Положение человека в обществе
Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд
Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него. Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов
Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, — и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении. А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его. Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
Творчество Николая Гоголя занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Его произведения являют собой ценное свидетельство о жизни жителей Российской империи девятнадцатого века, а также показывают, в каком направлении мыслила русская интеллигенция того времени. Одним из таких произведений является его сатирическая повесть «Нос», в которой писатель отобразил жизнь в Санкт-Петербурге, какой он видел её. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
История написания повести «Нос» представляет собой весьма интересные факты:
- Идея для повести «Нос» возникла у писателя после его длительного проживания в Санкт-Петербурге в тридцатых годах. Приехавший из далёкой Полтавской губернии Гоголь был очень разочарован в столичной жизни с её суетливостью и равнодушием людей друг к другу. Эти впечатления, наложившись и на неудачу Гоголя на поприще актёра, навсегда сформировали у него мнение о Петербурге, как о злом и жестоком городе.
- Именно под влиянием этих переживаний в 1935 году и была создана повесть «Нос». В публикации произведения Гоголю помог сам А.С. Пушкин, и в 1936 году оно было опубликовано в журнале «Современник».
- Журнал «Московский наблюдатель» официально отверг рукопись Гоголя. Редакторы назвали повесть «плохой, пошлой и тривиальной».
- Повести досталось не только от редакторов, но и от цензуры. Некоторые сцены были переписаны под строгим контролем проверяющей организации. Так, Нос и его владелец должны были встретиться не в Казанском соборе, как в оригинале, а в Гостином дворе.
- Первоначально автор объяснил фантастические события из книги тем, что герою приснился страшный сон, но потом он решил отказаться от пояснения.
Сюжет книги
Провести анализ произведения «Нос» довольно просто. Развитие сюжета происходит по схеме: утрата носа — его поиск и нахождение. В повести рассказывается о следующих происшествиях:
- Двадцать пятого марта брадобрей Иван Яковлевич видит в своем хлебе нос одного из посетителей — майора Яковлева. Цирюльник стремится от него избавиться и выбрасывает неожиданную находку в реку. Иван с облегчением вздыхает, но затем к нему подходит полицейский. Суть их диалога остается неизвестной.
- Майор Ковалев просыпается и понимает, что у него нет носа. Он направляется к обер-полицмейстеру. Дома того не оказывается, зато по пути встречается сам нос, который не желает входить в контакт со своим владельцем.
- Ковалев старается вернуть себе недостающую часть тела, хочет разместить объявление в журнале, но ему отказывают в этом.
- Наконец пропажу находят при попытке эмиграции и отдают владельцу, только нос не хочет прирастать на положенное ему место.
- Ковалев предполагает, что на него навела порчу штаб-офицерша Подточина. Он пишет ей письмо, но получает ответ с недоумением, после чего осознает, что ошибся.
- Через 2 недели майор просто видит свое лицо в естественном виде, проблема исчезает сама по себе.
Анализ повести Нос (2 вариант)
Повесть «Нос» — это одно из известных произведений Николая Гоголя. Повесть имеет интересную историю создания. Автор работал над текстом в течение 1832-1833 года. Повесть была основана на известном в то время французском анекдоте о носе, который начал жить самостоятельной жизнью. Существовали вариации и с другими частями тела, но Гоголь решил остановиться на первоначальной версии. Повесть «Нос» вошла в сборник «Петербургские повести».
Жанр произведения оценивается как повесть — текст среднего объёма, в котором действует несколько сюжетных линий и героев больше, чем в рассказе. Повести присуща динамичность. Если говорить точнее о направлении, то это фантастический реализм — повествование о реальных событиях с элементами фантастики. Для этого направления характерно сосредоточение внимания на острых социальных проблемах.
Сюжет повести основан на том, что цирюльник во время трапезы находит в своем хлебе нос своего клиента Ковалёва. Герой выбрасывает его в реку во избежание проблем. Ковалёв сразу замечает пропажу носа, поэтому пишет заявление в полицию. Затем нос нашёлся, но не хотел возвращаться на прежнее место. Проблема разрешилась сама собой спустя некоторое время. В произведении поднимается несколько тем. Одна из них — это социальное расслоение, проблема маленького человека. Каждый герой занимает определённое положение в иерархии общества, но не всегда оно обусловлено образованием и моральными качествами человека. Ковалёв, не обладающий высоким чином, не может, например, написать в газету о пропаже своего носа. Майор озабочен своим положением в обществе, поэтому он расстраивается, когда видит, что его нос имеет более высокий чин, чем он сам. Поднимается в произведении и тема нравственности. Ковалёв — бездуховный человек, которого волнуют только материальные ценности.
Одним из главных героев является Петербург — это обособленное место со своими правилами, где возможно всё. Ведь даже нос героя смог начать жить своей отдельной жизнью. В его образе выражен недосягаемый идеал для Ковалёва. Нос имеет высокий чин, дорогой мундир. Отличается нос и высокими моральными качествами в отличие от своего хозяина, который лишён духовности. Ковалёв не имеет образования, но служит в армии, поэтому имеет небольшой чин и стремится к повышению в звании. Его интересует лишь материальная сторона жизни, поэтому герой осуждается автором. Кроме главных героев в действии принимают участие и второстепенные — цирюльник, полицейский.
Повести присуща определённая композиция: экспозиция, завязка; кульминация, развязка. В первой части автор знакомит читателя с героями произведения и вводит его в курс событий. Во второй писатель подробнее говорит о Ковалёве. Герой обнаруживает пропажу носа, пытается его найти, и, наконец находит, но не может вернуть его на прежнее место! Всё благополучно разрешается в развязке, когда герой просыпается, и его лицо выглядит как обычно.
Повесть «Нос» — это сложное произведение с определённым посылом читателям.
2 вариант
Николай Васильевич написал повесть в 1835 г. и отправил на печать в журнал «Московский наблюдатель», однако опубликована она не была, издатели посчитали ее плохой и пошлой. Свет произведение увидело благодаря уговорам А.С. Пушкина напечатать ее в «Современнике». Он называл повесть веселой и фантастической. Пройдя цензурные правки, повесть опубликовалась только в 1836 году. Произведение входит в цикл «Петербургские повести» наряду с «Невским проспектом», «Портретом» и другими. Особенностью этого цикла является то, что в них освещена проблема «маленького человека».
По своему характеру повесть относится к новому в то время для русской литературы направлению – фантастический реализм.
Повествование ведется от 3-го лица. Композиция произведения состоит из 3х частей, каждая из которых позволяет сюжету развиваться линейно и последовательно.
В первой части читатель знакомится с героями и укладом их жизни. Здесь можно выделить три блока: обнаружение носа — переживания героя и попытки избавиться от бремени — избавление.
Во второй части, происходит завязка, главный герой обнаруживает пропажу своего носа. Читатель отправляется вместе с героем на поиски. Завершение второй части является обнаружение носа и попытки вернуть его на свое прежнее место.
Кульминацией произведения является мистическое возвращение носа на свое положенное место.
Писатель освещает несколько проблем, одной из которых является ограниченность, невежественность человека. На примере асессора Ковалева, который гордится своим чином, считает высшей ценностью внимание женщин и высокое положение в обществе, показано насколько сильно дефект на лице рушит все планы и заставляет прийти главного героя в обезнадеженное чувство. Больше всего его беспокоит то, какие слухи пойдут о нем, оставшемся без носа
Другая проблема, не менее яркая – безнравственность людей. Цирюльник, обнаружив нос, не стремится исправить свою ошибку и вернуть его владельцу, а наоборот, избавляется от доказательства своей вины, боясь понести наказание.
Еще одна проблема, умело показанная писателем — лицемерие. Нос, получив ранг выше своего хозяина, общается с ним надменно, нехотя, всячески показывая свое превосходящее положение. Как и сам Ковалев обращается к извозчику и людям более низкого социального происхождения грубо, невежественно.
Гоголь на фоне неправдоподобности, абсурдности происходящего, показывает читателю духовный кризис тщеславной личности.
Для усиления выразительности писатель широко применяет гротеск. Преувеличена независимость носа, усиленная высоким его положением в обществе по сравнению с его бывшим хозяином. Также и в отношениях героев: Ковалев охвачен трепетом перед Носом, он боится к нему обратиться.
В произведении используется олицетворение: Нос не просто ожил, он стал полноправным членом общества, у него появился чин и планы на жизнь.
Название произведения также символично, оно выделяет нос, позволяя читателю обратить внимание на то, что нос может не только автономно жить, но и превосходить в чине своего хозяина. Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества
Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия
Произведение заставляет задуматься о многих проблемах общества. Писатель предостерегает читателя от лицемерия, безнравственности и малодушия.
Главные герои и их характеристика
Система образов в повести «Нос» отделилась от книги и убежала в таблицу Многомудрого Литрекона:
герои повести «нос»
характеристика
платон ковалёв
кавказский коллежский асессор. пустой, пошлый и невежественный человек, который жаждет лишь карьерного роста и невесты с хорошим приданным. любит называть себя майором. довольно высокомерный человек по отношению к тем, кто находится ниже его на социальной лестнице. перед вышестоящими лицами робеет, лепетал даже перед своим собственным носом, потому что тот был выше его по званию.
нос
часть тела ковалёва, отделившаяся от хозяина. обладает собственным сознанием, умеет говорить и даже хмурить брови. набожен. некоторое время успешно дурачил окружающих, выдавая себя за статского советника, но провалился из-за плохо подделанных документов. нос успешен в делах благодаря своей наглости и слепоты окружающих, которые готовы принять даже нос, если он обладает чином.
иван яковлевич
цирюльник. неопрятный и грубый человек. склонен к пьянству
до ужаса боится привлекать к себе внимание властей, из-за чего даже готов оставить ковалёва без носа на всю жизнь.
образ города
санкт-петербург представлен во своем шумном и суетливом многообразии: везде люди, гомон, толкотня, но никому нет дела до человека и его беды. ковалев сталкивается с чудовищным равнодушием и цинизмом
горожане безразличны до слепоты: принимая нос за полноценного человека, они демонстрируют, что готовы принимать кого-угодно, лишь бы при нем был чин. на личность никто не обращает внимания, и все отношения в столице построены на формализме и расчете.
Несколько интересных сочинений
- Жизненный путь — это постоянный выбор сочинение 11 класс Выбор является символом свободы. Глубоко внутри нас есть жажда и потребность в независимости. При выборе всегда полезно следовать логике наших устремлений и позиций, чтобы мы могли быть ближе к цели.
- Анализ рассказа Бежин луг Тургенева 6 класс Иван Сергеевич был настоящим Сыном Отечества. В своих рассказах он всегда описывал красоту Русской природы. Произведение Бежин луг было написано для детской аудитории.
- Сочинение по картине Нисского Подмосковная зима (описание) Картина называется Подмосковная зима. И сразу рождаются вопросы — почему именно Подмосковная? Чем она отличается от Московской или какой-либо другой? Ответы находятся в идее художника
- Сочинение по произведению Три товарища Ремарка Э. М. Ремарк вошел в историю своими произведениями на околовоенную тематику. Быть точным, благодаря произведениям о Первой мировой войне.
- Сочинение Война в истории моей семьи В нашей стране нет ни одной семьи, где бы ни чтили память героев Великой Отечественной войны, унесшей жизни миллионов советских людей. Эта война оставила не заживающий след в истории каждой семьи
Повесть “Нос” входит в третий цикл произведений Н. В. Гоголя под названием “Петербургские повести”. Перед читателем предстает столица Российской империи Петербург. В повести жизнь людей в своих типических проявлениях раскрывается при помощи приемов сатиры, гротеска.
Краткое содержание повести Гоголя «Нос»
Последний прием часто строится на сочетании реальных признаков жизни и фантастического их восприятия.
Что реальное мы видим в повести? Перед нами Петербург, Невский проспект, по которому снуют люди. А вот и главный герой, майор Ковалев, франт и модник, ищущий в столице тепленькое местечко. Ничего фантастического!
Сплошная проза жизни!
Фантастика начинается в тот момент, когда майор на Невском проспекте вдруг увидит. свой нос! Герой ошарашен, изумлен! Да и как не испытать этого, если его собственный нос “был в мундире”, разъезжал на извозчике, молился в церкви. Ковалев “чуть не сошел с ума”.
Он преследует свой нос, пытается уговорить его вернуться на место. Да где там! Нос ведет себя независимо и принадлежность майору Ковалеву отрицает.
Тайна захватывает читателя буквально с первой фразы, о ней постоянно напоминается, она достигает кульминации, а разрешения этой тайны нет. Таинственным является не только отделение носа, но и то, как он существовал самостоятельно. Думаете, в финале повести мы узнаем, чем закончилась эта занимательная история?
Нет! Финал повести сохраняет фантастическую интригу: “Но здесь происшествие закрывается туманом, и что далее произошло, решительно ничего не известно”.
Таким образом, могу сделать вывод, что фантастика и реальность идут в повести рука об руку и служат одному: нарисовать чудовищную власть чинопочитания, показать всю нелепость человеческих взаимоотношений в условиях деспотическо-бюрократической субординации, когда личность, как таковая, теряет всякое значение.
Характеристика главных героев
В повести Гоголя всего несколько ключевых персонажей, но каждый из них может многому научить читателя. Можно составить следующую таблицу с характеристикой участников сюжета:
Платон Ковалев — асессор, человек невежественный, пустой и пошлый. Мечтает только о продвижении по службе и богатой невесте. На первом плане у этой личности — впечатление, которое он может произвести на больших шишек. По отношению к людям, находящимся ниже него по статусу, ведет себя высокомерно, если перед ним высокопоставленное лицо — старается угодить и начинает подлизываться. Любит называть себя кратко — майор.
Нос — часть тела асессора, сошедшая с лица своего владельца. Является отдельным героем, потому что обладает созданием, умеет разговаривать и хмуриться. Умен, притворялся статским советником, но был разоблачен из-за неудачно подделанных документов. Проворачивает свои дела благодаря людской слепоте. Окружение может воспринимать даже такой откровенный гротеск и принимать за своего столько странное создание, если оно имеет чин.
Иван Яковлевич — брадобрей, склонный к алкоголизму
Настолько боится, что на него обратят внимание власти, что даже готов лишить Ковалева носа на всю жизнь и разрушить его телесность.
Санкт-Петербург — город, представленный в олицетворенной форме и своем художественном своеобразии.
Особенности реалистического гротеска
В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.
Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».
«Нос» начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось «необыкновенно странное происшествие». Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку
Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию
По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с «величайшим усердием» и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.
Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести «Нос» этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то — в Таврическом саду. В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.
Анализ повести «Нос»
Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа. Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке. Что еще можно сказать, делая анализ повести «Нос»?
О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.
Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?
Анализ повести «Нос» Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть. Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя
Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале «Современник», в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени
Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале «Современник», в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.
Смысл
Гоголь показал нам типичных обывателей своего времени. Чиновники средней руки, лавочники, газетчики и прочие мещане представляют собой настоящий калейдоскоп грубости, пошлости, алчности и духовной немощности, которые писатель безжалостно клеймил большую часть своей жизни. Это и есть главная мысль повести «Нос» — осуждение реальных пороков общества посредством гротеска и фантастического допущения.
По мнению Гоголя, столица сосредоточила в себе самые худшие черты российской действительности, которые теперь стали настолько повседневными и обыденными, что представить жизнь России без них уже попросту невозможно. Основная идея Гоголя в повести «Нос» — это демонстрация того, что люди стали заложниками формализма и бюрократии, и теперь всякое существо оценивается только по мундиру, а не по своей сути.
Намеки гениального автора
В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение
Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина
Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.
Многие литераторы о — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.
«Нос» — это небольшая сатирическая история, которую Николай Васильевич Гоголь написал в 1833 году. Однако опубликовали повесть лишь в 1836 году, в журнале «Современник». Историко-литературный журнал «Московский наблюдатель», изначально собиравшийся напечатать гоголевское произведение, охарактеризовал его следующим образом: «плохое, пошлое и тривиальное». Пушкин же в свою очередь написал противоположное:«так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального».
Почему же великий писатель удостоился столь нелестной характеристики от «Московского наблюдателя», несмотря на то, что уже были изданы «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки»? В этом можно разобраться после того, как мы поймем содержание произведения. Итак, какова основная завязка сюжета повести «Нос».
Кратко о сюжете
С первых строк автор знакомит своего читателя с петербургским цирюльником (он же парикмахер) Иваном Яковлевичем, который к своему ужасу, за завтраком, обнаружил в свежеиспеченном хлебе человеческий орган – нос. Придя в недоумение, он решается на опрометчивый поступок – выкинуть нос с моста в воду.
В то же утро коллежский ассесор Ковалев, просыпаясь у себя дома, вместо носа на своем лице находит лишь пустое место. Едва опомнившись от такого фантастического и абсурдного происшествия, чиновник отправляется на поиски своего носа. Что у него из этого получится вы узнаете, когда прочитаете данную повесть полностью.
Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира
Разумихин был добродушным, простым оптимистом. Дмитрий с другом жили в тяжелых условиях. Герой брался за любую работу и не брезговал тяжелым трудом. Несмотря на свое тяжелое положение, парень всегда оставался в хорошем настроении. Дмитрий был физически силен.
Тщательно вымывшись и одевшись, он направился в гостиницу, в которой остановились мать и сестра Раскольникова. Дуня и Пульхерия Александровна встали рано и с нетерпением ждали его. Разумихин угрюмо поздоровался с ними, чувствуя неловкость, и начал отвечать на вопросы Пульхерии Александровны, которые «сыпались как град». Во время разговора Разумихин часто останавливал взгляд на Дуне.
Намеки гениального автора
В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение
Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина
Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.
Многие литераторы отмечали, что «Нос» — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.
Повесть «Нос» относится к жанру
фантастического реализма. Обращение к фантастике наиболее полно выражает всю абсурдность забот чиновника, не уходящих далее своего носа. В то время, как он должен все-таки заниматься делами простого народа.
Главной темой
повести можно назвать социальное неравенство и тему маленького человека, ставшую уже излюбленной Гоголем.
Н.В. Гоголь в своей повести поднимает такие проблемы
, как ограниченность обывательскими интересами, озабоченность мнением общества, безнравственность и лицемерие. Основная идея повести «Нос» заключается в том, чтобы подчеркнуть негативные черты общества Петербурга тех времен – трусливость перед вышестоящими и безнравственность. Автор не берет на себя ответственность за исправление общества, он только помогает определить проблемы. В повести отчетливо видно осознание автором того, что любые его действия для улучшения ситуации бессмысленны, и по этой причине он лишь обнажает уродливые изъяны общества. Повесть дает нужный эффект, и многие читатели узнают в ней себя или некоторых своих знакомых.
Николай Васильевич не скупится на различные выразительные средства
в данной повести. Он делает нос полноправным человеком и более того – использует гротеск для того, чтобы показать каких масштабов может достигнуть маленькая часть лица. Нос превосходит своего владельца, он занимает более высокое положение в социуме и намерен уехать за границу. Чего сам главный герой майор Ковалев пока не может себе позволить. Гоголь описывает майора как обычного провинциала, не имеющего образования. Круг его желаний не уходит дальше места вице-губернатора, и брака по расчету, а неуемный карьеризм делает майора жертвой своих же устремлений. Своеобразная попытка автора образумить Ковалева естественно не приводит к желаемому результату, ведь главная задача Гоголя состояла в том, чтобы показать комичность положения майора. Нос создавал маску успешности и благополучия, прикрывающую зависть, взяточничество, необразованность, тщеславие и преклонение перед чинами.
Сатирическая фантасмагория в повести гармонично совмещается со скучноватым повествованием о чиновно-бюрократическом Петербурге, удачно освещая проблематику произведения.
Проблематика повести Николая Гоголя «Нос»
Литературное произведение Гоголя под названием “Нос”, известное своим абсурдным сюжетом, было написано в 1832-1833 годах. Впервые ее опубликовали на страницах “Современника” в 1836 году.
Если кратко упомянуть сюжет повести, то нос коллежского асессора Ковалева отделяется от него самого и целый день живет своей жизнью. На следующий день ном опять появляется на своем месте, как ни в чем не бывало. Для чего же Гоголь использовал такой абсурд в своем произведении?
Нос — это символ имиджа, славы, уважения со стороны окружающих. Иногда он важнее, чем внутренний мир человека. Ковалев, бегая в поисках своего носа, сталкивается с тем, что его не признают без его выдающегося органа на лице. Ему отказывают в помощи — редактор газеты отказывается подать объявление о пропаже носа. Мол, это негативно повлияет на репутацию издания. Частный пристав также отказывается помочь Ковалеву и бурчит, что порядочные люди держат свой нос при себе. Они не ходят неизвестно где, ведь там им могут оторвать нос. В конце концов эту неугомонную и неуловимую часть тела поймал полицейский и доставил его к дому Ковалева.
О чем говорит автор в этой повести? Он размышляет о том, насколько легко ошибиться и упасть в грязь лицом, избавившись от своего имиджа. Также он заявляет, что глуп тот человек, который оценивает людей по внешности
Общество ценящее человека за его карьерный рост или профессиональные заслуги, не имеет ничего общего с образованностью и мудростью Сначала важно смотреть в душу человека. Пословица “встречают по одежке, провожают по уму” — тому
Часто мы оцениваем человека по внешности, не зная, какой он на самом деле. Чтобы подробно узнать его внутренний мир, необходимо хоть немного с ним пообщаться. Тогда уже можно делать выводы о человеке. Судить о нем только по внешним признакам — глупо. Мы не имеем права говорить, что кто-то красив, а кто-то — нет, потому что понятие красоты у каждого крайне субъективно. То, что некрасиво одному, понравится другому.
человека, что, встречаясь с высокопоставленными чиновниками, человек волей-неволей прогибается, хочет подлизаться, прогнуться, получить какую-нибудь выгоду благодаря своему “любезному” поведению. Следует помнить, что насколько бы высоко не забрался человек, насколько богатым и успешным он бы не был — сегодня у него есть все, а завтра может пропасть все. Чиновники, политики — это такие же люди, как мы с вами, и ранг не имеет значения. Почему некоторые из нас уверены, что имеют право пренебрежительно относиться к личностям без определенного места жительства, или к людям с инвалидностью, с дефектами внешности? Они все — такие же люди, просто у каждого жизнь складывается по-своему. Человеку не дано знать, где он будет и будет ли вообще.
В повести нарушена также проблема борьбы человека с обществом за свою личность. Ковалев пытается найти свой нос и прилепить его на место, чтобы опять стать тем самым человеком, каким он был до потери носа. Мы так боимся стать не такими, отойти от шаблона, потому что общество раскритикует нас. Этого не нужно делать, каждый в ответе сам за себя, а значит, и решать, как ему жить должен он сам.
В повести Гоголя нарушены также проблемы взяточничества высокопоставленных чиновников, невозможность народы выражать свои мысли и руководить страной, его зависимость от власти, которая уже зажралась и не желает менять жизнь своего народа в лучшую сторону.