Образ коробочки из романа «мёртвые души»

Деревня собакевича

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить.
Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность.
Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость.
Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

Описание усадьбы

Ноздрев показал Чичикову все, что у него только было в деревне. На все это ушло примерно два часа. Причем показал он и лишнюю территорию, ему не принадлежавшую.

В первую очередь Ноздрев отвел Чичикова в конюшню, в которой только и были две кобылы и один «неказистый» жеребец, который, по словам помещика, стоил целых десять тысяч. Остальные стойла были пусты, хотя, как отмечал герой, раньше там были такие же «хорошие лошади». Здесь же, в конюшне, был козел.

Затем Ноздрев повел гостя смотреть на свою гордость – волчонка, который находился на цепи. Герою нравилось иметь «совершенного зверя».

Помимо волчонка Ноздрев гордился своими собаками. Это были собаки всех возможных пород, автор подробно описывает их

Особое внимание писатель уделяет кличкам, среди которых были обругай, припекай, стреляй и многие другие. Находились животные в «красивом маленьком домике, окруженным большим загороженным со всех сторон двором»

Был в деревне Ноздрева и пруд. В этом пруду, как рассказывал Ноздрев, была настолько большая рыба, что ее с трудом могли вытащить двое человек.

Стояла недалеко мельница, которая оказалась сломанной. Ноздрев показывает и ее.

Все это время герои шли «гадкою дорогой»: это было поле, состоящее из кочек, которое нужно было переходить различными перелогами и нивами

Под ногами было полно воды, из-за чего Чичиков сначала пытался идти осторожно, но позже шел уже не разбирая

Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

После Манилова Чичиков поехал к Коробочке. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа» (с. 420), между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор» (с. 421), за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья» (с. 421), которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками» (с. 421), причем на одном их из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились» (с. 421), а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

Сразу видно, что Коробочка — хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями» (с. 419). На стенах висели картины с «какими-то птицами» (с. 419), а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире» (с. 420), между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев» (с. 419), а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате» (с. 419).

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она — обобщенный образ бережливых, а следовательно и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

Павел Иванович Чичиков попадает к помещице Коробочке в неурочный час, сбившись с дороги, да еще и вывалявшись в грязи при падении с брички. Лошади, управляемые не совсем трезвым кучером Селифаном, буквально врезаются в забор ее дома.

Образ Коробочки весьма интересен. Настасья Петровна Коробочка дает приют запоздалым путешественникам, так как Чичиков представляется дворянином, что производит благоприятное впечатление на вдову-помещицу. Давайте кратко рассмотрим визит Чичикова к Коробочке и краткую характеристику Коробочки.

Литература

«Мертвые души». Коробочка

Следующая помещица, которую навестил
Чичиков в поисках мертвых душ,- Коробочка. Она была женщиной пожилых лет, бережливой, собирающей
всякий хлам, вроде распоротого салопа. Взору Чичикова в комнате, которую ему отвели, предстал среди других картин «портрет Кутузова и писанный масляными
красками какой-то старик с красными обшлагами на
мундире, как нашивали при Павле Петровиче». Время
для Коробочки замерло и остановилось сразу после
1812 года. Оглядевшись, Чичиков заметил, что деревня
у Коробочки немаленькая, обитатели довольны, тес на
крышах новый, ворота не покосились.

«Мертвые души». Коробочка. Художник П. Боклевский

Дом у Коробочки
небольшой и крепкий. Но во всем мире Коробочки, увиденном через вещи, обстановку, описания усадьбы, нет
никакого движения. Да и сама Коробочка на редкость
туповата, туго соображает. Однако Настасья Петровна
довольно деловита, знает, как торговать, и боится продешевить. Она себе на уме. Недаром, когда пришлось совершать купчую на выторгованные Чичиковым мертвые
души, она, приехав в город, тут же поинтересовалась,
почем же они ходят.

Эта отрицательная страсть — мелочная бережливость, торговая деловитость без широкого размаха, без созидательной цели — поглотила душу
Коробочки и стала властвовать над ней. Поэтому «на
бесконечной лестнице человеческого совершенствования» Коробочка стоит очень низко и никуда ей уже не
подняться. Но даже эта тупоумная деловитость своей отчетливостью ставит Настасью Петровну все-таки выше

Значение образа

Так зачем Н. В. Гоголь посвятил целую главу образу Коробочки? В своих лирических отступлениях он доказывает типичность данного персонажа. Он называет ее одной из тех, что «плачутся на неурожаи», а сами «набирают понемногу деньжонок».

Настасья Петровна ограничена, она живет в своеобразной «коробочке», поэтому фамилия героини оказывается говорящей. Она зациклена на получении прибыли, именно с этой целью она и ведет хозяйство. Героиня глупа и необразованна. Как пишет автор, если Коробочка зарубила что-то себе на носу, то уж это «ничем не пересилишь».

Писатель не зря дает такое краткое описание внешности героини, для него было важно подчеркнуть типичность этого образа. Делает он это и в лирических отступлениях: «иной и почтенный, и государственный даже человек, а на деле выходит совершенная Коробочка»

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны
Усадьба помещицы
Характеристика Коробочки
Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный «герб» Коробочки — это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным «хозяйственным овощем», а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка («Мертвые души»). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка («Мертвые души»). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.

Небогатая помещица, «коллежская регистраторша» Коробочка спокойно живет в своем маленьком домике, и вся ее жизнь заполнена лишь заботами о хозяйстве. Узенький дворик Коробочки полон птицы и всякой другой домашней твари, а за двориком тянутся пространные огороды, в которых есть фруктовые деревья, «накрытые сетями для защиты от сорок и воробьев», Деревенька у нее «не маленькая» и содержится в порядке. Коробочке известны цены на мед, сало и пеньку, и она хорошо знает, когда их можно выгоднее продать.

Коробочка крайне ограниченна. Она знает, как сохранить от воробьев и сорок фруктовые деревья, но никак не может сообразить, для чего потребовалисьЧичикову «мертвые души», тем более, что никакого проку в них она не видит. Чичиков справедливо называет ее «крепколобой» и «дубинноголовой». Не разбираясь в планах Чичикова, она все же прекрасно понимает, что платить подать за умерших невыгодно, и в конце концов идет на сделку. Постоянно жалуясь на неурожаи и убытки, Коробочка между тем набирает понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки. В один из них она отбирает «целковики», в другой — «полтиннички», в третий — «четвертачки» и прячет их в комод, в котором, на первый взгляд, кроме белья и ночных кофточек, ничего нет.Коробочка невежественна и крайне суеверна. Она, например, не сомневается, что «если загадать на картах после молитвы», то обязательно приснится «окаянный» с длинными «бычачьими рогами».

Примитивность этой «бедной вдовы» отражается в ее манере говорить. С первобытной простотой она заявляет Чичикову: «Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи!» Когда Чичиков, покупая мертвые души, не вытерпел и стал повышать тон, она в страхе воскликнула: «Ах, какие ты забранки пригинаешь!»Патриархальностью веет от домашней обстановки Коробочки. В ее комнатах все больше старинные предметы: портрет старика с красными обшлагами на мундире, «какие нашивали при Павле Петровиче», старинные маленькие зеркала с темными рамками, старые часы с шипеньем вместо боя, старая колода карт. Ни в чем нет даже слабого намека на живую жизнь и серьезные интересы.

Но, может быть, Коробочка с ее ограниченностью и невежеством -лишь редкое явление провинциальной глуши?Гоголь с грустью заключает: нет. Убожество, свойственное Коробочке, страсть к деньгам, стремление к наживе, корысть, тупость и невежество — это черты, типичные не только для Коробочки, но и для различных слоев господствовавшего класса вообще, для его верхушки. «Может быть, — пишет Гоголь, — станешь даже думать: да полно, точно ли Коробочка стоит так низко на безконечной лестнице человеческого совершенствования? » Гоголь подчеркивает этим широкую типичность Коробочки.

В третьей главе поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголь знакомит читателя с помещицей Настасьей Петровной. Характеристика Коробочки помогает автору постепенно реализовывать замысел своего произведения, переходя от невинных образов к более ничтожным.

Покупка мертвых душ

Самым ярким эпизодом третьей главы, посвященной Коробочке, является покупка Чичиковым мертвых душ у героини.

Как только Коробочка узнает, что гость – «покупщик», она сразу предлагает ему купить у нее пеньку. Она жалеет, что уже продала мед, который, вероятнее всего, Чичиков у нее купил бы.

Однако главный герой предлагает ей другой вариант: выкупить у нее крестьян, которые уже умерли, и тем самым уменьшить ее затраты.

Героиня долго не может понять, как же это возможно. Она ограничена, живет далеко от города, в «порядочной глуши», где полностью посвятила себя хозяйству, поэтому не может понять, что покупка эта будет лишь на бумагах, покойников не нужно будет «откапывать из земли».

Чичиков, понимая, что ему придется долго объяснять Коробочке свой план, предлагает ей пятнадцать рублей за сделку. Героиня поняла, что «дело, точно, как будто выгодно». Тогда Коробочку начал волновать другой вопрос: как бы ей не продешивить и не потерпеть убытка, ведь она никогда раньше не занималась продажей мертвых душ и не знает их расценку. Н. В. Гоголь показывает, что она готова продать все, что может принести прибыль, даже мертвые души.

Долгие разговоры и «дубинноголовость» Коробочки начали выводить Чичикова из терпения, он даже называет героиню собакой на сене, которая сама сена не ест и другим не дает. Поэтому он решается пойти другим путем: Чичиков говорит, что хотел помимо душ купить и хозяйственные продукты. Это повлияло на дальнейший ход событий. Надеясь на то, что главный герой скупит у нее и пеньку, и крупу, сало, и перья, она соглашается продать покойников за пятнадцать ассигнаций.

Торговля с Коробочкой сильно вымотала героя, он думает про себя, что эта старуха его уморила. Чичиков чувствовал, что «весь в поту, как в реке».

Данная статья, в которой описана встреча главного героя «Мертвых душ» с помещицей Настасьей Петровной Коробочкой, поможет написать сочинение «Чичиков у Коробочки».

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы августа для 9 класса:

Анализ «Анна на шее» Чехов

Краткое содержание «Юность»

Анализ «Хамелеон» Чехов

Краткое содержание «В людях»

Краткое содержание «О дивный новый мир»

Краткое содержание «Первая любовь»

«Белые ночи» очень краткое содержание

«Крыжовник» очень краткое содержание

Краткое содержание «Мои университеты»

Краткое содержание «Бедные люди»

Деревня

Внутренний мир Коробочки отражает ее хозяйство. У нее «хорошенькая деревенька». Все в ней аккуратно и крепко: и дом, и двор. Подчеркивается замкнутость Коробочки, ее недалекость и упрямство, мелочность, животную ограниченность интересов исключительно собственным хозяйством. Ее соседям Гоголь дал фамилии Бобров, Свиньин. Даже местоположение села Коробочки (в стороне от столбовой дороги, в стороне от настоящей жизни) указывает на невозможность ее исправления и возрождения. В хозяйстве Коробочки «индейкам и курам не было числа». По фольклорной традиции птицы, упоминаемые в связи с Коробочкой (индюки, куры, сороки, воробьи, голуби), символизируют глупость, бессмысленную хлопотливость.

Описание образа с цитатами

Полное имя героини — Настасья Петровна Коробочка, является одинокой вдовой, коллежской секретаршей (ее муж был коллежским секретарем). Неизвестно, есть ли у Коробочки дети. Из других родных у Коробочки есть сестра, живущая в Москве.

Коробочка — больная старуха. Она жалуется на бессонницу и боли в разных местах:

“… Бессонница. Все поясница болит, и нога, что повыше косточки, так вот и ломит. Дай бог, чтобы прошло. Я‑то смазывала свиным салом и скипидаром тоже смачивала…”

О внешности старушенции известно следующее:

“… вошла хозяйка, женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее…” 

“…Она была одета лучше, нежели вчера, – в темном платье и уже не в спальном чепце, но на шее все так же было что-то навязано…”

Настасья Петровна является мелкой, но зажиточной помещицей. Она владеет 80 крепостными душами:

“…одна из тех матушек, небольших помещиц…”

“…Душ-то в ней, отец мой, без малого восемьдесят…”

“…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…”

Несмотря на это, любит прибедняться и жаловаться на жизнь:

“… да вот беда: урожай плох, мука уж такая неавантажная…” 

Коробочка является хорошей хозяйкой. Она следит за тем, чтобы ее гость Чичиков был сыт, а его одежда — вычищена:

“… платье, уже высушенное и вычищенное, лежало возле него…” (служанка Коробочки вычистила платье Чичикову)

“… теста со вчерашнего вечера еще осталось, так пойти сказать Фетинье, чтоб спекла блинов; хорошо бы также загнуть пирог пресный с яйцом, у меня его славно загибают…”

“…У вас, матушка, блинцы очень вкусны, – сказал Чичиков…”

Коробочка — бережливая старуха:

“… бережлива старушка, и салопу суждено пролежать долго в распоротом виде, а потом достаться по духовному завещанию племяннице внучатной сестры вместе со всяким другим хламом…”

Она содержит свое имение в порядке. Ее крестьяне живут не в самых плохих условиях:

“… Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие…”

Помещица знает наизусть имена почти всех своих крестьян. Это говорит о том, что женщина серьезно занимается своим хозяйством:

“…помещица не вела никаких записок, ни списков, а знала почти всех наизусть…”

Бойкая и самостоятельная Коробочка отстаивает свои права, подает просьбы в суд и т.д.:

“… случится в суд просьбу подать, а и не на чем…”

Когда нужно уладить какие-то разбирательства, Коробочка задабривает чиновников (“подмасливает”):

“… Да заседателя подмаслила…”

Будучи опытной торговкой, Коробочка старается выгодно продать Чичикову свои “мертвые души”:

“… Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят…” (о мертвых душах)

“… лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам…”

Настасья Петровна — упрямая и глупая старуха:

“…«Ну, баба, кажется, крепколобая!» – подумал про себя Чичиков…”

“…Эк ее, дубинноголовая какая! – сказал про себя Чичиков, уже начиная выходить из терпения…”

“…Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь; сколько ни представляй ему доводов, ясных как день, все отскакивает от него, как резинный мяч отскакивает от стены…”

“…чиновники увидели только, что Коробочка была просто глупая старуха…”

Коробочка — подозрительная, недоверчивая женщина:

“…Она видела, что дело, точно, как будто выгодно, да только уж слишком новое и небывалое; а потому начала сильно побаиваться, чтобы как-нибудь не надул ее этот покупщик…”

Помещица вляется неразвитой личностью, по мнению автора:

“… точно ли Коробочка стоит так низко на бесконечной лестнице человеческого совершенствования?…” (Гоголь о Коробочке)

Коробочка верит одновременно и в Бога, и в черта:

“… С нами крестная сила! Какие ты страсти говоришь! – проговорила старуха, крестясь…”

“…да, видно, в наказание-то Бог и наслал его. Такой гадкий привиделся; а рога-то длиннее бычачьих…” (о черте)

На досуге она гадает сама себе на картах:

 “… Вздумала было на ночь загадать на картах после молитвы…”

Это была цитатная характеристика Коробочки в поэме “Мертвые души” Гоголя: описание внешности и характера героини.

Гоголь наделил Коробочку говорящей фамилией и раскрыл её настоящую сущность. Отсутствие нравственных начал у «людей – коробочек», жажда накопления, приводит к вырождению личности и их души становятся «мёртвыми».

Характеристика (таблица) Коробочки

Внешность Настасьи Петровны
Усадьба помещицы
Характеристика Коробочки
Отношение к предложению Чичикова

Это пожилых лет женщина, с фланелью на шее, в чепце.

Небольшой дом, старые обои, старинные зеркала. Ничего даром не пропадает в хозяйстве, о чем свидетельствует сеть на деревьях, а также чепец на чучеле. Коробочка всех приучила к порядку. Огород ухожен, двор полон птицы. Избы крестьян хоть и поставлены врассыпную, но при этом показывают достаток обитателей, как следует поддерживаются. Эта помещица знает все о каждом крестьянине, при этом не ведя записок, наизусть помнит также имена умерших. Своеобразный «герб» Коробочки — это комод, в котором из приоткрытых ящиков высовывается индейка, свинья, петух. Второй ряд ящиков наполнен различным «хозяйственным овощем», а из нижних торчит множество мешочков.

Практична, хозяйственна, знает цену деньгам. Скупая, бестолковая, дубинноголовая, помещица-накопительница.

Прежде всего, интересуется, зачем понадобились Чичикову мертвые души. Боится при сделке продешевить. Точно знает, сколько умерло крестьянских душ (18). Смотрит на мертвых людей, как на пеньку или сало: вдруг пригодятся в хозяйстве.

Вам была представлена помещица Коробочка («Мертвые души»). Характеристика с цитатами этой героини может быть дополнена. Представляются весьма интересными отрывки, посвященные убранству комнат, ведению хозяйства, договору с Чичиковым. Понравившиеся цитаты можно выписать из текста и дополнить ими данную характеристику. Мы же лишь лаконично описали такую героиню, как Коробочка («Мертвые души»). Характеристика кратко была представлена с тем, чтобы вызвать у читателя желание самостоятельно ее продолжить.

Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Сочинение: Описание и характеристика усадьбы Плюшкина в поэме «Мертвые души» (Н.В. Гоголь)

(358 слов) Плюшкин – последний помещик, имение которого посещает Чичиков. По мнению автора, герой находится на низшей ступени деградации личности. Плюшкин — мёртвая душа. Он потерял интерес к жизни, перестал следить за собой и за своей усадьбой

Описание интерьера, состояние поместья важно для более глубокого раскрытия этого образа

У Плюшкина, как и у Чичикова, имеется предыстория. Раньше герой был примерным семьянином, ответственным хозяином. Его хозяйство процветало, все жили в достатке. Однако в связи с трагическими событиями (смерть жены) Плюшкин совершенно утратил интерес к жизни. По-иному стала выглядеть и усадьба.

Все имение находится в полуразрушенном состоянии, везде беспорядок, грязь. Крестьянские дома трудно назвать пригодным местом для обитания людей. Они выглядят ветхими, хрупкими (Чичиков на всех строениях заметил «какую-то особую ветхость»), в некоторых даже не нет окон. Много в имении Плюшкина выглядит давно заброшенным: две церкви(«опустевшая деревянная» и «испятнанная, истрескавшаяся»), заборы, ворота. Господский дом, как и сам хозяин, походил на что-то дряхлое, бесформенное, старое (Чичиков при первой встрече долго не мог определить пол у существа, стоящего перед ним). В этой обстановке всеобщего отмирания лишь один сад, который находился за господским домом, напоминал о том, что некогда в имении процветала жизнь. Сад можно сравнить с портретной деталью Плюшкина – глазами, которые еще «не потухнули».

Несмотря на то, что у Плюшкина было около 1000 душ крепостных, хозяйство его не приносило уже давно материальную выгоду. Со временем Плюшкин стал скупым, от него отвернулись все покупатели. Однако помещик все еще требовал от своих крестьян интенсивной работы, и труд их гнил из-за того, что продукты не использовались, а хранились за семью замками. Плюшкин жестоко относится к своим крестьянам. Он держал их в «черном теле»: у них одна пара сапог на всех, подчиненные всегда были вынуждены терпеть от хозяина оскорбления и унижения.

Господский дом, как и всё вокруг, становится воплощением дряхлости, безжизненности. Помещения все холодные, окна заколочены, дневной свет почти не поступает внутрь. В комнате валяется мусор, который бережно хранит помещик.

Таким образом, усадьба Плюшкина отражает потухшую жизнь героя. Он обитает в полуразрушенном, опустевшем поместье, где всё вокруг утратило следы процветания. Трудно сказать, что когда-то в этом месте кипела жизнь. И снаружи, и внутри дома беспорядок, запустение, дряхлость. Плюшкин давно не занимается своим хозяйством, поэтому всё вокруг приобрело такой мрачный, потухший вид.

Заключение

Говоря кратко: старуха-помещица – дама сердца Чичикова, его женский двойник, матушка-Богиня. Оба одинаково мертвы даже друг для друга – не видят один другого в упор за коммерческими устремлениями.

Почувствуй заезжий делец Коробочке родственное начало – мог бы и предвидеть роковой для него поступок чертовой бабушки. Страх продешевить погонит ее в город для выяснения «установленных» цен на мертвые души. Так и вскроется авантюра господина Чичикова.

«Мертвые души» — классика российской литературы, пьеса, которую известный писатель Николай Васильевич Гоголь задумал для отображения грандиозной панорамы российского общества чиновников и помещиков, включая все его моменты, особенности и парадоксы. Центральной проблемой данного произведения является неизбежная гибель духовной «составляющей» людей и расцвет тех самых основных представителей российских сословий помещиков тех времен. Автор изображает внутренний и внешний облик прочного помещичья и продажности, также здесь присутствует неприкрытое высмеивание пагубных страстей российского чиновничества.

В самом названии произведения наглядно демонстрируется его неоднозначное значение. «Мертвыми душами» можно назвать не только умерших крестьян, но и других, фактически живых персонажей поэмы. И именно такие определения как жалкие, ничтожные, пустые и, непосредственно, «мертвые» душонки даёт им сам Н.В. Гоголь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: