Краткое содержание рассказа
По проселочной дороге идут двое мужчин: Иван Иванович, врач-ветеринар, и его товарищ Буркин, учитель гимназии. Идут уже давно, к сапогам пристала грязь. Неподалеку виднеется имение их знакомого Павла Алехина, к которому они решают заглянуть.
Алехин только завершил дела в поместье и тоже весь перепачкался. Это крупный и грузный мужчина средних лет. Неряшлив, с неуместной прической, он не походит на обычного землевладельца. Имение его не самое богатое в округе. К гостям выходит красивая горничная Пелагея, которая очаровала гостей с первого взгляда.
Хозяин приглашает Буркина и Ивана в купальню, чтобы смыть всю грязь, которая налипла по дороге. Пока Буркин и Алехин сидят в купальне, врач долго плавает в реке. После парной расслабленные гости ведут беседу, в ходе которой Иван приводит в пример жизнь родного брата.
Он и Николай были не знатного рода, но отец когда-то имел поместье, в котором прошло их детство. После кончины батюшки имение забрали кредиторы. Брат служил в казенной палате, писал бумаги и тосковал по вольной жизни на собственной земле. Постепенно тоска переросла в твердое желание купить землю и дом. Человек он был кроткого нрава, добрый и чуткий. Старший брат не разделял его мечты, считая, что нельзя запирать себя на куске земли, нужно исследовать весь мир.
Брат постепенно погружается в свою идею, делая ее основной целью своей жизни. Он почти перестает удовлетворять свои минимальные потребности, урезает расходы, скудно питается и плохо одевается. Все мысли его занимает усадьба, где обязательно надо посадить крыжовник. Николай становится скрягой, каждую копейку откладывает на счет в банке.
Прошло несколько лет, и он женится на состоятельной женщине, у которой умер муж. С ней он тоже жадничает, его супруга практически голодает и, не выдерживая такой жизни, умирает. Все наследство достается Николаю Ивановичу, который даже на минуту не подумал, что виноват в ее смерти.
Здесь врач вспоминает, как деньги меняют людей: одному пациенту в местной больнице отрубило ногу и он, истекая кровью, беспокоился о деньгах, оставшихся в сапоге. Буркин возвращает его к рассказу.
Николай приобретает землю и усадьбу. Но не такую, как он мечтал, — у озера или речки, а по соседству с двумя заводами, отравляющими природу.
Иван навещает родственника и находит его сильно изменившимся. Николай поправился, рассуждает, как настоящий помещик, хотя роду они оба совсем незнатного. Иван отмечает его полное неумение руководить людьми. Следуя старой традиции, Николай спаивает мужиков, хотя до этого сам же наказывал их за пьянку. При этом самомнение у брата стало высокое, он считает, что хорошо обращается с крестьянами и даже мнит себя членом высшего общества.
Встреча братьев
Вечером к столу подали большую тарелку с крыжовником. Николай ест его с волнением и радостью, повторяя “Как вкусно!”. Иван отмечает, что ягоды были жесткими и кислыми. Даже ночью, через стенку спальни, брат слышит, как Николай щелкает по одной ягоде.
Несмотря на то, что вокруг творятся ужасные вещи, те, кто обрел мнимое благополучие, предпочитают закрывать глаза и не замечать этого. Для того, чтобы люди не забывали, что на самом деле многие нуждаются в помощи, видели и слышали других — нужен специальный человек с молоточком. Он будет периодически стучать и сигналить о том, что есть бедность, потери и болезни.
Герой осознает, насколько он сам был слеп, говоря, что со свободой простым людям надо подождать. Но для чего ждать и почему это должно осуществляться постепенно, непонятно. Он не понимает, почему те, кто может сделать жизнь ближнего лучше, медлят. Сами же не живут полноценной жизнью, проводя время в праздности.
Врач сетует на то, что уже немолод и не может исправить ситуацию в своей жизни. Призывает Алехина, пока тот полон сил, делать благо, не думать только о себе.
Слушатели, кажется, вообще не понимают, о чем так пылко им говорил их товарищ. Хозяин дома уходит спать, гости ложатся в одной комнате. Учителя всю ночь беспокоит только запах табака из тлеющей трубки.
История создания
В 1898 году в печать вышел очередной рассказ Чехова, который в дальнейшем стал частью «маленькой трилогии». Эта история, над которой писатель трудился в подмосковном селе Мелихово, стала своеобразным продолжением знаменитого «Человека в футляре». Оба произведения объединила общая тема – искаженные представления о счастье грубой, зачерствевшей человеческой души.
Исследователи творчества Чехова полагают, что в основу рассказа «Крыжовник» легла история, которую поведал Льву Толстому известный юрист Анатолий Кони. Согласно ей, жил один чиновник, который все свои сбережения откладывал на осуществление заветной мечты – пошив парадного мундира с золотой вышивкой. Мужчина считал, что только этот мундир способен принести ему уважение и почет, сделает по-настоящему счастливым. В итоге, заветный мундир был пошит, но герою при жизни ни разу не довелось его надеть. Постаревший и потускневший от времени предмет гардероба лишь единожды был надет «в люди» — во время похорон самого чиновника.
Анализ рассказа А.П. Чехова «Крыжовник»
Анализ рассказа А. П. Чехова «Крыжовник»
Рассказ «Крыжовник» был написан А. П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца, который был для него единственным авторитетом.
И в рассказе «Крыжовник» Чехов «правдиво рисует жизнь» этой эпохи. Применяя прием рассказа в рассказе, автор повествует о помещике Чимше-Гималайском.
Служа в палате, Чимша-Гималайский мечтает о своем имении, в котром он будет жить помещиком. Тем самым, он вступает в конфликт со временем, так как к концу XIX века времена помещиков уже прошли.
Теперь уже не удачливые купцы стремятся получить дворянский титул, а наоборот дворяне пытаются стать капиталистами.
Таким образом, Чимша-Гималайский вопреки здравому смыслу изо всех сил пытается войти в умирающее сословие. Он выгодно женится, забирает себе деньги жены, держит ее впроголодь, отчего она умирает. Скопив деньги, чиновник покупает имение и становится помещиком. В имении он высаживает крыжовник — свою давнюю мечту.
За время жизни в имении Чимша-Гималайский «постарел, обрюзг» и стал «настоящим» помещиком. О себе он говорил как о дворянине, хотя дворянство как сословие уже себя изжило. В разговоре с братом Чимша-Гималайский говорит умные вещи, но говорит их только ради того, чтобы показать свою осведомленность в актуальных вопросах времени {29, ‘www.sinp.com.ua’}.
Но в тот момент, когда ему подали первый его собственный крыжовник, он забыл и о дворянстве, и о модных вещах времени и всецело предался счастью есть этот крыжовник. Брат, видя счастье брата, понимает, что не счастье есть самое «разумное и великое», а что-то другое. Он думает и не понимает, что мешает видеть счастливому человеку несчастного.
Совет
Почему несчастный не возмущается? Помещик Чимша-Гималайский создал иллюзию сладости крыжовника. Он обманывает сам себя ради своего же счастья. Также и большая часть общества создала себе иллюзию, спрятавшись за умные слова от действий. Все их рассуждения не побуждают к действиям. Они это мотивируют тем, что еще не время. Но нельзя бесконечно все откладывать. Нужно и делать! Делать добро.
И не ради счастья, а ради самой жизни, ради деятельности.
Композиция этого рассказа построена на приеме рассказа в рассказе. И кроме помещика Чимши-Гималайского в нем действуют его брат — ветеринарный врач, учитель Буркин и помещик Алехин.
Двое первых заняты активной деятельностью по профессии. Помещик же, по описанию Чехова, не похож на помещика. Он также трудится и его одежда вся в пыли и грязи.
И врач обращается к нему с призывом «не усыплять себя» и «делать добро».
В своем рассказе А. П. Чехов говорит, что не в счастье цель жизни. Но, как писатель конца XIX — начала XX века, он не отвечает конкретно на вопрос: в чем цель жизни, предлагая ответить на него читателю.
Главные герои и их характеристика
- Иван Иваныч Чимша-Гималайский – дворянин, выбравший для себя профессию ветеринара. Данный персонаж также встречается в рассказах «О любви» и «Человек в футляре». На него возложена большая ответственность, поскольку в произведении он выполняет роль не только рассказчика, но и критика, поскольку в его уста Чехов вкладывает собственные мысли. Например, рассуждения Иван Иваныча о быстротечности жизни, необходимости действовать и жить здесь и сейчас – ничто иное, как личное отношение автора к происходящему.
- Николай Иваныч Чимша-Гималайский – младший брат Иван Иваныча, дворянин, мелкий чиновник, а спустя некоторое время – помещик. В юности это был добрый, дружелюбный человек, который хотел вести тихую, уединенную жизнь в деревне в собственной усадьбе. В своих мечтах он представлял, как будет гулять по саду, кормить уток на пруду, нежиться на солнце, лакомиться сочными ягодами крыжовника. На осуществление этой мечты Николай Иваныч положил всю свою жизнь: он экономил, во всем себе отказывал, и даже женился по расчету. Лишь в зрелом возрасте, прожив унылую, безрадостную жизнь, он купил усадьбу и стал помещиком: располнел, обрюзг, стал рассуждать о своем благородном происхождении и требовать от мужиков обращаться к себе не иначе, как «Ваше благородие».
История создания
Вероятный прототип Катерины Ивановны — первая жена Достоевского, Мария Дмитриевна, умершая из-за туберкулеза в тридцать девять лет. По отзывам современников, Мария Дмитриевна была женщиной страстной и экзальтированной, и Достоевский списывал с той героиню в период, когда жена уже находилась на последней стадии болезни.
Некоторые эпизоды в жизни Марии Дмитриевны похожи на то, что произошло с выдуманной героиней в романе Достоевского. До того, как выйти замуж за писателя, Марина Дмитриевна уже была замужем и после смерти первого супруга осталась одна посреди Сибири с сыном на руках, без поддержки со стороны родственников или друзей.
У образа Катерины Ивановны есть и еще один возможный прототип — некая Марфа Браун, знакомая Достоевского. Дама, которая вышла замуж за одного пьющего литератора и в конечном счете оказалась в ситуации ужасной бедности. По характеру Катерина Ивановна похожа на эту женщину.
Проблема показной отзывчивости
Несмотря на опасность бездушия для общества, оно нередко может стать выгодным и даже оптимальным для отдельного человека. Примером послужит Иудин из рассказа А. П. Чехова «Крокодиловы слёзы». Он — хозяин ломбарда, который делает вид, что озабочен проблемами низшего класса и всегда готов помогать бедным. Но когда доходит до дела, выясняется, что все его красивые фразы — лишь мишура, за которой скрывается жадность и желание нажиться на чужом горе.
Герой проводит много времени, рассуждая о несправедливости мира и несчастной доле бедных. Однако когда дело доходит до того, чтобы войти в положение людей и помочь им, он действует в противоположном направлении, занижая ценность предложенных вещей. Иудин отказывается войти в чужое положение и думает только о том, как бы не прогореть самому. Такое поведение во многом отражает лицемерие людей в реальном мире.
История создания
Вошедший в «маленькую трилогию» рассказ А.П. Чехова «Крыжовник» напечатали издатели «Русской мысли» в 1898 году. Он был создан писателем в селе Мелихово, Московской области. Данная история является продолжением произведения «Человек в футляре», которое тоже повествует об омертвевшей человеческой душе с искаженным понятием о счастье.
Считается, что за основу своего сюжета Чехов взял рассказ, который известный юрист Анатолий Кони поведал писателю Л.Н. Толстому. Эта история повествует об одном чиновнике, который подобно Н.И. Чимше—Гималайскому, всю жизнь откладывал сбережения ради осуществления своей мечты. Чиновник верил, что парадный мундир с золотыми вышивками принесет ему почет и уважение, сделает его счастливым. Вот только при жизни «счастливая» вещь ему не пригодилась. Более того, потускневший от нафталина мундир надели на беднягу лишь на его собственных похоронах.
Характеристика главных героев
Главные герои произведения «Ионыч» не являются конкретными образами, а лишь собирательными характерами. Земский врач Дмитрий Ионович Страцев
– молодой, увлекающийся, образованный, но не стремящийся к высоким целям человек. Однако он точно знает, чего хочет и непременно добивается этого. Этот образ является ключевым в произведении, именно его отчеством назван рассказ. Старцев довольно простой и открытый человек, у него нет потаенных мыслей и желаний. Он не привык кривить душой и идти наперекор своим чувствам. Если он влюблен, значит, прямо говорит о том, что хочет жениться. Если он разочарован, то не желает говорить обратного.
Еще одним ключевым образом этого рассказа является Екатерина Ивановна Туркина
, в первых главах называемая лесковым именем Котик. Молодая мечтательница, немного наивная, но уверенная в собственных силах. Она упрямится и идет наперекор родителям. Девушка мечтает о великом будущем. Ей непременно хочется уехать из города в столицу. Любые нравоучения матери воспринимает несерьезно. Ее личность также меняется. В последних главах, она уже не та эгоистичная особа. Жизнь и творческие неудачи, случившиеся с ней в Москве, наложили отпечаток на ее характер: исчезает уверенность в себе, пропадает задор.
Родители Екатерина Ивановны
уважаемые люди в городе. Самые образованные и воспитанные. Они постоянно собирают у себя дома большой круг приглашенных, славятся гостеприимством, остроумием и талантами.
Иван Петрович Туркин
мастерски владеет словом и может украсить любой вечер разговорами, шутками и забавными историями. Отличительной чертой его является умение улыбаться глазами. Создается впечатление, что он видит людей насквозь и способен читать их мысли. Ведь он может найти общий язык практически с каждым человеком. Туркин предан семье.
Вера Иосифовна
– жена Ивана Петровича пишет рассказы и имеет склонность читать их после каждого чаепития. Она довольно скромна и считает, что публиковать ее произведения вовсе не нужно. Они предназначены для души, а не для материальной выгоды. Она любит и мужа и дочь. О последней женщина беспокоится. Ей хочется, чтобы судьба Кати сложилась успешно.
Вариант 2
Николай Иванович – главный герой рассказа Чехова «Крыжовник». Он – человек средних лет, живущий в деревне. Николай Иванович – человек необычный, он не похож на других жителей деревни. Он любит читать книги, у него есть свой взгляд на жизнь. Николай Иванович – человек, который не боится высказывать свои мысли вслух. Он не привык скрывать свои чувства и эмоции.
Николай Иванович – человек, который любит природу. Он часто гуляет по лесу, собирает грибы и ягоды. Он уважает природу и старается не нарушать ее равновесие. Николай Иванович – человек, который любит животных. Он имеет свою собаку, которую он очень любит и заботится о ней. Он умеет обращаться с животными и всегда готов помочь им, если они в трудной ситуации.
Николай Иванович – человек, который не любит конфликтов. Он старается избегать ссор и разногласий. Он всегда готов помочь другим людям, если они в трудной ситуации. Николай Иванович – человек, который уважает старших и старается следовать их советам. Он не любит, когда люди говорят о нем плохо и старается не обижать других людей.
Николай Иванович – человек, который любит жизнь. Он не боится перемен и всегда готов к новым вызовам. Он не жалеет о прошлом и не боится будущего. Николай Иванович – человек, который верит в любовь и дружбу. Он готов помочь своим друзьям и любимым людям в любой ситуации. Он не боится проявлять свои чувства и эмоции и всегда готов выслушать других людей.
Николай Иванович – человек, который любит читать книги. Он увлекается философией и психологией. Он любит думать о жизни и ее смысле. Николай Иванович – человек, который умеет анализировать свои поступки и действия. Он старается извлекать уроки из своих ошибок и не повторять их в будущем.
Николай Иванович – человек, который любит музыку. Он умеет играть на гитаре и поет песни. Он любит слушать музыку и часто посещает концерты. Николай Иванович – человек, который умеет наслаждаться жизнью и радоваться маленьким вещам. Он не боится проявлять свою индивидуальность и всегда готов к новым открытиям.
Николай Иванович – человек, который любит путешествовать. Он много путешествует по России и за ее пределами. Он любит узнавать новые культуры и традиции. Николай Иванович – человек, который умеет находить общий язык с людьми разных национальностей и вероисповеданий. Он уважает другие культуры и старается не нарушать их традиции.
Николай Иванович – человек, который любит спорт. Он занимается бегом и плаванием. Он старается следить за своим здоровьем и не упускать возможности заниматься спортом. Николай Иванович – человек, который умеет находить баланс между работой и отдыхом. Он старается не перегружать себя работой и всегда находит время для себя и своих близких.
Николай Иванович – человек, который любит свою семью. Он женат и имеет двух детей. Он старается быть хорошим мужем и отцом. Он любит проводить время со своей семьей и заботится о них. Николай Иванович – человек, который умеет находить компромиссы и решать конфликты в семье. Он старается создать гармоничную атмосферу в своем доме и быть поддержкой для своих близких.
2 вариант
Рассказ «Крыжовник», написанный Антоном Павловичем Чеховым, впервые был опубликован в журнале «Русская мысль» в 1898году. Произведение входит в «маленькую трилогию» и, как и другие рассказы данного цикла, описывает омертвевшую человеческую душу – «футлярных людей». Писатель в произведении ищет смысл жизни, рассуждает об истинном счастье.
Сюжет произведения построен по принципу «рассказ в рассказе». Действие начинается с дождя в поле, и попавших под него ветеринара Ивана Ивановича Чимша-Гималайского и учителя гимназии Буркина. Герои решают остановиться в усадьбе Алехина, товарища Ивана Иваныча, где ветеринар решает поведать историю о своём брате.
Родившись в небогатой семье, братья старались обрести материальные блага. В особенности стремился к достатку младший, Николай Иванович. Ради одной цели, усадьбы на берегу реки или озера, где будут расти кусты крыжовника, он был готов на всё, забыв о человечности: копил деньги, экономя на еде и одежде, женился на старой вдове, у которой были деньги и фактически сгубил её. Взял в привычку читать в газетах объявления о продаже имений, пока в итоге не приобрёл землю.
На пути к мечте Николай Иванович не замечал, что меняется не в лучшую сторону: располнел, постарел, потерял человеческое обличие. Он не видел, что вокруг него всё становилось заброшенным, даже собака стала похожа на свинью. Мечта заставила забыть о проблемах и заботах реального мира.
То, что увидел Иван Иваныч, во время визита к брату на его новую усадьбу, «Гималайское тож», опечалило его. В особенности момент, когда Николаю Иванычу подносят тарелку с первым урожаем крыжовника, он берёт по одной ягоде, наслаждается процессом, хотя ягода была жёсткая и кислая. Претворение в реальность личной мечты сделало Николая Ивановича счастливым, он наслаждался этим достижением. Но гонясь за богатствами, забыл о духовности, его душа очерствела, он стал «футлярным человеком».
В конце своего рассказа Иван Иванович приходит к выводу, что стоит стремиться к возвышенным вещам, а не гнаться за материальными ценностями. Но ни Буркин, ни Алехин не поняли смысла поучительной истории ветеринара.
А. П
Чехов на примере одного из героев показывает человеческую деградацию, чёрствость, обращает внимание читателя на человеческие пороки, ложные представления о смысле жизни. Рассказ заставляет задуматься над тем, ради чего стоит жить, призывается не останавливаться на достигнутом, а постоянно развиваться
КрыжовникТекст
– Я знаю народ и умею с ним обращаться, – говорил он. – Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает все, что захочу.
И все это, заметьте, говорилось с умной, доброю улыбкой. Он раз двадцать повторил: «мы, дворяне», «я как дворянин»; очевидно, уже не помнил, что дед наш был мужик, а отец – солдат. Даже наша фамилия Чимша-Гималайский, в сущности несообразная, казалась ему теперь звучной, знатной и очень приятной.
Но дело не в нем, а во мне самом. Я хочу вам рассказать, какая перемена произошла во мне в эти немногие часы, пока я был в его усадьбе. Вечером, когда мы пили чай, кухарка подала к столу полную тарелку крыжовнику. Это был не купленный, а свой собственный крыжовник, собранный в первый раз с тех пор, как были посажены кусты. Николай Иваныч засмеялся и минуту глядел на крыжовник молча, со слезами, – он не мог говорить от волнения, потом положил в рот одну ягоду, поглядел на меня с торжеством ребенка, который наконец получил свою любимую игрушку, и сказал:
– Как вкусно!
И он с жадностью ел и все повторял:
– Ах, как вкусно! Ты попробуй!
Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своей судьбой, самим собой. К моим мыслям о человеческом счастье всегда почему-то примешивалось что-то грустное, теперь же, при виде счастливого человека, мною овладело тяжелое чувство, близкое к отчаянию. Особенно тяжело было ночью. Мне постлали постель в комнате рядом с спальней брата, и мне было слышно, как он не спал и как вставал и подходил к тарелке с крыжовником и брал по ягодке. Я соображал: как, в сущности, много довольных, счастливых людей! Какая это подавляющая сила! Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и скотоподобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье… Между тем во всех домах и на улицах тишина, спокойствие; из пятидесяти тысяч, живущих в городе, ни одного, который бы вскрикнул, громко возмутился. Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания… И такой порядок, очевидно, нужен; очевидно, счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча, и без этого молчания счастье было бы невозможно. Это общий гипноз. Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда – болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живет себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, – и все обстоит благополучно.
– В ту ночь мне стало понятно, как я тоже был доволен и счастлив, – продолжал Иван Иваныч, вставая. – Я тоже за обедом и на охоте поучал, как жить, как веровать, как управлять народом. Я тоже говорил, что ученье свет, что образование необходимо, но для простых людей пока довольно одной грамоты. Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? – спросил Иван Иваныч, сердито глядя на Буркина. – Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказательства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естественный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли порядок и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!
Катерина Иванова
Катерина Ивановна — также один из важных женских образов в романе «Преступление и наказание». Она вдова, оставшаяся одна с тремя детьми. У нее гордый и горячий нрав. Из-за голода она оказалась вынуждена выйти замуж за чиновника — вдовца, у которого есть дочь Соня. Он же берет ее в жены только из чувства сострадания. Она всю жизнь пытается найти способы прокормить своих детей.
Окружающая обстановка представляется Катерине Ивановне настоящим адом. Ее очень больно ранит человеческая подлость, которая попадается практически на каждом шагу. Она не умеет молчать и терпеть, как это делает ее падчерица Соня. В Катерине Ивановне хорошо развито ощущение справедливости, и именно оно толкает ее на решительные поступки.