Образ сергея в очерке лескова леди макбет мценского уезда

Катерина измайлова в повести леди макбет мценского уезда характеристика, образ сочинение

Мы напишем — Сочинение Образ Сергея Леди Макбет Мценского уезда Лесков. Подсказки школьнику

Одним из основных персонажей произведения является Сергей, служащий приказчиком купца Зиновия Борисовича.

Писатель представляет Сергея в образе молодого мужчины, обладающего приятной внешностью и обаянием, имеющего темные волосы и красивое, н дерзкое лицо.

Герой характеризуется автором как человек, которому не свойственны моральные и нравственные принципы, способного ради достижения собственных корыстных интересов на любой негативный поступок, включая преступление.

Сюжетная линия повести выстраивается вокруг любовных отношений Сергея и хозяйки имения, купеческой жены Екатерины Львовны, которую ушлый юноша соблазняет льстивыми признаниями, используя женское самолюбие, тщеславие и изнеможение от опостылевшей скучной деревенской жизни.

Сергей вступает в отношения с Екатериной, поскольку, будучи женой зажиточного помещика и, соответственно, его официальной наследницей, у нее есть возможность обеспечить его дальнейшее безбедное существование.

Захватившее Екатерину Львовну чувство безграничной любви к Сергею, приводит к уничтожению в купчихе положительных человеческих качеств, выражающихся в сострадании и милосердии. Влюбленная женщина, не раздумывая и готовая на все ради любимого мужчины, не испытывая мук совести совершает убийство ненавистного супруга и его отца, любящего издеваться над Сергеем.

Но в момент, когда мечты влюбленных преступников сбываются, в доме Екатерины появляется ребенок мужа от первого брака, маленький мальчик Федя, ставший последним препятствием для Сергей и Екатерины Львовны в деле получения наследства Зиновия Борисовича. 

Сергей уговаривает любовницу на хладнокровное убийство малыша с целью избавления от него на пути счастливого обогащения, а затем в период следствия пытается переложить вину за все смерти исключительно на Екатерину, открыто издеваясь над женщиной, поливая ее грязными унижения, а затем и демонстрируя ей свое полное пренебрежение ею. Поняв низкую сущность Сергея, ради которого она принесла в жертву всю свою жизнь, Екатерина Львовна решается на самоубийство, осознав, что будущего у нее больше нет.

Раскрывая образ Сергея в произведении, писатель с необычайной достоверностью описывает низменные пороки, таящиеся в глубине человеческих душ и толкающих их на страшные поступки, не имеющие ничего общего с нравственностью и моралью.

Образ и характеристика.

Главная мысль

Лесков своим произведением предупреждает, к какой трагедии может привести закостенелый патриархальный быт и отсутствие любви и духовности в семье. Почему автор избрал именно купеческую среду? В этом сословии наблюдался весьма большой процент неграмотности, купцы следовали вековым традициям, которые не могли вписаться в современный им мир. Основная идея произведения — указать на катастрофические последствия бескультурья и малодушия. Отсутствие внутренней морали позволяет героям совершать чудовищные преступления, искупить которые можно лишь собственной смертью.

У поступков героини есть свой смысл – она бунтует против условностей и границ, которые мешают ей жить. Чаша ее терпения переполнена, а как и чем ее вычерпать она не знает. Невежество усугубляется развратом. И вот сама идея протеста оказывается опошленной. Если вначале мы сопереживаем одинокой женщине, которую не уважают и оскорбляют в родной семье, то в конце мы видим полностью разложившуюся личность, у которой нет пути назад. Лесков призывает людей быть более избирательными в выборе средств, иначе цель теряется, а грех остается.

Мы изучаем — Жизнь одного сюжета Н. С. Лескова в искусстве. Подсказки школьнику

Сюжеты классических произведений, вызвавших в свое время сенсацию, а иногда и равнодушие современников, не умирают, ибо в них есть нечто такое, что тревожит человека другой эпохи. Критик и литературовед Лев Аннинский, написавший книгу Лесковское ожерелье, посвятил вторую главу целиком судьбе очерка Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда. Глава интересна именно тем, что ставит проблему движения какого-то художественного текста в эпохах, разных точек зрения на один и тот же сюжет, новых интерпретаций.

Прав критик, считающий, что судьба любой известной книги интересна сама по себе, но не менее интересны и мы, читающие текст сообразно со своим временем, со своими духовными запросами, со своим опытом. Солидаризируясь с Толстым, Л. Аннинский убежден, что Н. С. Лесков писатель будущего и то, что для Толстого было будущим, для нас давно настоящее, и в этом настоящем есть волнующий сюжет современного искусства о Катерине Измайловой.
В 1865 году русский читатель познакомился с трагической историей лесковской героини и, может быть, посчитал ее нетипичной для России, случайной, тем более что в названии указание на шекспировскую реалию, а может быть, сам сюжет показался достойным уголовной хроники, а не беллетристики, тяготеющей к обобщениям. Русская женщина, возведенная на пьедестал Пушкиным, Тургеневым, Некрасовым, и вдруг… убийца.
1930 год стал переломным в судьбе лесковского текста. Дмитрий Шостакович написал по мотивам очерка оперу Катерина Измайлова, в которой соединились сатира, гротеск, бытовая характерность и пафос с иронией

За музыкальной концепцией целого слушатель прочитывал и этическую мысль композитора, который не заостряет внимание на злодействах героини, а, напротив, идет как бы вразрез с поэтическим образом русской женщины в культуре (литературе, музыке, живописи) XIX века женщины страстотерпицы и терпеливицы, и музыкальными средствами рисует натуру бунтующую, своевольную, горячую. Жестока, нахраписта, воинственна у Шостаковича толпа

Шостакович откровенно идеализирует героиню? И да и нет. Толпа у Шостаковича та темная сила, из которой произошла сама героиня, и темный инстинкт, злоба, месть толпы Катерине и Сергею созвучны преступлениям любовников.

Бушующий в опере музыкальный огонь передает мне, человеку 90-х годов XX века, и суть революционных событий в России 20-30-х годов, и суть любой эпохи, когда человек и общество забывают Бога. За такое новаторское прочтение классики Шостакович был наказан: в 1936 году появилась статья Сумбур вместо музыки. Кто-то, видно, раскусил оперу и за ее причудливой поэтикой угадал досье на революционную новь.

В 1931 году режиссер МХАТа Алексей Дикий задумал сделать из Леди Макбет нечто жизнерадостное, сочное, густое, реально-ощутимое, национально-определенное. Дикому нужна была не шекспировская злодейка в русском варианте, а добрая душа, безбровая, веснушчатая и русоволосая, но… заблудившаяся в темном царстве купцов. Убийство свекра Катериной было изъято вовсе, а убийство мужа трактовалось как самозащита.

Кустодиевские иллюстрации к лесковскому тексту сделали свое дело: его красивые, добродушные, толстые купчихи, вальяжно приглашающие разделить радость телесной сытости и духовной неискушенности, конечно, отличались от тонкобровой, слегка демонической сестрицы по имени Катерина Измайлова, но именно они-то и повлияли на стилистику спектакля Дикого…
В конце 70-х годов на сцене театра имени Маяковского в роли Катерины Измайловой выступила любимая всеми Наталия Гундарева (режиссер Андрей Гончаров). Еще одна версия лесковской трагедии, но уже московская. Прекрасно пишет об атмосфере 1-го действия Лев Аннинский: Тяжелая дубовость купеческого дома лестницы, галереи.

Андрей Гончаров убежден, что на алтарь любви Катерина Измайлова принесла все, даже собственную жизнь. И хочется задать вопрос: А чужие жизни не в счет? Почему к ним нет сострадания! Да, такие интерпретации уводят нас от истинного Лескова с его неприятием звериного, темного, безбожного начала.
Илья Глазунов, художник, певец русских мотивов, постарался вовсю, чтобы снять вопрос: За что убивали православных православные? Почему рука не дрогнула? Лесковский вопрос. Лесковский мотив. Иконы, лампады, свечи извечные атрибуты старины.

