Вариант 3
Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.
Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.
Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.
Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.
Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.
Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.
Вариант 2
Одним из второстепенных героев произведения является Актер, непомнящий своего настоящего имени и представляющийся под псевдонимом Сверчкова-Заволжского.
Актер совместно с другими персонажами пьесы проживает в одном из ночлежных домов Петербурга, собравших по стечению жизненных обстоятельств людей низшего социального положения.
Актер изображен писателем в виде опустившегося мужчины, тяжело и давно больным алкоголизмом. В прошлом мужчина являлся артистом, трудясь на театральных подмостках, но в настоящий момент, вспоминая свою сценическую жизнь, с трудом декламирует оставшиеся в памяти литературные цитаты и стихотворения. Беспрерывное пьянство оказывает неблагоприятное воздействие на память Актера, он не может вспомнить не только свое имя, но и заученные тексты и отрывки из своих ролей. Мужчина осознает этот факт и кается в том, что по собственной воле отравил свой организм алкоголем.
В один из вечеров в ночлежном доме поселяется странствующий старик по имени Лука, сочувствующий все убогим и несчастным. Лука жалеет страдающего Актера и повествует ему о существовании клиники, в которой бесплатно излечивают больных алкоголиков, но старик не помнит в каком городе располагается больница. Рассказ странника поселяет в душе Актера надежду на избавление от недуга и возможности снова ощутить наслаждение от актерской игры, поскольку Лука уверяет его в получении счастливого шанса на полное излечение.
Мужчина одержим мечтой разыскать место нахождения лечебницы, ради этого перестает принимать алкоголь и начинает изредка работать с целью накопить нужную для поездки сумму. Живущий в ночлежке карточный аферист Сатин пытается раскрыть Актеру сущность Луки, который вымышленными рассказами затуманивает головы несчастным людям, но Актер не хочет верить в несбыточность своей мечты о новой будущей жизни.
Но однажды старик неожиданно исчезает из ночлежного дома, а вместе с его исчезновением вера в светлое будущее у Актера угасает. Мужчина начинает понимать, что все рассказы старца являлись лишь фантастическим вымыслом.
Не выдержав страшного разочарования и потеряв едва появившийся смысл жизни, Актер решает совершить самоубийство, спустя несколько дней соседи по ночлежке находят его повешенным.
Писатель проводит параллель между судьбой Актера и одной из историй, рассказанной Лукой жителям ночлежки, в которой описывался человек, потерявший надежду на поиски праведной земли и смысл своего дальнейшего существования.
Жизнь и притча
Старец рассказывает обитателям ночлежки о бедном мужике, верящем в праведную землю. Там живут особые люди. Они хорошие, уважают друг друга, помогают. Все в их житье славно и хорошо. Праведная земля – это вера мужика. В трудные минуты он надеялся, что когда-то достигнет своей праведной земли. Ученый разубедил бедняка. Показал ему карты и схемы земли. Нигде не было того, что искал мужик. Сначала появилась злость, ударил бедный человек ссыльного ученого. Затем «удавился».
Актер как будто повторяет судьбу праведника. Сначала обретает веру в лечебницу, начинает готовиться. Даже делает первый шаг: бросает пить и идет работать. Но все завершается тем же – самоубийством. Лука создал утопический образ, но не помог его реализовать, исчез из подвала. Гибель персонажа предсказана историей старца.
Среди обитателей ночлежки на глазах у зрителя гибнут 3 человека: хозяин, Анна и Актер. Причины смерти везде разные. Актера жалко: талантливый человек превратился в горького пьяницу. Мужчина теряет смысл жизни, веру в помощь со стороны и уходит из жизни сам.
Жизнь и притча
Старец рассказывает обитателям ночлежки о бедном мужике, верящем в праведную землю. Там живут особые люди. Они хорошие, уважают друг друга, помогают. Все в их житье славно и хорошо. Праведная земля – это вера мужика. В трудные минуты он надеялся, что когда-то достигнет своей праведной земли. Ученый разубедил бедняка. Показал ему карты и схемы земли. Нигде не было того, что искал мужик. Сначала появилась злость, ударил бедный человек ссыльного ученого. Затем «удавился».
Актер как будто повторяет судьбу праведника. Сначала обретает веру в лечебницу, начинает готовиться. Даже делает первый шаг: бросает пить и идет работать. Но все завершается тем же – самоубийством. Лука создал утопический образ, но не помог его реализовать, исчез из подвала. Гибель персонажа предсказана историей старца.
Среди обитателей ночлежки на глазах у зрителя гибнут 3 человека: хозяин, Анна и Актер. Причины смерти везде разные. Актера жалко: талантливый человек превратился в горького пьяницу. Мужчина теряет смысл жизни, веру в помощь со стороны и уходит из жизни сам.
Судьбы героев пьесы «На дне» Горького
В пьесе “ На дне” Горький показал нам жизнь босяков, которые потеряли: собственные имена, духовные ценности, жизненные ориентиры. Лишь один из героев пьесы –содержатель ночлежки — имеет имя, отчество и фамилию. Другие имеют только имя или кличку. Уже афиша дает нам представление о том, какое социальное положение занимали герои пьесы до падения “на дно”. В перечне действующих лиц, представлены семнадцать героев, Лишь единицы из них имеют работу (слесарь, полицейский), а большинство только возраст, Я хочу подробнее остановиться на судьбе Актера.
Только один раз в пьесе упоминается настоящая фамилия Актера-Сверчков-Заволжский. Первая часть фамилии – нечто маленькое, незаметное, боящееся оказаться на виду. Заволжский – что-то широкое, великое. Его судьбу можно разделить на две части до и после потери фамилии, Для первой части подходит Сверчков, а для второй Заволжский.
По некоторым высказываниям мы можем догадаться о прошлом Актёра. Он говорит: “Гамлет – хорошая вещь… Я играл в ней могильщика”. Эта роль – второго плана, которая не требует особого актёрского дара. Был ли у Актёра талант? Мне думается, он был талантливым актёром. Видимо, был такой момент, когда он не смог “прорваться”, и это его надломило. Актёр говорит: “Талант – это вера в себя, в свою силу”. У него не хватило веры в свои собственные силы, а без этого невозможно достичь успеха. Актёру надо было собрать силу воли в кулак, чтобы “подняться” после первой неудачи и вновь пойти на штурм актёрских вершин. Вместо того чтобы сделать это, он стал заливать свои неудачи водкой. Постепенно Актёр теряет то хорошее, что в нём было. Затем теряет и своё собственное имя, которое заменяет кличка. Среди обитателей ночлежки он считает себя представителем творческой интеллигенции: вытирать пыль не для него. После того как Лука поведал ему о лечебнице, в которой можно излечиться от алкоголизма, Актёр, как мне показалось, заразился этой идеей. Тогда почему же он не воплотил её в жизнь? Я думаю, что у него не было уже моральных сил, чтобы выбраться из той ямы, в которую он попал. Для этого ему необходима была ещё и поддержка. Но разве кто-либо из обитателей ночлежки мог её оказать? Нет. Именно поэтому Актёр скоро удавится. Он просто не мог продолжать так жить. Ему было необходимо выбрать: или жить по-человечески, или не жить вовсе. Первое он не мог воплотить в жизнь, поэтому выбрал второе…
Трагическая судьба Актёра типична: человек, потерпевший неудачу в профессиональной деятельности, в личной жизни часто ломается, катится по наклонной плоскости, становится алкоголиком и бомжем. По инерции он продолжает считать себя тем, кем был до падения: актёром, поэтом, художником и даже бароном. В своих неудачах такие люди обвиняют весь белый свет, только не себя. Продолжая опускаться всё ниже и ниже, они предаются мечтам вернуться в прошлую жизнь, не прилагая для этого никаких усилий. И лишь те немногие, для которых афоризм: “Человек – это звучит гордо!” становится жизненной установкой, способны найти в себе силы выбраться со дна жизни.
Характеристика литературного героя
Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но ему мало что удается вспомнить. Лука утешает А., рассказывая тому про бесплатную лечебницу для алкоголиков. А. надеется, перестает пить и начинает копить деньги на дорогу. Но жизнь его заканчивается трагически. Он повесился, когда понял, что уже навряд ли может спастись.
Цитатная характеристика «На дне»
1 ответ
Цитатная характеристика основных героев пьесы М.Горького «На дне». Владельцы ночлежки – Михаил Иванович и Василиса Карповна Костылевы.
- Сатин: «Кто тебя – кроме черта – любит. »
- Актер Костылеву: «Шельма ты, старец…».
- Васька Пепел о герое: «Стану я из‑за такой дряни жизнь себе портить…».
- Лука Наташе: «Сестра у тебя – зверь злой… про мужа про ее – и сказать нечего: хуже всяких слов старик…».
- Василиса: «И для всех он – яд…».
- Васька Пепел: «Я сам думал, что ты, как умная… ведь ты умная… ты – ловкая!».
- Настя: «Василиса – вывернется! Она – хитрая». Бубнов «…она своего даром не отдаст… баба – лютая…».
- Лука о Василисе «Ах, баба… гадюка ядовитая…».
- Барон: «эта сестра твоя… дьявольский характер!».
- Пепел: «Славная девка!», «…вижу, ты девица строгая… хорошая… надежный человек…».
- Бубнов: «Девица – ничего…».
- Костылев: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов?»
Лука: «Ты… ничего, девушка! Хлеба нету, – лебеду едят… если хлебушка‑то нету…».
Характеристика Васьки Пепла:
- Сам о себе: «Мой путь – обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уж в ту пору меня звали вор, воров сын…».
- Клещ: «Живут (о Ваське) без чести, без совести…».
- Лука: «Он – парень ничего, хороший! Ты только почаще напоминай ему, что он хороший парень, чтобы он, значит, не забывал про это!».
Сатин: «Я тоже раза три ударил старика… Много ли ему надо! Зови меня в свидетели, Васька…» (относится к Ваське по доброму).
- Сатин: «Он вообще … для многих был … как мякиш для беззубых …».
- Барон: «… Как пластырь для нарывов».
- Клещ: «Он …он жалостливый был … у вас вот … жалости нет …». Сатин: «Он врал … но это лишь из жалости к нам … Есть ложь утешительная, ложь примиряющая … Ложь-религия рабов и хозяев … Правда – бог свободного человека».
- Сам о себе: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом… гром аплодисментов! Ты… не знаешь, что такое аплодисменты… это, брат, как… водка. Бывало, выйду, встану вот так… (Становится в позу.) Встану… и… (Молчит.) Ничего не помню… ни слова… не помню! Любимое стихотворение… плохо это, старик?».
- Клещ: «Им легко деньги достаются… Они – не работают…».
- Высказывания Актера: «Образование – чепуха, главное – талант. Я знал артиста… он читал роли по складам, но мог играть героев так, что… театр трещал и шатался от восторга публики…».
- Пепел: «…Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…».
- О себе: …Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера. ». «…Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…». «…Когда я иду по улице, люди смотрят на меня, как на жулика… и сторонятся, и оглядываются… и часто говорят мне – «Мерзавец! Шарлатан! Работай!» Работать? Для чего? Чтобы быть сытым. ». «…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство. ».
Какими качествами должен обладать (личные качества)
Актер
— это профессия, больше подходящая экстравертам
Актер чувствует внимание поклонников не только на сцене, но и в личной жизни. Если вы не готовы к взаимодействию с большим количеством людей на съемочной площадке, постоянному общению с журналистами, то работать актером может быть тяжело психологически
Кроме✎ умения легко сходиться с людьми и✎ творческих способностей,актеру нужны :✎ Умение выступать на публике (не бояться сцены)✎ Умение работать в команде✎ Отличная память✎ Трудолюбие✎ Ораторское мастерство✎ Выдержка и физическая подготовка✎ Абстрактное мышление✎ Уверенность в собственных силах✎ Энергичность
Пример 1
Пьеса Максима Горького “На дне” поднимает много важных вопросов, она заставляет задуматься о ценности жизни, о выборе пути.
Действие происходит в темном подвале, где нет даже стульев, а только обрубки деревьев вместо них. Здесь собрались самые разные люди из разных слоёв населения, однако сейчас они вынуждены обитать все вместе. Тут живут и вор, и проститутка, и шулер, и спившийся актер. Жизнь этого места как бы находится в отдалении от общего течения событий. Одним из центральных персонажей является странник Лука, поскольку с его появлением в ночлежке меняется жизнь ее обитателей. Луке около шестидесяти лет, он мало говорит о своей жизни. Единственное, что он о себе рассказывает, что его “много мяли”. Мы понимаем, что, скорее всего, на его жизненном пути было много трудностей. Возможно, именно из-за этого он теперь пересмотрел свои взгляды на жизнь. Лука считает, что каждый заслуживает уважения, поэтому со всеми общается с теплотой и лаской. Лука проповедует идеи светлого будущего, которые могут вселить надежду и вернуть людей к нормальной жизни. Он придерживается учения Христа, который всех жалел. Он очень хороший психолог, умеет подобрать ключик к каждому. Лука обладает исключительными ораторскими способностями. Он считает, что самое главное качество – сострадание к ближнему. Он знает, что все местные жители были со сломанными судьбами. Возможно, в прошлом у них и было все хорошо, но сейчас настоящее их плачевно. Лука пытается хоть немного, но воодушевить этих бездомных и неизлечимо больных. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. Однако все надежды рушатся, стоит Луке исчезнуть. Герои понимают, что рассказы старика были ложью, для того чтобы поддержать их. Лука не понимал, что в итоге его “сладкая ложь” нанесла еще больший урон. Люди, снова начавшие верить во что-то, оказались обмануты. Теперь они вряд ли когда-нибудь еще смогут на кого-то понадеяться, их мечты разрушены. И выходит, что Лука наоборот подтолкнул всех еще дальше ко дну. Он хотел сделать как лучше, вселял надежду. Однако после крушения надежд, они совсем потеряли веру, поняли, что ничего уже не будет лучше. Они снова потерпели поражение в борьбе за новую жизнь.
Автор пытается убедить читателя, что Лука делает все из добрых побуждений, он совсем не хочет причинить никому зла.
Актер и Лука
Сатин, Барон, Клещ и другие жильцы обвиняют старца-странника Луку в гибели Актера. Старик дал Актеру надежду. Он рассказал, что есть где-то лечебница для пьяниц. Ученые признали, что страсть к спиртному, — это болезнь. Главное, советует Лука, приготовиться к лечению – бросить пить. Актер пытается, но окружающие мешают. Не помнящий своего настоящего имени целый день подметал улицу, заработал 2 пятиалтынных. Целый день воздерживался от водки. Он не отдает деньги Сатину, начинает копить на дорогу в лечебницу. Актер представляет лечебницу не так, как обычная больница: белые халаты, кровати и доктора. В его фантазиях она ближе к театрам, дворцам: мраморный пол, свет, чистота и пища. Он на пути к возрождению, правда, персонаж, слова которого он произносит, трагедийный – король Лир.
Как объяснить финал пьесы? Актер портит песню – он уходит на пустырь и заканчивает жизнь самоубийством: «…удавился».
Где учиться
В театральных вузах и колледжах
воспитывают будущих актеров. Там они учатся актерскому мастерству, сценическому движению и речи, акробатике, вокалу, танцу и многим другим профессиональным навыкам. Для успешного воплощения роли актеру нужно научиться ее анализировать, прочувствовать и буквально прожить жизнь своего персонажа.
Чтобы попасть в «мастерскую талантов», нужно будет пройти огромный конкурс — до 450 человек на место. Художественный руководитель, который в этот год набирает курс, разглядывает в будущем студенте не знания по школьным предметам, а, в первую очередь, талант. Абитуриента могут взять, даже если он никогда не занимался в театральной студии и у него низкие баллы ЕГЭ.
Самые известные творческие колледжи страны для будущих актеров, артистов и музыкантов:
Российская академия музыки им. Гнесиных Академическое музыкальное училище при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Московская государственная академия хореографии Московский театральный колледж при Московском театре под руководством О. Табакова Московский государственный театральный колледж (техникум) имени Л.А. Филатова
Театральные вузы есть в большинстве городов Российской Федерации. К самым известным и престижным относятся:
Всероссийский государственный университет кинематографии им. С.А. Герасимова (ВГИК) Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России (ВТУ им. Щепкина) Российский университет театрального искусства — ГИТИС (ГИТИС) Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евг. Вахтангова (ТИ им. Щукина) Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского
Надежда и притча о праведной земле
Герой цепляется за возможность вернуть себя прежнего, вернуть душу, вновь услышать гром аплодисментов. Надежду на это ему даёт старик, пообещав назвать город, где есть больница, в которой исцеляют от алкоголизма. Именно это обещание, как и совет Пеплу уехать в Сибирь, как утешения для Насти суровый Клещ охарактеризовал так: «Поманил их куда-то… а сам — дорогу не сказал…» На самом деле, Актёр уже встал на путь, который мог бы вывести его из нынешнего состояния. Готовясь к лечению, он перестаёт пить, идёт подметать улицы, чтобы заработать на поездку в другой город. Приобретя привычку к трезвому и деятельному образу жизни, он со временем смог бы обойтись без помощи врачей. Лука сказал ему о больнице потому, что Актёр не поверил бы, что справится сам. Ему необходима была надежда на чудо со стороны.
История персонажа во многом совпадает с притчей о человеке, искавшем праведную землю. Герой притчи становится жертвой той же ошибки, которую совершил Актёр. Он искал край, где люди справедливы и милосердны, вместо того чтобы попытаться строить жизнь на таких нравственных основаниях уже сейчас. Актёр надеялся на больницу, где ему возвратят его самого, его талант, его призвание, в то время как мог сделать это сам.
Краткое описание персонажей
Главные герои:
- Костылев Михаил, 54‑х лет, хозяин ночлежного дома.
- Василиса – супруга Костылева, 26-ти лет, любовница Пепла.
- Наташа – сестра Василисы, 20-ти лет. Мечтает о прекрасном будущем. Из-за побоев сестры попадает в больницу, выйдя из нее, исчезает.
- Лука – странник, 60-ти лет, проповедует утешительную ложь.
- Васька Пепел – вор, 28-ми лет, в нем пробуждается стремление изменить свою жизнь.
- Клещ Андрей Митрич – «рабочий человек», слесарь 40-ка лет, надеется вернуться к прежней жизни.
- Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
- Барон – бывший аристократ 33‑х лет, сожитель Насти, уверен, что у него «все в прошлом».
- Сатин – постоялец, около 40 лет, считает, что человек должен быть духовно свободен.
- Актер – пьяница, бывший актер, не видя возможности перемен, заканчивает жизнь самоубийством.
Другие персонажи:
- Медведев Абрам – полицейский 50-ти лет, дядя Василисы и Наташи. Убежден – «человек должен вести себя смирно».
- Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добросердечная и спокойная, умерла в ночлежке.
- Алешка – сапожник, 20 лет.
- Татарин, Кривой Зоб – грузчики.
- Настя, девица легкого поведения, 24‑х лет, мечтает о настоящей любви.
- Квашня – женщина лет 40-ка, торгует пельменями.