«касьян с красивой мечи»

Итоговое сочинение

Сочинение: Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к главному герою повествования?

Слово о полку Игореве — произведение, которое было написано много веков назад. Более восьмисот лет назад неизвестный автор, имя которого до сих пор не установили историки, написал это произведение, которое сегодня словно памятник литературы древнего времени.

Но, несмотря на древность произведения, оно актуально и по сей день, поэтому и нынешние школьники изучают это произведение. Вот и сегодня нужно написать сочинение на тему Отношение автора к главному герою в Слове о полку Игореве.

Тему же отношения автора в слове о полку Игореве я начну раскрывать, описав созданный образ Игоря.

https://www.youtube.com/watch?v=SHx6Ebar_6w

Само произведение повествует о реальных событиях, о времени, когда Игорь был князем новгород-северским и решил пойти на половцев, не дождавшись объединения всех князей, просто вдвоем с братом.

Князя автор изобразил стойким, ведь и раненым он продолжал битву и пытался «беглецов вернуть к бою».

Отношение автора в Слове о полку Игореве

Как видим, из созданного описания Игоря, отношение автора в Слове о полку Игореве к Игорю замечательное. Автор восхищается Игорем, его чертами характера, его смелостью и отвагой. Но, тут же мы видим и другое отношение автора в Слове о полку Игореве к главному герою.

Автор не поддерживает его безрассудный поступок, поступок, который разбудил зверя и стал как тот красный цвет для быка, ведь после неудачного похода, половцы тут же нападают на Русь. А причиной тому, желание Игоря прославиться. Ему захотелось славу силой взять, да и поделить еще и былую славу. И тут уже отношение автора к князю Игорю не лучшее.

Получается, автор имеет двойственное отношение к князю и тут понятно почему, ведь и отношение автора в Слове о полку Игореве к событиям, что произошли в 1185 году не из лучших. Автор понимает, что победить врага можно только объединив силы, но князь этого не понимает или не хочет понимать.

Важно

Вот и имеем, что имеем, причем актуальность произведения как раз и состоит в том, что и в наше время многие не понимают, что сила и преимущество перед любым врагом, как раз в сплочении, в объединении и в общих целях.

История создания

Летом 1846 года Иван Тургенев находился в Спасско-Лутовиновском, где располагалась усадьба его матери. В это время он практически не писал, зато много времени проводил на охоте. Его часто сопровождал егерь Афанасий Алифанов. В Петербург писатель вернулся только в октябре. За этот период произошли некоторые изменения в журнале «Современник». Его выкупили Панаев и Некрасов. Они попросили Тургенева помочь им наполнить первый номер.

Тогда Иван Сергеевич написал рассказ «Хорь и Калиныч». Панаев предложил озаглавить все следующие очерки одним названием — «Из записок охотника». Тургенев постепенно дополнял сборник новыми произведениями. Его наблюдений за природой хватило на несколько лет плодотворной работы.

Продолжить писать Иван Сергеевич смог в Зальцбурге, куда уехал в 1847 году. В 1852 он выпустил отдельную книгу. В нее входило несколько рассказов:

  • «Хорь и Калиныч»;
  • «Ермолай и мельничиха»;
  • «Уездный лекарь»;
  • «Мой сосед Радилов»;
  • «Однодворец Овсяников»;
  • «Бежин луг»;
  • «Петр Петрович Каратаев».

Разрешение на публикацию дал Владимир Львов. Но после этого его сняли с должности. Проблемы начались и у его коллег.

Главная мысль — 2 вариант

В знаменитом произведении неизвестного писателя «Слово о полку Игореве» звучит много мифов и поверий. В произведении описана история неблагоприятного похода князя Игоря на половцев. Вечной стала его основная мысль, которую высказал писатель через «золотое слово Святослава». Он призвал объединить русские земли, их правителей и прекратить вражду между собой, чтобы вместе одержать победу над общим врагом. Вражеские отношения между правителями, их жажда властвовать и желание быть единственным правителем всегда мешала крепкому союзу.

Значительная роль в произведении принадлежит жене князя Игоря, княжне Ярославне. Когда она узнала, что ее мужа пленили, то обратилась к силам природы с прошением о помощи. Этой сценой автор подчеркнул, что кроме единения земель и князей, важным будет объединиться с природой, духовным миром предков. Писатель подчеркивает, что силой своей земли воины могут одерживать победу над видимыми и невидимыми противниками.

Основная мысль, также, выражается в характеристиках братьев Игоря и Всеволода. Фигура Всеволода собирает черты русского витязя: молодость, силу, готовность погибнуть за Родину. В произведении он часто именуется как «буй-тут», «яр-тур». Характеризуя его как степного быка, фигура Всеволода описывается более ярко и красочно.

Игорь был силен и умен. Его захлестнуло тщеславие, что стало причиной рискованного похода. Но, даже проиграв сражение, он не отчаивается, подбадривая своих солдат сражаться дальше. В тот момент он осознает основную мысль – сила в единении.

Причиной поражения князя Игоря становится не только молодецкая уверенность в своей непобедимости, желание борьбы и победоносности, боевого легкомыслия, но и междоусобная разрозненность, которая существовала между русскими князьями того времени. У князя Игоря была надежда на союз с братьями, но помощь ему оказал только князь Всеволод и Святослав. Их, также, забирают в плен. По этой причине воины князя Игоря проигрывают сражение.

Святославу Всеволодовичу не нравится безрассудство сыновей. Он болезненно переживает неудачное сражение сына, но, понимая, что это было неизбежно, решает преподать урок своим детям. В те времена принято было свято чтить слова родителей, поэтому его слово послужило неоспоримым законом для князя и его детей. Святослав Всеволодович призвал их жить мудро в мире и единстве.

https://youtube.com/watch?v=TWHGZuhco8w

Композиция произведения

«Слово о полку Игореве» – художественное произведение, основанное на реальных событиях. В нём автор рассказывает:

  • о походе новгород-северского князя Игоря, его нападениях на половецкий стан, второе из которых закончилось поражением, навлекшим беды на землю русскую;
  • о предупреждении мудрого князя киевского Святослава;
  • о пленении князя Игоря и его побеге
  • о возвращении на Родину.

Состоит «Слово…» из вступления, трёх глав и заключения. Во вступлении автор словно бы раздумывает о том, как правдиво рассказать о походе князя Игоря. Он намерен изложить события без прикрас, а не так, как это делает поэт и певец Боян, который лишь слагает хвалебные оды князьям.

Первая часть повествует о начале похода. Начинается она с описания внезапного затмения солнца. Это дурной знак, который как бы предостерегает Игоря от необдуманного шага. Но князь не внял предупреждению и не изменил своего намерения. Его дружина двинулась на половцев. Выиграв первый бой, Игорь со своим войском получил немалую добычу, и, опьяненный легкой победой, возгордился ещё сильнее.

Однако радоваться было рано: половецкие ханы Кончак и Гзак сами привели свои многочисленные войска и окружили дружину князя.

Отдыхая от первого боя, воины русского князя расслабилась, этим и воспользовались враги, напав внезапно. Русичи бились доблестно, не жалея себя. Но силы были неравны. Половцы, опытные и закалённые, имевшие численное преимущество, умело атаковали и быстро смогли сломить сопротивление. Войско Игоря было разбито, а сам он оказался в плену.

Вторая глава – основная часть произведения. В ней рассказывается о том, как мудрый и справедливый князь киевский Святослав Всеволодович увидел во сне предсказание неудачи и поражения войска Игоря. Он не одобрял этого похода, так как понимал, что разобщённость князей и отсутствие единства не даёт им шансов на победу. Хорошо подготовленные, сплочённые и сильные войска половцев наголову разобьют дружины его наречённых сыновей Игоря и Всеволода.

Это и стало главной мыслью второй главы: призыв к объединению, патриотизм, защита земли русской. Старый киевский князь просит сыновей умерить собственное честолюбие и понять, что прежде всего князья должны заботиться о своём народе и безопасности родины, а не идти на поводу у собственных прихотей. Только так можно создать сильное государство.

Третья глава – рассказ о бегстве князя из плена, который он смог осуществить при содействии половца Овлура, сына русской женщиной. Он помог Игорю, привёл ему коня.

Речь Святослава – золотое слово – является самым ярким моментом, то есть зенитом третьей части произведения. Он говорит о том, что Игорь, потерпев поражение от половцев, открыл им ворота на Русь. Отец упрекнул сыновей за их непомерную жажду славы, за жадность и чванство, от которых пострадала родина и погибли люди русские. Автор показывает, что именно они были причинами распрей между правителями. Святослав призвал всех князей к сплочению, единству, чтобы поднять мощь Руси и давать врагам достойный отпор.

Плач Ярославны, молодой княгини, жены Игоря, также является кульминационным эпизодом третьей части «Слова…». В её образе перед читателем как бы предстают русские женщины, проводившие своих мужей на смертный бой. Не зная о судьбе своего супруга, она в глубокой тоске и печали произносит у крепостной стены скорбный монолог, обращаясь к природным силам: ветру, солнцу, великому Днепру. Ярославна молит их о помощи любимому мужу и его воинам, просит сохранить и защитить их, уберечь от гибели. Её голос разносится далеко, он слышен даже на берегу Дуная. И стихия, словно вняв горестным стенаниям женщины, помогает князю бежать из плена.

Главные герои и их характеристика

Деление персонажей на «положительных» и «отрицательных» характерно для фольклора и некоторых авторских произведений, созданных в давние времена.  История мировой литературы показала, что такое подразделение часто бывает условным. Это мы можем видеть и на примере «Слова о полку Игореве», где все герои – положительные. Даже князь Игорь, чей опрометчивый и неблаговидный поступок представлен как своего рода поучительный «антипример» — персонаж положительный. Не случайно в конце его прославляют. Отрицательную сторону или злые силы тут представляют только половцы – враги земли русской. В тексте упоминаются конкретные персонажи из «половецкого стана», однако они не так важны, как герои русские.  Половцы здесь -«обобщенный образ вражеской силы», от которой исходит угроза благополучию земли русской.

Игорь – правитель Новгород-Северского княжества, он молод и обладает многими полезными для князя качествами, которые описываются в тексте. Игорь энергичен и храбр, однако у этих черт есть другая сторона: самоуверенность и тщеславие. Описанная в тексте история отразилась на княжеской натуре – юношеский задор и пыл князя остудило военное происшествие, на смену им пришел опыт, открывающий путь к мудрости. Этой необходимой черты правителя князю не доставало. Его горячность и недальновидность могли дорого обойтись земле русской, и в конце герой это осознает.

Князь Всеволод – брат Игоря, отправляется в поход вместе с ним. В нём воплощается образ русского богатыря. Этот герой силен и могуч. Его сила просто необходима в бою. Для Всеволода характерны «воинственность» и «необузданный патриотизм». Он сражается отчаянно и неистово, в момент боя для него ничто не имеет значения, кроме победы над врагом. Увы, он вынужден разделить участь брата и также попадает в плен.  

Князь Святослав – киевский князь, старейший из всех князей русских. Не случайно в тексте его именуют «отцом». Имеется в виду не генетическое отцовство, а высшее место в иерархии. Как и подобает отцу, Святослав мудр, и своими советами поучает младших товарищей, умно и рассудительно высказывается о целях и опасностях войны. Князь справедлив и честен. Несмотря на то, что Игорь, совершивший недальновидный и странный поступок, приходится ему родственником, Святослав даже не думает выгораживать и оправдывать удельного правителя. Он признает ошибки Игоря, критикует его и по-отечески журит, и при этом готов оказать помощь. Ведь перед лицом врага самое главное – единство, нужно быть вместе и поддерживать друг друга, а не разжигать склоки и выяснять, кто прав, а кто виноват. В лице Святослава на страницах древнерусской песни воплощается  образ «истинного правителя» — благородного, деятельного и талантливого князя, искренне преданного своему делу и родной земле.

Ярославна – главный женский образ, воплощение «русской княжны». Примечательно, что героиню именуют «по отчеству», а не по имени

Таким образом выражается важность «традиции рода» и показывается место женщины в иерархии того времени. Она зависима от своего мужа князя, а , следовательно, и от политических игр, в которые тот играет

Хотя ей самой до войны нет никакого дела, война несет лишь горе. Через Ярославну и её «плач» автор как будто бы стремиться развенчать стереотип о второстепенности роли женщины. Героиня наделяется сильным характером, она показана не как «приложение к мужу», а как личность. Узнав о трагедии, которая случилась с её суженым, она прибегает к молитве. Это всё, что она смогла сделать, на большее у неё не было ни сил, ни возможностей. Ярославна сильна духом, она по-женски эмоциональна и всецело предана своему мужу. В любви к супругу – правителю и воину — проявляется патриотизм героини.

Боян – певец и поэт, служащий при княжеском дворе. Его задача славить подвиги героев русской земли, и в этом деле он преуспел, снискав и благоволение правителей, и всенародное признание, и любовь.

Овлур – половец, на фоне других представителей клана врагов он важен тем, что помог русскому князю бежать.

Автор произведения, хоть мы и не знаем его имени, предстает перед читателями полноценным героем, действующим лицом, который сочувствует происходящему на написанных им страницах. Через века с нами говорит патриот и выдающаяся личность своей эпохи. По стилю, по манере изложения, по системе образов и по смысловому посылу текста мы можем понять, что он высокообразован и безмерно талантлив.

Плач Ярославны

Автор возвращается к повести о князе Игоре и рассказывает, как в Путивле, на городской стене, Ярославна оплакивала своего пленённого мужа.

Ярославна — жена князя Игоря

Ей хотелось обернувшись кукушкой, полететь, омочить рукав в реке Каяле и омыть любимому раны. Она упрекала ветер, который мечет стрелы на воинов мужа, солнце, наславшее на Игоревы полки жажду в безводном поле, и просила Днепр сохранить жизнь мужа «на дальней стороне», чтобы он вернулся к ней живым.

Часть 3

В Путивле Ярославна плачет на городской стене, и голос ее слышен даже на границах земли Русской, долетает он до берегов Дуная.

В глубокой печали обращается она ко всем силам природы. Говорит с ветром, приговаривая, что он навсегда развеял ее радость. Рыдая, разговаривает с Днепром, главной русской рекой, просит его: «сохрани на дальней стороне» любимого мужа. Плача, спрашивает у солнца, как же могло светило, с которым «каждому приветно и тепло», отвернуться от войска князя.

Будто услышав мольбы и плач Ярославны, откликнулась природа. Всколыхнулось море, вихрь помчался в сторону дома Игоря – «сам господь из половецких стран» указывал князю путь домой.

В полночь, когда Игорь не спал, размышляя о возвращении, вдруг услышал он условный свист. Это половец Овлур, приготовив коней для побега, звал Игоря. Помчал Игорь из половецкого плена, «в горностая-белку обратясь», потом «поплыл, как гоголь, по волне, полетел, как ветер, на коне», а вместе с ним и Овлур. Когда беглецы загнали коней, Игорь полетел соколом к Донцу, а Овлур побежал серым волком.

Галки, вороны, сороки не кричали в полях и лесах, только вдалеке пели, радуясь, соловьи, и дятлы стуком своим указывали Игорю нужное направление.

Автор рассказывает о беседе Игоря с рекой Донец. Он называл князя великим и говорил, что своим возвращением из плена Игорь принес земле Русской много радости. Игорь же в ответ благодарил реку за то, что дала ему приют на своих берегах и предупреждала об опасности, пока он отдыхал.