Тонкий профиль Катерины Измайловой на фоне зелено-голубого простора. Нет, это не она, не лесковская героиня… Где бессмертное: Мне отмщение, и аз воздам? Кто же нам объяснит загадку русской души до конца?

Сочинение Катерина Леди Макбет

При прочтении произведения Лескова, Катерина вызывает противоречивые чувства.

Судьба ее непроста. Она не была красавицей, но все равно бросалась в глаза. Маленькая, худенькая брюнетка с карими глазами. В начале произведения автор рисует свою героиню со спокойным характером. Ее можно ставить в пример, как эталон поведения.

Однако жизнь преподнесла молодой девушке немало испытаний. Она вышла замуж за не совсем молодого человека, которого не любила. Девушка переехала к нему, где постепенно начала увядать

Супруг практически не уделял внимание Катерине. Девушка потеряла вкус к жизни

И тут на ее пути встает молодой человек Сергей. Девушка потеряла голову. Любовь и страсть захлестнули в ее жизнь. Однако все тайное когда-либо становится явным. Их отношения начали всплывать. Девушка отчаивается и решается на страшный поступок – убийство.

Затем черная полоса продолжается. Одна неприятность сменяет другую. В конце героиня не выдерживает и кончает с жизнью самоубийством.

Автор в произошедших ситуациях рисует Катерину по-разному. Вначале она хрупкая, нежная девушка. Выйдя замуж, становится скучным, серым чулком. Приобретя любовь, она расцвела словно роза. В экстремальных ситуациях вырисовывается ее истинная натура, лишенная всяких нравственных принципов. Она жуткая, жадная эгоистка.

Однако, поразмыслив о судьбе Катерины, можно посмотреть на ее поведение с другой стороны.

Во-первых, юная девушка не знала настоящей любви. Она была загнана в угол и не принята обществом.

Во-вторых, любая женщина хочет любить и быть любимой. Каждая мечтает хотя бы раз в жизни испытать трепет в душе, почувствовать заботу и любовь.

И вот оно – счастье. Сергей своим присутствием наполнил душу Катерины теплотой. Всем поступкам девушки можно найти оправдание. Это не безнравственность. Это страх, страх потерять самое сокровенное – любовь.

Это не эгоизм. Это сила. Лишь сильный человек способен отдавать отчет своим поступкам, и понимать ради чего ты это делаешь. А Катерина не стыдилась о совершенном деянии. Она – сильная женщина, которою не сломили.

Леди Макбет предали. И этого стерпеть она не смогла. Жить без любимого – значит не жить совсем.

Слепая любовь – вина всем ее поступкам. Девушка попала не в те руки. Что муж, не давший ей ласку, что Сергей, пользовавшийся ей.

Любовь Леди Макбет – это истинное и подлинное чувство, способное свернуть горы. И им нужно было дорожить.

Все сочинения

Катерина Львовна

Девушка 24 лет. По внешности располагает к себе, однако красавицей не считается. Невысокая, стройная, с тёмными волосами и глазами. Имеет особый характер, о котором все вспоминают с душевным трепетом. Становится женой купца Измайлова, который сильно старше её и выше по положению. Выходит замуж не из-за того, что любит его, а скорее всего по расчёту. Автор намекает, что она не может выбрать кого-то другого, так как является бесприданницей.

Живёт вместе с мужем в доме своего свекра, где ей скучно. Досуг чтением не разнообразит, поскольку библиотека в купеческом доме отсутствует, да и она сама этого не желает

Детей в начале рассказа нет, на 6 год её замужества появляется молодой приказчик, на которого она обращает внимание. Она подается на его уговоры, помешана в чувствах к нему и делает всё, что он попросит

Участвует в убийстве трех невинных людей, включая ребёнка. Рожает ребёнка, однако от него отказывается, поскольку видит, что тот может помешать ей в её счастье с Сергеем.

В конце рассказа заканчивает жизнь самоубийством.

Проблемы

  1. Скука. Это чувство возникает у героев по ряду причин. Одна из них – бездуховность. Катерина Измайлова не любила читать, да и книг в доме практически не было. Под предлогом, попросить книжечку, и Сергей проникает к хозяйке в первую ночь. Желание привнести некое разнообразие в монотонную жизнь становится одним из основных мотивов измены.
  2. Одиночество. Большинство дней Катерина Львовна проводила в полном одиночестве. У мужа были свои дела, лишь изредка он брал её с собой, отправляясь в гости к своим коллегам. О любви и взаимопонимании между Зиновием и Катериной тоже говорить не приходится. Усугублялась эта ситуация отсутствием детей, что печалило в том числе и главную героиню. Возможно, если бы ей в семье уделяли больше внимания, ласки, участия, то и она не ответила бы близким людям предательством.
  3. Корысть. Данная проблема ярко обозначена в образе Сергея. Свои корыстные цели он маскировал любовью, пытаясь вызвать к себе жалость и сочувствие у Катерины. Как мы узнаём из текста, у нерадивого приказчика уже был печальный опыт ухаживания за купеческой женой. Видимо, в случае с Катериной он уже знал, как себя вести и каких ошибок не допускать.
  4. Безнравственность. Несмотря на показную религиозность, герои не останавливаются ни перед чем в достижении целей. Измена, убийство, покушение на жизнь ребенка – все это укладывается в голове у обычной купчихи и ее подельника. Очевидно, что быт и нравы купеческой провинции развращают людей тайком, ведь они готовы пойти на грех, только бы никто не узнал об этом. Несмотря на строгие патриархальные устои, царящие в обществе, герои легко идут на преступления, и совесть их не мучает. Нравственная проблематика открывает перед нами бездну падения личности.

Популярные сегодня темы

Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова

Картина Демон поверженный была написана в 1901 году. На ней изображён демон, который был побежден и теперь беспомощно лежит в ущелье. Тело отказываются служить ему, а крылья разметались

Лирика Николая Рубцова неразрывно связана с Россией, с родиной. Рано оставшись сиротой, он тонко воспринимал жизнь. Его сложная, полная драматизма

Поэма Александра Трифоновича Твардовского «Василий Теркин» была написана в самый разгар Великой отечественной войны и пронесена как знамя победы через все лишения народа.

Родительское слово имеет огромное значение практически для каждого человека. Недаром ранее так трепетно относились к родительскому благословению и каким-то подобным делам.

Загадка 2 — любовь к животным_2_8212

Этого не понять ни одному собачнику, потому что его женщина любит кошек и готова их задушить в своих объятиях так, как не обнимает своего благоверного. Если у него взыграют чувства ревности к животному, женщине придётся отказаться от пушистого комочка счастья

А дело в том, что самцы не хотят делить территорию и постель, женщину и ее внимание с теми, кто просто ест за их счёт

Лучше купить кота или собаку, чем рассориться. Поэтому пары часто приходят к единому мнению о том, что им не мешало бы завести собаку, к которой будут относиться, как к ребёнку. Это мудрое решение, так как нередко она выбирает между мужчиной и животными последнее. Лучше не ставить ее перед выбором, возможно, это единственный самец, который сможет согревать ее по ночам, а отсутствие мужа. А это здраво, когда есть нужда в командировках.

В противном случае на стенах подъезда будет висеть объявление в юмористической нотке: продам или отдам мужа, который ненавидит животных. И список характеристик от “приучен к лотку” до “ласковый и пушистый на уровне животика”.

Сергей и Катерина

Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.

Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало — теперь великая цель ее жизни. И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же — подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится. А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.

Мы изучаем — Тема любви в повести Н. Лескова Леди Макбет Мценского уезда. Подсказки школьнику

Главная тема, которую затрагивает Н. С. Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство.
Главная героиня купеческая жена Катерина Львовна Измайлова; главный герой приказчик Сергей. Повесть состоит из пятнадцати глав.
В первой главе читатель узнает, что Катерина Львовна молодая, двадцатичетырехлетняя девушка, довольно милая, хотя и не красавица. До замужества она была веселой хохотушкой, а после свадьбы ее жизнь изменилась. Купец Измайлов был строгий вдовец лет пятидесяти, жил с отцом Борисом Тимофеевичем и вся его жизнь заключалась в торговле. Время от времени он уезжает, и молодая жена его места себе не находит.

Скука, самая, что ни на есть безудержная, толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она знакомится с приказчиком Сергеем, необычайно красивым парнем, о котором говорят, что какую ты хочешь женщину, улестит и до греха доведет.
В один из теплых вечером Катерина Львовна сидит у себя, в высокой горнице у окошка, как вдруг видит Сергея. Сергей ей клонится и уже через несколько мгновений оказывается у ее дверей. Не имеющая смысла беседа заканчивается у постели в темном углу.

С тех пор Сергей начинает посещать Катерину Львовну по ночам, приходя и уходя по столбам, которые поддерживают галерею молодой женщины. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич он наказывает Сергея плетьми, обещая, что с приездом сына Катерину Львовну выдерут на конюшне, а Сергея отправят в острог. Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны.

Теперь любовь у хозяйской жены и приказчика разгорается пуще прежнего, уже и во дворе про это знают, но считают так: ее мол, это дело, ей и ответ будет.
В главе повести Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда рассказывается о том, что очень часто Катерине Львовне снится один и тот же кошмарный сон. Будто ходит по ее кровати огромный кот, мурлычет, а потом вдруг ляжет между ней и Сергеем. Иногда кот разговаривает с ней: Никакой я ни кот, Катерина Львовна, я знаменитый купец Борис Тимофеевич. Я только тем теперь плох, стал, что все мои косточки внутри потрескались от невестушкиного угощения.

Взглянет молодая женщина на кота, а у него голова Бориса Тимофеевича, да вместо глаз огненные кружки. В эту же ночь возвращается домой муж, Зиновий Борисович. Катерина Львовна прячет Сергея на столбе за галереей, выбросив туда же его обувь и одежду.

Вошедший муж просит поставить ему самовару, а потом интересуется, почему в его отсутствии постель надвое разложена, да указывает на шерстяной поясочек Сергея, который находит на простыне. Катерина Львовна в ответ подзывает Сергея, муж ошарашен такой наглостью. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником. Когда Зиновий Борисович падает, на него садится Сергей.

Вскоре купец умирает. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе.

Задумывается убийство племянника.
В одиннадцатой главе Катерина Львовна осуществляет задуманное, и, конечно, не без помощи Сергея. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями.

Мгновенно собирается толпа и врывается в дом…
И Сергея, признавшегося во всех убийствах, и Катерину, ссылают на каторжные работы. Ребенка, который рождается незадолго до того, отдают родственнице мужа, так как только этот ребенок остается единственным наследником.
В заключительных главах автор повествует о злоключениях Катерины Львовны в ссылке. Здесь Сергей полностью отказывается от нее, начинает ей открыто изменять, она же продолжает его любить. Время от времени он приходит к ней на свидание, и в одну из таких встреч он просит у Катерины Львовны чулки, так как якобы у него сильно болят ступни. Катерина Львовна отдает красивые, шерстяные чулки.

Утром следующего дня она видит их на ногах Сонетки, молодой девице и нынешней подруги Сергея. Молодая женщина понимает, что все ее чувства к Сергею бессмысленны и не нужны ему и тогда решается на последнее…
В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт.

Спасти их не удается.
Этим завершается повесть Н. С. Лескова Леди Макбет Мценского уезда.

Главные герои и их характеристика

Катерина Измайлова — весьма сложный образ. Несмотря на бессчетные преступления, её нельзя считать исключительно отрицательным персонажем. Анализируя характер главной героини, нельзя игнорировать несправедливые обвинения её в бесплодии, презрительное отношение свекра и мужа. Все злодеяния были совершены Катериной ради любви, лишь в ней она видела спасение от той кошмарной жизни, которую наполняли лишь малодушие и скука. Это страстная, сильная и одаренная натура, которая, к сожалению, раскрылась лишь в преступлении. В то же время мы можем отметить ведомость, жестокость и беспринципность женщины, которая подняла руку даже на ребенка.

Приказчик Сергей, опытный «девичур», хитер и алчен. Он знает свои достоинства и знаком с женскими слабостями. Ему не составило труда соблазнить богатую хозяйку, а потом ловко манипулировать ею, лишь бы вступить в права владения имением

Он любит только себя, а дамским вниманием лишь пользуется. Даже на каторге он ищет амурные приключения и покупает их ценой жертвы своей любовницы, выпрашивая у нее то, что ценится в заключении.

Муж (Зиновий Борисович) и свёкр Катерины (Борис Тимофеевич) – типичные представители купечества, черствые и грубые обыватели, которые заняты лишь обогащением

Их суровые моральные устои упираются лишь в нежелание делить свое добро, с кем бы то ни было. Супруг не дорожит женой, просто не хочет отдавать свою вещь. А его отец тоже равнодушен к семье, но ему не хочется, чтобы в округе ходили нелестные слухи.

Сонетка. Хитрая, изворотливая и кокетливая каторжанка, которая не прочь повеселиться даже на каторге. С Сергеем ее роднит легкомыслие, ведь твердых и сильных привязанностей она никогда не имела.

Picture2.jpg

У Лескова иначе. Катерина Львовна описана им с симпатией. Не по любви она вышла замуж за богатого купца, а «по бедности». Характер имела «пылкий», склонный к свободе. Наверное, в этом месте все читавшие на уроках в школе драму Островского «Гроза» вспомнили ее героиню, Катерину. Точно-точно. Очень похожи. Обе очень цельные, волевые, идут во всем до конца.

Вот что говорит Катя своему Сереже в самый кульминационный момент их любви, среди цветущих яблонь: «…ежели ты, Сережа, мне да изменишь… я с тобой, друг мой сердечный,… живая не расстанусь».

Сама Катерина мужу изменяет. Да и в самом деле, как ей ему не изменить? Ей нестерпимо скучно, муж неласков, стар, вечно в отсутствии, детей у них нет. Вот тоже момент интересный. Катерина пять лет замужем за Зиновием Борисычем, а детей бог им не дает. Причем Лесков присовокупляет: «У Зиновия Борисыча не было детей и от первой жены, с которой он прожил лет двадцать, прежде чем овдовел и женился на Катерине Львовне». Спроста ли это замечание?

Поневоле вспоминается Гоголь, у которого после слов о том, что детей у Ивана Ивановича не было, следует фраза: «А у девки Гапки есть дети, и бегают часто по двору». У Гоголя эта якобы случайная фраза наводит на мысль, что Иван Иванович имеет «некоторое отношение» к детям Гапки. А замечание Лескова невольно провоцирует подозрение, что не Катерина «неродица», в чем ее попрекают муж и свекр, а что-то не так с ее мужем. Если вспомнить, что в повести у Катерины рождается ребенок от Сергея (мотив, отсутствующий в либретто оперы), то эта мысль станет более основательной.

N.S.Leskov._Portret_raboty_V.Serova_1894.jpg

Претензии? «Бытовой повести Лескова навязан смысл, которого в ней нет… Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены… старается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам Катерины Измайловой».

После смерти Сталина, в 1955 году, Дмитрий Дмитриевич написал вторую редакцию оперы, назвав ее «Катерина Измайлова»; текст либретто помогал редактировать друг Шостаковича Исаак Гликман. Однако специально созданная комиссия во главе с Кабалевским запретила оперу вторично, сославшись на изображение в ней «каторжников и убийц» и на то, что «сталинскую» статью никто не отменял.

И все же премьера «Катерины Измайловой» на родине композитора состоялась при его жизни, в 1962 году, — в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Также при жизни Шостаковича и при его участии в качестве либреттиста был снят фильм-опера «Катерина Измайлова».

О нем и пойдет у нас речь.

Сюжет повести Лескова в кратком изложении таков. Купеческая жена Катерина Измайлова полюбила работника Сергея, вместе они убивают ее мужа, потом оба идут на каторгу.

Видела фильм когда-то в юности, долго находилась под впечатлением. Посмотрела сейчас – и опять подпала под магию этого сплава драматического действия и музыки.

Вариант 2

Жизнь Катерины – лучшая иллюстрация к выражению «любовь – страшная сила» Катя была двадцатитрехлетней девушкой, когда ее выдали замуж. Возраст, по стандартам того времени, довольно немолодой, да и богатства особого за душой нет. Так что «перебирать женихам ей не приходилось». Это была невысокая стройная девушка с хорошей фигурой, симпатичным лицом и красивыми черными глазами. Характер у Кати был живой и непосредственный, она привыкла к простоте и свободе, к жизни, не стесненной строгими рамками. А в доме состоятельного купца Измайлова, за которого ее выдали, не спросив согласия, рамки и преграды были везде.

Муж, Зиновий Борисович, был вдвое старше ее. Детей у него не было, хотя с первой женой он прожил около двадцати лет. Кроме мужа семья включала и свекра – подозрительного и недоверчивого старика восьмидесяти лет. Жизнь в «запертом купеческом терему с высоким забором и спущенными цепными собаками» была скучна неимоверно. Если куда-то и ездила с мужем в гости, то с большой неохотой – там она была лишь мишенью для пересудов: так ли села, так ли встала, так ли одета…Дома дел никаких не было – уедут муж и свекор с утра до вечера по делам, а ей и тошно одной по дому слоняться. А ребенка родить не получалось, за что домашние ее не любили и попрекали постоянно (хотя никакой ее вины в том не было). Читать в доме было нечего, но она читать и не любила. В общем, не жизнь – тюрьма. Срок заключения – пять лет.

И тут встретился, наконец, человек, которому она была не совсем безразлична…Молодой приказчик Сергей. Он не только молод, он красив, ведет затейливые речи, а после и признается в любви. И Катерина влюбилась. Впервые в жизни, до полной потери мироощущения и самоконтроля. И, как всякая влюбленная женщина, не видела недостатков в своем возлюбленном – ни легкости в отношениях с женщинами, ни алчности. Любовь! Рай на земле…И свекор, узнавший об их романе, воспринимается как препятствие ее счастью. Препятствие надо устранить, и старик умирает, наевшись грибов. Только вот Сергей становится более холоден и сух, отмалчивается. Наконец, разговорив его, Катерина узнает, что хотел бы он на ней жениться, а не ходить в любовниках. «Теперь она готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест.» И претензии вернувшегося из долгой отлучки мужа превращают ее в страшную разрушительную машину, готовую смести все препятствия на пути к счастью. Муж тоже был убит и надежно захоронен в погребе. Появившаяся вскоре сестра мужа с малолетним племянником также претендуют на наследство. И, при подстрекательстве Сергея, которому хочется богатой жизни, племянник попрощался с жизнью. Рай кончился, дальше – арест, суд, каторга.

Но Катерине все равно – куда, лишь бы с ним. И вот на этапе, видя равнодушие и насмешки Сергея, а потом и его явную измену, Катерина сломалась – не для чего больше жить, а значит, и не нужно. И она бросается в воду, утащив с собой и соперницу. Казалось бы, любовь – светлое созидательное чувство, возвышающее человека…Но – пути судьбы извилисты и непредсказуемы.

Темы

  • Любовь – основная тема повести. Именно это чувство толкает Катерину на чудовищные убийства. В то же время любовь становится для неё смыслом жизни, тогда как для Сергея это лишь забава. Писатель показывает, как страсть может не возвысить, а унизить личность, ввергнуть ее в бездну порока. Люди часто идеализируют чувства, но нельзя игнорировать опасность этих иллюзий. Любовь далеко не всегда может быть оправданием для преступника, лжеца и убийцы.
  • Семья. Очевидно, не по любви Катерина вышла замуж за Зиновия Борисовича. Не возникло между супругами за годы семейной жизни должного взаимоуважения и согласия. Катерина слышала в свой адрес лишь упреки, её называли «неродицей». Закончился договорной брак трагически. Лесков показал, к чему ведет пренебрежение межличностными отношениями в рамках семьи.
  • Месть. Для порядков того времени, Борис Тимофеевич вполне справедливо наказывает похотливого приказчика, но какова реакция Катерины? В ответ на издевательства над возлюбленным Катерина травит свёкра смертельной дозой яда. Желание отомстить движет отвергнутой женщиной в эпизоде на переправе, когда нынешняя каторжанка набрасывается на разлучницу Сонетку.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: