СПАДИЛО.РУ
Предпосылки создания
Федор Михайлович Достоевский – один из самых известных русских писателей. Когда он был на каторге в Сибири, он часто думал о Боге, о жизни, о судьбах людей; там он встретил тех, кто считал себя выше других, и именно там у него родилась идея написания романа «Преступление и наказание».
Главный герой — Родион Раскольников
Главный герой произведения – бедный студент Родион Раскольников. Он придумывает теорию о том, что люди подразделяются на две категории: «тварей дрожащих» и «право имеющих». Вторые в его взглядах предстают сильными личностями, вершителями истории, которые могут распоряжаться чужими жизнями ради высоких целей и достижения каких-либо идеалов. Первые же не способны ни на что и должны полностью подчиняться тем, кто «имеет право». Однако эта теория возникла в голове молодого человека лишь по стечению обстоятельств: на это повлияли проблемы с деньгами, уже давно испытываемые им, и его гордость; отдельную роль сыграла и атмосфера той части города, где живет главный герой. В ней все пропитано духом мрачной безысходности; серые и желтые пыльные здания давят на людей, повсюду встречаются нищие, пьяницы и падшие женщины. На самом деле в характере Родиона Раскольникова больше благородных, хороших черт: он способен на сострадание и на любовь к ближним. Это подтверждается во многих сценах романа: например, Раскольников отдал свои деньги для похорон едва знакомого ему Мармеладова, спасал детей при пожаре. Особенно ярко способность героя к проявлению сочувствия и жалости проявляется во время описания его сна с эпизодом из детства, когда Родиону было невыносимо больно видеть забитую камнями лошадь.
Внутренний конфликт
Однако под влиянием собственных убеждений и трудного финансового положения такой человек решается на убийство старухи-процентщицы, планируя использовать ее деньги для помощи талантливым, но бедным молодым людям. Но случается так, что во время совершения преступления молодому человеку приходится убить и свидетельницу – ни в чем не повинную сестру старухи. Из-за этого его дальнейшая жизнь превращается в кошмар: Раскольников боится разоблачения и живет в постоянном напряжении, обманывая близких ему людей. Он не может воспользоваться деньгами и вещами старой процентщицы и старается как можно лучше их спрятать. Молодой человек испытывает муки совести, хоть и пытается скрыть это от себя самого. Однако в конце произведения, благодаря терпению, любви и искренней вере Сони Мармеладовой, Раскольников смог по-настоящему раскаяться в содеянном и начать новую жизнь, отвергнув свою жестокую теорию. Принятие ложных и абсурдных идей неминуемо ведет к трагедии; во время признания в содеянном Соне Родион и сам понял это, сказав, что убил не старушку, а себя самого.
Идеи и смысл романа «Преступление и наказание»
В романе ярко иллюстрируется, насколько тяжело становится тем, кто переступает через нормы морали и нравственности. На примере Раскольникова видно, что путем насилия и смерти нельзя достичь ничего. Даже самые добрые и высокие намерения не могут окупить цену человеческой жизни, которую никто не вправе отнимать по своему желанию. Человек, который все же делает это, наказывает сам себя, и это наказание в виде душевных страданий и отдаленности от близких намного страшнее и тяжелее, чем заключение или каторга. Именно это осознал Родион Раскольников после совершения убийства: он ощутил себя полностью отрезанным от всего мира, и до момента признания вся его жизнь наполнилась переживаниями и страхом. Писатель тщательным образом описывает все страдания такого существования, что несомненно вызывает у читателя жалость к главному герою. Роман отражает взгляды самого Федора Михайловича Достоевского, считающего, что насилие не может привести к счастью и добру; только через гуманные и светлые поступки люди могут делать этот мир лучше.
Сочинение на тему: О чем предупреждает нас Достоевский в своем романе «Преступление и наказание».
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
О чем предупреждает нас Достоевский в своем романе «Преступление и наказание»
К «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевский шел долго. Задумка появилась еще на каторге, и он начал работу над романом «Пьяненькие», из которого потом осталась лишь сюжетная линия о семье Мармеладовых. В итоге из-под пера писателя вышел социально-психологический, криминальный, философский роман-исповедь, остро полемизирующий со всеми, кто не принимал христианскую основу жизни человека.
О чем же предупреждает нас Достоевский? Во-первых, о ценности человеческой жизни: никто никогда ни по какой причине не вправе ее отнять у другого, а тем более по какой-то теории, на поверку оказавшейся бесчеловечной. Раскольников, обманув себя, что пошел убивать старуху ради сестры, ради людей, которых процентщица обижает, заодно лишил жизни и совершенно беззащитное, беззлобное существо, которое любили все – Лизавету. Значит, зло не может лежать в основе добрых дел и спасении близких, потому что злое сердце может причинить боль невинному человеку.
Во-вторых, Достоевский предупреждает о бесполезности греховной помощи и подтверждает это историей Сони Мармеладовой. Юная девушка ради мачехи, сестер и брата продала себя. Но жертва ее оказалась бесполезной – отец все так же пьет, денег нет, дети голодные, а она вынуждена теперь жить отдельно. Впрочем, и Раскольников, прикрыв истинный мотив убийства (ради проверки) мотивом ограбления, тоже не смог никому помочь преступлением.
Своим романом, как мне думается, писатель предупреждает нас, что у человека должна быть вера в Бога. И если жить по заповедям, принимать людей, уметь смиряться, то никакая чудовищная теория, которая может привести к преступлению, не страшна человеку – не будет для нее места в его голове и сердце. И в подтверждение опять можно обратиться к образу Сонечки. Она стала блудницей, но не перестала верить в Бога, а потому душа ее осталась чистой и способной любить.
За любое преступление наказание рано или поздно будет. Об этом тоже предупреждает роман. Для Достоевского наказание – это справедливая расплата за преступление. Наказание для Сони Мармеладовой – это путь с Раскольниковым и ответственность за его воскрешение к жизни. И хочется верить, что христианская любовь Сонечки спасет героя, которого настоящее наказание еще ждет впереди.
Рекомендуем также ознакомиться:
Все материалы с раздела: Сочинения по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Вариант 3
В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» речь идет о бедном студенте Родионе Раскольникове, о его действиях и мыслях. В какой-то момент молодой человек совершает убийство старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы, которая является человеком добродушным и безобидным. Преступление, безусловно, страшное, но стоит ли воспринимать Раскольникова как отрицательного персонажа? Попробуем найти ответ на этот вопрос.
Родион это красивый молодой человек, в чьих словах и действиях мы видим внутреннее достоинство, благородство и бескорыстие. Молодой человек готов помочь каждому – он вытаскивает детей из пожара, делится последними крохами с отцом погибшего друга и дает деньги на похороны совершенно незнакомого ему человека. Раскольников ненавидит тех, кто способен пройти мимо страдающего человека. В герое таких черт нет. Но, внезапно, он совершает тяжкое преступление. Как же так? Достоевский показывает нам, что Родион, будучи человеком гуманным и радеющим за каждого, совершает свое злодеяние из-за некой своей идеи. А эта идея родилась в душе героя из-за жесточайшей несправедливости в обществе того времени. Состояние, в котором находился Раскольников, породила абсурдную теорию, которая, в конце концов, вылилась в преступление.
Раскольников желает следовать своей теории, где все дозволено, но вместе с тем, в его сердце находится огромная любовь к людям. Из этого вытекает жестокое противоречие. Раскольников всей душей ненавидит так называемых «хозяев жизни», но его идеи все больше и больше сближают героя с негодяями Лужиным и Свидригайловым. Оба этих персонажа искренне верят в то, что правда всегда за сильным, а значит сильному все дозволено.
Свидригайлов говорит Раскольникову о том, что они очень похожи, и Родион, с ужасом понимает, что это так, пусть их преступления и совершены по разным мотивам. Свидригайлов человек противоречивый: с одной стороны он добрый, ему не чужды честь и честность, он помогает детям Мармеладовых, совершает много добропорядочных поступков. Но, вместе с тем, не стоит забывать, что именно он оскорбил честь Дуни. Да и смерть супруги персонажа была весьма странная. Свидригайлова нельзя причислить ни к плохим, ни к хорошим. Но и серым назвать его также нельзя. Это персонаж, в котором борются добро и зло, но, в конце концов, победителем становится именно зло – Аркадий Иванович совершает самоубийство.
А вот Лужин намного более простой человек. Он ничтожество, которое мечтает унизить каждого, кто осмелится сказать ему хоть слово. Этого персонажа никак нельзя противопоставить Родиону.
Теория, которая должна была вывести Раскольникова из тупика, наоборот завела его в самый беспросветный тупик. Герой страдает, он не может находиться рядом с близкими людьми, его ничего не радует, он будто бы отрешен от всего, что происходит вокруг.
Достоевский, будучи тонким психологом, сумел раскрыть своего персонажа со всех сторон, обнажить все его помысли и мотивы. И мы жалеем Раскольникова, который желая помочь миру, сам оказался в таких глубинах, из которого уже не смог выбраться.
Сочинение 5
Один из важнейших вопросов, поставленных Ф.Достоевским в романе «Преступление и наказание», — о том, можно ли строить жизнь по теории, разработанной на основании анализа исторического пути общества? На этом пути явно выделяются лидеры, наполеоны, повелители – с одной стороны; толпа, исполнители, «тварь дрожащая» — с другой.
Стать сильной личностью, тем, кто «право имеет», — вот что движет главным героем Родионом Раскольниковым. При этом Лужин и Свидригайлов нужны в романе как его двойники прежде всего для того, чтобы исключить, как единственную, связь между бедностью героя и его преступлением.
Ведь богатый помещик Свидригайлов и преуспевающий адвокат Лужин тоже хотят «право иметь» и полностью воплощают теорию Раскольникова, хотя они и без того благополучны и никто их прав не попирает. На самом деле целью является власть, ради обладания которой совершались преступления во все времена. На неё-то замахнулся и Раскольников, её вожделеют и Лужин, и Свидригайлов.
Роль Лужина Раскольников оценил раньше всего, увидев себя в нём, как в увеличительном зеркале. У каждого из них выбрана «оправданная» жертва: у Раскольникова — бесполезная старуха, которая и так умрёт; у Лужина — бесправная Соня, которая, по его мнению, рано или поздно украдёт и как средство мести вполне годится.
Теория Раскольникова вдруг повернулась к нему неожиданной стороной: кто-то так же, как он старуху-процентщицу, может использовать близких ему людей. Если для него обычный человек — «тварь дрожащая», то для Лужина — это разменная монета. Манипулировать людьми, делать на них ставки и создавать капитал, равняющий его с избранными и дающий власть, — вот главная цель всех его устремлений. В эту схему восхождения к вершинам жизненного успеха уже записана Дуня, сестра главного героя.
Раскольнику представилась возможность увидеть, как примеряют роль жертвы на очень дорогого ему человека (а это ещё больней и непереносимей), — и отказаться от попытки всяких теорий о сверхчеловеках. Но сравнение себя с Лужиным лишь отрезвило героя, но не поколебало его взглядов. Слишком мелок и карикатурен Лужин.
5 стр., 2070 слов
Способы раскрытия психологии героев в романе «Преступление …
… души главного героя Родиона Раскольникова. Рассмотрим подробнее старые, известные в литературе до Ф. М. Достоевского способы проникновения во внутренний мир … (Ставрогин, Свидригайлов, Рогожин). Это какие-то бесовские атрибуты земного человека. В романах Ф. М. Достоевского фамилии … считать резонерами, но это прежде всего герои Федора Достоевского. Раскольников-теоретик ничего не может ответить …
Раскольникову не избежать саморазоблачения. Но только в столкновении с действительно сильной и неординарной личностью герою откроется бездна его казуистики, и он в страхе отшатнётся.
Аркадий Иванович Свидригайлов, который случайно подслушал разговор Родиона Раскольникова и Сони Мармеладовой, остановившись в той же гостинице, что и Соня, и узнавший о преступлении героя, уверяет: «Мы одного поля ягоды.» Раскольникова влечёт к этому человеку большая тайна и загадка, которые он носит в себе. Более противоречивой, неоднозначной фигуры в романе нет.
В прошлом героя кроются какие-то страшные, тёмные нераскрытые преступления: надругательство над девочкой, покончившей с собой; погибший от истязаний лакей Филипп; невыясненные обстоятельства отравления и смерти жены Марфы Петровны. Какова его истинная роль в романе: кто кого отражает?
Свидригайлов, по сути, полностью реализовал в своей жизни теорию Раскольникова: он преступил нравственный закон «не убий», и не один раз, избежал наказания и продолжает спокойно жить. Раскольников же переступить смог, но спокойствие утратил. «Я не старуху убил — я себя убил,»- говорит он Соне. Правда, он выразился фигурально, а Свидригайлов убил себя на самом деле; в какой-то момент вынес себе приговор, взял пистолет и привёл приговор в исполнение. Знаменательно, что, узнав об этом, Раскольников решает идти с повинной в полицию.
Раскаянье и возвращение к людям — вот тот путь, который выбирает он и который подсказан таким страшным, но вполне логичным поступком Свидригайлова, так и не ставшего Наполеоном.
2 вариант
Достоевский в названии представляет причину и следствие, две части, которые не могут существовать отдельно. После того как человек преступает нечто, он получает наказание. Такова человеческая природа.
Однако Родион Раскольников выбрал для себя путь необыкновенного человека, он считал, что для таких людей возможно безнаказанно преступать любые законы, в том числе и нравственные. Он видел возможность через свои пагубные и антигуманные действия достигнуть чего-то действительно ценного.
Тем не менее, Достоевский ставит своего героя на место и открывает ему положение дел. Не представляется возможным создать нечто прочное на такой зыбкой почве как презрение к людям и человеконенавистничество. Там, где Раскольников видит сообщество достойных людей, на самом деле обитают Лужин и Свидригайлов.
Более того, с высокой вероятностью те необыкновенные люди, такие как Наполеон и другие идеалы, которых себе рисует Раскольников, тоже в действительности не более чем такие же Лужины и Свидригайловы. Оказывается, ничего необыкновенного там не наблюдается, только полный нравственный упадок и вредоносный цинизм, а преступать там нечего, так как души подобных людей давно проданы по выгодной цене и растоптаны в угоду личной выгоде. В себе же Раскольников обнаруживает отсутствие возможности распорядиться плодами своей преступной работы, более того, он видит, что ему просто элементарно не хватает сил для этого.
Конечно, Достоевский предполагает наказание и для главных негодяев своего романа, просто они получают его иным образом не так как Раскольников, да и они не имеют возможности к раскаянию, которою получает Родион благодаря любви Сони и своим собственным склонностям. Мне кажется, Достоевский хотел сказать о том, что в этом мире все взаимосвязано и противоположности, как минимум в силу того, что они являются противоположностями, не существуют друг без друга. Таким образом, Раскольников проходит через обе стадии и выходит из ссылки действительно преображенным, только иным способом, не так как он предполагал.
Помимо этого название просто указывает на две части романа, определяет его структуру. Так условно книга действительно делится на часть, которая говорит о том как Раскольников преступает закон и далее мучается от этого, пытается скрываться. Далее следует часть с наказанием Раскольникова, которое для него становится искупительным и преобразует его личность.
Вариант 2
Роман «Преступление и Наказание» бесспорно считается лучшим и самым популярным произведением Федора Михайловича Достоевского. Этот роман в полной мере раскрывает основные философские идеи и литературные темы писателя.
Главным героем книги является — бедный студент Родион Романович Раскольников. Именно в отсутствии денег Раскольников видит основную причину собственных проблем, и проблем своих близких. Роман начинается с того, что он вынужден заложить в старухи последнего ценную вещь. Затем он встречает бывшего чиновника Мармеладова, который через бедность дошел до края и вынужден был отправить собственную дочь на панель.
Сестра Раскольникова Дуня также страдает из-за отсутствия денег — сначала она терпит издевательства помещика Свидригайлова, а потом обстоятельства принуждают ее к браку с мерзавцем Лужиным. Под влиянием этих проблем он решает пойти на преступление. Само преступление для него является не просто средством получения наживы, а настоящей философской дилеммой. Родион считает, что люди делятся на два типа: «твари дрожащие» серая масса, которая не способна на серьезные решения и должна соблюдать законы, и «право имеющие» высшие люди, которые творят историю и для них не действуют общие законы. В образе Раскольников Достоевский передает те чувства, которые переживала тогдашняя хорошо образованная, но бедная молодежь. Эти идеи будут развиваться в течение всего девятнадцатого и двадцатого века порождая революции и новые политические режимы.
Под влиянием своих убеждений Раскольников убивает старуху закладчицу, которая наживалась на бедах других и заслуживала смерти. Случайно он убивает ее сестру, которая стала невинным свидетелем преступления. После убийства Раскольников переживает моральный кризис, который приводит эго к пересмотру собственных взглядов. Убийство делает его чужим в мире людей, и ни одна философская теория не способна оправдать пролитую кровь. Его поддержкой в нравственных страданиях становится дочь Мармеладова Соня. Она была вынуждена стать проституткой, но не потеряла свою душу и связь с Богом. Именно в ее уста Достоевский вкладывает свою основную идею. Единственным спасанием для человека является — самопожертвование и соблюдение моральных принципов христианства. Тот, кто найдет Бога, сможет найти себя.
Под влиянием Сони и через внутренние страдания главный герой приходит к выводу, что он принадлежит к «тварям дрожащим» и не способен ни на какие «большие» поступки. Он признается в своем преступлении, и отправляется на каторгу в Сибирь. Соня едет за ним и помогает ему, наконец обратиться к Богу, и обрести душевный покой. Окончание романа описывает то просветление, которое, в свое время пережил сам Достоевский после четырех лет ссылки. Каторга позволяет потерянному Раскольникову переродиться, а самому автору превратиться в голос эпохи.
Вариант 2
Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.
Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.
Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.
Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.
Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.
Вариант 1
Роман «Преступление и Наказание» Федора Достоевского — это одно из самых известных произведений русской литературы. Это глубокое и эмоциональное исследование человеческой психологии и моральности. В этом сочинении я расскажу о моральных уроках, которые можно извлечь из этого произведения.
«Преступление и Наказание» учит нас тому, что каждый человек несет ответственность за свои поступки. Никто не может убежать от своих деяний и от их последствий. Кроме того, роман показывает, что человек не может жить одиноко, что ему нужна любовь и сочувствие других, чтобы выжить и победить свои проблемы.
Один из примеров морального урока, который можно извлечь из «Преступления и Наказания», — это то, что каждый человек, каким бы высокопарными идеалами он ни жил, не может оторваться от своей собственной природы. Родион Раскольников считал себя выше закона и морали, но в конечном итоге не смог скрыть свой грех и угрызения совести, которые не давали ему покоя.
Еще один пример можно найти в жизни. В нашем мире часто бывает, что люди совершают грехи и думают, что им не придется за это отвечать. Однако, как и в романе, такие поступки не остаются безнаказанными, и тот, кто совершил преступление, обязательно получит наказание, рано или поздно.
«Преступление и Наказание» — это глубокое и многогранный роман, который учит нас многим важным урокам, связанным с моралью и ответственностью. Изучая этот текст, мы можем понять, что каждый человек несет ответственность за свои поступки и что в конечном итоге мы не можем жить одиноко. Кроме того, произведение напоминает нам о том, что каждое действие имеет последствия, и мы должны быть готовы к тому, что наши поступки могут привести к непредсказуемым последствиям.
Мне нравится729Не нравится269
Сочинение №2
Известный во всем мире роман под названием «Преступление и наказание» написан русским писателем Федором Михайловичем Достоевским. В произведении поднято немало вопросов, касающихся морали, нравственности, наказания за содеянное и многие другие. Чего только стоит описание Петербурга, это мрачности и безысходности.
Главным героем является студент питерского университета по имени Родион Раскольников. Он живет достаточно бедно, не имеет денег и вообще очень депрессивный парень, но относительно умный и образованный.
Раскольников снимал комнатку у одной старушки. Та была очень ворчливой, злой, жадной и скверной. Ее звали Аленой Ивановной. В ходе сюжета произведения Родион Раскольников убивает эту злобную Алену Ивановну. Одобрительным сигналом к этому действию служит подслушанный им разговор в поезде двух студентов, которые также обсуждали, как было бы хорошо, чтобы Алены Ивановны не стало. Так было бы лучше десятерым, при условии устранения одного человека.
Тогда она пришел и убил старуху, а по случайности еще и не вовремя появившуюся ее сводную сестру, которая была вовсе ни в чем не виновата. Но так почему Раскольников пошел на преступление? Достиг ли он той цели, которой желал достигнуть? В своем романе Федор Михайлович дает нам, читателя, ответ на данный вопрос.
Мне кажется, что Раскольников пошел на преступление не столько из-за бедности, сколько из-за упрямства мозга, собственных идей и гипотез.
Основная причина преступления, совершенного главным героем, — это желание проверить теорию Ницше о Сверхчеловеке. Родион считал, что он обладает тем самым правом человека, превосходящего всех по разуму и силе, что он может по совей воле и желанию лишать права жизни существ, которых он считает не полезными, а даже вредными. Так он и поступил со старухой.
Деньги ее он взял, но не использовал, а спрятал под камнем. в течении произведения, мы можем понять, что Раскольников все-таки беспокоится о том, что убил человека, ведь он даже начинает болеть физически.
Что толкнуло Родиона к такому поступку? Скорее всего, это безысходность бытия и ненасыщенность жизни в столице России. Об этом всеми образными средствами повествует Федор Михайлович.
Образец 4
Идея доброты и сострадания красной нитью проходит через все произведение. Автор повествует о безысходности, которую могут чувствовать люди в результате появления в их жизни бытовых проблем, о нищете и душевных мытарствах.
Даже Раскольников, хоть и является отрицательным героем, но представлен человеком думающим, сочувствующим. Мало того, у него есть свои представления о добре и справедливости – правда, некоторые размышления героя на самом деле, оказываются «путем в никуда», некими ошибочными суждениями.
Впрочем, и саму его доктрину, которую он так лелеял, можно назвать тотальной ошибкой. Преступление он совершает именно от безнадежности – но забывает о том, что на крови невозможно построить счастья. Мало того, человек не вправе лишать кого-то жизни. Даже если перед ним отъявленный подлец.
В конце концов, Родион сожалеет об этом убийстве, испытывает угрызения совести – но, увы, вспять время вернуть невозможно. Преступление уже совершено и поздно что-либо исправлять.
К слову, слеп не только главный герой, но и все описанное общество. Оно деградирует и терпит разложение. Мармеладов игнорирует семью и пропивает последние деньги. Чтобы помочь семье Соня решает продавать свое тело. Тем не менее, даже она не забывает, что такое любовь, сострадание и вспоминает о Боге. Мало того, она даже пытается наставить на путь истинный Раскольникова и отбывает вместе с ним на каторгу.
В обществе правят скупость, жадность, безжалостность. Можно сказать, что и Родион, и Соня являются его жертвами, ведь то, на что они пошли, сделано от безысходности, с целью спасения.
Достоевский искренне любит людей и желает изменить сложившуюся ситуацию. Именно поэтому, на примере героев он показывает, до чего порой доводят все существующие пороки, и возможно, хочет предостеречь от тех ошибок, которые были допущены тем же Родионом.
Важно не поддаваться ощущению опустошенности, которое внушает мир. Ведь оступиться так просто, а вот отвечать за свои поступки приходится всегда
Даже если умозаключения приводят к логичному выводу о том, что многое было совершено по ошибке. Увы, реальность далеко не всегда дает второй шанс на их исправление.
Что же касается сострадания – это высшая добродетель, которая свойственна даже тем, кто пребывает на дне жизни, либо же не раз испытывал на себя тяжелые удары судьбы
Ведь важно оставаться человеком в любой ситуации
Сочинение «Характеристика Кудряша в пьесе «Гроза»»
Островский умел создавать интересных и запоминающихся персонажей. Пожалуй, одними из самых известных его пьес являются «Бесприданница» и «Гроза». В каждой из них по-своему отображена проблема ограниченности общества, его материальности и бездуховности. На последней хотелось бы остановиться более подробно. Список действующих лиц этой драмы пестрит яркими образами. На страницах произведения можно встретить купцов-самодуров и несчастную мечтательную девушку, полоумную барыню и механика-самоучку, лицемерного юношу и трусливого купеческого сына. Главные. Герои выполняют сюжетообразующую функцию, а какова же роль второстепенных персонажей? Например, Вани Кудряша? Это сочинение будет посвящено характеристике Кудряша в пьесе «Гроза».
Начать следует с имени. Автор не просто так выбирает своим персонажам те или иные имена. Также нужно помнить о некой традиции, которая сложилась в русской литературе ХІХ века. Говорящими была фамилия Простаковых в «Недоросле» Фонвизина, наименование города Глупова в романе Щедрина, даже Раскольников и Девушкин Достоевского вписываются в эту парадигму. В «Грозе» действуют Дикой, Кабаниха и Тихон — тоже говорящие имена. При этом характер персонажа неразрывно связан с его именем. Так, о характере Кудряша можно судить зная его имя и фамилию. Имя «Иван» широко распространено в былинах и сказках. Постепенно образ Ивана-дурака отделялся от образа другого Ивана, предприимчивого молодого человека, который найдёт выход из любого положения и сможет обмануть самого чёрта. Так и здесь Ваня оказывается единственным человеком, который может ответить Дикому в его же манере. При этом Дикой побаивается Ваню именно потому, что у Кудряша отсутствует слепое подчинение и раболепие перед купцом.
Фамилия персонажа, Кудряш, также связана с этим образом, ведь у Иванов из сказок кудрявые волосы. К тому же это подчёркивает молодецкую удаль и доброту характера.
Ваня Кудряш — носитель национального характера. Он сильный, добрый, весёлый и удалой. Дело в его руках горит. Иван практичен и здраво смотрит на вещи. Несмотря на то что он тоже принадлежит к купеческой среде, в нём нет алчности и жажды наживы. Кудряшу чужда красота природы. Это видно из первой сцены — разговора Кудряша с Кулигиным. Ваня ценит свободу и боится её потерять. Скорее всего, именно это стало основным поводом для отношений с Варварой. Их чувства искренни. Они долгое время встречаются тайно. И Варвара, и Иван ценят эти отношения, оба этих персонажа остаются внутренне свободными. Во время ночных прогулок Варвара и Иван шутят, поют и веселятся. Благодаря этой паре стали возможными тайные свидания Бориса и Катерины. Нужно упомянуть, что изначально Кудряш отговаривал Бориса от общения с Катей, узнав, что возлюбленная Бориса замужем. В отличие от Бориса, Кудряш в «Грозе» борется за свою любовь. Он не бросает любимую, как Борис, а убегает вместе с ней.
Однако не стоит идеализировать образ Кудряша в пьесе «Гроза». В характере Кудряша много отрицательных черт. Иван сам признаётся, что «уж больно лих на девок». А значит, никто не может гарантировать того, что Варвара будет с ним счастлива. К его положительным качествам характера обязательно нужно добавить отрицательные: стремление к власти, самолюбование, хвастовство. Он тоже является представителем «тёмного царства», но хочет быть хозяином, а не рабом.
Наиболее ярко дополняют этот образ цитаты Кудряша:
Характеристика Кудряша, образ и характер Вани в пьесе «Гроза» Островского | источник
А.Н. Островский Гроза