Свободолюбивая лирика пушкина 9 класс сочинение сообщение доклад

Свободолюбивая лирика пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Вольнолюбивая лирика Пушкина стихи список сочинение 9 класс

На протяжении всего творческого пути мечты великого русского гения А.С. Пушкина складывались из стремления к наслаждению жизнью в молодости, когда события личного плана, а также имеющие общественное значение на каждом этапе оставляли отпечаток на его свободолюбивой лирике. Произведения более поздних периодов, отличающиеся опытом и мудростью, характеризуются осознанием того, что реальная жизнь более жестокая. Она насыщена событиями, которые в корне изменили его мировоззрение.

В произведении «Вольность» А.С. Пушкин демонстрирует обобщенное понятие свободы, рассматривая ее как отсутствие гнета. С этим определением он вплотную сталкивается в годы обучения в лицее, где легко поддается внушению идеи о единстве и братстве. Период характеризуется его необдуманными, легкомысленными поступками, смелостью мыслей. Как неравнодушный человек А.С. Пушкин был готов бороться с несправедливостью, прославляя родную страну подвигами свободолюбивого народа. Он осуждал «тиранов мира», сторонников рабства.

Произведение не оставило без внимания декабристов, так как автор напрямую высказал актуальную, но запрещенную для того времени тему, он писал: «Хочу воспеть свободу миру». Таким образом он помогал вести подпольную борьбу с представителями поработителей.

Очевидно, что поэт склонялся к свободе политической, прославляя ее гордую певицу, обращаясь при этом к историческим событиям. В оде четко просматривается мысль о подчинении Закону.

Продолжением темы становится стихотворение «К Чаадаеву«. Ради своей цели через послание другу Пушкин готов идти на любые жертвы в ожидании «минуты вольности святой». Через подобное обращение он выражает призыв ко всем, кто может смело о себе сказать: «пока сердца для чести живы».

Настроение, которым пронизано стихотворение «Деревня«, имеет иной тон. Поэт вплотную сталкивается с близкими себе по духу людьми, с теми, кто вынужден нести «тягостный ярем». А виновники этого, по его мнению, беспечно наслаждаются результатом чужих стараний «без чувства, без закона». Автор верит, что справедливость возьмет верх, что все люди должны быть одинаковыми. В его мечтах теплится желание увидеть «рабство, павшее по манию царя». Но сомнения не отпускают его: «Увижу ль. народ неугнетенный».

Стихотворение «Арион» является продолжением темы свободы. Оно содержит события, скрытые мифической завесой. Настоящие исторические действия, связанные со спасением или ссылкой декабристов, тщательно скрыты поэтом. Однако он разделяет участь друзей: «Я гимны прежние пою. «. Он продолжает верить в победу над неравенством.

Размышления о свободе выливаются в стихотворении «Птичка«, где на фоне церковного праздника он выпускает на волю птицу. Он заботится о невольнице, так как желает себе той же участи.

Во время написания стихотворения «Из Пиндемонти» Пушкина преследует разочарование, касающееся несбыточной мечты, связанной с внешней свободой. Теперь его интересы примкнули к свободе личной, которая приведет к удовлетворению. «Дивясь божественным природы красоты», он ищет вдохновение, надеясь на счастливый исход.

Эволюция во взглядах А.С. Пушкина в отношении понятий свободы, вольности менялась от раннего периода творчества, где он рассматривал свободу политическую, до позднего этапа, где творец становится близок к внутренним идеалам, своей внутренней независимости.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах

И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно

Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы

Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Свободолюбивая лирика Пушкина 9 класс сообщение доклад сочинение

Понятие «свобода» находит свое отражение в творчестве многих поэтов, в том числе и у Александра Сергеевича Пушкина. Отметим, что Пушкин ее возводит в Абсолют, он исследует разные виды свободы, сопоставляет их содержание. Большое влияние на становление Пушкина как поэта оказали годы, проведенные в Царскосельском лицее. Именно под влиянием юношеских идей автор создает «Лицинию», потому что Александр Сергеевич питает большой интерес к древнеримской истории. И не случайно, ведь в годы республики и империи в римском государстве царил рабовладельческий строй и сам понимание свободы для варварских племен в призме римского права не предусматривалось. Поэт отмечает, что Рим креп и рос во времена свободы, а крушение империи произошло при торжестве рабства.

В 1817 году Пушкин пишет «Вольность», где выдвигает постулат неразделимости таких понятий как «закон» и «свобода». На следующий год он пишет «К Н.Я. Плюсковой» и обозначает свое место в обществе, декларируя свою значимость и назначение не в развлечении монархов, а в служении и любви к народу и его отражением в литературной деятельности. В 1819 году молодой Пушкин пишет стихотворение «Деревня». В нем находится отражение мыслей Пушкина касательно того, что человек может разрушить уклад окружающего мира, ведь он нарушает ее законы, появляясь на свет свободным.

Спустя 4 года Пушкину суждено будет пережить душевный застой, отражением которого станет стихотворение «Свободы сеятель пустынный». Поэт осознал преждевременность своих взглядов и идей. Они не могли правильно восприниматься страдающим от закрепощенния народом. Он осознавал безнадежность своих призывов. Исчерпав все средства к пробуждению в людях чувств, подобных своим, он сузил понятие «свобода» до небольшого радиуса вокруг себя.

Теперь свободой для поэта являлась его независимость, возможность жить так, как он хочет. В стихотворении «Анчар» поэт не использует конкретизации мест и времени, отождествляя покорного раба с русским народом и его тяжелой судьбой.

Со временем понятие свободы у поэта изменяется до критерия независимости нравственной жизни. С этим пониманием и уйдет из жизни величайший поэт России.

Сочинение Свободолюбивая лирика Пушкина

На протяжении своего творчества поэт неоднократно обращался в стихотворениях к теме свободы, при этом выражение мыслей автора в этом отношении менялось в зависимости от происходящих в стране событий и взросления поэта.

Впервые свободолюбивые ноты прозвучали с написанной юным поэтом оде «Вольность», в которой автор размышляет о необходимости сочетания свободы с законами, упоминая убитого французского короля, но предполагает, что призывая к бунтарским призывам обрести свободную жизнь невозможно.

Размышляя над идеей о вольности, поэт объединяет свободу с патриотическим чувством и любовью к родной земле, рассуждает об этом в дружеском послании «К Чаадаеву». В произведении поэт выделяет образ родины, находящейся в тяжелом положении, и правящей власти. Здесь начинают прослеживаться революционные мысли автора и его мечты об освобождении родины от власти самодержавия.

Выражением идей дворянской молодежи, является написание поэтом произведения «Деревня», в котором он размышляет о проблеме крепостного права

Используя в качестве художественного приема антитезу, автор на примере деревенского пейзажа рисует волшебные картины природы с отсутствием борьбы и разногласий, а затем акцентирует внимание читателя на ужасающих фактах жизни крепостных людей

По прошествии нескольких лет поэт меняет отношение к понятию свободы, находясь под воздействием романтических настроений, и отображает идею вольности как абсолютный абстрактный факт, как вольную стихию в образе могучего океана, олицетворяющего абсолютную свободу («К морю», «Узник»).

Позже к поэту приходит разочарование освободительными движениями, он резко высказывается о людях, неспособных ощутить чувство вольности («Свободы сеятель пустынный»).

После подавления восстания декабристов в произведениях поэта начинают присутствовать мысли, что долгожданная свобода достается невероятной ценой, забирая жизни близких людей («Во глубине сибирских руд», «Арион»).

Ряд стихов посвящены автором поэтической свободе, которую он воспевает как приверженность творческого человека к собственному вдохновению, независимому от непросвещенного мнения общества («Поэт», «Поэт и толпа»).

В последние годы жизни, находясь в зрелом возрасте, поэт снова обращается к свободолюбивой тематике, раскрывая понятие внутреннего освобождения, когда человек мечтает о жизненном покое, далеком от революций («Пора, мой друг, пора!»).

В конце своего творчества, поэт создает поэтическое завещание, снова и снова проповедуя различные проявления свободолюбия («Я памятник себе воздвиг нерукотворный»).

Добро и милосердие важнее конъюнктуры

Когда среди повседневной мелочной жизни поэт слышит голос музы, его душа пробуждается подобно встрепенувшемуся орлу. Он удаляется от суетного мира, поднимаясь в заоблачные высоты духа, чтобы наполниться мудростью и глубиной, и передать их людям. На протяжении всего творческого пути воззрения Пушкина на роль поэта менялись, как менялась и общественная, и его личная жизнь. Некоторые критики считали, что Пушкин сменил склонность к гражданской поэзии на так называемое чистое искусство. Но подобный взгляд на творчество Александра Сергеевича в корне ошибочен. Целью его всегда было служение Отечеству, защита прогрессивных идей. При этом гражданственность для него заключалась не в обслуживании конъюнктурных моментов, а в пропаганде ценностей, которые являются вечными — это добро и милосердие, свобода и достоинство.

Эволюция темы свободы в лирике Пушкина

Лирика Пушкина глубока и многогранна. Однако тема свободы в ней занимает особое место.

Поэт никогда не переставал ощущать, что свобода представляет собой наивысшую нравственную ценность и смысл.

Своё понимание этой темы он выражал в большинстве своих произведений.

В это понятие вкладывают многое. Свобода необходима не только от тиранической власти в лице императора, но и от мнений толпы, от страха, эгоизма, жадности и других тёмных сторон человеческой души.

Такую свободу можно рассматривать в качестве основы, без которой невозможна ни достойная жизнь, ни творчество.

Однако на протяжении жизни отношение к этому развивалось и усложнялось.

Лицейский период

В лицейские годы Пушкин общался с теми, кого потом назовут предшественниками декабристского движения.

Это происходило в период 1817 — 1820 гг. Несмотря на то, что эти люди протестовали против тирании, их идеалом была конституционная монархия.

Поэт выступал против тирании, но не против монархии. Его идеалом был просвещённый правитель, который не позволит угнетать народ.

Наиболее концентрированным выражением стремления к свободе на протяжении лицейского периода были произведения:

  • «Лицинию»;
  • ода «Вольность»;
  • «К Чаадаеву»;
  • «Деревня».

Их анализ будет подробно изложен далее. Они оказали большое влияние на декабристов и их сторонников. В этих произведениях классицизм и рационализм слились с искренними порывами души в стремлении бороться против тирании.

Южная ссылка

В самом начале ссылки, в 1823 году, Пушкин пережил трудный кризис. В это время соединились личное и поэтическое, философское разочарование.

Пушкин рассматривал революции, происходившие в Европе, в контексте борьбы за народную свободу. Неудача этих движений на него тяжело подействовала.

Взгляды этого периода нашли своё отражение в произведениях «Свободы сеятель пустынный…»

и«К морю» . В этих стихотворениях ощущается разочарование.

Поздние годы жизни

Постепенно понятие свободы для поэта развивается, и он начинает понимать его более сложным образом. Он осознает, что прежде всего нужна свобода нравственная и творческая, которая будет мерилом общественной.

Марина Цветаева, «Кто создан из камня…»

Стихотворение Марины Цветаевой представляет собой некий манифест, оно провозглашает правила жизни, по которым живет лирическая героиня. Она своевольна и не признает ничего, что могло бы хоть как-то ограничить ее свободу. Она презирает тех, кто «создан из камня», то есть людей, которые сами задают себе границы. Главным для неё является чувство душевной свободу, знание, что она может делать все, что хочет, не только в физическом, материальном плане, но и, в первую очередь, в духовном. Ее не могут остановить никакие запреты и предрассудки, она называет себя «бренной морской пеной», что символизирует абсолютную независимость и безграничность.

Сочинение с цитатами

Пушкин является одним из наиболее значительных представителей русской литературы, который создал множество произведений, посвященных теме поэта и поэзии. В его лирике поэт и поэзия предстают в разных контекстах и с разных сторон, но всегда ярко и проникновенно.

В одних стихотворениях Пушкин говорит о поэте как о человеке, который обладает особым даром и чувствует мир глубже и ярче других людей. В стихотворении «Я вас любил» Пушкин говорит о поэте, который способен видеть красоту в простых вещах и описывать ее в своих стихах:

«Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.»

В других стихотворениях Пушкин рассматривает поэзию как средство выражения своих мыслей и чувств. В стихотворении «Мой дядя самых честных правил» он показывает, что поэзия может быть сильнее и правдивее, чем официальные заявления власти:

«Я вас любил: любовь еще, быть может,В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно,Как дай вам бог любимой быть другим.»

Также Пушкин обращается к теме поэта и поэзии в своей поэме «Евгений Онегин». Главный герой Онегин является поэтом и пишет стихи, но его отношение к поэзии меняется в ходе сюжета. Поэт и поэзия становятся для него не просто игрой слов, а способом выражения своих чувств и идеалов.

Таким образом, тема поэта и поэзии занимает важное место в лирике Пушкина и позволяет нам лучше понять его мировоззрение и творческие убеждения

Конспект урока «Тема свободы в лирике А.С.Пушкина» 7 класс

Ситникова Анастасия Викторовна

МБОУ «Яйская ООШ №3»

Учитель русского языка и литературы

А.С. Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд».

1. Орг. момент

2. Изучение новой темы

1. Выступление ученика

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве в дворянской помещичьей семье. Семья (кроме Александра, были еще дети Ольга и Лев) принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

Свои первые в жизни стихи поэт написал по-французски, т.к. родители придерживались французского воспитания, в доме всегда были французские гувернеры. Его прозвище в Лицее было «француз».

В 12 лет Александр был отвезен учиться в новое, только что открывшееся 19 октября 1811 г. учебное заведение — Царскосельский Лицей под Петербургом, место, где располагалась летняя резиденция русских царей.

Программа занятий в Лицее была обширной

В лицее царила особая атмосфера — немногочисленность учащихся (30 чел.), молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, по крайней мере, у лучшей части их, — на внимание и уважение к личности учеников, отсутствие телесных наказаний, дух чести и товарищества

Пушкин сохранил лицейскую дружбу и культ Лицея на всю жизнь. Лицеисты выпускали рукописные журналы и уделяли много внимания собственному литературному творчеству. «Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени», — вспоминал Пушкин впоследствии.

После окончания лицея Пушкин переехал в Петербург и поступил в коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря. Общение его очень широкое: гусары, поэты, литературные общества «Арзамас» и «Зеленая лампа», театры, модные рестораны, дуэли. Но Пушкин не растворялся в этой пестроте, он искал себя. Эти поиски не заканчивались в течении всей жизни. Он постоянно искал. Умер Пушкин в 1837 года в 2 часа 45 минут пополудни. Поэт умер через 46 часов после дуэли с Жоржем Дантесом. Он настойчиво ухаживал за женой Пушкина — Н. Гончаровой. За что получил вызов на дуэль, но, женившись на сестре Н. Гончаровой Екатерине, получил отказ в дуэли. Но через некоторое время продолжил свои ухаживания за Натальей, и дуэль стала неизбежной.

2. Слово учителя: Одна из важнейших тем лирики Пушкина – тема свободы и вольности

. Эта тема возникает в его творчестве постоянно. Он исследует разные виды свободы, переосмысливает и видоизменя-ет их содержание. В течение всего творческого пути взгляды П-на на свободу менялись. На раннее творчество П-на оказала влияние особая атмо-сфера Лицея. Там внушали высокие принципы, проповедовали естественное право каждого человека на свободу, независимость суждений и поступков. Повторюсь, что свобода претерпевала эволюцию в творчестве Пушкина.

Ода «Вольность»

Написать оду «Вольность» — было оригинальным решением для молодого поэта. Литературные круги того времени считали, что этот жанр уже себя изжил.

Однако великий поэт не стремился противопоставить себя существующей литературной традиции. Он стремился подчеркнуть преемственность по отношению к аналогичному произведению Радищева. Одновременно была подчёркнута разница между ними:

  • Радищев был сторонником бунта народа против верховной власти;
  • Пушкин не был настолько радикальным — его идеалом было более либеральная власть в виде конституционной монархии.

Важно отметить, что в это время император Александр I тоже поддерживал такую идею. Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г

Свободолюбивое произведение было написано в 1817 г.

В начальной части оды Пушкин символически прогоняет«Цитеры слабую царицу» , богиню любви и красоты Афродиту. Он считает, что вместо нежной лирики пришла пора воспеть свободу.

Хотя он предлагает восстать против несправедливой тирании, тем не менее идеалом считает гармоническое сочетание царя и народа, основанное на неукоснительном соблюдении законов обеими сторонами.

Для доказательства он кратко приводит события времён Великой французской революции. В этой ситуации он считает, что закон был нарушен народом. Судьба наказала Францию тем, что в результате к власти пришёл диктатор — Наполеон.

Второй эпизод, о котором идёт речь в сочинении — убийство Павла I. Пушкин считает его жестоким правителем, а его гибель считает следствием нарушения законов.

В заключение оды автор даёт наказ царям о том, к чему они должны стремиться в своём правлении. Если они сами неукоснительно будут соблюдать законы, то их правление будет прочным и долгим.

Ода «Вольность» напечатана не была. Её переписывали и таким образом распространяли.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: