Образ настеньки в повести достоевского «белые ночи»

Образ коробочки из романа «мёртвые души»

Характеристика героини

Настасья Петровна, она же Коробочка — один из ключевых персонажей Гоголевских «Мёртвых душ». Она наделена судьбой помещицы, которая потеряла своего мужа; является второй «продавщицей» крестьян. Её натура полна корыстолюбия, по сущности Настасья Петровна подлинная крохоборка, видящая потенциальных клиентов-покупателей в каждом прохожем

Именно Чичиков первым обратил внимание на деловитость в торговле и неприкрытую глуповатость по жизни в облике этой помещицы. Невзирая на то, что Коробочка не только безупречная хозяйка, но и умелица извлекать выгоду отовсюду, ведь идею покупать «мертвые души» она вовсе не сочла странной

Более того, она проявила инициативу лично изучить нынешние цены на умерших крестьян, лишь бы не продешевить и не остаться «с носом». Спокойная жизнь Коробочки полна лишь беспокойством о домашних делах, «небольшом» хозяйстве. Зато кто, как ни Коробочка знаком с ценами на продукты как мед, сало, пенька, а все ради того, чтобы повыгоднее их перепродать.

Принадлежащих ей мертвых крестьянских душ сама Коробочка знает наизусть. Сделку, оговорённую с Чичиковым Настасья Петровна согласилась заключить только после его обещания приобрести её хозяйственные принадлежности.

Центральная идея этого персонажа — максимально накопить и приумножить свои и без того небольшие богатства. Собственно, на то она и названа Коробочкой. У Настасьи Петровны находятся в распоряжении примерно восемьдесят крестьянских душ, а жизнь её словно ограничена тонкой скорлупой, которая разграничивает её маленький личный мирок от реального внешнего мира. Все накопленные ею имущества, хозяйка с особой тщательностью бережёт и прячет все по мешочкам и в комодах. И даже учитывая изрядный достаток и изобилие в жилище, она остаётся любительницей надавить на жалость и поплакать над убытками. На вопрос Чичикова о том, как там продвигаются дела у соседних помещиков, упоминая и Манилова, и даже Собакевича, Коробочка же умело изображает абсолютную неосведомлённость о существовании таких личностей, словно ни разу и имён их не слышала.

Коробочка чересчур суеверная представительница помещичья. К слову, она никогда не усомнится в том, что загаданное на картах после произнесённой молитвы непременно сбудется.

Отношение Коробочки к продаже мертвых душ

ОТНОШЕНИЕ КОРОБОЧКИ К ПРОДАЖЕ МЕРТВЫХ ДУШ Когда Чичиков предложил ей продать своих мертвых душ, она сначала не поняла, как можно их вообще продавать, они же мертвые. Коробочка так же была удивлена, как и Манилов, которому Чичиков предложил сделку. Она жила в небольшом домике, во дворе которого было полно птиц и всякой другой домашней твари: «индейкам и курам не было числа», между ними гордо расхаживал петух; тут же были и свиньи. Дворик «переграждал дощатый забор», за которым шли огороды с капустой, свеклой, луком, картофелем и другими овощами. По огороду были рассажены «кое-где яблони и другие фруктовые деревья», которые были накрыты сетками для защиты от сорок и воробьев; с этой же целью на огороде стояло несколько чучел «на длинных шестах с растопыренными руками», причем на одном из них был надет чепец самой помещицы. Избы крестьян имели хороший вид: «изветшавший тес на крышах везде был заменен новым, ворота нигде не покосились», а в крытых сараях стояла одна, а где и две запасные телеги.

Сразу видно, что Коробочка – хорошая хозяйка. Неутомимо хлопотливая, она противопоставляется Манилову. Ее крестьяне живут хорошо, «довольствуются», так как она заботится о них и о своем хозяйстве. Также она имеет хороший ухоженный огород, на котором стоят чучела, которые отгоняют вредителей. Помещица настолько заботится о своем урожае, что даже одевает на одного из них свой собственный чепец.

Что касается внутреннего убранства помещения, то комнаты Коробочки были скромными и достаточно старыми, одна из них «была обвешана старенькими полосатыми обоями». На стенах висели картины с «какими-то птицами», а между ними висел портрет Кутузова и «писанный масляными красками какой-то старик с красными обшлагами на мундире», между окон находились старинные маленькие зеркала с темными рамками в виде «свернувшихся листьев», а за каждым зеркалом было заложено или письмо, или старая колода карт, или чулок. Также на стене были часы «с нарисованными цветами на циферблате».

Как видим, жизнь Коробочки буйная, насыщенная, но она низшая, так как находится на уровне животного (многочисленные птицы) и растительного (цветы на циферблате, «свернувшиеся листья» на зеркалах) мира. Да, жизнь кипит: гость проснулся из-за нашествия мух, часы в комнате испускали шипение, двор, наполненный живностью, аж гудел; утром индюк через окно что-то «заболтал» Чичикову. Но жизнь эта низкая: портрет Кутузова, героя, который висит на стене в ее комнате, показывает нам, что жизнь Коробочки ограничивается рутинной хлопотливостью; в лице генерала мы видим другой мир, полностью отличающийся от мелкого и ничтожного мира помещицы. Она живет замкнуто в своей усадьбе, как в коробочке, и ее домовитость со временем перерастает в скопидомство. Коробочка стремится извлечь пользу из всего, очень боясь продешевить в каком-то незнакомом, неизведанном деле. Таким образом, она – обобщенный образ бережливых, а, следовательно, и живущих в довольстве, вдов-помещиц, туго соображающих, но умеющих не упустить свою выгоду.

Среди помещиков, которых посетил главный герой поэмы Гоголя Павел Иванович Чичиков в поисках своего необычного приобретения, была одна женщина.

Образ и характеристика Коробочки в поэме «Мертвые души» позволяют представить, как жили в глубинных, спрятанных территориях России прошлого, укладе и традициях.

Характеристика и образ Настеньки в повести «Белые ночи»


«Белые ночи»- это одна из самых ранних повестей Федора Достоевского, в которой он попытался отразить всю жизнь, все переживания небогатых людей, всю их тяжесть пребывания в этом жестоком мире, всю глубину их душ. Героиня повести Настенька вовсе не похожа на всех типичных героинь Федора Михайловича. Знакомясь с творчеством Достоевского, многие заметили, что он зачастую описывает главных героинь, как вялых, тяжелых на подъем дам с признаками некой аморфности и пустоты. Здесь же Настенька активная, молодая, полная сил идти вперёд девушка. В повести героиня появляется сразу после того, как автор знакомит нас с Мечтателем. Молодой человек обнаруживает возле моста брюнетку, которой и оказывается Настенька. На том самом мосту в Петербурге, девушку начал преследовать настырный мужчина, от которого и Мечтатель огладил юную красавицу. Так и завязалось их знакомство. Так и зародилось его светлое чувство. В течение всего произведения чувствуется насколько несоответствие яркой и заметной во всех смыслах слова Настеньки серому и дождливому Петербургу.

При знакомстве с Мечтателем, главная героиня поведала ему, что является сиротой, воспитываемой бабушкой. К ней в дом приходили преподаватели, но у Настеньки так и не проснулась тяга к учебе. Она в течение повести находится в некотором заточении у своей бабушки, которая очень боится потерять свою воспитанницу. У Настеньки возникают чувства к квартиранту, с которым она готова идти хоть на край света, но он не торопит события

Он просто пожалел девушку, всю свою молодость она вынужденную сидеть возле бабушки, а Настенька, увидев в нем своего спасителя, неосторожно в него влюбилась. Целый год она преданно ждёт его

Достоевский показывает нам насколько целеустремленная и, в то же время, наивная главная героиня. В характеристике Настеньки мы чётко прослеживаем твёрдый стержень в сочетании с утонченной и хрупкой наружностью. Девушка, начав общение с Мечтателем, сразу же понимает, что он влюблён в неё. Они много общались, делились своими переживаниями и историями про жизнь. Вскоре у Настеньки промелькнуло ощущение, что и Мечтатель ей не просто друг, тем более надежд на будущее с квартирантом у неё все меньше и меньше.

Автор описывает нам Настеньку как натуру крайне мягкую и нежную, отчасти с детскими повадками. Девушка действительно имеет большое сердце, ведь несмотря на сложности с квартирантом, она все же ждёт его и все ее мысли принадлежат ему. Увы, как бы Настенька не обманывала себя саму, она не смогла полюбить также сильно и искренне нового человека. Она приходит к выводу, что увлечение Мечтателем — это лишь желание забыться и абстрагироваться от своей настоящей любви. В Настеньке говорит обида за те напрасные надежды, что ей подарил квартирант. В том, как она оставляет Мечтателя и предаёт его, отражается вся ее боль, все переживания и осознание того, что для неё он был лишь человеком, помогающим забыть былое.

Читая произведение, как-то невольно относишься к образу Настеньки с большим пониманием. Девушка, увидевшая в квартиранте некое спасение, шанс на изменение жизни, избавление от посиделок возле бабушки, теряет все надежды. Так искренне она пыталась забыться с другим человеком, но все же не получилось. Настенька в финале пишет Мечтателю письмо со строками о прощении, и он, конечно же, не таит никаких обид.

Характер

Коробочка — очень хозяйственная помещица, полностью поглощённая ведением хозяйства. Она бережлива, аккуратна, заботится о крестьянах, управляет поместьем так, что у неё остаются на продажу излишки муки, мёда, крупы и т. п. Черты её характера неплохие:

  • она расчётлива;
  • практична;
  • бережлива;
  • деловита;
  • у неё практическая хватка.

Но замкнутый круг мелочных хозяйственных забот умертвил её душу. У неё нет живого хозяйственного ума, она просто знает, что нужно взращивать, продавать и покупать — и этой программе следует всю жизнь. У неё нет никаких духовных запросов, она не желает знать о том, что выходит за пределы её хозяйственных забот. Мышление этой помещицы ограничено, как и замкнутый круг её жизни. Перед читателем предстаёт мелочная, скупая, «дубинноголовая» помещица, которая «вся переселилась в хозяйственную жизнь».

Образ героини

К помещице Коробочке Павел Иванович Чичиков попал случайно. Он сбился с пути, когда пытался посетить имение Собакевича. Ужасная непогода заставила путешественника попроситься на ночлег в незнакомом поместье. Чин женщины – коллежская секретарша. Она вдова, живущая в своем имении. Про женщину немного автобиографических сведений. Неизвестно, есть ли у нее дети, но точно, что в Москве живет сестра. К ней и едет Коробочка после отъезда Чичикова. Старая помещица содержит небольшое хозяйство: примерно 80 душ крестьян. Автор описывает хозяйку и живущих в деревне мужиков.

Что особенного в образе героини:

Умение экономить.

Мелкая помещица раскладывает деньги по мешочкам, укладывает их в комод.

Скрытность.

Настасья Петровна не говорит о своем достатке. Она прибедняется, стараясь вызвать жалость. Но цель этого чувства – поднять цену на предлагаемый товар.

Смелость.

Помещица уверенно обращается в суд с просьбами решить ее проблемы.

Коробочка торгует тем, чем заняты ее крестьяне: мед, перья, пенька, сало. Женщину не удивляет желание гостя купить души людей, ушедших в загробный мир. Она боится продешевить. В помещице переплелись вера и безверие. Причем два противоположных чувства связаны так крепко, что сложно определить, где грань. Она верит в Бога и в черта. Помещица после молитвы раскладывает карты.

“Я простая девушка, я мало училась…”

Настенька – красивая семнадцатилетняя девушка с черными кудрявыми волосами и черными глазами. Она очень юна и очень трогательна. Описывая свою героиню, автор часто употребляет слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Они не только показывают нежное отношение писателя к Настеньке, но и подчеркивает ее юность, а также некоторую ребячливость и инфантильность.

Федор Михайлович не дает подробного портрета героини, как обычно бывает в его произведениях. Вероятно, это потому, что мы видим Настеньку глазами Мечтателя, а для него внешность девушки не так уж важна. Он скорее воспринимает ее как некое воплощение очарования, ума и искренности – всего того, что он угадал в девушке почти с первого ее слова, хотя и не отличается общительностью и обширными знакомствами.

Настенька «Белых ночей» – сирота, то есть лицо, как мы бы сейчас сказали, социально незащищенное. Она не чувствует поддержки от близких, ей, по сути, трудно как-то решить свою судьбу. Девушку воспитывает бабушка с довольно радикальными взглядами на воспитание. Внучку бабушка держит при себе, приколов ее одежду к своей с помощью булавки. Эта булавка – знак неуважения и недоверия старушки к своей внучке. Настенька все время ощущает это недоверие, чувствуя себя уязвленной и униженной. А какой позор она переживает, когда эту булавку замечает чужой человек – один из жильцов, квартирующих у Настенькиной бабушки!

Вариант 4

«Коробочка» — это новелла, написанная Николаем Гоголем в 1831 году. В ней описывается история молодого человека, который приезжает в город и знакомится с таинственной женщиной, предлагающей ему купить коробку, которая обещает принести ему богатство и успех.

Однако этот предмет оказывается проклятым, и его владелец попадает во все большие неприятности. Каждый раз, когда он открывает коробку, ему приходят на ум мысли о жадности, которые постепенно превращают его в жестокого и эгоистичного человека.

Кроме того, Гоголь использует коробку как символ жадности и скупости: вместо того чтобы ценить то, что у него есть, герой стремится получить всё больше и больше, не задумываясь о последствиях своих поступков.

Таким образом, «Коробочка» Гоголя является рассказом о том, как желание богатства и славы может привести к разрушению личности и потере человеческих качеств. Герой новеллы становится жертвой своих собственных амбиций и жажды материального благополучия, и в конечном итоге его страсть к коробке приводит к трагическому финалу.

Любимые занятия

Бабушка – особа богомольная, однако не прочь погадать после вечерней молитвы. Любит пожаловаться на жизнь: Чичикову наутро рапортует о бессоннице и ломоте в ноге, сетует на неурожаи, потери ценных работников, «неавантажную» из-за неурожая муку.

Вся целиком в хозяйстве: гостеприимно приютить именно дворянина, продать что-то, выпросить гербовой бумаги на всякий случай, вкусно угостить полезного человека – использует любые возможности увеличить достаток.

Отличается трепетным отношением к вещам: мелкие предметы и бумаги закладываются за рамы зеркал – так что взгляд «залипает» на стенах. Видит и замечает все привычное и устоявшееся, а «новое и небывалое» вводит ее разум в состояние ступора.

Популярные сегодня темы

На протяжении существенной части своей жизни я потакал другим людям, мне казалось, будто такое поведение является действительно верным, а также нужно непременно делать как все и тогда будет и чувство общности и нечто правильное

Наступает осень, и герои рассказа жалеют об уходящем лете. Рассказ идет от лица автора, который вспоминает необычный осенний подарок, принятый от внука лесника Вани. Молодая березка, по словам Вани

Жизнь человека неразрывно связана с литературой и книгами. За свою жизнь мы успеваем прочесть множество самых разных произведений. Какие-то из них нравятся нам, другие

«Мороз Иванович» была напечатана в 1841 году. Одна из известнейших сказок Владимира Одоевского. Являясь писателем эпохи романтизма, он выпустил множества сказок, которые актуальны по сегодняшний день.

Комедийная пьеса в стихах «Горе от ума» создана Грибоедовым А.С. в 1823 году. Произведение повествует о быте и нравах московского высшего общества. Описываемые события происходят в период крепостного права.

Хозяйство Настасьи Петровны

Одинокая женщина хозяйничает лучше встречаемых в поэме мужчин. Описание деревушки не пугает, как у Плюшкина, не удивляет, как у Манилова. Дом господ ухожен. Он небольшой, но крепкий. Собаки лаем встречают гостей и предупреждают хозяев. Автор описывает дома крестьян:

  • избенки крепкие;
  • выстроены врассыпную;
  • постоянно ремонтируются (изветшавший тес поменян на новый);
  • крепкие ворота;
  • запасные телеги.

Коробочка следит за своим домом и за избами крестьян. В поместье все заняты делом, нет тех, кто слоняется между домами. Помещица знает, когда точно, к какому празднику будет готово сало, пенька, мука или крупа. Несмотря на недалекий ум, кажущуюся глупость Настасья Петровна деловита и бойка, направлена на выгоду.

Встреча Чичикова с Коробочкой

Чичиков встречается с помещицей совершенно случайно во время его поездки от Манилова к Собакевичу. Была плохая погода, день уже заканчивался. Охотник до «мертвых душ» начинает плутать, пока не добирается до ближайшего незнакомого поместья.

Здесь проживает одинокая вдова, помещица Настасья Петровна – коллежская секретарша.

Чичикову пришлось попроситься переночевать в имении у Коробочки, представившись дворянином. Коробочку это подкупило, и она приняла гостя у себя в доме радушно и гостеприимно.

Так происходит их встреча и знакомство. Других биографических данных автор читателю не предоставил.

Мы никогда не узнаем, были ли у Коробочки дети, семья. Узнаем только, что есть сестра, проживающая в столице. У старушки во владении есть совсем маленькое хозяйство. Крестьян около 80 душ всего.

Гоголь во всех подробностях описывает жизнь Коробочки и мужиков, проживающих в деревне.

Сочинение про помещицу Коробочку

Поэма Гоголя может читаться на самых разных уровнях, автор вложил множество различных смысловых слоев в свое творение. Если смотреть на Коробочку поверхностно, то перед нами сатира на тупость и патриархальный уклад, пародия на ограниченность личности и чрезмерную практичность, героиня, удивляющая собственной простотой.

Гоголь подчеркивает простоту Коробочки в ее речи, которая полна простыми и даже примитивными выражениями и как бы наивно нага. Так без всякого стеснения могут говорить только дети или малообразованные люди. Помещица не отличается возвышенным умом, но она обладает довольно ценными практическими познаниями, эти детали тоже отмечены, к примеру, сетки, которые сохраняют фруктовые деревья.

Таким образом, Гоголь описывает фигуру приземленного народа, простого народа без романтизации. Этот народ в действительности может быть нелепым и грубым, сидеть и рассуждать куда докатится колесо, знать как выгоднее купить и продать. Этот народ нечего не представляет помимо собственного маленького мирка и не собирается оттуда выбираться, погрязнув в болоте банального и примитивного существования.

Если смотреть на Коробочку в контексте символического ряда, который предлагает автор, то эта героиня предстает своеобразной мистической фигурой, которая олицетворяет собой таких мистических героев как Баба-Яга. Поездка к Коробочке связана для Чичикова с образами гибели и загробного опыта. Перед приездом он падает в землю (образ погребения), когда просыпается – на лице сидят мухи (как на трупе) и если проследить по тексту, то Гоголь практически в каждой фразе дает подобные намеки.

Коробочка, подобно волшебной старухе из русских сказок, обитает на отшибе и связана с потусторонними силами. В таком прочтении причитания, приметы, в которые она верит (загадывать на картах, например) и детали интерьера (к примеру, карты для гадания) получают совершенно новое прочтение и становятся своеобразными атрибутами волшебницы.

Также Коробочка является единственной женщиной-помещицей и ее фигура выделяется из общей канвы помещиков, благодаря чему ее образ становится более интересным и уникальным.

Сочинение Гармония человека и природы

Природа – матушка, кормилица, без неё человеческое существование будет под угрозой. Она вбирает в себя миллионы живых существ, все экосистемы планеты – это её богатство.

Сочинение Кто такой настоящий читатель рассуждение

Чтение в жизни любого образованного умного человека занимает важное место. Без знаний, полученных из книг, невозможно формирование личности

Зачем нужно читать? Чтение обогащает нашу внутреннюю духовную жизнь

Особенности композиции романа Лермонтова Герой нашего времени

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» увидел свет в 1840-м году. Произведение написано в пяти частях. Пять отдельных повестей объединяет главный герой — Печорин

Меню статьи:

Образ помещицы Настасьи Петровны Коробочки удачно дополняет коллаж характерных типов помещиков. Нельзя сказать, что она наделена отрицательными качествами, но и причислить ее к приятным личностям нельзя.

Несмотря на всю сложность ее личности, на фоне всех остальных помещиков она выглядит одной из самых привлекательных в плане ведения хозяйства и отношения к крепостным.

Значение портретной характеристики

Портрет Коробочки в «Мертвых Душах» немногословен, он совершенно незначителен. Автор дает буквально пару предложений, пару деталей, чтобы описать внешность героини. Эта сдержанность и скупость на описание обусловлена тем, что Н. В. Гоголь хотел передать то, что образ Коробочки далеко не индивидуализирован, он типичный для того времени.

Такие вот женщины в спальных чепцах и фланелью на шее только выглядят бедно. Однако они принадлежат к тем, кто плачется на убытки и неурожай, а сами накапливают постепенно деньги, причем они их прячут в мешочки.

Автор говорит, что Коробочка является одной из таких «матушек». То есть она принадлежит к такому типу помещиц, однако она не единственная, кто ведет такой образ жизни.

Н. В. Гоголем тщательно описываются составляющие гардероба таких женщин. Кажется, что в комоде у них нет ничего, кроме белья, ночных кофточек, нитяных моточков, а также распоротого салопа, который потом можно превратить в платье, если прежнее «поизотрется».

И даже сами вещи любят таких хозяек, они не рвутся, не изнашиваются. Так и пролежит этот салоп до конца жизни помещицы и даже перейдет по наследству в чужие руки. Потому что такие старушки очень бережливы. Салоп, которым никогда не пользовались, является своеобразным символом скупости.

Награждая Коробочку отсутствием внешности как таковой, Н. В. Гоголь обезличивает ее, полностью стирая лицо героини. Делает он это для того, чтобы другие женщины-помещицы, схожие характером с Коробочкой, подошли под описание данного образа. Это подчеркнутая типичность такого типа людей.

Коробочке уделяется целая третья глава произведения, в которой лишь два предложения неинформативно описывают внешность. Отсутствие лица говорит о том, что не внешность является главной чертой при описании данного типа людей, а их душевные качества и образ жизни.

Данная статья поможет написать сочинение «Внешность Коробочки», поможет понять значение портретной характеристики данной героини и показать, с какой целью Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души» дает такую немногословную характеристику.

Посмотрите, что еще у нас есть:

для самых рациональных —

Краткое содержание «Мертвые души»

для самых нетерпеливых —

Очень краткое содержание «Мертвые души»

для самых компанейских —

Главные герои «Мертвые души»

для самых занятых —

Читательский дневник «Мёртвые души»

для самых любопытных —

Анализ «Мёртвые души» Гоголь

для самых крутых —

Читать «Мертвые души» полностью

Тест по произведению

  1. /19

    Вопрос 1 из 19

Самые популярные материалы августа для 9 класса:

Краткое содержание «Первая любовь»

Краткое содержание «Мои университеты»

Анализ «Хамелеон» Чехов

Краткое содержание «В людях»

Краткое содержание «Убить пересмешника»

«Крыжовник» очень краткое содержание

Анализ стихотворения «Заметался пожар голубой» Есенина

Краткое содержание «Анна на шее»

Анализ «Анна на шее» Чехов

«Белые ночи» очень краткое содержание

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Литературный эксперт
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: