Тайна размахивания руками
Кулигин видит вдалеке Дикого:
Это первое упоминание Дикого в пьесе: он ругается и машет руками. Для русского купца XIX столетия такое поведение особенно значимо. Во многих школьных учебниках сказано, что жители Калинова живут по домостроевским правилам. Однако по «Домострою» как раз положено «не выносить сор из избы», в том числе не ругаться на людях (например, жену нужно «наедине проучить», а бить прилюдно не стоит). Ругающийся на улице Дикой, конечно, ведет себя с точки зрения традиционных купеческих представлений о морали совершенно неправильно: весь город знает, с кем он сегодня «воюет», — и это довольно яркая характеристика персонажа.
Вариант 2
Одним из наиболее ярких персонажей пьесы является Катерина, красивая девятнадцатилетняя девушка, рано вышедшая замуж, и не нашедшая любви в своём браке.
Самым светлым периодом своей жизни Катерина считает своё детство. Выросла она в зажиточной купеческой семье. Её родители, люди религиозные и набожные, очень любили свою дочь. Они не загружали её тяжёлой домашней работой, баловали и позволяли заниматься, тем что ей интересно. Особого образования девушка не получила, и её представления о мире сложились главным образом из общения с родителями и разговоров с набожными странницами и богомолками, которые часто бывали в их гостеприимном доме.
Прожив детство в свободной и дружелюбной атмосфере, Катерина выросла неглупой, искренней, доброй и набожной девушкой. Она любила мечтать, была скромной и в то же время резвой и весёлой, при этом, в силу своего твёрдого характера, она готова на смелые и решительные поступки. Её покорность и терпеливость – не слабость, а скорее проявление её миролюбивой и религиозной натуры.
Рано выйдя без любви замуж за Тихона и поселившись в доме его матери Кабанихи, девушка попадает из светлой атмосферы любви и искренности в мрачную и душную обстановку лицемерия и ханжества. Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, а постоянные придирки и злоба свекрови делают её жизнь невыносимой. В силу своей миролюбивой природы девушка всё терпит и старается приспособиться, найти какой-то новый смысл в своём существовании, но сильная и свободолюбивая натура не позволяет ей сделать этого, и готова вырваться наружу.
Вполне закономерным следствием её беспросветной жизни в доме мужа становится то, что, повстречав Бориса, человека доброго, образованного и воспитанного, она влюбляется в него. Катерина – цельная и искренняя натура, она испытывает к молодому человеку очень сильные и глубокие чувства. По причине набожного и религиозного воспитания, девушка считает свои чувства к Борису греховными. Не в силах долго носить в своей душе сознание этого греха, Катерина рассказывает всё мужу и свекрови. Тихон, сознавая, что всём виновата его злобная мать, готов простить жену.
Раскаявшись в своём грехе, Катерина не испытывает облегчения и решает покончить с собой. Возможно, отъезд с Борисом был бы спасением для неё, но он, опасаясь негативной реакции со стороны своего дяди, уезжает один. Катерина бросается в реку и погибает.
Своей смертью Катерина бросает вызов патриархальному укладу крепостной России. Её образ учит нас оставаться собой в любой ситуации и быть верным своим принципам.
Сочинение на тему Трагедия Катерины в Грозе
Пьеса Островского «Гроза» была написана в 1860 году. В это время в обществе зрел протест. Назревали большие перемены. Описание событий происходит в небольшом заштатном городке Калинове, расположенном на берегу Волги. Город Калинов – чистый вымысел автора.
Центральное место в произведении занимает Катерина и ее трагедия. Она родилась и выросла в небогатой купеческой семье. Жизнь её в стенах родительского дома была вполне беззаботной. Любимую дочь холили и лелеяли, не утруждая работой. Дни её проходили весело и непринуждённо. При всей своей внешней миловидности, Катерина обладала решительным характером. Была смела в своих поступках. А в исключительных случаях могла быть упряма и непокорна.
Впервые её протест проявился, когда ей исполнилось шесть лет. Тогда, обидевшись на своих родителей, Катерина убежала на ночь глядя к реке. Села в лодку и отплыла от берега. Беглянку нашли утром, в десяти верстах от места побега.
В замужестве героиня не была счастлива. Её мужем стал тихий, безвольный Тихон, подавленный грозной и властной матерью. Марфа Игнатьевна Кабанова – так звали свекровь – была женщиной своевольной и деспотичной. Ей нравилось верховодить и руководить всем в доме. Всё в семье должно было происходить с согласия и одобрения домашнего тирана. Кабаниха не терпела неповиновения и чужое мнение её совершенно не интересовало. Таким был уклад жизни в доме Кабановых. И ничто, никакие потрясения не могли этого положения вещей поменять.
Катерина попала в семью, где самым ценным является богатство. Ни любви, ни уважения здесь нет и в помине. Героиня не видит уважения со стороны свекрови и не получает любовь и защиту от мужа. Судьба посылает ей Бориса Григорьевича. Её влечёт к нему, он кажется ей не таким, как все. Ей хочется, чтобы он освободил её от постылой жизни в доме Кабанихи. В своих мечтах она уносится с Борисом далеко от Калинова. Но Борис не способен сделать Катерину счастливой. Он сам зависит от своего дяди Дикого.
Отличительная черта Катерины – честность. Не умея лицемерить и изворачиваться, она призналась в совершённом грехе. Ей, выросшей в свободе и любви, тяжело находиться в царстве лжи и лицемерия. В обществе, где вместо любви и уважения взамен предлагают бесконечные унижения, ей не нашлось места. Сделав выбор в пользу свободы, Катерина идёт на берег реки. Ей не страшна смерть. Она видит в ней своё полное освобождение от всего ненавистного.
Образ и характеристика Катерины
Пожалуй, мало какое произведение того времени, да и среди произведений самого автора Островского, могли вызывать столько бурных споров, чем пьеса «Гроза».
Отчаянный поступок Катерины Кабановой, переступившей черту жизни и смерти, вызывает, как сочувственное понимание, так и резкое неприятие. Одного мнения нет, и быть не может.
Любимая и балованная дочь купеческой семьи, Катерина выходит замуж за Тихона, переворачивая свой мир с ног на голову. На примере ее родителей и новой семьи мы видим, насколько разным может быть патриархальный уклад: показным и демонстративным (что скажут соседи? что подумают знакомые?), либо глубоким и душевным, потаенным от чужих глаз.
Свою лепту в то, как сложилась судьба этой женщины, вносит отсутствие полноценного образования. По рассказам Катерины свои знания она почерпнула из рассказов матери и отца, а также богомолок и странниц.
Вера людям и восхищение сотворенным Богом миром – вот ее главные черты. Тяжелой работы Катерина не знала, любила ходить в церковь, казавшуюся ей сказочным храмом, где ее ждут ангелы.
Безоблачное и счастливое детство быстро сменяется безрадостным замужеством. Добрая, наивная и очень религиозная девушка впервые столкнулась с неприкрытой ненавистью к окружающим людям. В новой семье уже нет места ангелам и радости. Да и само замужество происходит вовсе не по любви.
И если Катерина надеется полюбить Тихона, то Кабаниха – так называют все вокруг ее свекровь – не оставляет ни шанса ни сыну, ни невестке. Быть может Тихон и стал бы тем, кто сделал бы Катю счастливой, да только под крылом матери он не ведает таких чувств, как любовь.
Встреча с Борисом дарит несчастной женщине надежду, что жизнь еще может перемениться и стать лучше. Черная атмосфера дома подталкивает ее взбунтоваться и попытаться побороться за свое счастье.
Отправляясь на свидание, она понимает, что совершает грех. Это чувство не оставляет ее ни до, ни после. Твердая вера в Бога и осознание порочности совершенного поступка толкают Катерину признаться во всем мужу и свекрови.
Пораженный, но в глубине души понимающий свою жену, Тихон не осуждает ее. Только самой Катерине от этого не легче. Самой простить себя намного труднее. Быть может и хотела она признанием облегчить свои душевные метания, да только не вышло. Прощение ей не нужно.
Сама мысль вернуться в дом для нее становится тождественной смерти, только не мгновенной, а долгой, мучительной, неизбежной. По религиозному канону самоубийство – смертный грех, который нельзя простить. Но и это не останавливает отчаявшуюся женщину.
В мыслях Катя часто представляет себя птицей, душа ее рвется в небеса. Жить в Калинове ей невмоготу. Влюбившись в Бориса, совсем недавно прибывшего в город, она воображает, как они вместе покинут ненавистный город. Любовь видится настоящим и таким близким спасением. Да только для исполнения мечты нужно обоюдное желание…
Встретившись на берегу Волги с Борисом, Катерина испытывает жесточайшее разочарование. Когда-то такой прекрасный молодой человек решительно отказывается забрать с собой замужнюю женщину, нанося ей своим отказом последний удар в сердце.
Катя не хочет быть больше камнем преткновения в своей семье, продолжать влачить безрадостное существование, день за днем ломать свою душу в угоду свекрови.
А выход вот он – совсем рядом, нужно только сделать шаг с обрыва в воды Волги. И гроза ей кажется самым что ни на есть указанием свыше.
То, о чем Катя когда-то только смутно размышляла, боясь признаться самой себе в греховных помыслах, оказалось самым простым выходом. Не найдя своего места, поддержки, любви, она решается сделать этот самый последний шаг.
Катерина в системе образования по пьесе «Гроза»: анализ образа и душевная трагедия
Образ Катерины в драме «Гроза» Истоки к пониманию образа Катерины влекут в прошлое. Детство ее было счастливым. Героиня слепо верила тому, что рассказывают странницы и богомолки, считая это абсолютной истиной. Ходила в церковь и свято верила в ее доктрине. Возможно, именно поэтому в ней засели доброта и наивность. Катерина в системе образования по пьесе «Гроза» — анализ образа и душевная трагедия:
В жизни Катерины была стандартная схема — взросление и замужество. Причем замужество не по любви, а потому, что возраст вынуждает. Катерина уважала, но не любила человека, с которым состояла в браке. Сознание девушки лелеет достаточно нелепую мечту о том, что если она полюбит того, чьей женой стала, то жизнь изменится и станет раем. Но увы, этого не происходит.
Основной конфликт у молодой женщины происходит с Кабанихой. Свекровь ее явно недолюбливает. Что же касается супруга, Тихона, он очень зависим от матери, потому практически никогда не говорит свое веское слово, убеждая себя, что все в порядке.
В целом, к Катерине негативно относятся практически все односельчане. Такое впечатление, что в ней нашли некоего «козла отпущения», которого можно обвинить во всех смертных грехах. На него же можно сорвать свою неудовлетворенность и злость.
Отсутствие добра и любви очень сильно давит на девушку. Она думает, что обязательно зачахнет, если не будет противостоять действительности. Когда в поселении появляется непохожий на других, интеллигентный молодой мужчина, Борис, она думает, что это ее шанс на спасение из «темного царства», однако все оказывается миражом. Возлюбленный предает и уезжает один.
Каким же представляется образ Катерины в системе образования? Вот описание:
- Это молодая симпатичная женщина (на первый взгляд, ей около 25-30 лет).
- Она последовала за стереотипами, выйдя замуж без любви, оказалась среди людей, которые ее не понимают и недолюбливают, но при этом ищет счастья.
- Назвать отрицательной героиней ее невозможно.
- Когда она думает, что наконец нашла того человека, которого любит и который может показать ей светлое будущее, все оказывается иначе.
- Возлюбленный исчезает, а жизнь не меняется. Душевные терзания Катерины заканчиваются только с ее смертью.
Относительно черт характера, Катерина:
- Мыслящая
- Любящая
- Глубоко несчастная
- Мечтательна
- Очень ранимая натура
Также она по натуре бунтарь. Но ее бунт в темном царстве, увы, не принес положительных результатов. Хоть, вполне возможно, это была неправильная стратегия.
Образ героини
Кабанова Катерина Петровна – героиня из пьесы А.Н. Островского «Гроза».
Катерине в пьесе лет восемнадцать. Родилась и выросла в городе Калинове. Родители ее очень любили. В детстве Катерины было много интересных людей, так. как к ним часто заходили странницы и рассказывали разные истории. Она была очень верующей: каждую неделю ее мама наряжала в красивые платья и водила ее в церковь. Девочка очень любила бывать там.
Характер у Катерины Петровны боевой, справедливый, добрый. Однажды в детстве ее чем-то дома обидели. Разозлившись, она села в лодку и далеко уплыла от дома. Замуж ее выдали рано. Возможно, из-за ее характера.
Тихон, ее муж, человек несмелый, спокойный. Его мать все время на него давит и всячески пытается задеть Катерину. Из-за этого главная героиня вынуждена все время защищать себя, потому что муж этого не делает. Главная героиня не хотела мириться с устоями той семьи: унижения, подчинение, оскорбления. Она единственная, кто противостоял этому.
Замужем Катерина была несчастлива. В доме нормально общалась только с сестрой Тихона – Варенькой, которая жалела жену брата. Катерина стала чахнуть в этой семье. Но однажды к ним в город приехал один молодой человек – Борис
Девушка сразу обратила на него внимание, так. как по ее мнению он был ни на кого не похож
Они стали встречаться, когда муж уехал по делам и не взял с собой свою жену, хоть она и умоляла его. Но Катерина была очень верующей и боялась умереть с грехом на душе. Она не боялась смерти, боялась только предстать перед Богом со всеми грехами. Катерина Петровна призналась в своей измене.
После этого жизнь ее стала еще хуже: дома постоянные оскорбления, иногда побои, все от нее отвернулись. Она была готова бежать с Борисом, потому что любила его. Бориса отправляли в Сибирь. Он тоже любил Катерину, но с собой не взял, так как не хотел ссориться со своим дядей, от которого зависело его наследство.
В то время у женщин не было возможностей жить самостоятельно. Если бы Катерина и сбежала бы одна, то ее поймали и сильно побили бы в качестве наказания. У нее было только два выбора: либо вернуться в дом мужа, где житья бы у нее не было, либо броситься в реку Волгу. Она выбрала второе.
Когда вытащили ее мертвое тело, многие поняли (а некоторые и так знали), что она была единственным человеком в той местности, который был достоин уважения.
Вариант 2
Одним из наиболее ярких персонажей пьесы является Катерина, красивая девятнадцатилетняя девушка, рано вышедшая замуж, и не нашедшая любви в своём браке.
Самым светлым периодом своей жизни Катерина считает своё детство. Выросла она в зажиточной купеческой семье. Её родители, люди религиозные и набожные, очень любили свою дочь. Они не загружали её тяжёлой домашней работой, баловали и позволяли заниматься, тем что ей интересно. Особого образования девушка не получила, и её представления о мире сложились главным образом из общения с родителями и разговоров с набожными странницами и богомолками, которые часто бывали в их гостеприимном доме.
Прожив детство в свободной и дружелюбной атмосфере, Катерина выросла неглупой, искренней, доброй и набожной девушкой. Она любила мечтать, была скромной и в то же время резвой и весёлой, при этом, в силу своего твёрдого характера, она готова на смелые и решительные поступки. Её покорность и терпеливость – не слабость, а скорее проявление её миролюбивой и религиозной натуры.
Рано выйдя без любви замуж за Тихона и поселившись в доме его матери Кабанихи, девушка попадает из светлой атмосферы любви и искренности в мрачную и душную обстановку лицемерия и ханжества. Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, а постоянные придирки и злоба свекрови делают её жизнь невыносимой. В силу своей миролюбивой природы девушка всё терпит и старается приспособиться, найти какой-то новый смысл в своём существовании, но сильная и свободолюбивая натура не позволяет ей сделать этого, и готова вырваться наружу.
Вполне закономерным следствием её беспросветной жизни в доме мужа становится то, что, повстречав Бориса, человека доброго, образованного и воспитанного, она влюбляется в него. Катерина – цельная и искренняя натура, она испытывает к молодому человеку очень сильные и глубокие чувства. По причине набожного и религиозного воспитания, девушка считает свои чувства к Борису греховными. Не в силах долго носить в своей душе сознание этого греха, Катерина рассказывает всё мужу и свекрови. Тихон, сознавая, что всём виновата его злобная мать, готов простить жену.
Раскаявшись в своём грехе, Катерина не испытывает облегчения и решает покончить с собой. Возможно, отъезд с Борисом был бы спасением для неё, но он, опасаясь негативной реакции со стороны своего дяди, уезжает один. Катерина бросается в реку и погибает.
Своей смертью Катерина бросает вызов патриархальному укладу крепостной России. Её образ учит нас оставаться собой в любой ситуации и быть верным своим принципам.
Вариант 5
Произведение «Гроза» Островского занимает особое место в творчестве писателя благодаря образу главной героини.
Катерина отличается от остальных людей «Темного царства» тем, что она включает в себя всю доброту. Однако, судьба ее не балует. С ее слов мы узнаем, что образования не получила, так как не было у нее для этого возможности. Проживала героиня в деревне в бедности. Но детство у нее было беззаботным. Мать ее работать не заставляла, и у Катерины поэтому было много времени для занятий по душе. Отчетливо видно, что девушка росла счастливой и романтичной, любящей все окружающее вокруг нее. Но самое главное, она жила в мечтах, обособленных от существующего мира. Особенно Катерина любила бывать в храме и любоваться на ангелов. Да ее тоже можно к ним причислить. Но порой в ее душе просыпалась противоречивая натура, и она шла наперекор некоторым действиям.
Когда же Катерина вышла замуж, то сильно изменилась. Из светлого мира, лишенного обмана и несправедливости, она попадает в сферу обмана, жестокости и обмана. И причина была совсем не в том, что ее спутником жизни стал человек, которого она даже не любила. Просто девушка была вырвана из светлого и доброго мира, где она пребывала долгое время. И сейчас ей не доставляет особого удовольствия посещать церковь. Девушка не может заниматься повседневными делами так, как это делала до замужества. Она находится всегда в грустном и подавленном состоянии, что мешает ей даже любоваться красотами природы. Ей приходится терпеть и страдать, и девушка уже не может жить своими мыслями, так как реальная действительность возвращает ее в то место, где существует унижение и оскорбление. Девушка пытается полюбить своего супруга, однако все ее чувства пресекаются Кабанихой. Из-за своей покорности она пытается проявить свои чувства по отношению к Тихону, но он это не ценит. Тогда Катерине становится совсем одиноко.
И не может героиня жить в доме супруга, притворяясь. Со свекровью у женщины возникает конфликт. Она пугает Кабаниху своей искренностью и чистотой. Катерина не стала выть в доме после отъезда мужа, как хотела Кабаниха. И какую надо было иметь смелость, чтобы выразить свои чувства Борису. Убегая из ненавистного дома, Катерина стремится найти поддержку у Бориса, а сталкивается с безвольным и слабым человеком. Женщина остается в полном одиночестве, и ей остается только уйти из этого страшного мира. Мне кажется, что так мог бы поступить только человек с сильным характером. Для нас Катерина воплощает простую, светлую и русскую душу, которая побуждает нас бороться с хамством, невежеством, самодурством, присутствующими до сих пор.
10 класс
Действие четвертое: признание в грехе
Явление первое.
В городе, возле Волги, гуляют пары. Надвигается гроза. Люди переговариваются между собой. На стенах разрушенной галереи возможно различить очертания картин геенны огненной, а также изображение битвы под Литвой.
Явление второе.
Появляются Дикой и Кулигин. Последний уговаривает купца помочь ему в одном благом деле для людей: дать деньги на установку громоотвода. Дикой говорит в его адрес обидные слова, оскорбляя честного человека, который старается для других. Дикой не понимает, что такое «электричество» и для чего оно нужно людям, и сердится еще больше, особенно после того, как Кулигин дерзнул читать стихи Державина.
Явление третье.
Внезапно из поездки возвращается Тихон. Варвара в недоумении: что им делать с Катериной, ведь она стала сама не своя: на мужа боится поднять глаза. Бедную девушку сжигает чувство вины перед супругом. Гроза все ближе и ближе.
Явление четвертое
Люди стараются спрятаться от грозы. Катерина рыдает на плече у Варвары, еще больше чувствуя, что виновата перед мужем, особенно в тот момент, как видит Бориса, который выходит из толпы и приближается к ним. Варвара делает ему знак, и тот отдаляется.
Кулигин обращается к людям, убеждая, чтобы не боялись грозы, и называя это явление благодатью.
Явление пятое
Люди продолжают рассуждать о последствиях грозы. Некоторые считают, что она кого-то убьет. Катерина со страхом предполагает: это будет она.
Явление шестое
Вошедшая барыня напугала Катерину. Она тоже пророчит ей скорую смерть. Девушка боится ада как возмездия за грехи. Потом не выдерживает и признается домашним, что десять дней гуляла с Борисом. Кабанова в ярости. Тихон – в растерянности.
Несколько интересных сочинений
- Польза и вред интернета сочинение рассуждение эссе Интернет появился в нашей повседневной жизни относительно недавно, однако это не помешало ему прочно укорениться во множестве сфер деятельности и стать технологией, которую использует практически половина
- Сочинение Моя любимая сказка Царевна-лягушка 5 класс Все мы с самого раннего детства слышали множество сказок. Большая часть из них всегда несет в себе поучительный урок. Бывает, что в некоторых сказках данный урок необходимо поискать
- Анализ боя Мцыри с барсом Анализируя поэму М. Ю. Лермонтова «Мцыри» первое, что приходит на ум- это бой главного героя с барсом. Данный эпизод в произведении является ключевым и полностью раскрывает его смысл-свобода ценнее жизни в неволе.
- Сочинение Как мы однажды лепили снежную бабу 5 класс Зима – это, то время года, которое каждый человек ждет с определенным трепетом и предвкушением. Дети надеются, что зима принесет много снега, новогодние праздники с подарками
- Характеристика и образ Вожеватова в пьесе Бесприданница Островского сочинение Один из главных героев пьесы «Бесприданница» Островского А. Н. является Вожеватов Василий Данилыч. Молодой человек является представителем очень состоятельной европейской фирмы, любит одеваться по-европейски
Мы изучаем — Почему Добролюбов назвал характер Катерины русским сильным характером?. Подсказки школьнику
Почему Н.А. Добролюбов назвал характер Катерины русским сильным характером?
(По драме А.Н. Островского Гроза)
Бескомпромиссность, верность своим внутренним идеалам , развитие личностного самосознания, способность к протесту, внутренняя сила, поэтичность, душевность все эти черты Катерины позволили Н.А. Добролюбову назвать ее русским сильным характером.
Катерина очень поэтичная, эмоциональная натура. Характерной русской чертой является религиозность героини, сливающаяся с ее поэтической верой в волшебные сказки. В доме ее всегда было много странниц и богомолок, она слушала их рассказы, в юности любила ходить в церковь, молиться. Она чувствует красоту природы, любит окружающий мир. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью.
У меня цветов было много, много, рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее наполнены сказочными видениями. Часто снится ей, что она летает, как птица.
И этот образ птицы позволяет нам понять главное в характере героини. В народной поэзии птица символ воли. Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле, вспоминает Катерина о своей жизни в родительском доме. Отчего люди не летают так, как птицы? говорит она Варваре. Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Но жизнь Катерины проходит в неволе, где ей тоскливо и одиноко.
Цельная, сильная натура, она терпит власть темного царства лишь до определенного момента. А уж коли очень мне здесь опостынет, говорит она,. так не удержать меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! Среди жертв темного царства Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой. Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу, говорит она Варваре.
Катерина не может пойти на сделку с собственной совестью, в отличие от Варвары. Любовь к Борису кажется ей греховной. И внешний конфликт в пьесе переходит во внутренний, конфликт героини с самой собой. Конфликт этот неразрешим у А.Н.
Островского. Именно поэтому исследователи говорили о Грозе как о трагедии. Катерина всенародно признается мужу и свекрови в содеянном, а затем погибает. Как и в античных трагедиях, конфликт разрешается у А.Н.
Островского смертью героини.
В поведении Катерины проявился, по словам Н.А. Добролюбова, решительный, цельный русский характер, который выдержит все, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.
Позиция автора в пьесе однозначна: финал произведения это нравственная победа Катерины. Мы видим, что рушатся устои темного царства. Варвара сбегает с Кудряшом, Тихон впервые решается на протест.
Речь героини, образная, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: в ней присутствуют повторы (на тройке на хорошей), обилие уменьшительно-ласкательных форм (солнышко, водица, могилушка), сравнения (ни об чем не тужила, словно птичка на воле), фразеологизмы (души не чаяла). В момент наивысшего напряжения своих душевных сил Катерина обращается к языку народной поэзии: Ветры буйные, перенесите вы ему мою печаль-тоску!. Островский раскрывает в речи Катерины не только ее страстную, нежно-поэтическую натуру, но и волевую силу.
Волевая сила, решительность Катерины оттеняются синтаксическими конструкциями резко утверждающего или отрицательного характера.
Внутренний мир героини раскрывается в ее монологах, в них мы видим ее воспоминания, чувства. Первый монолог это ее поэтичное воспоминание о детстве. Второй большой монолог Катерины звучит после отъезда Тихона. В нем открывается внутренняя борьба героини, противостояние острой жажды счастья и боязни собственной гибели.
Последние монологи Катерины открывают нам тоску и отчаяние. Выход из этого положения она видит в одном в смерти. Только так она может обрести покой, утерянную душевную гармонию. Однако Катерина не считает свое самоубийство грехом. Кто любит, тот будет молиться, говорит она.
Героиня уходит из жизни с верой в любовь и сострадание.
Таким образом, Катерина у А.Н. Островского сильный, волевой характер, яркая, неординарная личность, способная на протест.
Вывод
Катерина — правдивая в высшей степени натура, она не могла жить в обмане. Да, ей тяжело в «тёмном царстве», которым правят Кабаниха и Дикой, но ещё тяжелее осознавать, что придётся держать ответ за свой грех не перед мужем, не перед свекровью, а перед Богом. Если для ханжеского сознания вера в Бога составляет только пустой обряд (в Калинове часто поминают Бога, но никто не живёт по Его заповедям), то для Катерины ощущение вины и греха личностно. Именно это личностное восприятие жизни, Бога, греха, долга выводит Катерину из замкнутого круга «тёмного царства» и противопоставляет её миру Калинова с его патриархальной моралью, губящей всех, кто не вписывается в его схему.
Образ Катерины — трагический, хотя пьеса А. Островского названа драмой.
Характеристика образа Катерины может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.