Тема искусства в повести н.в. гоголя «портрет»

Тема искусства в повести н.в. гоголя «портрет»

Суть: о чём повесть?

Повесть «Портрет» рассказывает нам о бедном, но крайне талантливом художнике Чарткове. Однажды в лавочке на Щукином дворе он видит портрет старика в азиатских одеждах. Картина завораживает Чарткова, и он покупает её на свои последние деньги.

Вернувшись домой, герой не может отделаться от тревожного ощущения. Ему кажется, что портрет следит за ним. Ночью ему сниться сон о том, как портрет оживает, и старик начинает пересчитывать свёртки с деньгами.

На утро с Чарткова начинают требовать плату за его убогое жилище. У героя нет денег, но вдруг в раме портрета оказывается спрятан свёрток, в котором лежала тысяча червонцев. У героя начинается светлая полоса жизни. Он расплачивается с долгами, покупает новую квартиру, покупает хвалебную статью в газете, и вскоре получает свой первый заказ.

Герой приступает к работе над портретом богатой девушки, он старается сделать свою работу качественно, идеально. Но заказчик требует иного, и в результате Чартков создаёт красивый, но бездушный продукт. Первоначальное смятение начинает улетучиваться после получения вознаграждения.

Спустя некоторое время Чартков становится известным живописцем: он зарабатывает много денег, пользуется популярностью, но его картины бездушны, а в нём самом угас огонь истинного творчества. Герой превратился в умелого, но ограниченного ремесленника, обслуживающего богачей.

Но однажды, посетив выставку и увидев картину ангела, созданную его давним знакомым, который посвятил всю свою жизнь искусству, Чартков понимает, что его творения ужасны.

Герой много работает, пытаясь вернуть утраченный талант, но оказывается уже не способным создать что-то по-настоящему прекрасное. Чартков повреждается рассудком, начинает скупать шедевры живописи и уничтожать их.

В итоге герой умирает. Через некоторое время на аукционе появляется тот самый портрет старика, и мы узнаём, что на нём изображён старый ростовщик. Туда приходит сын автора полотна и рассказывает историю своего отца. Художник решился работать с ростовщиком, который разорил и погубил многих людей. Но с каждым сеансом он ощущал, как дьявольская сила крепнет в этом портрете. Он стал ссориться с близкими, злиться и испытывать негативные чувства. Поняв причину, он бросил работу, несмотря на уговоры ростовщика. Тот послал ему картину, но не заплатил, а вскоре умер. Художник хотел уничтожить портрет, но ему помешал друг, унесший полотно, дескать, зачем добру пропадать? Но все обладатели картины сталкивались с несчастьями и умирали не своей смертью.

Художник, создавший его, ушёл в монастырь и поручил своему сыну уничтожить портрет, утверждая, что в портрете осталась дьявольская часть души старика. Сын того самого художника посещает аукцион, намереваясь исполнить волю отца, но портрет таинственным образом исчезает.

Подробнее о сюжете «Портрета» Многомудрый Литрекон написал в кратком содержании по главам.

Главные герои и их характеристика

Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв

Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине

Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?

Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?

Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.

Темы

Тематика повести «Портрет» близка каждому, кто имеет отношение или интерес к искусству:

  1. Искусство – по мнению писателя, творческий человек, выбравший путь служения настоящему искусству, взваливает на себя тяжёлую ношу. Настоящий творец становится обладателем огромной силы искусства, которая способна менять сами человеческие души. Зачастую сам творец так и не обретает своего счастья, но, для Гоголя, это стоит того.
  2. Ремесло – в лице Чарткова автор изобразил типичного ремесленника, который работает ради денег и популярности, а не ради того, чтобы изменить мир. Такой ремесленник, оставивший настоящее искусство ради наживы, может стать богатым и обожаемым, но он никогда не будет по-настоящему счастливым. Он обречён на разочарование и духовную гибель. Взгляд Гоголя на искусство продиктован его собственной биографией: он так и не завел семью, а все силы посвятил литературному поприщу.
  3. Судьба художника – Гоголь показывает, что у творца есть два пути: служение настоящему искусству или погоня за наживой. Писатель без сомнения выбирает путь настоящего художника, несмотря на все несчастья, которые ждут на нём человека.
  4. Петербург – как обычно, Санкт-Петербург изображён Гоголем, как мрачное и холодное место, где нет места жалости и состраданию, а люди подвержены многочисленным порокам.
  5. Маленький человек. Чартков является не хозяином, а жертвой города. Он слаб, зависим от общественного мнения и даже сходит с ума в конце повести. Его путь к мечте оборвался полным разочарованием, ведь ложные ценности запутали его и завели в чащу, из которой герою не суждено было найти выхода. В отличие от настоящего творца, он не смог побороть соблазны.
  6. Вера. Религия служит путеводной звездой для творца. Она помогает ему очистить душу и кисть для настоящих шедевров.

Композиция

Гоголь делит «Нос» на 3 части, классическим образом: 1 – экспозиция и завязка, 2 – кульминация, 3 – развязка, благополучный для главного героя конец. Сюжет развивается линейно, последовательно, хотя логика тех или иных событий объясняется не всегда.

Первая часть включает в себя характеристику персонажей, описание их быта, а также отправную точку всего повествования. По своей структуре она тоже состоит из трех блоков: обнаружение носа – намерение избавиться от него – освобождение от бремени, оказавшееся ложным.

Вторая часть знакомит читателя с самим майором Ковалёвым. Здесь также есть завязка (обнаружение пропажи), развитие действия (попытка вернуть нос) и, как итог, возвращение носа.

Третья часть однородна, является лаконичным и ярким аккордом, завершающим произведение.

О чем?

Описание повести «Нос» может сводиться к достаточно простой и схематичной фабуле: потеря носа – поиск – обретение. Главное в этом произведении — его идейное содержание.

Утром 25 марта цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в своём хлебе нос одного из клиентов – майора Ковалёва. Обескураженный брадобрей поспешил избавиться от улики, он не смог придумать ничего лучше, чем как бы невзначай выбросить нос в реку. Иван Яковлевич уже было почувствовал облегчение, но к нему подошел полицейский «и что далее произошло, решительно ничего не известно».

Коллежский асессор Ковалев, проснувшись, не обнаружил на месте своего носа. Он отправляется к «обер-полицмейстеру». Дома он его не застал, но зато по пути встретился со своим носом, которой вёл себя самодостаточно и не желал знать своего владельца. Ковалёв предпринимает попытки воссоединиться с носом, хотел опубликовать объявление в газете, но ему везде отказывают и обходятся достаточно грубо. Наконец беглеца поймали при попытке эмигрировать и вернули хозяину. Но нос не собирался прирастать к прежнему месту. Майор приходит к предположению, что это порча, наведённая штаб-офицершей Подточиной. Он даже пишет ей письмо, но получает недоумённый ответ и понимает, что ошибся. Спустя две недели Ковалёв находит своё лицо в первозданном виде, всё разрешается само собой.

Мы напишем — Анализ повести Портрет Гоголя идея и главная мысль суть и смысл темы 10 класс. Подсказки школьнику

История создания:

Повесть “Портрет” была написана Н.В.Гоголем в 1834 году. Спустя год она была впервые опубликована в сборнике “Арабески”.

Жанр: повесть

Тема: искусства, предназначение художника и подлинность таланта.

В повести Гоголь рассказывает о судьбе двух художников. Из первой части произведения читатель узнает о молодом художнике Чарткове, который поддавшись искушению растрачивает впустую свой талант.

Во второй части художник самоучка, отказавшийся от материальных благ, пишет великолепную картину, которая становится символом настоящего таланта.

Главные герои:

Андрей Петрович Чартков — главный герой повести.

Ростовщик — старик, изображенный на портрете.

Талантливый художник-самоучка — автор портрета ростовщика. 

Композиция:

Повесть “Портрет” делится на две части. В первой части рассказывается о судьбе художника Чарткова. Вторая часть описана история мистического портрета.

Сюжет:

Молодой талантливый художник Чартков покупает в лавке на последние деньги картину, на которой изображен старик с восточным лицом. Со особенной тщательности были написаны глаза неизвестного господина. Словно живые смотрели они с портрета.

Ночью Чарткову приснился сон, в котором старик с картины сидя у него на кровати пересчитывал свертки с золотыми монетами. Один из свертков откатился в сторону, и художник подобрал его. Утром герой нашел в раме картины деньги. Чартков сразу же переезжает на новую роскошную квартиру, покупает одежду. Вскоре художник заказывает рекламную статью о своих картинах.

Герой пишет портреты. После рекламной стать к нему начинают приходить клиенты из высшего общества. Первый заказной портрет Чартков пишет долго, вкладывает в него душу и талант. Затем, желая угодить своим заказчикам, он рисует однотипные портреты. Чартков становится богат и знаменит.

Проходит много лет. На одной из выставок его просят сказать свое мнение о картине, недавно присланной из Италии. В талантливом художнике привезенного шедевра Чартков узнает своего бывшего товарища.  Вернувшись домой, он закрывается в своей мастерской и пробует писать картину, но у него ничего не выходит. Герой осознает, что растратил впустую свой талант на “модные картинки”.

Из зависти к чужому мастерству Чартков скупает картины талантливых художников и уничтожает их. Герой сходит с ума и умирает.

Во второй части повести рассказывается о судьбе художника, написавшего злополучный портрет.

По словам художника Б. на картине изображен ростовщик, дававший людям деньги в долг. После сделки с ростовщиком судьба многих людей складывалась трагически. 

Однажды ростовщик пришел к отцу Б., который был талантливым художником-самоучкой, чтобы заказать у него свой портрет. Отец Б. давно хотевший изобразить дьявола, согласился, видя в ростовщике признак нечестивости. Рисуя глаза старика, художник почувствовал беспричинный страх. Он отказался завершать портрет, несмотря на уговоры ростовщика. Вскоре старик умер, а портрет остался у художника.

Сначала отец Б. хотел уничтожить картину, но его друг уговорил отдать ее ему. С тех пор портрет ростовщика сменил множество хозяев. Автор картины, отправился монастырь, где написал картину, изубравшую рождение Иисуса.

Талантливый художник попросил сына отыскать портрет ростовщика и уничтожить. После рассказа Б. все обернулись к стене, но портрет уже исчез.

Композиция

Повесть «Портрет» делится на 2 части. Части являются завершенными, но взаимосвязанными между собой. Связующим элементом является портрет ростовщика, приносящий несчастья.

В первой части рассказывается о жизни Чарткова, начинающего художника. Повествование строится от эпизода покупки Чартковым картины до страшной гибели главного героя. То есть в данной части есть экспозиция, связанная с прежней жизнью Чарткова, завязка, связанная с покупкой портрета, развитие действия, связанное с обогащением Чарткова, кульминация, связанная с душевным расстройством главного героя, и развязка, связанная со смертью Чарткова.

Вторая часть рассказывает о зловещем портрете, который так стремятся купить люди. Сын художника, написавшего портрет, повествует о том, какие несчастья принесло это произведение искусства. Композиционно такой прием можно оценивать, как рассказ в рассказе.

Композиционной особенностью повести также является то, что образы и части противопоставлены друг другу. Чартков выбирает коммерческий путь и славу, теряя талант и жизнь, отец художника Б. выбирает истинное искусство, отказавшись от мирской жизни.

https://youtube.com/watch?v=FGRN3WsCwMA

Проблемы

Проблематика в повести «Портрет» не менее значима для понимания текста:

  • Добро и зло – зло в романе олицетворяет собой портрет старого ростовщика. По мнению Гоголя, самый страшный грех человечества – алчность. Именно алчность одолевает Чарткова, убивает в нём добро и в итоге приводит его к столь трагичному финалу. В итоге портрет исчезает, Гоголь даёт понять, что борьба света и тьмы ещё не закончена. Добро мы видим в авторе портрета, который унял в себе дьявольские искушения и смог очиститься от скверны в монастыре, который противопоставлен греховной столице.
  • Алчность – по мнению писателя, деньги – главная причина всего зла. Погнавшись за деньгами, поддавшись соблазнам материального мира, человек уже не сможет найти пути назад. Он обречён на медленное погружение в бездну.
  • Тщеславие – Чартков, сумев добиться популярности и богатства, возгордился, начав считать себя настоящим художником. Однако созидательная мощь всего одной картины, созданной настоящим художником, разрушила его иллюзии, показала ему самому низость его падения.
  • Талант и его утрата – Гоголь показал, что талант можно с огромным трудом найти и развить, однако стоит только один раз оступиться, и настоящий талант будет утрачен навсегда.

Какие проблемы ставит Гоголь в «Портрете», кроме вышеперечисленных? Многомудрый Литрекон дополнит раздел и ответит на этот вопрос, если необходимо. Напишите ему в комментарии.

Символизм в произведении

Портрет в повести Гоголя — это не просто жанр изобразительного искусства, раскрывающий внутренний мир человека через его лицо, а предмет, ставший лицом человека. Сам портрет ростовщика с подозрительно выразительными глазами — символ материальной составляющей окружающего нас мира. А эти самые глаза — символ нереализованной духовности и творческого начала в каждом из нас.

Сам образ портрета символизирует искусителя, главной задачей которого является переманивание людей с тропы духовности на тропу материального и мирского, от божественного к демоническому. Но портрет ли всему виной?

В произведении три основных мотива. Эти три мотива дают читателю возможность представить все происходящее в повести:

  • искусство,
  • искушение,
  • зло.

Искусство вдохновляет людей и дает возможность постичь окружающий мир. Искусство вечно и превосходно, потому что оно несет в себе красоту, совершенство и добро. И каждый может найти в нем что-то чудесное, как Чартков находит что-то волшебное в портрете со стариком. Этот обычный портрет привлекает его, и Чартков попадает под его влияние. Но старик — это зло, которое разрушает жизнь художника и убивает его.

Несколько интересных сочинений

Главная героиня рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Маленькая старушка-помещица приезжает в Петербург, чтобы найти у местных властей управу на франта-должника. Старушка одолжила франту 15 тысяч

«Гуси-лебеди» — это волшебная сказка. В ней говорится о девочке, на которую родители оставили младшего братца. Несмотря на обещания хорошенько присматривать за малышом, девочка заигралась и не увидела

С понятием «любовь» у человека обычно ассоциируется нечто чистое, возвышенное, окрыляющее. Но это чувство может не только вдохновлять личность, но и доставлять ей немало переживаний. Разбитое сердце, депрессия – это лишь часть трагедий

Одним из основных персонажей произведения является Вера Алмазова, представленная писателем в образе супруги главного героя рассказа небогатого офицера Николая Алмазова.

Сентябрь — первый месяц осени, его воспевали в своих стихотворениях многие русские поэты, изображали художники, это месяц наполненный волшебством природы, месяц, который словно коктейль вобрал в себя всевозможные цвета красок

Сочинение — Тема искусства в повести Портрет. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений

Тема искусства в повести Н.В.Гоголя «Портрет» играет доминирующую и связующую роль. В «Портрете» Гоголь поднимает вопрос, чтό есть подлинное искусство и чтό – только видимость искусства, а само таковым не является. Художник и его жизнь, его место в обществе, его цели в искусстве и его карьера; художник и черты его характера, его душевный облик, его духовность, стиль его работы и стиль его жизни – таков круг вопросов, поставленных Гоголем. И все эти вопросы объединяются темой искусства.

В повести рассказывается об истории одного портрета. В повествовании присутствуют характерные для гоголевского стиля мистические элементы, которые тесно переплетаются с элементами реалистическими. Текст содержит достаточно много небольших отступлений в виде рассуждений по теме искусства. Эти рассуждения носят философский и философско-религиозный характер, хотя язык прост и легок для восприятия. В конце повести автор подводит всем этим рассуждениям окончательный итог.

Состоит повесть из двух частей. В первой части рассказывается о том, как молодой, подающий большие надежды, но чрезвычайно бедный художник, по фамилии Чартков, случайно приобрел портрет, который круто изменил и всю его жизнь, и его самого.

Портрет дал Чарткову все, о чем нищий, никому не известный художник мог только лишь мечтать: деньги, признание в обществе, славу, комфортные условия жизни и т.д. Но он забрал у художника главное – его талант. Заканчивается первая часть на трагической ноте: портрет приводит Чарткова к безумию и гибели.

Во второй части описаны жизнь и творческий путь другого художника – того, кто создал этот роковой портрет. Здесь же поднимается и тайна завесы над тем, кто был изображен на портрете. Человек с широкими скулами, чьи глаза на портрете получились, как живые, и которые несли несчастье людям, при жизни был ростовщиком.

Этот ростовщик обладал огромными деньгами. Вместе с деньгами, которые он ссужал, к людям приходили беды и несчастья. Незадолго до смерти он возжелал быть запечатленным на портрете и выбрал для этой цели бедного талантливого художника. Ростовщик считал – и в этом он, как это следует из содержания повести, ничуть не ошибался, и в этом его мнение явно совпадает с позицией автора, – что сила искусства настолько велика, что оно может сделать его бессмертным. Так оно и получилось. Ростовщик продолжил свою жизнь на портрете, и, как был он сущим демоном при жизни, так и остался им на полотне, и, как приносил он людям несчастья при жизни, так и продолжал приносить их, будучи уже лишь собственным художественным изображением. 

Художнику, написавшему его портрет, ростовщик денег, кстати, не заплатил. Но само присутствие портрета повлияло на художника так, что он сделался завистливым, и из-за завистливости чуть не загубил и себе, и одному из своих учеников и жизнь, и карьеру. Но, в отличие от Чарткова, он сумел выбраться из трясины греха. Потеряв жену и дочь, в чем автор тоже явно усматривает пагубное влияние портрета ростовщика – произведения искусства, гениально изображающего самое низменное, пагубное, демоническое, что может быть в человеке, – художник уходит в монастырь и принимает постриг. Через десяток лет сын художника, посетивший его в монастыре, обнаруживает отца и внешне, и внутренне совершенно преображенным. Художник спасся от проклятия написанного им портрета.

Почему же тогда не удалось спастись Чарткову? Чартков нашел деньги, спрятанные в раме портрета, принял их, а вместе с ними он мало-помалу принял и всю ту злую энергию, которую заключали портрет и неправедно нажитые деньги. Один за другим пришли пороки: лень, алчность, чревоугодие, сребролюбие и гордыня. Чартков внутренне оказался слабее, он не смог противостоять этим порокам, потому печальный конец, если следовать авторской логике, был неизбежен. Разбогатев, Чартков стал ленивым и жадным, он начал стремиться к большим барышам, использовать в работе шаблонные приемы, дешевые эффекты. Иными словами, он превратил искусство в ремесло. Он опустился на такую низкую ступень, что полностью потерял талант, и вернуть этот талант обратно было уже невозможно.

Позиция Гоголя в вопросах связи искусства с нравственностью творца близка пушкинской. Между строк «Портрета» явно прочитывается крылатая фраза из «Моцарта и Сальери» Пушкина: «Гений и злодейство – вещи несовместные». Гоголь развивает и углубляет эту мысль, перенося ее на искусство в целом.

История создания

Идея повести «Портрет» возникла у писателя в 1832 году. Первая редакция была опубликована в сборнике «Арабески» в 1835 году. Позднее, уже после написания «Мёртвых душ» и поездки за границу, в 1841 году Гоголь подвергает книгу существенным изменениям. В третьем номере «Современника» новая версия увидела свет. В нем были изменены эпитеты, диалоги, ритмика изложения, а фамилия ведущего персонажа стала «Чартков» вместо «Чертков», что ассоциировалось с чёртом. Такова история «Портрета».

Мотив изображения, обладающего зловещей силой, был навеян Гоголю модным тогда романом Метьюрина «Мельмот Скиталец». Кроме того, образ жадного ростовщика также роднит эти произведения. В образе алчного дельца, чей портрет переворачивает жизнь главного героя, слышны отголоски мифа об Агасфере – «Вечном жиде», который не может обрести покой.

Сочинение Искусство в повести Портрет

Поскольку главный герой первой части этой повести — молодой художник Чартков, искусство в ней играет очень большую роль. Или, точнее, речь идет о двух его видах, о двух разных искусствах.

В самом начале мы видим героя подающим большие надежды, но бедным. Залюбовавшись в лавке одной из картин, портретом неизвестного старика, он не может даже заплатить назначенные за нее хозяином 75 копеек. Впрочем, тот, чтобы не терять уходящего покупателя, уступает и отдает за двугривенный.

Принеся картину домой и повесив на стену, художник в ту же ночь видит кошмарный сон: старик будто бы ожил, вышел из рамы, расположился в его комнате и считает золотые монеты. Это золото очень привлекает Чарткова, втайне мечтающего о богатстве. А на следующий день в портрете случайно обнаружился тайник, и из него выпал сверток с червонцами, точь-в-точь такой же, как во сне.

Часть полученных денег Чартков использует для публикации в газете заказной статьи об его талантах. Статья привлекает множество состоятельных заказчиков. И он поддается тому самому соблазну, от которого ранее предостерегал его профессор: становится модным живописцем.

Богатство и успех радуют художника в течение многих лет. Но однажды, увидев доставленную из Италии картину одного из друзей своей молодости, Чартков будто прозревает. По-настоящему гениальное произведение показывает ему, что он предал истинное искусство ради коммерческого, погубил свой талант, лишился возможности когда-нибудь написать такой же шедевр.

Попытки вернуться к прежнему стилю оказываются тщетными. И тогда, мучимый завистью, несостоявшийся творец начинает скупать лучшие, самые талантливые картины исключительно для того, чтобы их уничтожить. Потратив на свою борьбу против настоящего творчества весь имеющийся капитал, Чартков мучительно умирает с явными признаками безумия.

20 стр., 9705 слов

Судьба художника в повести гоголя «портрет»

… созидание. Продолжим анализ повести «Портрет». Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, … но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет. Ночью ему снится долгий сон о …

Из второй части мы узнаем предысторию всего случившегося. Таинственный старик, оказывается, был ростовщиком, причем его деньги каким-то таинственным образом разрушали жизнь всех заемщиков. Опасаясь адских мук, этот ростовщик обратился к одаренному самоучке для написания портрета, чтобы затем каким-то мистическим образом перенести свою душу в этот портрет, и жить в нем даже после смерти.

Здесь автор, прибегнув к гротескному преувеличению, вновь подчеркивает исключительную силу искусства и его способность менять человеческие судьбы.

Главные герои и их характеристика

Система образов и характеристика героев «Портрета» отражены Многомудрым Литреконом в таблице:

Главные герои «Портрета» Характеристика
Чартков Беспечный и одаренный юноша двадцати двух лет, который проходит путь от талантливого, но бедного художника, служащего искусству, до популярного, но бездарного живописца, пекущегося лишь о деньгах. Портрет пробуждает в герое худшие черты его характера: тщеславие, алчность и слабость духа. Чартков — маленький человек, которому не хватило силы для развития своего дара. Он пал жертвой суетного и холодного города.
Старик ненавидимый всеми ростовщик, умерший до начала действия повести. Это умный, хитрый и властный человек, которого все боялись. Деньги, данные им, приносили лишь несчастья. Символизирует собой всё зло и порочность людей.
Образ портрета Портрет обладал гипнотическим действием, наводил ужас на наблюдателей. Особенно герои повести отмечают глаза старика, которые следят за жертвой с любого ракурса. В них заключена магическая сила картины, высвобождающая темные силы души.
Художник, автор картины Совестливый и одаренный живописец, примерный семьянин, глубоко верующий человек, всю жизнь посвятивший искусству. Согласился писать портрет только ради того, чтобы потом изобразить библейского персонажа. Когда он осознал действие картины, то сразу бросил дело, несмотря на деньги. Потом долго жил в монастыре и искупал грех в молитве. Только так ему удалось вернуть чистоту кисти.
Образ Петербурга Город нечестных и алчных людей, где все живут обманом. Здесь от Вас всем нужны только деньги, поэтому любой горожанин готов продать себя за признание толпы и материальное благополучие. Петербург губит и развращает.

Место и время действия

Название цикла, в который входит «Портрет» — «Петербургские повести». Местом действия произведений является столица российской империи — город Санкт-Петербург. В «Портрете» упомянуты конкретные узнаваемые места города.

Щукин двор, где начинается действие — старейший рынок северной столицы, располагавшийся на Садовой площади.

Квартира главного героя находится на Васильевском острове.

Потом он переезжает на Невский проспект — главную улицу Санкт-Петербурга.

Время действия соответствует периоду написания произведения — 30-е годы XIX века. История, рассказанная во второй части, переносит читателя на несколько десятилетий назад, то есть в начало столетия.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: