Истории постояльцев
Образ «дна» в пьесе «На дне»
Русское общество на рубеже веков остро ощущало надвигающуюся грозную социальную катастрофу. В своем произведении писатель изобразил состояние современного ему мира в апокалиптических тонах. Герои, живущие в «ямах» и подвалах, ждут Судного дня. Эта жизнь является своеобразной проверкой: кто способен к воскрешению, к новой жизни, а кто окончательно погиб.
Символическое, апокалиптическое звучание пьесы особенно остро ощутили некоторые современные театральные и кинорежиссеры. Так, в постановке московского Театра на Юго-Западе (режиссер Валерий Романович Белякович) ночлежка превращается в пустое темное пространство с рядами двухэтажных нар, теряя бытовые приметы. Все действующие лица надевают белые одежды и нательные крестики, как будто перед Судным днем. Ход спектакля перемежается «экзистенциальными» сценами: ночлежка наполняется «загробным» синим светом и клубами дыма, а обитатели ее вдруг замолкают и, словно сомнамбулы, начинают перекатываться по нарам и корчиться, будто их терзает злая неведомая сила. Образ «дна» в пьесе «На дне» в этой интерпретации предельно расширяется, выходя за рамки социального контекста.
Сочинение Мечта в произведении На дне
Мечта – это важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях делали акцент на теме грез. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор озвучивает в произведении, актуальны и сегодня.
Главные герои драматической пьесы «На дне» – это низшие слои населения, которые живут в съемных квартирах. Хозяин ночлежки – Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к положительным героям, но все же и у них есть мечта. Содержание ночлежки преследует собой корыстные цели. Обогащение – это предел грез Костылевых. Но в ночлежки, которая принадлежит семейной паре, живут люди, которые мечтают изменить свою жизнь.
Тема мечты больше всего раскрывается в эпизодах с участием Актера. Это бывший работник театра, который из-за болезни потерял доступ к сцене и стал много пить. В грезах он снова возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерской деятельности. Но, когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно завершить свой путь к мечте, ему не хватает силы.
Еще один мечтатель, живущий в ночлежке, вор Васька Пепел. Этот человек мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей, где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не работать над поставленной целью, то мечта так и не станет реальностью. В этом пристанище для нищих и обездоленных живет юная Настя, которая мечтает обрести любовь, о которой пишут книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не в силах бросить ночлежку и начать новую жизнь.
Такая же судьба ожидает и остальных обитателей костылевской ночлежки. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и благополучие. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он потерял последний способ заработка.
Максим Горький, в своем произведении, рисует не радужную картину: все герои пьесы не могут обрести желаемое и исполнить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом всего произведения. Постоянные неудачи и жизнь на «дне» социальной лестницы убивает мечты жителей ночлежки. Текст произведения дает понять, что жизнь без мечты теряет истинный смысл.
Вариант 3
Максим Горький — русский писатель, драматург и прозаик, был номинирован на Нобелевскую премию по литературе, поскольку тексты его произведений содержат глубокий смысл. Свое творчество начал с романтического направления, но с течением жизни перешел к драматургии. Одним из ключевых его произведений является пьеса «На дне».
Это социально-бытовая драма, название полностью отражает всю композицию произведения. Она заключена в описании жизни обитателей ночлежки. Все действующие лица, а это проститутки, воры, пьяницы, чернорабочие, в тяжелых жизненных ситуациях. Они отчаялись, очерствели, забыли о положительных эмоциях, о доброте, взаимопомощи. Автор еще видит в своих героях что-то хорошее, но души их уже пусты и серы. Ведь смирились со своей судьбой, и даже не пытаются что-то изменить.
Одна из действующих персонажей, это торговка пельменями Квашня, сильная и независимая женщина средних лет, в которой еще осталась вера во что-то хорошее. Из пьесы мы узнаем, что она ранее была замужем целых 8 лет, и когда ее муж «издох», то «целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему», что дает понять — счастья в семейной жизни не было. Ведь социальная среда, в которой Квашня жила с супругом, часто включала в себя жестокость, неуважение, побои, поэтому женщина, приобретя свободу, отказывала Медведеву в ухаживаниях.
Она говорила «Замуж бабе выйти — все равно как зимой в прорубь: один раз сделала — на всю жизнь памятно…», но в дальнейшем нам дается информация, что женщина согласилась жить с Медведевым, и иногда поколачивает его, а он в свою очередь, начал выпивать.
Квашня – еще не совсем пропиталась серостью и безысходностью ночлежки, в ней есть стержень, она самостоятельна и добра, единственная кто пытался помочь умирающей Анне.
«На дне» серьезное драматическое произведение, которое заставляет задуматься о жизни людей, живущих в нищете, в грязи, в пьянстве, забывших о радостях жизни, принимающих несчастье, как данность. В современности это проблема поднимается еще чаще, ведь довольно часто людей ломают обстоятельства, и они опускаются на дно. Максим Горький очень подробно описывает нам психологические портреты всех обитателей ночлежки, именно это дает нам возможность, лучше их понять. Мне кажется, что дно еще не повод опускать руки, а возможность оттолкнуться от него и выплыть на поверхность. Изменить что-либо в своей судьбе никогда не поздно.
Прошлое героя
Предками Барона были богатые дворяне. Семья славилась во времена Екатерины и Николая. Дед занимал высокие посты. Имение насчитывало сотни крепостных слуг. Десятки лакеев ходили вокруг «золотого мальчика». Проснувшись утром, лежа в постели, пил кофе со сливками. Удивительное время! Барон вспоминает о тех днях с сожалением. Остальную судьбу можно выстроить по ступеням:
- Учился в дворянском институте. Не помнит только, чему учился.
- Служил чиновником в дворянской палате.
- Женился.
- Разорился.
- Попался на трате казенных денег.
- Был уволен и отправлен в тюрьму.
- Оказался среди постояльцев ночлежки.
Что стало причиной такого быстрого снижения социального статуса? Лень, отсутствие самостоятельности, привычка жить за счет чужого труда. Еще одна причина – неуважение к труду предков. Юноша не знает, как создавался капитал. Он надеется, что все пойдет само собой, но нажитое многими поколения проходит сквозь пальцы и исчезает в прошлом. Вся жизнь в богатстве проскочила как сон. Дни в ночлежке тянутся медленнее.
Главные герои
Костылев Михаил Иванович
54-летний мужчина, владелец ночлежки для нищих.
Хозяин ночлежки — приюта для бедняков, бездомных людей, обитателей социального дна. Злобный, лицемерный человек, способный на любую подлость ради денег. Женат на молодой женщине Василисе, с которой грубо обращается, а также всячески обижает её младшую сестру Наташу. Костылев занимается скупкой краденых вещей, которые ворует Васька Пепел. Погибает в драке от рук Васьки.
Подробная характеристика Костылева.
Василиса Карповна
Молодая женщина 26 лет, жена Костылева.
Умная, изворотливая, жестокая и бездушная женщина, которая живёт со стариком Костылевым из-за денег. Издевается над своей младшей сестрой Наташей. Имеет любовную связь с Васькой Пеплом, которого подбивает на убийство опостылевшего мужа.
Подробная характеристика Василисы.
Наташа
20-летняя девушка, младшая сестра Василисы.
Добрая, милая, глубоко нравственная девушка, которая вынуждена терпеть издевательства со стороны своей старшей сестры Василисы и её мужа. Устав от тяжёлой жизни в доме сестры, соглашается стать возлюбленной вора Васьки Пепла и с ним покинуть ночлежку. После смерти Костылева оказывается в больнице, а затем бесследно исчезает.
Подробная характеристика Наташи.
Васька Пепел
Обитатель ночлежки, потомственный вор, 28-летний парень.
Потомственный вор, который сбывает краденые вещи Костылеву. Из-за его жадности Пепел дважды сидел в тюрьме. Имеет любовную связь с Василисой, но в итоге охладевает к ней и влюбляется в Наташу, с которой планирует уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Во время драки случайно убивает Костылева и попадает в тюрьму.
Подробная характеристика Васьки Пепла.
Андрей Митрич Клещ
Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, слесарь.
Жестокий, равнодушный человек, который очень плохо обращался со своей женой Анной: бил, обижал, держал впроголодь. Даже когда Анна мучительно умирает от чахотки, он не жалеет её. Вынужден продать свои инструменты, чтобы оплатить похороны жены. Утратив возможность зарабатывать на жизнь, впадает в глубокую депрессию.
Подробная характеристика Клеща.
Анна
Жена Клеща, 30-летняя женщина, смертельно больная чахоткой.
Добрая, кроткая, терпеливая женщина, которая безропотно сносит издевательства и побои своего мужа Клеща. Прожив безрадостную жизнь, она заболевает чахоткой. По её словам, причиной смертельного недуга стала жестокость и равнодушие её супруга. Умирает с мечтой о долгожданном покое в загробном мире.
Подробная характеристика Анны.
Барон
Обитатель ночлежки, 33-летний мужчина, опустившийся дворянин.
Родом из богатого и знатного дворянского семейства. Оказался на дне общества после отбывания тюремного наказания за растрату казённых денег. Сожительствует с Настей, которую презирает, но при этом просит у неё деньги на выпивку. Берёт уроки игры в карты у Сатина, чтобы стать карточным шулером.
Подробная характеристика Барона.
Настя
Обитательница ночлежки, 24-летняя девушка, сожительница Барона.
Молодая проститутка, которая живёт с Бароном. Забывает о своей тяжёлой жизни благодаря любовным романам, которые с упоением читает всё свободное время. Придумав свою идеальную любовную историю, искренне верит в неё.
Подробная характеристика Насти.
Бубнов
Обитатель ночлежки, 45-летний мужчина, картузник.
В прошлом владелец мастерской, скорняк. После измены жены и последующего развода остался ни с чем. Оказавшись без средств и крыши над головой, становится обитателем ночлежки. На жизнь зарабатывает пошивом картузов.
Подробная характеристика Бубнова.
Сатин
Обитатель ночлежки, мужчина 40 лет, карточный шулер.
Образованный человек, в прошлом телеграфист, а сейчас опытный мошенник. Зарабатывает на жизнь, обманывая во время игры в карты. За свой обман бывает жестоко избит. Не хочет честно жить и работать, предпочитая беззаботную жизнь шулера. В прошлом отсидел 5 лет за убийство обидчика своей сестры.
Подробная характеристика Сатина.
Актёр
Обитатель ночлежки, 40-летний мужчина, бывший актёр.
Интересный человек, бывший театральный актёр. Не сумев справиться с жизненными трудностями, стал запойным пьяницей. Поверив в рассказы Луки о существовании бесплатной клиники для алкоголиков, бросил пить и начал собирать деньги на дорогу. Когда Лука внезапно исчез, так и не назвав город с лечебницей, Актёр покончил жизнь самоубийством.
Подробная характеристика Актёра.
История создания пьесы
Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.
Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров — она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.
Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен — в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.
Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона — В. Качалов, Луки — И. Москвин, Насти — О. Книппер, Наташи — М. Андреева.
Харарктеристика Актера
Пьеса «На дне» является одним из самых известных произведений Максима Горького. В ней описывается жизнь людей московской ночлежки. Изначально, по замыслам автора, пьеса должна была войти в цикл из 4 произведений, отражающих жизнь и мировоззрения людей из разных слоев общества. В пьесе «На дне» Горьким поднимается философский вопрос: может ли человек сохранить себя и свою личность, находясь на морально-социальном «дне» общественной жизни?
Одним из второстепенных героев пьесы является Актер. Мужчине на момент повествования около 40 лет. Он живет в ночлежке для бедных, которую содержит Костылев. В прошлом Актер работал в театре, играл в спектаклях. Его сценическое имя — Сверчков‑Заволжский. Сейчас Актер нигде не работает, пьянствуя целый день. Он считает себя пропащим человеком, признавая тот факт, что алкоголь погубил его жизнь. За проживание в ночлежке должен Костылеву деньги. Героя нельзя назвать черствым человеком. Он помогает больной Анне выйти из комнаты, когда ей становится душно. В Актере присутствуют такие черты характера как сочувствие и сострадание.
Приход в ночлежку старика Луки вселяет в Актера надежду. Лука рассказывает о городе, в котором есть бесплатная больница, где лечат от алкоголизма. Старик не сообщает название города, ссылаясь на то, что позабыл его. Скорее всего, Лука специально врет о выдуманном им же городе, чтобы подбодрить Актера. Однако старик уверяет, что обязательно вспомнит название, а пока Актеру необходимо некоторое время не пить. Герой начинает жить надеждой на новую жизнь, которую начнет. Теперь у него появляется мечта, а значит и смысл жизнь: он хочет избавить от алкоголизма, начать работать, покинуть дно социальной ямы. Чтобы добраться до лечебницы, герой начинает копить деньги.
Приятель Актера Сатин уверяет своего друга в том, что Лука врет, на самом же деле города с бесплатной больницей нет. Взгляды Сатина в пьесе противопоставлены мировоззрению Луки. Старик-странник любит людей, он старается вселить в них надежду на счастливое будущее. Из сострадания к человеку Лука прибегает к спасительной лжи, которая позволяет Актеру поверить в себя, в свои силы. Картежник и шулер Сатин против обмана, он считает, что люди должны лицом к лицу столкнуться с неизбежной истиной, только так, по мнению героя, можно говорить о величие человека, о силе его духа.
После внезапного исчезновения Луки из ночлежки, Сатин окончательно убеждает своего товарища в вымышленность бесплатной больницы и чудесного города, название которого старик так и не сказал Актеру. Герой снова начинает пить, в конце произведения его находит Барон покончившим жизнь самоубийством.
Популярные сочинения
Учитель — моя любимая профессия сочинение Да, учитель моя любимая профессия. Я восхищаюсь учителями
Думаю, что они делают самое важное – воспитывают детей. Без учителей мы бы никем не стали! Никто не стал бы
Сочинение Зимний вечер Зима – это время года, в котором царствуют вечера и ночи
День настолько короток, что не успеваешь оглянуться, как на дворе уже снова долгий зимний вечер. В старых русских селениях зимние вечера было принято проводить всей семьёй
Доброта и жестокость в рассказе Муму 5 класс (Тургенев) Тургенев Иван Сергеевич – интереснейший русский писатель девятнадцатого века. Выйдя из школы, многие продолжают зачитываться его произведениями на протяжении всей своей жизни
Детство
Пьеру де Кубертену повезло родиться 1 января 1863 года в аристократической парижской семье. Его отец, Шарль Луи де Кубертен, был достаточно известным художником, выставлявшимся даже в Парижском салоне. Получив классическое образование, он писал картины на католическую тематику и с детства пытался привить молодому Пьеру свою любовь к религии. Мать Пьера, Агата-Габриэль де Мирвилль, была уроженкой известной семьи из Нормандии.
Герб семьи де Кубертен. Фото: Commons.wikimedia.org / Sanguinez
Пьер стал четвёртым ребёнком в семье. Кроме него, у Шарля Луи и Агаты были три девочки, но отец мечтал о наследнике. Несмотря на всю любовь, с которой к нему относились родители, он в своей автобиографии описывает отношения как с матерью, так и с отцом, не разделявшими его прогрессивных взглядов, словом, «натянутые».
Возможно, именно небольшими разногласиями и бунтарским духом ребёнка было продиктовано решение семьи отдать его на воспитание в иезуитскую школу. Вообще, педагогика иезуитов построена на прагматических основах и имела тогда своей целью воспитание в католической среде мальчиков из аристократических семей. Для пущей пользы, в отличие от подавляющего большинства учеников той школы, которые лишь днём приходили на занятия, всё остальное время проводя в родном доме, Пьер де Кубертен жил при монахах, один из которых являлся его наставником.
Несмотря на свой свободолюбивый нрав и прогрессивные взгляды, в такой консервативной школе Пьер был одним из лучших учеников и офицером школьной элитной академии, показывая характер и готовность к образованию.
Краткая характеристика
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением На дне.
Полное имя — настоящее имя неизвестно, прозвище в ночлежке — Актёр, сценический псевдоним — Сверчков-Заволжский.
Возраст — около 40 лет.
Род занятий — без определенного рода деятельности.
Семья — отсутствует.
Социальное положение — мещанин.
Происхождение — родом из простого семейства.
Воспитание — традиционное для его сословия.
Образование — традиционное для его сословия.
Внешность — не указано.
характер — добрый, милосердный, доверчивый, слабовольный, артистичный, легкомысленный, мнительный, мягкий, нервный, чуткий.
Положительные черты — добрый, заботливый, милосердный, мягкий.
Отрицательные черты — легкомысленный, слабовольный, безответственный.
Произведение — «На дне».
Дальнейшая судьба героев
Судьбы герое пьесы «На дне» ярко показывают, что в условиях общественного строя, базирующегося на эксплуатации одних людей другими членами социума, для людей, оказавшихся на «дне» не может быть надежды на нормальную и счастливую жизнь.
Хозяин приюта – Костылев, трагически погибает в драке, которая возникла между ним и Пеплом. Этот факт несказанно радует его жену – Василису, которая все- таки смогла добиться своей цели стать вдовой.
Василий делает предложение Наталье — уехать в Сибирь, где они смогут начать новую жизнь. Узнав об этом, Василиса запирает сестру в доме, при этом еще и жестоко издевается. В порыве злости она обливает девушку кипятком. Наталью чудом удается спасти. Но после убийства Костылева, она думает, что это не несчастный случай – а заговор против нее Василисы и Пепла. Сделав такой вывод, Наталья бросает Василия.
Еще один персонаж произведения – Клещ, смиряется со своей судьбой и начинает распивать спиртное с Сатиным. В заключительном акте становится известна судьба Квашни и Медведева. Женщина принимает его ухаживание. Они начинают жить вместе, а уличная торговка даже предпринимает попытки ограничить мужчину в употреблении алкоголя.
Актера ждала печальная участь. Он так и не смог смириться со своим положением. Единственным выходом, который он нашел, чтобы выбраться из плачевного положения, стало самоубийство.
Грустный финал ждал и больную Анну. Перед смертью девушку утешает только один обитатель ночлежки – Лука. Он пытается убедить ее, что на том свете, она наконец-то найдет покой. Вскоре женщина умирает. Грузчик Татарин ломает руку, тем самым лишая себя заработка. И только Настя, благодаря своей наивности, все еще продолжает верить, что в будущем она все-таки встретит своего «принца».
Сочинение про Квашню
Характеристики главных героев
Один из главных действующих лиц в пьесе, неоднозначный персонаж, пожилой странник, неожиданно появившийся в ночлежке. У него богатый жизненный опыт и его миссия утешать разочарованных людей. Подробнее>>>
Постоялец ночлежки, потомственный вор. Ему с детства твердили, что он вырастет вором, как и его отец. С такими напутствиями он и вырос. Ваське 28 лет отроду. Он молодой, жизнерадостный и от природы добрый человек. Он не хочет принимать такую жизнь и всячески пытается найти другую правду. Подробнее>>>
Жена хозяина ночлежки Костылева и любовница Васьки Пепла. Василиса женщина жестокая и властная. Она младше своего мужа на 28 лет и вовсе его не любит, скорее всего, живет с ним ради денег. Она мечтает поскорее избавиться от него и время от времени подговаривает постояльца Ваську-вора избавить ее от мужа. Подробнее>>>
Один из персонажей пьесы, обитатель ночлежки. Настоящего имени он не называет, так как сам его забыл по причине пьянства. Помнит только псевдоним, представляется Сверчковым-Заволжским. Память Актера стала настолько плоха, что он тщетно пытается вспомнить стихи или продекламировать отрывки из пьес. Подробнее>>>
Один из наиболее жалких обитателей ночлежки в пьесе, бывший дворянин, промотавший свое состояние. Ему тридцать три года. Он когда-то был богатым аристократом, а теперь опустился на самое «дно», до положения сутенера. В прошлом у него остались сотни крепостных и карет с гербами. Подробнее>>>
Больная чахоткой женщина, доживающая своим последние дни, жена трудяги Клеща. Она устала от жизни, в которой трясется над каждым кусочком хлеба и ходит в отрепьях. При этом Анна постоянно сносит жестокое обращение мужа. Бедняжке сочувствует кто угодно, только не её муж. Подробнее>>>
Один из обитателей ночлежки, картузник, живущий там в долг. В прошлом он был владельцем красильной мастерской. Однако его жена сошлась с мастером, после чего он предпочел уйти, дабы остаться в живых. Теперь он опустился на самое «дно» и не желает сохранять в себе каких-либо положительных качеств. Подробнее>>>
Сестра хозяйки ночлежки, добрая и мягкосердечная девушка. Её образ заметно отличается от других постояльцев. В Наташе сочетаются доброта, чистота, достоинство и гордость. Именно этими качествами она очаровала Ваську Пепла. Интрига пьесы в том сумеет ли она сохранить эти качества под влиянием грубой и жестокой среды. Подробнее>>>
Один из обитателей ночлежки в пьесе, бывший телеграфист. У этого человека своя жизненная философия. Этим он отличается от многих других постояльцев. Он часто употребляет в речи умные словечки, например «макробиотика», что указывает не его образованность. Подробнее>>>
Одна из персонажей пьесы; жительница ночлежки; торговка пельменей. Квашня добрая женщина, что можно понять по ее отношению в больной Анне, которую даже муж не жалеет. Она часто подкармливает больную, ухаживает за ней. Подробнее>>>
Содержатель ночлежки, в которой происходит действие пьесы; муж хитрой и коварной Василисы. Костылеву 54 года, а его жене всего 26. Она живет с ним только из-за денег и втайне мечтает, чтобы он скорее умер. По натуре этот человек довольно жадный, лицемерный и трусливый. Подробнее>>>
Одна из жительниц ночлежки в пьесе, падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения. Подробнее>>>
Один из постояльцев ночлежки, слесарь по профессии, муж Анны. В начале пьесы он идеализирует упорный труд, считая это единственным выходом из положения. Он мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью честного труда. Клещ противопоставлен другим постояльцам ночлежки, которые предпочитают ничего не делать. Подробнее>>>
Один из второстепенных персонажей в пьесе, дядя Василисы и Натальи, полицейский. Он является участковым района, где располагается ночлежка Костылева. Часто наведывается, чтобы следить за порядком. Подробнее>>>
Алешка
Сапожник, обитатель ночлежки, большой любитель выпить. Умел играть на гармошке.
Кривой Зоб
Один из обитателей ночлежки, крючник. В отличие от Татарина, говорил, что если честно жить, то и трёх дней не протянешь.
Татарин
Один из обитателей ночлежки, крючник. Был верующим, молился и считал Коран священной книгой и сводом всех правил. Всегда говорил, что человек должен жить честно. Плохо говорил по-русски.
см. также:Краткое содержание На дне, Горький
Театр Актера
Сценическое имя персонажа – Сверчков-Заволжский. Странное сочетание двух понятий — небольшое насекомое и огромная область, с одной стороны. С другой, это жучок с пением, знакомым в русской деревне. Сверчок — ассоциация с крепкой тихой Русью. Заволжье – с ее небольшой частью, но великой рекой – Волгой. Почему такое имя у Актера? Что хотел донести им автор пьесы? Можно много и сложно рассуждать. С таким интересным сценическим персонажем происходят простые вещи: он спивается. Забыто собственное имя. Актер жалеет себя:
«Даже собаки имеют клички…».
Обидно за такую судьбу.
Актер называет только одну роль — могильщик. Что это? Символическая судьба: сыграл роль и выкопал себе могилу? Все сложно в театре героя. Была хорошая память – забыто даже любимое произведение, в голове крутится множество слов и понятий – их не к чему применить, гром аплодисментов заменился тишиной и насмешками обитателей ночлежки.