцатого веков. Однако каждая историческая эпоха характеризуется наличием определенного вида литературного жанра. Так, в русской литературе второй половины девятнадцатого века доминирующим жанром являлся реалистический роман, содержание которого носило социально-философский характер или же описание быта. В свою очередь, двадцатый век отличался широким развитием и распространением всех романтических жанров. Появились молодежные романы наподобие Бойцовского клуба и многие другие.

Таким образом, роман как литературный жанр занимает весьма важное место в русской классической литературе. Одной из задач является изображение трансформации главного героя в тех или иных обстоятельствах, а также рассказ о событиях в жизни персонажей, описание их судеб

Роман повествует читателю о действиях, а также о переломных моментах в судьбе нации, разворачивавшихся в контексте определенной исторической эпохи.

История написания

К созданию повести Достоевский приступил в 1847 году. В следующем году она была напечатана в известном литературном журнале «Отечественные записки». Именно эта дата является временем ее выхода. Стоило Достоевскому написать ее, как она стала известной. Повесть принесла автору огромный успех, поскольку поднимала волнующие проблемы. Жанр «Белые ночи» интересен не только для школьников, но и для людей старшего возраста.

В начале творчества Федор Михайлович проявляет большой интерес к теме «петербургских мечтателей». Она прослеживается в нескольких фельетонах, которые были включены в сборник «Петербургская летопись». Произведения были напечатаны почти анонимно, так как автор подписывался только буквами «Ф.М.». Позднее было выяснено, что некоторый материал из сборника использовался автором при написании произведения. Это касается характеристик героев и описание бытовых условий. «Белые ночи» посвящен Алексею Плещееву, поэту и писателю, который был близким другом Достоевского.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Проблематика

Проблема выбора занимает важное место в рассказе. Каждый человек стоит перед выбором каждый день

Но не всем приходится выбирать под страхом смерти, зная, что от этого решения зависит твоя судьба. Так, Андрею приходилось решать: предать или остаться верным присяге, согнуться под ударами врага или бороться. Соколов смог остаться достойным человеком и гражданином, потому что определял свои приоритеты, руководствуясь честью и моралью, а не инстинктом самосохранения, страхом или подлостью.
Во всей судьбе героя, в его жизненных испытаниях, отражается проблема беззащитности простого человека перед лицом войны. От него мало что зависит, на него наваливаются обстоятельства, из которых он пытается выйти хотя бы живым. И если себя Андрей смог спасти, то свою семью — нет. И он чувствует себя виноватым за это, хотя это и не так.
Проблема трусости реализуется в произведении посредством второстепенных героев. Образ предателя, который ради сиюминутной выгоды готов пожертвовать жизнью однополчанина, становится противовесом образу отважного и сильного духом Соколова. И такие люди были на войне, говорит автор, но их было меньше, только поэтому мы одержали победу.
Трагедия войны. Многочисленные потери понесли не только солдатские части, но и мирные жители, которые никак не могли защитить себя.

Основная тематика повести

Анализ «Белые ночи» Достоевского позволяет лучше понять сюжет. Главной темой произведения считается одиночество в огромном городе. Это состояние являлось распространенным в Петербурге в середине XIX века, что было связано с шатким социальным положением в городе, поэтому много молодых людей ощущали одиночество. Они не могли найти жизненный смысл.

Настенька и Мечтатель — классические представители «маленьких людей». У них обычная, скромная жизнь, которая некоторым может показаться даже безыскусной. Они общаются с ограниченным количеством людей:

  • Мечтатель беседовал только с коллегами по работе;
  • Настенька — с жильцами и бабушкой.

Для ухода от никчемной реальности и проблем молодые люди стали «мечтателями», что позволяет обитать в своих фантазиях.

Главный герой не бедный, как некоторые могут подумать. Он бережет личную идею счастья — хоть настоящего блаженства в жизни может быть очень мало, но он всегда будет его помнить. Главной мыслью повести считается отход «мечтателей» от настоящего мира, их неспособность проживать среди общества, радоваться простым вещам, которые радуют остальных. Эти люди постоянно витают в облаках, живут в одиночестве. Проблематика произведения окажется близкой многим людям.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания #.

Было уже довольно темно; голова её мелькнула раза два среди морской пены, и больше я ничего не видал…

 На дне лодки я нашёл половину старого весла и кое-как, после долгих усилий, причалил к пристани. Пробираясь берегом к своей хате, я невольно всматривался в ту сторону, где накануне слепой дожидался ночного пловца; луна уже катилась по небу, и мне показалось, что кто-то в белом сидел на берегу; я подкрался, подстрекаемый любопытством, и прилёг в траве над обрывом берега; высунув немного голову, я мог хорошо видеть с утёса всё, что внизу делалось, и не очень удивился, а почти обрадовался, узнав мою русалку. Она выжимала морскую пену из длинных волос своих; мокрая рубашка обрисовывала гибкий стан её и высокую грудь. Скоро показалась вдали лодка, быстро приблизилась она; из неё, как накануне, вышел человек в татарской шапке, но стрижен он был по-казацки, и за ременным поясом его торчал большой нож. «Янко, – сказала она, – всё пропало!» Потом разговор их продолжался так тихо, что я ничего не мог расслышать. «А где же слепой?» – сказал наконец Янко, возвыся голос. «Я его послала», – был ответ. Через несколько минут явился и слепой, таща на спине мешок, который положили в лодку.

 – Послушай, слепой! – сказал Янко, – ты береги то место… знаешь? Там богатые товары… скажи (имени я не расслышал), что я ему больше не слуга; дела пошли худо, он меня больше не увидит; теперь опасно; поеду искать работы в другом месте, а ему уж такого удальца не найти. Да скажи, кабы он получше платил за труды, так и Янко бы его не покинул; а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит! – После некоторого молчания Янко продолжал: – Она поедет со мною; ей нельзя здесь оставаться; а старухе скажи, что, дескать, пора умирать, зажилась, надо знать и честь. Нас же больше не увидит.

 – А я? – сказал слепой жалобным голосом.

 – На что мне тебя? – был ответ.

 Между тем моя ундина вскочила в лодку и махнула товарищу рукою; он что-то положил слепому в руку, промолвив: «На, купи себе пряников». – «Только?» – сказал слепой. – «Ну, вот тебе ещё», – и упавшая монета зазвенела, ударясь о камень. Слепой её не поднял. Янко сел в лодку, ветер дул от берега, они подняли маленький парус и быстро понеслись. Долго при свете месяца мелькал парус между тёмных волн; слепой мальчик точно плакал, долго, долго… Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!

 Я возвратился домой. В сенях трещала догоревшая свеча в деревянной тарелке, и казак мой, вопреки приказанию, спал крепким сном, держа ружьё обеими руками. Я его оставил в покое, взял свечу и пошёл в хату. Увы! Моя шкатулка, шашка с серебряной оправой, дагестанский кинжал – подарок приятеля – всё исчезло. Тут-то я догадался, какие вещи тащил проклятый слепой.

Разбудив казака довольно невежливым толчком, я побранил его, посердился, а делать было нечего! И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восьмнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?

 Слава Богу, поутру явилась возможность ехать… Что сталось с старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да ещё с подорожной по казённой надобности!..

 (М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»)

Сюжет и композиция пушкинского романа «Дубровский»

Напомню, в чем разница между фабулой, сюжетом и композицией литературного произведения:

  • фабула – хронология событий;
  • сюжет – развитие событий в самом произведении (за ним вы можете проследить, познакомившись с кратким содержанием романа «Дубровский»);
  • композиция – построение произведения, расположение его частей.

Сюжет можно назвать содержанием произведения, а композицию – формой его воплощения в произведении.

Сюжет романа «Дубровский»

Сюжет всегда включает в себя экспозицию, завязку, кульминацию и развязку, с помощью которых раскрывается основной конфликт произведения. Также он может содержать пролог (предысторию), эпилог, развитие событий (между завязкой и кульминацией, а также кульминацией и развязкой).

  • Экспозицией романа «Дубровский» можно считать историю дружбы и раздора между Дубровским-старшим и Троекуровым, в результате чего Троекуров отнимает имение у Дубровского.
  • Завязкой служит поджог Дубровским-младшим своего имения и его уход в разбойники.
  • Развитие событий связано с объявлением в доме Троекурова француза-учителя, который и оказывается разбойником Дубровским.
  • Кульминацией можно считать объяснение главного героя с Машей, перед которой он открывается и признается в любви.
  • Дальнейшее развитие событий связано со сватовством старого повесы князя Верейского, встречей девушки с Дубровским, неудачной попыткой Маши уговорить жениха отказаться от ее руки, умолить отца не отдавать ее замуж за князя, неудачная попытка брата Маши передать возлюбленному сестры кольцо.
  • Развязкой является венчание Маши с князем и отказ ее уйти с Дубровским после того, как церковный обряд уже состоялся: она дала обет быть старому князю верной женой.

Далее следует эпилог, из которого мы узнаем, что на разбойников начинаются облавы, Дубровский распускает их, а сам скрывается за границей.

Как я уже говорила, роман состоит из двух томов. Каждый из них имеет свой сюжет.

Сюжет первого тома:

  • экспозиция – дружба Дубровского-старшего и Троекурова;
  • завязка – конфликт между бывшими приятелями;
  • развитие событий – судебная тяжба, болезнь Дубровского-старшего, возвращение домой его сына Владимира Дубровского;
  • кульминация – смерть Дубровского-старшего;
  • развитие событий – появление судебных приставов с целью изъятия у Дубровского имения и крепостных в пользу Троекурова, бунт крестьян, чтение Владимиром писем матери;
  • развязка – поджог дома.

Сюжет второго тома:

экспозиция – появление в доме Троекурова учителя-француза, храбрый поступок учителя (убийство медведя), после которого Маша обращает на него внимание, сближение Маши и Дефоржа;
завязка – объяснение в любви, признание гувернера в том, что он и есть Дубровский;
развитие событий – намерение Троекурова выдать свою дочь замуж за старого князя, встреча Маши с Дубровским, получение от него кольца, бесполезные просьбы Маши не выдавать ее замуж за князя, изоляция девушки, неудачная попытка ее брата выполнить поручение и дать знак возлюбленному сестры, что ей нужна помощь;
кульминация – венчание Маши и князя Верейского;
развязка – отъезд Дубровского за границу, роспуск им разбойничьей шайки.

Сюжет не все время развивается хронологически. Так, для того, чтобы понять, как Дубровский оказался на месте учителя, читатель возвращается на некоторое время назад.

Композиция романа Дубровский

Композиционными элементами в художественном произведении могут быть тома и главы, выделенные эпилог и пролог, эпиграф, лирические отступления, диалоги и монологи, портреты героев. Это своего рода каркас произведения.

Роман «Дубровский» состоит из двух томов, которые включают в себя 19 глав. Первый том представлен восьмью главами, второй – одиннадцатью.

В романе имеются диалоги, в том числе между Дубровским и Машей, портреты всех главных героев. Они служат для развития сюжетной линии и помогают лучше понять основную идею произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: