Идейно-тематическое содержание пьесы «Горе от ума»
Замечание 1
И. А. Гончаров отмечал, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — это и галерея живых типов, и картина нравов, и вечно острая сатира.
Грибоедов в своем произведении поставил важнейшие вопросы своего времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение «века минувшего» и «века нынешнего», столкновение прогрессивного меньшинства дворянского общества и консервативной части, которая составляет большинство. Прогрессивное меньшинство в комедии представлено образом Чацкого, а большинство – фамусовским обществом, куда входит Фамусов, его домашнее окружение и гости, приходящие в его дом.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Противоположность взглядов фамусовской Москвы и Чацкого проявляется в суждениях по ключевым вопросам, касающихся жизни общества:
- Отношение к службе, чинам, богатству, крепостному праву, образованию, просвещению, народу, национальной культуре;
- Преклонение перед всем иностранным;
- Свобода выбора жизненного пути.
Эти вопросы определяют актуальность проблематики произведения.
В комедии Грибоедова общественно-политические вопросы осмысляются в связи с проблемой личных взаимоотношений человека, придерживающегося новых взглядов, в условиях консервативной среды. В пьесе общественная интрига сочетается с развитием любовного конфликта между Софьей и Чацким. Особую глубину поднятым писателем вопросам придает философская проблема ума и безумия, ума и глупости, стремления к идеалу и неизбежности столкновения с реальной действительностью. это создает островременное и вневременное звучание комедии «Горе от ума».
История создания комедии
Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А. С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть в первую очередь условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала XIX века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.
Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.
Система персонажей
В этом произведении много персонажей разной степени значимость. Но главными являются несколько.
Александр Андреевич Чацкий — сирота, воспитанный Фамусовым. Три года он провел заграницей, взгляды его изменились и стали чужеродными. Он умен, остроумен и прогрессивен – критикует тогдашнюю помещичью Россию с ее крепостническими порядками. Хотелось бы добавить, что многие исследователи, следом за А. С. Пушкиным, в образе Чацкого видели образ самого Грибоедова. Это именно его ум, благородство, энергия воплотились в художественном образе. А Чацкий:
Фамусов – владелец дома, где происходит действие. Он – вдовец, имеющий взрослую дочь. С одной стороны, это – добрый человек, не лишенный сострадания: берет на воспитание сироту Сашу Чацкого и воспитывает длительное время. С другой – лицемер, лишенный чести и совести. Для него главное – высокий чин и деньги. А методы получения материальных благ значение не имеют: будь то взятки и лесть;
Софья – бывшая возлюбленная Чацкого, дочь Фамусова. Они с Чацким выросли вместе, и, естественно, влюбились друг в друга, как тогда казалось. Но не только Чацкий изменил свои взгляды за три года: Софья тоже расставила приоритеты и определилась с выбором ценностей. И этот выбор – не в пользу Чацкого;
Избранник Софьи – Молчалин, секретарь Чацкого. Именно его Софья предпочла Чацкому, ведь он более «удобен» и пригоден для совместной жизни, да и угождать умеет преотлично. Да, он глуп, и что с того?
Второстепенные персонажи – неактивные действующие лица, оказывающие значительно влияние на развитие сюжетной линии:
- Скалозуб – офицер, зацикленный на военной карьере;
- Репетилов – друг хозяина дома. Из-за распутной и бурной жизни в молодости он не смог обеспечить себе должную карьеру и достойное положение в обществе.
Комедия написана в стихотворной форме – шестистопным ямбом, эту манеру Грибоедов перенял у Крылова. Иногда автор отступает от установленных правил написания и переходит на строчки меньшей длины – это уменьшает тяжеловесность и однообразие. Язык – живой, литературный, реальный язык того времени: «аглицкий», «карбонарии», «вельможа в случае». У каждого персонажа – свой лексикон и манера говорить. Конфликт между Чацким и остальными отражен и в разговорной речи персонажей. Особенностями написания являются драматургическое и художественное мастерство.
Иначе говоря, «Горе от ума» — это, конечно же, произведение, отражающее, прежде всего, дух своего времени, однако, в то же время, это современное произведение, которое отчетливо и ясно отображает ум и глупость, быт и повседневность, политические идеалы прошлого и современности.
Не будучи профессиональным писателем, Грибоедов создал гениальное произведение, оказавшее огромное влияние на русскую литературу. Здесь – и приобретение познаний: широко представлена жизнь московских дворян после событий 1812 года, их проблемы, тревоги и мировоззрение. И процесс отрыва передовых дворян от широкого общества, родной среды. Автор избежал схематизма и великолепно передал всю сложность персонажей и той эпохи. Поэтому, комедия имеет огромное литературное и историческое значение.
Вариант 2
Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.
Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?
Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.
Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».
Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.
Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.
Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.
Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».
Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.
Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова
Грибоедов в письме Катенину писал: «В моей комедии двадцать пять глупцов на одного здравомыслящего человека». И в этом заявлении писателя обозначена основная проблема произведения – проблема ума и глупости
Эта же проблема вынесена в название, на которое следует обратить особое внимание. Проблема ума и глупости гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд
Произведение Грибоедова было передовым для своего времени.
Замечание 2
Комедия «Горе от ума», как и все классицистические комедии, носила обличительный характер.
Однако проблемы произведения Грибоедова представлены в более широком диапазоне. Это оказалось возможным благодаря использованию писателем художественных методов реализма, классицизма и романтизма.
Как известно, Грибоедов первоначально назвал произведение «Горе уму», однако вскоре замели заглавие. Это связано с тем, что в первом названии содержалась нравоучительная нота, подчеркивающая, что всякий умный человек в дворянском обществе 19 столетия будет терпеть гонения. И это не соответствовало художественному замыслу автора. Драматург хотел показать, что прогрессивные идеи и незаурядный ум конкретного человека могут быть несвоевременными и нанести своему обладателю существенный вред. И второе название пьесы в полной мере смогло реализовать эту задачу.
Как уже было отмечено, основной конфликт произведения – противостояние старого и нового, века минувшего и века нового. В спорах Чацкого с представителями консервативного дворянства вырисовывается система взглядов, идейная позиция каждой стороны на ряд актуальных проблем. Выясняется, что Фамусов, как яркий представитель «века минувшего», придерживается мнения, что в человеке наиболее ценно его положение в обществе и материальное положение. Его в людях больше всего восхищает умение «подслужиться». Фамусов и ему подобные сделали очень много дял формирования хорошей репутации в дворянском обществе. Поэтому его волнует лишь то, что о нем будут говорить в свете.
Таким является и Молчалин, хотя и относится к молодому поколению. Молчалин слепо следует идеалам помещиков-крепостников. Для него непозволительная роскошь иметь собственное мнение и его отстаивать, ведь так можно потерять уважение в обществе. Молчалин – достойный учении Фамусова. С Софьей он ведет любовную игру исключительно ради того, чтобы выслужиться перед ее влиятельным отцом.
Все герои пьесы, кроме Чацкого, имеют одни и те же пороки. Они зависимы от чужого мнения, питают страсть к деньгам и чинам. Чацкому чужды эти идеалы. Он предпочитает служить не лицам, а делу.
Когда Чацкий появляется в доме Фамусовых и начинает обличать устои дворянского общества, общество объявляет его сумасшедшим и этим обезоруживает. Идеи Чацкого прогрессивны он указывает аристократам на то, что перемена взглядов просто необходима. Но консервативные аристократы в словах Чацкого видят угрозу своим привычкам и комфортному существованию. Названный безумным Чацкий перестает быть опасным. Тем более, что он один, и поэтому его легко просто изгнать из общества, для которого он не угоден. То есть Чацкий, оказавшись не в том месте и не в то время, бросает семена разума в ту почву, которая не готова их взрастить. Ум Чацкого, его нравственные принципы, идеи оборачиваются против него самого.
Однако нельзя сказать, что все герои пьесы, за исключением Чацкого, глупы. В проблематике произведения скорее на передний план выходит сравнение разных типов ума. Наблюдая за интригами Молчалина, вчитываясь в монологи Фамусова нельзя сказать, что он глупы. Однако их ум отличается от ума Чацкого. Ум представителей фамусовского общества можно охарактеризовать как житейский, практичный ум. Получается, что общество не так глупо, как кажется, просто время Чацкого, выразителя новых идей и взглядов, еще не настало.
Русская поэзия серебряного века
Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением самосознания человека. Один из таких переломов пришелся на конец XIX – начало XX века. Художники того времени выступали за новое видение действительности, искали оригинальные художественные средства.
Выдающийся русский философ Н. А. Бердяев назвал этот недолгий, но удивительно яркий период Серебряным веком. Это определение прежде всего относится к русской поэзии начала XX века. Золотой век – это век Пушкина и русской классики. Он стал основой для раскрытия талантов поэтов Серебряного века. У Анны Ахматовой в “Поэме без героя” находим строки:
Подробнее…
Служение Александра Грибоедова
Во время Отечественной войны с Наполеоном Грибоедов добровольно записался на фронт корнетом (младшим по званию офицером) в гусарский полк. А впоследствии ушел в отставку и поступил в Коллегию иностранных дел, где в это время служил и А. С. Пушкин.
Не удивительно, что его назначают служить на Кавказ и вести дипломатические отношения с Турцией и Персией.
В итоге он становится жертвой заговора персидских фанатиков. Его гибель — это в некотором смысле символ того, как ограниченность и тьма убивает все живое и талантливое. Как культурный и одаренный человек, Александр Сергеевич Грибоедов смог бы для страны и будущего поколения оставить неизгладимое наследие, но не успел. С нами остались лишь его два вальса и знаменитая комедийная пьеса в стихах «Горе от ума».
Вариант 2
Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.
Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?
Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.
Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».
Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.
Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.
Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».
Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.
Анализ пьесы «Горе от ума»
Новое слово в русской литературе начала XIX века
Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» считается первым произведением реалистического направления в русской литературе, несмотря на еще ощутимое влияние классицизма. Присутствует в комедии и эстетика романтизма, особенно заметная в образе главного героя. Характерным признаком реализма в пьесе является то, что персонажи социально мотивированы. Они – порождение того общества, в котором живут.
К новаторству Грибоедова можно отнести и язык комедии. Он наделяет каждого своего героя индивидуальной манерой речи. Поэтому их нельзя перепутать. При помощи острой полемики в диалогах автор показывает характер и способ мышления героев. Многие высказывания настолько афористичные и уникальные, что стали крылатыми. Даже спустя многие годы они остаются для нас актуальными. Например, знаменитая реплика главного героя Чацкого: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
История создания пьесы
Автор работал над пьесой на протяжении нескольких лет, с 1822 по 1824 год. Однако замысел написать о нравах общества возник намного раньше. По одной из версий, толчком для создания пьесы стал один из аристократических приемов, на котором побывал Грибоедов. Его сильно возмутило то, как люди преклоняются перед иностранным гостем, ведь тогда была мода на все иностранное. Когда писатель намекнул, что такое поведение выглядит смешным и неправильным, то его сочли сумасшедшим человеком. Эта история дает повод считать Грибоедова прототипом его главного героя – Чацкого.
Когда произведение было закончено, автор думал, что без труда его издаст. Но оказалось, что комедии «нет пропуску». Поэтому при жизни Грибоедова удалось опубликовать произведение лишь фрагментарно. Хотя рукописные варианты быстро разошлись среди передовой читающей публики, а писатель снискал славу.
Сюжет произведения
Александр Чацкий, молодой дворянин, приезжает в дом семейства Фамусовых после долгого пребывания за границей. Его цель – жениться на Софье Фамусовой, с которой они вместе росли и дружили в детстве. Но девушка встречает его холодно, потому что влюблена в другого мужчину. Чацкий не хочет сдаваться, тем более, что избранник Софьи ему кажется человеком недостойным. В пьесе всего две сюжетные линии – романтическая и социальная. Первая в последствие перетекает во вторую. Пытаясь добиться руки Софьи, Чацкий постепенно разочаровывается в ней, ведь она ничем не отличается от остального консервативного загнивающего московского общества. Главный герой имеет блестящий ум, но в данном обществе он бесполезен, потому что здесь ценятся лишь чинопоклонство и хитрость. Красноречие Чацкого и его передовые идеи воспринимаются как бред сумасшедшего. В результате главный герой уезжает из Москвы.
Тематика, проблематика и основная идея пьесы
К основным темам произведения можно отнести: реалистичное отображение жизни и нравов современного автору общества дворян; история несчастной любви; противостояние передового главного героя обществу.
Автор в пьесе подымает такие важные проблемы, как: невежество, карьеризм, чванство, крепостничество, преклонение перед чинами, подражание всему иностранному.
Основная идея пьесы: разоблачение нравственной низости и убогости крепостнического общества, в котором не воспринимаются прогрессивные идеи.
Тем не менее, симпатия автора на стороне таких людей, как Чацкий. Поэтому, несмотря на поражение здравого смысла в лице героя, писатель надеялся, что вскоре грядут перемены.
Мы напишем — Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова проблематика произведения. Подсказки школьнику
В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.
Основная проблема произведения, заявленная в названии, — проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека». Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом. Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.
С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.
Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.
Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».
С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.
Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.
Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.
Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.
Сочинения
Комедия Горе от ума была написана Грибоедовым после Отечественной войны 1812 года, во время подъема духовности и патриотизма. Произведение классика сразу же было признано новаторским, а движущей силой комедии стали конфликты. В отличие от других работ современников, автор отказывается от единства действий, и вместо одного конфликта раскрывает их сразу несколько.
Конфликты в Горе от ума
Как мы уже сказали, в комедии Горе от ума за основу взят сюжет, где главный герой Чацкий оказывается в центре сразу нескольких конфликтов, и именно они несут основную смысловую нагрузку.
Так какие же конфликты отображены автором в пьесе Горе от ума? Прежде всего мы видим конфликт личности и общества, где главный герой выступает против фамусовского общества. Видим мы и внутренний конфликт героя, который раздираем внутренними противоречиями. Он постоянно пытается что-то найти, его вечно куда-то тянет. Конечно же, здесь не обошлось без конфликта поколений, социального и общественного конфликтов. Имеется в произведении Горе от ума и любовный треугольник, давший развитию любовного конфликта. Давайте остановимся подробнее на основных конфликтах Горе от ума в нашем сочинении, их завязке и особенностях.
Любовный конфликт в комедии Горе от ума
Одним из основных конфликтов комедии Горе от ума является любовный конфликт. Он раскрывается, когда Чацкий возвращается в родные края после длительного отсутствия, и спешит к Софье. Именно эту девушку он любит и хочет узнать об ее ответных чувствах. Однако Софья проявляет равнодушие, а остроумие героя вызывает у девушки противоположную реакцию. Причина была в том, что Чацкий стал осмеивать Молчалина — человека, к которому у Софьи только начали проявляться чувства любви. Возникает любовный треугольник. Конечно же, Чацкий не мог поверить в любовь умной девушки к глупцу. Однако Софья действительно предпочла Чацкому Молчалина. В то же время Молчалину нравится девушка Лиза, однако и здесь не все гладко. Здесь присутствует еще один любовный треугольник: Молчалин — Лиза — Петрушка. И в этом также проявляется любовный конфликт Горе от ума.
Горе от ума: конфликт поколений
Еще один конфликт, который поднимает писатель в комедии Горе от ума — это конфликт отцов и детей. Здесь мы видим столкновение отца и дочери. Предпочтения дочери, влюбленной в Молчалина, не совпадают с предпочтениями отца, который хочет отдать дочь за Скалозуба, из-за чего и происходит конфликт поколений. Все это происходит потому, что Фамусов ценит в людях прежде всего богатство и чин
Поэтому тех кто беден, он не рассматривает ни в качестве претендентов на руку дочери, ни в качестве людей на которых стоит обращать внимание. Вот и в полковнике Скалозубе он увидел лучшую партию
Ведь это он сейчас полковник, но очень скоро будет генералом, и не важно, что Скалозуб не блещет интеллектом. Но Софья влюблена в безродного Молчалина, который служит ее отцу
Здесь как раз и прослеживается конфликт детей и отцов.
Общественно-социальный конфликт Горе от ума
В основу общественно-социального конфликта произведения легло противостояние двух поколений. Конфликт века нынешнего и века прошлого, где прогрессивное дворянство в лице Чацкого сталкивается с консерваторами в лице фамусовского общества. Чацкий считал что нужно служить делу, а не определенным лицам. Он был против крепостничества, низкопоклонства, против негативного отношения к просвещению и засилья всего иностранного. И на самом деле, он был не одинок в этих взглядах, просто среди фамусовского общества Чацкий оказался в одиночестве, поэтому и был признан сумасшедшим. Лучшее для него — был уход. И наверное это было правильно, ведь вряд ли по силам Чацкому было переубедить Фамусова и ему подобных. Уверенных в том, что норма жизни — это прислуживать, прогибаться и подстраиваться во всем ради сиюминутной выгоды.
Особенности конфликтов пьесы
Если говорить об особенностях конфликтов в комедии Горе от ума, то работу Грибоедова назвали новаторской не зря. А все потому, что писатель в основу сюжета добавил не только традиционную любовную интригу, но и переплел ее с общественной, которая в итоге и вышла на первый план. Как сказал Гончаров, данная работа — как две комедии, что наложились одна в другую. При этом одна из них личностная, частная, любовная, скажем, повседневная для многих комедий, а вторая — внезапно возникающая, общественная, перетекающая в основной конфликт в произведении Горе от ума. И именно социальный конфликт в произведении становится главным, ведь цель писателя — обличение нравов дворянства начала девятнадцатого века.
Сохрани себе на стену чтобы не потерять!
Главные герои и их характеристика
Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:
- Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
- Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
- Герои-маски образуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
- Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.
Образы главных героев в пьесе «Горе от ума» Многомудрый Литрекон описал кратко в таблице:
герои | говорящие фамилии | характеристика |
александр андреевич чацкий | 1) от слова «чад» (удушливый дым). от слов чацкого гостям становится дурно, они задыхаются в его речах и стремятся развеять их. 2) по фамилии прототипа — чаадаева. |
молодой и симпатичный дворянин. искренен и образован, но несколько наивен. одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. патриот, но из-за своего прямолинейного характера не хочет идти на государственную службу. пытается бороться с порочным дворянским обществом, но поигрывает. Подробнее… |
софья павловна фамусова | от лат. слова «fama» -молва. именно героиня распустила слух о чацком. | молодая дворянка. подруга детства александра. образована и красива. искренна и наивна, из-за чего легко поддаётся чарам интригана мочалина. когда чацкий пытается добиться её руки, жестоко клеймя её возлюбленного, озлобляется на него и на балу пускает слух о его сумасшествии. в финале узнаёт о неискренности молчалина и отвергает его. Подробнее… |
павел афанасьевич фамусов | то же самое | павел афанасьевич фамусов – старый уважаемый дворянин. обладает огромным влиянием и обширными связями. известен по всей москве, как благородный и сдержанный человек. на деле же оказывается пошлым лицемерным стариком. жестоко тиранит и угнетает тех, кто слабее него и всячески пресмыкается перед теми, кто сильнее. занимается взяточничеством и кумовством. |
алексей степанович молчалин | от слова «молчать». герой не высказывает своего мнения, чтобы иметь возможность поддакивать чужому | секретарь фамусова. молод, небогат и незнатен. коварный карьерист и интриган. соблазнил софью, намереваясь с её помощью воздействовать на фамусова, однако был разоблачён и отвергнут. |
сергей сергеевич скалозуб | от выражения «скалить зубы» — смеяться. герой весел и беспечен, потому что глуп. | полковник русской императорской армии, быстро сделавший себе карьеру, однако лишь за счёт того, что многие офицеры были убиты в бою. невежественный солдафон, которого всё равно терпят в обществе. был одним из кандидатов на руку софью. |
лиза | — | крепостная крестьянка, служанка в доме фамусовых. является объектом вожделения молчалина и фамусова. рассудительна и осторожна, а потому всячески избегает ухаживаний. Подробнее… |
фамусовское общество | — | обобщённое наименование московского светского общества. состоит из невежественных стариков-реакционеров, недалёких льстецов, интриганов и мужей-подкаблучников. Подробнее… |
Остальные говорящие фамилии связаны с мотивом недопонимания и трудностей общения между людьми: Тугоуховский (глухота), Хлестова (хлесткое выражение), Репетилов (от лат. «повторять»), Молчалин (молчание). Все герои не говорят, а создают видимость беседы, потому что не способны понять друг друга.