Обнаружив исчезновение Игоря, Гзак и Кончак «ищут беглеца». Гзак предлагал «соколенка», сына Игоря, Владимира, оставшегося в неволе, «золотой стрелой» подстрелить. Кончак считал, что можно «опутать его девицей», женить на половчанке. Гзак же возражал: «он с девицей в терем свой умчится», и тогда «начнет нас бить любая птица в половецком поле» – снова начнут русичи воевать с половцами.

Князь Игорь вернулся из плена. Его возвращение автор сравнивает с появлением солнца на небе. Русская земля ликует: радостные «песни с дальнего Дуная» доносятся до Киева, а Игорь «удалой» идет по Боричеву подъему к церкви богородицы Пирогощей.

Автор славит князей, принявших участие в походе, и дружину Игоря.

Вариант 4

Многие поэмы, написанные на сказительский лад, бывают сильно романтизированы,  и данная поэма не исключение. В ней описываются события крайне интересные и захватывающие с точки зрения литературы, так и с точки зрения истории. Всё дело в том что, в этом произведении поднимается вопрос людского лицемерия и концепции русской земли, к которой мы не привыкли.

Вначале всё идёт крайне хорошо, Игорь отправляется в поход на полчища половцев. Одерживает несколько побед и радуясь победе думает что всё ни по чём. Но далее все дела пошли под откос, например то же дезертирство некоторых воинов. Всё это подкашивает боевой дух войска и они проигрывают в схватке. Вскоре слухи об поражении Игоря и его войска доходят до всех в округе. Но вместо того чтобы сразу ринуться на помощь, многие начинают междуусобицы. В этих моментах в поэме и выражается людское лицемерие.

Не выйдя ему на помощь, все те кто провожали его в поход выказывают свою тёмную, алчную сторону. Это показывает состояние населения Руси на тот момент. Они слишком боятся за собственные жизни, что готовы бросить в ответственный момент своего товарища в беде. Это идёт врознь с принципиальными канонами древней Руси с которой мы так хорошо, казалось бы, знакомы. Это и является  основным плюсом произведения – оно знакомит нас с настоящей Русью, той которую мы не привыкли видеть. Ведь излишняя романтизация произведений о тех же богатырях создаёт ложное впечатление о древней Руси.

В произведении также раскрывается проблема воинской чести и храбрости воинов древней Руси. Те хваленные богатыри и удалые молодцы в поэме показаны обычными людьми которые тоже испытывают страх и боятся смерти. У многих из них там, за полем брани остались семьи, жёны, дети, или старые родители за которыми необходимо следить. Так как в древней Руси мужчина являлся кормильцем, то в случае его гибели, и его семья была обречена на гибель. Из-за этого многие воины страшась такой участи для своих родных, дезертировали с поля боля, не потому что им было страшно, а из-за того что семья могла остаться без кормильца. Этим можно оправдать дезертирство некоторых солдат.

Произведение является ярким примером как именно нужно было писать о древней Руси, и как, к сожалению, писали не все авторы того времени. Большинство, как было сказано ранее, чересчур романтизировали свои произведения.

Вариант 2

Русская литература всегда славилась своей мощью и величием. Народный эпос не является исключением. Одно из таких произведений, дошедшее до наших дней, является «Слово о полку Игореве». В нем гармонично смешиваются европейская и русская культуры. Вообще, название произведение сокращено. Полное же включает в себя еще упоминание отца и деда Игоря.

Сюжетная линия раскрывает жизнь русских витязей и славит поход князя Игоря Святославич на половцев. Произведение четко описывает Киевскую Русь XII века и патриотизм народа. Начиная с первых строк, автор воспевает героев Древней Руси, проложив эту мысль через всю поэму. Особенностью «Слова о полку Игореве» является соединение эпоса и народного фольклора воедино. Автор умело «играет» с различными эпитетами, уместно вставляя в текст сравнения.  Сказитель переплетает литературу и достоверные исторические факты, разделяя текст на три главы.

Из первой части поэму читатель может узнать о том, как происходил Игорев поход на половцев, которые считались самым главным врагом древнерусской земли. Природные образы сопровождают общую картину произведения. Например, наступление русского войска происходит с началом солнечного затмения. Именно это природное явление стало символом устрашения врагов, хотя многие считали это «дурным знаком». Но, вражеское войско устроило засаду. Бой русских витязей и половцев был не равен, и, в конечном итоге Игорь был пленен. Много людей полегло на полях сражения. Земля русская плакала и горевала по воинам, которые окропили ее своей кровью.

Вторая глава эпической поэмы посвящена Святославу, двоюродному брату Игоря. Автор показал его как мудрого человека. Он ведет диалоги с русскими князьями об объединении. Святослав утверждает, что общими усилиями можно отразить вражеские набеги и избавить Русь от половцев. Именно этот факт можно назвать маралью поэмы. Вражда между братьями за земли ослабляли государство

Женский образ также раскрывается в произведении. Об этом можно узнать из третей части произведения. Ярославна – жена Игоря, по праву считается одной из главных героинь поэмы. Ее плачь – это молитва, обращенная к стихиям природы. Ведь именно «ветер и солнце» помогают князю бежать из половецкого плена.

В заключении автор рассказывает о том, с какой радостью русский народ встречает Игоря по возвращению из плена. Простые люди сказывали о нем былины, прославляя отвагу и честь Игореву, несмотря на все поражения. Взгляды на управление Русью у него тоже поменялись. Князь «приструнил» свою гордыню, поняв, что объединение всех русских земель в борьбе с половцами – это лучшее решение проблемы.

А вообще, история создания этого шедевра не однозначна. Литературоведы разнятся во мнениях. Некоторые считают, что поэма была написана во времена походов Игоря. Другие же, это опровергают, утверждая, что сие произведение написано одним из писателей XIX века на основании исторических справок. В любом случае, нельзя отрицать, что поэма написана в реалистичном направлении.

2 вариант

Произведение рассказывает о том, как храбрый правитель, владеющий небольшим княжеством Новгородом-Северским, Святославович отправляется на сражение с половцами, которое состоялось в 1185 году. Несмотря на то, что подобный повествования обычно описывают победы, но в данном случае автор рассказывает о поражении. Используя данный метод, автор старается подчеркнуть то, как не стоит поступать. Иначе бы речь об объединении Руси и того, что необходимо сохранять единство, не звучала бы так убедительно.

Первым представляется Боян, который является придворным поэтом. С помощью этого героя автор показывает собственную позицию, он не намерен славить людей, занимающих высокие должности, он намерен преподносить реальные факты и показывать их простому народу.

Повествование не скрывает то, что у Игоря есть суетные и корыстные планы, которые он намерен осуществить по время похода на половцев. Он явно перечит воле Богов, которые с помощью стихий и сил природы. Но его сила духа и упорство не позволяют ему уйти безнаказанным. После победы, пока вся дружина пировала и радовалась, враг напал неожиданно, они не смогли дать отпор и противостоять.

Киевский князь сразу реагирует на происшествие, он решает произнести мудрую речь о том, чтобы русские земли объединялись и сохраняли единство. Эта речь и является главной моралью произведения. Тогда существовала феодальная раздробленность, каждый правитель старался перетянуть власть себе, каждый из них был готов бороться за каждый клочок земли, даже за небольшое влияние и власть.

Последний отрывок рассказывает о плаче Ярославны, которая безудержно страдает по собственному супругу. Эта часть повествует о том, что наши поступки отражаются так же и на окружающих людях, особенно на близких и родных, которым приходится нести бремя ответственности и разделять его с другими.

Моральная составляющая этого произведения велика, она говорит о необходимых качествах, о том, что в любое время, особенно во времена трудностей и невзгод необходимо объединятся, а не жить разрозненным феодальным строем, думать о благополучии близких и о том, как наши поступки могут отражаться на их жизни.

Краткий пересказ сюжета

Автор поэмы «Слово о полку Игореве» точно не известен, написано произведение на древнерусском языке одним из свидетелей происходивших событий. На современный язык поэму перевел поэт Николай Заболоцкий. Среди главных героев произведения:

  • князь Игорь, организовавший поход против половцев;
  • Всеволод, брата Игоря, воевавший вместе с ним;
  • Святослав, великий Киевский князь, опытный полководец (был двоюродным братом Игоря и Всеволода);
  • Ярославна, жена Игоря, ожидавшая его с поля боя;
  • Овлур, организовавший побег князя Игоря из плена.

Поход Игоря и Всеволода

В начале первой части рассказывается о пророческом знаке, который увидел Игорь в день выступления своего войска. Произошло солнечное затмение. Однако воинственно настроенный Игорь пренебрег «знамением небес» и двинулся со своим войском к Дону. Дурные предзнаменования встречаются воинам на каждом шагу: раздаются крики птиц и вой волков, отовсюду слышатся пугающие звуки.

На рассвете воины напали на половцев. В этот раз войско Игоря одержало победу, в качестве добычи русичам достались девушки неприятеля и различные богатства. Навстречу русским воинам уже скакала дикая Орда половецких ханов, возглавляемая Гзаком и Кончаком. Войско князя приготовилось к обороне.

Автор делает отступление, вспоминая предка Игоря, князя Олега, ослабившего своими походами русскую землю и погубившего много воинов. После двухдневного сражения с Ордой войско Игоря было побеждено. Князя и его брата Всеволода пленили половцы. На Руси повсюду начались междоусобные войны. Пользуясь этим, страну со всех сторон атакуют враги — «разбудили поганых для войны». Половцы раз за разом совершают набег на русскую землю, разоряя ее.

Разобщенность князей Руси

Киевскому князю Святославу снится сон, который бояре толкуют, как поражение Игоря и Всеволода. Святослав изрек речь, обращаясь к младшим князьям, в которой он упрекает их за напрасно пролитую кровь и жажду славы. Великий Киевский князь призывает других князей объединиться и выступить против врага, но правители его не слышат.

Каждый из них занят борьбой за собственную власть. Половцы продолжают терзать русские земли. Защищая Переяславль, в бою ранен князь Владимир. От руки чужестранцев гибнут войска Рюрика и Давида. Автор от лица Святослава просит их отомстить за русскую землю.

Возвращение на родную землю

Третья часть романа начинается с описания плача Ярославны в Путивле. Голос женщины, стоящей на городской стене, разносится до самых границ земли русской. В отчаянии Ярославна обращается к силам природы — разговаривает с ветром, Днепром, солнцем, просит их «сохранить на дальней стороне» ее мужа.

Тем временем Игорь, находясь в плену, среди ночью услышал сигнал от Овлура, замыслившего устроить русскому князю побег. Вдвоем они мчали по степи, пока не загнали коней. Затем Игорь обратился в сокола и полетел к Донцу. Овлур продолжал свой путь серым волком. Птицы помогали Игорю, указывая ему направление домой.

О поэме 9 класс

«Слово о полку Игореве» — одно из величайших произведений древнерусской литературы, написанное в XII веке. В поэме описываются события, связанные с походом князя Игоря Святославича на половцев.

Главная идея произведения заключается в героической защите Руси от врагов. Князь Игорь собирает воинов со всей земли русской и возглавляет поход против могучего врага. Поэма говорит о славном подвиге воинов, которые несмотря на трудности и опасности стояли на защите своей родины.

Одной из главных ценностей «Слова о полку Игореве» является патриотизм. Автор повествует о том, как героические предки боролись за будущее России. Они отстаивали свою землю и культуру, несмотря на то, что на них нападали многочисленные враги.

Важным элементом поэмы является образ воина-богатыря. Эти люди отличались силой, выносливостью и храбростью в бою. Они были лучшими защитниками Руси и символизировали духовную силу и мужество народа.

Также в «Слове о полку Игореве» прослеживается тема единства народа. Князь Игорь объединяет различные группы людей, чтобы победить общего врага. Это символизирует необходимость единения в сложных ситуациях и осознания своей общности.

«Слово о полку Игореве» является важным произведением русской культуры. Оно отражает духовность и патриотизм народа, а также символизирует его героические и неукротимые качества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: