«анализ эпизода «чичиков у коробочки»»

«чичиков у коробочки в роль эпизода в поэме мертвые души.»

Отношение к людям

Мертвые души становятся для Коробочки в один ряд с салом, мукой, медом и пенькой. Ей уже приходилось продавать все прочее (довольно выгодно, как мы знаем), а дело это для нее представляется неизвестным и новым. Здесь срабатывает стремление не продешевить. Гоголь пишет, что она «начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик». Помещица выводит из себя своей упертостью Чичикова, который уже было рассчитывал получить легкое согласие.

Здесь появляется эпитет, выражающий сущность не одной лишь Коробочки, но и целого подобного этой помещице, — «дубинноголовая».

Николай Васильевич поясняет, что ни общественное положение, ни чин не являются причиной данного свойства. Явление «дубиноголовости» является весьма распространенным. Его представителем может быть даже государственный, почтенный человек, который выходит на деле «совершенная Коробочка». Автор поясняет, что суть этой черты в том, что если человек взял себе что-то в голову, его никак не пересилишь, независимо от количество доводов, ясных как божий день, от него все отскакивает, подобно тому, как от стены отлетает резиновый мяч.

Несколько интересных сочинений

Прекрасный живописец и портретист. Внебрачный сын прокурора Г.К. Криденера, родом из Тобольска. После болезни, перенесенной в детстве, у Перова ослабло зрение.

Произведение входит в состав прозаического сборника писателя под названием «Записки охотника», рассматривающего в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения в форме верности, глубины любовных чувств.

Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели.

Каждый год к нам приходит зима. Зимние развлечения отличаются от летних развлечений. Не всегда удается много проводить времени на улице. Нет возможности купаться и загорать.

Душевные силы – это источник жизни каждого человека. Люди обладают ими с рождения. Однако, это такое качество, которое нуждается в развитии. В течение жизни оно формируется в характер

Источник

Знакомство героев

Чичиков оказывается в поместье Коробочки случайно. По пути к Собакевичу его слуга заблудился на дороге, и им пришлось заночевать у неизвестной помещицы. Сначала слуга Коробочки не хотела докладывать хозяйке о незваных ночных гостях, но услышав, что Чичиков – дворянин, она сразу поспешила это сделать.

Через несколько минут Чичикова встретила сама хозяйка – Настасья Петровна Коробочка. К гостю она относится весьма уважительно. Героиня предлагает Чичикову поесть, выпить чаю, однако главный герой мечтает лечь спать, поэтому отказывается от ее предложения. Она заботливо предложила вычистить костюм Павла Ивановича, на что он соглашается.

Чичиков заснул на высокой и мягкой кровати и проснулся лишь поздним утром. Причиной его пробуждения были мухи, которые норовили залететь ему в рот, в уши, в глаза, в нос.

Вариант 2

Я считаю, что Чичиков, конечно, зря связался с этой Коробочкой, ведь по своей глупости она его и погубила. Но это ему наказание за его жадность и за, вообще, всю эту «схему». Правильно говорят, что с глупыми людьми лучше совсем не связываться!

Конечно, Коробочка под впечатлением от того, что Чичикова «занесло» к ней непогодой посреди ночи. В принципе, она проявляет гостеприимство. Чичиков решает совершить сделку, раз уж он попал сюда. В тексте отмечается, что церемониться с Настасьей Петровной он не собирался. Просто, например, французу этих тонкостей не понять! Но всё-таки Павел Иванович хвалил и её имя, и угощения… Кстати, только за завтраком они и знакомятся.

Начинает разговор Чичиков с комплимента её деревне — избы хорошие, мужики крепкие. На это хозяйка, конечно, возражает, что умерло много крепостных. Этого-то и ждёт Чичиков! Забавно, что хозяйка пугается, что он станет откапывать трупы, но Чичиков успокаивает её. В общем, Коробочка считает, что какой-то толк в этой сделке для Чичикова есть. И она ведь права! Чичиков, конечно, смеётся, но ведь у него есть причина, чтобы их покупать, пусть и на бумаге. Коробочка ставит покупку мертвых в один уровень с пенькой, боится, что гость обманет. Вдруг это новый товар, а она просто не в курсе. Боится продешевить!

Коробочка суеверна по своей глупости. Ясно, что вся эта сделка её пугает, но жадность побеждает. Она просит не поминать черта, кстати. Когда рассказывает про крепостных своих, благодарит Бога…

Чем дольше Чичиков пытается втолковать глупой женщине выгоду от сделки, тем больше он злится. Объясняет, что толку от мертвых ей никакого, а деньги – вот они, реальные! Называет её мысленно сначала тупоголовой, а после и дубиноголовой. Павла Ивановича в жар бросило, он устал от разговора, практически решил бросить всё это, когда вдруг Коробочка согласилась. Это она услышала, что он ещё может и «заказами» на крупу и прочее обеспечить. «Души» — товар непонятный, а крупа стабильна.

В эпизоде замечается, что иногда человек выглядит умным, имеет чин, должность, а по сути – Коробочка, то есть очень глупый, трусливый и жадный. С таким лучше совсем не иметь дела!

Характерные особенности персонажа

Продолжаем описывать такого персонажа, как Коробочка («Мертвые души»). Характеристика по плану дополняется следующими подробностями. Эту помещицу Гоголь включает в число небольших владельцев, которые жалуются на убытки и неурожаи и «несколько набок» держат голову, а тем временем набирают в «пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комода», понемногу деньжонки.

Манилов и Коробочка являются антиподами в некотором роде: пошлость первого скрывается за рассуждениями о Родине, высокими фразами о ее благе, а духовная скудость Коробочки предстает в естественном, ничем не прикрытом виде. Она и не претендует на культуру: во всем облике героини подчеркивается, прежде всего, незатейливая простота, которую имеет Коробочка. Характеристика героя «Мертвые души» показывает также, что эта незатейливость обнаруживается у Настасьи Петровны и в отношениях с людьми.

В описании комнат, приводящемся автором кратко, отмечается, что убранство их было старинное — полосатые старенькие обои, картины, изображающие птиц, маленькие старинные зеркала между окон, обрамленные рамками в виде листьев. За каждым из зеркал было заложено либо письмо, либо чулок, либо старая колода карт. Стену украшают часы с цветами, нарисованными на циферблате. Вот предметы, которые показываются во время непродолжительного визита Чичикова. Они говорят о том, что обитающие в комнатах люди обращены, скорее, к прошлому, чем к настоящему.

Экранизации

В 1960 году на кинопленку перенесли театральную постановку «Мертвые души» 1932 года. Режиссером картины выступил Леонид Трауберг. Воплощали идею Гоголя артисты Московского Художественного академического театра им. . Роль Коробочки досталась актрисе .

Спустя 8 лет, в 1968 году, к классическому сюжету обратился режиссер Александр Белинский. Экранизация вышла в эфир в рамках проекта «Театр на экране». Роль колоритной Коробочки исполнила актриса Клавдия Фадеева.

В 1984 году вышел сериал «Мертвые души», созданный по первому тому одноименного творения Гоголя. Сюжет фильма максимально приближен к первоисточнику. Роль помещицы сыграла актриса .

В 2005 году на телеканале «НТВ» состоялась премьера «Дело о «Мертвых душах». Сериал затрагивает и одноименное творение Гоголя, и несколько других произведений автора. Критики не оценили работу режиссера и высказались отрицательно. Роль Коробочки достала актрисе .

В фамилию героини в произведении Гоголя заложено скрытое значение. Исследователи творчества писателя утверждают, что персонаж стал своеобразной ловушкой (или коробочкой, из которой не выбраться) для Чичикова.

Иллюстрация к книге Гоголя «Мертвые души»

  • Главный герой купил у помещицы 18 душ за 15 рублей.
  • В отличие от остальных персонажей, пожилая помещица наизусть помнит имена умерших крестьян.
  • Отсутствие развития героини Гоголь отобразил с помощью мух. Несмотря на чистоту дома, вокруг персонажей постоянно летают насекомые, олицетворяющие застой и отсутствие развития.
  • Возможно, Коробочка страдает серьезным психологическим заболеванием. В хозяйстве помещицы ничего не пропадает, даже шипящие часы и древние неизвестные портреты. В психологи такое явление называют патологическое накопительство.

Первое впечатление Чичикова

Коробочка Настасья Петровна — это помещица, которая является вдовой одного очень бережливая и хозяйственная женщина, уже пожилая.

Деревушка ее небольшая, но в ней все исправно, процветает хозяйство, которое приносит хороший доход. Выгодно отличается Коробочка от Манилова: она знает по именам всех принадлежащих ей крестьян (цитата из текста: «…знала почти всех наизусть»), о них отзывается как о прилежных работниках, занимается самостоятельно хозяйством.

Поведение этой помещицы, обращение «батюшка» к гостю, стремление ему услужить (поскольку Чичиков представился дворянином), как можно лучше устроить на ночлег, попотчевать — это все черты, характерные для помещичьего класса в провинции. Не столь подробен портрет Коробочки, как портреты остальных помещиков. Он как бы растянут: сперва Чичиков услышал голос старухи-служанки («хриплый бабий»), потом появилась другая женщина, помоложе, но очень похожая на нее, и вот, наконец, когда его проводили в дом и он уже осмотрелся, входит и сама барыня Коробочка («Мертвые души»).

Характеристика портретная героини следующая. Ее автор описывает как пожилую женщину, в «спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее». Цитатная характеристика Коробочки («Мертвые души») может быть продолжена. Николай Васильевич подчеркивает в образе помещицы старость Коробочки, по тексту дальше Чичиков называет про себя ее прямо — старухой. Особенно не меняется утром этой хозяйки. Из ее образа исчезает лишь спальный чепец.

Коробочка именно такова, поэтому главный герой сразу же отбрасывает церемонии и приступает к делу.

Покупка мёртвых душ

Диалог о купле-продаже длится долго, и, наконец, гость, не задумываясь над своими словами, говорит, что хотел было покупать у Коробочки «хозяйственные продукты», так как ведёт «казённые подряды». Тогда на старушку снисходит просветление. Чичиков и сам не понял, почему это сказал, но Настасья Петровна сразу переменилась. До этого она боялась, что продажа душ может обернуться убытками или другими неприятностями. Ей даже пришло в голову, что для продажи нужно будет «откапывать из земли» умерших людей.

Наконец, беседа начинает принимать выгодный оборот для обоих. Чичиков предлагает Коробочке целых 15 рублей, и она понимает, что сделка должна быть выгодной, однако всё ещё опасается надувательства со стороны гостя. Старуху волнует не моральный аспект дела, а то, что оно может принести убытки. С помощью этого эпизода Гоголь демонстрирует, что его современники ради наживы не останавливались ни перед чем. Даже умерших крестьян можно купить и продать, главное, чтобы устраивала цена.

К концу беседы герой почувствовал, что с него течёт пот, настолько утомила его непонятливая помещица. Отправившись в гостиную, Чичиков открыл свою шкатулку, достал гербовую бумагу и начал писать. Когда пришла Коробочка, Павел Иванович попросил у неё список мужиков. Оказалось, что она не ведёт записей, зато помнит всех по именам и прозвищам. Хозяйка расписалась на бумаге, после чего пригласила покупателя отобедать. На столе стояла разнообразная снедь:

Лепёшки были с разными припёками: с луком, творогом, маком, сняточками. Были на столе и другие кушанья, но Чичиков ограничился пирогом и блинами. После обеда он поспешил уехать, хотя старуха уговаривала его не спешить и всё напоминала, чтобы гость не забыл про подряды. Чтобы визитёры не заблудились, помещица отправила с ними девочку, да попросила не завозить её, потому что однажды такое уже случилось.

Визит Чичикова к помещице Коробочке (по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»)

В поэме Гоголя «Мертвые души» очень верно подмечены и описаны образ жизни и нравы помещиков крепостников. Рисуя образы помещиков: Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича и Плюшкина, автор воссоздал обобщенную картину жизни крепостной России, где царил произвол, хозяйство находилось в упадке, а личность претерпевала нравственную деградацию. После написания и публикации поэмы Гоголь сказал: «“Мертвые души” произвели много шума, много ропота, задели за живое многих и насмешкою, и правдою, и карикатурою, коснулись порядка вещей, которые у всех ежедневно перед глазами… она (поэма) поселила во всех отвращение от моих героев и от их ничтожности…»

Третья глава поэмы посвящена визиту к помещице Коробочке. Автор так описывает Коробочку: «Женщина пожилых лет, в каком‑то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки… а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки…» Фамилия героини метафорически выражает сущность ее натуры, бережливой, недоверчивой, боязливой, суеверной. Имя и отчество Коробочки – Настасья Петровна

напоминают сказочную медведицу и указывают на «медвежий угол», где она живет. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость. Вещи в доме Коробочки выражают, с одной стороны, ее наивное представление о пышной красоте, а с другой – ее скопидомство и ограниченный круг домашних развлечений (гадание на картах, штопанье, вышивание и стряпня). Всю жизнь она занимается накопительством и скопидомством; даже угощая Чичикова, выставляет на стол только мучные блюда, так как они дешевле. Коробочка не имеет претензий на высокую культуру, как Манилов, она не предается пустым мечтам, все ее мысли и желания вертятся вокруг хозяйства. Крепостные крестьяне для нее, как и для всех помещиков, – товар. Поэтому Коробочка не видит разницы между душами живыми и мертвыми. Коробочка говорит Чичикову: «Право, отец мой, никогда еще не случалось продавать мне покойников».

Коробочка знает цену «копейке», поэтому так боится продешевить в сделке с Чичиковым. Все доводы последнего разбиваются о ее «дубиноголовость» и жадность. Она ссылается на то, что хочет дождаться купцов да узнать цены. Коробочка опасается, как бы Чичиков не обманул ее, хочет выждать, чтобы «как‑нибудь не понести убытку», может быть, эти души в хозяйстве пригодятся. Ведь «товар такой странный, совсем небывалый» (она сначала думает, что Чичиков намерен выкопать мертвых из земли). Коробочка собирается подсунуть Чичикову вместо мертвых душ пеньку или мед. Цены на эти продукты она знает.

В образе Коробочки заключен тип омертвевшего в своей ограниченности человека. На принижение образа работает даже главная положительная черта помещицы, ставшая ее отрицательной страстью, – торговая деловитость. Каждый человек для нее – это прежде всего потенциальный покупатель. Небольшой домик и большой двор Коробочки символически отображают ее внутренний мир – аккуратный, крепкий; и всюду мухи, которые у Гоголя всегда сопутствуют застывшему, остановившемуся, внутренне мертвому миру

Гоголь вместе с тем обращает наше внимание на то, что эта помещица сама ведет хозяйство, а крестьянские хаты в ее деревне «показывали довольство обитателей»

Коробочка решает продать мертвые души из страха и суеверия, когда Чичиков посулил ей черта и чуть ее не проклял. Сомнения (не продешевила ли она?) вынуждают ее отправиться в город, чтобы узнать настоящую цену на столь странный товар. Едет Настасья Петровна в тарантасе, похожем на арбуз. Это еще один аналог ее образа наряду с комодом, шкатулкой и мешочками, полными денег… Нищая духом и разумом, Коробочка не видит ничего, что лежит за пределами ее имения. Художественные детали (вид имения, дома, интерьеры, вещи и т. д.) говорят о хозяине больше, чем его поступки. Образ Коробочки великолепно символизирует общественный уклад, где придавалось существенное значение соблюдению формы, где живую душу ради впечатления благополучия старались умертвить.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: