Краткое содержание
Образованная дворянка Екатерина по велению родителей выходит замуж за грубого Тихона, принадлежавшего к зажиточной купеческой семье. Его мать терроризирует невестку и навязывает глупые порядки Домостроя: плакать напоказ перед отъездом супруга, унижаться перед ним при людях.
Юная девушка нашла поддержку у дочки Кабанихи, Варвары, последняя ее учит скрывать собственные чувства, тайно получая радости жизни. После отъезда супруга Екатерина влюбляется и встречается с племянником Дикого, Борисом. Однако эти встречи завершаются расставанием, поскольку Катерина не скрывает, что она хочет сбежать с возлюбленным в Сибирь.
Но герой не хочет рисковать, взяв девушку с собой. После этого она рассказывает вернувшемуся супругу и свекрови о своем грехе. Кабаниха ее серьезно наказывает. Осознавая, что совесть и тирания дома не позволяют ей жить в дальнейшем, она бросилась в реку. После ее гибели молодое поколение взбунтовалось: Варвара уходит с Кудряшом, Тихон во всем винит мать.
Несколько интересных сочинений
-
Здесь собраны сочинения ОГЭ 15.3
7 стр., 3298 слов
Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в пьесе Гроза Островского
… открываются образы Катерины и Варвары в «Грозе». Речь пойдёт не столько о силе характера и личных качествах, сколько о душевной глубине. Все жители Калинова противопоставлены образу Катерины по принципу мелочность — широта души. Варвара отличается …
-
Я — человек, который родился в Российской Федерации, и очень благодарен своим родителем. Ведь эта страна, могущая и готова одолеть все препятствия. Она добилась много
-
Основным смыслом романа «Тихий Дон» является сохранение человечности во время переломного периода в стране. Важнейшие человеческие достоинства основаны на воспитании детей, на труде и любви
-
Булгаков Михаил Афанасьевич является одним из самых знаменитых русских писателей, который смог подарить миру бессмертные произведения, известные всеми миру. Его творчество популярно и сегодня.
-
Бути справжньою людиною — це горде звання для кожного з нас. Але не кожен достойний цього високого титулу. Людина – істота соціальна, тобто існувати без суспільства вона не може. І важливо залишатися людиною в будь-яких обставинах та в будь-якому оточенні
Представители города Калинова
В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:
Хозяева городка | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». | Кулигин: «Лучше уж стерпеть». |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». |
Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.
Обитатели провинциального городка
Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:
Самодуры Калинова | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» | Кулигин: « Лучше уж стерпеть » |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» |
Обитатели провинциального городка
Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:
Самодуры Калинова | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» | Кулигин: « Лучше уж стерпеть » |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» |
Кулигин и Борис
От купца Дикого больше всего достается его племяннику Борису. Этот молодой человек приехал из Москвы, чтобы получить наследство, которое им с сестрой завещала бабушка. Шансы получить деньги крайне невелики, но Борис не теряет надежды и терпит издевательства дяди.
Молодой человек влюбляется в Катерину, которую видит в церкви. Он встречается с ней, когда ее муж уезжает. Но когда об их связи становится известно, Борис отказывается от своей любви. Подобно другим обитателям Калинова, он оказывается лживым и двуличным, поэтому его нельзя считать жертвой темного царства.
Невежественным тиранам противопоставляется талантливый механик-самоучка Кулигин. Это человек, мечтающий благоустроить город и улучшить жизнь его обитателей. Но его идеи не находят отклика у жадных хищников-купцов и лишь вызывают у них непонимание и враждебность. Когда Кулигин пытается выпросить у Дикого небольшую сумму денег для установки солнечных часов и обращается к нему с почтительной речью, украшенной цитатами поэтов, тот кричит; «Ты мне грубить не смей!».
Кулигин осуждает алчность и грубость купечества, его жестокое отношение к простым людям, но он боится самодуров. Борису и Кудряшу он советует терпеть. Лишь видя гибель Катерины, Кулигин преодолевает свою робость и обращается с обвинениями к ее мучителям.
Темное царство и его жертвы
В пьесе А. Островского «Гроза» перед нами открывается жизнь в небольшом городке Калинове. С самого первого действия можно почувствовать напряженную атмосферу. Далее, мы понимаем, что виной всему влияние двух самодуров — Кабановой и Дикого. Они как старшие и умудренные
Первыми жертвами такой жизни являются дети Кабанихи — Тихон и Варвара.
С самого детства они находились под давлением этого общества. Влияние матери с одинаковой силой сказалось как на сына, так и на дочь, но повлияла она на них по-разному.
Что касается Тихона, то его портрет можно представить в виде жалкого, подавленного
Характер Варвары сформировался иначе, чем у брата. Ее нежелание быть под постоянным контролем матери и ее самодурства, она выбирает путь лжи и обмана. Варвара уже настолько привыкла совершать эти действия, что у нее это получается легко и весело, что никто и не заподозрит ее в обмане. Девушка уверена, что в доме Кабановых невозможно выжить, только без лжи и притворства. Она считает: «Когда мать на Варвару стала оказывать еще больше давления, девушка не смогла это стерпеть и было вынуждена сбежать из дому вместе со своим возлюбленным. Таким образом власть Кабанихи вновь пошатнулась.
Еще более слабым в отношении влияния «темного царства» оказался Борис. Если Тихон и Варвара хоть в малой степени смогли противостоять этому, то Борис нет. Автор представляет нам племянника дикого как доброго и образованного человека, который смог выделиться среди других героев. Но под властью дядюшки он не может проявить себя как смелого и решительного человека. Он не может спасти Катерину, увезя ее с собой, точно также как это сделал Кудряш. С одной стороны его можно понять, так как если бы он ослушался Дикого, то пострадал бы не только он сам, но и его сестра. Но с другой стороны Борис вызывает презрение у многих читателей из-за своей слабохарактерности. Он не способен выразить даже малейший протест против «темного царства» и вынужден подчиниться их правилам.
Но в пьесе не все так печально. Среди жителей города есть один человек, который проливает луч света в темноту. Этим человеком является Кулигин — мещанин, часовщик-самоучка, жаждущий изобрести машину времени. В его диалогах с другими героями мы видим его презрение к жестокому отношению к людям и равнодушное отношение ко всему прекрасному. Противостояние обществу можно проследить по его разговору с Диким. Кулигин пытается помочь всему обществу, например, повесить большие часы на стену или построить громоотвод. На все его просьбы Дикой дает отказ, просто не понимая зачем стараться на благо общества. Противостояние Кулигина не может быть открытым, ведь он бессилен, и все-равно не сможет ничего добиться. Именно поэтому ему приходиться вечно подчиниться и угождать другим. Но в самой последней реплике Кулигина мы наконец можем услышать явственный протест: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!» Своим высказыванием он одновременно и оправдывает смерть Катерины, и предъявляет обвинения «судьям», которые погубили свою жертву.
Сочинения по темам:
Темное царство в драме Островского Гроза Мрачную картину самодурных отношений: произвола, с одной стороны, бесправия и угнетения, с другой, рисует Островский в драме «Гроза». Действие происходит.
Жертвы темного царства в пьесе «Гроза» Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы.
Жертвы «темного царства» в драме Островского «Гроза» В атмосфере «темного царства», под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек.
Палачи и жертвы АБАКУМОВ Виктор Семенович (1908-1954). Министр государственной безопасности (1946-1951). Генерал-полковник. Родился в Москве, в семье рабочего. Тринадцати лет, окончив четыре класса.
Анализ финальной сцены драмы. Островского «Гроза» Драма «Гроза» появилась в печати в 1860 году. Сюжет ее довольно прост. Главная героиня, Катерина Кабанова, не найдя отклика своим.
«Луч света в темном царстве» Островский «Гроза» А. Н. Островский — великий русский драматург. Он первый в Русской литературе приоткрыл завесу над бытом купечества, показал бесправие женщины.
Быт и нравы темного царства в пьесе Островского Гроза Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров. Он.
«Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)
«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела
В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно
«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».
Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни.
В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему.
Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.
Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.
Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта.
В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю».
Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти.
Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»
Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось.
Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.
Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Жанр и композиция
Писатель определил жанровое направление «Грозы» как драма. Этот жанр указывает зачастую на бытовую, серьезную и тяжелую сюжетную линию, которая приближена к реальности. Определенные критики более точно его сформулировали — бытовая трагедия.
Это произведение полностью реалистично. Основным показателем считаются описания бытовых особенностей жизни, манер и нравов жителей провинции
Писатель придал этому немаловажное значение: он полностью обрисовал жизненные реалии и образы персонажей
Основная композиция пьесы:
- Экспозиция: Автор описывает образ городка, где проживают персонажи и будут в дальнейшем развиваться события.
- Затем происходит конфликт Екатерины с новой семьей и обществом.
- После завязки главные персонажи пытаются решить появившийся конфликт.
- Ближе к окончанию конфликт доходит до того, что проблемы потребовали моментального их решения.
- Кульминация происходит в пятом действии. Затем сразу же происходит развязка, показывающая неразрешимость проблемы на примере самоубийства Екатерины.
Подлинное обличие хозяев жизни
В драме Островского «Гроза» рассказывается о жителях города Калинова, расположенного на берегу Волги. Там царят патриархальные нравы: старшие требуют беспрекословного подчинения от младших, замужние женщины живут затворницами. Обитатели городка крайне невежественны. Они живут замкнуто, а сведения об окружающем мире черпают из рассказов странников.
Господа Калинова – богатые купцы, пользующиеся невежеством и забитостью простых жителей и наживающиеся на их обмане. В этом мире «Домостроя» самодуры безнаказанно тиранят своих домашних. Центральные персонажи, олицетворяющие произвол и деспотизм «темного царства» – Кабаниха и Дикой. Островский кратко дает им следующие характеристики:
- Савел Прокофьевич Дикой – богатый купец. Это грубый и жестокий тиран, привыкший куражиться над теми, кого считает ниже себя. Перед ним трепещут не только его работники, которых он постоянно обманывает, но и домашние.
- Марфа Игнатьевна Кабанова – богатая купчиха. Это ханжа, которая постоянно пилит и грызет своих детей и невестку, требуя от них беспрекословного подчинения. Она постоянно повторяет, что младшие не должны иметь собственного мнения и обязаны во всем слушаться старших.
Эти люди – противники нового и прогрессивного в городке. Они стремятся подавить окружающих и подчинить их своей воле. От их произвола страдают следующие герои:
- Катерина;
- Тихон;
- Варвара;
- Кулигин;
- Борис.
Варвара и Борис
Варвара воплотила в себе совершенно иные черты губительного мира. Она не хочет мириться с неволей и терпеть гнет самодуров. Девушка изворачивается, хитрит, врет. Варвара настолько привыкает к этому, что ложь становится ее второй натурой. Она уже не может без нее жить. Стратегия ее проста: можно делать все, но так, чтобы об этом никто не узнал.
Но хитрить и выкручиваться у девушки прекрасно получалось до определенного момента. Когда ее стали запирать на замок, она убежала из дому. В этот момент снова начинают рушиться устои и идеалы Кабанихи. Ее дочь сбежала из дома и опозорила семью. Она ушла из-под опеки матери и перестала подчиняться ее воле. Если задуматься, почему Варвара жертва «темного царства», то ответ будет всего один — она из чистой и скромной девушки превратилась в лгунью, готовую на все, лишь бы не терпеть придирки матери.
Но самым жалким в пьесе выступает племянник Дикого — Борис Григорьевич. Этот человек культурен и добр, он радикально отличается от всей купеческой среды. Но он слаб душой, не может защитить ни себя, ни любимую женщину. Мужчина способен только лить слезы и сетовать на судьбу. Относиться к жизни по-другому он не способен.
Наибольшее презрение Борис вызывает в последней сцене свидания с Катериной. Он боится бежать с любимой, как Кудряш. Страшится разговаривать с нею, чтобы его никто не заметил и не подслушал.
Вариант 3
Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.
Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.
Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.
Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».
Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.
Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.
Вариант 2
Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.
Тёмное царство — это, по сути, царство злобной Кабанихи, которая не даёт жизни никому из членов семьи. Это свод беспрекословных правил, установок. Её дети: Тихон и Варвара всю жизнь живут под этим ужасным гнётом. Они выросли в страхе.
Тихон стал мужчиной, который не может постоять не за себя не за жену. Он жалок, бесхребетен. Да, он по — настоящему любит свою жену Катерину, однако при матери не смеет показать эту любовь. Персонаж старается, как можно чаще исчезать из дома. Это своего рода отдых от домашней тирании много обожаемой мамочки. Этот небольшой отпуск спасает и даёт новые силы, чтобы выдерживать ту домашнюю атмосферу, что уже давно поселилась. Это своего рода психологическая реакция на происходящие вещи.
Однако, читатель видит, что в последней сцене над телом обожаемой жены в Тихоне, как будто что-то просыпается. Эта воля и характер. Ведь именно тогда он обвиняет мать во всех грехах, а главное в смерти Катерины. Эта беда расковала его, сняла цепи с его бедной души и сознания.
Сестра Тихона, Варвара не может смерится с жизнью в не воле. Она давно любит одного молодого человека и мечтает убежать на край земли от неразумной матери, чтобы так никогда её не нашла. Варвара как никто понимает жену брата и всячески старается её поддержать. За годы ада Варя научилась искусно хитрить и изворачиваться. Она делает всё так легко и непринуждённо будто играет во что-то детское. Она не боится быть пойманной с поличным.
Ещё одной жертвой Тёмного царства стала Катерина, жена Тихона. Она совсем зачахла в этой семье. Есть момент где она с радостью вспоминает, как они с мамой занимались домашними делами, ходили в церковь, принимали гостей. Это была беззаботная и спокойная жизнь. А что теперь? Даже родной муж не может постоят за неё. Она обязана придерживаться правил Кабанихи и слушать её вечные недовольства. Когда Катерина влюбляется в Бориса, она чувствует себя грешницей, однако эта любовь даёт силы, чтобы жить. И наконец, она решает изменить свою судьбу, но только менять что-то не входило в планы Бориса. Это стало последней каплей и позором для замужней женщины. От горя Катерина топится.
Нежелание менять что-то в лучшую сторону, этот постоянный гнёт старых, строгих, а порой жестоких правил может убить человека изнутри. Жизнь идёт и всё постепенно меняется, модернизируется. Кабаниха боялась потерять власть над семьей и в итоге это привело к трагедии и расколу этой семьи.
Образ Катерины
Главная героиня пьесы — скромная и тихая девушка, выросшая в простой семье. Волей злой судьбы она должна выйти замуж за купеческого сына, которого никогда так и не смогла полюбить. Но девушка старается найти в супруге положительные качества, чтобы хоть как-то сохранить семью.
Больше всего Катерине достается от свекрови. Кабаниха унижает и оскорбляет девушку, стараясь сломить ее. Марфа Игнатьевна является ярой приверженкой старого устройства и порядков.
Рассматривая, кем на самом деле была Катерина, жертвой или победителем «темного царства», нельзя оставить без внимания ее жизнь в семье купцов. Здесь невозможно жить честно. Все отношения между людьми построены на вранье и изворотливости.
Бориса удивляет и даже повергает в шок желание девушки рассказать мужу всю правду об их отношениях. Это значило бы, что любовнику придётся быть честным с Тихоном и Кабанихой, раскрыть им свою любовь к Катерине, а этого он боялся больше всего на свете.
Если судить по тому, что девушка часто сравнивала себя с птицей и говорила, как ей хочется улететь, можно смело утверждать, что она была пленницей этого царства тьмы и пережитков. Покончив с жизнью, Катерина освободилась от мира, в котором ей было так тяжело.
Представители города Калинова
В следующей таблице приведены цитаты, характеризующие хозяев городка и их жертв:
Хозяева городка | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю». | Кулигин: «Лучше уж стерпеть». |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный». | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится». |
Она кратко описывает конфликт основных персонажей пьесы Островского для сочинений на тему «Тёмное царство». Здесь видно, что Дикой, несмотря на свою грубость и самодурство, действует открыто. Страшнее его Кабаниха, которая, на словах руководствуясь заботой о других, подавляет волю своих домашних и разрушает семью.
Самодурство как социально-типологическое явление
Разберем подробнее указанное явление. Отчего появляются в обществе самодуры? В первую очередь от осознания собственной полной и абсолютной власти, полного нивелирования интересов и мнений других по сравнению с собственными, чувства безнаказанности и отсутствия сопротивления со стороны жертв. Таким и показано «темное царство» в пьесе Островского «Гроза». Дикой и Кабанова – самые богатые жители маленького провинциального городка Калинов, расположенного по берегу Волги. Деньги позволяют им ощутить личную значимость и значительность. Они же дают им и власть – над своими домашними, над чужими, в чем-то зависимыми от них людьми, и шире – над общественным мнением в городе. «Темное царство» в пьесе Островского «Гроза» страшно тем, что оно губит или корежит малейшие проявления протеста, любые веяния свободы и независимости. Самодурство – оборотная сторона рабства. В равной степени развращает оно как самих «хозяев жизни», так и тех, кто зависим от них, отравляя своим тлетворным дыханием все сферы общественной жизни России. Именно поэтому, по определению Добролюбова, «темное царство» в пьесе Островского «Гроза» и является синонимом самодурства.
Тихон и темное царство
В условиях «темного царства» под гнетом силы глупцов уничтожаются самые лучшие чувства человека. У него слабеет воля, разрушается разум. Люди, живущие в этом мире, приспосабливаются к обстоятельствам. И даже если они наделены умом и энергией, то начинают хитрить, изворачиваться и лгать. Темные силы ломают каждого человека по-своему.
Их первыми жертвами стали:
- Тихон;
- Варвара.
Тихон — жалкий и подавленный человек. Но, несмотря на это, в нем теплятся светлые чувства. Одно из них — любовь к своей жене Катерине. Но мужчина не проявляет своих эмоций, ему чужда душа супруги. Под гнетом окружающих и Кабанихи он готов бросить все и оставить любимую.
В душе Тихона теплится огонек, который можно было разжечь ветром ответных чувств жены. Но этого не произошло, поэтому мужчина сломался. После измены супруги он подавлен и растерян, но все равно прощает ее.
Воля Тихона парализована настолько, что он даже боится помочь Катерине. Человек в нем пробуждается только в последней части пьесы, после смерти жены. Над ее трупом он впервые обвиняет мать и проклинает ее. Его слова звучат страшно не потому, что вырвались во время горя, а из-за того, что исходили от самого забитого и слабого персонажа.
Обитатели провинциального городка
Таблица взаимоотношений жертв и хозяев жизни в пьесе «Гроза»:
Самодуры Калинова | Их жертвы |
Дикой: «Ты червяк. Захочу – помилую, захочу – раздавлю» | Кулигин: « Лучше уж стерпеть » |
Кабаниха: «Давно вижу, что вам воли хочется. Вот куда воля-то ведет!» | Варвара: «И не обманщицей была, да выучилась. А по-моему, делай что хочешь, только бы все шито-крыто было». |
Феклуша: «И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный» | Тихон: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» |
Борис: «Не по своей воле еду, дядя посылает» | |
Кудряш: «Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится» |
Вариант 2
Пьеса Островского «Гроза» никого не сможет оставить равнодушным. Это действительно, трагическое произведение в котором читатель легко может проследить за ходом событий и всеми вытекающими последствиями.
Тёмное царство — это, по сути, царство злобной Кабанихи, которая не даёт жизни никому из членов семьи. Это свод беспрекословных правил, установок. Её дети: Тихон и Варвара всю жизнь живут под этим ужасным гнётом. Они выросли в страхе.
Тихон стал мужчиной, который не может постоять не за себя не за жену. Он жалок, бесхребетен. Да, он по — настоящему любит свою жену Катерину, однако при матери не смеет показать эту любовь. Персонаж старается, как можно чаще исчезать из дома. Это своего рода отдых от домашней тирании много обожаемой мамочки. Этот небольшой отпуск спасает и даёт новые силы, чтобы выдерживать ту домашнюю атмосферу, что уже давно поселилась. Это своего рода психологическая реакция на происходящие вещи.
Однако, читатель видит, что в последней сцене над телом обожаемой жены в Тихоне, как будто что-то просыпается. Эта воля и характер. Ведь именно тогда он обвиняет мать во всех грехах, а главное в смерти Катерины. Эта беда расковала его, сняла цепи с его бедной души и сознания.
Сестра Тихона, Варвара не может смерится с жизнью в не воле. Она давно любит одного молодого человека и мечтает убежать на край земли от неразумной матери, чтобы так никогда её не нашла. Варвара как никто понимает жену брата и всячески старается её поддержать. За годы ада Варя научилась искусно хитрить и изворачиваться. Она делает всё так легко и непринуждённо будто играет во что-то детское. Она не боится быть пойманной с поличным.
Ещё одной жертвой Тёмного царства стала Катерина, жена Тихона. Она совсем зачахла в этой семье. Есть момент где она с радостью вспоминает, как они с мамой занимались домашними делами, ходили в церковь, принимали гостей. Это была беззаботная и спокойная жизнь. А что теперь? Даже родной муж не может постоят за неё. Она обязана придерживаться правил Кабанихи и слушать её вечные недовольства. Когда Катерина влюбляется в Бориса, она чувствует себя грешницей, однако эта любовь даёт силы, чтобы жить. И наконец, она решает изменить свою судьбу, но только менять что-то не входило в планы Бориса. Это стало последней каплей и позором для замужней женщины. От горя Катерина топится.
Нежелание менять что-то в лучшую сторону, этот постоянный гнёт старых, строгих, а порой жестоких правил может убить человека изнутри. Жизнь идёт и всё постепенно меняется, модернизируется. Кабаниха боялась потерять власть над семьей и в итоге это привело к трагедии и расколу этой семьи.