Произведение горе от ума , отношение чацкого к москве. Цитаты
Смысл комедии “Горе от ума”, я полагаю, в показе духа Москвы того времени, ее нравов. В комедии разворачивается противоборство двух сил: старого мира аристократов, не желающего покидать сцену жизни, и нового поколения прогрессивно настроенных людей России. Столкновение Чацкого с Фамусовым неизбежно, потому что старые аристократы не любят перемен, они привыкли жить и доживать так, как им удобно.
Жизнь общества в этом смысле их мало интересует. Фамусов сразу же почувствовал, что с приездом Чацкого начнутся разные неприятности и нарушения порядка, хотя еще не знал о его взглядах.
Молодое, сильное, цветущее начало в человеке уже само по себе дает таким людям, как Фамусов, повод для беспокойства. А что уж говорить о реакции на смелые суждения Чацкого. Мир, который Фамусов так старательно оберегает от внешних влияний, представляет собой сплошную ложь отношений и удручающую безнравственность.
Софья скрывает свои поэтические чувства к Молчалину, боясь, что их не поймут. А Молчалин в свою очередь притворяется влюбленным. На балах у Фамусова царит дух чванства и высокомерия.
Князья Тугоуховские, например, глухи ко всему на свете, кроме богатства и званий
В отношениях между гостями витает холод осторожности и враждебности друг к другу
Естественно, Чацкий, попав в такое окружение, впал в хандру и скуку. Даже влюбленность в Софью не помогала ему сколько-нибудь взбодриться.
Он уезжает, но любовь к Софье и к родине все же вновь возвращает его в Москву уже энергичным, полным созидательных стремлений. Но его ждут новые разочарования: его энергия и благородные порывы никому не нужны в фамусовской Москве. Любовь также терпит крах: после разговора с Фамусовым у Чацкого возникли подозрения, что он мечтает отдать Софью за генерала Скалозуба. Да Чацкий и сам, постепенно узнавая Софью, разочаровывается в ней. Он замечает, что она видит мир искаженным.
Слыша, как восхищенно она говорит о Молчалине, Чацкий убеждается, что она вовсе не понимает его истинной сути. Он спрашивает ее: “Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та? Чтоб, кроме вас, ему мир целый казался прах и суета?
” Затем добавляет: “А Скалозуб! Вот загляденье!..” Но Софья не почувствовала в его словах ни предосторожности, ни иронии. Она отвечает: “Герой не моего романа”
Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима: С такими чувствами, с такой душой Любим!
Она отвечает: “Герой не моего романа”. Чацкого терзает мысль, как такая умная девушка могла полюбить подлеца Молчалина, корыстолюбца и подхалима: С такими чувствами, с такой душой Любим!
Обманщица, смеялась надо мной! В конце, когда все окончательно раскрывается, Чацкий признается сам себе, что горько обманулся в Софье; Зачем меня надеждой завлекли?
Зачем мне прямо не сказали, Что все прошедшее вы обратили в смех?.. …Вот я пожертвован кому! Но жертва любви — не самая большая жертва в жизни Чацкого. Его, с легкой руки Софьи обронившей: “А, Чацкий!
Любите вы всех в шуты рядить. Угодно ль на себя примерить”, — объявляют сумасшедшим, и слух этот быстро распространяется по Москве.
Смысл комедии, по-моему, и в том, что Чацкий, несмотря на свои поражения и нравственные муки, не отступил от верности своим идеалам. В доме Фамусова он до конца выступает как обличитель его обитателей, изо всех сил цепляющихся за прошлое, пытающихся остановить ход времени.
Отношение к службе
В первом серьезном разговоре между Чацким и Фамусовым сразу же проявляется их отношение к служебной деятельности. Чацкий не скрывает, что ему нравится Софья, и он хотел бы не ней жениться. Для Фамусова совершенно невозможно видеть в зятьях человека, не занимающего никакой должности («поди-тка послужи»). Чацкий произносит свою знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Фамусова такой ответ выводит из себя. Он приводит в пример многочисленных предков, которые не считали унижением постоянно кланяться перед важными вельможами. Таким образом они приобретали могущественных покровителей, обеспечивающих их доходы.
Фамусов подчеркивает, что даже дядя Чацкого в свое время совершил «превосходный» поступок. Он случайно упал при дворе, чем вызвал улыбку императрицы. Ободренный этим, дядя Чацкого специально упал еще два раза
Тем самым он обратил на себя внимание и стал известен. Чацкий чувствует отвращение к таким способам карьерного роста
Образованный молодой человек справедливо считает, что важны знания и талант служащего, а не его умение угодить в нужный момент. Чацкий видит, что в обществе уже начались положительные сдвиги. Раболепие и чинопочитание все чаще вызывают смех. Слова Чацкого вызывают ужас у Фамусова. Он видит в них опасный источник вольнодумства. Фамусов считает Чацкого революционером, которого непременно нужно отдать под суд.
Проблема ума в комедии
А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.
Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.
Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.
Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы? (по комедии Грибоедова «Горе от ума»)
Александр Сергеевич Грибоедов на страницах своей новаторской пьесы «Горе от ума»
представил вниманию читателей конфликт фамусовского общества, свято чтившего и хранившего традиции и обычаи уходящего века, и прогрессивно настроенного молодого человека, Александра Андреевича Чацкого. Этот молодой человек олицетворяет собой наступление нового времени, нового века. Ведь и время наступает совершенно иное: закончилась Отечественная война, стали появляться различные тайные общества и политические кружки, русский народ, наконец-то осознал свою особенность и силу.
Чацкий
– это человек новой формации, по взглядам и убеждениям и по своему поведению он декабрист.
Александр Андреевич – сын друга Фамусова. Оставшись без отца, Чацкий воспитывался в доме московского дворянина вместе с его дочерью Софьей, как было принято в то время, под чутким руководством иностранных учителей.
Комедия не дает четкого представления о том, где дальше обучался молодой человек. Мы знаем, что он отлично пишет и переводит, был за границей на военной службе. Можно предположить, что в составе русской армии. Хотя прямо об этом Грибоедов не говорит.
Нахождение за пределами родной страны во многом обогатило молодого человека, наполнило его новыми знаниями и впечатлениями, вот только поклонником иностранного он так и не стал. Он патриот, в нем сильно чувство национального достоинства, и Чацкий не понимает и не принимает взглядов фамусовского общества, во всем преклоняющегося Европе.
Три года Александр Андреевич странствовал. Возвратясь в Москву, он хотел найти в ней изменения, но их не было. Вокруг царствовала все та же пустота и пошлость. Господство чинов и денег, нравственное угнетение, подавление личности – вот что нашел здесь Чацкий. От чего уехал, к тому и вернулся.
Чацкий – человек с характером, он борец, четко идущий к намеченной цели и отстаивающий идеи. Его столкновение с дворянским обществом дома Фамусова неизбежно. Поначалу оно едва заметно, затем же набирает обороты и становится резким и ожесточенным. Этот конфликт осложнен еще и личной драмой героя – Чацкий потерял всякую надежду обрести счастье с возлюбленной Софьей. Ей нужен другой человек – скромный и во всем соглашающийся Молчалин
. Поняв это, Чацкий становится еще более резок и груб в своих перепалках с фамусовским обществом.
Конечно, без этого героя не могло быть комедии. Фигура этого персонажа и определяет весь конфликт. В обществе, таком слаженном и понятном, появляются новые люди, личности с четкими взглядами и убеждениями, которые не будут прислуживаться, изворачиваться и лгать. И уже не может быть так, как было раньше. Эти люди неизбежно будут против того, что происходит в обществе. Они станут бороться с прежними порядками, давно себя изжившими. Старое должно отойти в сторону, оно себя изжило. И как бы ни противилось этому московское общество, как бы ни пыталось выставить Чацкого сумасшедшим, механизм запущен, его не остановить. А это столкновение послужило катализатором.
Женские образы в комедии Грибоедова «Горе от ума» «Век нынешний» и «век «минувший» в комедии Грибоедова «Горе от ума» Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым? (по комедии Грибоедова «Горе от ума») Роль монологов Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
Мы напишем — Конфликт Чацкого и фамусовского общества сочинение. Подсказки школьнику
«Горе от ума» — комедия 19 века. В ней А.С. Грибоедов представил публике сатиру на московское общество дворян. Автор смог показать столкновение двух разных поколений. Данное противостояние можно увидеть во взаимоотношениях Чацкого и фамусовского общества. Так как именно здесь ярко представлены два поколения: нынешнее и минувшее.
Фамусов является представителем Московских аристократов. Он играет роль управляющего в казённом доме. Он имеет много второстепенных героев, которые одного мнения с Фамусовым. И Александру Андреевичу приходится одному идти в бой против прошлого поколения.
Конфликт стал активно развиваться после возращения А. А. Чацкого в Москву, где он отсутствовал 3 года. Он рос и воспитывался вместе с дочерью Фамусова – Софьей. Между ними присутствовала влюблённость, которая жила всё время внутри Чацкого даже во время разлуки. Но его возлюбленная имеет чувства к Молчалину, о чём Александр Андреевич не догадывается. Любовь переросла в социальный конфликт, где Чацкий, по сути, идёт один против всех. У него нет единомышленников, нет тех, кто разделял бы его взгляды в фамусовском обществе.
После возращения на родину Александр Андреевич понял, что всё по-старому: дворянское общество всё так же веселится, а общественные проблемы не решены. Чацкий начинает показывать всю свою неприязнь к «этому поколению». И из-за этого Фамусов начинает его опасаться, называя «опасным человеком». Ведь, по мнению фамусовского общества, он хочет проповедовать новому поколению вольность. Для всех Чацкий – революционер, которому не место в столице. А для фамусовского общества самое главное в жизни – иметь хорошую репутацию, чтобы это не стоило.
Мнения двух поколений расходятся во всём. Александр Андреевич уважает службу. Но когда дело начинает касаться каких-либо определённых лиц, то его мнение оно: он не готов служить кому-то. В одном из эпизодов он сказал, что «служить бы рад, да прислуживаться тошно.»
Таким образом, Чацкий любит и дорожит своей свободой. Он не готов перед кем-то унижаться, служить. Общество одержало победу лишь потому, что у Чацкого не было единомышленников. А один в поле не воин.
Сочинение на тему Фамусовское общество
Содержательный смысл произведения и отраженный там конфликт, с точностью показывают расстановку политических сил в историческом разногласии своего времени. Именно актуальность и сделала комедию успешной в обществе.
В фамусовском обществе считалось, что надо уничтожать вольнодумство и беспрекословно подчиняться старшим по званию, обязательно жить в роскоши. Чацкий же мыслил совсем по-другому. И поэтому словесная стычка Чацкого с Фамусовым превращается в войну. Юноша вел спор особенно остро по поводу образа жизни, но он был совсем один в своих доводах.
Одним из членов фамусовского общества насыщенно показан Павел Андреевич Фамусов, имевший дочь на выданье. Рядом с ним всегда находится Молчалин, не противоречащий своему руководству никогда, чтобы тот не сказал. Перед будущим тестем он всегда робкий, лживый, без своего мнения. Он лебезит по отношению к тем людям, кто стоит выше него. Не испытывает Молчалин и высокие чувства по отношению к Софье, однако девушка не знает об этом. Он оказывает ей знаки внимания, так как ей это нравится.
Самым близким товарищем Фамусова был Скалозуб, который всеми силами достигает наград, и с нетерпением ожидает момента, когда освободится очередное место после отставки или кто-то погибнет на полях военных сражений. В комедии нас ожидает знакомство и с другими приятелями Фамусова. Так, например, знаменитый Загорецкий, который вечно всем угождает и врет на каждом шагу, князь Тугоуховский, ищущий состоятельных супругов дочкам. Главное для этих людей было организация торжественных приемов и обедов. Они вечно ищут людей со связями, которые помогут сделать карьеру. Они считают, что продвижение по службе – это легкая возможность. Ради очередного ордена они готовы на любое унижение
Для родителей важно выгодно совершить удачный брак своих дитяток. И в этом жалком обществе вдруг появляется великодушный Чацкий, который отличался честностью и прямотой
Яркими представителями московского общества были вышеназванные Молчалин и Скалозуб, где один из них обладал молчаливостью, чему соответствовала его фамилия. Скалозуб же оказывает себя важным господином, однако под своей формой он скрывает слабохарактерность и бедность. Он только и говорит о том, как бы занять пост выше и стать богатым. И если Чацкий, обвинив общество во лжи, наговоре, вскоре вынужден уехать, то все текому он высказал аргументы против их, остались. Однако, это не говорит, что Чацкий был сломлен. Он остается выше всех.
Анализ произведения
Фамусов — представитель аристократии в Москве. В комедии также рассказывается про Молчалина и Скалозуба. Это консервативные люди, противопоставлением которых является Александр Андреевич Чацкий.
Краткий пересказ
Противостояние Чацкого и фамусовского общества возникло, когда он вернулся в Москву после трехлетнего отсутствия. Между ним и Софьей (дочерью Фамусова) раньше была любовь, которую главный герой не может забыть по сей день. Но теперь его любимая испытывает нежные чувства по отношению к Молчалину, который проживает в их доме. Главный герой не знает об этом.
Различие взглядов Чацкого и московского общества вынудило его выразить протест и пойти против них. Конфликт сторон касался воспитания детей, отношений в семье, крепостного права, государственной службы, коррупционеров, поклонничества чинам и знати.
Цитата, которая характеризует отношение героя к обществу: «Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два». Чацкий критиковал такой образ жизни. Фамусов опасался его. Но общество не готово было измениться, поменять привычный образ жизни и расстаться с комфортным существованием. Поэтому оно считало Чацкого опасным человеком.
Дворянство готово на все ради получения хорошей репутации. Его не волнует соответствие человека впечатлению, которое он производит. Фамусов считает себя самым образцом для дочери. Ведь он известен своим смиренным поведением. Только вот в моменты, когда за ним никто не наблюдает, нравственные принципы и мораль Фамусова исчезают. Например, он заигрывает со служанкой, делает ей разные намеки, а потом ругает дочь за то, что она осталась наедине с Молчалиным. Отец, который сам ведет аморальный образ жизни, отчитывает за подобный поступок ребенка, не может быть примером.
Продолжение истории
Когда Александр Андреевич сватается к дочери Фамусова, тот ему говорит: «Поди-ка послужи». На что Чацкий отвечает, что служить бы рад, да прислуживаться тошно. Он считает такое поведение неприемлемым, унизительным, что нужно служить делу, а не лицам. Фамусов, наоборот, восхищается умением подслуживаться.
Фамусов желает выдать дочь за Скалозуба, но Софья считает его глупым. Ее отец рассчитывает на его чин. Он считает, что все москвичи хотят быть родней со знатными людьми. Чацкий негодует о том, что московская знать гонит людей с душой, их не интересуют качества личности, а лишь денежные средства и чины.
Даже молчаливый Молчалин хвастает своими успехами по службе. Он молод, но привык, как и все дворяне, знакомиться ради личной выгоды. Его немногословие — всего лишь маска, которая прикрывает подлость, алчность и двуличие. Чацкий отрицательно относится к московской знати, осуждает ее. Ему дорога его свобода.
Дворяне боятся перемен, нового. Они одерживают победу над Чацким, так как он одинок в своих суждениях. Вот в чем конфликт Александра с фамусовским обществом. Несмотря на это аристократы ужасаются словам их противника. Чацкий не побоялся обличить их пороки, указать на необходимость перемен. Это означало, что он представляет собой угрозу комфортной и благополучной общественной жизни.
На балу Софья в разговоре с гостем говорит, что Чацкий сумасшедший. Она ведет себя так, потому что ее бывший возлюбленный может стать угрозой ее личному счастью. Слухи об этом молниеносно разнеслись среди гостей Фамусова. У Чацкого было предчувствие, что произойдет разрыв с обществом, а его слова отторгнут и не воспримут всерьез. Это было неизбежно.
В конце дня надежды главного героя разрушены. Он ощутил всю жестокость этого общества, понял, что пути с ним разошлись навсегда. Главному герою не место среди этих людей, ведь они прожигают свою жизнь.
Так, Чацкий отступил перед Фамусовым и его обществом. Он был одинок, а это означало, что нет шансов на победу
Конечно, время расставит все на свои места и сторонники главного героя смогут внести в общество дворян дух свободы, важность личных качеств каждого человека
Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума». В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем».
Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели».
Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
Фамусов и фамусовское общество как представители «века минувшего»
Комедия «Горе от ума» А.С.Грибоедова написана в первой половине 19 века и представляет собой сатиру на взгляды дворянского общества того времени. В пьесе сталкиваются два противоборствующих лагеря: консервативное дворянство и молодое поколение дворян, имеющих новые взгляды на устройство общества. Главный герой «Горя от ума» Александр Андреевич Чацкий метко назвал спорящие стороны «веком нынешним» и «веком минувшим». Также представлен в комедии «Горе от ума» спор поколений. Что представляет собой каждая из сторон, каковы их взгляды и идеалы, позволит понять анализ «Горя от ума».
«Век минувший» в комедии гораздо многочисленнее, чем лагерь его оппонентов. Главным представителем консервативного дворянства является Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят все явления комедии. Он управляющий в казенном доме. Его дочь Софья с самого детства воспитывалась им, т.к. мать ее умерла. Их взаимоотношения отражают конфликт отцов и детей в «Горе от ума».
В первом действии Фамусов застает Софью в комнате с Молчалиным, своим секретарем, живущим в их доме. Ему не нравится поведение дочери, и Фамусов начинает читать ей мораль. В его взглядах на воспитание отражается позиция всего дворянского сословия: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг, и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить». К иностранным учителям предъявляют минимум требований, главное, чтобы их было «числом поболее, ценою подешевле».
Однако Фамусов полагает, что самое лучшее воспитательное воздействие на дочь должен оказать пример ее собственного отца. В связи с этим в пьесе «Горе от ума» проблема отцов и детей становится еще острее. О себе Фамусов говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но такой ли он хороший пример для подражания, если за секунду до того, как он начал давать нравоучения Софье, читатель наблюдал за тем, как он откровенно заигрывает со служанкой Лизой? Для Фамусова имеет значение только то, что о нем говорят в свете. И если дворянское общество не судачит о его любовных похождениях, значит, совесть его чиста. Даже Лиза, проникнувшись нравами, царящими в доме Фамусова, предостерегает свою молодую хозяйку не от ночных свиданий с Молчалиным, а от общественных пересудов: «Грех не беда, молва не хороша». Эта позиция характеризует Фамусова как морально разложившегося человека. А имеет ли безнравственный человек право рассуждать о нравственности перед своей дочерью, да еще и считаться примером для нее?
В связи с этим напрашивается вывод, что для Фамусова (а в его лице и для всего старомосковского дворянского общества) важнее казаться достойным человеком, а не являться таковым. Причем желание представителей «века минувшего» производить хорошее впечатление распространяется только на богатых и знатных людей, потому что общение с ними способствует приобретению личной выгоды. Люди же, не имеющие высоких званий, наград и богатства, удостаиваются только презрения со стороны дворянского общества: «Кому нужда: тем спесь, лежи они в пыли, а тем, кто выше, лесть, как кружево плели». Этот принцип обхождения с людьми Фамусов переносит и на отношение к семейной жизни. «Кто беден, тот тебе не пара»,- говорит он дочери. Чувство любви не имеет никакой силы, оно презирается этим обществом. Расчет и выгода господствуют в жизни Фамусова и его сторонников: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених». Такая позиция порождает отсутствие свободы этих людей. Они заложники и рабы своего собственного комфорта: «Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы?»
То, что для прогрессивных людей нового поколения является унижением, для представителей консервативного дворянства норма жизни. И это уже не просто спор поколений в произведении «Горе от ума», а гораздо более глубокое расхождение во взглядах двух противоборствующих сторон. С большим восхищением Фамусов вспоминает своего дядю Максима Петровича, который «перед всеми знал почет», имел «сто человек к . Чем заслужил он свое высокое положение в обществе? Однажды на приеме у императрицы он оступился и упал, больно ударившись затылком. Увидев улыбку на лице самодержицы, Максим Петрович решил еще несколько раз повторить свое падение, чтобы повеселить императрицу и двор. Такое умение «подслужиться», по мнению Фамусова, достойно уважения, и молодому поколению следовало бы брать с него пример.
Своей дочери Фамусов прочит в женихи полковника Скалозуба, который «слова умного не выговорит сроду». Он хорош лишь тем, что «знаков тьму отличья нахватал», а ведь Фамусов, «как все московские», «желал бы зятя… с звездами и чинами».
Как Бэла оказалась у Печорина? – сочинение на тему
Внесценические персонажи комедии
Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей. Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам». Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».
Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные». Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества
Главный герой «Горя от ума» Грибоедова, Чацкий, олицетворяет всё то, чего нет в фамусовском обществе, чего оно боится и отвергает – благородство, честность, просвещение, разум, человечность. Сам Фамусов даже называет его «окаянным волтерьянцем», намекая на то, что Чацкий явно нахватался идей Вольтера, одного из великих просветителей Европы. При этом помещик даже не способен на равных спорить с Чацким, и его упорные попытки защитить свою точку зрения оказываются бесполезными. Все же себя проявляет одиночество Чацкого в фамусовском обществе.
Конфликт Чацкого и фамусовского общества
Чацкий воплощает в себе идеалы просвещения, которые стали основой развития западной цивилизации. Он выступает за разум, честность, благородство и человечность, которые в противовес этому в фамусовском обществе были заменены ложью, лицемерием и желанием сохранить свои привилегии и статус.
Фамусов, как и многие его сородичи, не способен оспорить аргументы Чацкого, потому что они не имеют научной и философской обоснованности, а основаны на традициях и привычках. Поэтому Фамусов не может противостоять Чацкому и его идеям, и в конечном итоге оказывается пораженным. Неизбежный конфликт Чацкого и фамусовского общества получил ожидаемый финал.
Фамусов не способен оспорить аргументы Чацкого
Однако, несмотря на то, что Чацкий побеждает в споре и добивается изменений в жизни Фамусова, он не получает никакой выгоды. Его цель — не личная выгода, а борьба за идеалы и принципы, которые он считает важными для развития и процветания общества.
Несмотря на это, конфликт Чацкого и фамусовского общества не приводит к положительным результатам – закостенелое, замшелое, устаревшее и замкнутое на себе, оно отторгает его, боясь всего прогресса и просвещения, которые он несёт с собой. Из-за его идей, нежелательных в затхлом фамусовском обществе, его и называют сумасшедшим, после чего разочарованный Чацкий уезжает. Грибоедов, вероятно, списал этого героя с Петра Чаадаева, известного русского публициста и просветителя, который, как и Чацкий, пытался противостоять устаревшему и одряхлевшему дворянскому обществу той эпохи, только в реальности, а не на страницах книги. Чаадаев в результате был объявлен сумасшедшим из-за того, что он осмеливался говорить и обнажать те проблемы современного ему общества, которые считал заслуживающими внимания.
Грибоедов, вероятно, черпал вдохновение из реальных людей и событий своего времени, в том числе из борьбы Чаадаева за свои идеалы. В то время в России было много нерешенных проблем и недостатков в обществе, и просветители, публицисты и другие мыслители пытались найти пути к их решению. Однако, многие из них сталкивались с сопротивлением и отвержением со стороны консервативных кругов общества, которые были заинтересованы в сохранении статус-кво.
Консервативные круги общества противостоят прогрессу
Таким образом, герой Чацкий в «Горе от ума» символизирует прогрессивные идеи и принципы, которые были необходимы для развития общества, но которые в то время были непопулярны и отвергались консервативным фамусовским обществом. В своей пьесе Грибоедов поднимает важные вопросы о том, какие идеи и ценности нужно принимать и развивать для процветания общества, и как преодолеть консерватизм и застой.
Примеры сочинений
Благодаря комедии образовалось множество крылатых выражений, актуальных даже в наши дни
Для главного героя важно духовное развитие, стремление к знаниям. Он считает важным идти к своим целям и добиваться своего, что характерно и для современного общества
Описание противостояния героев
В пьесе «Горе от ума» представлен конфликт, который происходит между Чацким и «фамусовским» дворянством.
Фамусов выбирает себе знакомых в зависимости от их звания и чина. Поэтому тех, кто не относится к знати, в его кругу нет. В фамусовском обществе состоят также Молчалин и Скалозуб. Эти персонажи представляют собой «век минувший». Они поддерживают московские традиции и нравы. Для них самое главное — завоевать прекрасную репутацию, ради чего они готовы пойти на любые жертвы. Службой удовлетворяют свои интересы. В словесном поединке сталкиваются Чацкий с фамусовским обществом.
Сочинение на это тему помогло мне более детально прояснить тему конфликта, а также понять, почему герои не смогли его разрешить. Чацкий расстроен тем, что после его отсутствия Москва не изменилась. Все осталось прежним. Служба для этого героя никак не связана с прислуживанием. Персонаж олицетворяет собой «век нынешний». Ему характерны следующие черты:
- ум;
- проницательность;
- насмешливость;
- свободолюбие;
- патриотизм;
- грамотность;
- образованность;
- гордость;
- пылкость.
Дворянское общество боится перемен, они страшатся слов Чацкого, которые показывают их страхи. Фамусовцы одержали победу над идеалами противника, но это было неизбежным событием, потому что он был одинок в своих суждениях, не было людей, которые поддержали бы его.
Эссе для 9 класса
Грибоедов в своей пьесе «Горе от ума» делит действующих лиц на положительных и отрицательных героев. Чацкий относится к первой группе, а вот Фамусов со своим обществом ко второй. Автор называет главного героя передовым человеком, которого будут помнить всегда. Фамусов — неразвитая личность, в доме которой царит неуважение и невежество. Этими качествами пропитано все.
Эти два героя противопоставлены друг другу. Чацкий способен мыслить, рассуждать и анализировать. Он трезво оценивает то, что происходит в обществе.
Если кратко объяснить различия, можно сказать, что этот персонаж замечает изменения в своей возлюбленной, которая не принимает его суждений и не соглашается с мнением. Да и ее любовь уже не была прежней. Воспитание Фамусова сказалось на Софье негативно. Девушка стала эгоистичной. Герой надеется, что она изменится, ее любовь оживет вновь. Он не может поверить, что она так быстро переменилась.
Фамусовское общество допускает Чацкого в свой круг, показывая, что он вхож в него, но не принимает полностью. Читателя интересует вопрос: «Каким предстает это общество?». Чацкий описывает их следующим образом:
- отсталое;
- не имеющее своего мнения;
- живущее старыми традициями;
- нежелающее меняться и двигаться вперед;
- служба для них — не долг родине, а источник повышения своей репутации и получения выгоды;
- прислужники.
Ключевая мысль этого произведения в том, что один человек противостоит целому обществу. Личность замечает то, что не видит целая группа людей. Главный герой боролся за честность, справедливость, улучшение жизни, правду. Это произведение будет актуально всегда. В каждом обществе найдутся люди, способные действовать на благо людей, бороться с коррупционерами, ворами и теми, кто мешает развиваться человеку.
Выводы
Таким образом, главная особенность конфликта пьесы «Горе от ума» – наличие двух конфликтов и их тесная взаимосвязь. Любовная интрига открывает пьесу и служит поводом для возникновения столкновения Чацкого с «веком минувшим». Любовная линия помогает также фамусовскому обществу объявить своего врага безумным и обезоружить его. Однако социальный конфликт является основным, ведь «Горе от ума» – общественная комедия, цель которой – обличить нравы дворянского общества начала 19 века.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.