Роль авторских ремарок в пьесе вишневый сад чехова

А. с. пушкин. полтава. какое настроение владеет бойцами?

Краткое содержание поэмы «Полтава» А.С. Пушкин

Кочубей был богатым человеком, имея во владениях множество красивых лугов и полей. Но самым важным богатством являлась его дочь Мария. Девушка была завидной невестой, и многие мужчины приходили к ней свататься.

Однажды сам гетман Мазепа прислал гонцов с предложением сватовства. Мужчиной он уже был не молодым, но чувства к Марии пылали, как в молодости. Всех возмутило такое поведение гетмана. Ведь он не только был в возрасте, да и еще крестным юной красавицы. Мать негодовала, а Мария впала в двухдневный обморок. Позже все понимают, что она пропала.

Вскоре до Кочубея дошли слухи, что дочь сбежала к гетману. Родители поняли, почему она упала без сознания. Тогда отец решает отомстить.

В борьбе со шведским королём Карлом XII Русь окрепла. Украина волновалась, и многие начали просить Мазепу разрушить договор с Русью, но он был непреклонен. Никто и подумать не мог, что в это время гетман уже готовился предать Родину. Только Кочубей догадался о его замыслах и отправился к Петру, чтобы рассказать все о своем ненавистнике.

В давние времена Кочубей и Мазепа были хорошими друзьями и постоянно делились сокровенным. Но сейчас он зол и обижен на гетмана.

Кочубей ищет доверенного человека, и выбор падает на полтавского казака, который в свое время сватался к его дочери. Он отправляет с ним донос Петру.

В это время Мазепа ведет заговор против Москвы, не подозревая, что на него отправлен донос. К сожалению, письмо Кочубея не было открыто Петром и вельможи отправили его Мазепе.

Гетману удалось оправдаться и теперь он требует казнить Кочубея. Мария поглощена Мазепой и не подозревает, на что идет ее муж.

Гетман опечален, его не радует ничего, даже юное тело избранницы. Мария негодует из-за этого. Она начинает ревновать его к госпоже Дульской, упрекая в том, что ради него оставила свою семью. Тут же Мазепа раскрывает свои планы девушке.

В это время Кочубей ждет своей казни. Мария и не подозревает, что ее отца скоро не станет.

Ранним утром мать пробирается к дочери в покои и сообщает страшную новость. Она умоляет дочь выпросить помилование для отца. Девушка в растерянности.

Казнь была проведена публично. Женщины не успели добраться, чтобы спасти Кочубея.

Мария покидает свои покои, но Мазепа узнает об этом слишком поздно. Он направляет своих казаков на поиски возлюбленной, но это все напрасно. Гетман расстроен случившимся и уже на политические замыслы у него сил нет. Во время союза со Швецией он объявляет себя смертельно больным. Однако, когда Карл XII отправляет армию на Украину, он тут же удаляется со смертного одра. Гетман отправляет свои полки на Петра, но тот ведет свою армию на Полтаву. Армии стоят друг против друга. За несколько часов до начала битвы Мазепа рассказывает Орлику, что разочарован в Карле. Тот предлагает гетману перейти на сторону Петра, но он яро отказывается из-за ненависти к нему. История произошла давно. Петр тогда опозорил Мазепу: он схватил его прилюдно за усы. До этого времени гетман его еще не простил.

Ранним утром полтавская битва в самом разгаре. Русские на пути к победе, а когда появляется Петр, они вытесняют шведов. Мазепа наблюдает за битвой и вдруг слышит сзади себя выстрел. Это Войнаровский убил молодого казака, который мчался с саблей на гетмана. Перед смертью парень произнес имя Мария.

Мазепа с Карлом сбегают с поля битвы и попадают в степь рядом с рекой Днепр. Он вспоминает, что именно здесь они забрали Марию. Беглецы остаются на ночлег, как вдруг кто-то позвал гетмана. Это была Мария. Она не была похожей на себя. Девушка потеряла рассудок и даже не узнала своего мужа.

Прошло сто лет, но историю Марии и Мазепы никто не вспоминает, знают только о великом Петре.

Главные герои и их характеристика

  1. Иван Степанович Мазепа — удрученный годами украинский гетман. Умен, хладнокровен и хитер. В нем живет мятежная и ненасытная душа, рождающая в сердце неутомимый преступный жар. Государственный изменник, закоренелый в коварствах и злодеяниях. Поэт со строгостью патриота сурово перечисляет пороки падшего гетмана: злобность, мстительность, ненависть к людям, отсутствие благодарности. Мазепа с легкостью проливает человеческую кровь, с каждым разом искореняя в своем сердце последние крупицы жалости и сострадания. Для него нет отчизны, он предательств никогда не забывает не только в душе, но и на деле. Никогда не забывает и не прощает нанесённых ему обид.
  2. Мария — дочь Кочубея. Ее лицо обрамляют черные локоны, взгляд сияет чистотой, а стан поражает стройностью. Нежна и разумна. Отличается скромностью. Девушка обладает мужественным характером, иначе она не смогла бы пойти против воли отца и матери. Увлечена воинской славой гетмана, песни которого она очень любила петь. До последнего момента не осознавала, какое страшное деяние совершила. Ее окутал любовный дурман, сладкие речи Мазепы проникли в самое сердце, заставив уснуть разум. Однако пробуждение не заставило себя долго ждать. Став свидетельницей гибели отца, девушка сходит с ума. Горе побеждает разум.
  3. Василий Леонтьевич Кочубей — украинский генеральный судья. Храбр и мужественен. Ему не чужды честь и любовь к родине. Глубоко оскорблен Мазепой, когда тот похищает его дочь. Жажда мести находит приют в его сердце. После того, как Петр I не верит его доносу на гетмана, с достоинством переносит наказание за клевету. Сначала его жестоко пытают, а затем казнят на глазах у сотен зрителей.
  4. Пётр Великий – первый Всероссийский император. А. С. Пушкин в каждом своем произведении, посвященном Петру, освещает различные стороны его облика. В поэме «Полтава» царь выступает как воитель, полководец и патриот. Автор рисует внешность Петра в стиле героических портретов XVIII века: сияющие глаза, внушающее ужас лицо, быстрые движения. Портретная зарисовка соответствует духовному облику героя. Петр выступает в поэме как организатор военной мощи России. Он, словно молния, стремительно появляется на страницах произведения. Его думы заняты мыслями о родине и ее благе.
  5. Карл XII — шведский король. Храбр, но честолюбив. Ведет себя легкомысленно, вступая в стычку с казаками накануне Полтавского боя. В результате получает тяжелую травму ноги, которая не позволяет ему участвовать в сражении.
  6. Любовь — властная жена Кочубея. Разделяет взгляды мужа и всячески его поддерживает. В ней пылает огонь страсти, гордости и жажды справедливости. Нетерпелива и умна.
  7. Филипп Орлик – генеральный писарь, гетманов делец. Обладатель «каменного» сердца. Жесток, расчетлив. Получает удовольствие, расправляясь с врагами Мазепы. После смерти «хозяина» получает от Карла XII пустой титул малороссийского гетмана.

Вариант 2

Поэма Пушкина “Полтава” – это произведение, которое описывает события, произошедшие в 1709 году во время Великой Северной войны. В ней автор рассказывает о битве при Полтаве, которая стала решающей в этой войне. В своей поэме Пушкин не только описывает события, но и рассуждает о том, какие уроки можно извлечь из этой войны.

Первый абзац можно посвятить описанию самой битвы при Полтаве. В этом абзаце можно рассказать о том, как проходила битва, какие были ее основные этапы и какие были последствия для России и Швеции. Например, можно упомянуть о том, что битва при Полтаве стала решающей в этой войне, так как после нее Швеция потеряла свою власть в России и стала уступать ей в экономическом и политическом плане.

Во втором абзаце можно рассуждать о том, какие уроки можно извлечь из этой войны. Например, можно сказать, что одним из главных уроков является необходимость сильной армии и правильной стратегии ведения войны. Также можно упомянуть о том, что война всегда приводит к страданиям и разрушениям, и что необходимо стремиться к мирному урегулированию конфликтов. Кроме того, можно упомянуть о том, что война может привести к изменению границ и политической карты мира.

В третьем абзаце можно рассказать о том, как Пушкин описывает героев своей поэмы. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает Петра I как сильного и решительного лидера, который готов пожертвовать всем ради победы. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает шведских генералов как героев, которые борются за свою родину. Кроме того, можно упомянуть о том, что Пушкин описывает обычных солдат как людей, которые исполняют свой долг и готовы пожертвовать своей жизнью ради своей страны.

В четвертом абзаце можно рассуждать о том, как Пушкин описывает саму войну. Например, можно сказать, что автор описывает войну как бессмысленное и беспощадное столкновение двух народов, которые не могут найти друг к другу общий язык. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает войну как нечто, что приводит к страданиям и разрушениям. Кроме того, можно упомянуть о том, что Пушкин описывает войну как нечто, что может привести к изменению истории и судьбы народов.

В пятом абзаце можно рассказать о том, как Пушкин описывает местность, где проходила битва при Полтаве. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает Полтаву как место, где произошло решающее сражение, которое изменило ход истории. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает природу вокруг Полтавы как красивую и живописную.

В шестом абзаце можно рассуждать о том, как Пушкин описывает культуру и обычаи того времени. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает традиции и обычаи русского народа, которые были связаны с военными действиями. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает культуру шведов, которая была сильно отличалась от русской.

В седьмом абзаце можно рассказать о том, как Пушкин описывает религию того времени. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает православие как основную религию России, которая играла важную роль в жизни людей. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает католичество, которое было основной религией Швеции.

В восьмом абзаце можно рассуждать о том, как Пушкин описывает любовь и человеческие отношения. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает любовь героев своей поэмы как нечто, что может привести к трагическим последствиям. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает человеческие отношения как нечто, что может быть испорчено войной и политическими конфликтами.

В девятом абзаце можно рассказать о том, как Пушкин описывает исторические личности того времени. Например, можно упомянуть о том, что автор описывает Петра I как одного из великих лидеров России, который смог изменить историю своей страны. Также можно упомянуть о том, что Пушкин описывает Карла XII как одного из великих генералов Швеции, который боролся за свою родину.

В десятом абзаце можно сделать выводы о том, какое значение имеет поэма Пушкина “Полтава”. Например, можно сказать, что это произведение является важным историческим документом, который помогает понять события того времени. Также можно упомянуть о том, что поэма Пушкина является важным литературным произведением, которое помогает понять суть войны и ее последствия. Кроме того, можно упомянуть о том, что поэма Пушкина является важным источником для изучения культуры, религии и обычаев того времени.

4 вариант

Поэма «Полтава» А.С. Пушкина — это произведение, посвященное важнейшему событию российской истории XVIII века — Полтавской битве 1709 года. В своей поэме Пушкин описывает сражение, происходившее между русской армией под командованием Петра I и шведской армией Карла XII.

Одной из основных тем данной поэмы является идея патриотизма и любви к Родине. Пушкин описывает героический подвиг русских воинов, которые несмотря на трудности и опасности, сражались за благо своей страны. Великий Петр, который возглавил русскую армию, предстает перед нами как символ российского государства, который способен привести свою армию к победе.

Еще одной важной темой является трагизм этого сражения. В поэме описываются ужасные последствия битвы, которая привела к большому количеству жертв

Пушкин описывает кровавую битву и ее последствия, что позволяет нам увидеть, какие жертвы приносит война.

В целом, поэма «Полтава» А.С. Пушкина является не только историческим произведением, но и произведением о любви к Родине, которое напоминает нам о том, что войны приводят к большому количеству страданий и гибели людей.

Вариант 2

В замечательном произведении Полтава, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, раскрывается тема жизни обычного человека в ту эпоху, где было показано мощное государство и непростая жизнь простого народа. Стоит сказать о том, что при жизни писателя, это произведение не было по достоинству оценено критиками, и причиной этому служили немного странные доводы по тому, что подобного стиля не наблюдалось ранее. И вправду, «Полтава» была написана в весьма интересной форме повествования, при которой раскрывались тонкие и проникновенные моменты в жизни героев. Пушкина очень волновал данный факт, ведь ему самому данное произведение очень нравилось, и он считал его удавшимся.

Одной из главенствующих тем, затронутых в произведении, является тема героизма русских солдат, которые проявляли всю величину духа при сражении, а также сила их патриотизма была на крайне высоком уровне. Они понимали, что не могут проиграть врагу, так как жизнь следующих поколений напрямую зависит от них. Несмотря на то, что войско Карла Двенадцатого превосходило по численности русское, солдаты не думали о возможности проигрыша, а верили лишь в то, что при хорошо продуманном плане, у них все получится. Кульминационным и самым основным моментом произведения явилось Полтавское сражение, в котором сражался вместе со своими солдатами сам Петр Первый. Также, писатель хотел показать, насколько хорошо солдаты взаимодействовали на поле боя друг с другом, они были одним целым, думая об общих целях, и стремились приходить на выручку друг к другу в случае возникновения трудных ситуаций.

Особое внимание автор уделил людям, которые не принимали непосредственного участия в битве, но тем не менее принимали смелые и отчаянные решения в своей жизни. Например, был показан образ любимой девушки Мазепы – Марии, которая, несмотря на тяготы и невзгоды в непростое военное время, находит силы на то, чтобы создать собственное человеческое счастье, и тем самым она показывает, что несмотря на то, какой тяжелой может быть ситуация, человеку подвластно самому распоряжаться своей жизнью

Произведение оказывает на читателя колоссальное влияние, так как невозможно оставаться равнодушным, понимая то, что в те времена жизнь человека могла прерваться в любую минуту, а должности и звания не представляли никакой ценности. Оно получилось невероятно реалистичным, искренним и интересным.

Петр 1 и Карл 12 в поэме Пушкина Полтава

Поэма Полтава, написанная А.С. Пушкиным в 1828 году, повествует о таких значимых исторических личностях, как Петр I, Карл XII и другие. Любовная линия сюжета переплетается с исторической

Основное внимание писатель уделяет наблюдению над их поведением во время Полтавской битвы. Каждый сыграл в этом решающем бое очень важную роль

Петр I перед сражением  выглядит как прекрасный воин быстрыми движениями и сияющими глазами, но гневным лицом. Поэт сравнивает его с «божией грозой». Петр выступает в качестве примера для всей армии, у него важная цель  –  воодушевить солдат. В поэме есть описание того, как он мчится перед полками, чувствуется его могущество, радость перед боем – он «пожирал» поле глазами.

Шведский же король показан как полная противоположность русского царя. Карла XII несли слуги в качалке, он явился на поле битвы раненый и бледный. Автор использует слово «недвижим», чтобы показать разницу между находящимся в постоянном движении Петром и неподвижным  шведским королем. Карл выглядит неуверенным в себе, смущенным – он двинул армию слабым жестом руки. Карл охарактеризован писателем как интересующийся только собственной выгодой правитель, немного флегматичный. А Петр напротив – всегда готов к решительным действиям, уверенный в себе и сильный военачальник. Петр обладает звучным голосом, окружен всегда толпой любимцев, он выглядит полным радости и силы.

А.С. Пушкин также использует образ И. Мазепы для характеристики императоров. Так, Мазепа называет шведа бойким и отважным, однако, неспособным вести борьбу с «самодержавным великаном». Также он вспоминает о слепоте, упрямстве, нетерпеливости Карла, его легкомысленности и кичливости. Он называет императора Карла XII «воинственным бродягой», недооценивающим силы врага, вспоминая о своей былой военной славе. Но в нем скрыта угроза, непредсказуемая опасность.

Во время битвы полководцы ведут себя практически одинаково  — оба спокойны, рассудительны, вдохновенно следят за ходом битвы. Окружающие их солдаты в это время охвачены волнением и тревогой, шведы терпят поражение, их дух сломлен.

СОЧИНЕНИЕ «ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ЛИРИКИ А. С. ПУШКИНА»

А. С. Пушкин воплотил в своем поэтическом слове мировую гармонию и непосредственно жизнь. Горячо и страстно он не только жил, но и писал. Пушкин — самое драгоценное, что есть у России, самое родное и близкое для каждого из нас; и оттого, как заметил один исследователь русской литературы, нам трудно говорить о нем спокойно, объективно, без восторга.

Творчество этого богопоэта необыкновенно разнообразно, как сама жизнь. Любовь, ненависть, смысл бытия, стремление к свободе, посмертная слава, муки творчества — все это становится объектом поэтического исследования.

В своей поэзии Пушкин сочетал лучшие традиции мировой и русской литературы. Наиболее выразительно это проявляется в теме предназначения поэта и поэзии.

Над вопросом о своем поэтическом наследии задумывались все поэты всех времен. Название «Я памятник себе воздвиг…» восходит к оде Горация «Exegi monument». Строки пушкинского стихотворения также перекликаются со строками Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул. Превыше пирамид и крепче меди…» и с одой Державина: «Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, металлов тверже он и выше пирамид…». Но Пушкин понимает предназначение поэта иначе: «Глаголом жги сердца людей».

Поэтические строки Пушкина всегда предполагают бесконечное множество осмыслений. Перечитывая, каждый раз по-новому понимаешь их содержание.

«Что же было предметом его поэзии?» — спрашивал Гоголь. И отвечал: «Все стало предметом». Действительно, в стихах Пушкина мы найдем все: и реальные портреты времени, и философские размышления о главных вопросах бытия, и картины вечного изменения природы, и движения человеческой души. Пушкин был больше чем поэт. Это историк, философ, политик — человек, являющий собой эпоху.

Поэт был настоящим живописцем природы, он воспринимал ее зорким взглядом художника и тонким слухом музыканта:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Часто через символику пейзажа поэт передает свои вольнолюбивые порывы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой. Именно в стихотворении «К морю» Пушкин связывает образ моря с неспокойной, бурной стихией,  со  «свободной стихией» борьбы.

Другое настроение воплощено в стихотворении «Я помню чудное мгновенье,..». В нем Пушкин рассказывает не только о своей любви, но и о том, как на его жизнь повлияло это чувство: «…Звучал мне долго голос нежный, и снились милые черты». Стихотворение построено на сопоставлении двух образов: любви и жизни. Жизнь идет своим чередом «в глуши, во мраке заточенья», но любовь — это «божество» и «вдохновенье», которые торжествуют над жизнью.

Мотив смерти в лирике Пушкина — это «пир во время чумы»: всегда одновременно кто-нибудь пирует и кто-нибудь умирает, цепь жизнь—смерть непрерывна: «Эта черная телега имеет право всюду разъезжать». И на одном из этих празднеств, окаймленных черной смертью, Пушкин над нею смеется, дерзновенно славит Царствие чумы и раскрывает глубины обезумевшего сердца:

Есть упоение в бою,

И бездны мрачной на краю,

И в разъяренном океане

Средь грозных волн и бурной тьмы,

И в аравийском урагане,

И в дуновении чумы! —

Все, все, что гибелью грозит,

Для сердца смертного таит

Неизъяснимы наслажденья,

Бессмертья, может быть, залог.

Вся поэзия Пушкина является оправданием Бога, творца, оправданием добра. И это ее назначение сказывается и в самой форме, в самих звуках его стихотворений. Не только определенные сюжеты и общий строй его песен, но и сами они как песни, даже отдельные тона их, ласкающие сердце, уже примиряют с природой и жизнью.

Пушкин «видел и внимал» всю окружающую жизнь. Его произведения именно поэтому так близки многим читателям. Он смог «жить, чтоб мыслить и страдать», и, читая его строки, мы мыслим и страдаем вместе с Пушкиным.

Проблемы

Проблематика поэмы «Полтава» выстроена вокруг двух предательств. Вообще, проблема предательства проходит прочной нитью через все творчество Пушкина (вспомним, например, драму «Борис Годунов»). Этот вопрос глубоко волновал его, он возвращался к его переосмыслению посредством исторических событий снова и снова.

  • Губительная страсть предстает как уничтожающая сила. Во-первых, она уводит Марию из родного дома. Во-вторых, желание Кочубея отомстить за дочь приводит его на помост в руки палача. В-третьих, сам Мазепа из-за личных обид и оскорбленного достоинства проигрывает битву и бежит, спасаясь от преследования правосудия.
  • Проблема безграничной алчности Мазепы, перерастающей в измену родине, в войну (не между шведами и русскими, но еще более горькую между гетманом и возненавидевшим его бывшим товарищем Кочубеем) лежит глубже, чем вышеописанные проблемы, поскольку определяет все остальные.

Обучение в Царскосельском лицее

Годы, проведенные в лицее, способствовали развитию любви к литературе. Ведь это учебное заведение имело гуманитарную направленность. Основными предметами были история, литература и иностранные языки. На занятиях литературы учащиеся должны были представлять работы собственного сочинения. Безусловно, Пушкин был наиболее успешен в этих упражнениях. Помимо учебных занятий, студенты публиковали свои стихотворения в изданиях «Юные пловцы», «Неопытное перо», «Лицейский мудрец». Регулярно Пушкин участвовал в литературных чтениях, следил за новостями в этой сфере. Одним из любимых развлечений лицеистов было коллективное сочинение сказок, в котором наиболее преуспевали Дельвиг и Кюхельбекер.

История создания

«Полтава» была написана в период с апреля по октябрь 1828 г. Отдельным изданием вышла в конце марта 1829 г. Эпиграф взят из поэмы Байрона «Мазепа». Посвящение обращено к М. Н. Волконской, дочери генерала Раевского, героя войны 1812 года, которая последовала за своим мужем-декабристом в сибирскую ссылку. Пушкин считал «Полтаву» «самой зрелой» из всех своих поэм, до того им написанных, в которой «почти все оригинально» (слова в его заметке о «Полтаве» 1830 г. ).

Надо сказать, что Пушкин был не первым, кто взялся изобразить Мазепу. Поэмы «Мазепа» Джорджа Гордона Байрона (1819) и Виктора Гюго (1828), а также картины «Муки Мазепы» (1827) за авторством Луи Буланже, «Мазепа на умирающей лошади» (1828) Эжена Делакруа изображают другой период жизни будущего предателя. Это молодой человек, служащий при польском дворе Яна II Казимира, который поплатился за «разврат» с замужней дамой. За это его обнаженным привязали к коню и пустили через поля и леса. Конь домчал его до Украины, где он и стал гетманом.

«Сочинение по поэме Пушкина «Полтава»»

«Полтава» (1828) посвящена воспеванию славного исторического события — Полтавской битвы, знаменовавшей укрепление русского государства. У Пушкина это был первый опыт исторического произведения в стихах, основанного на специальном изучении исторических работ (например, «Истории Малой России» Д. Ы. Бантыша-Каменского и др.). В поэме соединяются две жанрово-стилевые линии: любовно-романтическая (Мазепа — Мария) и историко-эпическая (Петр — Мазепа — Карл XII). Ведущей для Пушкина была тема Полтавской победы. Поэтому и произведение названо «Полтава», а не «Мазепа», как первоначально предполагалось. Тем не менее образ Мазепы Пушкина очень интересовал — и в плане политическом, и в плане историко-литературном (как полемика с поэмой Рылеева «Войнаровский»). По существовавшей литературной традиции Мазепа мог бы восприниматься как типичный романтический герой, не признающий над собою человеческого суда, ибо он выше «толпы». Но Пушкин, не подвергавший сомнению выводы официальной историографии и поставивший целью возвеличить Петра I, судит Мазепу как личность, противопоставившую себя родине и народу. В пушкинской поэме Мазепа и Петр даны как антиподы. Мазепа одинок, Петр окружен единомышленниками. Мазепа думает прежде всего о себе, Петр воодушевлен идеей государства. В предисловии к первому изданию поэмы Пушкин писал, что некоторые писатели (имея в виду Рылеева) хотели сделать из Мазепы «героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбивым, закоренелым в коварстве и злодействах».

Не меньшее значение имеет в системе образов противопоставление Петра и Карла XII, проявляющееся и в стилистической сфере. Сила и вдохновение Петра передаются с помощью коротких фраз, передающих энергию и стремительность героя «Полтавы»:

* …Выходит Петр. * Его глаза Сияют. * Лик его ужасен. * Движенья быстры. * Он прекрасен, * Он весь, как божия гроза.

О Карле, «венчанном славой беспощадной», Пушкин пишет распространенными предложениями, создающими впечатление медлительности и даже какой-то неуверенности.

Существенно, что Пушкин в поэме провозглашает идею о единстве национальных и государственных интересов русского и украинского народов. Действие поэмы происходит на Украине. Естественно, что Пушкин стремится воссоздать национальный колорит и споем повествовании. С этой целью он насыщает текст этнографическими деталями, воссоздает пленительные картины украинской Природы, вводит в поэму ряд украинизмов: хата, кат, рада и т. д. Правдивое, конкретно-историческое изображение Полтавской битвы и событий, ей предшествовавших, сочетается в поэме с явно романтическими чертами. Резко выраженный конфликт сильных характеров, эффектные сцены столкновения Марии с матерью и ее безумие, некоторая загадочность персонажей — все эти романтические мотивы придавали повествованию о важнейших исторических событиях эмоциональную приподнятость и лирическую взволнованность.

Литературные приемы и тропы в произведении

Образ Петра 1 в поэме «Полтава» вырисовывается более рельефно в результате использования автором антитезы. Пушкин противопоставляет Петру Карла XII. Русский царь – «как божия гроза», он быстро мчится перед своими полками, движения его быстры. Петр воплощает в себе энергию и силу молодого российского государства. Напротив, Карл XII «бледен, недвижим». Его несут в качалке верные слуги.

Раскрывая образ Петра 1 в поэме «Полтава», автор использует метафоры. Одна из них – «глаза сияют», то есть излучают ликование, радость, предчувствие скорой победы. Еще одна метафора – Петр «поле пожирал очами». Кроме того, Пушкин использует эпитеты, например, «лик ужасен». То есть для врага он грозен, а для своих войск «прекрасен» — именно таков образ Петра I в поэме Пушкина «Полтава». Сочинение по этому произведению вы можете написать, приведя в качестве примера и другие метафоры и эпитеты. В поэме их много, мы отметили лишь некоторые из них.

Главная мысль

Одно из редких произведений, которые четко показывают авторскую позицию. Пушкин критикует Марию за предательство родителей и за побег из семьи, а Мазепу — за предательство Петра и побег после поражения. В этом смысле они похожи: горячие сердца, активные, живые, способные совершить поступок. Однако для обоих эта деятельность заканчивается крахом. Таким образом, смысл поэмы «Полтава» — прославление верности и порицание предательства, даже обусловленного любовью или национальной идеей.

Это также одна из первых поэм, написанных Пушкиным-государственником. Поэтому основная идея в произведении «Полтава» – прославление подвигов царя и русской армии. Несмотря на промах, связанный с Кочубеем, Петр показан как сильный и уверенный в себе правитель, чьи преобразования привели к усилению армии и тем самым к победе.

История создания

Датой написания «Медного всадника считается осень 1833 года. Это период так называемой болдинской осени Пушкина, когда его творчество достигает наивысшего расцвета. Написав поэму, поэт не смог ее издать – на печать этого произведения Николаем I был наложен запрет.

Лишь в 1837 году, после смерти поэта, она была напечатана в «Современнике». Однако цензура в лице В. А. Жуковского внесла ряд изменений в текст, которые исказили замысел произведения. Впервые в оригинальном варианте, без поправок цензуры, оно было напечатано лишь спустя много лет, в 1904 году.

https://youtube.com/watch?v=pgWuhnmXTr0

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: