Сочинение с цитатами
Журнал Печорина. «Княжна Мери»
Действующие лица:
Печорин, боевой офицер, на лечении в Пятигорске
Грушницкий, близкий знакомый Печорина, юнкер
Вернер, военный доктор
Княжна Мери, отдыхающая на водах
Вера, княгиня Лиговская, которая поняла и любила Печорина «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».
Как назвать эту часть повествований хозяина дневника? Тема – любовный треугольник героев повести, жанр – комедия с трагическим концом, виновником которого считается Печорин.
А так ли он виноват в случившемся? Страница, где он скачет вдогонку за Верой, единственной любимой им женщиной, и любящей его так, как не смогла бы никогда полюбить его княжна Мери, наводит на размышления и заставляет по-другому взглянуть на причины произошедшей дуэли.
Положительных образов здесь нет.
Грушницкий – юнкер, год только в службе, ранен в ногу
Он из тех «людей…которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и страдания» — всё то, что производит эффект на не очень умных девушек. Он не знает людей, потому что интересуется только собой
Княжна Мери – юная, красивая, богатая, привыкшая к всеобщему вниманию и поклонению. Неопытность и незнание сыграло с ней злую шутку. Воображение создало в голове романтический образ Грушницкого, а пренебрежительное отношение Печорина задело её самолюбие и гордость. Конечно, Печорин поступил непорядочно, пытаясь влюбить её в себя, но он такой, какой есть.
Печорин – «жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Он достаточно много вращался в светском обществе, знал его нравы, интриги, сплетни. На Кавказ попал не по своей воле, храбро сражался и приехал на воды поправить здоровье. Много повидавший в жизни и хорошо разбирающийся в человеческой психологии, он с юмором наблюдал за развивающимся романом Грушницкого и Мери.
Узнав случайно, какую подлость хочет совершить Грушницкий на предстоящей дуэли, он не стремится его убить, предлагает мирно решить вопрос, надеется на его раскаяние. Этого не произошло.
После дуэли, доктор Вернер, секундант, знающий о заговоре против Печорина, не подал ему руки. «Вот люди! Знают заранее все дурные стороны поступка. Помогают, советуют, одобряют… — а потом отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности» — думал Печорин.
Догоняя уехавшую Веру, он «молился, проклинал, плакал, смеялся», она стала для него «дороже жизни, чести, счастья». Когда загнанный конь упал, Печорин долго и горько плакал, как ребёнок, грудь его разрывалась, хладнокровие исчезло. То были долго сдерживаемые слёзы бессилия перед жизненными неудачами и обстоятельствами, слёзы раскаяния.
Эта последняя страница покоряет своей искренностью, этим запоминается.
Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина
Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен!»
Петербургский период творчества Пушкина особенно насыщен вольнолюбивой лирикой. В оде «Вольность» поэт выражает желание жертвенно служить идее освобождения страны от рабства:
Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок.
С удивительной отвагой поэт обличает самодержавие и тиранов. Он утверждает, что закон выше власти монархов. Автор ненавидит тиранию и призывает народ к восстанию:
Тираны мира! трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, Восстаньте, падшие рабы!
В стихотворении «Деревня» автор, после идиллических картин природы, вновь обрушивается на «рабство тощее» и «барство дикое». Лирический герой с горечью о. Поэт жалеет, что его стихи не могут ничего изменить в общественном устройстве страны. Это стихотворение заканчивается не призывами, как раньше, а вопросами, на которые нет ответа:
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный И рабство, падшее по манию царя, И над отечеством свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная заря?
Стихотворение-послание «К Чаадаеву» было новаторским в творчестве Пушкина, поскольку сочетало в себе элементы любовной и гражданской лирики. Поэт говорит о взрослении своего лирического героя, вспоминает, какими были его убеждения в юности:
Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман, Исчезли юные забавы, Как сон, как утренний туман…
Любовь уступила место гражданским чувствам, идеям борьбы за свободу родины. Наступления свободы герой ждет так же нетерпеливо, как «минуты верного свиданья» с возлюбленной. Поэт обращается с пламенным призывом:
Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
Поэт верит, что «Россия вспрянет ото сна», царский режим падет.
В элегии «К морю» Пушкин в духе романтической поэзии объединяет стихию моря и свободы. Величавая картина безбрежного моря вызывает у лирического героя образы Байрона и Наполеона — великих людей с мятежными характерами. Свободному морю поэт противопоставляет «скучный, неподвижный берег», где живут люди по своим законам, далеким от справедливости. Герой обращается к морю, восхищается им:
Как я любил твои отзывы, Глухие звуки, бездны глас, И тишину в вечерний час, И своенравные порывы!
Поэт прощается с морем, клянется в верности «свободной стихии». Материал с сайта //iEssay.ru
К 1823 году свободолюбивые взгляды Пушкина теряют силу и убежденность. Поэт переживает кризис. Он понимает, что призывы к свободе тонут в пустоте равнодушия и непонимания, ими не «разбудить» забитый и неграмотный народ. Надежда на смену власти также несбыточна. Горечь и бессилие выразились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный». Поэт пишет от первого лица и подводит итоги своей многолетней борьбы за свободу народа, когда он, как сеятель, бросал семена правды в души людей, но только напрасно потерял время, «благие мысли и труды». Итог, который подводит Пушкин, жесток и реалистичен. Поэт полностью избавляется от иллюзий:
Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды Ярмо с гремушками да бич.
Позже тема свободы у Пушкина перемещается в стихи о поэте и поэзии. Он заявляет о праве художника быть свободным от давления властей и от мнения великосветской «черни».
На этой странице материал по темам:
- анализ темы вольнолюбивая лирика пушкина
- свободолюбивая лирика пушкина кратко
Раннее творчество
Тема свободы явно прослеживается уже с самых юных лет великого поэта. Атмосфера лицея, где Александр Сергеевич провел молодые годы своей жизни, очень повлияла на начало формирования всего его творческого пути. Именно здесь ему вложили в душу само понятие о свободе, о силе и значении ее в жизни человека, о высоких жизненных принципах. Именно здесь в 1815 году он и написал свое первое свободолюбивое сочинение «Лицинию». В этой небольшой поэме он раскрывает сюжетную линию, за основу которой взята судьба Рима. Древняя история всегда интересовала поэта, а особенно тема воли и неволи, которая была особенно актуальна уже в древности.
Кроме этого, раннее творчество Пушкина о, которая была написана им в 1817 году, за сто лет до революции в России. Уже здесь проявилась особенно полно свободолюбивая лирика Пушкина. Сочинение «Вольность» — это обращение ко всему миру, призыв к свободе, равенству и братству. Он скорбит, что мир живет неправильно и продолжает идти не тем путем, и призывает всех обратиться к свободе, начав жить по иному.
Азамат (“Герой нашего времени”)
— Сын мирного князя, брат Бэлы, “мальчик лет пятнадцати”. “Повеса, головорез, проворный на что хочешь: шапку поднять на всем скаку, из ружья ли стрелять”. Из боязни русских отец не пускал его в горы. “Ужасно был падок на деньги. За червонец, обещанный Печориным, украл лучшего козла из отцовского стада и притащил его за рога” в крепость. За обладание полюбившимся ему конем Казбича готов все сделать: украсть у отца лучшую винтовку или шашку. “Ласкаясь” к Казбичу, называет его добрым человеком, храбрым джигитом. “Я умру, если ты не продашь мне его (Карагеза), — говорил А. “дрожащим голосом” и заплакал, — хотя в другое время ничем у него слез не выбьешь, даже когда был и помоложе”. За коня он готов отдать сестру в жены Казбичу — “не бывало такой жены и у турецкого падишаха”. “Неужели не стоит Бэла твоего скакуна?” И он упрашивал Казбича “согласиться, и плакал, и льстил ему, и клялся”. Когда же Казбич прогнал его, назвав “безумным мальчишкой”, которого на первых трех шагах сбросит Карагез, А. бросился на Казбича. Так было всегда, “когда его начинали дразнить: глаза кровью нальются, и сейчас за кинжал”. Отброшенный в сторону, А. кинулся в саклю, говоря, что Казбич его хотел зарезать. — Печорин до того его “задразнил” Карагезом, что “хоть в воду”. А. поклялся исполнить все, что потребуют от него, лишь бы владеть лошадью Казбича. Узнав, что Печорин за Карагеза требует Бэлу, А. замолчал. Слова Печорина: “Я думал, что ты мужчина, а ты еще ребенок; рано тебе ездить верхом”, уязвили его самолюбие. А. “вспыхнул” и, “бледный как смерть, прошептал: согласен”. Воспользовавшись отлучкой отца, А. привез в крепость сестру, “у которой ноги и руки были связаны, а голова окутана чадрой”. А. смекнул, что “не сносить ему головы, если б попался”. С тех пор он пропал. По предположению Максима Максимовича, “верно, пристал к какой-нибудь шайке абреков да и сложил буйную голову за Тереком или Кубанью…”
Критика: “Характеры Азамата и Казбича — это такие типы, которые будут равно понятны и англичанину, и немцу, и французу, как понятны они русскому. Вот что называется рисовать фигуру во весь рост, с национальною физиономиею и в национальном костюме!” .
Словарь литературных типов. – Пг.: Издание редакции журнала «Всходы» . Под редакцией Н. Д. Носкова . 1908-1914 .
Смотреть что такое “Азамат (“Герой нашего времени”)” в других словарях:
“Герой нашего времени” — «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (1837 40), роман Л., его вершинное творение, первый прозаич. социально психологич. и филос. роман в рус. лит ре. «Герой нашего времени» впитал в себя многообразные творчески трансформированные на новой историч. и нац.… … Лермонтовская энциклопедия
Герой нашего времени — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия
Герой нашего времени (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Герой нашего времени (значения). Герой нашего времени … Википедия
Герой нашего времени (Лермонтова) — роман в пяти отдельных рассказах, связанных общностью одной художественной идеи. Все эти рассказы написаны и появились в печати в разное время: 1) напечатана первоначально в Отеч. зап . 1839 г. (т. II) под заглавием Б., рассказ. Из записок… … Словарь литературных типов
Максим Максимович (“Герой нашего времени”) — Смотри также Штабс капитан третьего линейного батальона. Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с закавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и доброму… … Словарь литературных типов
Творчество Лермонтова — … Словарь литературных типов
Госпремия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Госпремия России — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Государственная премия РФ — Нагрудный знак лауреата Государственной премии Росиийской Федерации Государственная премия Российской Федерации присуждается с 1992 года Президентом Российской Федерации за вклад в развитие науки и техники, литературы и искусства, за выдающиеся… … Википедия
Проблема крепостного права
Буквально с первого эпизода комедии видно, как помещица злоупотребляет положением и властью, срывая зло на крепостных. Под ее горячую руку попал Тришка, неудачно сшив кафтан. Расправа ждала горе портного. Никакие оправдания на Простакову не действовали. Прекрасно понимая, что он не профессионал своего дела и можно было бы простить парня за неудачно снятые мерки, но помещица была непреклонна. Не мешкая, барыня отдала приказ наказать виновника.
Помещичьим произволом пропитано все произведение от начала до конца. Драматический конфликт разворачивается между прогрессивно настроенными дворянами в лице Стародума и Правдина с крепостниками во главе которых Скотинин и Простаковы.
Д. Фонвизин в своей комедии «Недоросль» подчеркивает важные проблемы, которые были актуальны в то время и имеют место в современном мире. Главная проблема комедии «Недоросль» – это невежество и нравственный упадок, из-за которых страдают окружающие.
Проблема воспитания молодых дворян
Название произведения говорит само за себя. Недорослем в 18 веке считался молодой дворянин, не достигший шестнадцатилетия и не получивший документ об образовании. Тема воспитания в комедии ведущая.
Митрофан сын помещиков Простаковых. Дворянин. В его возрасте все дороги на пути к светлому будущему открыты, но маловероятно, что он к этому стремится. Парень совершенно ни чем не интересуется. Безграмотный. Грубый и эгоистичный. Маменькин сынок.
Учительский состав для него был подобран соответствующий. Из каких критериев исходила его мать, когда нанимала этих горе преподавателей на работу, непонятно. Кутейкин дьячок, обучающий Митрофана грамоте. Цыфиркин бывший военный, преподает арифметику. Вральман работал раньше кучером у Стародума. Сейчас учитель французского и прочих наук. За четыре года, что они работают у Простаковых, им не удалось научить Митрофана элементарным вещам. То ли он не поддается обучению, то ли учителя абсолютные бездари. Удивляться нечему. Окружение Митрофана мать, отец, дядя. Все они безграмотные люди и ему внушили, что учиться необязательно. Были бы деньги и власть, остальное приложится.
Не было перед ним положительного примера, на который можно равняться. Мать хамка и грубиянка. Отличается особой жестокостью по отношению к крепостным. От ее выходок страдает собственный муж. Ей удалось превратить его в безвольную тряпку, о которую можно при случае вытереть ноги и переступить. Властная и требовательная. Не прочь распустить руки.
Отец Митрофана из нормального мужика стал пресмыкающимся, которое боится слова лишнего сказать, из страха прогневать супругу. Не имеет собственного мнения. Во всем подчиняется Простаковой. Ему так удобно жить за бабьей спиной. Он с радостью передал ей бразды правления и возможность заправлять всем и всеми в их хозяйстве.
Дядя Митрофана такой же безграмотный и недалекий человек. Питает любовь к свиньям и деньгам. Во всем ищет выгоду. Мечтает жениться на невесте с богатым приданым.
Что могли дать эти люди Митрофану? Ничего. Среди такого окружения нет ни одного достойного человека. Митрофану не с кого было брать пример. Он вырос моральным уродом, для которого нет ничего святого. Парень точная копия матери, перенявший от нее все дурное.
Среди положительных персонажей хочется отметить Стародума, Милона, Правдина, Софью. Умные, образованные люди. Стародум мудрый наставник для Софьи. Из их разговоров видно, что человек борется за правду, справедливость. Ценит честность и порядочность. Много повидал и пережил за жизнь. Он делится с племянницей опытом, взглядом на жизнь. Софье повезло с дядей. Такой наставник может научить только хорошему и она в отличие от Митрофана пойдет по жизни правильным путем.
Фонвизин глубоко переживал за будущее России. Нынешнее положение дел его не устраивало. Он категорически против, чтобы дворянство разлагалось за счет таких людей, как Простаковы и Скотинины. По его мнению, только правильное воспитание способно спасти дворянство от духовной деградации.
Популярные сочинения
- Сочинения по творчеству Крылова Родился Крылов Иван Андреевич в феврале 1769 года. Его отец участвовал в устранении бунта при Пугачеве, но за это не был награжден никакими чинами и наградами.
- Сочинение Русский язык в моей жизни Язык – очень важная часть жизни каждого человека. Для одних он более полезен, чем для других, но нельзя отрицать того факта, что все носители используют его повсеместно (за исключением тех редких случаев, когда человек
- Сочинение по произведению Мертвые души Гоголя Произведение Гоголя носит сатирический характер, высмеивая российских помещиков девятнадцатого века, показывая различные их типы в утрированной форме.
Что же представляет собой роман «Герой нашего времени»
На первый принцип могло казаться, что «Герой нашего времени» (у)потреблять далеко не что иное, как собрание завершенных повестей под общим заглавием. Впрочем сохранившиеся рукописи «Героя…» могут помочь увидеть, что роман организовывался в качестве кого целостное произведение, все части тот или другой сливались гармоническим и совершенным замыслом. В повестях «Бэла», «Фаталист» и «Тамань» характер Печорина обступлен атмосферой таинственности. Его поступки представляются ненормальными и загадочными, а их доводы — неясными. Другой — и обчелся изо несколько приятелей Печорина, подъесаул Пулемет Максимыч, рассказывает о генеральном богатыре романа, что он принадлежит к тем людям, «у тот или другой на роду написано, что с ними соответственны приключаться небо и земля иеобьШговённые вещи». И действительно, события, тот или другой приключаются с Печориным, невозможно наименовать обычными. Несмотря на то что одинаковый Пулемет Максимьгч давать имя его «славным малым», но в именно это время — странным, мы с основного но знакомства с Печориным чувствуем, что это человек незаурядный, располагающий совершенным и гибким здравый смысл волей, сведущим характером
Как мне видится что, отпечатав в журнальчике «Бэлу», «Фаталиста» и «Тамань», Лермонтов желал возбудить интерес читателей к своему герою, обратить на себя внимание их и личностью Печорина, и его необыкновенной судьбой. И Лермонтов завоевал своей цели
Чембар повстречал «Бэлу» экзальтированным отзывом: «Простота и непринужденность данного рассказа — невыразимы… Вот таковые рассказы о Кавказе… мы готовы читать». «Фаталист» и «Тамань» еще раз больше перебудоражили энтузиазм оценки и читающей публики к творению Лермонтова. В начале ноября 1839 возрасты журнальчик «Отечественные записки» отпечатал таковое сообщение: «С необыкновенным наслаждением употребляемся невзначай известить, что М.
В чем же она состояла? По критика, Лермонтов подался двумя целями: выставить в романе «важный актуальный вопрос о внутреннем человеке» и порассказать «историю дави человеческой». В первые десятилетия XIX целая вечность в российской литературе стали популярны романы нравоописательные, наставнические (дидактические), авантюрные (далекие предшественники сегодняшних «детективов»), исторические, философские. Экспериментаторы показали, с какой напористостью предшественники Лермонтова-романиста и в русской и в западноевропейской литературе разыскивали свежеиспеченную фигуру романа, тот или другой дала возможность бы успешно постановить задачку сцепления разнообразных эпизодов, сцен, диалогов, картин, с различных сторонок представляющих генерального богатыря и помогающих установить в повествование рассказчика, некоторый б не вредил орудовать генеральному герою и в то же время мог помочь чтецам отдать справедливость его мысли, чувства, поступки. В одиночестве изо главных счастливых экспериментов в направлении данных розысков показался римлянин в стихах Пушкина «Евгений Онегин». В 1832 годку Неизвестно кто делал отличное предложение В. И. Далю — созидателю легендарного «Толкового словаря жизненного великороссийского языка» и знаменитому беллетристу — составить роман. «Я для вашем месте, — рассказывал Неизвестно кто — незамедлительно бы написал роман, сейчас; вы не поверите, как мне не терпится составить роман, но нет, не имею возможности: у меня их начато три, — активизирую прекрасно, далее не достает терпения, , дйе слажу». А между романом в стихах и романом в прозе, согласно заявлению Пушкина, «дьявольская разница»1. У Лермонтова упорства достало, и он «сладил» с той формой романа, прототипом тот или другой явился «Евгений Онегин»; в нем благополучно реализовано «собирание и циклизация незначительных жанров кругом основного сюжета», а рядом с героями проживает автор, засадивший для себя «всю поэтичную линию» произведения. По дело не столько в том, к а к, к а к и м и образными методами представлены Онегин и Печорин, а дело к тому же в их «кровном родстве». Печорина пушкинисты давать имя Онегиным 30-х годов. Оба они относятся к одной и именно этой коллективной среде.
Романтика природы
Все части романа проходят в разных местах, но их объединяет Кавказ. Вольность природы гор, южного края проникает в события, меняет душу, влияет на настроение человека. Герои действуют, дыша чистым воздухом гор, ароматом растений. Все персонажи разные и природа в их восприятии меняется. Где-то в сценах любви она красива и заманчива, как чувство к женщине. В сценах дуэли, гибели героя – она обрывиста и опасна. В главе «Тамань» – море схоже с характером контрабандистов, бушующих, выступающих против закона, вырывающих средства для пропитания у других силой своего характера. Природой любуются не все герои романа, это тоже показательно. Понять окружающий мир тайн могут не все. Для людей, нищих душой, горы, цветы – это фон, нечто обыденное. Для тех, чья душа наполнена страстью, природа – место для отдыха измученной души (Бэла, Максим Максимович). Вдохновение черпает в ней Печорин. Он мчится в горы от проблем, от совести, ищет в ней возможности выплеснуть желание битвы, активности и излишней эмоциональности.
Душа главного героя ищет бури и находит ее. Романтика выплескивается в описания величественных красот южной части страны.