Смысл произведения герой нашего времени и его названия

Печорин - герой своего времени

Вариант 4

Михаил Лермонтов — один из самых выдающихся классиков русской литературы XIX века. Его роман «Герой нашего времени» является одним из ключевых произведений русского романтизма. Главным героем этого романа является Печорин, человек, который был создан своим обществом и окружением.

Печорин — это человек, который не находит себе места в жизни. Он богат, умный, образованный и красивый, но он не находит смысла в своей жизни. Он скучает, ему не хватает единомышленников и настоящих друзей. Печорин страдает от того, что его окружение ограничено и поверхностно.

Однако, если говорить о Печорине как герое своего времени, то мы можем заметить, что он был создан своим обществом. В то время, когда жил Лермонтов, Россия проходила через период социальных изменений и культурных противоречий. Общество того времени было разделено на две группы: дворянство и крестьянство. Первые были богатыми и образованными, а вторые жили в нищете и не имели возможности получить образование.

Печорин был представителем дворянства, но он не смог найти свое место в этом обществе. Он не хотел быть обычным дворянином, который занимается охотой, играет в карты и тратит деньги на развлечения. Он искал что-то большее, что-то, что поможет ему понять суть своей жизни.

В результате, Печорин стал символом того времени. Он был человеком, который страдал от того, что его окружение было поверхностным и ограниченным. Его поиск истины и свободы был символом того, что общество России того времени также стремилось к переменам и новым устремлениям.

Таким образом, Михаил Лермонтов создал героя своего времени, который является символом социальных и культурных противоречий того периода. Печорин — это человек, который искал свое место в жизни, который страдал от окружающей его поверхностности и ограниченности. Его поиск свободы и истины был символом того, что общество России того времени также стремилось к переменам и новым устремлениям.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Напрасные усилия

Героя не устраивает его судьба. Он постоянно пытается что-то изменить, но все попытки оборачиваются только отрицательными результатами. Он тратит свои силы на действия, которые не достойны образованного, нравственно красивого человека. Он раскидывается отношениями с людьми, хотя на самом деле остро нуждается в человеческой поддержке. Он пренебрегает любовью и дружбой, не выпускает наружу никакие чувства. А ведь у Печорина есть все для того, чтобы стать человеком с большой буквы, быть полезным обществу и обрести моральную красоту. Но почему же он выбирает для себя путь отшельника, который играет чужими сердцами и судьбами?

Это риторический вопрос, над которым предлагает нам поразмышлять автор. Возможно, дело в том самом поколении, о котором пишет Лермонтов. Он не зря еще до начала повествования сообщает читателю, что собрал воедино все пороки поколения. Печорина он рисует странным и неординарным, но в то же время типичным для своего времени человеком, который мог бы достичь высокой планки в моральном развитии, но само время не позволило ему этого сделать.

Популярные сочинения

Мой любимый художник (Шишкин) сочинение
Из всех картин русских художников мое внимание всегда привлекают работы всемирно известного живописца Ивана Ивановича Шишкина

Обломов и обломовщина — сочинение (10 класс)
В романе Гончарова затронута очень глобальная тема того времени – проблемы русского дворянства на фоне переустройства страны. Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен

Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку

Образ героя

Печорин – один из самых противоречивых персонажей русской литературы.

Сам автор описывает его совсем не однозначно. В Печорине масса положительных качеств. Тем не менее, от него страдают все окружающие, также страдает от себя и он сам. Само поколение обеспечило талантливому, воспитанному, образованному человеку судьбу, в которой он не способен найти свое место. Образ Печорина вызывает в читателе противоречивые чувства. Это опрятный, красивый молодой человек. Он умен и талантлив. Он способен мыслить и мог бы многого достичь в этой жизни. Но он пропитан трагедией и одиночеством. Он холоден и циничен. Он проницателен, но вместо того, чтобы пустить это качество на благо людям, он язвит и критикует их. Он не имеет привязанностей и способен на предательство. Даже люди, которых он по-настоящему любит, в итоге страдают из-за его характера.

Это все прекрасно понимает и сам герой. В беседе с Мери он отмечает, что его сделали таким люди. Они видели в нем те отрицательные качества, которых в нем не было изначально. Но именно из-за взгляда и суждений окружающих, он сделался черствым и циничным, злопамятным и завистливым. Сам себя Печорин называет «нравственным калекой». Но ответственность за такое преобразование Печорин не принимает на себя, он сбрасывает ее на окружение.

Отношение Печорина к любви

Любовь Печорина к Вере свидетельствует о том, что он еще не потерял способность чувствовать. Вера – единственная женщина, которая смогла его понять и принять таким, как есть, со всеми достоинствами, недостатками, странностями. Печорину не нужно перед ней казаться неприступным или приукрашивать себя. Григорий выполняет все условия, только бы иметь возможность видеться с Верой. Когда Вера уезжает, загоняет коня до смерти, стремясь догнать возлюбленную.

И совершенно иначе относится Печорин к другим женщинам, которых встречает на пути. Им руководят не чувства, а только холодный расчет. Эти женщины для Печорина являются только способом развеять скуку и заодно проявить над ними свою эгоистичную власть. Печорин изучает поведение женщин, словно они подопытные кролики. Он придумывает в этой игре новые повороты. Однако от скуки не спасает и этой – Печорин знает заранее, как себя поведет его очередная жертва, и оттого ему становится еще тоскливее.

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ I. Бэла
  • II. Максим Максимыч

Журнал Печорина

  • Предисловие

I. Тамань
ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина )

  • II. Княжна Мери

III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Фаталист
  4. Максим Максимыч
  5. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сочинение: Действительно ли Печорин — герой своего времени?

(368 слов) Михаил Юрьевич Лермонтов, великий русский поэт, известен как литературный гений, сотворивший множество великих произведений. Роман «Герой нашего времени» — не исключение. Он является известнейшим творением автора, отображающим общественные настроения 30-х годов XIX века России.

Название книги говорящее, а главный герой, Григорий Печорин, — зеркальное отражение мыслей и чувств людей той эпохи. В его лице автор создаёт «лишнего человека» вслед за А.С. Пушкиным. Это портрет, собранный из пороков общества, в котором автор отобразил злые истины своего времени. Печорин, будучи центральной фигурой, является типичным молодым человеком того поколения, которое впитало философию романтизма и грустный колорит Николаевской России, не принявшей инициативы декабристов. Этим объясняются главные черты молодежи того времени — разочарованность в настоящем деле, праздность и тоска по этому делу, прикрытая цинизмом.

Главный герой романа — пример того, какими становятся благородные и сильные люди под влиянием общественной обстановки. Эгоистичный дворянин, рано пресытившийся радостями жизни, не думает и не заботится о других, но знает обо всех слабостях, чувствах и повадках общества. Он абсолютно уверен в том, что превосходит своих сверстников, и поэтому, не находя понимания, становится жестоким и прячется за маской безразличия. Кажется, что Печорин вовсе разучился дружить и любить по-настоящему. Однако он искренне страдает, и это делает его не таким уж плохим человеком, каким он хотел казаться. Равнодушное и лицемерное общество во многом изменило Григория, но не смогло убить в нём человечность.

Нет сомнений, что Печорин является героем своего времени. Наступившей после 14 декабря 1825 года эпохе были присущи безнравственность, трусость и пошлость светского общества. Будучи представителем дворянской молодёжи того времени, Григорий был глубоко мыслящим человеком, но разочарованным во всех нравственных ценностях. В молодости его прельщали светские развлечения, но быстро приелись. Попытавшись заняться наукой, Григорий опять же не был удовлетворён, и наступила скука. Разочарованность в жизни, отсутствие высоких идеалов — черта многих мыслящих людей того времени. Печорин — скептик, но в нем все еще борется ум с сердцем. Он сам себе признаётся, что в нем живут две личности: одна совершает поступки, другая их судит. Лермонтов собрал в образе Печорина черты, типичные как для своего времени, так и для себя самого.

М.Ю. Лермонтов в предисловии к роману указывал на жизненность главного героя, объединяя в нём современное общество и его представителей. Григорий Печорин — это определённый тип, сформировавшийся в определенное время и в определённой среде. Именно поэтому он является героем своего времени.

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»?

События, описанные в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» происходят в 1839-ые года. Несколько лет прошло со дня казни декабристов, произошедшей в 1825-ом году. Настроения молодёжи, подрастающего поколения той эпохи были отрицательными, они постоянно сомневались в чём-либо, не верили.

Передовая молодёжь тех мрачных дней полностью отвергала все принципы, по которым долгое время жили их отцы и деды, увидев несостоятельность моральных ценностей предшествующих поколений. Молодые люди не могут найти самих себя, не видят того, куда могли бы направить свои энергию и силы. Именно поэтому знаменитый литературный критик Белинский вполне справедливо писал в то время, что «Печорин – страдает, Онегин – скучает».

«Герой нашего времени» — Печорин происходил из дворянского рода. Нанятые небедными родителями заграничные педагоги и гувернантки занимальись его образованием и воспитанием. Как и многие молодые люди из его круга, вырвавшись из-под семейной опёки и «отравившись пьянящей свободой», Печорин стал играть в карты, общаться с женщинами и пр.

Герой умён и хладнокровен, он беспристрастно и объективно оценивает окружающих, не стесняясь в выражениях, судит и их и самого себя. Еще, будучи молодым, Печорину надоели различные удовольствия, которые можно было испытать за деньги, и он разочарован в своей жизни. Ему становится скучно и грустно жить.

Именно скука заставляет Печорина оборвать все связи с обществом и уехать воевать на Кавказ. Смерившись со скучной жизнью, он, тем не менее, разбавляет её смертельными опасностями.

Различные противоречия в характере Печорина более всего отражается на его взаимоотношениях с противоположным полом. Он утверждает, что добивается их любви исключительно из чувства честолюбия. В отношениях с женщинами он выглядит настоящим эгоистом, при этом, как выясняется позже, Печорин всё же способен на искреннюю любовь. Достаточно прочитать историю их отношений с Верой.

Тем не менее, мне кажется, что отрицательных сторон в характере Печорина значительно больше положительных. Так почему же Лермонтов называет его «Героем нашего времени»? Причина в том, что в нашем случае герой – это не пример для подражания, а образ целого поколения, включающий в себя все пороки людей тех лет…

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»?

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • сочинение на тему моё отношение к печорину
  • можно ли назвать печорина героем нашего времени
  • сочинение на тему печорин герой нашего времени
  • сочинение на тему герои нашего времени
  • сочинение на тему печорин и его окружение в романе герой нашего времени

«Я люблю сомневаться во всем»

Сможет ли заключительная глава романа добавить к образу героя новые штрихи? Печорин и поручик Вулич, заключившие пари о том, «может ли человек своевольно располагать своею жизнью, или каждому заранее назначена роковая минута», очень похожи. Оба они замкнуты, с легкостью подчиняют себе людей, их волнует вопрос неизбежности судьбы. «Нет предопределения», – таково мнение Григория. Вулич же, человек страстей, убежден в другом.

Поверив после выстрела поручика на какой-то момент в предопределение, – «доказательство было разительно», «я остановил себя вовремя на этом опасном пути и, имея правило ничего не отвергать решительно и ничему не вверяться слепо, отбросил метафизику в сторону…», – повествует автор журнала. Испытывая судьбу, Печорин смел и решителен, рискует жизнью. А в дневнике иронически замечает: «После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом? Но кто знает наверное, убежден ли он в чем, или нет?.. и как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!..»

Только теперь мы видим истинное убеждение Печорина: «Я люблю сомневаться во всём: это расположение ума не мешает решительности характера – напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает». И здесь Печорин верен своему времени – он готов пересматривать ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Печорин не идет следом за «людьми премудрыми», отвергает их веру. Сопоставляя предков и потомков, к которым относит себя, приходит к выводу о неспособности «более к великим жертвам для блага человечества». Веры нет, но нет и ничего, что можно было бы найти взамен. Остаётся одно: человек – сам творец своей судьбы, он может полагаться только на собственное «я». Индивидуализм Печорина берёт начало в безверии, он стремление ответить на вопросы о смысле жизни, предназначении человека.

Анализ произведения «Герой нашего времени» Лермонтова позволяет углубиться и проникнуть в «историю души человеческой», понять характер и необыкновенность образа Печорина и самому читателю задуматься над вечными вопросами бытия.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Герой нашего времени»

для самых компанейских —

Главные герои «Герой нашего времени»

для самых занятых —

Читательский дневник «Герой нашего времени»

для самых любопытных —

Анализ «Герой нашего времени» Лермонтов

для самых крутых —

Читать «Герой нашего времени» полностью

Тест по произведению

  1. /16

    Вопрос 1 из 16

Самые популярные материалы августа для 9 класса:

Краткое содержание «О дивный новый мир»

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Краткое содержание «Юность»

Краткое содержание «Анна на шее»

Анализ «Анна на шее» Чехов

Краткое содержание «Первая любовь»

«Крыжовник» очень краткое содержание

Краткое содержание «Убить пересмешника»

Краткое содержание «Мои университеты»

«Белые ночи» очень краткое содержание

2 вариант

Стоит сказать о том, что образ центрального персонажа в данном замечательном романе представлен весьма неоднозначно. Ведь его нельзя отнести как к положительным, так и к отрицательным персонажам. Говоря про все поступки и действия, которые совершал Григорий, стоит отметить тот факт, что многие из них кажутся крайне эгоистичными и нелогичными. При этом при принятии решений, герой руководствовался исключительно собственными интересами и мотивами. Стоит добавить тот факт, что все же особенности его личности вынуждали героя идти на такие решения. Именно это хотел донести до читателей как автор, так и Максим Максимыч, который утверждал то, что понять Печорина практически невозможно.

Называя Печорина героем времени, автор не пытался показать его положительным или отрицательным персонажем, так как понимал, что столь неоднозначная и многогранная личность не может относиться к какой-либо категории. Лермонтов видел в этом человеке типичного представителя нового времени, который будет представлять подавляющее большинство людей. «Лишним человеком» Печорина можно назвать по ряду причин. Во-первых, он не принимал общественные устои, и старался жить исключительно по собственным правилам и интересам. Однако, стоит сказать о том, что герой мог оказывать на окружающих людей сильное эмоциональное и психологическое воздействие, чем располагал их к себе. Но использует он такие таланты совершенно не в положительных целях.

Рассматривая случаи и ситуации, в которых бывает персонаж, хочется отметить то, что последствия принятых им решений бывают крайне сложными и даже трагичными. Например, случай с Бэлой оказался весьма грустным. Когда Печорин решил украсть девушку из ее родного дома, то думал о том, что будет любить ее вечно. Однако, поняв тот факт, что это была всего лишь мимолетная страсть, решил, что больше не сможет быть с ней. Бэла погибла от рук Казбича, тем самым став жертвой мстительного человека. В случае с княжной Мери, можно сказать, что герою удалось сломать судьбы сразу нескольких людей. Помимо того, что он разбил сердце дамы, Печорин вызвал на дуэль Грушницкого, в которой убил его. Говоря про такого персонажа, как Григорий, стоит сказать о том, что он является весьма сложной и многогранной личностью, в которой автор видел будущее. Таким образом, Лермонтов хотел донести весьма реалистичный и при этом яркий образ человека, который следовал своим желаниям и мечтам.

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским .
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона , а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

«Кавказец» — очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк . Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».

Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

Почему М. Лермонтов назвал Печорина «героем времени» , Роман «Герой нашего времени» является одним из шедевров русской литературы

Восстание декабристов как бы разделило жизнь то­гдашней России на «до» и «после» него. Время, после­довавшее за 1825 годом, было мрачное и жестокое, и это связано было с усилением реакции со стороны цар­ского правительства. Сложившийся в стране казар­менный распорядок жизни отнимал всякую надежду большей части молодых образованных людей на воз­можность каких-либо перемен к лучшему, рушил веру в необходимость служения добру, в обязательное его торжество. Россия словно оцепенела, живая мысль беспощадно преследовалась. Именно поэтому рассматриваемая нами эпоха стала временем глубо­ких сомнений во всех нравственных ценностях. Не­удивительно, что судьбы большинства мыслящих лю­дей государства оказались чрезвычайно сходными. Каждое время рождает свой господствующий тип личности. Отличительной чертой эпох безвременья, особенно таких, которые длились долго и отличались тяжелой мрачностью, всегда был тип человеческой личности, получивший в истории русской обществен­ной мысли грустное название «лишний человек».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: