Образ и характер луки и сатина в пьесе на дне

Сочинение спор о правде и лжи в пьесе на дне горького

Что для меня правильнее: спасительная ложь Луки или «Правда — бог свободного человека»

1. Истина и ложь — философский выбор. 2. Жизненные воззрения Луки. 3. Человеколюбие Сатина. 4. Сравнительный анализ двух точек зрения. 5. Мой взгляд на спор Луки и Сатина В жизни каждого человека возникают ситуации, когда приходится для себя делать непростой выбор. Что выбрать — неприглядную истину или сладкую ложь? Наверное, каждый в этом отношении руководствуется собственным жизненным опытом и характером самой ситуации. О непростом выборе много задумывались и классики. В своих произведениях они предлагали различное видение данной проблемы. Кто-то старался склонить читателей на ту или иную сторону, другие просто предлагали поразмышлять на эту тему. К философским размышлениям склоняет и произведение Максима Горького «На дне». В пьесе очень образно раскрыто две противоположные точки зрения. Два героя — Лука и Сатин, вступают на страницах произведения в сложный идейный спор относительно того, что же лучше правда иль «сон золотой»? По словам самого автора, именно этот спор является главным вопросом произведения. Что проповедовал Лука? Как говорит он сам: «…чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». В основе его измышлений лежит сострадание, которое выражалось в так называемой утешительной лжи. Лука сочувствует обитателям ночлежки. Умирающей Анне он рассказывает о жизни в раю, которая ожидает ее после смерти. Он обещает, что она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей он советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит. Актер получает надежду на новую жизнь, на излечение от алкоголизма. Возможно, что в других обстоятельствах мы бы и не называли Луку обманщиком. Ведь, например, многие люди искренне верят в существование рая и жизнь после смерти, и при этом никто не говорит, что они живут во лжи. Да и лечебница, где могли бы помочь потерявшему себя алкоголику, тоже вполне реальна…. Однако сам Лука абсолютно не верит в то, что говорит другим людям. Более того, он старается намеренно обмануть обитателей ночлежки потому, что считает их бессильными самостоятельно изменить ситуацию. Совсем иная позиция у Сатина. «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Сатин с гордостью отзывается о человеке, считает, что в жизни все зависит от его поступков. В его высказываниях вырисовывается образ прекрасного, сильного душой человека, способного выдержать любую правду, умеющего прокладывать себе верную дорогу и двигаться ею несмотря на мешающие обстоятельства. Такой несгибаемый человек прекрасен, на него хочется походить. Казалось бы, такая философия представляется весьма привлекательной. Но что же смущает в столь замечательных высказываниях? Почему читатель не может безоговорочно принять идею Сатина и возвысить по сравнению с другими обитателями ночлежки? Да потому что Сатин сам является обитателем того самого «дна», страшная картина которого талантливо изображена М. Горьким. И мы не можем считать, что Сатин чем-то отличается от остальных героев произведения, что его позиция является правильной, а словесные изыскания пророческими/Ведь на своем примере Сатин доказывает совсем обратное тому, о чем говорит. Получается, что и Лука и Сатин весьма противоречивые герои, в образе которых присутствует как истина, так и ложь. Поэтому и определить, какая из точек зрения мне ближе — Луки или Сатина — довольно сложно. Стремление к идеалу призывает меня стремиться к некой собирательной философии, в которой будет присутствовать идеи обоих героев, но значительно облагороженные. Так, наверное, я бы старался строить свою жизнь на принципе «Правда — бог свободного человека», подчеркивая, что человек — главное совершенство природы. Однако исключить совсем фактор лжи я вряд ли бы смогла. Ведь понятие ложь во спасение действительно существует, а правда зачастую очень жестока, да и не всем она нужна…

Думаю, что фактор спасительной лжи, о котором говориться в произведении «На дне» нужно использовать очень осторожно и тонко. В определенных обстоятельствах ложь представляется мне хорошим инструментом для решения сложных вопросов

Но не стоит вводить ложь в обычную жизнь, делая ее неотъемлемой частью своего «я». Человек действительно достоин уважения, а сильный человек, способный распоряжаться собственной судьбой, вдвойне. Для меня правильно быть таким человеком, сводя ложь в своей жизни к идеальному минимуму.

Композиция

В произведении «На дне» композиция линейная, о чем говорят все события, находящиеся в хронологическом порядке. Она состоит из философских споров и размышлений, персонажи остаются в одном месте, а само действие статично.

  1. Завязкой является появление в ночлежки Луки, со всей его безликостью и несхожестью с другими людьми.
  2. Развитие конфликта происходит через предложение убить мужа от Василисы.
  3. А к самому мощному накалу, то есть к кульминации, сюжет приходит в момент, когда происходит диалог о смысле существования человеческого, о лжи и правде.
  4. И после безжалостная развязка – Актер убивает сам себя, а оставшиеся обитатели ночлежки теряют последнюю надежду, ведь они обречены на погибель, ведь оказать сами себе помощь и прийти к долгожданному спасению они не могут.

Смысл финала пьесы На дне

Финал можно назвать открытым, а можно сказать, что ничего ничем не закончилось. Лука пропал, Актер, который мечтал бросить пить, не дождался, когда старик расскажет ему, где больница для пьяниц и покончил с собой. Большинство персонажей остается при своих интересах, точнее, нежелании их отстаивать. Женщина, которую много лет бил муж, выходит снова замуж и теперь сама бьет своего мужа, остальные персонажи продолжают пить и играть в карты без перспектив на будущее. Сбежать и покинуть дно удается только девушке Наташе, но куда она пропала, остается загадкой, и вору Ваське Пеплу, который сел в тюрьму, и, вероятнее всего, после нее сюда же и вернется. В финале пьесы герои снова пьют, поют и гуляют. Но это никакой не хеппи-энд, а издевательство над ним. Воз и ныне там, все так и остались на дне. Смысла жизни они не нашли и дальнейшие их перспективы покрыты не туманом, а болотным илом и тиной.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

  1. Смысл названия пьесы Гроза — Островского Заглавие произведения наталкивает читателя на мысль, о чем же будет эта книга, какую суть попытается донести автор до своих поклонников. Драма «Гроза» была написана А.Н. Островским в 1859 году. Это…
  2. Смысл пьесы Гроза — Островского Александр Николаевич Островский осмелился заглянуть за железные ворота самодуров, описать их нравы, жизненные устои, быт. Автор с ненавистью в душе рассказывает о тех, кто унижает и оскорбляет человека как личность….
  3. Смысл пьесы Бесприданница Островского Пьесы Александра Островского в современной России ставят не так часто – реже, чем в Советской, где их любили за «изобличение буржуазной действительности». И за границей Островский далеко не так популярен,…
  4. Смысл пьесы Свои люди — сочтёмся Островского Первый большой успех к Александру Островскому пришел именно благодаря этой пьесе, опубликованной в журнале «Московит». И публика, и критика оценили ее с восторгом. Чего не скажешь о цензуре… Смысл названия…
  5. Смысл книги Горе от ума и его названия Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным. Софья узнает, что…

Сочинение 4

М.Горький в своей пьесе «На дне» показал читателю мир, в котором люди несчастны, открыл душевный мир глубоко несчастных людей. Эпизодичность пьесы позволяет окунуться в мир настоящей драмы, где разные миры сталкиваются друг с другом. Где правда факта, правда веры, правда утешения и лжи, представлены настоящими мирами.

Правда факта связана с таким персонажем, как Бубнов. Его представление о мире довольно прозаично: человек рожден, чтобы умереть. Он не жалеет людей, считая, что у каждого есть свое предназначение в жизни, которое он должен исполнить. Такое мышление Бубнова складывается из эпизодов его жизни: жена изменила, он уходит от нее, но также ему приходится оставить ей свое заведение, и по итогу сам он остался ни с чем. Бубнов пьет, отказывается признавать себя или других людей, потому что люди угнетают его, и он не верит их поступкам.

Правда Луки включает в себя несколько составляющих. Лука добр к людям, помогает нуждающимся, Лука оказывает людям содействие в обретении Бога, учит их состраданию и жалости. Утешая каждого, неся надежду в своих словах, он лжет во благо, считая, что исцеление — это путь веры, а правда иногда может стать причиной смерти.

Третья правда — это правда ключевого героя Сатина. Этот человек уверен в самом человека, как существе — Боге. Сатин уверен, что человек должен надеяться только на самого себя и верить в свои силы. Человек способен на строительство собственного мира по собственным законам, что доступно только Богу.

Ночлежка, в которой происходит действие пьесы, — это мир покорившихся судьбе людей, но какой-то своей частью еще способных бороться. Размышляя над правдами героев, оценивая их положительные и отрицательные моменты, мы понимаем, что невозможно прийти к однозначному выводу о том, какой путь человек должен выбрать. Три правды должны работать, как единое целое, чтобы человек не оказался в таком безвыходном положении, как герои пьесы М.Горького, только восприятие ситуации с разных сторон может указать путь из сложившегося положения. Такой мыслью наполнены рассуждения героев об истине и ее смысле, о человеке и его роли.

Сталкивая между собой эти правды, М.Горький говорит обществу о том, что человек должен прожить свою жизнь честно, отвергнув ложь. Человек должен воспитывать в себе милосердие, сострадание, доброжелательность, готовность прийти на помощь своему ближнему, человек должен быть терпимым к окружающим его и уметь преподносить правду в таком ключе, чтобы она не ранила других.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Лука

Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне». Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Стадии спора

Специалисты в области риторики выделяют пять ярко выраженных этапов этого процесса:

  1. Стадия конфронтации. Здесь идет выяснение степени несовпадения взглядов на предмет спора, начинается первоначальное столкновение мнений.
  2. Стадия открытия. Этот период характеризуется распределением ролей на оппонента и пропонента (атакующего и защитника).
  3. Стадия аргументации. Это время активной защиты своей позиции. Ведущую роль тут играет пропонент.
  4. Стадия критики. Если оппонент не согласен с доводами пропонента, он начинает приводить контраргументы и критиковать позицию защитника.
  5. Заключительная стадия. Идет оценка уровня дискуссии двух сторон. Выносится решение спора в пользу победившего участника.

Лука

Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне». Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Вариант 2

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов  того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Основная мысль произведения

Структура пьесы условно поделена на несколько эпизодов из существования людей:

  1. Правда факта (Бубнов).
  2. Правда утешения и лжи (Лука).
  3. Правда веры (Сатин).

В первой истории изображен человек, который разочаровался в этой жизни. А как иначе? Бубнов когда-то имел всё благодаря собственному заведению. Это была спорая работа, которая приносила неплохой доход. Да вот только официальной владелицей считалась его жена. Когда раскрывается измена супруги, барон уходит и остается ни с чем. Отсюда исходит и правда Бубнова в пьесе «На дне»: никому нельзя доверять, каждый идет только к своей цели, конец у всех один — смерть, а значит, и нет смысла врать.

История номер 2 совершенно противоположна раздумьям Бубнова. Лука, который несет в себе еще одну мысль произведения, верит в Бога. Он учит жалости, любви ко всем людям, показывает сострадание к окружающим. Главное его назначение в этой жизни — помочь в трудной ситуации, дать надежду на лучшее. Лука старается найти подход к каждому:

  • уверенность в умиротворенности после смерти для Анны;
  • удачная сибирская жизнь для Васьки Пепла;
  • лечебницу, где бесплатно исцеляют от алкогольной зависимости, для Актера.

Третья история, пожалуй, является ключевой во всем произведении. Горький пытается донести собственную точку зрения через Сатина. Вера в самого себя — эта мысль должна быть заложена в каждом человеке. Если люди будут знать, что смогут достичь всего, чего только захотят, желаемое обязательно исполнится. Сатин не боится доставить боль другому резкими словами. Он не будет «увиливать» и искать подходящие фразы.

Три правды в пьесе

39 предложений/ 458 слов

Пьеса «На дне», вышедшая в свет в 1902 году, считается наиболее известной драмой М. Горького. В этом произведении автор затронул один из важнейших вопросов русской литературы – вопрос о человеке и его месте в обществе. Затронута и проблема гуманизма, столько актуальная на начале XX века. Именно в это время в стране происходили события, при которых ценность человека была утрачена. Даже самые уважаемые люди могли оказаться «на дне». Так и герои пьесы, когда-то бывшие уважаемыми людьми, теперь находят себя в убогой ночлежке.

Одним из наиболее раскрытых вопросов в произведении «На дне» является вопрос о правде, её сущности и роли в жизни каждого человека. На протяжении всей пьесы герои спорят о том, что важнее: правда или ложь, суровая реальность или иллюзии. Почти все постояльцы на каком-то этапе высказывают свое мнение о правде. Так, например, девица легкого поведения Настя, Актер, больная чахоткой Анна и некоторые другие персонажи предпочитают пребывать в иллюзиях. Ведь, правда итак суровая, и без нее дышать тяжко. Таким образом, они сохраняют в душе веру в лучшее будущее, в котором они смогут стать счастливыми.

Конфликт мечты и реальности обостряется с появлением странника Луки. Этот герой отличается искренней добротой, состраданием и любовью к людям. Его жизненная философия просто необходима этим потерянным людям. Он быстро понимает, что они нуждаются в одобрении и утешении. Так, умирающей Анне он говорит, что на том свете ее ждет лучшая жизнь. Пьяницу Актера убеждает в существовании лечебницы, где полностью излечивают от алкоголизма. Мечтательной Насте говорит, что если она верит в существование большой и чистой любви, то обязательно ее встретит. Ваське Пеплу советует поехать на заработки в Сибирь.

Таким образом, с приходом Луки настроение многих постояльцев улучшается. У них появляется надежда на светлое будущее. Однако с его неожиданным уходом все опять становится как прежде, а Актер, не выдержав суровой реальности, кончает жизнь самоубийством. Сатин видит в этом вину старика и его «утешительной лжи». У Сатина своя правда. Он предпочитает говорить неприглядную правду, дабы не принижать человека и не ущемлять его свободу. Он верит в культ человека, который сам может себя реализовать. А утешение доброй ложью подобно унижению. Ложь – для рабов и их хозяев, а Человек должен быть горд. Такова точка зрения Сатина – в прошлом умного и образованного телеграфиста.

Другую форму правды высказывает персонаж Бубнов – бывший владелец красильной мастерской, ныне картузник, живущий в долг. В связи с определенными обстоятельствами, он стал скептиком и фаталистом. Ничего положительного в себе хранить сознательно не хочет и считает, что именно «на дне» проявляется настоящий характер человека, когда стираются все социальные различия. Бубнов уверен, что человек рождается для смерти и зачем тогда его жалеть. Ведь все умрут. В его позиции каждый человек в этом мире лишний. Он отрицает как себя, так и других. Таким образом, для более эффективного решения острых социально-философских проблем, автор попытался рассмотреть их с разных точек зрения.

см. также:Другие сочинения по произведению На дне, Горький

Сочинение Спор о правде и лжи в пьесе Горького На дне

Пьеса Максима Горького «На дне», созданная писателем в двадцатом веке, отражает тяжёлую жизнь людей того времени и затрагивает множество первостепенных вопросов, которыми на протяжении своей жизни задаётся каждый человек. Однако основной вопрос, поднятый в произведении, мне хотелось бы выделить отдельно – спор о правде и лжи, в котором были задействованы три героя произведения – Сатин, Бубнов и Лука.

Сатин, в далёком прошлом активный, весёлый и эрудированный человек, которого действительно можно было назвать и начитанным, и интересным, коротает свои дни в ночлежке после отбывания наказание за совершённое несколько лет назад преступление – убийство собственной жены. Герой отрицательно относится к так называемой «лжи во благо» или же ко «лжи во спасение», искренне полагая, что ложь – это не более чем обыкновенное и примитивное враньё, причём враньё наглое и несправедливое по отношению к человеку, который изначально заслуживает знать правду. Сатин полагает, что человек способен справиться с очень многими трудностями и жизненными испытаниями, поэтому просто несправедливо использовать ложь для того, чтобы теоретически помочь ему – это не помощь, это унижение человеческого достоинства.

В свою очередь Бубнов, второй участник спора о правде и лжи в «На дне», является человеком, глубоко разочарованным и в жизни, и в людях вообще. Персонаж жесток, циничен и бескомпромиссен, а человеческую жизнь он не считает ценностью, полагая, что мы рождаемся только для того, чтобы потом умереть, не оставив после себя никакого духовного наследия. Бубнов не видит смысла во лжи, так как полагает, что в ней попросту нет ни малейшего смысла – зачем обманывать, если можно сказать правду? Ведь в конечном итоге ни правда, ни ложь не несут в себе никакого существенного значения в глобальном смысле.

Лука, третий участник спора, искренне убеждён в том, что ложь является неотъемлемой составляющей жизни каждого человека. Он говорит людям лишь то, что они хотят услышать, полагая, что таким образом он облегчит их жизнь, изначально полную страданий и проблем. Лука испытывает чувство жалости к каждому конкретному человеку и к человечеству вообще, поэтому попросту не считает необходимым быть искренним в общении с людьми.

Я полагаю, что невероятно трудно ответить однозначно, кто прав в этом споре, а кто заблуждается. У каждого из участников дискуссии своя правда, основанная на непростом жизненном опыте, о пройденных испытаниях и пережитых страданиях. Кто-то спасается цинизмом, кто-то отгораживается от мира реальности завесой приятной слуху лжи, а кто-то просто оказывается готовым принимать жизнь такой, какой она является – непростой, неоднозначной, но в то же время во многом наполненной хорошими событиями.

На мой взгляд, что в драме «На дне» Максим Горький стремился как можно полнее раскрыть три абсолютно разные точки зрения на один и тот же вопрос, чтобы показать, как относительна истина. Для кого-то Лука является по-настоящему добродетельным человеком, а для кого-то – обыкновенным лжецом. И именно поэтому те вопросы, которые ставит перед читателями Горький, являются такими глубокими и философскими – на них просто нет единого верного ответа.

11 класс

Начало истории

Барон — 33-летний мужчина. К сожалению, настоящее имени этого человека никто из тех, кто живёт вместе с ним, не знает.

В прошлом он жил в довольно богатой дворянской семье, родители всегда потакали его капризам, из-за чего он вырос избалованным ребёнком, который считал, по наставлениям родителей, что все люди ничего не стоят и должны прислуживать ему. В их имении насчитывалось несколько сотен слуг.

Но судьба сыграла с ним злую шутку. После смерти матери и отца всё имущество перешло в руки молодого наследника, но из-за неумения делать что-либо без посторонней помощи он потерял своё наследство, обедая в дорогих ресторанах и тратя деньги на другие удовольствия жизни. Он не смог совладать с навалившейся на него ответственностью, и нажитое его предками прошло сквозь пальцы. После этого несчастного случая дальнейшие события можно выстроить по пунктам:

  • Выучился в дворянском институте, но никак не может вспомнить, что именно изучал и какую профессию получал.
  • Был чиновником в дворянской палате.
  • Женился, но вскоре опять разорился.
  • Попался на трате украденных денег.
  • Уволили.
  • Отправили в тюрьму.
  • Очутился в ночлежке для бедных, которую содержит Костылев и его жена Василиса.

Звучание

Вся пьеса М. Горького «На дне» — это гимн правды о человеке. Здесь носителем правды является Сатин – картежник и шулер, которому очень далеко до идеала человека, но именно он искренне провозглашает: «Человек – это великолепно! Это звучит гордо!». В противовес ему в ночлежке появляется Лука – добрый, сострадательный лжец, что сознательно навеивает «золотой сон» страдальцам. Но рядом с ними есть еще один человек, который хочет понять, что лучше истина или сострадание – это сам автор.

Именно Максим Горький является носителем этих двух характеристик. Это видно в самой пьесе и в том, как она восторженно была принята зрителями. Это произведение читали в ночлежках, опустившееся на самое дно общества люди кричали: «Мы хуже!», и восхваляли драматурга своего времени. Эта пьеса даже сейчас звучит современно, ведь в наше время люди начали говорить горькую правду, но забыли о милосердии и сострадании.

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности

Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности

Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 – 1900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может.

С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана «сквозная» проблема всего творчества – проблема гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.

Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремяться вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки – Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.

Иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».

В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

Вариант 2

Во многих произведениях преподносят те или иные темы, которые близки человеку, но о которых он пытается умалчивать. Одним из таких произведений является спектакль «На дне», в котором нам повествуют о нелегкой судьбе нескольких человек проживающих вместе по воле судьбы.

В произведении автор показывает героев как людей уже сдавшихся на волю судьбе, но ещё пытающих бороться. В нём автор рассказывает нам три вещи, называя это тремя незыблемыми правдами.

Первая правда выявляется в персонаже Лука, который в прошлом был проповедником. Он убеждён в том, что если ложь сказана во благо, то это и не плохо, а даже хорошо. Он считает, что лучше сладкая ложь, сказанная во благо, чем горькая правда.

Вторая правда раскрывается в персонаже Сатине. Он убежден, что ложь не имеет под собой никакого оправдания, и её не должно быть в речи у уважающего себя человека. Он считает, что лучше вообще ничего не говорить , чем соврать

Третью же правду мы видим в персонаже Бубнове. Он является сторонником идеи, что лучше сказать горькую правду, чем ходить вокруг да около. Он привык говорить людям правду, насколько неприятной она бы не была.

В произведении автор даёт нам пищу для размышлений, а именно какую же правду выбрать нам, что же лучше из трёх предложенных вариантов. В каждом из них есть как плюсы, так и минусы, и читатель, или же зритель, должен сам решить в каком случае, для него конкретно плюсы склоняют чашу весов в свою пользу. Он говорит нам, что нет однозначно верного выбора, и скорее всего, придётся совмещать все три правды, дабы руководствоваться в своём выборе. Данной мыслью пропитаны почти все произведения Горького, и в частности пьесы “На дне”, которая могла повлиять на множество умов того времени, и поначалу её даже не хотели выпускать в театры. Горькому даже пришлось сменить название пьесы, чтобы она прошла придирчивую цензуру. С горем пополам она прошла её, и в свет вышло это замечательное произведение.

В своём сочинении я попытался раскрыть тему трёх правд в произведении Горького “На дне” и постарался объяснить свою точку зрения с помощью аргументированных точек зрения и анализа произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: