Образ петербурга в романе преступление и наказание достоевского сочинение

Образ петербурга в романе «преступление и наказание» достоевского

3 вариант

Город в творчестве писателей – это не только место, где происходят события. Часто автор через описание города задает настроение, показывает свое мнение относительно своей эпохи. Особенно это актуально тогда, когда речь идет о крупнейших, центральных городах страны. Так и в творчестве Ф.Достоевского: Петербург и место, где развиваются некоторые события, и способ, выразить свое отношение к своему времени.

В описании столицы Российской империи Достоевский не демонстрирует нам дворцов, монументов и величия архитектуры. В «Преступление и наказание» Петербург – это еще и трущобы, беднота, ужасный запах, гнилые лестницы и помои на улицах. Все это погружает нас в атмосферу уныния, читатель сразу на себе чувствует все подавленное состояние, в котором находятся главные герои романа.

В Петербурге Достоевского преобладает желтый цвет: обои часто желтые, стены в переулках и мебель в комнате Раскольникова тоже. Преобладание этого цвета связано со стремлением навеять читателю тоску, ведь желтый цвет ассоциируется с болезнью и нищетой трущоб. Часть действий происходят на закате (снова желтый цвет, на этот раз солнце), что также символизирует грусть и тоску конца. Главным героям нечем похвалиться в конце дня, кроме совершенных грехов и преступлений, кроме своего ничтожного бытия.

Комнаты Достоевского узкие: с одной стороны, демонстрируется все та же нищета, с другой – узость внутреннего мира героев. Мир Раскольникова по Достоевскому – маленький и ограниченный, как и снимаемая ним комнатушка.

Иногда через мысли Раскольникова автор размышляет над темой благоустройства города, например расширить Юсупов сад. Сам сад Раскольников часто называет «Свидригайлов».

Несмотря на то, что Достоевский часто изображает центр Петербурга, Сенную площадь, он открывает другую его сторону. Сенная площадь – шумная, где постоянно толпятся люди, Екатерининский канал – канава, а прилежащие улицы – сборище кабаков. До Достоевского, никто не решался так изобразить столицу империи. Именно на этих улочках Раскольников принимает решение убить процентщицу, именно тут жил сам Федор Михайлович.

Примечательно, что многие размышления Раскольникова подаются именно в моменты, когда он прогуливается по городу: в романе есть сцены на площадях, улочках и переулках города

Но чаще всего Достоевский предпочитает акцентировать внимание именно на убогости и нищете трущоб. Из этого можно сделать предположение, что сама среда толкает героя на негативные мысли и как следствие – на дальнейшее преступление

Вариант 5

Петербург в романе «Преступление и наказание» показан как пропитанный религиозными образами, многие персонажи глубоко религиозны. Достоевский использует эти образы, чтобы подчеркнуть темы вины, прощения и искупления, которые проходят через весь роман. Город изображен как место, где религия играет центральную роль в жизни населения.

Повествование ведется за Раскольниковым, характер которого пропитан христианской иконографией. Он часто говорит об убийстве ломбарда как о «кресте», который он должен нести. Это символизирует вину и боль, которые он испытывает из-за своих действий. Его также преследует образ топора во сне, представляя ему символ жертвенного характера его грехов.

Религиозные образы преобладают в романе на протяжении всего повествования, а героиня Соня выступает как Христоподобная фигура, пожертвовавшая собой ради искупления Раскольникова. Образ Сони как христоподобной фигуры особенно очевиден, когда она, подобно Христу, несет крест по улицам города. В романе представлена аллегория покаяния, показывающая, как вера может помочь людям в духовном росте и найти свое искупление.

В заключение следует отметить, что использование Достоевским религиозных образов в произведении занимает центральное место в романе, а город Санкт-Петербург выступает в роли горнила, в котором испытываются души героев. Религиозные образы используются для иллюстрации тем вины, прощения и искупления, что делает роман мощным инструментом для зрителей, позволяющим им обратиться к своей вере.

Мне нравится554Не нравится314

Атмосфера Петербурга

«Преступление и наказание» утопает в неприятной, болезненно-желтой краске. Ею нарисованы здания, жалкие комнаты героев, мебель и быт. Это цвет безумия, бледно-желтой тоски и бедности.

Но не только цвет создает гнетущую атмосферу. Достоевский умудрился передать даже запахи, куполом застывшие над городом в летнем зное. Пахнет прокуренными кабаками, канализацией и мусором. Стоит «духота, толкотня, всюду извёстка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь». Петербург словно душит героев.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

На узких улицах города частенько можно встретить пьяных прохожих, бедняков, просящих милостыню, и сумасшедших. Раскольников скорее бежит, нежели прогуливается по ним. Он старается поскорее добраться куда-то, пребывая в собственных мыслях и переживаниях, которые создают грязные переулки.

Однако даже в квартире невозможно спастись от тоски и духоты. Дома героев пугают и навевают все ту же грусть. Комната Раскольникова больше похожа на шкаф или гроб. В ней уместились лишь пара облезлых предметов мебели, а на стенах находились «жёлтенькие, пыльные и всюду отставшие от стен обои». Неудивительно, что именно в ней Родион подпитывался мыслями об убийстве старухи.

Квартира Сони Мармеладовой кажется даже хуже комнатушки Раскольникова. Девушка снимает помещение странной, уродливой формы, которое «походило как будто на сарай». В нем нет даже необходимой для жизни мебели.

Семья Мармеладовых вынуждена ютиться в проходной комнате с тремя маленькими детьми. Помещение окутано табачным дымом, вечными криками соседей и пьяными воплями. Достоевский описывает их жилище как «беднейшую комнату шагов в десять длиной», в которой «было душно… с лестницы несло вонью».

Большинство помещений в романе до боли похожи между собой: грязные, бедные, бесконечно убогие.

Сочинения 2015 по русской литературе для 10-11 классов

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

План

I. Образ Петербурга в русской литературе XVII–XIX веков.

II. Петербург Достоевского.

1. Идейно-художественный смысл образа города в романе.

2. Удушливость городского пейзажа.

3. Петербургские трущобы.

III. Петербург – соучастник преступления Раскольникова.

События в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» происходят в Петербурге. Это произведение иногда называют «петербургским романом».

К образу Петербурга обращались поэты, начиная с XII века. Впервые поэтический образ города был создан В. Тредиаковским. Петербург прославляли Державин, Батюшков. Рубежом в разработке и воплощении темы Петербурга явилось творчество А. С. Пушкина. До Пушкина произведения о Петербурге носили описательный характер. Воспевалась красота столицы, сообщались те или иные моменты ее истории, быта, культуры, знаменательные происшествия. Воздавалась хвала Петру как основателю города. Пушкин-реалист создал образ современного Петербурга с позиций исторических и социальных, политических и философских.

Тема большого города занимает значительное место в творчестве Н. А. Некрасова. Поэт описал не блеск нарядных улиц столицы, а ее печальные окраины, положение обитателей трущоб.

Ф. М. Достоевский изобразил Петербург 60-70-х годов XIX века, в пору стремительного развития российского капитализма. Петербург Достоевского – город кричащих контрастов, символ бесчеловечности самой действительности.

Преступление Раскольников совершает в Петербурге. И это не случайно: самый фантастический на свете город порождает самого фантастического героя. У Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями, составляют с ними единое целое. В романе есть лишь несколько кратких описаний Петербурга, напоминающих театральные ремарки, но их вполне достаточно, чтобы проникнуть в «духовный» пейзаж.

Городской пейзаж в романе «Преступление и наказание» – пейзаж психологический. Он органически связан с душевным состоянием героя и соответствует больным, диким мыслям Раскольникова, замышляющего убийство.

Блуждая вместе с героем по Петербургу, мы ощущаем прежде всего невыносимую духоту. Это ощущение духоты становится лейтмотивом романа. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу, – все это разом неприятно потрясло и без того расстроенные нервы юноши».

Чтобы довершить отвратительную картину города, Ф. М. Достоевский насыщает ее запахами, которые постоянно сопровождают героя: в комнате Мармеладова было душно, «…с лестницы несло вонью…, из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного»; в распивочной «…было душно, так что было даже нестерпимо сидеть, и все до того было пропитано винным запахом, что, кажется, от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным».

Герои Достоевского далеки от парадного Петербурга. Они живут на шумных и грязных улицах, в многочисленных домах, где ютится нищета. Действие в романе происходит то на улицах, то в каморках-комнатах, то в грязных гостиницах, то в дешевых номерах. Покидая шумные, грязные улицы, писатель ведет нас в дома, где живут его герои, «бедные люди». Мы входим в «грязные и вонючие» дворы-колодцы, поднимаемся по темным лестницам.

Быт, рисуемый Достоевским, мрачный, лишенный всякого уюта, нищенский. Он соответствует трагическому положению маленького человека. Комната Раскольникова напоминала то «…клетушку, шагов в шесть длиной, имевшую самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями», то «гроб», то «шкаф». Эта каморка – прообраз более грандиозной, но такой же душной «каморки» большого города.

Недаром Катерина Ивановна Мармеладова говорит, что на улицах Петербурга, словно в комнатах без форточек. Страшной рисуется в романе жизнь в петербургских трущобах: жизнь, полная отчаяния, беспросветной нужды.

Уже с первых страниц романа писатель подводит нас к выводу, что в таинственном и мрачном Петербурге, среди невыносимой жары и вони, могла зародиться «безобразная мечта» нищего студента, и Петербург предстает в произведении не просто местом действия, не просто образом, а соучастником преступления Раскольникова.

ПредыдущаяСтраницаСледующаяСтраница

Оглавление

Контраст описания

Город особенный для восприятия при посещении поражает и читателя. Перед слушателями встают картины нищеты, преступности, пьянства, ростовщичества, распутства. Петербург переживал все новые тенденции, которыми наполнялась страна. В городе нашли место идеи разных молодежных направлений. Столица Российской империи 1860 года была центром пороков и прогрессивных явлений. Огромное количество учебных заведений привело к появлению новых классов – семинаристы, канцеляристы. Огромное количество населения меняет психологию жителя города. Свидригайлов видит в людях больных – полусумасшедших. Они разговаривают сами с собой, не находя людей, с кем можно поделиться мыслями, уходят в себя и начинают развивать абсурдные идеи, далекие от реалий жизни. Петербург – город резких изменений в климате. Они также отражаются на людях. Толкучка, духота ощущаются при чтении романа. Контраст создается даже с обстановкой, в которой находится человек, изучающий гениальный текст. Хочется открыть окно и вздохнуть полной грудью свежего воздуха. Давят дома, кажутся уже улицы, в души проникает страх, в глаза — пыль. Больше страниц описывают жизнь бедных, богатые проходят каким-то непонятным фоном, своей особой жизнью. Их город другой, общие только названия.

Игра контрастов

Есть такое выражение: «Петербург Достоевского». Оно отражает восприятие города писателем. Федор Михайлович видел его больным, сырым, мрачным и все-таки прекрасным. Он, как и герой его романа Раскольников, любил Петербург мучительной и горькой любовью, воспринимал его исключительно по-особому. И Пушкин, и Некрасов, и Гоголь в своих произведениях воссоздавали контрастный образ Петербурга. Достоевского от них отличает особый характер мировосприятия, что объясняется обострением контрастов тогдашней столицы России во время пребывания в ней писателя (в шестидесятые-семидесятые годы девятнадцатого века). В ту пору стремительно развивался капитализм, за счет банкирских контор, рабочих предместий, доходных домов и заводов город стремительно разрастался. Но вернемся к произведению.

Популярные сочинения

  • Взаимоотношения родителей и детей — сочинение У каждого человека в этом мире должны быть родители – мама и папа, к которым в трудную минуту можно обратиться и получить мудрый совет с добротой и пониманием с их стороны. В каждой полноценной семье должна быть любовь
  • Сочинение про Глаголы В русском языке очень много слов, благодаря которым мы общаемся друг с другом. Для удобства слова поделены лингвистами на части речи. Глагол, наряду с именем существительным, является главной самостоятельной частью речи.
  • Сочинение К чему могут привести научные открытия, лишённые гуманности? Представители всех сфер деятельности должны быть ответственными за свои поступки и изобретения. Порой, научные открытия оборачиваются для человека бедой. Это основная причина того, что ученные должны быть внимательны и осторожны.

Несколько интересных сочинений

Сочинение на тему Мои жизненные принципы
Я считаю, что у меня есть жизненные принципы – правильные и самые лучшие (для меня). Я очень принципиальный человек. Многие удивляются, почему в моём возрасте я такой принципиальный. Мои сверстники, в основном, играют-гуляют и ни о чём не думают.

Бывшие люди в пьесе На дне Горького сочинение
Сам замысел о создании произведения относится к 1900 годам. В самом начале у писателя появилась идея о создании 4 пьес, которые, скорее всего можно отнести к драме. Ведь изображение каждой из них включает

Анализ эпизода Именины Наташи Ростовой в романе Война и мир
Известный роман переполнен военными сценами, сражениями, кровью и смертями. Мир противопоставляется военным действиям. На фоне войны любые мирные мероприятия и собрания приобретают особую ценность

Поступок Лидии Михайловны в рассказе Уроки французского
В рассказе «Уроки французского» автор поднимает очень важную тему – помощь педагога своему ученику

Лидия Михайловна, учительница французского, замечает, что её ученик Володя голодает

Сочинение Почему важно быть толерантным? Итоговое
Толерантность – слово, пришедшее в нашу страну в конце двадцатого века. Одно из значений этого понятия – терпимость, желание и умение понять другого человека со всеми его особенностями, пусть даже он совсем не похож на тебя

Влияние города на жителей

Достоевский изображает город, который необычайно уродлив в своем проявлении, который калечит жизни людей, живущих в нем.Его Петербург равнодушен к проблемам людей: его не трогают голодающие сироты, умирающие от болезней женщины, спивающиеся мужчины, голодающие студенты, которые сходят с ума от тяжести и беспросветности своей жизни. Этот Петербург болен — большая часть его жителей нездоровы физически или психически. У Раскольникова — нервное расстройство и лихорадка, у Екатерины Ивановны — чахотка, которая ее убивает в конце концов, у матери Родиона — также нездравый рассудок. Реальность и бред смешались здесь в одну нездоровую картину. Свидригайлов говорит о нем как о “городе полусумасшедших”, и читатель понимает, что он прав.Каждый человек так или иначе зависит от места, в котором он живет. Дом должен давать ощущение защищенности и спокойствия, чтобы человек мог жить полноценной жизнью. Но герои романа не знают этого чувства. Они существуют в совершенно других условиях. Автор красочно описывает их, давая понять, что доводит этих людей до отчаяния, преступлений, пьянства и проституции. Миллионы переживают эту трагедию по другую сторону прекрасного богатого Санкт-Петербурга.

Рассуждение

«Преступление и наказание» Федора Достоевского — это роман, который изображает Петербург как город, полный мрачных улиц и сумрачной атмосферы. Главный герой Раскольников движимый своей философией «сильный имеет право на убийство слабого», совершает убийство старушки-процентщицы и её сестры.

Первые главы книги описывают окружающую среду Раскольникова в Петербурге. Он живет в маленькой комнате на чердаке и бедствует от недостатка денег. Достоевский представляет Петербург как город, полный преступлений, бедности и безысходности. Сам Раскольников чувствует себя заброшенным и одиноким в этом городе.

Однако, несмотря на все недостатки, Петербург всегда был символом России и её культуры. В романе он выступает как место, где происходят самые страшные и трагические события в жизни Раскольникова. Сам город становится свидетелем совершения преступления и шаг за шагом, погружается в мир угрозы и разрушения.

Одним из ключевых моментов в книге является дуэль между Раскольниковым и полицейским Порфирий Петровичем. Достоевский использует Петербург в этой сцене, чтобы подчеркнуть значимость этого момента. Дуэль происходит на мосту через реку, и это место становится символом перехода Раскольникова от жизни в тени убийства к открытой борьбе за правду и освобождение.

Таким образом, Петербург в «Преступлении и наказании» выступает как неотъемлемая часть жизни Раскольникова и символ его внутреннего состояния. Это место, где он чувствует одиночество и безысходность, но также и где он начинает бороться за своё будущее. Книга Достоевского оставляет читателя с тяжелым ощущением города, который служит фоном для самых страшных событий в жизни главного героя.

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Город в романе Достоевского становится действующим лицом, которое по-настоящему пугает читателя. В этом Петербурге нет роскошных садов и парков, пышных дворцов, зато есть темные и грязные дворцы-колодцы, попрошайки, пьяницы и женщины легкого поведения. Город выматывает, загоняет в угол собственного сознания и не дает выбраться. Даже Свидригайлов как-то произнес: «Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге». Поэтому, угнетенный своими мыслями, разочарованный во всем мире, Раскольников и решается на убийство старухи-процентщицы.

Влияние города на поступки героев

Город и условия проживания играют большую роль в жизни человека. Не зря в народе бытует цитата «Дома и стены помогают». Человек должен чувствовать дома и за его пределами себя защищенным и счастливым. Но персонажи романа не могут похвастаться подобным чувством. В романе читатель видит изображение Петербурга изнутри, глазами человека, убитого нищетой, униженного и оскорбленного своим же существованием. Великолепие дворцов, светские вечера и роскошные наряды — это лишь парадная сторона города. Там живут обеспеченные люди. Их мало интересует судьба людей, что обеспечивают их беззаботную жизнь.

Достоевский с болью в душе показывает, каков он, настоящий уличный Петербург, и как в нем существуют миллионы несчастных людей. Им больше некуда идти, а условия жизни подталкивают к преступлениям, пьянству и безумству. Их трагедия начинается за стенами серых домов, где заканчивается богатое великолепие знаменитого города.

Описание Петербурга поможет школьникам в подготовке сообщения к уроку о творчестве Достоевского, а также в написании сочинения по роману.

Сочинение про Петербург Достоевского

В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский изображает не зеленые сады, роскошные фонтаны, величественные дворцы Петербурга, а его подноготную: узкие переулки, кабаки, дома терпимости и тесные квартиры. Город предстаёт не культурной столицей, каким мы привыкли его видеть сейчас, а бедным, грязным и развратным.

Значительная часть действия романа происходит в болезненно-жёлтых помещениях: жёлтыми обоями обклеены скромные комнаты, обставленные жёлтой мебелью. Этот цвет, обладающий безнадёжно бледным оттенком, пронизывает тоскливый и однообразный быт бедных жителей Петербурга.

Он даже выступает на лицах отчаявшихся героев, таких как Мармеладов, Афросиньюшка (девушка, утопившаяся на глазах главного героя), Раскольников. В вездесущем жёлтом цвете формируется удручающая атмосфера полной безысходности, ослабляющая всякую надежду на лучшее жителей города на Неве.

Огромные для своего времени дома содержат в себе великое множество комнат, которые, плотно соседствуя друг с другом, теснят оказавшихся в них людей своими маленькими размерами. В собственной комнате Родиона Раскольникова незатейливая мебель занимает почти всё пространство.

Это крохотное помещение, где молодому человеку приходится жить, давит на героя, постепенно сводя его с ума. Оно неоднократно сравнивается с гробом за своё губительное действие на Раскольникова. Комната Сони большая по площади, но низкая и имеет достаточно странную, произвольную форму:

 «Один угол, ужасно острый, убегал куда-то вглубь, так что его, при слабом освещении, даже и разглядеть нельзя было хорошенько; другой же угол был уже слишком безобразно тупой».

Из-за алогизма проектировки в помещении создаётся атмосфера отчаянного безумия, вызванного диссонансом.

По улицам города всегда бесцельно бродит множество людей, везде грязь, а в воздухе неизменно стоит неприятный запах.

Раскольников со временем привыкает к странным лицам вокруг, однако его ошеломляет ситуация, когда мужчина преследует молодую пьяную девушку, желая воспользоваться её положением. В остальном же безобразные, помешанные и обездоленные люди сливаются с болезненно-жёлтым городом.

Можно утверждать, что Петербург в романе «Преступление и наказание» – не только место действия и фон, но и мрачная сущность, постоянно гнетущая и подталкивающая людей к определённым поступкам.

Жизнь города

Петербург в «Преступлении и наказании» — большей частью город «коммуналок». «Доходные дома» объединяют множество семей разного достатка. Жильцы получают питание, но, когда перестают платить, остаются без еды от хозяек. По городу чаще передвигаются на извозчиках. Полуразвалившиеся кареты загромождают узкие улочки. Автор показывает величественность панорам городских пейзажей, когда Раскольников оказывается на мосту. Нева широка и красива. Юноша, замечтавшись, чуть не попадает под удар кнута. Кучер богатой коляски размахивает кнутом, развлекая прохожих. Столица с великолепными дворцами, удивительными по архитектуре зданиями предстает как будто с изнанки. Это сравнимо с человеком в красивых богатых одеждах, но с мелкой и подлой душой.

Петербург Достоевского не привычен, писатель раскрывает реалии города. Столица показана сквозь человеческие слезы, страдания и нищету простого народа.

Последние годы жизни. Смерть и наследие

Этот последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно для его творчества. С этого года Достоевский вместе с женой поселяется в городе Старая Русса, находящемся в Новгородской губернии. В этот же год Достоевский пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 г. – рассказ «Кроткая». В 1878 году происходит значимое событие в жизни Достоевского: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьей. За два последних года своей жизни (1879–1880 гг.) писатель создает одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
28 января (по новому стилю – 9 февраля) 1881 года Фёдор Михайлович Достоевский умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Это произошло после скандала с сестрой писателя – Верой Михайловной, просившей брата отказаться от наследства – имения, доставшегося от тетки А. Ф. Куманиной.
Полная событий биография Фёдора Достоевского показывает, что автор получил признание еще при жизни. Однако наибольший успех его произведения получили после смерти. Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Музей Достоевского открыт в Санкт-Петербурге в доме, в котором находилась квартира писателя. Анализ произведений Достоевского был проведен многими писателями-критиками. В результате Федор Михайлович был признан одним из величайших русских писателей-философов, затрагивавших наиболее острые жизненные вопросы.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Достоевского

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Владимир Ильич Ленин назвал Достоевского «архискверным» из-за его отношения и к «беспредельщикам» революционерам. Именно их Федор Михайлович изобразил в своем известном романе «Бесы», называя бесами и мошенниками.
  • Во время краткого пребывания в Тобольске по пути на каторгу в Омск Достоевскому подарили Евангелие. Все время в ссылке он читал эту книгу и не расставался с ней до конца своей жизни.
  • Жизнь писателя была омрачена постоянным отсутствием денег, болезнями, заботой о большой семье и растущими долгами. Федор Достоевский почти всю жизнь писал в долг, то есть под наперед взятый аванс от издателя. В таких условиях у писателя не всегда хватало времени на проработку и оттачивание своих произведений.
  • Достоевский очень любил Петербург, который показывал во многих своих произведениях. Порой даже встречаются точные описания мест этого города. Так, например, в его романе «Преступление и наказание» Раскольников спрятал орудие убийства в одном из дворов, который реально существует в Петербурге.
  • Зигмунд Фрейд достаточно высоко оценил творчество Достоевского: «Наименее спорен он как писатель, место его в одном ряду с Шекспиром. – величайший роман из всех, когда-либо написанных, а «Легенда о Великом Инквизиторе» – одно из высочайших достижений мировой литературы, переоценить которое невозможно».
  • Творчество Достоевского оказало значительное влияния и на великого физика-теоретика Альберта Эйнштейна, который сказал:«Достоевский даёт мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс»

Все интересные факты из жизни Достоевского

  1. /12

    Вопрос 1 из 12

Петербург в творчестве Достоевского

Ф. М. Достоевский, выдающийся русский писатель, создал образ «северной Пальмиры» — Петербурга, столицы Российской империи в своих произведениях, таких как «Преступление и наказание», «Записки из подполья», «Идиот», «Двойник» и других. В этих произведениях он описывает Петербург как обособленный, индивидуальный образ, который символизирует всю Россию.

В своих произведениях Достоевский описывает Петербург как место, где главные герои страдают от неуверенности в себе и внутренних конфликтов. Он описывает город как враждебное существо, где жители нехорошие и гадкие люди. Петербург символизирует «страх и ужас» России и ее выздоровление зависит от преодоления этого. В «Преступлении и наказании» Петербург представлен как жаркий и «зловонный» город, где человек (личность) задыхается и идет на преступление.

Петербург для Достоевского также является городом социальных контрастов, где один богат и весел, а другой нищий и забит в угол. Счастье и отчаяние стоят рядом и перемешиваются.

В целом, Достоевский в своих произведениях выдвигает идею, что неуверенность в себе и внутренние конфликты могут быть вызваны внешними факторами, такими как городская атмосфера и отношения людей. Он показывает, что эти факторы могут стать причиной внутренней болезни главных героев, находящихся на грани душевной разрушенности. Петербург для Достоевского является метафорой России, где преодоление неуверенности в себе и внутренних конфликтов является путем к выздоровлению всей страны.

Описывая Петербург в своих произведениях, Достоевский не ставил целью просто «приукрасить» город или создать эффектный литературный образ. Его целью было передать свои глубочайшие переживания и болезненное видение жизни. Петербург для него стал символом порочности и разврата, здесь он увидел всю бессмысленность и трагичность человеческого существования.

Главными героями его романов стали люди, разломленные и разрушенные жизнью, которые борются с тьмой и злом, витающими над городом. Петербург стал для Достоевского не только просто местом действия, но и персонажем, воплощающим в себе всю беспросветность и отчаяние человеческой жизни.

Поэтому описания города в его произведениях не являются просто декорациями, а убедительным отражением его взгляда на мир и жизнь. Петербург для Достоевского стал символом всеобщего разложения, безысходности и пустоты.

Мне нравитсяНе нравится

Интерьеры квартир героев романа

Изображение Петербурга Достоевского становится исчерпывающим после посещения нами вместе с писателем жилищ героев романа. Приют Раскольникова – небольшая каморка, где еле-еле помещается стол, старый диван и шкаф. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями…». Комната, похожая на гроб, превращает здорового юношу в маниакального злодея. Убожество квартиры Сони Мармеладовой навевает тоску и уныние. Девушка вынуждена снимать помещение неправильной уродливой формы, не имеющей даже самой необходимой мебели. Она «походила как будто на сарай…это придавало ей что-то уродливое». Хозяева квартиры такие же бедные обездоленные люди, как и она сама. Пожалуй, самым страшным зрелищем для читателя становится знакомство с условиями существования несчастной семьи Мармеладова. Уволенный со службы чиновник, его чахоточная жена Катерина Ивановна и малолетние дети ютятся в проходной комнате. Им некуда скрыться от табачного дыма, скандалов пьяных соседей, бесцеремонных гостей. Их жизнь протекает на виду у всех жильцов дома. Раскольников, войдя в квартиру чиновника, увидел «беднейшую комнату шагов в десять длиной». В ней «было душно… с лестницы несло вонью». Комната старухи – процентщицы, распивочная на Сенной, угол Дмитрия Разумихина – все эти помещения мало чем отличаются друг от друга. Убожество, нищета делают их похожими.

Чаще всего в описаниях интерьера и пейзажа Фёдор Михайлович Достоевский использует жёлтый и серый цвет. Они символизируют тоску и безысходность. В жизни людей, живущих в этом Петербурге, нет места любви, счастью и красоте. Каждый, кто вынужден обитать в квартале для бедноты, выйдя утром из своей жалкой квартиры, видит унылые лица, серые облупленные стены домов, разбитую мостовую и огромное количество вывесок, зазывающих в питейные заведения. Ноги сами несут человека в распивочную, где за копейки можно напиться, излить душу и забыться над стаканом.

Доходные дома Петербурга

Небогатые петербуржцы уезжали летом из столицы. Они селились за городом. Бедняки не имели такой возможности. Еще одна часть населения – люди с небольшим доходом. Они выбирали многоквартирные дома, где хозяева сдавали комнаты. Большинство персонажей романа живут в таких «доходных домах»: Мармеладовы, Лебезятнков, Раскольников. Условия жизни в них различны. Все зависит от финансового положения жильца. Можно получить обед от хозяев за дополнительную плату или ходить питаться в трактиры. В доходных домах живут в долг, надеясь, рассчитаться, когда поправят свое положение и найдут работу. Так произошло с Раскольниковым. Он лишился питания из-за долгов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: